Дорогами памяти

Егор Ковальчук

Вдохновленные маршрутом Глеба Травина, мы отправились зимой по Якутии на велосипедах.Дневник-очерки, мысли, переживания и трудности вело-экспедиции по Якутии в 2014 году.В команде мы проехали зимой 3478 км по дорогам и зимникам при температурах до -52С.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорогами памяти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ПРОЛОГ

Здесь я бы хотел уделить немного внимания мотивам зарождения идеи экспедиции, некоторым этапам подготовки и, самое главное, знакомству участников. Прошу прощения, если эта часть повествования покажется слегка затянутой, но для меня как время подготовки, так и опыт самой экспедиции стали единым, неразделимым большим событием. Ведь без начала не бывает продолжения, не так ли?

Осенью 2011 года я окончил университет и отправился в свое первое масштабное путешествие по маршруту: «Байкал-Сахалин-Камчатка-Монголия», после чего вернулся домой, потрясенный полученными переживаниями и впечатлениями. Именно тогда я вживую познакомился с Иоанном; до этого мы только переписывались какое-то время в интернете. Иоанн также побывал в длительном путешествии и поделился своим опытом сплава по Оби на байдарке. Используя ссылки из сети, Иоанн и его друг самостоятельно проложили маршрут, а на сплав взяли икону Татианы Томской. В процессе общения выяснилось, что у нас много общих интересов и схожих идей; мы с энтузиазмом обсуждали разного рода экстремальные экспедиции и в их числе маршруты Глеба Травина. После личной встречи мы продолжили общаться через интернет, подкидывая друг другу разные идеи походов. В это же время мне необходимо было определиться с работой, а Иоанну решить вопрос с университетом. В последующие месяцы он бросил университет, и я поддержал его решение.

В январе 2012 мы снова встретились, чтобы обсудить предстоящую экспедицию. Иоанн распечатал карту Якутии, и на ней мы прочертили приблизительную траекторию пути, расстояние получилось около 3700 км. В тот вечер я повесил эту карту на видном месте в комнате и именно тогда понял окончательно: экспедиции — быть! Дату отправления мы запланировали на февраль следующего, 2013 года. Сейчас мне кажется, что это было решение, граничащее с безумием, ведь на тот момент мы не имели абсолютно никакого велосипедного опыта походов и путешествий. Тогда, разумеется, мы не думали ни о чем, кроме подвигов Глеба Травина и других известных полярников; мы намеревались вопреки здравому смыслу проехать на велосипедах в условиях холодных месяцев северной зимы порядка 3700 км. Мы были настолько преисполнены энтузиазма, что Дух наш ликовал! Позже Иоанн признался мне, что ранее, при планировании и расчете маршрута, он испытал такое воодушевление и восторг, что даже пришлось выбежать на улицу и закричать. Нет, мы не кинулись сломя голову в неизвестность, так как прекрасно понимали, что нам предстоит еще целый год тренировок и подготовки. Однако наша уверенность в своих силах и Дух начали крепнуть именно с того самого момента — момента осознания возможности осуществления подобного путешествия.

В апреле 2012 года мы с Иоанном отправились в Алтайский край на встречу с Сергеем Михайловичем Половинкиным, участником зимних велоэкспедиций по Якутии, Чукотке и Байкалу. Впоследствии Сергей Михайлович стал нашим наставником и большим другом. От него мы узнали, что в 90-х годах проводились экспедиции «по следам Г. Л. Травина», которые организовывал младший брат Федора Конюхова Павел. К сожалению, до начала экспедиции нам не удалось лично встретиться с Павлом Филипповичем, но мы регулярно созванивались и общались с помощью бумажных писем. К Сергею Михайловичу же мы ездили регулярно, постоянно узнавая от него новую информацию о зимних походах, перенимая его бесценный опыт. Мы бесконечно благодарны ему и как Учителю, и как Другу! Во время самой первой нашей встречи он рассказал много полезного, дал нам массу практических рекомендаций и материалов. Трое суток мы гостили у Сергея Михайловича, слушая об их экспедициях и лишь изредка прерываясь на сон и еду. Были и некоторые спорные моменты: с одной стороны, вся полученная нами информация, несомненно, была крайне ценна и важна; а с другой стороны, кое-что уже утратило свою актуальность в наше время. В первую очередь, я имею в виду технические характеристики различных типов велосипедов и некоторых самодельных видов экипировки. Половинкин и сотоварищи в своих походах использовали простые велосипеды советских марок «Альтаир» и «Аист», а практически вся одежда и оборудование шились и изготовлялись вручную. Несмотря на разницу в возрасте и опыте, Сергей Михайлович все же поверил в нас — безрассудных юнцов с горящими глазами и неудержимой жаждой приключений. Впоследствии мы часто вспоминали слова дяди Сережи о холоде и метели: «Холодно будет всегда!» и «Задуло — копай». Возвращались из гостей мы всегда с многочасовыми аудио-записями бесед и интервью, а также с раритетными снимками из северных экспедиций.

Ближе к весне 2012 я начал готовиться к своему первому длительному велопоходу; Иоанн же на год ушел в армию. Собственно, из-за срочной службы Иоанна нам и пришлось сдвинуть сроки проведения нашей экспедиции на целый год вперед. Но все, что ни делается, — к лучшему: в июне 2012 я осуществил свой первый велосипедный заезд на 1900 км по Сибири, преодолев это расстояние за 11 ходовых дней.

В мае 2013 Иоанн вернулся из армии и взял на себя огромную часть организации путешествия, как то: поиск партнеров, поддержки и экипировки. Мне же предстояло от — правиться в продолжительную экспериментальную экспедицию на велосипеде. С 4 июня по 1 декабря я проехал через девять стран: Россию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Афганистан, Турцию, Грузию, Иран, Азербайджан, — всего около 12546 км. Это было не только экспериментальное, но и крайне познавательное путешествие: именно тогда я начал «узнавать» свой организм. Ехал на натуральной пище: исключительно сырые овощи, фрукты, орехи, но при этом без потребления жидкости. Сейчас мне кажется, что в такое сложно поверить; я бы и сам не поверил, если бы не испытал этого на собственном опыте. Надеюсь, когда-нибудь я обязательно опубликую дневники той поездки.

К моменту моего возвращения Иоанн проделал огромную работу по подготовке предстоящей экспедиции. Началось формирование команды. В мае в качестве координатора и фото-видео-оператора к нам присоединилась профессиональный фотограф Оксана Луговая. А летом Иоанн пригласил для участия в экспедиции польского путешественника Кшиштофа Суховерского. Эта встреча была словно запланирована свыше! О Кшиштофе мы узнали от директора Томского музея НКВД Ханевича, с которым Иоанн познакомился при организации сплава по Оби. Ханевич как-то при встрече обмолвился, что из польского города Белосток в русскую деревню с таким же названием едет на велосипеде польский путешественник, чтобы изучить историю основания поляками послевоенного поселения в России. И именно после этой встречи Иоанн поехал по делам в Омск, увидел по дороге велосипедиста и решил остановиться. Нужно ли говорить, что этим велосипедистом как раз оказался Кшиштоф! Сразу после знакомства, прямо на дороге, Иоанн спросил: «Поедешь с нами в экспедицию по Якутии?» Кшиштоф, не раздумывая, согласился. Первое время я очень скептически отнесся к такому внезапному появлению нового участника: во-первых, мы не знали его как человека и, во-вторых, у нас не было возможности испытать друг друга в команде. Эти факты тревожили меня вплоть до первой личной встречи с Кшиштофом на железнодорожном вокзале. Все мои сомнения развеялись в тот момент, когда я увидел высоко — го парня, выходящего из вагона, он озирался по сторонам и кричал: «Егор, Егор!». От незнакомца за версту веяло простотой и родством. В будущем он стал для нас своим, родным человеком с простой Душой.

В декабре 2013 я, Иоанн и Оксана отправились в первое совместное велопутешествие по Томской области (тогда мы проехали около 530 км). В этом походе мы учились действовать как единый командный элемент, а заодно тестировали велосипеды и экипировку. Здесь хотелось бы отметить, что, несмотря на проведенный нами зимний тренировочный заезд, погодные условия в нем были далеки от тех, с которыми нам пришлось позже столкнулись в Якутии. Тридцатиградусного мороза под Томском оказалось явно недостаточно, чтобы узнать, как будут вести себя механизмы велосипеда, экипировка да и наши тела при температурах ниже — 50 °С.

В декабре 2013 и январе 2014 все свободное время уходило на сборы и подготовку велосипедов, закупку общего оборудования. Также мы получили несколько комплектов экипировки от партнеров: «СПП-Макс» и Алексея Ворова — известного путешественника, по нашему заказу сшившего для нас двойной спальник «в квадрате». Такой спальник состоял из двух отдельных слоев и был рассчитан для двоих человек примерно одной комплекции. В итоге мы сочли, что подготовились по возможности хорошо. К сожалению, у нас не хватило денег, чтобы обеспечить себе прочные колеса и жесткие вилки; нам с Иоанном пришлось приобрести самые простые велосипеды марки GT Agressor. Кшиштоф приехал со своим Merida, который по качествам, как выяснилось позже, сравнялся с нашими GT, особенно после того, как мы оказались в зоне морозов — 50—55 °С. На последние деньги были закуплены шипованные покрышки. Также мы взяли с собой смазку до — 70 °С под названием Nanoprotech. В 90-х годах в подобного рода экспедициях все детали механизмов велосипедов сначала полностью промывали, а затем смазывали сухим графитом. Мы же нашли современный оптимальный вариант в виде смазки Nanoprotech.

При подготовке велосипедов нас активно поддерживали ребята из велоклуба города Барнаула, также было очень приятно ощутить радушие со стороны членов якутского велосипедного клуба, которые с нетерпением ждали нас в гости. Это очень радовало, несмотря на то, что до Якутска еще нужно было проехать 800 км от точки старта экспедиции.

Путешествие наше носило разносторонний характер: как спортивный (проехать 3700 км от Нерюнгри до поселка Черский зимой на велосипедах), так и социально-исторический (нам предстояло ехать по земле бывших мест ГУЛАГа). Мы дали нашей экспедиции название «Дорогами памяти», а информационную поддержку мероприятия оказал музей НКВД. Такое решение было проявлением нашего уважения к людям, упоминание о которых в наше время почему-то считается неприличным, бросающим тень на прошлую власть и режим. К тому же у некоторых из участников экспедиции были ссыльные родственники: все эти факты задавали определенный психологический настрой экспедиции. Может это прозвучит несколько идеализированно, но нам искренне хотелось пройти через подобные испытания, ощутить и осознать ужасы условий жизни тех людей на этих землях, проникнуться подвигом Жизни, Человеческой Воли и Души…

Сытый голодного не разумеет, если сам ни разу не голодал. Легко рассуждать о том, что пришлось пережить ссыльным, когда сам сидишь в тепле и уюте, в печи мило трещит огонь и чем-то ароматным пахнет из кухни. Лишь на собственном опыте преодоления и самопожертвования можно трезво и правдиво осознать что-либо. В какой-то степени наша экспедиция и была попыткой познания этапа прошлого, печальной истории нелегких судеб людей.

С благословения Русской православной церкви мы взяли с собой в дорогу икону «Новомученики и исповедники Российские», так что наша экспедиция носила не только историко-познавательный, но еще и миссионерский характер. Иоанн и Оксана были православными, Кшиштоф — католик, а я искал истину в Евангелии и Бхавад-гите одновременно! Но, несмотря на все это, противоречивые религиозные взгляды нас не разделяли.

Мы были готовы сделать все возможное, чтобы реализовать полностью цели нашей экспедиции; обратного пути у нас не было. Какие бы сложности не встречались на нашем пути, мы ни разу не задумались о том, чтобы бросить все и вернуться. К сожалению, веру в успех этой кампании разделяли не все наставники и кураторы. Им было сложно оценить вероятность нашего успеха; казалось, нам предстояло сделать прорыв в невозможное. Мы же, в свою очередь, отчетливо осознавали предстоящие трудности, но при этом были твердо уверены в своих силах. Без такого психологического настроя и самоотверженности нам, скорее всего, было бы несколько сложнее справляться с проблемами, возникавшими в течение экспедиции.

Цель — дойти до точки окончания маршрута (поселок Черский) — была еще так далека! Но уже тогда лично для меня казалась важнее не цель, не финал экспедиции, а сохранение теплых и дружеских отношений в команде. Я искренне хотел, чтобы все шероховатости характера, присущие любому человеку, не доставили никому душевного дискомфорта, не обидели ближнего. И, благо, нам это удалось! Внутренние войны, которые разгорались периодически в каждом из нас, никогда не распространялись на товарищей. Я считаю, что в любой команде должны эффективно реализовываться две основные возможности: первая (внешняя) — это слаженность действий участников группы, участие их в формировании единого живого процесса путешествия; и вторая (внутренняя) — это сохранение собственного внутреннего Единства, столь важного для рефлексии, самоанализа и общения с Богом.