Книга, которая пишет меня

Егор Ковальчук

«Книга, которая пишет меня» рассказывает про мой внутренний путь, раскрывает мои мотивы и стремления не только в путешествиях, но и в жизни. Эта книга о других путешествиях и странствия, они проходят внутри меня, по пространству души. Через людей, через природу я встречаюсь с собой, но это малая часть самой важной встречи.Истории в книге охватывают период 2013—2023.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга, которая пишет меня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вокруг света на велосипеде, Европа

8 июня 2015 года, Сербия, монастырь Витовница

Из книги:

«В монастыре мы провели три дня. Вставали рано утром и прямо с постели по колоколу шли на утреннюю службу. Чистота воздуха и места поразительно действовало на нас, городских людей. „Старец“ все время, посмеиваясь, говорил, чтобы мы гуляли и „дышали воздухом“. Мы удивлялись тому, что с нами происходило: в первый день нашего приезда в наших головах теснились сотни проблем. На следующий — не больше трех, а на третий день оставался один единственный вопрос. Мы утихомирились и смирились, почувствовали, что отступили все заботы и главное — что нам здесь, в монастыре, хорошо. Мне потребовалось более двух лет ездить в Витовницу, чтобы понять, насколько важно смирение ума»

Сейчас, приближаясь к монастырю, стараюсь смирить ум и осознать, сколько мне было дано благодати, что дорога привела в этот монастырь, где долгие годы служил Старец. Город затих позади, я уже чувствовал такое, когда все городское просто растворяется, стоит прикоснуться к чему-то вечному и настоящему. Растворились помыслы и мысли, треп и пустословие. Смиренно катим велосипеды к монастырю. Старец Фаддей почил в 2003 году, сейчас мы не паломники к его могилке, мы паломники, пришедшие к Живому Святому. Спаси Бог, что уберег и дал Радость прибыть в это место.

Об Отце Фаддее, я узнал в сентябре 2014 года, тогда я выехал из Дербента (Дагестан) и приближался к азербайджанской границе. Периодами шел ливень, поэтому, когда лектор в наушниках произнес имя старца, в моем памяти оно слабо отложилось, я больше акцентировался на дождь. Спустя пару месяцев, в Грузинский монастыре, где принял Крещение, приехал мой друг, а впоследствии Крестный. Вечерами мы смотрели видео, которое сохранилось на его флешке, одно из видео содержало беседу Отца Фаддея на сербском языке с русскими субтитрами. За полночь я просмотрел и прочитал всё, для меня было большим потрясением всё, что говорил Старец, тогда я испытал какой-то страх за свою скверну и принялся молиться. Тогда принял, что если сложится, обязательно прибуду в то место, где покоится Старец.

9 июня 2015, Сербия, монастырь Святой Троицы

Монах прервал молитву, повернул голову ко мне и спросил: «Что те треба?» Я слегка растерялся и, не зная, что ответить, проговорил: «Сербский не ма, русский». Монах продолжил напевать молитву, в храме мы были лишь вдвоем, это маленький монастырь на горе близ села.

Прибыв сюда ранее вечером, тут же устремился в храм, в то время, как я уже зашел, из другого здания вышел монах, и Артемка, мой друг, растерялся, окрикнув меня, тем самым дав повод, что будто я в храме неспроста. После я объяснил, что мы из России, и едем на велосипеде, и что нуждаемся в ночлеге и еде. На самом деле ни в каком ночлеге мы не нуждаемся, сейчас лето, палатка более приятна и дает множество свободных действий, ни от кого не зависящих. Мне нужен был именно монастырь, в котором затихает шум машин и высокоэтажки становятся чуть ниже, где слышен ручей и птицы, мысли и слова направлены не на треп, а сосредоточенны на светлых помыслах и целях. Все это требуется мне, а когда нет внутреннего монастыря, когда он не достигнут и не построен, требуется мне, вернее жаждет что-то внутри идти туда, где идет совсем другая реальность, какая-то вечная, где другие мысли, нет пустословия и пустоумия. Поэтому я иду в монастырь потушить пожар своей речи и пустоты, словно приемник настроить свои мысли, чувства на более здоровый лад, увидеть настоящий Мир, тот Мир, что от Бога, а не от мирской суеты и бытовухи…

Отцу Григорию 82 года, он тих и улыбчив. Узнав о просьбе, сказал: «Можна, можна». За вечерней трапезой, сперва предлагает нам шнапс, так старец назвал вино, позже водки. Нет, ребята, это лишь проверка для нас. Сейчас пост идет и такой жест, просто чтобы испытать нашу искренность. «Путин хорош?» спросил Монах, я ответил, что лучше Ельцина, но политика это дурное дело.

«Запад давит на русских, Америка… На Сербию так же давят». Рассказывает, что монашество сильно обмельчало, в монастыря по нескольку монахов и те уже в годах. У нас так же — Храмы большие, а внутри пустота. Духовенство мельчает, в том и наша заслуга, потому как являемся не очень нравственны. Все в ответе за всё и всех.

Нас расположили с Артемом в разных комнатах, я не стал говорить, что можем спать в одной на полу. У Темы подле кровати большой деревянный крест, высотой до потолка, если я увидел правильно и если ничего не перепутал. А вчера с Артемкой был хороший случай. В монастыре Витовница мы попали на вечернюю службу, после службы все подходят к иконе, прикладываются, после чего Священник благословляет, и каждый прикладывается губами к его руке. Я смотрел со стороны, когда Артем подошел и просто на несколько секунд завис перед рукой старца. Позже я спросил его, что случилось. «У меня просто был ступор» Выйдя из этого состояния, Тема приложился к руке. Старец, конечно, заметил то, как Артему тяжело было это сделать, видел его робость, может, гордость и т. д. В знак своего смирения и одобрения старец поклонился Артему. Это был большой пример. Пример примирения какого-то, пример отсутствия гордости, пример кротости. И Тема молодец.

Тема, впрочем, посапывал перебивая горную грозу, у изголовья стоял крест. Все спокойно. Гроза — хороший знак.

Утром Отец Григорий прощался с нами, он поехал в город, а мы допивали утренний кофе и собирались выезжать далее. Это добрейший человек, настоящий монах, добрый очень. Он вручил нам по 1000 динар на каждого (500 р=1000 динар), после чего уехал. Подшутив над Темой, я произнес: «Видишь, как хотят, чтобы ты в монахи пошел, что деньги дают». На этом шутки и кончились. Этот жест для нас, и поощрение в будущей дороге, и урок на будущее, и зарок.

10 июня 2015, Сербия, в горах

Сегодня одна из замечательных дорог, мы выбрали ее как одну из переплетений дорог, по усмотрению Отца Григория, который, ткнув в карту пальцем, сказал, что нужно ехать здесь. Так мы поехали через горы. Дорога поднялась чуть выше, и после обеда стало греметь, воздух стал свежим, ветер завывает, на Небе большие тучи пробегают и собираются в массу. Грохот грома очень нравится. С физической точки зрения это явления очень объяснимо — как скопление туч и электроразряды между ними. А если на самом деле, что ж это такое Гром?! Об этом я и размышляю. После обеда мы добрались к перевальной точке, здесь расположен один из горнолыжных курортов Сербии, он и делит пополам долины. На вершине начало сильно капать, и кстати нам пришелся домик с крытой смотровой площадкой и видом на горы.

Пока льет дождь, варим еду и планируем остаться до утра. Момент тишины. Хоть есть и розетки, так что можно посмотреть на ночь кино. Попутно перебираю передний обод, мой обод начал «ползти» — то есть с боковой плоскости пошла трещина, там, где ходят тормозные колодки вибрейки. Сперва я очень испугался, увидев трещину, опасаясь, что скоро может случиться так, что обод на скорости «сложится», что повлечет повреждения меня. Для этого ранее мы заехали в городке Петровац на барахолку, где сербский мужичок за 50 рублей продал переднее колесо, совсем простое, в плане жесткости — одноободное. Сегодня решил, коли есть время, перебрать втулку на колесе, что мы купили и посмотреть на проблему обода, что стоит на моем колесе. Трещинка на ободе, что прошел более 40 000 км — и это плюс вибрейков, раскрылась не насквозь. В общем, как инженер не буду вдаваться в термины инженерные, но, протестировав его на сжатие, растяжение, замерив расстояние раскрытия трещинки и как она меняется при нагрузке, я заключил, что это колесо еще выдержит очень много, потому как трещины не «выключает» из работы основные элементы жесткости обода. Обод, что мы прикупили, решили не ставить. Днем позже, прибыв в город, мы все-таки решили купить новое колесо в сборе с двойным ободом, чтобы раз и навсегда еще на тысячи километров забыть и не наблюдать за раскрытием трещины. Колесо обошлось в 900 рублей.

Еще один случай с колесом на велосипеде Темы произошел днем ранее. Ситуация такая — на задней втулке лопнула ось. Все бы ничего, но точно так же у меня лопнула ось в Якутии. В чем логика? В том, что места, где лопнула ось, идентичны, следы трения одни и те же и втулка одного формата — трещотка. Это, наверное, существенный минус втулок, на трещотках, что в них распределение нагрузки идет своеобразное и со стороны звезды, там, где ходят шарики, вытачивает до определенного места, а потом просто срезает под нагрузкой. Если через пару тысяч будет такая же поломка, значит, статистика сыграла не в пользу трещоток. А меняли ему ось мы так. Запасной оси у нас не было, свои железяки я выложил в Мурманске. В городке нашли магазинчик авто-вело-мото-мастер-центр. Тут ребята нам и сменили ось. Ребята сперва искали ее через знакомых, а потом заменили и настроили колесо. К Русским какое-то очень доброе отношение!!

Когда темнело, дождь прошел уже, проклевывалось Солнце, мы поставили палатки под навесом на горном курорте, просмотрели по фильму, перед этим я рисовал и думал, как же хорошо, что можно заниматься такими делами и не прятаться от холода в палатке…

13 июня 2015, Болгария, Черепишский монастырь

Чуть темнело, мы спустились по ущелью вдоль реки-притока Дуная, стало более слышно, как кричат насекомые и птицы. Дорога потянулась по Ущелью, огибая и проходя через Горы. Мы ехали по указателю к монастырю, день уже заканчивался, и было задумано заночевать близ монастыря в палатках. Потому как летом есть большая и огромная радость ночевать под Небом, для этого я даже высовываю голову из палатки.

Монастырь расположен у самой реки, за утесом. Монастырь стоял в людской тишине, и только поток речи задавал ритм, так казалось со стороны, в зданиях монастырских построек горел свет, мы одели штаны поверх шорт, придав себе уставной вид.

Первые кадры нас поразили, как только мы прошли через ворота, мужики в шортах делали жаркое, дамы курили и пили пиво, расположившись на балконах, рядом в виде летнего кафе располагалась и другая компания. Мы тут же решили, что монастырь упразднен и уже работает как место достопримечательной важности, но это оказалось не так. Мы прошли к источникам, храму и пещерам, где располагались кости убиенных. После всё же решили обратиться к мужикам, чтобы узнать, проводятся ли литургии и есть ли здесь настоятель, мы хотели благословиться на постановку палатки близ монастыря. Мужик, бросил взглядом в сторону веранды, где располагалась компания, сказав, что там есть поп, у него и нужно спросить. Священник в черном сидел в окружении компании людей, на террасе опустив взгляд в стол. Я попросил прощение за то, что отвлекаю, после чего попросил благословить, узнав, что службы проводятся и, получив разрешение, мы отправились ставить палатки и варить еду. Монах мне казался с грустным сиянием. Мы потом «развернули» наши чувства и реакции в обсуждение того, что сперва увидели в монастыре. Первая реакция на увиденных женщин с сигаретами и пивом и мужиками словно приговором легка в нашем уме. Сразу наложилась печать осуждения, притом неосознанно. Стоит потом проанализировать, разобрать свои реакции до истока, чтоб понять вообще, к чему они ведут.

Я вспоминаю себя, когда воспринимал и понимал духовность и Православие только с позиции каких-то машин и телефонов батюшек, всего этого трепа на счет дорогих часов Кирилла и прочих сплетней, я так мелочен был в этом, что ассоциировал всю Веру и фундаментальность догматов, на проявлении безрассудства таких же людей, как я, за это и цеплялся и старался уйти подальше от этого видения Веры. Я искал, я искал в этом лишь негатив, и так на поверхности барахтался, что основное таинство так и было от меня далеко. Сейчас, когда мы увидели все это, я вспомнил себя, и это послужило как бы антидотом, это уже было моим смирением. Когда я пошел благословляться к монаху и приложился к его руке, это мне удар по гордости, по скверномыслию.

В конечном счете, мы видим людей, людей, что оскверняют Таинство и реликвии, те кости, что в пещерке, нет, не монах, не священнослужитель, а мы, мы с вами. Я своим примером, когда долго думаю, одеть штаны поверх шорт, чтобы зайти в монастырь, или быстро зайти в шортах, мол «прокатит» и никто не увидит. Но можно же себя обмануть и оправдать, Бог то все видит. Это наш пример, пример того, что мы несем. Тот монах в черном уже скорбит всем своим видом, за то, что примером благочестивых мирян, монастырь упраздняется в комплекс, куда приезжают на пару тройку дней отдохнуть от мирской суеты, именно отдохнуть.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга, которая пишет меня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я