В пособии представлена модель организации и работы родительского клуба в детском саду: положение о клубе, тематика заседаний, образцы документации, диагностический блок и сценарии заседаний. Материалы в полной мере соответствуют практике дошкольного воспитания. Работа клуба способствует установлению сотрудничества между родителями и педагогами, позволяет комфортно чувствовать себя на территории детства.Предназначено педагогам, психологам образовательных организаций, полезно родителям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Родительский клуб «Теплые встречи» в детском саду. Организация работы родительского клуба в дошкольном учреждении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Родительский клуб как творческая группа единомышленников
Когда собираются вместе несколько человек на продолжительный срок, между ними происходят процессы, помогающие или препятствующие появлению такого единого организма, как «группа». Группа людей, объединенных одной целью, одними интересами, творческой мотивацией представляет собой живую систему, в которой все взаимосвязано. Работа клуба — объединение единомышленников. Они подпитывают и дополняют друг друга, обогащают опыт, приобретают навыки, развиваются за счет включенности в общее дело. Настрой каждого члена клуба служит источником духовной силы, знаний, эмоциональной поддержки для других.
Через некоторое время работы клуба можно увидеть и сделать выводы: сформировался творческий коллектив или, наоборот, все развалилось, ничего не получилось.
Клуб живет по определенным правилам, у его членов есть общие цели, планы, единство интересов, в нем проходят циклически повторяющиеся мероприятия (игры, тренинги, праздники). У каждого участника есть свой социальный статус, зависящий от признания его другими членами.
Можно выделить несколько задач, решив которые организаторы клубной работы смогут обеспечить положительное действие всех процессов, сделать так, чтобы участники стали близкими людьми, а не просто случайным набором людей, которых «пригнали» на очередное заседание.
1. Определить правила жизни коллектива
В каждом клубе они могут быть свои, особенные, принятые всеми членами. Например:
— психологически безопасная, комфортная среда для диалога между родителями и специалистами ОО;
— вся работа ведется на стороне уважения личности: исключены критика, назидательность, лекции, доклады; каждое мнение важно и каждый опыт ценен;
— каждая встреча организована как совместная практическая деятельность родителей и специалистов детского сада;
— каждая встреча учитывает интересы и пожелания родителей, педагогов, волнующие темы и вопросы для обсуждения.
2. Очертить границы отношений
Границы отношений — это правила, по которым происходит общение между людьми. Они напрямую касаются определения личного пространства, то есть границ личности конкретного человека.
Если границы известны (каждый очерчивает свои границы), становится понятно, чего ждать от другого человека, с чем к нему обращаться, на что рассчитывать, как действовать. У каждого члена могут быть свои границы, которые зависят от того, как он себя «поставил», то есть как определил пределы дозволенного. Желательно, чтобы правила отношений одинаково касались всех клубников. Границы отношений обозначают:
— что именно выполняется безоговорочно;
— что настоятельно рекомендуется;
— что можно обсудить;
— по каким вопросам и к кому, в какое время можно обращаться;
— как обозначено личное пространство.
3. Сплотить группу
Сплотить членов клуба — создать у них чувство принадлежности к группе, ощущение причастности к ее целям, интересам, успехам. Для сплочения членов группы существуют различные игры, упражнения, где участники знакомятся лучше друг с другом
Игры на сплочение группы
1. Поводыри. Участники разбиваются по парам, один из пары закрывает глаза, другой его сопровождает по заранее проложенному пути (между стульями, предметами). Затем пары меняются ролями.
2. Расскажи все по-порядку. Группа также разбивается на пары (если участники еще не знакомы, то ведущий сам разбивает их на пары: становится спиной и на касание кого-либо отсылает то влево, то вправо. Так образуются 2 команды, стоящие напротив друг друга. Стоящие объединяются в пары). В течение пяти минут один из группы должен рассказать о другом как можно больше: интересы, увлечения, семья, работа и пр.
3. Найди пару. Каждый получает цветные ромашки. Нужно найти того, у кого ромашка такого же цвета. Кто нашел, создают свою пару, берутся за руки.
4. А вы знаете, что я… Каждый из присутствующих по очереди произносит фразу «А вы знаете, что я (дополняя ее чем-то необычным) например, занимаюсь в конноспортивном клубе».
5. Давайте говорить друг другу комплименты. Передавая друг другу какой-либо предмет (шар, мяч), нужно сказать комплимент.
4. Установить ценности группы
Как правило, это обычные общечеловеческие ценности (нормы этики, коммуникации, интеллектуальная собственность и др.).
5. Определить традиции и ритуалы
При разработке Положения о родительском клубе члены клуба столкнулись с целым арсеналом целей:
— обеспечить необходимое психолого-педагогическое и методическое сопровождение отношений родителей и детей, воспитателей и специалистов (открыто высказывать свое мнение, получать необходимую помощь, иметь доступ к сайтам специалистов и учреждения, рассчитывать на уважение и этику общения);
— установить партнёрские отношения между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных заседаний, подготовке праздников, марафонов, акций, а если нужно — и ремонта!
— организация консультативно-просветительской работы, направленной на организацию партнерского диалога «педагоги-родители» с учётом всех коммуникативных особенностей и интересов последних;
— повышение имиджа и популяризация работы ДО в родительской среде. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью к сотрудничеству, к совместной работе и участию во всех крупных делах детского сада.
Были поставлены задачи работы клуба:
— формирование единого пространства семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии дошкольников;
— психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей практическим приемам игрового и творческого взаимодействия с детьми;
— определение и передача положительного опыта семейных отношений;
— содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей, родителей и педагогов;
— помощь в адаптации семей, связанной с привыканием к новой среде обитания и требованиям, предъявляемым в детском учреждении;
— установление доверительных равноправных отношений между семьей и детским садом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Родительский клуб «Теплые встречи» в детском саду. Организация работы родительского клуба в дошкольном учреждении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других