Конституция в произведениях искусства

Евгения Михайловна Павленко, 2018

В научном докладе рассматривается влияние идей конституционализма на материальную и духовную культуру российского общества в контексте его исторического развития. Исследуя артефакты материальной и духовной культуры – книги, кинофильмы, памятники, плакаты, почтовые марки, открытки, песни, – автор отмечает тот факт, что они являются свидетелями эпохи, а отражение в них Конституции свидетельствует о формировании в обществе определенного уровня конституционного правосознания. Анализируя накопленный опыт прошлого, автор задается вопросом: изменилось ли конституционное правосознание российского общества с принятием в 1993 году новой Конституции, провозгласившей нашу страну правовым государством? Находит ли оно отражение в современной культуре? И приходит к выводу о том, что Россия пока не созрела для устойчивого, не вызванного к жизни той или иной политической доктриной, конституционализма, который поддерживал бы сам себя с помощью механизмов культуры.

Оглавление

  • ***
Из серии: Научные доклады: государство и право

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституция в произведениях искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2018

Историю идей и их влияние на развитие общества интереснее всего проследить по тому, какое воплощение они нашли в материальной и духовной культуре. Сама по себе идея нематериальна, однако в произведениях литературы, искусства и архитектуры она обретает плоть, находит символическую форму своего выражения, а значит — лучше передается от человека к человеку, от эпохи к эпохе. Более того, по конкретным проявлениям той или иной идеи в культуре можно сделать выводы о том, в какой среде и в какое время эта идея находила наибольший отклик.

Среди фундаментальных идей, оказавших влияние на развитие нашей страны, как и большинства других стран мира, важное место занимает идея конституционализма. Несмотря на то что первая российская Конституция несколько месяцев назад перешагнула почтенный столетний юбилей, а в декабре мы отметим четверть века действующей Конституции, все же осуществление идеи конституционализма сталкивается у нас с известными трудностями. С чем связаны эти трудности? На этот вопрос помогут ответить артефакты материальной и духовной культуры: книги, кинофильмы, памятники, плакаты, почтовые марки, открытки, песни и т. д.

Понятие конституционализма многоаспектно. За ним стоит определенный взгляд не только и не столько на устройство государственной власти, но и в первую очередь на место человека в мире. Какова бы ни была конституция, она всегда ставит пределы власти, в большей или меньшей степени защищая автономию личности. Более того, поскольку сложно себе представить конституцию без как минимум элементов представительной демократии — то есть без гарантий ее неизменности, — конституционализм означает разрыв с идеей «власти от Бога» и частичную или полную ее передачу отдельным частям народа (сословиям, классам…) либо всему народу. В Российской империи с ее основанном на православной культуре укладом жизни такой подход не мог иметь широкой поддержки.

Но Россия никогда не стояла в стороне от процессов, происходящих в мире, и идея конституционализма постепенно находила признание в образованных слоях российского общества. Сегодня уже сложно выяснить, когда конкретно начался этот процесс, однако в изданном в 1802 году под редакцией Н. М. Карамзина журнале «Вестник Европы» материалы о конституционном процессе в европейских странах публикуются начиная со второго номера. Неудачная попытка Михаила Сперанского осуществить в 1809–1811 годах реформу государственного устройства, сообразуясь с идеями Просвещения, свидетельствует о том, что конституционализм к тому моменту уже пустил корни в сознании высшей управленческой элиты. После Отечественной войны 1812 года основными причинами публикаций по этому вопросу были две. Во-первых, война привлекла внимание к общественно-политическим трансформациям Франции в предшествующие десятилетия, а кроме того, к личности Наполеона Бонапарта. Во-вторых, в 1815 году в состав Российской империи вошло Царство Польское, для которого была разработана Конституция (если быть точным, она называлась «Конституционная хартия» и, кстати говоря, была написана не на польском и даже не на русском, а на французском языке). Существование в рамках самодержавной империи обособленного государственного образования с конституционным устройством (в определенной степени это касалось также Великого княжества Финляндского) не могло не вызывать живого интереса как у административно-бюрократической прослойки, так и в среде европейски ориентированного дворянства, тем более что вскоре после утверждения Конституции Царства Польского Александр I поручил ее разработчику Н. Н. Новосильцеву подготовить проект аналогичного документа (под названием «Государственная уставная грамота») и для Российской империи.

4 сентября 1817 года князь Иван Долгоруков, долгое время служивший вице-губернатором Пензенской, а затем губернатором Владимирской губернии, во время своего путешествия в Киев записал в дневнике:

Конституция есть коренной и непреложной закон. Достоинство ее главное состоит в том, чтоб оберегать права свободного народа, назначаим предварительно сущность и предел. Это — конкордат между Царем и подданным, силою которого первый и последний, зная свои взаимные отношения, нарушать их не могут. Прекраснейший идеал! Посмотрим его в исполнении.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***
Из серии: Научные доклады: государство и право

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституция в произведениях искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я