Введение
Выбор для исследования темы «Регулирование и функционирование общественного телевещания в странах Закавказья (2000—2014 гг.)» обусловлен относительной новизной концепции общественного телевещания (далее — ОТВ) для стран постсоветского пространства и потенциальной актуальностью опыта построения системы ОТВ стран Закавказья для развития подобного института в России.
Общественная телекомпания в Армении была учреждена в 2000 г., в Грузии — в 2004 г., в Азербайджане — в 2005 г. Базой для них послужило принятие соответствующих законов: Закона Республики Армении «О телевидении и радио», Закона Грузии «О вещании», Закона Азербайджанской Республики «Об общественном телерадиовещании». В данных странах общественные вещатели созданы на имущественной и хозяйственной основе государственных вещательных организаций, которые после данной трансформации прекратили своё существование (исключение составляет Азербайджан, где к общественному телевещателю перешла лишь часть имущества государственной телекомпании и государственный вещатель до сих пор функционирует параллельно с общественным).
Концепция ОТВ проникла в медиасистемы стран Закавказья в контексте их сотрудничества и совместной работы с Советом Европы (далее — СЕ): условием членства в данной международной организации является проведение демократических реформ, в число которых входит создание общественного телевещания. Учреждение общественных вещательных компаний в соответствии с общеевропейскими стандартами являлось одним из обязательств Азербайджана, Армении и Грузии перед СЕ. Создание ОТВ всемерно поддерживалось и иными региональными международными организациями (Европейский союз, ОБСЕ и проч.).
Общественное телевидение сегодня функционирует практически во всех государствах, входящих в СЕ (кроме Украины, но и там в настоящее время происходит трансформация государственной телерадиокомпании в общественную). Вне зависимости от мотивов его создания в каждой отдельной стране, данный институт всегда является продуктом национальной политики в области СМИ (обычно в форме специальных нормативно-правовых актов, законов), в результате воплощения которой возникает новый вид вещателя, подчинённого особыми требованиями к содержанию эфира и методам работы1. Его ключевые принципы работы отличаются от принципов работы как государственного вещания, так и частных (коммерческих) вещательных СМИ. Таковыми являются: универсальность, разнообразие, независимость, высокое качество и профессионализм. Эти принципы распространяются как на организационные, так и на творческие аспекты работы общественной телекомпании. Подчиняя работу СМИ данным принципам, возможно добиться редакционной независимости, широкого идеологического и культурного разнообразия в эфире, а также стать форумом для свободного обмена идеями и мнениями различных социальных групп и гражданских институтов, иными словами — достичь внутреннего плюрализма массовой информации в рамках отдельной вещательной организации. Более того, в случае достижения высокого уровня доверия аудитории общественный вещатель может стать ориентиром для частных вещателей, которые в процессе рыночной борьбы за зрителя будут вынуждены следовать тем же принципам, что и общественный вещатель, то есть идти по пути служения обществу и развития внутреннего плюрализма массовой информации.
Особенности функционирования института ОТВ в каждой отдельной стране по большей части предопределены законодательством, регулирующим деятельность общественного вещателя и устанавливающим организационную структуру, требования к работе и гарантии политической и экономической автономности общественного телевещателя. В силу этого, существенная часть данного исследования посвящена правовому регулированию общественного телевещания в странах Закавказья. Мы определим, как общеевропейская концепция ОТВ была «интерпретирована» странами Закавказья при учреждении национальных общественных телевещателей, подвергнув национальные нормативные модели ОТВ данных стран системному сравнительному анализу. Мы также исследуем особенности их функционирования с целью выявления общих тенденций развития института ОТВ в регионе.
Рабочая гипотеза исследования. В силу недостатков, заложенных при создании в странах Закавказья нормативных моделей общественного вещания, а также формальной (имитационной) реализации данных моделей на практике, потенциал общественного вещания как инструмента развития плюрализма массовой информации в Азербайджане, Армении и Грузии в большой степени пока не использован.
Историография изучения проблемы. В силу того, что общественное вещание — новое явление для стран Закавказья, научных исследований, посвящённых его особенностям и учитывающих контекст его создания и функционирования, не так много. Одним из «стартовых» источников для нашего исследования послужил труд А. Г. Рихтера «Свобода массовой информации в постсоветском пространстве»2, часть которого посвящена исследованию создания и особенностям функционирования общественного вещания в государствах бывшего СССР. Темы общественного вещания в постсоветских странах, включая страны Закавказья, касался в своих работах польский исследователь К. Якубович3.
Также в нашем распоряжении оказался значительный объем исследовательского материала, посвящённого общим вопросам функционирования института ОТВ в Европе. Основное внимание российских исследователей, занимающихся темой общественного вещания (как в рамках узкой тематики, так и в рамках комплексного анализа медиасистем отдельных стран), обращено на европейский и американский опыт построения и развития общественного вещания. В частности, наряду с зарубежными исследователями4 тема британского общественного вещания достаточно подробно разработана В. Л. Артемовым и В. С. Семеновым, Б. И. Любимовым5, к изучению особенностей моделей общественного вещания Германии, Франции, Италии и скандинавских стран обращались Е. Л. Вартанова, Г. Ф. Вороненкова, Л. В. Шарончикова, И. В. Кирия и Н. В. Урина, а вопроса характеристик американской модели общественного вещания касается М. И. Макеенко6. Научная традиция по изучению европейского и американского опыта развития общественного вещания продолжается и в самых современных российских исследованиях7.
В качестве вспомогательной литературы, дающей представление о многообразии национальных моделей ОТВ зарубежных стран, мы использовали «Энциклопедию общественного вещания»8, справочник ЮНЕСКО «Служба общественного вещания. Лучшие приёмы и методы работы»9, работу «Будущее или похороны? Справочник по регулированию общественных медиа в Европе»10, региональные исследования общественного вещания11, а также ряд материалов (докладов), посвящённых роли и месту института ОТВ в современных условиях рынка и быстрого развития технологий12.
Тема специфики и стандартов общественного вещания глубоко изучена зарубежными и российскими исследователями. Она нашла своё отражение в работах, обобщающих мировой опыт функционирования и регулирования общественного вещания, таких российских исследователей, как Е. Л. Вартанова и М. А. Федотов13, а также ряда зарубежных авторов: Й. Бардоэль, Б. Боев, Б. Буковска, Г. Ф. Лоув, Т. Мендел, К. С. Ниссен, М. Прайс и М. Рэбой, П. Сканнэл14.
В совокупности указанные источники дают полное представление о существующих в европейских и иных странах моделях ОТВ, особенностях их исторического развития и метаморфозах самой концепции ОТВ, вызванных изменениями в среде функционирования данного института, равно как о методиках исследования института общественного вещания.
Изучение классических и современных трудов по телевизионной журналистике («Телевизионная журналистика» под редакцией Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского, «Телевизионная журналистика» В. Л. Цвика, «Очерки теории телевидения» Э. Г. Багирова, труды Р. А. Борецкого, С. А. Муратова, работы И. И. Волковой) и истории СМИ («История отечественной журналистики (1917—2000)» И. В. Кузнецова, «История новейшей отечественной журналистики» Р. П. Овсепяна, «История отечественного и зарубежного телевидения» Н. А. Голядкина)15, дало нам представление об основных принципах функционирования телевидения в исторической перспективе.
Актуальность. Результаты и выводы исследования окажутся востребованными при осмыслении процесса развития общественного вещания в нашей стране. Россия, Азербайджан, Армения и Грузия имеют общее политическое (советское) прошлое, которое оказало влияние на политическую культуру, правовую систему и систему СМИ данных государств. В ходе распада СССР в этих странах начала складываться дуалистическая структура вещательных СМИ — к государственному телевидению прибавились частные вещательные СМИ16. В странах Европы структура вещательных СМИ имеет иной состав: общественное вещание и частное вещание. Учреждение общественных телевещательных организаций и закрытие государственных телекомпаний приблизило национальные медиасистемы исследуемых стран к общеевропейской структуре телевидения (общественное вещание плюс частное вещание). Полагаем, что изучение опыта стран Закавказья по созданию и развитию общественного телевещания в современных социально-политических, экономических и технологических условиях может стать немаловажным дополнением к актуальным исследованиям существующих в мире моделей общественного вещания и перспектив развития данного института на постсоветском пространстве.
Полагаем, что проведённое исследование окажется полезным при анализе уже существующих решений относительно функционирования общественного телевидения России, а также при разработке его устойчивой правовой основы.
Научная новизна. Впервые объектом системного, сравнительного научного исследования стало общественное телевещание всех стран Закавказья, которое до настоящего времени анализировалось лишь эпизодически и по-отдельности. В него входит сравнительно-правовое исследование регулирования работы общественного телевещания стран Закавказья, а также комплексный сравнительный анализ практики реализации данных нормативных моделей.
Впервые проведён анализ роли данного института в процессе развития плюрализма массовой информации в рассматриваемых странах. Предпринята попытка оценить перспективы развития общественного телевещания, выявить условия, способствующие развитию данного института в Азербайджане, Армении и Грузии.
Научно-практическая значимость. Сравнительный анализ проблем развития общественного телевещания позволит определить те характеристики и особенности национальной политики в области СМИ каждой из рассматриваемых стран, которые в наибольшей степени влияют на процесс построения системы общественного телевещания и развития плюрализма массовой информации в данных странах. Изучение опыта создания общественного телевещания в Азербайджане, Армении и Грузии, рассмотренного под подобным углом, поможет определить перспективы развития общественного телевещания как стран региона, так и стран, в которых общественное вещание на данный момент не создано или имеет неопределённый статус (включая Россию).
Объект исследования — общественное телевещание в странах Закавказья как новый элемент национальных медиасистем в Азербайджане, Армении и Грузии.
Предметом исследования является правовое регулирование общественного телевещания стран Закавказья и особенности реализации соответствующих национальных нормативных моделей общественного телевещания в Азербайджане, Армении и Грузии в методах управления и программной политики.
Временные рамки исследования заключают в себе весь современный этап развития общественного телевидения Закавказья (с 2000 по 2014 г.).
Цель монографии состоит в выявлении отличительных черт моделей общественного телевещания Азербайджана, Армении и Грузии, основных закономерностей и логики развития института общественного вещания в регионе Закавказья, а также в определении его места и роли в медиасистемах Азербайджана, Армении и Грузии.
Для достижения цели данной монографии были поставлены следующие задачи:
• Проанализировать генезис концепции и моделей ОТВ в условиях трансформации медиасистемы от тоталитарной к демократической;
• Определить роль общественного телевещания в процессе развития плюрализма СМИ;
• Провести сравнительно-правовой анализ нормативных моделей ОТВ Азербайджана, Армении и Грузии, определить их национальные особенности и общие региональные черты;
• Изучить практическую деятельность общественных телевещателей трёх стран на основе анализа общей программной и информационной политики и особенностей функционирования их руководящих органов;
• Определить уровень соответствия практической деятельности общественных вещателей Азербайджана, Армении и Грузии общеевропейским нормам и стандартам ОТВ;
• Изучить и обобщить медиакритику, иные комментарии в СМИ в отношении деятельности общественных вещателей стран Закавказья.
Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма, системности и комплексности. Системно-исторический и аналитический методы широко использовались при анализе генезиса концепции общественного телевещания, равно как и при изучении характера внедрения данной концепции в странах Закавказья. Фактологический метод и документальный анализ, позволившие выявить хронологию создания и логику развития института общественного телевещания в исследуемых странах, дополняются структурным методом и контент-анализом, которые помогли определить особенности функционирования данного института в Азербайджане, Армении и Грузии. Для выявления основных закономерностей и тенденций развития общественного телевидения в регионе Закавказья были применены сопоставительный и сравнительный (в т.ч. сравнительно-правовой) методы.
Эмпирическая база данного исследования состоит из журналистских статей и материалов по рассматриваемой теме, документов международных организаций, касающихся функционирования и развития института общественного вещания, а также актов законодательства стран Закавказья в области общественного телевещания. В рамках данной исследовательской работы также используются исследования и измерения эфира общественных телеканалов Азербайджана, Армении и Грузии, а также социологические исследования, содержащие данные об отношении аудитории к соответствующим телеканалам. Более того, автор провёл самостоятельное измерение и анализ содержания эфира главных общественных телеканалов Азербайджана, Армении и Грузии. К эмпирической базе монографии также относятся опубликованные комментарии медиаэкспертов и юристов соответствующих стран по предмету исследования.