О ТВОРЧЕСТВЕ из первых рук. Взгляд композитора …просто, доступно, жизненно…

Екатерина Левченко

В книгу вошли лучшие статьи и посты из авторских блогов #НЕпсихологияМУЗыкальногоТВорчества и #ДневникМузыканта. Блоги рождались online, при взаимодействии с читателями. В этой книге вы найдёте ответы на те вопросы, которые волнуют всех творческих людей, и прежде всего – музыкантов… Что такое творчество? Как рождается музыка? О чём думает композитор, когда сочиняет? Книга будет интересна тем, кто не живёт по шаблонам и всегда находится в поиске нестандартных решений.

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Часть 1: НЕпсихология МУЗыкального ТВорчества

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О ТВОРЧЕСТВЕ из первых рук. Взгляд композитора …просто, доступно, жизненно… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1: НЕпсихология МУЗыкального ТВорчества

О ЧЁМ ТВОЯ МУЗЫКА?

Среди ваших знакомых наверняка есть люди, которые что-то создают, что-то творят, нечто мастерят, делают своими руками или своим талантом. Талант — вообще непонятное слово. Почему у одного он есть, а у другого одни пирожки в голове? М? Считается. что… «вот тебе повезло, у тебя есть талант. А у меня нет. А как ты музыку сочиняешь? И вот о чём ты думаешь, когда пишешь? Оно как-то само в голове звучит или как?» Каждый композитор готов будет вас растерзать за эти глупые вопросы. Ведь всё понятно! Всё просто! Я просто беру и пишу. И всё!

Но вот в чём загвоздка: я и сама до конца не могу вам объяснить КАК это происходит. В двух словах это невозможно передать. Кроме того, это, видимо, индивидуально у каждого творца, неважно — великого или начинающего.

Есть ещё одна деталь: Как только начинаешь нечто выражать словами — оно тут же ускользает от тебя и становится чем-то иным. Это как яркий прожектор, который своей яркостью убивает всю красоту. И волшебство — оно ведь и существует только в дымке загадочности, недосказанности. «О чём твоя музыка? Что ты тут представляешь? О чём хочешь „сказать“ слушателю? Там какая-то идея есть?» Да, иногда там действительно есть идея.

Набор этих идей может быть авторским (своим, индивидуальным), заимствоваться из классики (например, бетховенское «от мрака к свету»), либо придумываться прямо на ходу после того, как прозвучал этот вопрос и ты понимаешь, что идея просто обязана быть… А ты так просто сел за рояль (гитару, комп…) и написал музыку, которая написалась)))

Самый большой смех у композиторов вызывают попытки музыковедов и авторов аннотаций ПРИДУМАТЬ (надумать, додумать, присочинить…) художественный образ к НЕпрограммному произведению. Например: здесь непрерывное движение шестнадцатых напоминает бурный поток реки… или… форшлаги в высоком регистре — это имитация пения птиц… Даже если оно так и было… НО! Товарищи, какие птички в сонате? Какие ручейки в этюдах? Нет, нет и нет!

Не спрашивайте, о чём музыка. Просто постарайтесь проникнуться ею, поймать «волну», настроение. За отличную мелкую технику вас будут хвалить педагоги-технари.

Композитору же этого мало. Он заставит вас вывернуть душу наизнанку, пока вы не добьётесь нужного звука, точного настроения, нужной энергетики.

ИХ МОЖНО УЗНАТЬ ПО ВЗГЛЯДУ…

Если ты случайно зайдёшь в комнату (класс, кабинет…), где человек что-то творит и уже несколько часов подряд, и весьма увлечённо… то ты это сразу поймёшь. Стоит только мельком поймать этот взгляд. Эти глаза… Они кажутся безумными. Они где-то не здесь, будто человек «на своей волне» или где-то в космосе… Он ничего и никого вокруг не замечает.

Когда я была ещё студенткой и жила с родителями, то моим любимым занятием было сочинять. Все выходные. День и ночь напролёт. Пара чашек чая и тишина — вот всё, что мне было нужно. Независимо от того, звучит ли музыка в голове или бегает в пальцах, ты просто не можешь остановиться, пока всё это не запишешь. Если не поймал момент, не успел записать — всё, пропало… Поэтому как только приходит ЭТО ощущение — бросай всё и беги к роялю, хватай кусок салфетки и рисуй нотный стан.

Посмотрите на фото знаменитых музыкантов. Ясное дело, что многие фото — позёрство. Но бывает, что и нет. Человек, увлечённый своим делом — это часто яркая личность с сильной харизмой.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Расскажу на своём примере — сочинение музыки. Хотя, это может быть и другое творчество. Почему ты это делаешь? С чего это началось? Какой был первый толчок к действиям? Просто однажды ты пробуешь это сделать. Пытаешься написать свою мелодию, спеть свою песню, а может быть «снять» чужую музыку, которая понравилась… Или вдруг в голове возникает маленький стишок — и ты его записываешь.

Есть несколько категорий людей. Одни творят втихаря))) Никому ничего не показывают, ни с кем не обсуждают, ни у кого не просят совета. Сидят себе тихо-скромно и шаг за шагом пишут свои нотки. И с каждым разом получается всё лучше. И это затягивает, увлекает. Напишешь, казалось бы, какую-то бирюльку, а потом переигрываешь её весь день.. и не надоедает! Кайфуешь сам от своего творения и думаешь: «неужели это я такое могу сделать, классно получилось»)))

Есть другие люди. Они постоянно сомневаются в своих силах. Покажут одному-двум людям свой «шедевр» — и ждут одобрения. И вот тут есть опасность, ловушка.

Если попадутся НЕ ТЕ советчики или рьяные критики, то творчество человека может на этом этапе и остановиться. Можно советоваться, но нельзя целиком и полностью зависеть от чужого мнения. Думайте, с кем вы советуетесь. Что умеет этот человек? В каком стиле он работает? Имеет ли он вообще отношение к творчеству (хоть какому-нибудь) и т. д.

А бывают графоманы. Пишут много и бестолково, считают себя непризнанными гениями. Случай редкий, но тяжёлый. И таким хоть говори мнение, хоть не говори — им всё до лампочки. Обычно это просто период увлечения каким-то делом. И со временем проходит. Человек просто переключается на что-то новое.

С чего начинается творчество? Расскажу, как было у меня…

Музыкальная школа с четырёх лет. Хор. Концерты на сцене. С 8—9 лет какие-то стихи (к сожалению не сохранились). И бесконечная музыка, музыка, музыка… Снимала песни с магнитофона. Колледж. Невнятные попытки сочинения на обязательных (по программе) уроках с педагогом. И всё это было НЕ творчество. Но это были первые маленькие крупинки, которые всё-таки были.

А после колледжа — работа в музыкальной школе. После напряжённого графика учёбы, к которому привык, вдруг попадаешь в вакуум. Появляется много свободного времени. ТАК МНОГО, что просто некуда себя деть. и вот тогда, в 19—20 лет, началось моё настоящее творчество.

Первые песни, романсы, инструментальные пьесы… Сейчас смешно и даже стыдно это кому-то показывать. Но это рост, начало роста. Всегда начинайте с чего-то понятного, удобного и небольшого. Как это происходит? Я делаю себе чай. Хороший крепкий чёрный чай с сахаром. Как я люблю. Выпиваю пол кружки очень горячего чай, потом начинаю писать музыку. А когда заканчиваю работу — допиваю оставшийся чай, уже холодный. Такая привычка. Почти ритуал))) А вот когда непосредственно сидишь и пишешь (за столом или за инструментом — не важно), то главное не останавливаться. Не прекращать работу до тех пор, пока не иссякнет творческая мысль. Пиши, пока пишется! Ясное дело, что есть всякие домашние дела-заботы и родственники, каждые пол часа предлагающие посмотреть кино или покушать. Просто спокойно говорите «нет, спасибо, я занят (-та), не отвлекайте меня…". И продолжайте писать.

Бывают периоды особого рвения. Когда сутками торчишь в рояле и ночами не спишь. И музыка всё крутится и крутится в голове. И тебе не хочется ни есть, ни спать, ни говорить… Только творить. Это такая потребность высказать, вылить, выплеснуть себя в музыку (живопись и любой другой вид искусства). Нет, это не болезнь и не фанатизм. Просто все мы так устроены. Сначала думаем, настраиваемся, а потом отдаём миру то, что должны отдать — своё искусство.

ТРУДНОСТИ

«Вы не задумывались, что с талантом бог даёт и другие трудности, которые музыканты должны пройти?» / Вопрос задал Ильнур /

А вы не задумывались, что бог всем нам даёт трудности? Каждому свои… Это наш путь, который мы должны пройти. Это обстоятельства, которые мы должны пережить. Это катастрофы, после которых к людям приходит ощущение хрупкости и бесценности жизни, а также понимание действительно важных вещей. Мы спим. Мы спим наяву. Живём на автопилоте, делаем что-то по привычке. Так не должно быть. Поэтому судьба пихает нас в спину, ставит подножки… делает всё, чтобы мы очнулись и задумались: кто мы? Для чего живём? Какие у нас таланты? У каждого свой талант, свой дар, своя миссия, свой крест. А мы забываем об этом и просиживаем часы возле телевизора с его негативными новостями, навязчивой рекламой и лживым прогнозом погоды)))

Проанализируйте: за последнюю неделю сколько вы сделали СВОИХ дел и сколько ЧУЖИХ. Бывают такие маленькие просьбы, вроде «ой, помоги распечатать», «да мне тут одну задачку по гармонии», «сходи туда, сделай это…».

И отказать вы не можете, потому что это родные или друзья, или просто действительно надо помочь человеку…

Главные трудности для любого музыканта — это:

— найти своего гуру, педагога, наставника, вдохновителя… Того, кто двумя короткими фразами перевернёт ваш мозг, поможет найти направление. Это может быть не постоянный преподаватель по специальности. Это может быть случайная беседа, метко сказанное слово, что называется «в яблочко». Найдите своего гуру.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Часть 1: НЕпсихология МУЗыкального ТВорчества

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О ТВОРЧЕСТВЕ из первых рук. Взгляд композитора …просто, доступно, жизненно… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я