Газета «Уральский университет» как источник по изучению студенческой повседневности периода «оттепели» (1956-1964)

Екатерина Карманова, 2019

Данная книга представляет собой научное исследование, объектом которого является газета «Уральский университет». Вы сможете изучить историографию по данной теме, познакомиться с результатами источниковедческого и контент-анализа, а также рассмотреть студенческую повседневность периода «оттепели». Книга будет интересна широкому кругу читателей: историкам, которые занимаются изучением повседневности или образования, студентам, которые пишут курсовую или дипломную работу по смежной теме, социологам, журналистам и просто тем, кто любит читать научные произведения.

Оглавление

  • Введение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Газета «Уральский университет» как источник по изучению студенческой повседневности периода «оттепели» (1956-1964) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

В настоящее время история повседневности как направление научного исследования пользуется особым вниманием историков и социологов. Изучение обыденных практик людей позволяет определить, как быт и образ жизни влияют на сознание конкретного индивида и на развитие истории, что и привлекает ученых в истории повседневности.

Исследование повседневности молодежи также имеет большую популярность. Причина этого заключается в том, что в XXI веке роль молодежи как активного участника экономических, политических и иных процессов резко возросла. Юноши и девушки 16–25 лет стали той категорией населения, от которой зависит процветание страны.

Изучением студенческой повседневности, в частности обыденных практик молодежи периода «оттепели», занимались многие ученые. Работа в данном направлении началась еще в 1960-е гг. Историки изучали процесс становления и развития комсомольских организаций, выявляли причины девиантного поведения молодежи[1].

В 1990-е гг. на первый план вышли исследования, направленные непосредственно на анализ образа жизни и обыденных практик студентов периода «оттепели». Одним из самых фундаментальных исследований по данному вопросу является книга В. И. Соколова «История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI века»[2]. Ученый акцентирует внимание на том, что система навязывала молодежи облегченные, ненаучные представления о быстром построении коммунистического общества.

В настоящее время историки рассматривают повседневность молодежи с позиции «микроистории», то есть изучают образ жизни отдельных представителей молодежи, а также молодежных групп[3]. Такой подход позволяет детально изучить все аспекты повседневности, а также проверить, имеет ли повседневность молодежи периода «оттепели» региональную специфику.

Несмотря на широкую историографию по данному вопросу, в исторической науке отсутствует подробная характеристика студенческой повседневности периода «оттепели», что препятствует пониманию тенденции развития молодежи. Помимо этого, студенческая повседневность периода «оттепели» ранее не подвергалась детальному исследованию с помощью газеты — данный исторический источник выступал лишь в качестве вспомогательного элемента источниковой базы.

В процессе исследования были изучены научные труды по источниковедению, истории высшего образования и студенчества в СССР в 1956–1964 гг. и материалы по повседневности периода «оттепели». В первую очередь были проанализированы исследования по источниковедению, в частности работы М. Н. Тихомирова и Л. Н. Пушкарева.

М. Н. Тихомиров является специалистом в области истории и культуры России X–XIX веков. В 1940 г. была опубликована его книга «Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.», которая стала первым советским учебным пособием по источниковедению. М. Н. Тихомиров разработал типовую классификацию исторических источников. В данной классификации периодическая печать относится к письменным источникам, что предполагает особую специфику работы с данными документами[4].

Другую классификацию источников — видовую — предложил Л. Н. Пушкарев, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник-консультант ИРИ РАН. Видовая классификация отдельно выделяет такой вид источников как материалы периодической печати[5]. В работе предполагается придерживаться именно такой концепции, так как она включает в себя методику работы с газетами как с историческим источником.

В ходе исследования была рассмотрена историография изучения периодической печати. Ее условно можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.

В дореволюционный период всего лишь несколько ученых занимались рассмотрением истории и тематики периодической печати в России. Особого внимания заслуживают научные труды «Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати: 1703–1903 гг.»[6] и «Самодержавие и печать в России»[7]. Также исследователи публиковали работы по смежным темам — например, по истории прессы.

Важно отметить, что в данный период проводились исследования отдельных видов периодической печати, например, сатирической печати. А. Н. Афанасьев провел масштабное изучение сатирической печати 1769–1774 гг.: его произведение вошло в историю как одно из лучших по данному вопросу, потому что ученый детально изучил тематику сатирической печати обозначенного периода[8].

В дореволюционный и в советский периоды вышли в свет работы М. С. Ольминского — литературного критика и историка литературы. Он изучал историю дореформенной печати и реформы в данной области[9].

Библиограф, академик П. П. Пекарский также внес вклад в исследование периодической печати. Он рассматривал историю печати на примере первых русских журналов («Ежемесячные известия»), попытался определить особенности периодической печати XVIII в. Примечательно, что именно П. П. Пекарский одним из первых дал характеристику роли личности в истории печати.

В целом изучение периодической печати в дореволюционный период проходило активно, учеными была изучена эволюция развития данного вида печати. Однако назвать их работы исчерпывающими нельзя, так как ученые использовали ограниченное количество методов исследования.

В советское время были написаны фундаментальные труды по истории периодической печати XVIII–XIX вв. Литературовед П. Н. Берков написал произведение «История русской журналистики XIX века». Через приму противостояния литературных изданий XVIII в. автор показывает, какие функции выполняли периодические издания Российской империи XVIII в., их роль в обществе[10].

Подробную характеристику периодической печати XVIII в. дала Л. Е. Татарина в монографии «История русской литературы и журналистики XVIII в.». Произведение ученого содержит биографий известных литераторов восемнадцатого столетия — М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Н. И. Новикова и других. При этом особое внимание Л. Е. Татарина уделяет роли публицистики в формировании общественных настроений[11].

Периодическая печать XIX века была проанализирована исследователем В. Г. Березиной. Она подробно рассматривает историю изданий, личности создателей статей[12]. Краткую характеристику периодических изданий последней трети XIX века дала Г. С. Лапшина в монографии «Русская периодическая печать 70-80-х гг. XIX века»[13]. В целом исследования периодической печати в советское время соответствовали политической идеологии Советского Союза, однако данное обстоятельство не умаляет их научной ценности, хотя и накладывает ограничения по работе с ними.

Современные исследователи также внесли вклад в изучение периодической печати. Стоит отметить труд Б. И. Есина «История русской журналистики (1703–1917)». Ученый охарактеризовал основные этапы развития периодической печати XVIII-начала XX вв[14].

Несмотря на то, что периодическая печать детально изучена в общероссийском масштабе, на уровне регионов научные исследования практически отсутствуют. В данной книге планируется решить эту проблему в отношении свердловской университетской печати периода «оттепели»: дать характеристику газеты «Уральский университет» и рассмотреть с помощью нее студенческую повседневность 1956–1964 гг.

Важно отметить, что в процессе работы над исследованием были изучены труды по истории «оттепели» (1956–1964 гг.) в Советском Союзе. К таким произведениям относятся книги Л. М. Алексеевой и П. Голдберга «Поколение оттепели. Воспоминания»[15], Н. Б. Лебиной «Повседневность эпохи космоса и кукурузы: Деструкция большого стиля. Ленинград, 1950–1960 гг.»[16], А. Р. Медведева «Никита Хрущев. Отец или отчим советской «оттепели»?»[17].

Л. М. Алексеева была участницей правозащитного движения в СССР. В произведении «Поколение оттепели. Воспоминания», написанном в соавторстве с П. Голдбергом, она рассказывает про свое взросление, на которое повлияли происходившие в Советском Союзе события: сталинские репрессии, Великая Отечественная война и — главным образом — правление Н. С. Хрущева, «оттепель». Исследователь отмечает, что именно 1956–1964 гг. дали импульс для развития культуры и образования в СССР.

Произведение Н. Б. Лебиной «Повседневность эпохи космоса и кукурузы: Деструкция большого стиля. Ленинград, 1950–1960 гг.» посвящено анализу изменений советского быта в период «оттепели» в Советском Союзе. Автор использовала архивные документы, мемуары и материалы периодической печати при написании книги. Несмотря на то, что исследователь главным образом описывает повседневность жителей Ленинграда, книга представляет собой масштабную реконструкцию жизни советских людей в 1950-1960-х гг.

Историк А. Р. Медведев в книге «Никита Хрущев. Отец или отчим советской «оттепели»?» дает характеристику 1953–1964 гг., то есть правлению Н. С. Хрущева. Он отмечает достоинства и недостатки политики того времени, оценивает роль Н. С. Хрущева в самых масштабных событиях середины XX века и в истории Советского Союза.

Историю повседневности советских людей изучали и зарубежные ученые — например, американский историк Шейла Фицпатрик[18]. Ей принадлежит научный труд, посвященный жизни советского города в 1930-е гг. Ученый рассматривает стратегии и тактики выживания населения в стране с авторитарным политическим режимом.

Интерес представляют и работы Йохен Халльбек. Исследователь стал основателем нового направления в советской истории повседневности — «советской субъективности», задачей которой является изучение самосознания советских граждан. Й. Халльбек использовал в качестве исторических источников дневники, что позволило ему выделить индивидуальное в коллективной советской культуре[19].

Важным исследованием в области советской повседневности являются работы Катрионы Келли. Исследователь изучала повседневность советских детей. Она отмечает, что советские воспитательные и образовательные методики согласовывались с мировым опытом и тенденциями, однако в области потребления и медицины Советский Союз отставал от передовых стран[20].

Следует отметить, что изучением повседневности студентов Уральского университета занимался известный историк А. В. Черноухов. Он является доктором исторических наук, профессором кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. А. В. Черноухов написал несколько книг об историческом факультете Уральского государственного университета (хронологические рамки — вторая половина XX века), в которых представлены сведения о быте студентов, их учебной и внеучебной деятельности[21].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская база истории повседневности периода «оттепели» является обширной. Историки уделяли внимание разным вопросам: общественным настроениям в период «оттепели», политическому режиму, обыденным практикам жителей отдельных городов. При этом следует отметить, что ученые при проведении научных исследований редко использовали студенческие газеты как исторический источник, не рассматривали процессы создания студенческих газет и их содержание при анализе повседневности студентов периода «оттепели», что затрудняет реконструкцию и анализ повседневности молодежи данного периода.

Целью данного исследования является оценка информационного потенциала газеты «Уральский университет» как источника по изучению студенческой повседневности периода «оттепели» (1956–1964).

В процессе работы были выдвинуты следующие гипотезы: 1. Основными функциями газеты «Уральский университет» в 1956–1964 гг. являлись идеологическая, информационная и воспитательная. 2. Фактором, который влиял на повседневность и мировоззрение студентов в указанный период, была политика.

Объектом исследования является студенческая периодическая печать Уральского университета (УрГУ) за 1956–1964 гг. Под периодической печатью подразумевается вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функциями которых являются организация общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства, установление обратной связи в сфере управления. Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы и повременные издания научных обществ.

Студенческая периодическая печать Уральского университета (выпуски газеты «Уральский университет») обозначенного периода представлена на информационном ресурсе «Электронный научный архив УрФУ»[22].

Предметом исследования является реконструкция повседневности студентов Уральского университета периода «оттепели» в отражении прессы. Под повседневностью подразумевается один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлечённости в ситуации. В процессе исследования были изучены такие категории повседневности студентов как учеба, учебно-производственная практика, досуг (в том числе занятия спортом, искусством и другие), внеучебная деятельность (общественно-политическая работа, комсомол), быт.

Хронологические рамки исследования — 1956–1964 гг. — охватывают период, когда образовательная система Советского Союза подверглась серьезному реформированию. В 1958–1961 гг. была реализована реформа народного образования, главным результатом которой стало изменение социального состава студентов, а также увеличение сроков производственной практики по специальности.

По теме исследования имеется обширная источниковедческая база. Дадим ей краткую характеристику.

Во-первых, основу исследования составляет периодическая печать, а именно — выпуски газеты «Уральский университет» за 1956–1964 гг. Они содержат ценные сведения о повседневности студентов периода «оттепели» и позволяют реконструировать рутинные практики студентов.

Во-вторых, важным источником являются материалы Центра документации общественных организаций Свердловской области, а именно протоколы заседаний комитета ВЛКСМ УрГУ за 1957–1960 гг[23]. Они относятся к делопроизводственным источникам. В них представлены сведения о соблюдении студентами социальных норм и меры наказания за их нарушение. Помимо этого, данные материалы позволяют узнать, какие вопросы волновали молодежь в указанный период, как студенты реагировали на несогласие товарищей с нормами морали советского общества.

В-третьих, другим интересным источником по теме исследования являются материалы Государственного архива Свердловской области. В них представлена информация о выполнении университетом требовании закона 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», представлены данные о результатах проверки университета надзорным органом[24].

В-четвертых, источники по теме исследования представлены в музее истории Уральского университета. В нем хранятся биографии студентов и преподавателей, материалы периодической печати и другие источники по повседневности жителей Урала[25]. Особый интерес представляет книга «Прикосновение к харизме», в которой содержатся воспоминания М. В. Ситниковой, сотрудницы факультета журналистики. В произведении даны ценные сведения о становлении журналистского образования на Урале, в частности — о создании факультета журналистики Уральского университета[26].

Методологическую основу исследования составляют теории повседневности и информационная теория И. В. Ковальченко. Теории повседневности демонстрируют эволюцию развития истории повседневности, а информационная теория И. В. Ковальченко связана с внедрением математических методов в историческую науку. Исследователь считал, что с помощью данных методов ученые будут эффективнее работать с большими массивами данных, в том числе с массовыми источниками. Также в рамках данной теории И. В. Ковальченко выдвинул предположение о присущей каждому источнику скрытой информации[27], которую позволяют выявить математические методы исследования, в частности контент-анализ. В ходе работы именно с помощью контент-анализа выпусков газеты «Уральский университет» была реконструирована повседневность студентов УрГУ периода «оттепели» (1956–1964).

Также важно отметить, что в процессе исследования были системный, информационный и комплексный подходы. Системный подход, который требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, был использован вместе с историко-системным методом. Информационный подход был применен при изучении информационной структуры газеты «Уральский университет». С его помощью были определены функции газеты и ее соответствие признакам периодической печати. Также при написании работы был задействован комплексный подход, который характеризуется всесторонним изучением исторического явления на основе сочетания сведений различных источников.

Исследование опиралось на контент-анализ, историко-системный метод и историко-генетический метод. Контент-анализ — это метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах[28]. Контент-анализ можно использовать при изучении книг, газет, аудиовизуальных источников и других материалов. Данный метод впервые был использован в социологии более ста лет назад. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

В процессе исследования был проведен тематический контент-анализ выпусков газеты «Уральский университет» за 1956–1964 гг. Был разработан рубрикатор, который включает в себя обозначение темы материала и количество статей, опубликованных в газете по данному вопросу в указанный период (см. Приложение 5). Единицей счета была выбрана статья, единицей анализа — тема. Результаты контент-анализа помогли определить, какие общественные настроения преобладали в молодежной среде в период «оттепели», из каких элементов состояла повседневность студентов Уральского университета и как данные элементы влияли на сознание молодых людей.

Историко-системный метод был применен при рассмотрении структуры газеты «Уральский университет», при изучении целей и функций данной разновидности периодической печати. Историко-генетический метод был направлен на анализ процесса создания газет, реконструкцию хронологических рамок исследования. Совокупность данных методов позволила достичь цели исследования.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Газета «Уральский университет» как источник по изучению студенческой повседневности периода «оттепели» (1956-1964) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Беляев А. А., Слезин А. А. Внутрисоюзная жизнь послевоенного комсомола: особенности провинциального стиля // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2010. Т. 16. № 1. С. 188–198.

2

Соколов В. И. История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX века до XXI века: Учеб. пособие. Рязань, 2002. 626 с.

3

Рот-Ай Кристин. Кто на пьедестале, а кто в толпе? Стиляги и идея советской «молодежной культуры» вэпоху «оттепели» // Неприкосновенный запас. 2004. № 4. С. 26–34.

4

Тихомиров Н. М. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1962. 496 с.

5

Пушкарев Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975. 281 с.

6

Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати: 1703–1903 гг. Русское библиол. об-во, СПб., 1903. 174 с.

7

Самодержавие и печать в России. СПб., 1906. 82 с.

8

Афанасьев А. Н. Русские сатирические журналы 1769–1774 гг., М., 2012. 239 с.

9

Ольминский М. С. О печати. Л., 1926. 132 с.

10

Берков П. Н. История русской литературы XVIII в. Л., 1952. 231 с.

11

Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII в. М., 2001. 424 с.

12

Березина В. Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. Л., 1965. 90 с.

13

Лапшина Г. С. Русская пореформенная печать 70–80 годов XIX века. М., 1985. 130 с.

14

Есин Б. И. История русской журналистики (1703–1917). М., 2000. 464 с.

15

Алексеева Л. М., Голдберг П. Поколение оттепели. Воспоминания. М., 2006. 432 с.

16

Лебина Н. Б. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: Деструкция большого стиля: Ленинград, 1950–1960-е годы. М., 2015. 484 с.

17

Медведев Р. А. Никита Хрущев. Отец или отчим советской «оттепели?». М., 2006. 480 с.

18

Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России. М., 2011. 375 с.

19

Хелльбек Й. Повседневная идеология: жизнь при сталинизме // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2010/4/he2-pr.html (дата обращения: 15.01.2019).

20

Келли К. Детский мир: Взросление в России, 1890–1991, М., 2007. 322 с.

21

Черноухов А. В. Исторический факультет Уральского государственного университета (1956–1970). Екатеринбург, 2013. 143 с.

22

Электронный научный архив УрФУ. URL: http://elar.urfu.ru/ (дата обращения: 05.03.2021)

23

Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 5852. Оп. 1. Д. 2. Л. 169

24

Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 2110. Оп. 2. Д. 19. Л. 76

25

Музей истории Уральского университета. Папка 14/2

26

Исхаков Р. Л., Ситникова М. В. Прикосновение к харизме. Екатеринбург, 2006. 196 с.

27

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003. 486 с.

28

Дмитриев И. В. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры // Пси-фактор URL: https://psyfactor.org/lib/k-a.htm (дата обращения:05.03.2021)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я