Сальвадор Дали: король сюрреализма и гениальный безумец. Выдающиеся художники мира

Евгений Сергеев

Сальвадор Дали (1904—1989) – выдающийся испанский художник, покоривший своим талантом весь мир. Среди сюрреалистов он самая значимая фигура. Картины мастера содержат множество загадок и нераскрытых тайн, а неординарные поступки заставляют говорить о владельце знаменитых усов, как о гениальном безумце. Спаситель современного искусства, а он так любил себя называть, вернул нам истинный образ Иисуса Христа с внешностью красивого молодого мужчины, и это – сенсация.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сальвадор Дали: король сюрреализма и гениальный безумец. Выдающиеся художники мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Дадаизм

В пути за «жизненное пространство» Сальвадор Дали был не одинок. Среди его ярких студенческих товарищей по Резиденции стоит отметить Луиса Бунюэля, Гарсиа Лорку, Пепина Бельо76, Педро Гарфиаса77, Эухенио Монтеса78, Рафаэля Баррадаса79. Отдельно стоит упомянуть Андре Бретона80, Макса Эрнста81, Поля Элюара82 и Тристана Тцару83. Все эти ребята были увлечены дадаизмом, нигилистским направлением в искусстве, возникшим после Первой мировой войны.

Дадаизм берет своё начало в 1916 году, когда состоялась встреча в цюрихском «Кабаре Вольтер» Хуго Балля84, Рихарда Гюльзенбека85, Тристана Тцары, Жана Арпа86 и Марселя Янко87. Основатели дадаизма понимали, что именно существующая мораль привела к рекам крови, пролившимся по всей Европе. Они решили погрузиться в абсурдность слов и действий. Вот их лозунг: «Да здравствует самодовлеющая бессмыслица».

Само слово «дада» по-румынски и по-русски означает двойное согласие, по-французски — лошадка на палочке, по-немецки — знак идиотической наивности. Жан Арп утверждал, что изобрёл это сочетание букв Тристан Тцара. В свою очередь Гюльзенбек ссылался на Балля, который якобы случайно обнаружил это слово во французском словаре88.

В Манифесте к первому вечеру дадаистов Хуго Балль утверждал, что о новом искусстве вскоре заговорит весь Цюрих. Но он немного ошибся, ибо дадаизм вырвался из рамок швейцарского города и скакуном пробежался по континентам. Скоро о дада заговорили во Франции, Германии, Румынии, России, США.

В 1918 году от имени группы товарищей Рихард Гюльзенбек составил Дадаистский манифест. Дада в нём ассоциируется с «примитивнейшим отношением к окружающей действительности». Участники этого движения всецело следовали столь простому замыслу.

В манифесте от Франсиса Пикабиа89 провозглашалось следующее: «Каждая страница должна взрываться — либо чем-то серьёзным, глубоким и тяжёлым, либо мятежом, либо дурнотой, новым, вечным, или уничтожительной бессмысленностью, энтузиазмом принципов или тем способом, каким она напечатана. Искусство должно стать кульминацией неэстетичного, бесполезной и ничем не оправданной»90.

В январе 1920 года Андре Бретон в журнале «Литература» дал такое определение дадаизму: «Кубизм являлся школой живописи. Футуризм — это политическое движение. Дадаизм же представляет собой умонастроение… Дадаизм не посвящает себя ничему — ни любви, ни работе… Дадаизм, признавая только инстинкт, априори осуждает любые объяснения. Согласно дадаизму, мы не должны осуществлять никакого контроля над собой. Нам следует прекратить думать об этих догмах: о морали, этике и вкусе»91. Бретон присоединился к дада в 1919 году, прочитав манифест Тристана Тцара, в котором последний утверждал, что вся логика ошибочна.

По своей сути дадаизм был ультралевым политическим движением, пытающимся донести свои лозунги до масс через искусство. Но их идеи были, мягко говоря, непонятны толпе. Часто из зрительного зала в выступающих поэтов и артистов летели гнилые помидоры. По воспоминаниям Тристана Тцара, их выставочное турне в Германии закончилось довольно печально. В Ганновере толпа забрала у них багаж, в Дрездене — отобрала деньги, в Праге из-за массового недовольства их мероприятия были просто запрещены92. Постоянные скандалы делали дадаизм модным среди молодёжи.

Нестандартность мышления и неординарные поступки выделяли дадаистов из общей массы людей искусства. Многие их советы забавны. Например, Тристан Тцара поделился следующим секретом написания стихов: «Возьмите газету. Возьмите ножницы. Подберите в газете статью такой длины, какой будет ваше стихотворение. Вырезайте статью. Затем старательно отрезайте составляющие эту статью слова и ссыпайте их в мешок. Тихонько помешайте. Потом извлекайте каждое слово в любом порядке и тщательно приставляйте одно к другому. Вот вам и стих»93. Повторять опыт не советую, ибо в любом случае из случайных слов не явится «Илиада» Гомера94.

Своей мишенью дадаисты сделали всё традиционное. Под их прицел попали авторитеты, религия, семья, государство. Чувствуя себя борцами за свободу, они «отбрасывали старый хлам», сбрасывали кумиров с их постаментов. Для них был один авторитет — истина. По крайней мере, так громко заявлял Франц Пфемферт95 в своей статье «Против авторитетов»96.

Участники этого движения со всей своей неуёмной энергией бросились кромсать религиозные устои. Церковь воспринималась ими как прачечная по отмыванию грехов. Во время войны священники вместо слов примирения несли в массы ненависть и проповедовали убийства. Всё это не нравилось дадаистам, и они вступили в бой с церковниками. Рауль Хаусман97 в статье с шокирующим для обывателя названием «Милитаристское общество Иисуса Христа с ограниченной ответственностью» так обратился к публике:

Вступайте в общество Христа

И грабьте сколько хочется,

Христос и Лютвиц98 неспроста

Под общим флагом борются!

Мы победим, одержим верх!

За нами капитал!

И пусть пустой живот у всех —

Наш Лютвиц правит бал99!

Для Хаусмана Христос и военный палач равны, ибо их объединяет общий флаг. В истории такое случалось довольно часто, когда правители с помощью религиозных предрассудков натравливали народы друг на друга.

Для диктаторов и фашистов религия становилась и становится отличной подпоркой. Адольф Гитлер100 на захваченных в СССР землях восстанавливал работу Русской православной церкви. И что интересно, уголовное наказание за оскорбление чувств верующих впервые ввели именно фашистские захватчики.

Великий немецкий философ Фридрих Ницше101 тоже не был в восторге от церкви и религии. Вот его слова: «Церковь? — отвечал я. Это род государства, и притом самый лживый. Но молчи, лицемерный пёс! Ты знаешь род свой лучше других! Как и ты сам, государство есть пёс лицемерия; как и ты, любит оно говорить среди дыма и грохота, — чтобы заставить верить, что подобно тебе, оно вещает из чрева вещей. Ибо оно хочет непременно быть самым важным зверем на земле, государство; и в этом также верят ему»102.

Ниспровергатели устоев ненавидели богатство не меньше церкви. Для них человек отличался от животного в первую очередь могуществом интеллекта, а не достатка. К стремящемуся к наживе они относились как к навозному червю. И чувства были взаимными: владельцы пароходов и заводов устраивали провокации в отношении дадаистов. Само государство, выступая в интересах богачей, довольно дерзко карало за неправильные с точки зрения власти мысли. Апогеем борьбы с инакомыслящими стала нацистская Германия. Дадаизм, как и многие другие авангардные направления, был объявлен дегенеративным искусством. Одноимённая выставка открылась 19 июля 1937 года в Мюнхене. На ней было представлено порядка 650 работ, конфискованных из 32 музеев Германии, в том числе картины Пауля Клее103, Василия Кандинского, Марка Шагала104, Георга Гросса105, Макса Эрнста, Питера Мондриана106.

За день до открытия выставки Адольф Гитлер произнёс пламенную речь: «Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и тому подобные не имеют ничего общего с немецким народом… Они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана… Говорят, что эти художники не так видят, как другие. Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин и должен признать — некоторые из них действительно написаны людьми, видящими „наизнанку“. У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо — зелёное, облака — серо-жёлтые и т. д.; так они чувствуют или, как они выражаются, это переживают. Я не желаю вмешиваться в спор, действительно ли указанные лица так чувствуют и видят или нет, но я хочу во имя немецкого народа запретить то, чтобы вызывающие жалость несчастные, которые страдают острым расстройством зрения, плоды своего болезненного видения пробовали навязать окружающему миру или даже пытались возвести это в ранг „искусства“. Нет, у нас имеется лишь две возможности: или так называемые „художники“ видят окружающее действительно так странно и верят в то, что они изображают мир правильно, — тогда требуется только определить, являются ли их дефекты зрения повреждениями механического характера или они наследственны. В первом случае мы им глубоко сочувствуем, во втором — это важно для Имперского министерства внутренних дел — заняться этим вопросом и избежать по крайней мере дальнейшее наследование таких ужасных дефектов зрения. Однако возможно также, что эти лица сами не верят в действительности в эти свои „чувствования“ и „видения“, но стараются, исходя из других побуждений — чтобы оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания… Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения»107.

Несостоявшийся австрийский художник Адольф Гитлер явно не понимал смысла авангардных течений в искусстве. Кроме прямого зрительного восприятия современное искусство требует абстрактного мышления, с чем у него были явные проблемы. В процитированных словах есть прямое указание на борьбу с художниками. Например, в случае наличия у живописцев дефектов зрения Гитлер желает предотвратить их наследование. Если же таких дефектов нет, то такие творцы должны были попадать под уголовное преследование.

«Очистительная война» не обошла стороной и Сальвадора Дали. После захвата нацистами Парижа ряд картин каталонца были уничтожены. Сам Дали во время Второй мировой войны предусмотрительно покинул Европейский континент.

К сожалению, многие представители русской культуры тоже не понимали и не понимают сущность современного искусства. Среди таких критиков стоит отметить Льва Толстого108, который изложил мысли по этому поводу в эссе «Что такое искусство?». Вот отрывок из него: «Нет ничего обыкновеннее, как то, чтобы слышать про мнимые произведения искусства, что они очень хороши, но что очень трудно понять их. Мы привыкли к такому утверждению, а между тем сказать, что произведение искусства хорошо, но непонятно, все равно что сказать про какую-нибудь пищу, что она очень хороша, но люди не могут есть её. Люди могут не любить гнилой сыр, протухлых рябчиков и т. п. кушаний, ценимых гастрономами с извращённым вкусом, но хлеб, плоды хороши только тогда, когда они нравятся людям. То же и с искусством: извращённое искусство может быть непонятно людям, но хорошее искусство всегда понятно всем».

Великий русский писатель сравнивал непонятное для него искусство с гнилым сыром и протухшими рябчиками, тем самым оскорбляя собственные интеллектуальные возможности. Его тезис, что хорошее искусство должно быть понятно всем, абсурден. Например, картины художников Возрождения можно толковать только с точки зрения религиозных и мифических сюжетов. Красоту росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело109 могут по достоинству оценить только знающие библейские сюжеты, каковых не так и много. Вот что по этому поводу говорил сам Буонарроти: «Хорошая живопись подобна музыке, мелодии, и только незаурядным умам дано постигнуть всю её сложность»110. Сальвадор Дали никогда не ориентировался на обывателя. Наоборот, его естественным желанием было выделиться из безмолвной толпы.

Дадаизм, как метеор, ярко вспыхнул на небосводе искусства, но постепенно среди его последователей стали накапливаться противоречия. В 1922 году на очередной встрече они призвали оставить жён, любовниц, надежды и страхи, детей на краю леса, добычу в тени, благополучную жизнь111. И все эти жертвы необходимы были ради отправки в путь за истинными ценностями.

Некоторое отношение к дадаистам имел Пабло Пикассо. Но он был исключён из их круга, когда написал декорации к «Параду» Жака Кокто112. Хотя «Авиньонских девиц»113 то и дело расхваливал Андре Бретон.

Отрицание традиционного искусства не обошло стороной Россию. Тристан Тцара упоминает группу дадаистов, которые называли себя «41»114. В неё входили Илья Зданевич115, Алексей Крученых116, Игорь Терентьев117.

По мнению Хуго Балля, среди русских художников-авангардистов заметно выделялся «величайший новатор и глашатай жизни» Василий Кандинский. Конечно, он не был дадаистом, но его духовное искусство впечатляет оригинальностью мысли.

Сальвадор Дали резко высказывался о Кандинском. Он не считал его художником. Некоторые объясняли это ревностью по причине дружбы русского авангардиста с Жаном Арпом. Но, скорее всего, причина в следующем: сюрреалист не воспринимал Россию как место, где могут прорасти художники, ибо, по его мнению, Россия — северная страна без достаточного количества солнечного света, что искажает восприятие цветов.

Так сложилось, что в начале XXI века в России как реакция на насилие и диктатуру появились течения, которые с полным правом можно относить к дадаизму. Например, Артём Лоскутов118 стал идейным вдохновителем «Монстрации». Суть этого действия состоит в проведении демонстраций с абсолютно абсурдными лозунгами. В начале XX века дадаисты требовали маринованной селёдки, через сто лет вышли с лозунгами «Здравствуйте! Вы верите в Босха119?», «Севернее Кореи», «Ад наш!», «Лучше бы работать шли», «Омск — город де Сад», «Вперёд! В тёмное прошлое», «Они сражались за логику», «Прекратите оскорблять чувства ворующих», «Раиса, ты пьяна».

Лоскутов создал новый стиль в живописи — «Дубинопись». Раз правоохранители бьют на протестных митингах всех подряд, то художник придумал колотить полицейскими дубинками холсты, ибо только они остались непобитыми. Одна из таких работ, «Black and red on turquoise»120 (2021), ежедневно радует мой взгляд.

Итак, дадаизм возник как ответ на серьёзные противоречия в обществе. Первая мировая война заставила переосмыслить роль искусства. Художник и поэт уже не могли спокойно смотреть на реки крови и горы лжи. Дадаистское течение стало спусковым крючком возникновения сюрреализма.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сальвадор Дали: король сюрреализма и гениальный безумец. Выдающиеся художники мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

76

Пепин Бельо (1904—2007) — испанский поэт и литературный критик.

77

Педро Гарфиас (1901—1967) — испанский поэт.

78

Эухенио Монтес (1897—1982) — испанский поэт и критик.

79

Рафаэль Баррадас (1890—1929) — уругвайский художник. Основатель вибриционизма, одного из течений кубизма.

80

Андре Бретон (1896—1966) — испанский художник и поэт, основоположник сюрреализма.

81

Макс Эрнст (1891—1976) — немецкий и французский художник. Активный участник дадаистского движения. Его главное изобретение — фроттаж — перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой формы.

82

Поль Элюар (1895—1952) — французский поэт, первый муж Галы.

83

Тристан Тцара (1896—1963) — румынский и французский поэт, один из основателей дадаизма.

84

Хуго Балль (1886—1927) — немецкий поэт и журналист, эссеист и драматург. Автор Манифеста к первому вечеру дадаистов в Цюрихе.

85

Рихард Гюльзенбек (1892—1974) — немецкий писатель, поэт и психоаналитик.

86

Жан Арп (1896—1963) — немецкий и французский поэт, художник и скульптор.

87

Марсель Янко (1895—1984) — израильский и румынский художник и архитектор.

88

Рихтер Х. Дада. Искусство и антиискусство / пер. с нем. Т. Набатниковой. — М.: Галия, 2014. — С. 45.

89

Франсис Пикабиа (1879—1953) — французский художник и писатель. Эксцентрик с большой буквы.

90

Рихтер Х. Дада. Искусство и антиискусство. — С. 106.

91

Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали. — С. 76.

92

Тцара Т. Газовое сердце: Три ДАДАдрамы / пер. и коммент. С. Шаргородского. — Б. М.: Salamandra P.V.V., 2012. — С. 82.

93

Нюридсани М. Сальвадор Дали / пер. с фр. И. А. Сосфеновой. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2018. — С. 234.

94

Гомер (IX век до н. э. — VIII век до н. э.) — древнегреческий поэт.

95

Франц Пфемферт (1879—1954) — немецкий журналист и литературный критик.

96

Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: тексты, иллюстрации, документы. — С. 30.

97

Рауль Хаусман (1886—1971) — немецкий и австрийский художник.

98

Вальтер фон Лютвиц Хаусман (1852—1942) — немецкий генерал, в 1919 г. подавил в Берлине восстание рабочих.

99

Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: тексты, иллюстрации, документы. — С. 292.

100

Адольф Гитлер (1879—1945) — политический маньяк, основатель Третьего рейха.

101

Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ. Любил размышлять о сверхчеловеке, отчего многие считают его одним из предвестников нацистской идеологии.

102

Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. с нем. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2020. — С. 128.

103

Пауль Клее (1879—1940) — немецкий и швейцарский художник. После прихода к власти нацистов был изгнан из Дюссельдорфской академии художеств.

104

Марк Шагал (1887—1985) — русский художник еврейского происхождения. Яркий представитель русского авангарда XX века. Сальвадор Дали считал Шагала наигнуснейшим примером художника-старьёвщика.

105

Георг Гросс (1879—1940) — немецкий художник. Ему принадлежит серия рисунков «Каин, или Гитлер в аду».

106

Питер Мондриан (1872—1944) — нидерландский художник. Наряду с Малевичем и Кандинским призывал к переходу к чистому искусству.

107

Хачатрян Т. Шедевры, ставшие жертвами нацизма: Гитлер-художник и его упрямая борьба с «Дегенеративным искусством» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.radiovan.fm/station/article/11210 (дата обращения: 01.10.2021).

108

Лев Толстой (1828—1910) — классик мировой литературы. Основоположник толстовства, религиозно-нравственного учения, идейным ядром которого были всепрощение и непротивление злу насилием.

109

Микеланджело Буонарроти (1475–564) — итальянский художник, скульптор, поэт. Гений эпохи Возрождения.

110

Жюллиан Ф. Делакруа / пер. И. В. Радченко; коммент. М. Н. Прокофьевой. — М.: Искусство, 1986. — С. 175.

111

Бона Д. Гала / пер. с фр. Н. Н. Цирцилиной. — Смоленск: Русич, 1997. — С. 211.

112

Жак Кокто (1889—1963) — французский писатель, драматург и кинорежиссёр.

113

«Авиньонские девицы» — картина Пабло Пикассо, открывшая путь кубизму. Сюжет взят из жизни борделя, частым посетителем которых был сам художник.

114

Тцара Т. Газовое сердце: Три. — С. 83.

115

Илья Зданевич (1894—1975) — русский писатель и поэт. Теоретик футуризма и дадаизма.

116

Алексей Крученых (1886—1968) — русский поэт-футурист. Ввёл в поэзию заумь, беспредметный язык.

117

Игорь Терентьев (1892—1937) — русский поэт и художник, представитель русского авангарда.

118

Артём Лоскутов (1986 г. р.) — русский художник из Новосибирска. Активный борец за свободу среди деятелей искусства.

119

Иероним Босх (около 1450—1516) — нидерландский художник Северного Возрождения. Некоторые тайны его картин не разгаданы до сих пор.

120

В переводе название картины звучит как «Чёрное и красное на бирюзовом».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я