Театральный фандрайзинг, или Как спонсоры и арт-проекты находят друг друга

Евгения Карпанина, 2022

Как убедить спонсоров поддержать арт-проект? Где найти ту самую компанию, которая захочет поддержать ресурсами вашу идею? Что написать в предложении о сотрудничестве, чтобы не упустить главное?Книга рассказывает, как менеджерам арт-проектов привлекать ресурсы, предлагает полезные упражнения. Вы поймете, как преодолевать психологические барьеры, которые мешают арт-менеджерам находить партнеров и спонсоров, а так же получите разбор вдохновляющих кейсов из практики современного российского театрального фандрайзера. Автор – Евгения Карпанина, эксперт по фандрайзингу и арт-проектированию, продюсер, член оргкомитета Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, создатель профессиональных медиа-площадок «Международный клуб театральных менеджеров» и «Работа со спонсорами», член Союза театральных деятелей России.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театральный фандрайзинг, или Как спонсоры и арт-проекты находят друг друга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. УПАКОВКА

Самое главное, с чего мы начинаем, — это ваша профессиональная роль и позиционирование проекта.

Давайте откровенно. Спонсор не покупает у вас фестиваль или выставку, спектакль или концерт, да и само по себе ваше мероприятие для спонсора (сюрприз!) не имеет большого значения. Если бизнес заявляет, что готов поддержать некое доброе дело, то к нему уже стоит целая очередь печальных людей: кто-то собирает деньги на лечение, кто-то — на протекшую крышу. В этой череде просьбы дать денег на культурное событие выглядят, скажем, проигрышно. Но почему спонсор все же может вам помочь?

Иногда не разберешь, кто для кого становится курочкой, несущей золотые яйца. Может быть, вы мечтаете о спонсоре, а он в это время сидит и думает: «Люди, придите уже с каким-то качественным, ярким мероприятием для нашей аудитории! Мы туда интегрируемся и наконец-то представим там свой новый продукт».

Что мы делаем, когда создаем арт-проект? Мы беремся за вдохновляющую идею, которая нас просто разрывает изнутри, понимаем, насколько это круто и важно. И бизнес как будто встает рядом с вами. Примерно так, в атмосфере сопереживания единства ценностей, формируется лояльность зрительской аудитории к бизнес-бренду. И ради этой лояльности и возможности зайти в разогретую целевую аудиторию, спонсор и может прийти в ваш проект. Он покупает не право прикоснуться к высокой культуре, что бы вы там о себе ни думали, а возможность работать с вашей аудиторией, когда она в нужном состоянии.

Известность, лояльность, количество, качество и глубина контактов — все, что сводится в большие таблицы и специальные индексы. И за этим гонятся даже самые известные бренды, у которых, казалось бы, уже все есть — даже «Лукойл» или «Газпром». Именно поэтому им всем нужны такие мероприятия,но только в том случае, если вы делаете действительно что-то важное, заметное, и вам придется доказать это.

Вопросы, которые стоит себе задать перед упаковкой проекта

Остановится ли мир без вашего проекта или нет? Хорошо, в более приземленном масштабе: станет ли пространство вокруг вашей организации светлее и ярче после реализации проекта, пусть на немного? Ваш проект правда нужен или это «семейные радости», или просто «у нас по плану фестиваль»?

· Кому он нужен? Почему сейчас?

· Что будет, если ваш проект растянуть, продлить, масштабировать?

· В чем выражается новизна планируемого мероприятия и что выгодно отличает его от прочих подобных?

· В особенности организации, которая осуществляет компанию фандрайзинга (миссия учреждения культуры и его роль в развитии сферы региона, уникальность организации, ее заслуги, наличие известных партнеров или успешных проектов, реализуемых ранее, и пр.).

· Есть ли у нас команда? Кто чем занимается?

· Есть ли у вас репутация? Какая она?

Оценка брендового / репутационного потенциала

Когда спонсор принимает решение поддержать проект, он фактически оценивает три бренда, которые вам предварительно придется изучить и по возможности упаковать максимально заранее. По сути, эта работа начинается задолго до того, как вы решитесь направить коммерческое предложение спонсорам.

· Бренд учреждения. С этим проще всего: он известен и понятен, особенно если ваша организация существует давно. О нем рассказывают местные СМИ и сарафанное радио (я надеюсь, что это так, не правда ли?). Кстати, а что можно увидеть, если зайти на сайт вашего театра или его страницу в соцсети? Как выглядят размещенные там фотографии? Как сотрудники от лица учреждения культуры общаются с сообществом? Как быстро отвечают на сообщения? Сколько подписчиков на странице в соцсетях? А сколько лайков в среднем под постом? Как выглядят ваши афиши? Все эти мелочи транслируют качество продукта, ответственность к своему делу, в том числе за спонсорские деньги.

· Бренд проекта. Как выглядит и читается презентация, которую вы несете? Возможно, у проекта уже есть собственный сайт и соцсети? Оформлено ли это в едином стиле?

· Бренд фандрайзера. Что можно сказать про ваш персональный бренд? Какое вы производите впечатление? Вы работаете осознанно на страницах своих соцсетей, создавая образ профессионала, которому можно доверять? Рассказываете об успешных проектах? Как вы оделись на встречу? А как разговариваете с менеджером компании — потенциального партнера? Боитесь ли смотреть в глаза? Стесняетесь? Или нарушаете комфортную дистанцию между людьми, приближаясь почти впритык к собеседнику? Чем от вас пахнет? Чистая ли у вас обувь? Аккуратный ли маникюр? Это лишь некоторые из тысячи вопросов, которые влияют на то, как нас воспринимают окружающие. Некоторые из них выглядят неприличными и обидными, но в творческой среде случаются самые разные люди.

Если брендинг театра и проекта хоть каким-то образом да складывается, то над вашим собственным брендом, возможно, никто никогда не работал. Проведите внутренний аудит и подумайте, как исправить это! Вы — самый главный товар, который есть в вашей жизни. Даже если заниматься личным брендом некогда или неохота, несколько шагов нужно обязательно предпринять.

Попросите постороннего человека оценить ваши соцсети: понятно ли из них, чем вы занимаетесь и какими проектами дышите? Делитесь ли вы там своим опытом, рассказываете ли о победах? Есть ли у вас профессиональные фотосессии? Дружба с профессиональными фотографами очень помогает в создании контента для ваших аккаунтов, но не перестарайтесь: не возводите себя на пьедестал. И да, фотосессии должны транслировать имидж профессионала, харизматичной личности, а не легкомысленной красотки.

За пределами социальных сетей: следите ли вы за профессиональной сферой, общаетесь ли с коллегами из других организаций и проектов? Выступаете ли вы в вузах, школах, спикером на конференциях? Помогаете ли в чужих проектах? Есть ли у вас круг слушателей, репутация эксперта?

И наконец, что вы транслируете о себе как о личности: какие действия предпринимаете, чтобы добиться целей, сколько времени и сил на это выделяете? Умеете ли быть публично счастливыми, умеете ли выступать и заряжать своей энергией?

Штрихи к портрету успешного фандрайзера

Я для себя решила так: люди стараются держаться подальше от унылых персонажей, им кажется, что несчастье заразно, они устают от чужой негативной энергетики. Те же, кто умеет быть счастливым, притягивают к себе взгляды, с ними хотят дружить и работать. Останется только зарекомендовать себя в роли надежных и интересных профессионалов. И тогда — успешный успех!

Будьте проще. Долой пафос. Упрощайте общение с вами, не сказываясь до примитивного панибратства.

Ставьте амбициозные цели. Почувствуйте свою миссию. К примеру, моя миссия — делиться своими знаниями и опытом с арт-менеджерами, которые только начинают делать первые шаги на пути фандрайзинга. Поддержать, посоветовать, как пережить страх и первые промахи, помочь не растеряться и дойти до победы. Я занимаюсь этим уже более десяти лет с огромным удовольствием.

Упаковка проекта

Представим условную крупную компанию, имеющую бюджет для поддержки творческих и социальных проектов. И где-то в ней находится человек, которому вы отправите свое первое сообщение. Скорее всего, это директор по внешним коммуникациям, руководитель отдела PR или маркетинга.

В его глазах ваш проект — это то, что вы сами о нем расскажете. Только от вас зависит, дадите ли вы нужную информацию или нет. Очень часто продюсер или директор арт-проекта знает ответы на все правильные вопросы, но не сообщает их! Как избежать такой ошибки? Будем разбираться.

Письмо или презентация?

Первый вопрос, который возникает при выборе формата коммуникации: обязательно ли делать презентацию, нельзя ли изложить все в письме? Опытный фандрайзер может продать проект даже в сообщении в мессенджере. Ведь самое главное — не упаковка, а смысл. Но начинающему фандрайзеру — а мы с вами только начинаем — гораздо легче будет донести смысл именно в формате презентации, используя слайды как разделы.

Мне кажется, презентация — это маленькое кино: мы имеем возможность использовать иллюстрации, акценты в тексте, смысловые обороты. Сделайте так, чтобы ваше кино было интересно маркетологу! Я и сама, когда работала в коммерческой компании, была человеком, который в день получает множество писем с предложением о поддержке. Ты начинаешь уставать и тогда очень легко потерять или не заметить что-то важное в бесконечной ленте текстов. А если тебе приходит 100 интересных презентаций, то удержать фокус внимания очень помогает хорошая фотография, акцент. Так что я — за презентацию!

Дизайн — это важно

Ваше обращение к потенциальному спонсору должно представлять собой скромное или роскошное (по обстоятельствам), но законченное произведение дизайнерского искусства, представляющее ваш проект во всей красе. Конечно, в идеале: а) иметь свой фирменный стиль презентаций, и б) постоянно работать с дизайнером. Но не всегда есть такая возможность, поэтому иногда достаточно один раз разработать оптимальный шаблон, обкатав его предварительно на нескольких зрителях.

Где брать шаблон? Любая популярная программа по созданию презентаций предложит вам несколько базовых вариантов, есть большой соблазн ими воспользоваться… Но осторожно! Это зачастую выглядит избито. Маркетологи компаний, работающие с презентациями постоянно, знают их наизусть и мгновенно считывают, сколько именно сил, ума и таланта затрачено на подготовку предложения. Поэтому стоит поискать в интернете более интересные шаблоны, которые подходят под ваш стиль работы.

Подготовьте заранее иллюстрации для проекта. Независимо от того, сколько изображений вы планируете использовать, много или мало, к ним необходимо относиться с большим почтением и помнить, что фотография — это тоже вид искусства.

Запомните: выбор иллюстраций транслирует ваш уровень профессионализма!

Хорошо подобранные фотографии могут сработать гораздо сильнее, чем текст. Они помогают создать атмосферу, рассказать историю… В презентации их задача — эмоционально указать на проблему и способ ее решения, сделать увлекательным путешествие по вашему проекту, чтобы читатель захотел поучаствовать в нем и ощутить себя героем.

Комментарий эксперта: «Я же не дизайнер»

Деньги на дизайнера есть не всегда, а самодеятельная верстка может выдать вас с головой. Чтобы не выглядеть бледно перед лицом предполагаемых партнеров, попробуйте следовать советам Ирины Плишиной, PR-специалиста ярославской команды, которая создает фестиваль «Пир на Волге». Этот проект почти полностью построен на спонсорских бюджетах, и ребята знают, как завоевать доверие крупных брендов.

"Итак. Когда маркетолог потенциальной компании-донора смотрит на красивую презентацию, он думает: «Хм, значит, эти ребята и маркетинговый отчет упакуют красиво! А ведь именно его я покажу в конце проекта руководству».

Но где ж ее взять, красивую-то? Да, мы знаем, что вы не дизайнер, но и мы тоже! Тем не менее: оформление презентаций — не квантовая механика, и всего несколько несложных правил верстки действительно улучшат ваш самодеятельный дизайн в разы, до степени неразличимости с профессиональным.

— Возьмите понравившийся вам шаблон в PowerPoint / Canva /другом удобном вам редакторе. В шаблоне будет несколько компоновок слайдов: большой заголовок, заголовок + фотография, несколько фотографий с подписями, колонки и т. д. Берите их за образец и не отступайте от компоновки! Она красивая, потому что ее сделал профессионал, вы же не хотите все испортить?

— Перекрасьте шаблон в ваши фирменные цвета (два, максимум три), замените базовые элементы дизайна (там наверняка есть какие-нибудь плашки, фоны) на что-то подходящее вам: найдите кружочки или прямоугольнички, или пятнышки, или другие элементы, которые стилистически вписываются в ваш бренд события. Используйте их сдержанно, по одному-два на странице.

— Поля — это святое! Как узнать, что презентация самодеятельная? В ней мало полей и мало воздуха. Вы же никогда не видели книгу без полей, правда? Да-да, поля и свободное чистое место НЕОБХОДИМЫ! Старайтесь делать одинаковые поля и выстраивать каждый слайд примерно в рамках одной воображаемой сетки.

— Выберите один-два шрифта. Первый нужен для заголовков: он может быть декоративным, эффектным, достаточно весомым по толщине, его роль — хорошо смотреться в крупном размере. Второй должен просто хорошо читаться в больших кусках сплошного текста, поэтому сюда берем что-то простое и скучное. Не Times New Roman и не Arial, но лаконичный современный шрифт, который вам больше подходит. Хотите — покруглее, хотите — более конденсированный; главное, чтобы он читался в длинных абзацах. Не жирный, не курсив и ни в коем случае не рукописные шрифты!

— Назначьте иерархию шрифтов и размеров (опытным путем). Между выбранными размерами должен быть виден контраст — заголовок на несколько порядков крупнее и характернее основного текста.

Пример иерархии: шрифт № 1 — жирный, размер 100, ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ, — так мы пишем только заголовки. Шрифт № 2 — жирный, 46, строчные буквы — такими будут подзаголовки. Шрифт № 2 — нормальный, 24, строчные буквы — так вы пишете основной текст. Шрифт № 2 — нормальный или Light, 20, строчные буквы — это мелкие подписи к инфографике и фотографиям.

— Заголовки (жирные, крупные) могут быть ярких оттенков, а вот для основного текста выбирайте очень спокойный и высококонтрастный цвет. Не бойтесь черного — не зря книги и газеты печатают именно черной краской, ох не зря!

— Также есть причина, почему книги печатают строчными, а не заглавными буквами. У профессиональных дизайнеров использование заглавных букв в шутку именуется забором, поскольку в них много вертикальных элементов. Это значительно снижает читабельность. Вспомните правило интернет-коммуникации: чрезмерное использование КАПСЛОКА создает впечатление, что вы все время кричите.…А еще среди заглавных букв сложнее заметить ошибку.

— Старайтесь выравнивать тексты по одному принципу на каждой странице.

ВЛЕВО:

Большие массивы текста возможно выравнивать или влево, или по ширине блока, когда слева и справа ровный край).

ВПРАВО:

Выравнивание вправо в больших массивах текста

лучше не использовать.

Наш глаз читает слева направо, поэтому ровный

левый край важнее.

ПО ЦЕНТРУ:

Выравнивание большого текста по центру не рекомендуется.

Оставьте этот прием для заголовков,

если очень хочется.

— Ставьте себе задачу использовать только качественные и привлекательные фотографии. Опыт показывает, что иногда людям трудно объяснить, как выглядит качественная фотография и чем она отличается от некачественной. Вот несколько признаков:

· На ней нет пересветов, красных глаз, расфокуса на самом главном месте, она четкая и яркая по цветам.

· На ней видны эмоции персонажей и понятен сюжет, она рассказывает историю и вызывает зрительскую реакцию.

Иногда фотографии вашего проекта недотягивают по качеству (так вышло, не было денег на фотографа), и приходится взять что-то из фотобанка. Не злоупотребляйте! Персонажи фотобанков с застывшими улыбками видны опытному глазу за километр. И да: если вы будете использовать краденые фотографии, вас, скорее всего, никто не поймает, но это очень-очень плохо! Стремитесь к использованию белых (очищенных от авторских прав) изображений! В целом: ничто не заменит подлинные фотографии вашего проекта, ничто!

— И напоследок. Знаете такую книгу «Кради как художник»? Она о том, что «Битлз» начинали с каверов, а великие живописцы — с копирования своих учителей. Так что не стесняйтесь подсматривать хорошие решения и заимствовать их! Если делать это вдумчиво, со временем ваш личный арсенал пополнится множеством приемов, которыми вы сможете свободно оперировать. Здесь отлично работает принцип fake it, then make it: сначала притворяешься, что делаешь, а затем действительно делаешь."

Упражнение «Три слайда»

А теперь реализуем только что полученные знания на практике (хотя бы некоторые, не все сразу). Выберите в редакторе презентаций понравившийся вам шаблон и сделайте в нем три слайда, применив фирменные цвета, выбрав понравившиеся вам шрифты, придумав несколько брендированных элементов (пусть это будут просто полосочки или кружочки). Выполняя, подглядывайте в советы.

Выполните в этом стиле три слайда:

· Представьтесь. Картинка + немного текста. Просто красивый слайд, где вы во всей красе.

· Расскажите о своем проекте на одном слайде. Это может быть несколько картинок с подписями или колонки текста с небольшим изображением. Старайтесь остановиться в момент, когда всего будет слишком много. Остановились? Теперь сокращайте. Меньше текстов, меньше картинок, здесь должно быть только самое лучшее. Это должен быть суперслайд, который дает все самое главное о вашем проекте за 30 секунд.

· Расскажите об аудитории проекта. Здесь должны быть цифры, графики, диаграммы, картинки. Не перебарщивайте, постарайтесь донести самое главное — кто эти люди, какие они?

Текст — это важно

Даже если вы делаете презентацию, а не письмо, содержательную часть лучше сначала написать и отредактировать в текстовом редакторе. Представьте самые важные тезисы, изложите их ясно, лаконично, без грамматических ошибок. Если вы будете писать тексты сразу в программе верстки презентаций, есть шанс не заметить опечатку или допустить логический промах.

Внимание: не стоит урезать текст до минимума, словно вы готовитесь к выступлению на конференции, где чем меньше текста, тем лучше. Вам важно представить все ключевые тезисы… Не ударяясь, впрочем, в слишком развернутое повествование, иначе вы рискуете, что презентацию просто не дочитают до конца.

Следите за интонациями. Не давите на жалость («Мы такие маленькие и слабые, и вообще пишем это в первый раз»), не делайте себе скидку, не манипулируйте («Если вы нас не поддержите, все пропало»)! Даже если вы действительно в первый раз пишете эту презентацию, оставайтесь сильными, уверенными в себе профессионалами. Нельзя в воображаемом диалоге занимать позицию ребенка, предлагая менеджеру, маркетологу компании-донора позицию взрослого, который должен взять ответственность за ваш проект. У него ваша презентация, возможно, седьмая за день, между отчетами и сметами, и ему совсем не хочется брать вас на ручки. Он ищет равного — партнера. Успех притягивается к успеху!

Представьте, что вы протягиваете руку и говорите воображаемому спонсору: «Мы делали, делаем и будем делать свое дело. У нас все получится, потому что мы знаем, чего мы хотим достичь на этой планете и в этом городе. Мы смелые, сильные и талантливые, мы профессионалы. Хотите — пойдемте с нами». И думайте при этом про себя: «А если вы не поддержите, мы других найдем без проблем».

Совет инклюзивным и благотворительным проектам

Люди, работающие с социальными проектами, — по-хорошему зараженные и немного безумные, иначе они не занимались бы тем, чем занимаются. Но к ним у меня всегда определенного рода воззвание: под этим накалом эмоций и величием ваших свершений должны прятаться расчетливый маркетинг, нормальный менеджмент, умение мыслить и правильно отвечать на вопросы.

Сейчас расскажу, что чаще всего отталкивает маркетологов или бизнесменов, когда к ним приходят руководители социальных проектов. Я несколько лет подряд езжу на конференцию Южного федерального округа по социальному бизнесу и вижу одну и ту же картину. К микрофону выходят люди с самыми разными замечательными проектами: зоозащита, волонтеры, молодежный спорт, пенсионеры, инклюзивный театр… И зачастую все презентации сводятся к бесконечной боли, жалобам и рыданиям. У непривычного человека нервы могут не выдержать этого накала страстей!

Хочется сказать: в сторону эмоции, дайте несколько цифр, несколько пунктов, зачем это бизнесу, как он вам может помочь и зачем? Если вам предоставляют трибуну, не надо путать ее с кабинетом психологической разгрузки. Маркетолог — скучный человек, который сидит в своих табличках, ему нужны сухие факты. Знаете закон Парето, пропорция 80/20? Применим ее в вашем случае. Эмоций должно быть 20 %, а не 80! Вы знаете свой проект как никто, вы знаете его социальные эффекты. Помогите маркетологу просчитать выгоды от вашего сотрудничества, не нагружайте его сразу переживаниями!

Пять правил эффективной презентации для спонсоров

Правило 1: доступность

Помните, что маркетолог компании-донора, с которым вы начинаете общение, — это лишь первый этап вашей коммуникации, ваш входной фильтр и будущий посредник. Он первым смотрит проект театра и в дальнейшем должен будет передавать его на согласование руководству. Презентация должна быть понятной и приятной для человека, не связанного с вашей профессиональной отраслью и не погруженного в проект так же глубоко, как вы. Помогите маркетологу правильно ретранслировать наверх нюансы и тонкости ваших замыслов. Будьте доступны и понятны людям, у которых лежат «ваши» деньги.

Правило 2: уважительность

Убедитесь, что вы правильно пишете название компании, к которой обращаетесь. Большего неуважения, чем ошибиться в написании имени того, у кого просишь деньги, придумать сложно. Проследите, как бренд именует себя в своих PR-материалах, и повторяйте те же формулировки. Проверьте, как правильно именовать руководителя компании.

Маленькая хитрость: если в названии бренда или крупных должностей есть заглавные буквы — используйте их таким же образом! В некоторых крупных компаниях это настоящий пунктик — сделайте людям приятное, поименуйте генерального директора Генеральным Директором, если в компании так принято.

Не забудьте поставить логотип предполагаемого партнера на обложку вашей презентации, пусть видит, что это индивидуальный пошив партнерского предложения!

Правило 3: AIDA

Цель вашей презентации — быть прочитанной не по диагонали, а с вниманием, вдохновением и желанием что-то сделать в итоге! Поэтому проверяйте презентацию на соответствие правилу AIDA:

Attention (внимание) — Interest (интерес) — Desire (желание) — Action (действие).

ВНИМАНИЕ. Привлеките внимание спонсора: скучное письмо или презентацию сразу отложат в сторону и читать не будут.

ИНТЕРЕС. Удержите интерес. Обратите внимание как оформлено ваше предложение, какие картинки использованы, как построены фразы. Распределите ударные слайды равномерно на протяжении презентации.

ЖЕЛАНИЕ. Сумейте понравиться! Спонсор должен захотеть помочь вашему проекту уже на этапе, когда читает предложение. Он должен захотеть стать частью вашей команды!

ДЕЙСТВИЕ. Представитель спонсора после знакомства с вашим предложением должен закрыть письмо и начать действовать — обсуждать проект со своим руководством. Есть ли у него вся необходимая для этого информация?

Правило 4: прозрачность и честность

Никогда не врите, даже в мелочах! Не надо писать, что проект уникальный, если он не уникальный. Не надо писать, что к вам на мероприятие придут сотни тысяч людей, если это всего лишь не подтвержденные ничем желания. Не обещайте, что про событие напишут все СМИ города и все они обязательно упомянут спонсора, потому что это не так. Ложь, лукавство — называйте это как хотите, но оно будет миной, которую вы подкладываете под свой стул. Будьте откровенны, искренни и адекватны в оценке ожидаемых результатов.

Правило 5: логика

На протяжении всей презентации вам нужно сохранить незыблемую структуру. Каждый раздел должен бить в одну и ту же цель. Именно для этого мы с вами в самом начале пишем текстовую версию, и лишь потом накладываем на нее дизайн и изобразительные материалы.

«Как выглядит хорошая презентация». Чек-лист простой

· В ней ясно изложена суть проекта.

· Проанализированы масштаб и значимость проекта.

· Указаны временные рамки.

· Описана целевая аудитория (качественно и количественно).

· Охарактеризована локация проекта.

· Сформулировано предложение о сотрудничестве.

· Предоставлена информация о команде и даны контакты.

· Нет лишней информации, отвлекающей от сути проекта и партнерского предложения.

Вся самая главная информация вполне может уместиться на 12–15 слайдах.

Упражнение «Неудачные фразы для презентации»

Прочтите фразы, которые я считаю неудачными. Подумайте: что с ними не так? Предложите свои варианты объяснения. В конце главы вы найдете мои аргументы.

· Нельзя: «Мы, конечно, совсем молодые и нас пока никто не знает, это наш первый проект…».

· Нельзя: «Мы стартуем через две недели и хотим найти надежного партнера, который сможет выделить 1 000 000 рублей».

· Нельзя: «Окажите финансовую помощь».

· Нельзя: «Если не поможете, дети десяти окрестных деревень никогда не увидят хороший добрый спектакль».

· Нельзя: «Готовы оказать всестороннюю PR-поддержку вашей компании».

· Нельзя: быть повернутым на себе. Рассказывать всю историю с момента основания, перечислять всех знаменитостей, которые побывали в ваших стенах, посвящать отдельные слайды директору или худруку.

· Нельзя: приписывать себе уникальность, если ее и в помине нет.

· Нельзя писать свысока: «Наш театр важен для всех, кому небезразлична судьба российской культуры. Каждый интеллигентный человек понимает, что искусство — сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, все, что способствует возвышению человека и гуманизации общества. Именно для достижения этой великой цели мы и ищем достойного спонсора».

· Нельзя: «Это крупномасштабное событие, в составе которого: выставка живописи и спектр социальных и VIP-мероприятий, объединенных единым сценарием». «География проекта: Россия и страны ближнего и дальнего зарубежья».

· Нельзя: «Наш проект ставит целью позитивные изменения в обществе».

Начало презентации

Обложка

В идеале обложка презентации должна представлять визуальный стиль вашего проекта. Здесь необходимо указать название, даты его проведения, имя автора и театра, город.

Будет правильным поставить на обложку логотип компании, к которой обращаетесь за поддержкой: так вы покажете маркетологу, что ваше предложение индивидуального пошива. При постановке логотипа не забудьте заглянуть в брендбук компании и соблюсти все правила — размер, охранную зону, сочетания цветов, фон. Не дай вам бог исказить или перекрасить логотип партнера!

Представьтесь

Поздоровайтесь, представьтесь (можно с фото), сообщите свои самые значимые регалии.

Давайте определимся, что такое ЗНАЧИМЫЕ регалии. Они должны быть весомы для человека, далекого от вашей профессиональной сферы, или по крайней мере иметь пояснения, почему они важны. Иногда в таком разделе театр пытается упомянуть все фестивали, где он был номинантом, и все полученные премии. Рассказать историю возникновения коллектива или перечислить фамилии самых известных в мире исполнителей, которые бывали у вас в разные годы.

Остановитесь! Менеджера, который все это читает, гораздо больше интересует вопрос: а справитесь ли вы с заявленным проектом во всем его обещанном великолепии? Маркетолог, допустим, банка далеко не всегда понимает, что стоит за названиями театральных конкурсов и фестивалей. Ему важен не только творческий уровень арт-проекта, но и ваш менеджмент…

О проекте

Чем идея отличается от проекта? Проект — это план реализации той или иной идеи, четкий, выверенный, просчитанный по времени и ресурсам. Умение мыслить проектно — важнейшее для менеджера культурной институции. Без этого вы не сможете встать на тернистый путь фандрайзинга. То есть в проекте две основные составляющие — замысел и план, и ни одна не будет работать без другой. Все остальное — уже детали!

Название проекта должно быть нетривиальным, броским, чтобы сразу привлечь внимание, но при этом кратким.

Идея проекта должна быть сформулирована в коротких, но содержательных фразах.

Вообще, этот раздел должен быть отшлифован до совершенства, лаконичен, информативен, выразителен! Ориентир — лифтовая речь: вы должны успеть рассказать о проекте воображаемому директору трансконтинентальной корпорации, пока едете с ним в лифте, уместив все самое главное между первым и десятым этажами.

Как?

· Все, что можно сократить — сократите.

· Говорите человеческим языком. Ваш будущий читатель не должен продираться сквозь текст, теряя желание читать до конца.

· Если чувствуете, что вас тянет на канцелярит или высокопарный слог, — читайте книгу «Пиши, сокращай» Людмилы Сарычевой и Максима Ильяхова. Можете открывать с любого места: она очень здорово вставляет мозги на место.

Ильяхов также создал интернет-сервис «Главред.ру», используйте его, чтобы избавиться от тяжеловесности, канцелярских оборотов, повторов, речевых ошибок, избавиться от воды и не потерять суть. Прогоните свой текст несколько раз через этот сервис, внесите правки и добейтесь высокого балла! Это не гарантирует, что послание будет зажигательным и сработает, но как минимум вы избежите воды и громоздких фраз.

· Проверьте тексты на ошибки! С экрана они видны хуже, поэтому распечатайте презентацию, а если глаз у вас уже замылен — покажите нескольким разным людям. Обращайте внимание на правильность написания заголовков.

· Протестируйте содержимое на родственниках и друзьях. Поймут ли они? Будет ли им интересно? Пусть это будет первая фокус-группа, очень к вам лояльная.

Значимость

К содержанию проекта должен быть четко привязан анализ ситуации. Не надо чрезмерно драматизировать, сгущать краски, рассуждая о гибели отечественной культуры и искусства в надежде разжалобить экспертов, которые увидят ваш проект. Ответьте на этот вопрос сами перед собой, честно, попытавшись реально всмотреться в истоки той или иной проблемы, ее суть и способы решения. Менеджер компании — потенциального спонсора будет спрашивать вас: «Зачем нужен этот фестиваль и какой смысл именно этой компании его поддерживать?» Вам может показаться, что он задает такие вопросы, чтобы завалить, но нет — это нормальные вопросы маркетолога. Его затем с пристрастием будет допрашивать коммерческий директор, зачем компания отвалила такую кучу денег на фестиваль, и он должен будет с аргументами наперевес защищать свое решение.

Крупные компании-спонсоры готовы присоединиться к важным и ценным для общества процессам. Докажите, что ваш проект такой, но отдавайте себе отчет в реалистичности своих оценок.

Пример описания значимости проекта от духовного театра «Град», г. Верхотурье, Свердловская область.

«Верхотурье — самый старый и самый малочисленный город на севере Свердловской области. Численность населения самого города — 8500 человек. Молодежь составляет 20 % жителей. В основном после окончания школы молодые люди уезжают получать специальное и высшее образование в большие города и потом не возвращаются из-за неимения в Верхотурье рабочих мест.

На весь город существует всего три учреждения культуры: две библиотеки — детская и взрослая и Центр культуры — основная культурная площадка города. Здесь силами местных коллективов проводят концерты, приуроченные к различным датам календаря. Действуют две детские хореографические студии и три вокальных коллектива, состоящие из верхотурских пенсионеров, детский вокальный кружок, в мастерских ИЗО, швейное рукоделие и выжигание.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театральный фандрайзинг, или Как спонсоры и арт-проекты находят друг друга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я