Если ты младший в семье, то твои обязанности – поменьше приставать к братьям и сёстрам, приносить из школы только хорошие отметки и беспрекословно поедать фирменные бабушкины блинчики. Но как быть, если родился не у обычных родителей, а в древнем роду знахарей Мелитопольских, да еще обладаешь сверхспособностями? У Мишки Никитина на этот счет своё особое мнение. Поэтому для родителей потомственный чародей играет роль послушного сына, помогающего на кухне бабушке и чуть больше положенного интересующегося ботаникой. Но как только внимание любопытных родственников усыплено, у Мишки начинается совсем иная жизнь, в круговорот которой затягивает и злобных колдунов, и призраков предков, ну и, конечно, самую красивую девочку на свете…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мишка и волшебный цветок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5. Новые знакомства: девочка Лиза и Серый Волк
Старинное здание школы, где учился Мишка, когда-то принадлежало купцам Тапкиным, именитым гражданам этого города. Трёхэтажное, с резными балкончиками, украшенными витиеватым орнаментом, и с огромными окнами, выходящими на уютный переулок, оно выделялось своими неповторимыми чертами. Уже издали можно было увидеть его стены, покрытые сложным рисунком выпуклой лепнины.
Маврикий Тапкин, глава купеческого рода, в своё время был страстным изобретателем. Он придумывал какие-то невероятно сложные устройства и частенько использовал их в своём доме. До сих пор в здании существует лифт, небольшая кабинка с подъёмным механизмом, который Маврикий создал для удобства своего дедушки, Тихона Матвеевича, доброго и тихого старичка. Сейчас, конечно, лифт был прочно закрыт, чтобы проказливые ученики не сломали старинное устройство.
Был при особняке и отдельный флигель с теплицами, в которых Тапкины не только выращивали овощи для своего стола, но и проводили различные эксперименты с селекцией. Однажды, например, им удалось вырастить невиданный цветок, слава о котором ещё долго гуляла по окрестным городам. Это было высокое растение с широкой красной чашей, испускающей во время цветения такой дивный аромат, что все окрестные коты с бешеными глазами собирались у огромных окон оранжереи и прогнать их оттуда не было никакой возможности.
Эти теплицы и сейчас приносили свои плоды. Благодаря им в школьной столовой всегда были на столах свежая зелень и овощи. В отдельном помещении оранжереи располагались также и грядки с различными цветами, которые были предметом гордости Анны Даниловны, учительницы ботаники. Именно она занималась здешним хозяйством. Аня с детства любила выращивать цветы у себя на подоконнике, и со временем она научилась так чувствовать их, что порой ей даже казалось, что они кивают ей своими головками в ответ на её слова.
Неизменным помощником Анны Даниловны был Василий Прокопьевич, известный всей школе как человек, незаменимый в любых хозяйственных делах. Дядя Вася, небольшого росточка бодрый старик, обладал неистощимой энергией и золотыми руками. Где бы ни требовалась мужская рука — дядя Вася тут как тут. Он и парты, сломанные непоседливыми первоклашками, чинил, и декорации на школьной сцене устанавливал, и за проводкой, неоднократно выходящей из строя, следил. Вот и для Анны Даниловны он старался, оборудуя её теплицы с заботливостью любящего отца. К сожалению, в последнее время Василий Прокопьевич неважно себя чувствовал. То ли годы брали своё, то ли ещё какие-то причины, нам неведомые, но не приходил он уже в школу, а всё больше лежал дома.
— Вы пока без меня как-нибудь справляйтесь, — бодрым голосом говорил он по телефону Анне Даниловне. — А я чуток отдохну, подлечу свой неисправный организм и тогда буду надоедать вам каждый день!
И к концу третьей четверти школе стало совсем тяжело без энергичного дяди Васи. Что уж говорить об Анне, которой и вовсе невмоготу было справляться одной со всеми заботами. А тут и Лиза, её маленькая дочка, приболела. Сама не своя ходила в эти дни молодая учительница, переживая за свою Лизоньку и волнуясь, что же будет с её цветами, пока она так разрывается между уроками и домом.
И в один из таких непростых дней, когда Анна Даниловна, зайдя после уроков в свой четвёртый класс, где она была классным руководителем, объявила, что завтра будет родительское собрание, Мишка сразу уловил подавленное настроение любимой учительницы. Слегка прикрыв глаза, он внимательно вгляделся в беспокойные мысли Анны Даниловны, пытаясь понять причину её невесёлого состояния. Он увидел худенькую девочку, сидевшую в странном кресле с двумя большими колёсами, которая рассеянно наблюдала за ласточками, летающими за окном с громкими резкими криками. Руки её, словно тонкие веточки, переплетались своими пальцами между собой, и Мишка понял, почему они так побелели. Боль, злая боль захватила это маленькое существо. Он будто сам ощутил, как что-то острое вонзилось ему в ноги и начало проникать всё глубже и глубже, причиняя непосильные страдания. Сердце его заколотилось громко и быстро, руки задрожали, и он поспешил вырваться из этого плена чужих мыслей.
— Миша, что с тобой? — встревоженный голос помог ему прийти в себя. Учительница стояла рядом и держала его за руку.
— Всё в порядке, Анна Даниловна.
— Ты нас напугал! Ты вдруг так побледнел! Может быть, тебя отвести в медпункт? У тебя что-то болит?
— Нет-нет, Анна Даниловна, всё хорошо. Просто… немного заболел зуб, но уже всё прошло!
— Обязательно завтра сходи к врачу, не запускай. Не нужно терпеть боль, иначе она может взять над тобой власть, — и учительница погладила Мишу по голове.
То, что в следующую минуту сказал мальчик, удивило даже его самого:
— Анна Даниловна, а можно мне помогать вам работать в оранжерее?
— Ты хочешь мне помогать? — удивлённо переспросила Анна.
— Да, я давно вам хотел об этом сказать, но не решался, — слукавил мальчик. — У меня дома есть несколько комнатных растений, и я бы хотел, чтобы вы научили меня, как правильно за ними ухаживать. Ведь уроки ботаники будут у нас только в пятом классе! Пожалуйста, Анна Даниловна!
— Подлиза! — услышал Мишка тихий шёпот за спиной, но голову поворачивать не стал. Он и так знал, кому этот шёпот принадлежит. Егору Малинину, кому же ещё?
— Я не против, Миша. Но нужно поговорить с твоими родителями, чтобы они разрешили тебе оставаться после уроков.
— Это будет легко сделать, Анна Даниловна. Завтра мама придёт на собрание, и вы сможете договориться с ней об этом.
Вот так и получилось, что Миша каждый день после уроков стал наведываться во флигель. С удивлением для себя он обнаружил, что огромное удовольствие ему доставляет возиться с растениями. Он узнавал много нового от учительницы, которая увлечённо рассказывала Мишке о невероятных цветах, живущих в разных уголках земли. Зелёный мир завораживал его своим дыханием, раскрывал перед ним свои удивительные тайны, и Мишка всё глубже погружался в эту страну.
— Сынок, ты совсем про нас забыл, — говорила мама, в душе гордясь новым увлечением сына.
— Земляной червяк, — бросала ему Шурка, проходя мимо. — Ботаник!
— Между прочим, земляные черви приносят огромную пользу, они… — начинал мальчик.
— Ну точно ботаник, такой же занудливый! — Шурка весело смеялась и показывала брату язык.
А бабушка Соня внимательно наблюдала за своим внуком, даже немного беспокоясь за него. «Не слишком ли он спешит?» — думала она, видя, как увлечён мальчик познанием нового мира. Она даже обсуждала с прабабкой, всё ли правильно идёт, не упускают ли они мальчика? На что старушка жёстко отвечала:
— Не суетись, дочь. Мальчик, который быстро всему учится, — не повод для твоего кудахтанья. В нашем роду никогда не водились слабаки, не появится он и сейчас. Не забывай: то, что хорошо с девками, то мужику зло. Так что смирись.
Была ещё одна тайна, которую Мишка хотел разгадать. Что случилось с девочкой Лизой и как можно ей помочь? Он до сих пор помнил боль в своих ногах, которую испытал, пробравшись в мысли учительницы. Памятуя о своём нехорошем поступке на контрольной работе, мальчик боялся вновь сделать что-то неправильное, недостойное, поэтому с осторожностью пугливого котёнка выискивал теперь повод для того, чтобы попасть в квартиру Анны. К счастью, такой случай ему вскоре и представился.
— Миша, ты сможешь мне завтра помочь? — в один из майских дней спросила учительница, пересаживая фикус из маленького горшка в большой.
— Конечно, Анна Даниловна! А что нужно сделать?
— Надо будет забрать рассаду помидоров из моего дома и принести сюда. Самой мне не справиться, там несколько ящиков. Правда, они тяжеловатые, наверное, для ребёнка…
— Не переживайте, Анна Даниловна, я сильный ребёнок! — Мишка повеселел.
На следующий вечер он минута в минуту, как и договаривались, стоял у входной двери квартиры и нажимал на звонок. Заливистая трель какой-то знакомой мелодии разлилась по квартире, и дверь ему открыла Анна Даниловна, непривычно выглядевшая в домашней обстановке. Её пушистые светлые волосы мягкой волной опускались на плечи, лучистые изумрудные глаза весело улыбались, и вся она, как обнаружил внезапно мальчик, была просто красавица! Ошарашенный таким сказочным превращением учительницы, он шагнул дальше в комнату и опять обомлел. Из кресла, стоящего у окна, на него смотрела вторая Анна, но только поменьше. Девчушка с огромными, в пол-лица, глазищами внимательно вглядывалась в нового человека, а потом произнесла:
— Здравствуй, Миша! Мама только о тебе и говорит, даже про меня забыла!
Она лукаво и чуть смущённо улыбнулась.
— Привет, Лиза! Ты такая же красавица, как и твоя мама, — вырвалось у мальчика, и он тут же смутился. — Ой, простите, Анна Даниловна…
— Хорошо, что тебя не слышит сейчас наш директор, Альберт Игоревич. Он бы сказал, что это непедагогично — позволять своим ученикам так разговаривать. Но сейчас ты у меня дома, и мне понравились твои слова! — заливисто, совсем как девчонка, рассмеялась Анна Даниловна. — Пока я буду заваривать чай, не скучайте без меня, детки.
Она лёгкими шагами вышла из комнаты.
— Мы не будем скучать, правда, Миша? — Лиза широко улыбнулась, но спустя несколько секунд гримасой боли исказилось её светлое личико.
Мише нестерпимо захотелось взять её за руку, чтобы хотя бы так поддержать её, но Лизе уже стало легче, и улыбка вернулась на её лицо.
— Я знаю, ты хочешь меня спросить, давно ли я сижу в этом кресле, — понимающе сказала она. — Не волнуйся, мне совсем не трудно об этом говорить. Гораздо тяжелее видеть, как переживает за меня моя мамочка. Я ведь не родилась такой. Несколько лет назад я попала в аварию, и с тех пор мои ноги меня не слушаются. Вот видишь, — она посмотрела на свои ноги, одетые в белые носочки, — они совсем не хотят ходить, хотя я так их уговариваю!
Мишка сделал порывистое движение вперёд, но на полпути остановился.
— Можно? — спросил он. Она кивнула.
Он опустился рядом с ней и дотронулся до маленьких ножек. Прикрыв глаза, он водил кончиками пальцев вверх и вниз, ощущая зябкий холодок.
— Так не больно?
— Нет, сейчас нисколечко, — помотала головой Лиза. — Больно бывает теперь не так уж часто…
Ах, если бы у него был цветок Брестянки! Его чудодейственная сила помогла бы поставить на ноги эту прекрасную девочку! К сожалению, тот цветок, который он получил от Василисы, уже потерял свои целебные свойства и давно лежал в толстой книжке между страницами.
Мысль, которая пришла в эту секунду Мишке, показалась невероятной, но чем больше он думал об этом, тем сильнее ему хотелось попробовать. А что, если попросить у Василисы семена Брестянки? Ведь в школьной оранжерее можно вырастить любые, даже самые экзотичные растения. К тому же через несколько недель наступят летние каникулы, и можно будет хоть каждый день приходить в школу.
— Миша, о чём ты задумался? У тебя сейчас такое лицо, словно твои мысли гуляют где-то далеко-далеко отсюда.
— Ты права, я вспомнил сейчас одну сказку, которую мне рассказывала бабушка, — мальчик заботливо накрыл пледом тонкие ножки и поднялся.
— А ты мне расскажешь её?
— А ты любишь сказки, Лиза?
— Конечно! — горячо воскликнула девочка. — Все сказочные истории, которые есть в моих книжках, я перечитывала не один раз. А когда я была совсем маленькой, мама перед сном рассказывала мне такие удивительные сказки! Лишь недавно она открыла тайну, что сочиняла их сама, представляешь? Когда я научилась читать, я долго искала на полках эти книжки, а мама только смеялась в ответ на мои вопросы.
— Ты знаешь, у меня дома есть одна большая книга со сказочными историями, собранными со всего мира. И в ней замечательные иллюстрации, нарисованные так искусно, что можно даже не читать текст, и без слов всё будет понятно! Хочешь, принесу тебе эту книжку?
— Ты правда сможешь её принести? — обрадовалась Лиза.
— Ну конечно! Что же тут такого? Или передам через твою маму.
— Ну уж нет, лучше приходи сам. Я не так часто принимаю гостей, чтобы отказываться от такого случая! — Трогательные ямочки, появившиеся при этих словах на щеках девочки, очень понравились Мишке и заставили его улыбнуться в ответ.
— Я вижу, вы не скучали без меня, — появилась на пороге Анна с тяжёлым подносом в руках. Мишка кинулся ей помочь.
— Мам, Миша обещал мне принести чудесную книгу со сказками!
— Я очень рада, доченька. Миша, ты приходи к нам, когда захочешь, Лиза всё время дома.
— И всегда будет рада такому гостю! — добавила девочка и осветила своей улыбкой комнату.
Вечернее солнце ласково грело зелёный городок. Узкая улочка, на которой в этот час не было ни одного торопливого прохожего, привела наших героев к зданию школы.
— Ну, вот и дошли! — Анна убрала за ухо прядь волос, мешавшую ей всю дорогу. — Очень устал, Миш?
— Совсем нет, Анна Даниловна, я бы мог ещё и дальше нести, — ответил мальчик, незаметно переводя дух.
Неожиданно тяжёлая парадная дверь школы распахнулась, и в проёме появился силуэт мужской фигуры.
— Добрый вечер, Анна Даниловна, здравствуй, Никитин, — удивлённо поздоровался директор школы, а это именно он выходил из школы. — А вы почему здесь в такое позднее время?
— Здравствуйте, Альберт Игоревич! Вот, принесли с Мишей рассаду, которую я высаживала дома.
— Я помогал Анне Даниловне, ящики очень тяжёлые, Альберт Игоревич, — пояснил мальчик.
— Что же вы не сказали мне, Анна Даниловна? — с укором воскликнул Альберт. — Я прислал бы за вами свою машину!
Впрочем, глаза его, чёрные, как ночь, говорили совершенно о другом. Но о чём? Мишка поёжился, почувствовав внутри какое-то непонятное чувство. Будто чёрный кот своими острыми когтями начал царапать его сердце, выискивая самые нежные места. Мальчику захотелось прижать руку к своей груди, чтобы защититься, но каким-то шестым чувством он понял, что этого делать нельзя. Тогда, стараясь не привлекать к себе внимания, он глубоко вздохнул и с выдохом стал выталкивать из себя ноющую боль, с каждой секундой ощущая спасительное облегчение.
— Ничего страшного, Альберт Игоревич, мы с Мишей справились сами. Позвольте, мы пройдём, а то время уже позднее.
Миша почувствовал, как Анна спешила поскорее войти в школу, словно и она испытывала ту же боль.
— Конечно-конечно, не буду вас задерживать, — засуетился директор, открывая перед ними дверь. Стараясь не отставать, Мишка чуть ли не бегом влетел вслед за учительницей, ощущая спиной сверлящий мужской взгляд. Дверь громко захлопнулась, и мальчик выдохнул.
В школе стояла пустынная тишина. Лишь откуда-то раздавалось тихое сопение и ещё какой-то непонятный царапающий звук.
— Что это такое? Мыши? — прошептал Мишка.
Анна почему-то приложила палец к губам, поставила ящик с рассадой на пол и заглянула за стойку гардероба. Там, уютно расположившись в стареньком скрипучем кресле и накрывшись серым пуховым платком, мирно дремала баба Маня, школьная гардеробщица. Очки её сползли на бок, одна рука свесилась с подлокотника, а недоконченный вязаный носок будто танцевал на её коленке, так и норовя спрыгнуть на пол. Анна тихонько прыснула от смеха и жестом подозвала Мишку к себе. Маленький пушистый котёнок забавлялся с упавшим на пол зелёным клубком, подцепляя его мягкой лапкой и катая из стороны в сторону. Его игривые движения заставляли крутиться на коленке спящей старушки вязаный носок. Завидев зрителей, котёнок ещё пуще принялся дёргать за клубок. Мишка тихонько рассмеялся.
Эта забавная сценка сняла напряжение после встречи с директором, и дальше они пошли не спеша, тихонько шепчась по дороге.
— Как необычно выглядит школа, когда в ней нет наших шалопаев, — заметила Анна, — словно здание изгоняет из себя школьных дух, возвращая родной, Тапкинский. Я не удивлюсь, если где-нибудь в тёмном уголочке мы увидим маленькое привидение, смотрящее на нас печальными глазами. «Что вы сделали с моим домом?» — скажет оно и тихонько ухнет.
Она стала всматриваться в затемнённые помещения классов второго этажа, мимо которых они проходили по длинному коридору, будто и сама поверила в свои слова.
— Вот, видишь? — и она указала рукой на тусклый свет, просочившийся из полуприкрытой двери, на которой висела табличка «Секретарь». — Там в кресле для посетителей сидит наше привидение, ожидая прихода господина директора, чтобы пожаловаться ему на резвых детишек.
Анна подмигнула мальчику и тихонечко завыла:
— У-у-у-у!
Мишка подхватил:
— У-у-у-у! Уходите поскоре-е-е из моих владений!
Довольные шуткой, они рассмеялись и продолжили путь, не замечая, как что-то белёсое, появившись из двери секретаря, смотрело им вслед, покачиваясь в такт их шагам. Проводив взглядом человеческие фигуры, оно повисело ещё несколько секунд в воздухе, а потом вновь проскользнуло в узкую щель дверного проёма.
Выйдя во внутренний двор, наши путники устало поставили ящики на землю перед дверью теплицы. Пока Анна возилась с ключами, Мишка огляделся, кинув взгляд на тёмные окна школы, маленькие балкончики с коваными узорами перил, круглые барельефные чаши, украшающие верх здания. Сердце его забилось тревожно, когда он заметил расплывчатое светлое пятно, мелькнувшее в одном из окон на втором этаже. «Кабинет секретаря», — решил он и всмотрелся внимательнее. То ли увидев направленный взгляд, то ли услышав звон доставаемых ключей, но непонятное пятно отпрянуло от окна, скрывшись в тёмной глубине комнаты.
— Заходи, Миша, — Анна пошарила рукой справа от двери, и зажёгся ослепительный белый свет, вспышкой ударив по глазам. Тёмная фигура метнулась к ним под ноги с радостным лаем.
— Привет, Волчок! — воскликнул Мишка.
— Здравствуй, Серый! — потрепала Анна по палевому загривку выбежавшей к ним собаки. — Ах ты мой умница!
Этого пса учительница когда-то подобрала на ступеньках школы, хромого и тощего, выходила его и поселила в маленькой служебной комнате при оранжерее. Через месяц собака уже важно разгуливала по двору, с царским достоинством принимая ласки детей. Серый Волк — назвал его кто-то из малышей, так это прозвище и прижилось. Он и правда был похож на волка своей шерстью цвета предгрозового неба, суровым видом и предельной осторожностью.
Лишь нескольких двуногих он подпускал близко к себе. Среди них, конечно, была Анна, которую он просто боготворил, да баба Маня, к которой пёс относился с жалостью и оберегал от её непутёвого внука, балбеса Петьки. Этот верзила частенько приходил к бабке клянчить деньги. Серый как будто заранее чувствовал его приход. В такие дни он сидел у парадных дверей школы и встречал Петьку угрожающим рыком, заслоняя ему вход в здание. «Вот зараза! Опять здесь!» — негодовал парень, однако боясь приблизиться к двери. Что он только не предпринимал, пытаясь попасть в школу! И задабривал собаку колбасой, от которой та с презрением отворачивала морду, и замахивался на неё камнем, и даже пытался приводить на подмогу своих дружков — всё без толку. Лишь только если баба Маня сама выходила на порог, пожалев внука, пёс уступал ей, вздыхая совсем по-человечьи.
С Мишкой Волк подружился и позволял даже купать себя под струёй холодной воды из шланга. Он помогал мальчику приносить тяжёлые мешки с землёй, как настоящий Серый Волк, разрешая повесить их на свою спину. К остальным школьникам пёс относился довольно равнодушно, не выделяя особо никого из общей массы. И почему-то Альберта Игоревича, директора школы, он невзлюбил с первого взгляда, не позволяя ему и шагу ступить в оранжерею. Приходилось Анне запирать Волка в подсобке, когда директор заходил с ревизиями в зелёные владения.
— Миша, поставь пока ящики вон туда, завтра уж разберёмся, что с ними делать дальше… — Анна взглянула на изящные часики, охватившие тонкое запястье её левой руки. — Ого, уже девять часов! Твои родители, наверное, уже волнуются!
— Не переживайте, Анна Даниловна! Мама знает, что я вам помогаю, да мне и идти до дома совсем недалеко. А вы как будете добираться? Автобусы-то уже не ходят!
— Уж на этот счёт можешь не переживать. Доведу тебя до дома и пойду пешком. Вечер тёплый, одно удовольствие пройтись. Правда, Серенький?
И Анна поцеловала вертевшегося рядом пса в нос, отчего тот зажмурил довольно глаза и замахал хвостом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мишка и волшебный цветок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других