Капитан полиции Павел Загорский переведен из Москвы в Зеленоградское УВД – его отправили в «ссылку» за серию нераскрытых ограблений, одно из которых было особенно громким: из музея вынесли несколько бесценных картин, и сделали это так мастерски, что бывалые сыщики диву дались. Прошло восемь лет. Павел уже почти забыл о своем позоре, когда к нему попало дело об ограблении коллекционера. Изучив материалы, Загорский вдруг понял, что преступление совершил его старый знакомый – картинный вор. И самое главное: в этот раз он «наследил» – оставил зацепку! Впервые за много лет в полицейском проснулся инстинкт охотника. Загорский решил во что бы то ни стало поймать и жестоко покарать виновника своего позора…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тюрьма глухаря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Кража как болезнь, или Почему они воруют?
Десять дней назад, обретя солидный задаток, брюнет получил заказ вытащить из Музея изобразительного искусства Зеленограда картины Тициана, Андреа дель Сарто «Рождение Богородицы», Джулио Романо «Мадонна с кошкой» и скульптуру «Скифская Воительница». Последующую неделю он детально изучал расписание музея. Установил, в какое именно время здание покидает последний сотрудник, кто охраняет музей, где именно висят нужные картины, проведена ли к ним сигнализация, и, проанализировав полученные данные, понял, что дело несложное. Большинство картин, как это бывает в провинциальных музеях, размещалось даже без стекла. Как-то странно, что никто не заинтересовался столь лакомым кусочком раньше. Остается только покопаться в каталогах, чтобы присмотреть некоторые картины и для себя. Позже их можно будет продать какому-нибудь ценителю прекрасного, а полученные деньги выгодно вложить в прибыльное дело. Пожалуй, это будет наиболее разумное решение. Одно дело украсть картину, что могут многие, и совершенно другое — легализовать полученные деньги, чтобы извлечь наибольшую выгоду. Жизнь станет спокойной, и не нужно будет шастать по квартирам и взламывать несгораемые шкафы фомкой. Губы чернявого мечтательно разлепились: «Да-а, отмыть и вложить награбленные деньги в прибыльный бизнес — это высший пилотаж, на который способны немногие! Здесь нужны не только умелые руки, но и светлый ум. Остальные грабители в сравнении с таким мастером, даже если они воруют по миллиону, будут смотреться карманниками, крадущими кошелек у зазевавшейся старушки».
Подъехав к зданию музея на машине, маркированной под полицейскую, они объявили охраннику о том, что поступил сигнал о проникновении в здание, и, когда тот убежал осматривать двери, отправились в зал Ренессанса.
Брюнет удобно разместился в большом мягком кресле и, уперевшись взором в большое окно с тяжелыми темно-синими портьерами, за которым шептались кроны разросшихся во дворе тополей, молчаливо курил, пуская тонкие упругие струйки дыма в высокий потолок с диковинной лепниной. Уже который день его одолевали невеселые мысли, от которых не удавалось избавиться ни крепким виски, ни рискованной игрой в казино, ни девочками из дорогого модельного агентства, больше смахивающего на элитный бордель.
Первая мысль была проста, как кратчайшее расстояние между двумя точками: почему он все-таки ворует?
Ведь в действительности человеком он был далеко не бедным, имелось практически все из того, о чем мечтают обычные люди, и даже то, чего не имеют весьма состоятельные. Например, неплохая коллекция китайского фарфора эпохи династии Тан. Антиквариат времен Людовика XVI (что поделаешь, страстишка такая — собирать французское золото). Элитные квартиры в Москве и в Санкт-Петербурге, дом в Калининграде, куда он нередко наведывался по своим делам. Что еще?.. Дорогие путешествия. К примеру, полгода назад на круизном лайнере посетил Австралию, два месяца назад был в Антарктиде. Правда, не было яхты, которой можно было похвастаться во время мужского застолья, в окружении таких же альфа-самцов, как и он сам, вот только, спрашивается, на кой ляд нужна ему эта яхта?
Ответа на свой первый вопрос он не находил.
Его просто не существовало. Наверное, потому, что воровать ему нравилось, а еще оттого, что он просто хмелел от адреналина, заполнявшего кровь, когда, вооружившись отмычками, перешагиваешь порог чужого дома. Тяга к воровству проснулась в нем не из-за жадности, это совершенно точно, — практически всю жизнь ему приходилось довольствоваться малым: скудные харчи, простая одежда. И потом, воровство не признает границ, не считается с сословиями, оно просто есть, и все тут!
Существует мнение, что воруют от бедности, но это не так, среди нищих честных куда больше, чем среди людей состоятельных. Пример тому: один из его знакомых, обыкновенный водила в таксопарке, отнес в полицию сумку, набитую пачками долларов, которую на заднем кресле оставил один из пассажиров. Таксист прослыл среди коллег большим чудаком, но сам он никогда не жалел о своем поступке.
Богачи…
О них особый разговор. Кража в их среде — далеко не редкость. Особым шиком считается кража в присутственных местах, особенно в гостиницах: тащат в карманы и сумки все! Начиная от серебряных ложек и заканчивая открывалками для бутылок. Особой популярностью пользуются казино, где можно стащить у зазевавшегося посетителя пару грошовых фишек.
Кража — как болезнь, от которой трудно излечиться. Он бы и сам не мог ответить себе откровенно, откуда у него возникла потребность засматриваться на чужой кошелек, и это у человека, большую часть жизни прожившего в благополучной семье. Так или иначе воровство было его добровольным выбором, ставшим кредо, которое он превращал в настоящее искусство и где ему просто не было равных. Для немногих, таких как он, это была религия, и он был главным ее священником.
«Мазуриков» подразделяют на разные категории. Одни воруют то, что плохо лежит… Наиболее безответственная группа. Ему приходилось знать одного искусного «щипача», который во хмелю, не осознавая того, что совершает, крал кошельки и бумажники у собственных приятелей. Причем проделывал это настолько виртуозно, что никто даже не догадывался о пропаже. Протрезвев, «щипач» невероятно стыдился своих шальных и невероятно умелых рук и, показывая украденный кошелек, интересовался у друзей, у кого именно он мог его тиснуть. Другие крали, потому что это был наиболее легкий способ заработать деньги. Достаточно всего лишь с полчаса посжигать нервные клетки, чтобы потом съездить на море при хороших деньгах и подправить расшатавшуюся психику. Для них кража была образом жизни, такой же необходимостью, как дышать, есть, пить. Сам же он принадлежал к другому, более высокому сословию. Он крал затем, чтобы в полной мере реализовать свой криминальный талант, узнать потолок своих возможностей, приподнимая его все выше с каждой кражей.
Ему никто не рассказывал, как воровать, как делать отмычки, с ним никто не делился личным воровским опытом, он не проходил школу «молодого вора». Просто все эти знания в нем были заложены изначально, как кровь или разум, как врожденные рефлексы, без которых человек несостоятелен.
Что поразительно, он всегда знал, как следует вести себя в преступной среде, хотя никто этому его тоже не учил. Осознавал, о чем следует говорить с ворами и о чем лучше промолчать. Как вскрыть тот или иной замок, как сохранить самообладание в стрессовых ситуациях. Иногда ему казалось, что эти знания и навыки он приобрел еще в колыбели, впитывая их вместе с молоком матери, и, улыбаясь, думал о том, что наверняка вместо плюшевых игрушек ему давали играть набором ключей с замысловатыми отмычками.
Второй вопрос: как долго это может продолжаться?
Внутри его сидело серьезное сомнение, что следующий шаг может стать для него роковым, а потому с этим опасным ремеслом следовало как-то понемногу завязывать. Сейчас он решил, что это будет последнее его дело.
Ну, почти последнее…
Рядом с ним в точно таком же глубоком кресле с высокими подлокотниками, принадлежавшем некогда императорскому дому царствования Александра III, сидел вертлявый шатен лет тридцати с широкими скулами и бегающим взглядом. Третьим был узколицый сухощавый блондин, подстриженный под «ежик», — заложив руки за спину, он переходил от одной картины к другой. Зал был залит светом, у полотен, чтобы посетители могли в полной мере насладиться сочностью красок, выставлена дополнительная подсветка. Вот только пришедшие в музей не были обычными посетителями: все трое одеты в форму полицейских, а два часа ночи — не самое подходящее время, чтобы любоваться произведениями искусства.
Впрочем, для ограбления у него был еще один мотив. Возможно, самый важный…
Неожиданно брюнет резко поднялся и произнес, как если бы подвел черту под невеселые думы:
— Все готово?
— Да, — с готовностью отозвался широкоскулый.
— Тогда приступаем! Давай начнем вот с этой картины, — показал он на полотно Тициана, с которого на него взирала привлекательная женщина с обнаженной грудью, застывшая на века перед большим зеркалом. Вытащив мобильный телефон, брюнет произнес: — У тебя все в порядке, Чиж?
— Да, вроде бы никого, — прозвучал спокойный ответ.
— Ладно, хорошо. Смотри там в оба.
Дверь открылась, и в зал Ренессанса вошел охранник лет сорока. Чем-то он напомнил ему мужчину с картины Тициана «Ревнивый муж» — такой же бородатый и с тем же колючим взглядом. Вот только вместо кинжала он держал в руке связку ключей.
— Вы все проверили? — заинтересованно спросил брюнет, повернувшись к охраннику.
— Все! Как будто все в порядке. Видно, сигнализация была ложной, выходит, что вы зря приехали.
— Нет, не зря, — едко улыбнувшись, ответил брюнет. Расстегнув кобуру, он вытащил из него «макаров» и сказал: — Подними руки… если хочешь жить. Это ограбление.
— Как же так? Так вы что, не из полиции? — ошарашенно завертел головой охранник, поглядывая на окруживших его людей.
— Не из полиции. Знаешь, решили немного заработать. Пятнадцать минут нервного напряжения, и ты уже миллионер. Неплохо, а? Ограбление — не самый худший способ стать богатым. Чего стоишь? — посмотрел брюнет на узколицего. — Пристегни охранника к трубе, так понадежнее.
— Понял, — охотно отозвался тот.
— Смотри, не дергайся, — предупредил брюнет, — хотелось бы в этот раз обойтись без трупов.
Блондин подвел охранника к батарее.
— Сядь на пол. Руки сюда. — Блондин протянул за трубой наручники и сцепил между собой выставленные запястья. — Вот теперь он никуда не денется.
Чернявый, переступая длинными худыми ногами, неспешно переходил от одной картины к другой, выискивая наиболее значимые полотна, иногда останавливался перед некоторыми из них, многозначительно морщил лоб и кивал головой:
— Берем эту!
Его неторопливость начинала раздражать блондина. «Чего тут медлить? Срезал по-быстрому картины, свернул их в рулоны, да и сваливай восвояси, зачем же искушать судьбу?»
Они вместе с вертлявым вырезали холсты из рамы и аккуратно сворачивали.
— Знаешь, — посмотрел брюнет на вертлявого, — это самое приятное ограбление в моей жизни. Никто не мешает, не дышит тебе в затылок. Достаточно только протянуть руку, и можно взять любую картину. Всегда любил работать с произведениями искусства. Тут тебе и деньги, и красота!
В одном месте их ждал неприятный сюрприз: там, где еще вчера висела картина «Мадонна с кошкой», теперь торчали четыре гвоздя.
— А где картина Джулио Романо? — спросил брюнет у охранника, покорно сидевшего у батареи.
— Она в мастерской, решили поменять рамы, — уныло отозвался тот.
— Где находится мастерская?
— В соседнем крыле на втором этаже, двести четвертая комната.
Нижняя губа брюнета капризно дрогнула. Не повезло!
— Ты все собрал? — спросил он у блондина.
— Да.
— Идем в двести четвертую комнату. Знаешь, не люблю отказываться от хороших денег, чтобы потом не жалеть.
— Все правильно, — широко заулыбался шатен. — Тем более тут рядышком будет. Посмотри сюда, это скифское золото, — показал он на витрину, за стеклом которой, кроме обычных женских украшений, были две искусно исполненные золотые статуэтки: всадник, сжимавший в руках копье, и девушка в длинном платье, восхищенно посматривающая на молодого воина. Вне всякого сомнения, эта была единая композиция, за сотни лет забвения влюбленную пару разлучить не сумели. Видно, их связывало настоящее чувство. А рядом с ними — знаменитая «Скифская Воительница», оцененная в двести миллионов долларов. — Ты знаешь, сколько все это стоит?
— Понятия не имею.
— Эти фигурки будут дороже всего того, что мы взяли. Захватим еще и их.
— Но у нас нет на них заказа, лишние хлопоты, — возразил широкоскулый. — А потом тащить… Тяжело! Сам подумай! И без этого полно груза.
— Ничего, потерпим.
— Ну, смотри!
Сбив замок с витрины, блондин открыл дверцы шкафа и вытащил две статуэтки. Лица на скульптурах были одухотворенными, какие можно наблюдать только у любящих людей, даже глаза, выполненные из какого-то темного минерала, слегка поблескивали. Он аккуратно положил статуэтки в сумку, затем сгреб золотые украшения: кольца, подвески, серьги…
— Где видеозаписи? — Охранник угрюмо молчал. Главарь подошел к нему и хмуро спросил: — Ты что, героя, что ли, из себя решил строить? Так мы поможем умереть тебе доблестно. — Ткнув пистолет в лоб охранника, он увидел, как у того болезненно сжались губы, и слегка повернул кисть, так, чтобы мушка винтом вгрызлась в его кожу. — Знаешь, я не люблю ждать. У тебя пять секунд, — посмотрел он на часы, — хотел обойтись без жертв, но, к сожалению, не бывает все идеально. — Раз, два…
— Постой… — взмолился охранник, — в нашей комнате… Это на первом этаже, на двери написано «Охрана».
— Где ключ?
— В правом кармане.
Узколицый блондин пошарил по карманам охранника и, вытащив тяжелую связку ключей, довольно хмыкнул.
— Какой из них от вашей комнаты?
— Вон тот длинный, с двумя воротками.
Повернувшись к шатену, брюнет лениво распорядился:
— Разберись с ним.
— Понял, — охотно отозвался тот.
— Я ничего не скажу! — взмолился сторож. — Только не убивайте.
Приблизившись, шатен вытащил из кармана пистолет и рукоятью ударил сторожа в затылок. Тот обмяк и сполз на пол.
— Достаточно! — прикрикнул чернявый, остановив шатена, поднявшего руку для второго удара. — Не надо убивать, он и так ничего не вспомнит. Иди и сотри запись, — приказал он блондину. — Давай пока сумку, чего ты с ней будешь таскаться? Тяжелая, однако, — невольно протянул брюнет, принимая груз. — Встретимся около машины. Мы пока заберем картину Джулио Романо.
Блондин энергично выскочил из зала. Некоторое время его быстрый шаг гулким эхом тревожил широкий коридор пустынного здания, а потом затих, едва он ступил на ковровую дорожку лестницы.
Следом вышел чернявый, за ним, сжимая под мышкой свертки с вырезанными картинами, торопился шатен. Нужную комнату отыскали быстро. Вставив ключ, брюнет повернул его на два оборота и тотчас заметил, как в дальнем конце коридора синим светом замигала лампа, предупреждая о том, что дверь находится под сигнализацией.
— Проклятье! Через пять минут здесь будет полиция! Где картина? — устремился он в комнату. Зло смахнул со стола ворох холстов: на пол полетели кисточки, карандаши, зловеще лязгнула об пол длинная металлическая линейка. — Где?!
Шатен торопливо рылся среди полотен, развешанных на стойках. Неужели охранник соврал? Тогда вернуться и убить! В самом углу, прислоненная лицевой стороной к стене, будто бы наказанная, стояла картина в золоченой раме. Подняв ее, брюнет облегченно вздохнул, эта было полотно Джулио Романо «Мадонна с кошкой». Вытащив нож, он срезал матерчатые ленты, скрепляющие картину с рамкой, и уверенно свернул ее в рулон.
— Падла, не сказал, что дверь под сигнализацией! Я его добью! — метнулся шатен.
— Стой! — ухватил его за рукав брюнет. — Не успеть! Это можно сделать и в следующий раз.
— Ладно, черт с ним! Мы еще повидаемся!
Блондин прошел в комнату охраны и невольно хмыкнул: на огромном мониторе, стоящем на небольшом столе напротив входа, он увидел брюнета, рыскающего по комнате в поисках картины. Пальцы, уже занесенные для удара, чтобы навсегда уничтожить проникновение грабителей в музей, вдруг остановились… Помедлив секунду, он вставил в процессор флешку и закачал в память последние пол-часа видеозаписи. И только после этого стер запись.
Блондин выскочил из здания в тот самый момент, когда полицейская машина, подавая звуковые сигналы и сверкая проблесковыми маячками, въезжала во двор музея. Синий и красный цвета быстро заскользили по фасаду здания, освещая стволы деревьев, выстроившихся в аллее, словно солдаты на смотре, по крыше полицейской машины, стоявшей в глубокой тени высокого каменного забора.
— Подожди меня! — крикнул блондин, бросившись к машине с заведенным двигателем. Через затемненное стекло он рассмотрел сосредоточенное лицо водителя, рядом на пассажирском кресле устроился брюнет, в заднее сиденье вжался вертлявый.
Но неожиданно машина тронулась и, просвистев тяжелыми шинами по брусчатке, выехала из музейного двора, едва разминувшись со встречной полицейской машиной.
Четыре дверцы патрульной машины отворились практически мгновенно, и из салона выскочили полицейские, вооруженные автоматами.
— Стоять! — выкрикнул сержант, бежавший первым. — Стрелять буду!!
Проблесковые маячки лупили в стену красным и синим цветом, били по нервам, волновали кровь. На белой стене, совершенно гладкой на первый взгляд, блондин увидел небольшие щербины. Прыгнув прямо на них, зацепился гибкими сильными пальцами, легко подтянул тренированное тело и перемахнул через забор прямо в густые кусты. Не разбирая дороги и треща сучьями, попадавшими под подошвы, он побежал по заросшему саду в сторону дороги.
— За ним! — послышался далеко за спиной голос. — Уйдет!
Выбежав на свет — центральную улицу города, — он умерил дыхание и зашагал как обычный прохожий. Где-то позади надрывалась полицейская сирена, но вскоре стихла, когда машина завернула в соседний переулок.
— Чиж, прижмись где-нибудь здесь.
— Хорошо, — отозвался водитель.
Свернув в безлюдный тихий переулок, он заглушил двигатель.
— Все. Приехали! — Повернувшись к вертлявому, не проронившему за всю дорогу ни слова, брюнет сказал: — Сейчас разбегаемся в разные стороны навсегда! Ты нас с Чижом не знаешь, мы тебя тоже не знаем и никогда с тобой не встречались. Затаишься как мышь.
— Лады, — негромко проговорил шатен.
Без особого трепета, не разбирая, что именно попадется под ладонь, брюнет вытащил горсть золотых украшений, среди которых были кольца, перстни, амулеты, серьги.
— Это твоя доля… Здесь больше того, на что мы договаривались. Можешь делать со своей долей все, что хочешь. Только смотри, не продешеви. Все это стоит бешеных денег.
— Понял. — Вытащив из кармана обыкновенную холщовую сумку, вертлявый бережно уложил в нее драгоценности. — Посоветуй, как мне лучше поступить с ними.
— Можешь обратиться к продавцам антиквариата, они умеют держать язык за зубами, можешь попытаться выйти на коллекционеров, эти заплатят большие деньги.
— Знатные вещички, — уложив драгоценности в сумку, повертел в руках перстень шатен.
— Так и понесешь в этой сумке? — хмыкнул брюнет.
— А что не так?
— Вот подельничков бог послал! — недовольно проговорил брюнет. — Золотом ведь светишь! Пока до дома доберешься, тебя десять раз ограбят! На вот, возьми, — поднял он с заднего кресла сумку. — «Молнию» не забудь застегнуть, а то все золотишко по дороге вытрясешь.
Уложив в сумку изделия, вертлявый спросил:
— А как быть с четвертой долей?
— Тебя это не должно напрягать. Может, его уже менты повязали…
— Как-то нехорошо с ним получилось.
— Он сам виноват. Чего мешкал? Запомни, его для нас нет, он умер. Не хватало, чтобы запалиться по-глупому.
— А если он будет звонить?
— Оборви все контакты, выброси телефон и сваливай как можно дальше из города. Уже завтра здесь такой кипеж поднимется, что не приведи господь! Полиции будет больше, чем горожан!
— Так и сделаю. А ты куда двинешь?
— Сложно сказать… Россия большая, может, в Москву вернусь, а может, на Севере где-нибудь перекантуюсь. А теперь выходи… Доберешься сам?
— Без проблем. — Открыв дверцу, шатен шагнул в ночь.
Достав телефон, брюнет уверенно набрал номер:
— «Скифская Воительница» у меня.
— Прекрасно, не дождусь минуты, когда я буду держать ее в руках.
— Я хочу за нее в два раза больше, — произнес он неизвестному абоненту. — Меня не устраивает прежняя цена, слишком дорого она мне досталась.
— Мы так не договаривались, — прозвучал недовольный ответ после минутной паузы. — Это не по правилам.
— Теперь это неважно, правила поменялись. Если нет, в таком случае я оставлю ее себе, она мне тоже понравилась.
Брюнет нажал на кнопку сброса и сунул телефон в карман.
— Ну, чего, Чиж, стоим? Поехали!
Вспыхнул ближний свет, отвоевав у темноты кусок серого грязного асфальта, расчерченного в неровные классики чьей-то нетвердой рукой, и черную металлическую ограду соседнего дома. Прозвеневший звонок вывел его из задумчивости. На циферблате отразился номер блондина. Не самое подходящее время для объяснений. Брюнет вытащил из телефона сим-карту и сунул ее в карман. Где-то за углом на соседней улице, ударив по нервам, прозвучала сирена «Скорой помощи». Чиж неторопливо выехал из переулка и заколесил в сторону центральной улицы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тюрьма глухаря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других