Неформальная книга о детях, родителях и детско-родительской психотерапии, написанная практикующим психологом. Для специалистов и родителей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети, родители и психотерапевты. НеУчебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Если сердце недоступно, надо в печень постучать»
Эта фраза означает, что если невозможно заручиться содействием человека через доводы рассудка или обращение к сочувствию, то нужно его напугать, обозначив угрозу каким-то важным для него ценностям.
В нашей культуре и педиатры, и педагоги частенько запугивают — почему бы детским психологам не хотеть того же. Поводы бывают вполне серьезные, а родители — несговорчивые.
«Если все продолжится в том же духе, депрессия вашей дочери усилится и может привести к суицидальным попыткам».
«Если не решить ситуацию сейчас, эмоциональная травма усугубится и ребенок не сможет реализовать свой потенциал, потому что у него разовьется расстройство личности».
«Если не принимать меры по лечению и коррекции, расстройство будет прогрессировать и ваш ребенок не сможет строить отношения и встретится с болью одиночества».
«Если продолжить закрывать на это глаза, произойдет преступление».
И так далее.
Вообще-то, я думаю, это от нашей беспомощности: по сути, единственным реальным рычагом воздействия, которым мы могли бы пригрозить, было бы обращение к Службе защиты детей — которая в нашей стране частью отсутствует, а частью — неэффективна. Поэтому желание припугнуть — это попытка пробудить активность родителя.
А иногда это — такой интересный контрперенос (который требует вдумчивого анализа).
(Конечно, есть и такие психологи, у которых запугивание — стиль общения. Я всю жизнь боюсь нечаянно взять с них пример и, взобравшись на экспертную «табуреточку», начать пророчествовать и поучать).
(Однажды я с умным видом ляпнула на сессии:
— Если ребенок продолжит учиться у этой учительницы, которая пугает и стыдит его и всех вокруг, которую он не уважает, слова доброго для нее не находит и называет внутри себя исключительно неприлично, то это сначала отразится на его отметках, потом — на мотивации к учебе, а потом и сами его когнитивные способности начнут угасать, потому что применять их будет незачем.
Клиентка с сомнением уточнила:
— То есть если мы не переведемся в другой класс, мой ребенок станет слабоумным?!
…И тут Штирлиц подумал: а не сболтнул ли он чего лишнего…)
Ну так вот: иногда почему-то, в силу разных причин, нам хочется припугнуть родителей нашего маленького клиента. Попробуем понять, стоит ли это делать. И что вообще можно делать в такой ситуации.
Мы полагаем, что страх — хороший мотиватор. Вероятно, так оно и есть. Но когда мы говорим с родителями об их детях, мы должны помнить, что задеваем два болезненных места:
— страх за жизнь, здоровье и благополучие ребенка;
— стыд за свою неспособность справиться с родительскими обязанностями (и вообще стыд за свои ошибки).
И того, и другого в нашей культуре много, дефицит доверия и принятия у нас не редкость, и эти переживания будут присутствовать в нашей сессии независимо от того, о чем мы говорим.
Это будет — постоянный фон нашей работы.
Когда на этот фон наложится запугивание (которое, по факту, одновременно и пристыживает), мы прикоснемся к незаживающей ране — у родителя чуткого и склонного себя винить, и к грубой мозоли — у родителя ожесточенного и закрытого.
Поэтому если что и откликнется на такую интервенцию — это защитные механизмы психики, и в первую очередь — обесценивание.
«Да ну, что за бред». «Я вообще ни слова не поняла». «А у нее/у него свои-то дети есть?»
Нас — психологов — которые не врачи, не учителя, не «общество», не «семья» — обесценить внутри себя очень просто.
Короче: запугивайте смело своих клиентов, если вы психотерапевт (особенно если врач) со стажем работы лет этак в двадцать с гаком и если сессия у вас стоит как крыло от самолета. Такого специалиста черта с два обесценишь (но вряд ли они читают эту книжку).
В остальных случаях — скорее всего от вас защитятся и толку не будет. Это не значит, что я призываю вас не делать такого никогда: пробуйте. Пробуйте и смотрите, получилось или не получилось и если воздействие сработало — анализируйте, почему.
А мой собственный опыт по этой части вот какой: сколько было в моей практике случаев, когда я прибегала к запугиванию родителей, которые казались мне черствыми и до которых мне хотелось «достучаться» — столько раз это не приносило ничего, кроме мимолетного «морального удовлетворения» (послевкусие так себе). Никакого профита ребенку — и чаще всего постепенное или резкое исчезновение родителя из терапии. А следом, конечно — и ребенка.
Те же случаи, когда мои предупреждения воспринимались всерьез и служили руководством к действию, всегда были с теми родителями, которые и без того были напуганы: с мамами и папами тревожными, виноватыми, готовыми на подвиги и без моих страшных глаз. И — если они пугались и стыдились слишком сильно — они тоже исчезали из терапии.
Единственные случаи, когда это могло бы сработать, я могу представить с теми родителями, с которыми нас связывал надежный и давний терапевтический альянс и которые доверяли мне — своему психологу — и готовы были прислушиваться. Скажите мне: зачем таких людей пугать и стыдить? С ними надо держать совет и строить вместе «план спасения».
Если я когда-нибудь достигну уровня «крыла от самолета», я непременно поделюсь с вами, как там обстоит дело с экспертным запугиванием.
Итак: если не пугать, то что же делать?
— Анализировать причины, по которым хочется припугнуть (иногда это приходится делать быстро, помогает тренировка). Родитель кажется «непрошибаемым»? Или, наоборот, его тревожность подталкивает сыграть на ней? Разные причины — разные тактики. (Иногда — видели такое наверное? — за жесткостью скрываются страх и вина — это тоже можно увидеть, услышать).
— Честно описывать текущее положение дел, без прогноза на будущее. Лучше, если родители сами спросят: «и что будет дальше?» Важно не преувеличивать и не преуменьшать проблемы, которые вы видите: честность воспринимается как профессионализм и безотчетно вызывает уважение (обесценить ваши слова становится чуточку трудней).
Я — за то, чтобы лишать ситуацию драматизма. Чем проще и нейтральней будут наши слова, тем меньше возникнет желания от них дистанцироваться. Да, есть проблема, да, ее надо решать, ну, ужас, но не ужас-ужас. Это родителям можно драматизировать или отмораживаться, а специалисту — не стоит. Принцип умеренности: лучше притормозить с эмоциями, чем переборщить.
(Блин, я вспомнила, как однажды ответила на вопрос «А что если мой сын погибнет?!» — «Тогда вы будете приходить сюда и мы будем вместе его оплакивать… А пока что будем надеяться, что до этого не дойдет»).
Для того, чтобы смотреть на ситуацию с деловитым и сдержанным оптимизмом, нам нужно ясное представление о том, что происходит, и желательно план. Без этого никакого спокойствия не будет. Поэтому можно сосредоточиться на рациональной части, на анализе: какие способности находятся в дефиците, какие задействованы, что можно сделать быстро (тактика) и какова будет стратегия.
Само обдумывание терапевтической задачи, обсуждение ее вместе уже снижает накал страстей и настраивает на сотрудничество. Принцип консультирования.
— Не забывать, что описание проблемы — дело четвертой стадии взаимодействия (вербализация). На первых трех наша задача — создать контакт такого качества, в котором к вашим словам хотелось бы прислушаться.
— Призвать на помощь опыт и рассуждение клиентов: не становиться в позу эксперта, сделать сессию пространством совместного поиска. «Как вам кажется, это проблема глубокая? В вашей семье сталкивались с таким раньше? У вас есть догадки или наметки, что тут можно бы поделать?»
— Дышать, ощущать естественный ритм беседы: где-то нужно быть строгой и серьезной, а где-то уместен юмор, он снимет лишнее напряжение. Ритм важен везде: вдох — выдох, напряжение — расслабление, ваша речь — речь клиента, во всем есть ритм. Ритмичность успокаивает и дает опору.
— Помнить о Принципе надежды: лучше дать человеку увидеть привлекательное будущее, ради которого стоит постараться, чем ужасное, которого хочется избежать. Пусть впереди долгий путь, но его можно представить как последовательность маленьких и несложных шагов. Сопротивления так возникает гораздо меньше.
Как говорил Носсрат Пезешкиан: «Умный человек спорит так: «Да, ты прав, но…» А мудрый человек так: «Да, ты прав, и…»
А кто говорит с разбегу «нет, ты не прав»? Точно не психотерапевт.
Да, это не панацея, и мы — не боги. У нашей профессии есть ограничения, у нас лично есть ограничения, мы все такие, какие есть, со своими способностями и не-способностями, тревогами и пунктиками. «Позитум» в переводе с латыни означает «данный; такой, как есть; то, что дали». Так что — «позитивный психотерапевт» это «такой, какой уж есть». В некотором смысле.
И если мы держим в уме наши принципы — это уже немало.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети, родители и психотерапевты. НеУчебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других