«Журнал протоколов психологической диагностики в образовательном учреждении» – методическое пособие для психологов образования, воспитателей ДОУ, учителей. В книге помещены протоколы-таблицы методик диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также приложения к методикам. Отдельно представлен раздел диагностики взрослых.Некоторые методики диагностики представлены в нескольких вариантах (по выбору специалиста).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Журнал протоколов психологической диагностики в образовательном учреждении. В помощь педагогу-психологу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Евгения Дмитриевна Полякова, 2018
ISBN 978-5-4493-2713-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
В настоящее время педагоги-психологи детских образовательных учреждений столкнулись с огромным количеством диагностического инструментария (наборами различных методик оценки и исследования развития ребенка), и разобраться в нем (особенно начинающему специалисту) порой бывает сложно.
Как правило, перед психологом ставится задача: в ограниченные сроки провести необходимую диагностику возрастного развития психических процессов всех детей (групп/классов) образовательного учреждения, оформить протоколы обследования, сделать выводы, дать рекомендации.
При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей и администрации. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим.
«Журнал протоколов психологической диагностики в образовательном учреждении» составлен исходя из основных требований к психологическим исследованиям в учреждениях образования и позволяет:
— проводить индивидуальную и групповую
— фиксировать полученные результаты сразу и делать соответствующие выводы, заключения, давать рекомендации;
— видеть и анализировать взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
— использовать простые, апробированные на практике диагностические материалы, понятные и легкие в обработке;
— при необходимости увеличивать/уменьшать таблицы протоколов, добавляя или удаляя строки;
— применять игровые методы выполнения заданий, пользуясь методиками диагностики — приложением к журналу;
— проводить мониторинг результатов работы, достижений воспитанников, пользуясь сводными таблицами-протоколами.
Порядок работы с журналом.
Представленный «Журнал протоколов психологической диагностики в образовательном учреждении» состоит из протоколов-таблиц методик диагностики и приложений самих методик с указанием названий, авторов.
Для удобства работы протоколы обследования собраны в один журнал диагностики в виде таблиц, которые заполняются в течение учебного года психологом по мере необходимости.
Некоторые методики диагностики представлены в нескольких вариантах (по выбору специалиста).
Для оценки психологического здоровья помещен «Лист оценивания психологического здоровья детей» О. В. Хухлаевой.
Для фиксирования результатов групповой диагностики заполняется «Диагностическая карта-профиль группы», делаются выводы, даются рекомендации для коррекционно-развивающей работы.
При необходимости специалист по запросу заполняет «Заключение-характеристику дошкольника».
Для проведения мониторинга помещены сводные таблицы диагностики, где можно проследить этапы, групповые сравнительные результаты обследования (например, групповой интеллектуальный потенциал, средний показатель качества обученности и обучаемости и др.), характеристики проявлений умений и навыков (заключение-характеристика на дошкольника) и другое.
Каждая таблица может дополнена (уменьшена) путем добавления (удаления) строк в зависимости от формы проведения диагностики и количества обследуемых, при необходимости распечатана.
Предложенный психодиагностический инструментарий расположен по дошкольным группам: от младшей до подготовительной к школе группы.
Общие правила проведения обследования
1. Установить с ребенком необходимый контакт, основанный на доверительном стиле общения, поддерживать действия ребенка при выполнении заданий, не говорить ребенку о допущенных в ходе обследования ошибках.
2. Фиксировать результаты незаметно для ребенка, чтобы не вызывать у него беспокойства. В таблице (в примечании) фиксируются особенности поведения ребенка в ходе обследования (его отношения к заданию, меры тревожности, самостоятельности-зависимости от взрослого, отношения к ошибкам, попыток отвлечься, утомляемости и т.п.). Эти особенности фиксируются лишь в том случае, если они действительно отличают ребенка в этом отношении от других детей.
3. При трудностях в выполнении задания ребенку оказывается дозированная помощь для того, чтобы проверить, находится ли исследуемое действие в зоне ближайшего развития, какова обучаемость ребенка, какой вид помощи ему требуется для выполнения действия.
Порядок отметки видов помощи при оценке результатов выполнения заданий
После того как ребенку оказана помощь всех видов, а задание так и остается невыполненным, в бланке (в примечании) ставится отметка о невыполнении задания.
Если же на 1—5 этапах оказания помощи успех достигнут, ставится отметка о выполнении при условии помощи соответствующей степени.
Если в ходе выполнения задания пришлось объяснять или демонстрировать правильное исполнение (степень помощи 6), то ребенку дается аналогичное задание.
Кроме этого, при проведении обследования нужно иметь в виду следующее: если в ходе выполнения задания ребенок пытается отвлечь экспериментатора и поделиться с ним какой-либо информацией, не относящейся к делу, экспериментатор должен вернуть его к исполнению заданий. Если ребенок категорически отказывается выполнять задание (что бывает крайне редко), задание требуется заменить на аналогичное или просто отложить его выполнение на некоторое время.
Диагностика в форме группового обследования проводится с целью выявления общего уровня развития отдельной группы детей, сравнения эффективности обучения по различным школьным программам, анализа «проблемных зон», возникающих в процессе обучения, «коррекции» педагогической деятельности. В ходе групповой диагностики могут быть получены только количественные оценки. Они заносятся в сводные таблицы, что позволяет определить среднее значение по обследуемой группе как для суммарного показателя, так и для показателей уровня сформированности отдельных навыков и функций.
Индивидуальная диагностика имеет в своей основе гибкую, вариативную форму предъявления инструкции, позволяет вступить в контакт с ребенком, увидеть его индивидуальные особенности, реакции на требования, отношение к заданию, проанализировать структуру его познавательной деятельности.
Показаниями к проведению индивидуальной углубленной диагностики могут стать:
— результаты групповой диагностики, обнаружившие низкий уровень выполнения заданий, позволяющие предположить, что та или иная функция у данного ребенка не сформирована;
— феноменология трудностей (отклонения в поведении и обучении, которые фиксируются с помощью наблюдений и анализа продуктов деятельности ребенка).
Протокол наблюдения за состоянием ребенка во время обследования
Мониторинг результатов обследования.
План мониторинга в ОУ может быть отдельным документом, который составляется совместно управленческой структурой школы и психологической службой, обсуждается на педагогическом совете и утверждается в установленном порядке. В результате каждый специалист будет иметь представление, для чего мониторинг проводится, кто за что отвечает. Это, в частности, позволит решать организационные вопросы при его проведении.
При подведении итогов мониторинга психолог качественно оформляет результаты и делает обоснованный запрос к администрации учреждения на принятие управленческих решений.
Результатом скриннинговых исследований становится выход на реализацию работы по социально-психологическому проектированию и моделированию, либо возникает необходимость проведения дополнительной углубленной диагностики.
При проведении скрининга и индивидуальной диагностики уточняется первичная информация о развитии каждого ребенка в актуальный момент и в динамике, определяется коррекционная программа, осуществляется текущий и итоговый контроль.
Углубленная диагностика может как подтвердить, так и опровергнуть гипотезу о необходимости коррекционной работы. В случае неподтвержденности гипотезы о потребности в психологической коррекции с ребенком будет осуществляться та или иная форма работы в рамках социально-психологического проектирования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Журнал протоколов психологической диагностики в образовательном учреждении. В помощь педагогу-психологу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других