Прошло уже несколько столетий после смерти скрипичного мастера Антонио Страдивари, а с его именем до сих пор связано множество мифов и загадок. Его творения, чудесные скрипки, до сих пор непревзойдённые и лучшие на свете. В руках умелых исполнителей они оживают, наполняя мир красотой и гармонией. Многочисленные исследователи и просто любопытствующие задаются вопросом: «В чём секрет Страдивари»? В этой книге автор представил разные точки зрения на секрет Страдивари.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антонио Страдивари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Краткое жизнеописание Антонио Страдивари
В кремонских архивах фамилия Страдивари упоминается задолго до рождения великого скрипичного мастера. Так, в 1127 году Ottolinus Stradivarius записан как senator patric. В 1186 году Egidius Stradivarius имел такой же титул. Другой возможный предок Антонио Страдивари, Guhlielmus Stradivartus, был отличным знатоком местных законов и умер в 1439 году1.
В переводе с итальянского strada означает дорога, на кремонском диалекте strada averta — открытая дорога. Иными словами, фамилия Страдивари произошла от сочетания со словом «дорога».
Существенный вклад в изучение феномена Антонио Страдивари внесли братья Хилл. В своём труде «Antonio Stradivari. His Life and Work (1644—1737)» они относительно подробно описали генеалогическое древо великого мастера.
В книгах кафедрального собора Кремоны сделана запись от 10 апреля 1600 года о регистрации брака Giulio Cesare Stradivari и Doralice Milani. В 1602 году у них родился сын Алессандро Страдивари. 30 августа 1622 года в возрасте 20 лет Алессандро Страдивари женится на Анне, дочери Леонардо Морони. В браке появляются дети: в 1623 году — Джузеппе, в 1626 — Карло, в 1628 — Джованни. Братья Хилл полагают, что именно Алессандро Страдивари был отцом Антонио Страдивари2.
Исследователям не удалось найти в кремонских церквях запись о рождении Антонио. Фетис считает, что это связано с разрушением религиозных заведений во время различных войн и восстаний. В свою очередь братья Хилл объясняют это тем, что родители Страдивари покинули город из-за голода, чумы и военных бедствий.
В 1628—1629 годах лютый голод накрыл Кремону. Кроме того, стала распространяться чума, отчего многие жители покинули город, переехав в сельскую местность.
Сознание жителей тех времён не особо отличалось от современного. Сначала многие чуму отрицали. Потом искали вредителей, которые якобы распространяли заразу. Считалось, что кто-то специально пытался заморить народ.
По улицам городов разъезжали монатти, собирая валяющиеся и разлагающиеся трупы. Около Милана был построен огромный лазарет, где на лечении находились тысячи заразившихся. Врачей и пропитания катастрофически не хватало. Лекарств практически не было. В качестве дезинфицирующего средства использовалась уксусная кислота.
Описание всех бедствий чумы представлено в культовом романе Алессандро Мандзони «Обручённые». Зараза унесла около одного миллиона жителей Ломбардии, Венецианской республики, Пьемонта и Тосканы. Население Милана снизилось с 200 до 64 тысяч человек. От чумы умерло 68 процентов жителей города3.
Но беда никогда не приходит одна. В это время шла Тридцатилетняя война, и в то время полк германского имперского полководца Альберта Валленштейна следовал в Мантую, которая находилась всего в 60 километрах от Кремоны.
Его солдатами был откровенный сброд, который грабил местное население. Порой эти бандиты шли на службу не ради официального жалованья, а чтобы поживиться на захваченной территории.
Жители городов и поселений скрывались от нападавших в горах, угоняя с собой скот. Немощные и старики оставались дома.
Пришедшие отряды немедленно принимались за грабёж. В садах искали следы свежевырытой земли в надежде обнаружить спрятанные ценности. Крошили мебель, сжигали дома, женщин и девушек насиловали. Часто за одним отрядом следовал другой, и ад вновь повторялся.
Весьма вероятно, что будущие родители Антонио Страдивари покинули Кремону. Этим объясняется отсутствие церковных записей о семье Страдивари после 1628 года.
Год рождения Антонио Страдивари определён исходя из памятной записки на одной из скрипок Carlo Carli, банкира из Милана. В записи было отмечено, что скрипка создана в 1736 году на 92-м году жизни мастера. В итоге простого расчёта получается, что Антонио Страдивари родился около 1644 года.
Итак, скорее всего, Антонио Страдивари провёл детство в сельской местности вблизи Кремоны.
Жизнь в деревне в те времена была далеко не лёгкой. В Ломбардии в аграрном секторе постепенно начали формироваться капиталистические отношения. Многие земельные участки и сельскохозяйственные комплексы (их называли подере) сдавались в краткосрочную аренду. На этих участках временные пользователи занимались землепашеством, виноградарством, животноводством, шелководством.
Однако условия хозяйствования были такими, что арендаторы впадали в финансовую зависимость от земельных рантье. Долги перед владельцами земельных участков делали арендаторов прикреплёнными крестьянами. Многие из них не выдерживали беспощадной эксплуатации и становились бродягами. Иные пополнили ряды брави — разбойников, которые занимались грабежами и часто служили какому-нибудь феодалу. Находясь под защитой своего главаря, они бесчинствовали и обирали простых людей. Закон для них не был писан. Например, в «Обручённых» Алессандро Мандзони описал историю необыкновенной любви юноши и девушки. Обвенчаться им мешал местный деспот, на службе у которого состояло несколько брави.
Как ни странно, не только точная дата рождения мастера является загадкой. Вся его биография полна тёмных пятен. Многие надеются когда-нибудь найти послание от Страдивари, в котором будут раскрыты его тайны, в том числе секрет звучания скрипок. Но все старания тщетны, что только подогревает интерес. Возможно, гений был настолько проницателен и целенаправленно не оставил никаких записей, ибо загадка и недосказанность всегда порождает ажиотаж.
Антонио 4 июля 1667 года женится на Франческе, дочери Francesco Feraboschi. На тот момент Франческа была вдовой, её первый муж скончался в апреле 1664 года.
В 1668 году мастер купил дом у Пиченарди. Эта знатная фамилия была довольна известна тогда в Кремоне. Дом был приобретён за 7000 имперских лир в рассрочку. Сразу было выплачено 2000 лир, остальные — в течение четырёх лет4.
Упадок семьи Пиченарди обусловлен экономическим кризисом, характеризующимся снижением производства сукон и прочей продукции, замедлением торговли. Например, в ближайшем от Кремоны городе Милане число сукнодельческих мастерских в первые 30 лет XVII века снизилось с 70 до 15. К 1682 году в Милане осталось всего пять сукнодельческих мастерских5.
Главная причина экономического упадка — это неспособность промышленности адаптироваться к возникающим капиталистическим отношениям.
Также на развитие итальянских государств отрицательно повлияла постепенная утрата господства в море. В течение XVII века генуэзские и венецианские торговые суда стали замещаться английскими и голландскими. Местные производители стали ориентироваться на внутренний рынок, уступая внешний иным, более удачным дельцам. Однако внутренний рынок был неёмким, что усугубляло спад. На экспорт шли предметы роскоши и дорогие ткани, например, шёлковые.
Купленный дом был довольно большим. Подвал, три этажа и чердак с террасой, на котором работал мастер. Среди кремонских ремесленников был распространён обычай работать у себя на террасе. В этом доме Страдивари жил до 1680 года, а само жилище просуществовало до 1888 года. В настоящий момент на этом месте стоит другой дом, на стене которого висит мемориальная доска с надписью: «Здесь стоял дом Антонио Страдивари, вознёсшего скрипку на самую высокую ступень совершенства, мастера, не знавшего соперников в своём искусстве, давшего Кремоне нетленное имя».
По мнению братьев Хилл, от первого брака у Антонио было шесть детей: Джулио (23 декабря 1667 года — 7 августа 1707 года), Франческо (6 февраля 1670 года — 12 февраля 1670 года), Франческо (1 февраля 1671 года — 11 мая 1743 года), Катерина (25 марта 1674 года — 17 июня 1748 года), Алессандро (25 мая 1677 года — 26 января 1732 года), Омобоно (14 ноября 1677 года — 8 июня 1742 года)6.
Второй сын, Франческо, прожил всего шесть дней. Его смерть стала огромной трагедией для семьи Страдивари. Если бы мастер был музыкантом или писателем, то, возможно, драма нашла бы своё отражение в творчестве. Хотя гений мог отобразить утрату через скрипки, звучание которых завораживает, а иногда приносит печаль.
Трудно сказать, был ли первый брак Страдивари счастливым. Не осталось никаких тому подтверждений. Хотя для гения семья далеко не на первом месте. Его влечёт вечность.
Первая жена Страдивари, Франческа, умерла 25 марта 1698 года. Церемония похорон была необыкновенно роскошной, обошлась в 182 лиры. Громадная сумма для тех времён. Гений недолго был вдовцом и уже в августе 1699 года женился на Марии Замбелли.
В этом браке у Антонио Страдивари было пятеро детей, одна дочь и четыре сына: Франческа (19 сентября 1700 года — 11 февраля 1720 года), Джузеппе (6 ноября 1701 года — 8 июля 1702 года), Мартино (11 ноября 1703 года — 1 ноября 1727 года), Джузеппе (27 октября 1704 года — 2 декабря 1781 года), Паоло (26 января 1708 года — 24 октября 1776 года)7.
Второй брак также не обошёлся без трагедии. Джузеппе умирает на восьмом месяце жизни. В честь него назовут сына, родившегося через два года.
Всего от первого и второго брака у Антонио Страдивари родилось одиннадцать детей: девять сыновей и две дочери. Для нашего современника это непостижимо много. Эволюция семьи за последние 350 лет привела к тому, что нормой считаются один-два ребёнка.
Мария Замбелли скончалась 4 марта 1737 года и была похоронена в семейном склепе, который Антонио Страдивари приобрёл в 1729 году, отчего многие ранее полагали, что он умер именно в этом году.
Из одиннадцати детей в младенчестве умерли двое: Франческо (от первого брака) и Джузеппе (от второго брака). Четыре ребёнка (от первого брака — Джулио и Алессандро, от второго — Франческа и Мартино) умерли при жизни мастера. Только пять детей пережили своего родителя.
Братья Хилл дают информацию о браке и детях только последнего сына, Паоло. Его брак с Еленой принёс пятерых детей (Антонио, Франческа, Карло, Франческо, Паоло).
Первого ребёнка Паоло назвал в честь своего прославленного отца. У него в 1771 году родится сын, которого также назовут Антонио.
Всю свою жизнь Антонио Страдивари посвятил изготовлению скрипок. Но, в отличие, например, от Спинозы, он не был затворником. Два сына, Франческо и Омобоно, пошли по стопам гениального родителя и занимались скрипичным мастерством, однако больших успехов не добились. Очертания их скрипок несовершенны, хотя звучание неплохое.
Так часто бывает, что у гения рождаются посредственные дети. Но этому есть некоторое объяснение. Сам ген гениальности — очень редкое явление и практически не передаётся по наследству. Кроме того, дети успешных людей имеют с детства всё: и материальные, и нематериальные блага. Им не нужно прилагать старания, чтобы выжить в этом жестоком мире. Часто лень и иные пороки убивают в них созидательное начало.
Но стоит отметить, что миру известны великолепные семейства скрипичных мастеров. Например, Амати и Гварнери. Но вернёмся к Страдивари и его детям.
Младший сын, Паоло, рано покинул дом и стал заниматься совсем другим делом. Так пишет про него Фетис. Хотя, конечно, скрипичное мастерство не дело и не бизнес, а искусство, одно из самых возвышенных в мире. С ним может соперничать только звучание самих скрипок.
Не помню где, я прочитал, что скрипка — самое совершенное создание человека. И именно скрипку нужно отправить в космос, ибо только по ней инопланетные жители смогут понять суть человека. Машина Маска в космосе — это прекрасно, но скрипка куда более изящное творение человечества.
По воспоминаниям очевидцев, Антонио Страдивари был высоким и худощавым. На голове он постоянно носил белый колпак, зимой — из шерсти. Когда работал, а он почти всегда работал, надевал передник из белой кожи.
В отличие от даты рождения, день смерти Страдивари доподлинно известен. Мастер умер 18 (или 17) декабря 1737 года в возрасте 93 лет. Похоронили его 19 декабря в часовне Розария при церкви Сан-Доменико. Церковь находилась прямо напротив дома умершего8.
В 1869 году в связи с ветхостью церковные постройки были разрушены. Останки захоронённых вырыли и погребли в общей яме за чертой города.
Но гении не умирают. Антонио Страдивари просто растворился в своих скрипках, остался навеки с нами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антонио Страдивари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Fetis F.J. Notice of Anthony Stradivari, the celebrated violin-maker, known by the name of Stradivarius / translated by John Bishop. — London: Roberts Cocks and Co, 1864. — P. 61.
2
W. Henry Hill, Arthur F. Hill, Alfred E. Hill. Antonio Stradivari. His Life and Work (1644—1737). — London: Macmillan and Co., 1909. — P. 6.
4
W. Henry Hill, Arthur F. Hill, Alfred E. Hill. Antonio Stradivari. His Life and Work (1644—1737). — P. 12.
5
Брагина Л. М. Италия в Средние века и раннее Новое время: V—XVII вв. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2015.
6
W. Henry Hill, Arthur F. Hill, Alfred E. Hill. Antonio Stradivari. His Life and Work (1644—1737). — P. 4.