Игропедагогика. 1 часть. Как раскрыть личность и дать личности успешное будущее

Екатерина Денисенко (Скуратова)

Игропедагогика – это книга для родителей, педагогов, которые стремятся раскрыть потенциал личности своих учеников. Я вспоминаю давно забытое старое и даю новые технологии применения. В книги раскрываются все тенденции современного педагогического мира. В отдельных частях Книги вы сможете изучить тонкости применения технологий по возрастам. В данной же книге материал предоставлен в базовой комплектации.Я верю, что каждый педагог будет стремиться взращивать и развивать личность.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игропедагогика. 1 часть. Как раскрыть личность и дать личности успешное будущее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основа игропедагогики

Следующая теория, на которую я хочу обратить ваше внимание — это теория возрастной периодизации Льва Семёновича Выготского.

Выготский создал неклассическую психологию. На практике в его время эта психология не применялась, но именно в ней описаны важные игровые аспекты. По моему мнению Выготский является основоположником игропедагогики. Сейчас мы с вами попробуем в ней разобраться и взять всё самое важное и необходимое для игропедагога.

Педагог, как и ученик, находится в постоянном перемещении ролей, и каждая роль имеет свое уникальное, индивидуальное развитие. Педагог не рассматривает ученика в прошлом состоянии, он не рассматривает его через призму будущего, он видит его развитие здесь и сейчас.

Возможно, в теории это звучит слишком запутанно, но на практике, я уверена игропедагогическими навыками обладают все педагоги. Просто не всегда применяют и не всегда знают, как, где, и зачем применять игровые технологии.

Игропедагогика закладывает в индивидуальное развитие ученика умение педагога сопровождать ребёнка в роль «знающую» и роль «поддерживающую». Таким образом педагог всегда остается участником образовательного процесса. Педагог в таких технологиях развивается вместе с детьми, и если нет развития педагога, то нет образовательного процесса. На мой взгляд, это самое идеальное лекарство от профвыгорания.

Игропедагогика охватывает многие аспекты развития человека (социум, семья, профессиональное развитие), и поэтому может включать в себя и менять любую программу. Игропедагогика очень пластична, и может меняться в связи с изменениями программы, семьи, социума и т. д.

В основе игропедагогики лежат труды Выготского о реактивном и спонтанном обучении.

Мы — люди, которые играем в игры. Наша жизнь — это игра, самая важная игра. Всем известно, что для ребёнка игра — это основной вид деятельности. В игре формируется представление об окружающем мире и об отношениях. Для ребёнка — это сама жизнь. Для подростка есть предпочтения в выборе игр и для него игра — это возможность реализовать нереализованные потребности. Также это уход от реальности. Взрослые же играют в другие игры. Игры большие и настоящие, хотя порой игрушки остаются те же. Игрушки остаются те же, если этот взрослый не играл в детстве. И взрослый находится в игре в нескольких ролях, и эти роли не дают ему спокойно жить. Об этих ролях мы будем говорить. Говорить об игре через призму игропедагогики — это значит понять, как педагогика работает в играх с детьми, в играх с подростками и в играх со взрослыми.

Существует проблема современности, что ребёнок не мотивирован на познание. Внешне дети выполняют учебную роль, а внутренней мотивации нет. Дети уже не играют, но уже и не учатся. А что же происходит?

На этот вопрос мы и найдем ответ в трудах Л. С. Выготского.

Во-первых, он выделил и описал специфический человеческой путь развития. Это культурный путь развития человека. Культурное развитие человека — это не просто психическое развитие, это развитие Человека. Это такое развитие, которое присуще только Человеку.

Второе открытие Выготского — психическое развитие связано со способностью человека овладевать собственной психикой. Знания не усваиваются механически в процессе интроспекции (движение извне во внутрь), а являются инструментами, благодаря которым человек становится субъектом собственного поведения, собственной деятельности, то есть он становится личностью.

И именно в игре человек проявляет себя как личность, поэтому знания становятся не механическим запоминанием, а реально применимым инструментом. Выготский определяет игру через воображаемую ситуацию, в которой игрок принимает свои решения. По его мнению воображаемая ситуация — это не мир смыслов (как считают многие его последователи), и не роль (которая является критерием игры по мнению Эльконина). Воображаемая ситуация — это пространство между реальным миром и миром смыслов. Между этими мирами рождается игра. Чтобы создать воображаемую ситуацию или чтобы выделить ее, необходимо быть на двух позициях, учитывать и реальный мир, и мир фантазий. Надо начать коммуницировать и соединять мир смыслов и мир фантазии. Обе эти позиции реализуются в игре.

Ребёнок в игре плачет как пациент, и одновременно он радуется игре. Ребёнок в игре оказывается и внутри ситуации, и в вне её. И нарабатывает опыт одновременного пребывания в двух позициях.

Ребёнок, играющий в самолетик, прыгает с дивана на пол, расставив руки в разные стороны. Но ребёнок не прыгнет с 10 этажа, играя в самолетик. В игре человек всегда осознаёт грань реального и нереального. А это и есть залог психически здоровой личности.

В неклассической психологии есть понятие двухпозиционность — способность находиться одновременно в двух позициях. Практика применения неоклассической психологии отличается от практики применения классической психологии.

Можно выделить три характеристики этой практики:

Первая характеристика — тот, кто создаёт или управляет этой практикой, оказывается непосредственным участником процесса. То есть, тот, кто ведёт игру или урок, является непосредственным участником игры или урока. Получается, если педагог развивает детей в рамках неклассической психологии, то он сам развивается так же, как его ученики. Если этого нет, то мы получаем немотивированных детей и низкое усвоение науки, а педагоги будут страдать от эмоционального выгорания. Такой педагог будет использовать однотипные приёмы и не будет развиваться профессионально.

Вторая характеристика создана на двух основах: онтогенез и индивидуальные особенности ребенка. То есть эта характеристика позволяет сосредоточиться на индивидуальных характеристиках каждого ребенка. То, что мы называем личностным подходом.

Третья характеристика обусловлена его глобальностью. Это означает охват ребёнка как системы. Практика, построенная по неклассической психологии, охватывает все стороны жизнедеятельности ребёнка.

В своих работах Выготский поставил три проблемы:

Первая проблема касается видов обучения. Выготский подчёркивал, что есть два вида обучения — обучение спонтанное (когда субъект учится по своей программе) и обучение реактивное (когда он учится по чужой программе). Сначала ребёнок может обучаться только спонтанно. Достигнув определенного уровня своего психического развития, ребёнок может переходить на реактивное обучение. А педагог и родитель должны находиться на двух позициях: и на реактивном и на спонтанном. Когда родитель воспитывает ребёнка в возрасте спонтанного обучения, то реактивное обучение он модифицирует и придаёт ему форму спонтанного обучения.

Например, взрослый обучает ребёнка ориентации в частях света. Он не объясняет ему, где север, где юг, и куда смотрят стрелки компаса. Но взрослый приносит в группу детей «особую игрушку» — маленького мишку, которого дети кормят, гуляют, усыпляют. Когда дети привязались к игрушке, то эта игрушка пропадает, «мишка уехал на север». Дети сильно взволнованы, потому что мишка стал частью их среды. Дети, конечно, хотят его вернуть и решают ехать за ним на север. А для этого им необходимо узнать, где север и что такое север. С точки зрения детей — это спонтанное обучение, потому что они сами по собственной инициативе хотят приобретать знания. В то же время — это реактивное обучение, потому что именно взрослый будет их учить, как работать с компасом. И если обучение строится таким образом, то и ребёнок присваивает полученные знания. В таком обучении на вопрос матери: «Что делает воспитатель?», ребёнок отвечает: «Да ничего не делает. Мы всё делаем сами. Сами сочиняем сказку, сами играем, иногда её приглашаем, чтобы ей не было скучно». Педагог в этом случае провокатор.

Надо заметить, что такое обучение подходит для людей разного уровня развития. Одни дети обучаются только спонтанно. Другие могут учиться спонтанно-реактивно. У третьих обучение начинает носить реактивно-спонтанный характер. Это свойственно детям уже более старшего возраста, в 6—7 лет. Такие дети готовы к реактивному обучению, но они быстро истощаются, и в этот момент возвращаются к спонтанному обучению.

А дети, которые перешли на реактивное обучение, не только способны обучаться сами, но и обучают других детей более младшего возраста. На этом строятся перевёрнутые уроки.

В контексте неклассической психологии и практики ее применения два этих вида обучения рассматриваются в единстве. А особенностью такого обучения является способность ребёнка трансформировать реактивное обучение в спонтанное.

Реактивное обучение — это позиция НАД. Над ребёнком — это классическое обучение. А спонтанное обучение — это позиция ПОД, под ребёнком.

Позиция НАД — педагог является носителем знаний и транслирует эти знания ребёнку (реактивное обучение).

Позиция ПОД — ребёнок является источником познания и знаний, а педагог его ПОДдерживает и позволяет ему создавать своё образовательное творчество, в том числе и совершать ошибки (спонтанное обучение).

Вторая проблема, поставленная Выготским, связана с его идеей о взаимосвязи обучения и развития. Почти аксиомой учёного стало, что хорошо только то обучение, которое влечёт за собой развитие. Сейчас часто увидишь, что маленький ребёнок способен вычислять сложные математические задачи, размышлять о философии и изучать религиоведение, но такой ребёнок не хочет идти в школу, не имеет психологической готовности к школе и социуму.

Обучение и развитие — это не синонимы. Иногда думают, что если изменили обучение, то изменилось и развитие. Но это не так. Проблема развития и обучения в неклассической психологии может быть представлена в виде двух векторов.

Один вектор лежит на поверхности, и за ним можно реально наблюдать — это обучение. А другой, невидимый невооруженным глазом, — это развитие.

Выготский вводит понятия зон развития: зона ближайшего развития, зона актуального развития и зона потенциального развитая.

В рамах классической школы, ссылаясь на слова Выготского, мы можем сказать: то, что ребёнок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сможет сделать самостоятельно. То, что на сегодня является зоной ближайшего развития, завтра должно стать его актуальным развитием. Этот процесс напрямую связан со способностью субъекта ОБУЧАТЬСЯ. Но не с развитием!

Те функции, которые имеются в зоне ближайшего развития, уже заложены в психике человека. Они в значительной мере уже сложились, и человек лишь не может их полноценно использовать для решения каких-то задач. Привлекая ресурсы извне, ребёнок начинает использовать эти функции, если получает чью-то помощь. В противном случае, если функций нет, то и помощь не обеспечит его продуктивную деятельность.

Но есть ещё зона потенциального развития или зона дальнего развития. В её содержание входят не конкретные характеристики, при использовании которых ребенок может решить ту или иную задачу (это лишь условия созревания), а психологическая готовность человека к тому, чтобы на её основе в содержании зоны ближайшего развития проявились конкретные способности ребенка, которые он сможет актуализировать, если ему будет оказана адекватная помощь.

Зона потенциального развития — это то, что человек может освоить в принципе. Эта зона потенциально бесконечна и может быть ограничена только желанием и временем. Зона ближайшего развития — это то, что человек может сделать с внешней помощью. Это фактически зона обучения. Зона актуального развития — это то, что человек уже может делать самостоятельно.

И есть еще одна зона — зона автоматизма. Это то, что человек может делать, не затрачивая много внимания и времени.

По теории Выготского развитие происходит за счёт того, что эти зоны расширяются. То, что было в зоне потенциального развития переходит в зону ближайшего развития. То, что было в зоне ближайшего развития, переходит в актуальное развитие. То, что было в зоне актуального развития переходит в автоматизм. Главным в развитии является не усвоение и присвоение знаний, а те изменения, которые происходят под их воздействием в психике человека.

У дошкольников уже возникает воображение. У одних оно становится основой игры и способствует развитию. А у других — это причина их страхов.

Например, три 5-летних девочки с одинаковым уровнем развития нарисовали страшного злого дядю. Но одна тут же рисует волшебницу, которая его расколдует, а другая прекращает рисовать и пугается собственного рисунка (однако, если взрослый помогает ей преодолеть страх и подсказывает, то она рисует волшебную палочку). Третья же прячется под стол и говорит: «Я его боюсь».

Потенциальное развитие этих девочек одинаковое (у них есть воображение), но их актуальное развитие и зона ближайшего развития отличаются. Получается, что механизмы стали личным достоянием человека. То есть неклассическая теория развития направлена на потенциальное развитие личности человека. И тогда мы можем говорить, что обучение может быть развивающим только в том случае, если оно направлено на развитие границ ближайшего развития.

В парной педагогике с детьми работают одновременно два взрослых. Один из них действует вместе с детьми, находясь рядом с ними или даже позади них. Другой над детьми или перед детьми.

Помните пример про мишку, который ушёл на север? В этой ситуации педагог НАД рассказывает, как пользоваться компасом, какие вещи брать с собой на север и т. д. А педагог, который помогает детям решать задачу — это педагог ПОД. Например, он обсуждает или предлагает варианты решения, в том числе и неправильные, он провокатор.

В одном из детских садов мы делали такой эксперимент: в роли педагогов НАД выступали заведующая, психолог и заместитель заведующей. Чтобы получить знания, дети могли пойти за волшебным заданием к этим людям и вернуться в группу, где уже педагог ПОД помогал и развивал детей. Эта задумка была внедрена из-за невозможности привлечения второго педагога в группу государственного учреждения.

Классическая психология исследует то, каким человек должен быть. Неклассическая психология показывает нам каким человек может быть.

Конечно, нельзя построить образовательную программу, не понимая, каким человек должен быть. Однако если понимать человека, исходя только из этих закономерностей, то можно упустить из виду его индивидуальные особенности и специфику. Личность человека — это не просто кто он есть сегодня, это прежде всего человек развивающийся.

Потому понятие «развитие» является основным понятием в неклассической психологии. Невозможно изучать человека, не принимая во внимание его семейные и дружеские связи.

Третья проблема, которую выделяет Выготский, — это то, что между сторонами обучающего процесса должно сложиться плодотворное сотрудничество.

Выготский считал, что развитие личности представляет собой единство аффекта, эмоций и интеллекта. Обучение должно быть и эмоциональным, и привлекательным, и интеллектуальным. Так обеспечится его умственное развитие.

Выготский создал проектирующий метод с помощью которого создаются методы развития. Проектирующая психология позволяет строить и проектировать. Проектирующая психология позволяет выделять единицы психики, похожие на целостный объект. Проектирующая психология больше похожа на искусство, чем на традиционную психологию — это дизайн развития личности человека. Она позволяет увидеть, как много факторов воздействует на ребёнка. Проектирующие методы — это визитная карточка неклассической культурной психологии. И его применение позволит не только дать образование, но и развить личность ребенка.

Прекрасный пример — это школа английского педагога Александра Нилла. Его основная идея — всегда быть на стороне ребенка. В его знаменитой книге «Саммерхил. Воспитание свободой» описаны все его принципы работы. Дети принимались в школу с 6 до 16 лет. В основном это были трудные подростки по убеждению Нилла и по нашему убеждению тоже. Трудный ребенок — это несчастливый ребенок. И задача Нилла была в том, чтобы вернуть детям счастье. Насколько это было в его силах. В его школе дети могли не посещать уроки, если они этого не хотят. Дети много играли и занимались тем, что их сильно интересовало. Но спустя некоторое время, иногда месяцы, иногда годы они начинали посещать занятия. Потому что у них появлялось собственное желание учиться.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игропедагогика. 1 часть. Как раскрыть личность и дать личности успешное будущее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я