Стратегия новой индустриализации России: автоматизация, роботизация, нанотехнологии

Евгений Сергеев

Реалии экономического кризиса негативно сказываются на всех экономических субъектах: государстве, бизнесе и домашних хозяйствах. В обозримом будущем кризис может привести к самым тяжелым последствиям. Поэтому так важно предупредить наступающий коллапс. Книга адресована тем, кто интересуется выходом из структурного кризиса на базе новой индустриализации России, под которой понимается переход на V и VI технологический уклад.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия новой индустриализации России: автоматизация, роботизация, нанотехнологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Современное состояние экономики России

Российская экономика переживает тяжелый структурный кризис. Непродуманная социально-экономическая и финансовая политика, санкции со стороны ряда стран, снижение цен на сырье отрицательно сказываются на экономическом развитии.

В течение периода высоких цен на углеводороды уровень потребления значительно возрос, поэтому возникла иллюзия стабильности и вера в правильный курс развития страны. Значительный поток нефтегазовых денег позволил нарастить бюджетные расходы, что привело к росту совокупного спроса. Однако этот возрастающий спрос был в основном обеспечен импортом. Современная российская экономика деидустриализована. Вот что по этому поводу пишет доктор экономических наук Сухарев О. С.: «Деиндустриализация представляется как процесс технологической примитивизации производств, абсолютной утраты технологий, заводов, кадров, что в совокупности приводит к снижению всех видов сложности и упрощению специализации производств. Именно такой процесс сопровождал рост доли услуг в ВВП России на протяжении последних 20 лет»1.

Процесс деиндустриализации наглядно отражается в динамике производства основных видов товаров в натуральном выражении, и информация представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Динамика производства продукции в натуральном выражении2

В 2014 г. по отношению к 1990 г. произошло увеличение добычи нефти на 1,7%, производства дизельного топлива — на 0,9%, полиэтилена — на 107,4%, шин — на 7,1%, легковых автомобилей — на 57,8%.

Прирост производства автомобилей напрямую связан с организацией в России отверточного производства мировых брэндов. С одной стороны, это положительно влияет на экономику, с другой — отрицательно, ибо внутри страны не создаются производственные цепочки, так как комплектующие импортируются.

По остальным производствам зафиксирован значительный спад: трикотажные изделия — на 82,9%, пиломатериалов — на 72,2%, тракторов на колесном ходу — на 92,8%, экскаваторов — на 91,6%, бульдозеров — на 95,1%, грузовых автомобилей — на 76,8%, металлорежущие станки — на 96,3%.

Объем производства металлорежущих станков упал с 74171 шт. в 1990 г. до 2739 шт. в 2014 г. или в 27 раз. Это ставит под сомнение наличие в России такой отрасли как станкостроение, ибо производится всего 8 металлорежущих станков в день. И, наверное, часть из этих станков собрано из импортных компонентов или просто им приклеили наклейку «Произведено в России».

С момента прихода Владимира Путина к власти по обрабатывающим отраслям произошел значительный спад, который напрочь не замечают сторонники власти. Тех же металлорежущих станков стали производить в 3,2 раза меньше, экскаваторов — в 1,7 раза, бульдозеров — в 4,3 раза.

Уровень производства электроэнергии не достиг значений 1990 г. Это ставит под сомнение утверждение о превышении совокупных объемов производства в 2014 г. по сравнению с 1990 г.

Обрабатывающие производства в 2015 г. продолжали стагнировать. Данные о производстве отдельных видов машин и оборудования представлены ниже.

Таблица 1.2 — Производство отдельных видов машин и оборудования

Из представленных 17 видов продукции спад зафиксирован по 13. Резкое снижение производства мостовых кранов показывает, что в ближайшем будущем стоит ожидать серьезный кризис в строительной отрасли.

Несмотря на запрет ввоза продовольствия из-за границы и резкого падения рубля, сельское хозяйство не увеличило спрос на технику. Производство комбайнов снизилось на 18%, тракторов и того больше — на 24%.

Выпуск металлорежущих станков сократился на 11,2% и составил всего 2919 шт. Для сравнения в период индустриализации 1928—41 их производство увеличилось с 1978 до 58437 шт. Вот так у нас осуществляется импортозамещение, а некоторые диванные эксперты думают, что в стране идет новая индустриализация.

Производство оборудования для бурения скважин упало на 32%. Это и понятно, кому сейчас оно нужно, когда цена на нефть ниже 50 долл. за баррель.

Выпуск грейдеров для дорожной отрасли снизился на 37,5%. Несмотря на ввод системы «Платон», никто не собирается активно строить и ремонтировать дороги.

Торговля также снизила спрос на витрины и прилавки холодильные, объем производства которых снизился на 8,2%.

Прирост производства зафиксирован по насосам, кузнечно-прессовым машинам, электрическим бритвам и газовым плитам.

Президент и Правительство в момент острого кризиса заняли позицию ничегонеделания. Результаты этого уже на лицо.

В действующих ценах ВВП России в 2015 г. увеличился на 2519,4 млрд.руб. или на 3,2%. Информация о динамике и структуре ВВП в текущих ценах представлена ниже.

Таблица 1.3 — Динамика ВВП в текущих ценах

В абсолютном измерении наибольший прирост пришелся на операции с недвижимостью, обрабатывающее производство и добычу полезных ископаемых. В относительном измерении максимальный прирост зафиксирован по сельскому хозяйству и рыболовству.

Снижение средней экспортной ставки на энергоносители привело к уменьшению чистых налогов на 2250,5 млрд.руб. Объем строительства и финансовой деятельности снизился даже в текущих ценах.

В структуре ВВП наибольшая доля приходится на операции с недвижимостью и услуги (15,4%), оптовую и розничную торговлю (14,2%), обрабатывающие производства (12,7%).

В сопоставимых ценах ВВП увеличился по сельскому хозяйству (на 3,5%), здравоохранению (на 0,3%), домашним хозяйствам (1,4%). Стоит отметить значительное снижение торговли, которая в сопоставимых ценах снизила вклад в ВВП на 10,1%.

На положительную динамику сельского хозяйства повлияло три фактора: реализация доктрины продовольственной безопасности, продуктовые санкции в отношении некоторых стран и девальвация рубля.

71,6% ВВП было использовано на конечное потребление, 20,4% — на накопление, 8,0% — чистый экспорт. В 2014 г. уровень потребления составлял 72,2%.

Индекс-дефлятор составил 107,3%, и скорее всего он значительно занижен, так как уровень официальной инфляции составил порядка 12,9%. Если пересчитать ВВП по уровню инфляции, то общий спад составит не 3,7%, а 8,7%.

Согласно опросу Росстата к тройке факторов-лидеров, которые сдерживают производство, отнесены: недостаточный спрос на внутреннем рынке (55% опрошенных), неопределенность экономической ситуации (50% опрошенных), высокий уровень налогообложения (40% опрошенных). По фактору «Неопределенность экономической ситуации» стоит отметить значительный рост с 37% в сентября 2014 г. до 50% в 2015 г.

А вот недостаток финансовых средств интересует лишь 39% опрошенных. Хотя, конечно, этот фактор недооценен на уровне отдельного предприятия, так как низкий спрос на продукцию обусловлен, в том числе, и снижением инвестиционной активности организаций вследствие недостатка финансовых ресурсов. Высокие ставки на проценты, а они у нас по факту запретительные, беспокоят лишь 30% опрошенных.

Правительство предлагает всем «немного затянуть пояса», что приведет к снижению спроса на внутреннем рынке, который, по мнению руководителей предприятий, и так недостаточен. Также никто не пытается внести ясность по экономической политике государства. Относительно сдерживания налогов официальными лицами говорится часто, однако на практике с 2015 г. начали вводить торговый сбор, изменился порядок начисления налога на имущество физических лиц и реализуется налоговый маневр. Поэтому в ближайшем будущем не стоит ожидать никакого экономического роста, кроме как воображаемого в головах кремлевских правителей.

Как уже отмечалось выше, уровень благосостояния россиян напрямую связан с экспортом углеводородов. Информация ЦБ РФ о величине экспорта углеводородов представлена ниже.

Таблица 1.4 — Экспорт углеводородов3

В целом за 2010—15 г. от экспорта углеводородов получена сумма в размере 2 триллиона 353 млрд. долл. Резкий прирост экспортной выручки начался с 2003 г. и продолжался вплоть до 2009 г., когда его величина снизилась на 37,7%. Далее он восстановился, и постепенно начал снижаться с 2012 г. С 2014 г. в связи с резким падением цен на нефть происходит падение экспортной выручки от углеводородов. В относительном измерении снижение доходов к предыдущему году в 2009 г. и 2015 г. практически равно.

Доля нефтегазового экспорта колебалась от 42,2% в 2000 г. до 49,4% в 2008 г. Сейчас она постепенно снижается, и в 2015 г. составила 39,6%. Высокая доля углеводородов в экспорте наглядно характеризует сырьевую модель экономики.

Естественно, возникает вопрос, куда были израсходованы два с лишним триллиона долларов? Ответ очень прост — их проели. Конечно, часть средств была направлена на выплату долгов, другая — на пополнение ЗВР, третья — разворована. Но основная часть пошла на увеличение потребительского спроса. Через бюджет средства были перераспределены среди огромной массы населения. Кому-то досталось больше, кому вообще ничего.

Экономический кризис 2015 г. негативно отразился на основных экономических показателях, и их сводка представлена в таблице 1.5.

Таблица 1.5 — Изменение макроэкономических показателей в 2014—15 г., % к предыдущему году

Среди представленных показателей радует лишь динамика производства сельскохозяйственной продукции, однако, произошло снижение темпа прироста с 5,5 до 3,0%, что в ближайшем будущем может привести к спаду.

В 2015 г. резко упали инвестиции в основной капитал. Это в ближайшем будущем негативно отразится на экономическом росте.

Резкое снижение импорта обусловлено девальвацией рубля, когда многие импортные товары стали недоступны широким слоям населения.

Реальная заработная плата в 2015 г. снизилась на 9,5%, что также ставит под вопрос экономический рост, ибо при снижающемся спросе населения предприятия вынуждены сокращать производство.

С 2014 г. остро стоит тема смены экономической государства. Ибо нефтегазовые доходы уже никак не могут удовлетворить возросшие аппетиты большинства населения. Правительство надеется на авось, и постепенно тратит запасы. Население надеется на правительство и Путина. В 2017—18 г. запасы закончатся, и многие столкнутся с проблемой выживания. Социальный майдан становится неизбежным.

Кризисные явления резко отрицательно сказываются на доходах населения. Медианная зарплата в России составляет 25061 руб. В отличие от средней заработной платы медианная показывает величину, которая условно делит всех работающих на две равные части: тех, кто получает меньше, и тех, кто получает больше. И поэтому большинство граждан получают не среднюю заработную плату, размер которой составляет 33800 руб., а медианную.

Указанная медианная заработная плата не учитывает подоходный налог и уровень безработицы.

— медианная заработная плата с учетом подоходного налога.

Стоит учитывать и безработных, которые получают или нищенские пособия или вообще ничего не получают. Официальный уровень безработицы составляет 6,0%. Однако доверия эта цифра не вызывает. У меня родственник работает в службе занятости, и он рассказывал, что сверху пришло распоряжение не ставить на учет безработных под разными предлогами. Например, не ставят на учет со справками из архива.

Поэтому стоит рассчитать медианную заработную плату с учетом официального уровня в 6%, и реального — пусть в 10%.

Таким образом, медианная заработная плата, находится в пределах от 19623 до 20494 руб. И она в 1,7 раза меньше официально декларируемой средней заработной платы.

Гайдаровский форум, проходивший 13—15 января 2016 г., показал всю ничтожность и некомпетентность правящих элит. Правительственные работники и эксперты со стороны признали, что страна находится в тяжелейшем экономическом кризисе. Цена на нефть продолжает падать и угрожает наполняемости федерального бюджета. Про областные бюджеты вообще уже никто не вспоминает, так как там ситуация совсем критическая, и в ближайшем будущем стоит ожидать ряд региональных дефолтов со всеми вытекающими последствиями.

Зампредседателя ЦБ РФ Ксения Юдаева в ответ на это предлагает нарастить государственный долг до 20—30% от ВВП или до 20 трлн.руб. Естественно, что иностранцы не дадут столько денег в долг, и средства будут истребованы на внутреннем рынке, который и так захлебывается от нехватки ликвидности.

Увеличение государственного долга лишь на время спасет федеральный бюджет от резкого дефицита средств. При цене на нефть в 15 долл. нефтегазовые компании автоматически прекращают выплату НДПИ. Останется лишь экспортная пошлина в минимальном размере. Через некоторое время долг потребует обслуживания, и поэтому это абсолютно тупиковый вариант решения проблемы бюджетного дефицита.

Также многие участники форума предлагают приватизировать остатки государственной собственности. Ведущий дискуссии заявил о якобы вкладе госсектора в 70% от размера ВВП. Хотя его тут же поправили, и цифру снизили до 50%. По мнению многих участников, если снизить долю госсектора до среднемировых значений (около 30%), то на «осинках начнут расти апельсинки». При этом не учитывается, что Китай успешно развивается при 45% госсектора в экономику. Это им не помешало стать первой экономикой в мире, обогнав США. Кроме того, гайдаровцы не учитывают, что наш госсектор по существу — это квазигосударственный сектор. Работает он по тем же рыночным условиям, что и остальная экономика. Нет ни централизованного управления, ни государственного планирования. Поэтому переход из формы квазигоссектора в частный особо ничего не поменяет.

Иных предложений на форуме не прозвучало. Греф признал, что Россия под их управлением стала «дауншифтером», т.е. проигравшей страной. Естественно, он не имел в виду, что в этом виновны управленцы, которые в большой массе собрались на форуме. Эти «светила в экономике» вообще никогда и нигде не признавали своих ошибок, и поэтому уходить в отставку никто не собирается.

14 апреля 2016 г. состоялся очередной сеанс общения Президента В. Путина с народом. Большинство граждан обращались к Путину, как к последней инстанции. Иные инстанции или занимаются отписками, или вообще ничего не делают. В этом и состоит успех указанного мероприятия. Кому посчастливилось, то тот решил свой вопрос или хотя бы попытался его решить. А вопросов скопилось очень много.

Ситуация с дешевыми лекарствами складывается не очень хорошо. После падения рубля у фармацевтов резко увеличились затраты на приобретение импортных субстанций (свои уже давно не делаем), а государство ограничивает рост цен, поэтому предприятия перестают выпускать некоторые виды лекарств, что приводит к их дефициту в аптеках. Скорее всего россиянам с дешевыми лекарствами стоит попрощаться. Президент здесь ничем помочь не сможет, развивать производство собственных субстанций не входит в круг его забот и интересов.

В Крыму так и наладили поставку электроэнергии. Энергомосты вводятся — жители Керчи сидят при свечках. Зато дети перестали лазить в Интернете и читают книжки.

С 2017 г. ожидается ввод нового налога — экологического сбора. Это политика нашего Правительства — в период кризиса вводить новые налоги, хотя в других странах, наоборот, для оживления экономики налоги снижают. Кроме того, предприниматели, а вопросов с их стороны было немало, устали от постоянных проверок.

Фермер Василий Мельниченко доложил президенту, что согласно «Стратегии 2020» в сельской местности планируется закрыть 420 школ, 300 больниц и 215 детских садов. Путин уклончиво ответил на вопрос, хотя в начале прямой линии подтвердил информацию, что Кудрин займется разработкой новой экономической программы. Иными словами, сокращение социальной сферы в сельской местности продолжится.

На острове Шикотан местный переработчик рыбы заманивает со всей России работников, и не выплачивает им заработную плату. Более того, работники проживают в заводских общежитиях за плату, и поэтому оказались должны больше, чем заработали. Прокурор никак не реагирует на жалобы. Путин попросил освободить от занимаемой должности прокурора Сахалинской области и главу трудовой инспекции. Подобная практика характерна не только для Сахалина, но и, например, для Ханты-Мансийского автономного округа. Там многие вахтовики тоже уезжают в родные края ни с чем.

Мужичок из Забайкальского края слезно просил создать условия для выхода края из состава РФ путем организации территории опережающего развития. Уже, наверное, нет сил жить под умелым руководством Путина.

Вот таковы не совсем радостные итоги прямой линии Владимира Путина с народом.

Антикризисным планом Правительства РФ предусмотрено создание модели опережающего социально-экономического развития Калининградской области (предложение №107). Цель такого действия следующее — «формирование условий опережающего роста и инструментов социально-экономического развития Калининградской области; привлечение новых инвесторов в целях осуществления предпринимательской деятельности на территории Калининградской области; создание новых производств и, как следствие, новых рабочих мест».

Иными словами, на территории Калининградской области планируется реализовать Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Об этом механизме передачи регионов под управление транснациональных компаний [битая ссылка] я уже писал4. Первоначально создание концессий предполагалось лишь на Дальнем Востоке. С учетом кризиса и управленческой неразберихи подобная практика начинает распространяться и на другие регионы. Доходы от продажи нефти резко упали, и власть решила немного поторговать территориями. Напомню, что на подобных территориях частично приостанавливается действие законов РФ, создаются управляющие компании, которые будут распродавать земли и все что продается.

13 октября 2016 г. в Москве состоялся очередной Инвестиционный Форум ВТБ Капитал «РОССИЯ ЗОВЕТ!». В работе пленарной секции «Обеспечение макроэкономической устойчивости, создание условий для экономического развития» приняли участие Президент — Председатель Правления ОАО Банк ВТБ Андрей Костин, министр финансов РФ Антон Силуанов, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина, Президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, Президент ОК РУСАЛ Олег Дерипаска, основатель и генеральный директор розничной сети «Магнит» Сергей Галицкий.

Алексей Улюкаев предложил новую форму экономического роста, основанную на снижении уровня потребления в пользу сбережения, которые должны трансформироваться в инвестиции. А для этого он предлагает многим слоям населения просто затянуть пояса. Типа хватит уже потреблять, пора уже и поработать. С его точки зрения норма сбережения должна увеличиться до 25%, хотя до кризиса она была в пределах 22%, а сейчас даже упала до 18%. Иных механизмов роста он не предлагал.

Антон Силуанов постоянно ссылался на существующие резервы бюджета в области сокращения различных социальных выплат. Оптимизация возросших затрат на оборону и чиновников его особо не интересует. Также его не заботит, что снижение расходов приведет к падению спроса, а далее — к экономическому спаду и сокращению бюджетных доходов, как это произошло в Греции. Там тоже хотели немного сэкономить на различных бюджетных выплатах, но вместо снижения дефицита его величина лишь возросла.

Игорь Сечин жаловался, что министерство финансов обдирает нефтянку высокими налогами, и это подрывает инвестиционную базу в отрасли. После этих слов в дискуссию активно вступили Улюкаев и Силуанов. Складывалось впечатление, что главная задача правительства состоит лишь в развитии нефтяной отрасли как гарантии бюджетных доходов.

Олег Дерипаска критически высказался относительно предложений государственных лиц. «Никакого экономического роста на основе вашей модели не будет» — отрезал он. Корректировке должны быть подвергнуты все аспекты экономической жизни. А правительство должно представить адекватную экономическую программу по выходу из кризиса. Действия ЦБ РФ он охарактеризовал как ростовщические, чем вызвал аплодисменты в зале. Также он вызвал овации, когда, вопреки мнению Костина, высказался, что экономический кризис в стране есть.

Андрей Костин в свою очередь утверждал, что никакого кризиса в стране нет. Его можно понять. Банкиры в конце 2014 г. на снижение последствий кризиса получили от государства порядка одного триллиона рублей. Далее в антикризисной программе предусматривалось субсидирование процентных ставок по многим направлениям, а это опять поддержка не бедствующих предприятий, а банков. К тому же ВТБ непосредственно финансирует свои программы через механизм рефинансирования через ЦБ РФ. Таких тепличных условий нет ни у одной отрасли. Поэтому для него, действительно, кризиса нет. И его деятельность можно охарактеризовать фразой: «Кому кризис, а кому — мать родна».

«Лучший глава» ЦБ РФ по всему миру Эльвира Набиулина поставила себе главную задачу — снижение инфляции до 4%. То, что путем сжатия денежной массы, она убивает реальные производства, её ничуть не интересует.

Владимир Путин положительно высказался о предложениях и действиях как он выразился «лучших в мире экономистов, финансистов и глав ЦБ». То, что падение рубля в два раза не привело к экономическому росту, как это бывало ранее и как это обычно бывает в иных странах, его никак не заботит. Батальон Гайдар для него лучшие.

2015 г. стал черной полосой для России, но по сравнению с 2016 г. он скорее всего будет восприниматься как белая полоса.

Стоимость нефти побила все исторические минимумы, и в ближайшем будущем не ожидается её рост. В прошлый раз фаза низкой цены на нефть была длительностью порядка 18 лет (с 1985 г. до 2003 г). Один год мы уже прожили, осталось ещё 17 или больше. Кстати, это показывает всю ущербность логики Кудрина, который был сторонником создания резервов. Ну хватит их ещё на один год, а дальше-то чего? Невозможно накопить денег на длительное время, сравнимое с фазой низких цен на нефть. Российское правительство и сейчас живет логикой Кудрина: если при нем деньги откладывались в резервы, то сейчас наступил этап их траты. Все. Иных вариантов развития страны у правительства нет.

Период высоких цен на нефть нужно было использовать для создания высокопередельных секторов экономики, новой индустриализации, а не заниматься строительством никому ненужных олимпийских объектов. Запасов надолго не хватит, о чем уже предупредил министр финансов Силуанов. Снижение цен на ресурсы для высопередельных экономик — это благо и стимул для развития, а для сырьевых — медленная смерть, чего сейчас мы и наблюдаем.

2016 г. станет последним годом, когда государство хоть как-то будет выполнять свои функции. К бастующим дальнобойщикам постепенно присоединятся иные социальные группы.

К сожалению, стоит признать, что русские могут очень долго терпеть невзгоды. Если в Греции немного увеличивают налоги, то на улицы выходят миллионы. У нас государство ввергло в кризис всю страну, и за год не было ни одного крупного митинга против политики Президента и правительства. Однако это терпение имеет свойства иногда лопаться, и начинается бессмысленный и беспощадный бунт.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия новой индустриализации России: автоматизация, роботизация, нанотехнологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Сухарев О. С. Экономическая динамика: институциональные и структурные факторы. — М.: ЛЕНАНД, 2015. С.97

2

Официальный сайт Росстата. Производство основных видов продукции в натуральном выражении — http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/#

3

Официальный сайт ЦБ РФ. Статистика внешнего сектора — http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs

4

Сергеев Е. Г. Закон о ТОРах — это удобный способ разделить страну на лакомые кусочки — http://sergeeffff.livejournal.com/42961.html

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я