Прошло уже несколько столетий после смерти скрипичного мастера Антонио Страдивари, а с его именем до сих пор связано множество мифов и загадок. Его творения, чудесные скрипки, до сих пор непревзойдённые и лучшие на свете. В руках умелых исполнителей они оживают, наполняя мир красотой и гармонией. Многочисленные исследователи и просто любопытствующие задаются вопросом: «В чём секрет Страдивари»? В этой книге автор представил разные точки зрения на секрет Страдивари.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антонио Страдивари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Брешианская школа
В XVI—XVII веках существовало несколько направлений создания скрипок. Традиционно итальянских мастеров объединяют в следующие шесть школ:
1. Брешианская школа. Мастера этой школы проживали в небольшом городе Брешия. Среди ярких её представителей стоит выделить Гаспаро да Сало, Джованни Паоло Маджини.
2. Кремонская школа. Её мастера Амати, Страдивари, Гварнери, Бергонци, Гваданини не нуждаются в дополнительном представлении.
3. Неаполитанская школа. Объединяет мастеров из Неаполя и Милана. К этой школе относят Гранчино, Гальяно.
4. Флорентийская школа. Теклер, Тонони, Флорентус, Габриелли, которые творили во Флоренции, Болонье и Риме.
5. Венецианская школа. Во главе этой школы стояли Монтаньяна и Санто Серафино.
6. Тирольская школа. Самый яркий представитель этой школы — Якоб Штайнер14.
Весомое влияние на развитие скрипичного мастерства оказали выходцы из небольшого городка Брешии, который находится в 80 километрах к востоку от Милана и в 48 километрах к северу от Кремоны.
Брешия — древнегалльский город, основанный более 3 тысяч лет назад. В давнее время был столицей ценоманов. Позже римляне селили в нем колонистов, благодаря которым город стал процветающим и могущественным.
Находился он на пути из Европы на юг Италии и поэтому часто подвергался разрушениям со стороны пришельцев, например, гуннов. При лангобардах был одним из центров, где селились захватчики. После лангобардов им овладели франки, затем Германская империя. Частая смена хозяев отразилась на культурном разнообразии города.
Брешия в IX веке славилась большим скрипторием15 и богатой библиотекой, которая поддерживала тесные связи с заальпийскими государствами.
Северные итальянские города отличались независимостью. Одним из общественных деятелей-реформаторов, борцом за воссоздание республики был Арнольд Брешианский, выходец из Брешии. Он резко критиковал церковь за роскошь, выступал против власти епископов, пропагандировал создание городских коммун. За такое непозволительное поведение Арнольд подвергся гонениям со стороны папы римского. В 1155 году он попал в плен к Фридриху I Барбароссе и был выдан папе Адриану IV. Летом этого же года Арнольд Брешианский был казнён. Папа так боялся и ненавидел свободолюбца, что тот сначала был повешен, потом его сожгли, а пепел рассеяли над Тибром.
Фридрих I периодически осуществлял нашествия в города Ломбардии. Однако не всё ему сходило с рук. Так, в 1166 году он был вынужден убраться из-за начавшейся в его войсках эпидемии.
Этим удачно воспользовались Бергамо, Мантуя, Брешия, Кремона, объединившиеся в 1167 году в военный союз, который соединился с Веронской лигой16, образовав Ломбардскую лигу17.
В 1176 году в битве при Леньяно Ломбардская лига наголову разбила рыцарей Фридриха I Барбароссы. Император вынужден был признать независимость городов лиги.
Фридрих II Штауфен пытался восстановить господство над северными итальянскими городами. Однако города лиги выступали сплочённо, нанеся крупное поражение его войскам в 1249 году в битве при Фоссальте.
Ломбардская лига развалилась в 1250 году после смерти Фридриха II, просуществовав почти 100 лет и доказав всему миру, что империи слабы перед городскими коммунами, которые совместно готовы защищать свою свободу.
В 1498 году Брешия была присоединена к Венеции и существовала в подчинении около 300 лет. Рядом находившаяся Кремона состояла в Миланском герцогстве.
Небольшой город Брешия в XVI веке стал центром одноимённой школы скрипичного мастерства. Слава брешианских мастеров отчасти была связана с формулировкой некоторых правил акустики Никколо Фонтаной (1500—1557), который родился в Брешии и был одним из знаменитых математиков того времени. Возможно, благодаря ему в середине XVI века удалось создать скрипку с ярким тоном, с голосом меццо-сопрано и большим объёмом звука.
Основателем брешианской школы скрипичных мастеров считается Гаспаро Бертолотти, более известный как Гаспаро да Сало. Его второе имя происходит от места рождения — городка Сало на берегу озера Гарда в Северной Италии. Мастер родился в 1542 году в семье музыкантов, что в большой степени определило призвание Гаспаро. Именно отец дал ему первые уроки скрипичного мастерства18.
В 20 лет Гаспаро да Сало уезжает на постоянное проживание в Брешию, где знакомится с мастером лютен Джероломо ди Вирки (около 1521 — после 1574).
Скрипичный мастер Евгений Витачек в «Очерках по истории смычковых инструментов» отмечает, что первые годы после переезда для Гаспаро да Сало были тяжёлыми. Он планировал переехать во Францию, но положение дел спасла ссуда в 60 лир, взятая у местного монаха.
Многие скрипки Гаспаро да Сало продавались во Францию, что объясняется их невысокой популярностью в итальянских государствах. Век поклонения скрипке ещё не наступил, и скрипичным мастерам жилось трудно.
Именно Гаспаро да Сало считается автором классической формы скрипки. Его инструменты полностью соответствуют канонам брешианской школы.
До нас дошло не более 10 работ этого прославленного мастера. Однако В. Григорьев и Л. Гинзбург сомневаются, что эти инструменты действительно работы Гаспаро да Сало, ибо они слишком грубы и не соответствуют его славе. Также исследователи не уверены, что скрипка, которой владел Паганини и завещал её Уле Булю, создана именно этим мастером19. В мир иной Гаспаро да Сало ушёл в 1609 году.
Достойным преемником Гаспаро да Сало стал другой брешианский мастер — Джованни Паоло Маджини, появившийся на свет в 1580 году. Многие полагают, что он был учеником Гаспаро да Сало. Однако прямых доказательств этому нет. Косвенным подтверждением служит сходство работ Маджини с основателем брешианской школы. Как бы то ни было, но Брешия — небольшой город, и ремесленники прекрасно друг друга знали.
Отличительная черта инструментов Джованни Паоло Маджини — выпуклость дек и их спуск почти до краёв. При этом деки довольно толстые. Обечайки относительно невысоки, ус часто двойной, лак светло-коричневый20.
Иногда вместо завитка устраивалась львиная голова, но в целом они отлично выполнены, искусней, чем у Гаспаро да Сало. На нижних деках встречается инкрустация. В основном скрипки Маджини довольно крупные.
Относительно настройки дек у Джованни Паоло Маджини В. Григорьев и Л. Гинзбург пишут: «Маджини уже регулярно настраивал деки (в кварту), делая их неравномерными по толщине, которая убывала эллипсами от душки к краям, что давало богатый обертонами звук бархатного, альтового тембра, близкого к низкому сопрано (контральто). Особенно красив у скрипок Маджини басок, звучащий мощно, патетично, даже несколько сурово»21.
Одной из лучших скрипок Джованни Паоло Маджини считается та, на которой продолжительное время играл известный бельгийский скрипач Шарль Огюст де Берио. Это отразилось на росте популярности и стоимости инструментов Маджини. Впоследствии на скрипах Маджини играл ученик Берио, ещё один прославленный скрипач Анри Вьётан.
До наших дней дошло около 50 скрипок, созданных этим мастером. Кроме упомянутого Вьётана на инструментах Маджини играли такие прославленные музыканты, как Ш. Берио, Ю. Леонар, А. Львов, А. Марто.
Джованни Паоло Маджини умер от чумы в 1632 году, поставив точку в развитии брешианской школы. Столь достойных и ярких продолжателей у него не оказалось.
Евгений Витачек упоминает следующих мастеров брешианской школы: Амброджи, Антеньяти, Бенти, Брандильони, Родиани, Ветрини, де Вито, Далла Корна, Замура, Ланца, Пьетро Санто Маджини (сын Джованни Паоло Маджини), Микелис, Монтекьяро, Нелла, Наста — Антонио и Гаэтано, Паццини, Пеццарли, Ранта, Роджери — Джованни Баттиста и Пьетро Джакомо, Цанетто22.
Скрипки брешианской школы довольно крупные и с относительно плоскими деками. Часто вместо завитка встречаются различные скульптурные украшения.
По поводу настройки дек Евгений Витачек отмечает: «…у брешианских мастеров — Гаспаро да Сало и Маджини — применялась настройка верхней деки в тоне ля малой октавы, нижней — ре первой октавы. Инструменты брешинских мастеров, построенные по этому принципу, звучат полно, широко, бархатно, часто имеют контральтовый оттенок, но в этом звуке замечается некоторая монотонность и статичность.
В инструментах кремонских мастеров школы Амати (в том числе Страдивари типа amatise и allonge), некоторых венецианских мастеров, а также у мастеров римской, флорентийской и неаполитанской школ применялся другой вариант квартовой настройки, сдвинутый на полтона выше предыдущей: верхняя дека даёт ноту си-бемоль малой октавы, а нижняя — ми-бемоль первой октавы. Инструменты, настроенные таким образом, звучат очень нежно»23.
Представители брешианской школы использовали самое разное дерево. Часто верхнюю деку они изготавливали из ели или сосны, иногда из пихты. Нижние деки встречаются из тополя, ясеня, груши, клёна. У Джованни Баттиста Роджери и Пьетро Джакомо Роджери чаще встречаются ель и клён, что роднит их с кремонской школой.
Радиальный распил не использовали, практикуя тангентальный или косой. Наносили чистый грунт, который покрывали золотисто-жёлтым лаком.
Брешианская школа сыграла огромную роль в создании формы классической скрипки. По мастерству с ней могут сравниться только представители кремонской школы, на золотой короне которой бриллиантом сверкает Антонио Страдивари.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антонио Страдивари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других