Антонио Страдивари

Евгений Сергеев

Прошло уже несколько столетий после смерти скрипичного мастера Антонио Страдивари, а с его именем до сих пор связано множество мифов и загадок. Его творения, чудесные скрипки, до сих пор непревзойдённые и лучшие на свете. В руках умелых исполнителей они оживают, наполняя мир красотой и гармонией. Многочисленные исследователи и просто любопытствующие задаются вопросом: «В чём секрет Страдивари»? В этой книге автор представил разные точки зрения на секрет Страдивари.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антонио Страдивари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История создания скрипки

Древнего человека окружали звуки природы. Вот поёт птица, воет зверь, или слышится журчание ручья. Используя некоторые предметы, люди извлекали разные звуки. Считается, что именно от лука произошли смычковые инструменты, прародителей которых великое множество. Среди последних стоит отметить рабанстр, омерти, кеманчу, ребаб, ребек, лиру, виолу и лютню. К современным смычковым инструментам относят скрипку, бас, виолончель и альт.

По мнению Фетиса, первые инструменты, предки скрипки, появились в Древней Индии. Постепенно они распространились в другие места Азии, а потом уже в Европу.

Рабанстр (раванастр, раванастрон, раванастрам, раванатта) — двухструнный индийский смычковый инструмент, схожий с китайским эрху и монгольским морином хууром. По преданиям, рабанстр изобретён Равной, королём Цейлона, 5 тысяч лет назад9.

Резонатором у рабанстра выступал короткий усечённый конус высотой около 15 сантиметров, выдолбленный из фигового дерева. На его малое основание в древности натягивалась кожа змеи боа. Большое основание оставляли открытым. Ствол из бамбука длиной 50 сантиметров пронизывал цилиндр сбоку перпендикулярно оси конуса вблизи малого основания. Струны, шёлковые или жильные из кишок газели, со стороны конуса крепились на основании бамбука, с другой — на колках. Часто вместо бамбука использовалось другое дерево. Колебания струн на малое основание передавалось через подставку, которая и в современных скрипках выполняет эту функцию. Смычок делали путём натягивания пучка конского волоса на изогнутый бамбук.

Звучание рабанстра успокаивающее и поющее, напоминающее индийские мотивы. Такой инструмент чрезвычайно лёгок в изготовлении, поэтому в современной Индии на нём играют бродячие музыканты.

Чуть позднее в Индии появился омерти. Вот как этот инструмент описывает Дмитрий Зеленский: «Корпус его сделан из скорлупы кокосового ореха, от которого отнята одна третья часть; стенки толщиной в два миллиметра гладко отполированы с обеих сторон. Четыре эллиптические отверстия и пятое в форме ромба служат звуковыми отверстиями. В некоторых из омерти верхняя дека из хорошо выделанной, гладкой кожи газели, в других — из гладкой деревянной дощечки с мелкими узорами толщиной в один миллиметр. Наибольший диаметр деки 0,5 метра. Шейка, как в раванстроне и руане, представляет собою ствол из сапана, проходящий через корпус инструмента, в нижней части просверленный для помещения цилиндра, оканчивающегося пуговкой, как в руане. Шейка в верхней части приплюснута и оканчивается опрокинутой головкой, вырезанной прямыми углами. Оба колка поставлены не на головку, а по левую сторону шейки, так что струны сначала проходят через дырки, проткнутые в головке, а затем уже укреплены на колках. Подставка совершенно такая, как в раванстроне; смычок же длиннее, также сделан из лёгкого бамбука и образует дугу. В верхнем его конце имеется прорезь, в которой укреплён посредством узла пучок волос»10.

Арабская кеманча очень схожа с омерти. Единственное существенное различие этих смычковых инструментов состоит в том, что у кеманчи звуковых отверстий больше, но размерами они меньше и расположены симметрично.

Самое раннее изображение персидской кеманчи относится к XIII веку. Инструмент был распространён в Иране, Азербайджане, Турции, Армении, Грузии и Греции.

К древним струнным смычковым инструментам стоит также отнести арабский ребаб, который в зависимости от назначения имел одну или две струны. Ребаб с одной струной — для поэтов, с двумя струнами — для певцов. В Турции и Индонезии данный инструмент встречался с тремя струнами. Корпус ребаба имеет округлую форму и конструкцией сильно напоминает рабанстр, что подчёркивает их родство. Его изготавливали из дерева, обтянутого кожей или желудком буйвола. В XII веке в форме ребека он перекочевал в Испанию.

Отличительная черта ребека — это его корпус, широкий в нижней части и постепенно сужающийся кверху и переходящий там в шейку. В целом его конструкция немного напоминает грушу. Самое первое упоминание ребека датируется IX веком11.

К древним русским смычковым инструментам относится смык, который упоминается с XI века. Останки одного из экземпляров были найдены в Троицком раскопе в слое, датируемом второй половиной X — первой половиной XI века. Пожалуй, смык — самый древний смычковый инструмент на Руси. Некоторые ошибочно считают, что смык стал прародителем европейских смычковых инструментов. Хотя сам смык с высокой долей вероятности был завезён из Азии.

Позже смык стал упоминаться как гудок, и на нём играли скоморохи XVII—XVIII веков. Корпус его имел овальную или грушевидную форму. Как правило, у инструмента было три (редко четыре) струны. Длина гудка от 30 до 80 сантиметров. С конца XIX века гудок полностью вышел из употребления.

Первым европейским струнным смычковым инструментом является крут, который использовался начиная с XI века в Ирландии и Уэльсе. До этого времени крут был щипковым.

Нижняя дека крута, как правило, из клёна, прямоугольная, размерами 55 сантиметров в длину, 24 сантиметра в ширину и 5 сантиметров в глубину. Верхняя дека из ели и немного изогнута, поэтому гриф лежит не в горизонтальной плоскости, что помогает играть. Эфы имеют круглую форму. В верхней части сделаны два отверстия для удержания инструмента руками. Шесть жильных струн передают свои колебания через подставку. Две из них расположены слегка в стороне, не над грифом. Иногда они параллельны четырём струнам, иногда нет. В XVII веке, после появления скрипки, крут теряет свою популярность.

Нельзя точно сказать, является ли крут дитём древних индийских смычковых инструментов, однако можно с полной уверенностью утверждать, что он не был предком скрипки.

Также с высокой долей вероятности можно предположить, что такой относительно современный смычковый струнный инструмент, как виола, произошёл от ребека.

Зеленский ссылается на некого Альбинуса, который якобы стал автором виолы, что отражено в трактате неизвестного автора. В целом внешний вид виолы уже очень близок к классической скрипке. Две деки, соединённые обечайками, подставка, душка, гриф.

В. Григорьев и Л. Гинзбург приводят следующие различия между виолой и скрипкой.

Виола:

1. Плоская нижняя дека.

2. Покатые «плечи».

3. Мягкие углы.

4. С-образные резонансные отверстия.

5. Наличие третьего резонансного отверстия — розетки.

6. Наличие на грифе ладов.

7. Незначительная округлость подставки.

8. Количество струн — обычно шесть.

9. Квартово-терцовый строй.

Скрипка:

1. Сводчатая нижняя дека.

2. Прямые закруглённые «плечи».

3. Острые углы.

4. F-образные резонансные отверстия.

5. Отсутствие розетки.

6. Отсутствие на грифе ладов.

7. Значительная округлость подставки.

8. Количество струн — четыре.

9. Квинтовый строй12.

Особенности конструкций виолы и скрипки отражаются на их звучании. Скрипка более звонкая и контрастная, что позволило ей одержать победу над виолой.

С. В. Муратов правомерно указывает, что виола произошла от лиры, которая, в свою очередь, имеет родословную от ребека. Отличительная черта лиры — наличие душки, передающей колебания верхней деки на нижнюю. Это эволюционный шаг в развитии струнных смычковых инструментов. Корпус лиры уже напоминает скрипку, в поздних его вариантах нижняя дека выпуклая13.

Итак, происхождение скрипки можно представить в виде эволюционной последовательности: рабанст → омерти → кеманча → ребаб → ребек → лира → виола → скрипка.

За последние 300 лет внешний вид скрипок практически не изменился. Тот идеал, который торжественно выходил из рук Страдивари, остался образцом по сей день. Хотя стоит отметить, что всё-таки эволюция отразилась на скрипках.

Великие культурные перемены конца XVIII века затронули все аспекты жизни человека, в том числе сферу музыки. Сложные произведения требовали изысканного звучания инструментов. Скрипичные мастера нашли способ соответствовать духу времени, времени Баха и Бетховена.

Постепенно усиливали натяжение струн (жильные заменили на металлические), что увеличивало давление подставки на верхнюю деку. В современных скрипках натяжение струн сильнее, чем это было раньше.

Для сохранения надёжности инструмента в старых скрипках заменяли пружины на более мощные. Также часто меняли шейку, оставляя нетронутой лишь улитку. В 1785 году Франсуа Турт разработал новую конструкцию смычка. Всё это отразилось на звучании. Страдивари не узнал бы свои создания, услышав, как они звучат сейчас. Однако эти небольшие изменения позволили сохранить ценную древнюю скрипку для человечества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антонио Страдивари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

Зеленский Д. Итальянские смычковые инструменты. — Полтава: Типография губернского правления, 1886. — С. 22.

10

Там же. — С. 24.

11

Там же. — С. 30.

12

Григорьев В., Гинзбург Л. История скрипичного искусства в трёх выпусках. — М.: Музыка, 1990. (https://www.rulit.me/books/istoriya-skripichnogo-iskusstva-v-treh-vypuskah-vypusk-1-read-178094-5.html (дата обращения: 30.07.2020)).

13

Муратов С. В. Искусство скрипичного конструирования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://samlib.ru/editors/m/muratow_s_w/violin.shtml (дата обращения: 30.07.2020).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я