Кавказ. Выпуск XIX. Живой отголосок прошлого. Жизнь и творчество писателя Евгения Баранова

Евгения Тютюнина, 2014

Творческое наследие Евгения Захаровича Баранова (1869–1935) – журналиста, фольклориста, этнографа, работавшего в газетах Владикавказа, Ставрополя, Ростова, Пятигорска, Баку, Москвы, практически неизвестно современному читателю. И это совершенно несправедливо – ведь его корреспонденции, зарисовки, путевые заметки, статьи, очерки, рассказы, в большинстве своем посвященные Кавказу, – это весомый вклад в создание источниковой базы региональной истории, формирование общественного мнения своей эпохи, отражение общественного сознания определенных социальных слоев. Это тот отголосок прошлого, которое не потеряло со временем своей значимости, по-прежнему интересно и увлекательно. Жизни и творчеству Евгения Баранова, выразившего настроения и мировосприятие определенной части кавказского населения (прежде всего слободы Нальчик), посвящена работа архивиста Е. С. Тютюниной.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кавказ. Выпуск XIX. Живой отголосок прошлого. Жизнь и творчество писателя Евгения Баранова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Издательство М. и В. Котляровых (ООО «Полиграфсервис и Т»), 2014

© Е. С. Тютюнина, 2014

От автора

Литературная деятельность Евгения Захаровича Баранова весьма многообразна. Он известен как журналист, фольклорист, этнограф. Около 40 лет его материалы появлялись на страницах кавказской и центральной прессы. В качестве штатного сотрудника и редактора он работал во Владикавказе, Ставрополе, Ростове, Пятигорске, Баку, Москве. Всего же, по его собственным подсчетам, печатался в 44 периодических изданиях России, а также выпустил более двух десятков книг и брошюр.

Имя Е. З. Баранова как признанного профессионального литератора вошло в хорошо известные справочники: словари С. А. Венгерова[1], И. Ф. Масанова[2], упоминается в мемуарах современников[3], но на его родине до последних пор было почти забыто.

Небольшая статья о нем вошла в биографический словарь «Русские писатели 1800–1917 гг.» (М., 1989)[4]. Статья написана по его автобиографии. Автор называет Баранова «писателем-самоучкой» (определение звучит странновато — будто бы другие писатели, включая, например, А. П. Чехова и Л. Н. Толстого, получили образование в Литературном институте), перечисляет несколько книг. Однако творческое наследие писателя не только не изучено, но в полной мере еще и не выявлено. В подробной библиографии Р. У. Туганова (1967, 1998)[5] учтено несколько десятков книжных и газетных публикаций Баранова, посвященных Кабардино-Балкарии. Но наверняка остаются сотни сочинений, касающихся других регионов.

Сложность и в том, что Баранов использовал целый ряд псевдонимов, среди которых: «Адыге», «Горец», «Кабардинец», «Лесной», — нередко его небольшие корреспонденции и заметки подписаны одной буквой или вообще анонимны. А поскольку атрибуция материалов кавказской печати в серьезных масштабах пока не предпринималась, не исключено, что публикации Баранова могут быть приписаны другим авторам или остаться неопознанными. Но и бесспорно принадлежащие писателю произведения, удостоверенные полной фамилией либо прозрачными криптонимами, всестороннему анализу не подвергались. Баранов работал в различных жанрах. Здесь заметки, корреспонденции, зарисовки, путевые записки, статьи, очерки, мини-исследования, фольклорные записи, рассказы.

Одним из первых советских ученых-кавказоведов, обратившихся к изучению жизни и творчества Е. З. Баранова, был филолог Илья Васильевич Тресков. В 1960-х гг., ознакомившись с его архивом, он опубликовал статью в газете «Кабардино-Балкарская правда» (1967).

Начиная с 1980-х гг. творчество Баранова как фольклориста и этнографа получает некоторую оценку специалистов. Этнографическим работам о балкарцах и осетинах давал беглую характеристику выдающийся этнограф Марк Осипович Косвен[6], более глубоко значение его трудов затрагивал Александр Ибрагимович Мусукаев[7], усилия по собиранию фольклора адыгов и балкарцев получили отражение в исследованиях Аллы Ивановны Алиевой[8].

В последние годы ряд его работ переиздан. Это записи кабардинских и балкарских преданий и сказок, московские легенды, статьи, корреспонденции, рассказ, воспроизведенные в фольклорных сборниках и журналах «Живая старина» (Нальчик) и «Родина» (Москва). Отдельный параграф в неопубликованной кандидатской диссертации посвятил Е. З. Баранову В. В. Шевчук[9].

Но деятельность Е. З. Баранова как журналиста и писателя пока остается вне поля зрения исследователей. Не оценен его вклад в создание источниковой базы региональной истории, формирование общественного мнения своей эпохи, роль в развитии средств массовой информации, отражении общественного сознания определенных социальных слоев.

Мое обращение к биографии и творчеству Е. З. Баранова началось довольно давно. В 1976 г. почти случайно я наткнулась на его архив в ЦГАЛИ СССР и тогда же сделала несколько копий и выписок из его документов. Потом, при подготовке кандидатской диссертации на тему «Проблемы истории Кабарды и Балкарии в русской исторической науке второй половины XIX в.», некоторые произведения писателя вошли в круг объектов научного изучения и потому выявление материалов о нем приобрело целенаправленный характер.

При подготовке к 300-летию общественного деятеля Кабарды Жабаги Казанокова (1985) в наш архив обратился один из главных докладчиков научной конференции Валерий Нануевич Сокуров, собиравший сведения для написания историографической части своего доклада. Он был уверен, что в досоветское время о Казанокове забыли, им никто не интересовался. Мне пришлось указать ему одну из осуществленных Барановым публикаций кабардинского предания, в предисловии к которой рассказано об этой легендарной личности. Так имя Баранова прозвучало на той конференции с высокой трибуны[10].

После завершения своей диссертации накопленный материал я изложила в сообщении «Е. З. Баранов — журналист, этнограф, фольклорист (1890-е гг.)», с которым выступила на заседании постоянно действующего Кавказоведческого семинара, организованного в г. Грозном выдающимся ученым Виталием Борисовичем Виноградовым (1938–2012); а вскоре тот же текст был передан по Кабардино-Балкарскому радио. О Баранове я рассказывала на собраниях Нальчикского общества русской истории и культуры «Вече», выступала на одной из регулярно проводимых «Вече» научно-практических конференций «Славянские чтения».

В связи со 130-летним юбилеем писателя в 2000 г. нальчикской газетой «Горянка» опубликована моя статья о его детстве[11], и тогда по своей инициативе редакция газеты поместила несколько произведений Баранова из журнала «Вокруг света» за 1912–1913 гг.[12], подшивка которого нашлась в одной нальчикской семье.

В последние годы публикация произведений Баранова заметно оживилась. В Москве отдельным сборником изданы записанные им московские легенды[13], в одном из журналов — биографические справки[14]; в Нальчике — усилиями известных краеведов Марии и Виктора Котляровых — переиздана книга кабардинских легенд[15], организованы телепередачи, выступления на газетных страницах[16], две статьи вошли в фундаментальный двухтомник «Балкария — страна гор и ущелий»[17].

При анализе нескольких произведений Баранова начального периода творчества мне уже удалось высказать убеждение в интернационалистском демократизме его взглядов. Как хроникер и бытописатель, он не ограничивался сухой фиксацией факта или события, а стремился заявить свое отношение, дать оценку, нередко критическую, иногда сдобренную долей юмора. Выразитель настроений и мировосприятия определенной части кавказского населения, разнородного по составу и времени появления, населения, одну из ячеек которого представляла слобода Нальчик, Баранов выступал внимательным наблюдателем среды, где родился и вырос, которую прекрасно знал изнутри. При этом он не склонен идеализировать это общество, видя и тяжелый труд, и задавленность властями, и грубость, невежество, бытовые и религиозные предрассудки.

Тем отраднее для него подметить и показать светлые моменты: тягу к знаниям, чтению, любознательность, народную смекалку и остроумие, доброту, терпение и терпимость.

Все сказанное о некоторых сторонах творчества Е. З. Баранова лишь предварительные замечания, попытка очертить круг проблем, ждущих изучения. Таким образом, интерес к этой неординарной личности все-таки возрастает и предлагаемую книгу можно рассматривать как определенный результат трудов группы энтузиастов, которые стремятся сохранить и воскресить память о нашем выдающемся земляке — единственном в досоветскую эпоху профессиональном литераторе, вышедшем из Кабардино-Балкарии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кавказ. Выпуск XIX. Живой отголосок прошлого. Жизнь и творчество писателя Евгения Баранова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Венгеров С.А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых. От начала русской образованности до наших дней: В 6 т. 1886–1904.

2

Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. М., 1956. т. 1. с. 298.

3

Белоусов И.А. Литературная Москва (Воспоминания). М.,1929. С. 128–129.

4

Сучков С.В. Баранов Евгений Захарович // Русские писатели 1800–1917: Биографический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. Т. 1. С. 154–155.

5

Библиография Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи (с древнейших времен по 1917 г.) / Сост. Р. У. Туганов. Нальчик, 1967; Библиография Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи (с древнейших времен по 1917 г.) / Сост. Р. У. Туганов. Нальчик: Эль-Фа, 1998. Т. 1–2. История.

6

Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник. М.; Л., 1962. Т. 3. С. 218.

7

Мусукаев А.И. О Балкарии и балкарцах: Архаические общественные организации в трудах дореволюционных авторов и советской исторической науке. Нальчик: Эльбрус, 1982.

8

Алиева А.И. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX — нач. XX в. Нальчик, 1979; Она же. История записи и публикаций фольклора балкарцев и карачаевцев в XIX — нач. XX в. // Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик,1983.

9

Шевчук В.В. Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX — начале ХХ в.: Автореф. дис…. на соискание ученой степени канд. ист.н. Нальчик, 2005.

10

Сокуров В.Н. Жабаги Казаноко и его время // Жабаги Казаноко (300 лет): Материалы региональной научной конференции (30-31 октября 1985 г.). Нальчик, 1988. С. 8.

11

Тютюнина Е.С. Писатель Евгений Баранов. Детство // Горянка. 2000. № 7. Февр. С. 13; № 9. Март. С. 8; № 13. Март. С. 10.

12

Горянка. 2000 № 2. Янв. С. 14; № 16. Апр. С. 10; № 22. Июнь. С. 8; № 25. Июнь. С. 8; № 28. Июль. С. 10; № 31. Авг. С. 13; № 32. Авг. С. 13; № 33. Авг. С. 13; 2001. № 5. Фев. С. 5.

13

Московские легенды, записанные Евгением Барановым / Сост., вступ. ст. и прим. Веры Боковой. М.: Литература и политика, 1993. — 302 с.

14

Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Евгений Баранов — собиратель народной устной речи. С публикацией автобиографической справки // Русский язык в научном освещении, 2001. № 2. С. 225–239.

15

Баранов Е.З. Кабардинские легенды. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых («Полиграфсервис и Т»), 2011. — 76 с.

16

См. напр.: Фольклорист с характером авантюриста // Котляровы М. и В. Неизвестная Кабардино-Балкария. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2013. С. 360–366; Первоначально статья была напечатана в «Газете Юга» (Нальчик). № 40. 2012.

17

Балкария — страна гор и ущелий. Этнос, экскурс, орография в текстах и фотодокументах/ Сост., авторы проекта, предисловий, комментариев Мария и Виктор Котляровы. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых («Полиграфсервис и Т»), 2009. Т. 2. С. 68–81.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я