Назидание Увещание Утешение

Евлампий-иконоборец

Книга содержит проповеди, статьи и короткие заметки, написанные Евлампием-иконоборцем для прихожан Иконоборческой Церкви. Книга издана к юбилею 30-летия церковного служения Евлампия-иконоборца.Рекомендуется читателям с теологической базой знаний.

Оглавление

ЧТО ТАКОЕ СВЯТОСТЬ?

Апостол Петр называл святыми всех христиан без исключения.

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1.Петр.2:9—12).

Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, истинно святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит — быть святым?

Рассмотрим истинную святость как самую высшую степень духовного развития человека.

Эта категория истинной святости допускает и две предшествующие степени: начальную, которую условно можно назвать спасающая святость, и вторую — праведная святость. Соответственно мы будем поэтапно рассматривать все три степени святости

1. спасающая святость

2. праведная святость

3. истинная святость

1. СПАСАЮЩАЯ СВЯТОСТЬ

Вспомним сюжет из Евангелия, который повествует о том, что по правую руку от Христа был распят разбойник, который перед своею кончиной успевает осознать себя грешником и покаяться во грехах своих тяжких. Христос ему сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Рай был обещан, по сути, убийце, грабителю, вору, человеку, совершившему не одно тяжкое преступление, не сделавшего ничего доброго, ничего праведного.

Как же расценивать слова Иисуса Христа?

Невероятно, но в тексте Евангелия читатель неоднократно находит схожие с данным сюжетом описания. К примеру, в притче о фарисее и мытаре, последний оправдан Богом, хотя вся его жизнь наполнена обманом и лукавством. А фарисеи, демонстрирующие особую набожность, сравнимую с отрешенностью от мира современных христианских монахов, отвергаются Богом. В отношении блудницы взятой из прелюбодеяния Иисус Христос говорит в адрес фарисеев: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31). А вспомним, как Сын Божий достаточно резко высказывает нелицеприятные речи в сторону фарисеев за их надменность и превозношение над простыми людьми. За религиозное лицемере те получили сполна от Христа. Называя их гробами окрашенными снаружи кажущиеся святыми, а внутри хищения и лукавства, ничего нет в них святого, ничего Божьего: «Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лк.11:39).

Что имел ввиду Христос, характеризуя внутреннее состояние фарисеев?

Поясним.

Оппоненты Христа видели себя исключительно праведными. Христос продолжил обличения фарисеев словами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:27—28). Внутренняя сущность фарисеев сделала их неспособными к обладанию Божественной святости, ни в каком её проявлении, разве что в мнимой святости. А ведь кому как не религиозным лидерам быть на вершине святой жизни? Но нет. Гордость, зависть, напыщенная мнимая святость сделали свое губительное дело в душах подвизавшихся на служение Богу.

Возвращаясь к отношению Иисуса Христа к мытарям и блудницам понимаешь, что для обладания спасением нужно совсем иное, нежели то, что демонстрировали фарисеи, нужно лишь признание своего безнадежной греховной сущности, своей внутренней нечистоты души. В этом и есть суть покаяния. Душа способная к раскаянию, к признанию себя никчемной, обретает спасающую святость и соответственно само спасение, подобно спасшейся душе одного из распятых со Христом разбойников.

Так можно охарактеризовать первую ступень святости — спасающую святость. Эта первая ступень должна непременно перевести человека посредством освящения во Святом Духе к последующей ступени святости, которую мы охарактеризовали — праведной святостью.

2. ПРАВЕДНАЯ СВЯТОСТЬ

Теперь рассмотрим вторую степень святости.

Если в первой ступени святости достаточно было признать себя грешником, то во второй ступени мы будем говорить о начале процесса освящения (преображения) души человека. Мы нередко видим христиан стремящихся жить в соответствии со своей совестью. Такие христиане не желают обижать кого-либо, обманывать, подвергать угнетению. Они стремятся жить по Закону и Заповедям Божьим: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12). Но в душах данной категории христиан еще зиждется в немалой степени грех, проявляющийся в необузданных страстях. В борьбе между духовным и душевным, божественным и бесовским побеждает нередко последнее.

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:13—17).

Внутреннее состояние христиан второй ступени святости несут отпечаток духовного несовершенства. Это выражается в неверном поведении в обществе, в семье, в церкви и т.п.. Такие христиане допускают необузданный гнев, не контролируют свою раздражительность, скупы или напротив транжиры, лицеприятны и т.п.. «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:47—48). «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:32—36).

Такая святость далека от желаемой Истинной Святости.

3. ИСТИННАЯ СВЯТОСТЬ

Истинная святость есть добрый плод здравой духовной жизни. Сердца христиан несущих в себе истинную святость наполнены Божественным светом любви к ближнему и не только к ближнему, но и к врагу. Жизнь в истинной святости не ограничена рамками праведности, это нечто больше чем праведность, это сама любовь Божья. Чаще всего жизнь истинно святого человека сопровождается определенными внешними условиями, которые Божьим промыслом ниспосланы свыше христианину. Это бессеребреники, нестяжатели, несемейные, отказавшиеся от земных благ, имеющие лишь самое необходимое для жизни. Все что не связано с духовным, ими оставляется ради Христа. Духовная жизнь таких людей пребывает в постоянной борьбе с искушениями. Мысли, слова, деяния все направлено на борьбу с греховным злом. Все устремления направлены на исполнения Закона Божия, его изучение и изучение богословских трудов, дабы устоять в святости и не покориться дьяволу. А о постоянной молитве и говорить не приходится. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй меня грешного» не сходит с уст христианина обладающего истинной святостью.

Осознание своей греховности и своей недостойности перед Богом присуще христианину подобно состоянию апостола Павла: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех…. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:18—20,24). В этом состоянии пребывая христианин находит единственное средство в покаянии перед Богом за тяжкие свои грехи, за свое несовершенство духовное. Осознание бесчисленных грехов есть главный признак духовной жизни истинного святого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не знаю где и как обстоят дела со святостью, а у нас в Сибири можно нередко по деревням да по селам встретить истинного святого, в сторону которого народец тамошний посмеивается и глумится, а как припечет горем такого вот смехотворца и глумителя, так за советом поспешает к святому: «Помоги, отче, погибаю!» Причем в России православно-славянский менталитет не позволяет причислять самих себя к истинно святым, другое дело в западных странах или у российских протестантов, где многовековая протестантская закваска, основанная на всеобщей святости, без труда позволяет всему тамошнему народу зачислять себя в 100-процентные святые. Так и хочется проверить на святость мнящих себя столь высоко! Сподобьтесь этих «святых» принудить отдать рубашку ближнему своему! Дерзните покуситься «на их кровное, нажитое непосильным трудом»! Ни искушения, ни греха, ни духовного бессилия искоренить не могут, свои страсти человеческие таковые «святые» не замечают в себе. Разве что крупные духовные и морально-нравственные падения их заставляют призадуматься над своею греховной сущностью? И в большинстве своем те, кто причисляет себя с легкостью к святому стаду Божьему, ни на одну из трех ступеней выше нами обозначенных взойти не могут, как и фарисеи времен Христа. Ведь если задуматься вопросом: может ли человек десятки лет находиться в состоянии начальной стадии святости — спасающей святости? Образно выражаясь: может ли человек десятки лет быть подобно раскаявшемуся разбойнику — десятки лет висеть на кресте прибитым, не подтверждая своей веры добрыми делами и поступками, ибо как сказано в Священном Писании — «вера без дел мертва»? Скорее здесь, при такой духовной пассивности, просматривается мнимая святость, мнимое христианство.

Такова ситуация в реальном современном христианстве.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я