Музыки верный солдат. Воспоминания

Евгений Павлович Иванов

В своих мемуарах Е. П. Иванов пишет о службе в годы войны во 2-й Гвардейской воздушно-десантной бригаде, об учебе в Московской консерватории в 1947—1953 гг. и о 33-летней работе художественным руководителем Ивановской областной филармонии. В книге приведены принципы построения большого тематического праздничного концерта как отдельного жанра искусства и рассказано, как автор провел 35 таких концертов. Книга привлечет музыковедов, а также всех интересующихся историей СССР и мемуарной литературой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музыки верный солдат. Воспоминания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. Московская консерватория

Фото Е. П. Иванова на заявлении о поступлении в Московскую консерваторию

«Московская консерватория… Став ее студентом, я постоянно испытывал какое-то трепетанье, волнующее чувство: это наша святыня, национальная гордость; здесь работали и творили великие музыканты прошлого, здесь и сейчас воспитывают молодежь прославленные музыканты, имена которых известны всему миру… Со студенческих консерваторских лет мы были хорошо знакомы со многими, ставшими позднее очень известными исполнителями. Встречаясь с ними на концертах, чаще всего в Иванове, мы чувствовали себя давними „однополчанами“, и мне было очень дорого и приятно, что встречи наши доставляли взаимную, кажется, радость, во всяком случае, мне — очень большую…»

Е. П. Иванов, «Воспоминания»

Автобиография Евгения Павловича Иванова, хранящаяся в архиве Московской государственной консерватории

Я, Иванов Евгений Павлович, родился 9-го ноября 1923 года в городе Иваново, Ивановской области.

Родители мои — Иванов Павел Григорьевич и Иванова Олимпиада Филипповна — до 1917 г. учились.

В 1926 г. отец мой окончил Ивановское Музыкальное училище и с тех пор до 1939 г. работал преподавателем музыки и пения и руководителем художественной самодеятельности в учебных заведениях г. Иваново. В 1939 г. он был мобилизован в Красную Армию в качестве капельмейстера. Участвуя в Отечественной войне, отец мой погиб на Ржевском фронте в 1942 г. Мать до 1942г. работала преподавателем машинописи на курсах и машинисткой в различных государственных учреждениях гор. Иваново. С 1942г. по сей день работает начальником цеха в артели «Труд инвалида» в гор. Иваново. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945гг».

Я в 1931 г. поступил учиться в 30-ю среднюю школу гор. Иваново, которую окончил в 1941 г. В 1933 г. был принят в детскую Музыкальную школу по классу фортепиано, а в 1938 г. на 1-й курс Ивановского музыкального училища.

В 1941 г. я окончил 3 курса Музыкального училища. Ввиду вероломного нападения Германии на Советский Союз я отказался от предоставленной мне отсрочки от призыва для окончания училища и добровольно ушел в Красную Армию.

Во время войны я окончил курсы при Военном факультете 2-го Московского Государственного Института Иностранных языков и в 1942 г. мне была присвоена квалификация военного переводчика. Тогда же мне было присвоено первое офицерское звание. До 1945 г. я служил в частях Воздушно-десантных войск. Участник Великой Отечественной войны.

Ввиду изъявления мной большого желания продолжить свое музыкальное образование в июне 1946 г. я был уволен в запас. Осенью того же года я вернулся в Ивановское музыкальное училище. Учитывая мои прежние склонности к теоретическим дисциплинам, мои работы по композиции и отличную успеваемость, для меня было разрешено в училище теоретическое отделение.

В июне 1947 г. я окончил Ивановское музыкальное училище по вышеупомянутому отделению.

В октябре 1938 г. я был принят в члены ВЛКСМ. В 1940—41 гг. я избирался секретарем комитета ВЛКСМ 30-й средней школы гор. Иваново. В 1940 г. был избран членом Пленума Октябрьского районного комитета ВЛКСМ гор. Иваново.

24 июля 1947 г. Е. П. Иванов

1. Послевоенная демобилизация и окончание Ивановского музыкального училища

Послевоенная демобилизация в 1946 г. и возвращение в Иваново

Сочинение музыкальных произведений

Николай Никанорович Тихонов, преподаватель музыкальной литературы в музучилище

Выступление на тему о жизни и творчестве Ф. Шуберта к 150-летию со дня его рождения

Неудавшаяся встреча с композитором Р.М.Глиэром

Новые ивановские друзья: поэт и филолог Всеволод Мамушин и музыканты Вячеслав Авдюнин, Юрий Логинов, Иван Андросов, Валерий Бусов, Геннадий Катышев и Николай Зеленов

Участие в эстрадном ансамбле и выступления в Доме учителя

Поездки на природу: на Валдайское озеро и в Красносельское

Встреча в селе Красное, где в довоенные годы отдыхал летом с родителями

Профессор С. Н. Еремин, председатель профкома Московской консерватории

Студентки медицинского института: Татьяна Покровская и Людмила Ражева

Новые друзья: Борис Великосельский, Дмитрий Васильев, Ольга Лирина

Студенты 4-го курса музучилища

Окончание Ивановского музыкального училища с отличием

31 мая 1946 года (в день рождения бабушки) мне был сообщен приказ об увольнении в запас. Радости не было предела. Душа, как говорится, «пела и плясала». Наконец, я еду домой совсем…

Оформив документы и попрощавшись с друзьями, которые пребывали еще в неизвестности о своей будущей судьбе, я на другой же день взял билет на поезд и поехал домой. Я не сообщал родным о приезде, и меня никто не встречал. Хотелось преподнести сюрприз!.. И вот — Иваново. Чудесное, тихое, солнечное, летнее утро. Выхожу из вагона, иду на привокзальную площадь. И — захотелось остановиться. Да, вот здесь, в августе 41-го, меня провожали в армию, здесь я прощался с родной моей мамой, с девчонками, пришедшими проводить. И я, и они верили и не верили, что увидимся снова… В годы войны мне довелось не раз приезжать в Иваново. Но теперь — особое настроение, особая значительность, особое волнение…

А вот и «родной» трамвай №4 (раньше был такой маршрут: Вокзал — Воробьево). Поехал. Всё знакомое, всё родное, и всё — какое-то новое… От Облсуда спускаемся вниз, вот он цирк, а вот рядом с ним парашютная вышка. Смотрел на нее с особым интересом и пристрастием, не отрывая глаз. И про себя твердо сказал: «Всё, больше не прыгаю, больше не летаю!» Удастся ли до конца жизни сдержать эту клятву — не знаю, но пока сдерживаю!..

Вот и моя трамвайная остановка — ул. Багаева (раньше остановка была до поворота на Воробьевскую улицу). Шагаю к дому. Время еще раннее, народа очень мало. Повернул на Зелёную и, еще не дойдя до дороги, заметил, как около соседнего дома, у окон Ильинских (тогда — Анны Ивановны) медленным шагом направляется к водопроводной колонке на Воробьевскую улицу пожилая женщина с ведрами и коромыслом. Сразу узнал ее — это Мухина, из двухэтажного деревянного дома, что и поныне еще стоит за «Рембыттехникой». Он тоже сразу узнала меня и с легким поклоном, не останавливаясь, произнесла: «Здравствуйте, Евгений Павлович!» Ее приветствие произвело на меня впечатление: вот так, уже и на своей улице становлюсь Евгением Павловичем, приходит, видно, пора взрослой жизни…

Постучал в родной дом! Сколько радости, сколько нежности и любви моих родных я испытывал в эти счастливые минуты!.. Разве можно об этом рассказать!..

Так началась моя новая жизнь, жизнь гражданского человека.

Что делать? Тут было все ясно — нужно завершить прерванную войной учебу в музыкальном училище. Но впереди были три летних месяца. Можно хорошо отдохнуть, вдоволь насладиться свободной мирной жизнью, но главное, нужно многое вспомнить, восстановить, чтобы подготовиться к продолжению учебы, заняться и теоретическими дисциплинами, и историей музыки, и, что труднее всего — восстановить свои пианистические способности: четырехлетний перерыв не мог не сказаться. Но больше всего хотелось что-нибудь сочинить, в чем-то выразить себя, теперь уже человека повзрослевшего, немало повидавшего и пережившего… Кроме того, — надо было уже начинать готовиться к поступлению в консерваторию. Правда, я никогда не стремился стать именно композитором, но не без оснований полагал, что для успеха в конкурсных испытаниях на историко-теоретическое отделение столичной (Московской или Ленинградской) консерватории наличие моих композиторских работ может стать весомым дополнительным аргументом.

Сочинял я в тот период (1946—1947 учебный год) с большим удовольствием, увлечением и воодушевлением. Сочинял много, переделывая и редактируя, и записывая уже после того, когда считал, что пьеса готова. В основном это были фортепьянные пьесы, но было два-три романса, а также песни, написанные «для домашнего пользования» на стихи Всеволода Мамушина, с которым я в ту пору познакомился и подружился. Это были: «Пять прелюдий», «Четыре фантастических танца», а также пьесы: «Moderato», «Маленькое впечатление», «Вальс экстаз», «В раздумье» и другие.

Евгений Иванов (за фортепьяно) и Всеволод Мамушин, вторая половина 1950-х гг.

Некоторые из этих пьес я писал для себя, по вдохновению. Другие — особенно «Прелюдии» и «Фантастические танцы» — с прицелом на представление в консерваторию. Писал абсолютно самостоятельно, совершенно не консультируясь с преподавателями музыкального училища. Только одному из них я как-то продемонстрировал свои композиторские опыты. Это был Николай Никанорович Тихонов10, приехавший в Иваново в 1944 году и преподававший у нас музыкальную литературу. Прекрасный был человек и педагог. Прошедший большую жизненную школу, имевший солидный профессиональный стаж — в то время ему было уже около 70 лет. Николай Никанорович был очень внимателен к своим ученикам. Я это чувствовал постоянно. Именно мне он поручил подготовить обстоятельное «Слово о жизни и творчестве Ф. Шуберта к 150-летию со дня его рождения». 18 января 1947 г. в музыкальном училище состоялся концерт, посвященный этой знаменательной дате, перед которым мне и было поручено выступить со вступительным словом. В концерте участвовала группа солистов — учащихся, и симфонический оркестр училища под управлением С. И. Ямпольского, исполнивший «Седьмую симфонию» и увертюру к балету «Розамунда» Ф. Шуберта. Об этом вечере была помещена заметка в газете «Рабочий край» от 22 января 1947 г.

Позже Н. Н. Тихонов познакомился с некоторыми моими сочинениями. Видимо, они произвели на него неплохое впечатление. Во всяком случае весной, незадолго до окончания училища, он предложил мне поехать с ним в Москву для встречи с известным композитором и педагогом, профессором Р. М. Глиэром11, с которым Николай Никанорович был давно и хорошо знаком. Я решил поехать. Однако нас подстерегала досадная неудача: когда мы пришли к Глиэру (дом на 3-й Миусской улице, где тогда жили многие композиторы и музыковеды), то оказалось, что его дома нет, что он куда-то выехал из Москвы. Жаль!.. А интересно, что бы могло произойти, если бы наша встреча состоялась?..

…Летом, предшествующим началу последнего года учебы в музыкальном училище, я познакомился и сблизился с группой молодых людей, с которыми раньше не был знаком. Прежде всего это Всеволод Мамушин12, тогда уже студент литфака Ивановского пединститута. И музыканты военного духового оркестра, служившие в родном городе: Слава Авдюнин, Юра Логинов, Иван Андросов, Валерий Бусов, Гена Катышев. Эти музыканты имели возможность частенько выступать «от себя», как гражданские лица, их легко отпускали домой даже с ночлегом, словом, они находились на очень льготном положении лиц то ли полувоенных, то ли полугражданских. И поэтому мы часто встречались то в домашней обстановке — Слава жил на Садовой улице (ныне его маленького деревянного дома давно нет), Юра — на Почтовой улице, занимая полдома (ныне там служба Горгаза). Бывали они, конечно, и у меня. Хорошие ребята, отличные друзья!

Они пригласили меня играть в составе их небольшого эстрадного ансамбля, который два раза в неделю выступал на танцевальных вечерах в Доме учителя, где по традиции собиралась наиболее интеллигентная молодежь города, более всего — студенты. Играли под танцы популярную музыку из кинофильмов, любимые песни и эстрадные инструментальные пьесы. Моих друзей очень устраивало, что я хорошо знал эту литературу и мог сразу, без нот, сыграть с ними в любой тональности. Немало вещей исполняли с моей импровизации, расписывая затем партии для других инструментов. Публика нас полюбила, и мы наслаждались своей популярностью. Доставляло большое удовлетворение и само по себе наше общение между собой, которое вскоре переросло в большую, верную, крепкую дружбу.

…На летние месяцы часть, в которой ребята служили, выезжала в лагерь, располагавшийся вблизи Валдайского озера. И вот однажды они пригласили нас с Севой к себе в гости, чтобы провести вечер у озера, на свежем воздухе. Мы охотно приняли приглашение и отправились на прогулку, обещавшую много интересного. Без труда отыскали их в лесу и после окончания их «трудового дня» отправились к озеру. Вот тогда я впервые увидел Валдайское озеро, которое на многие годы вошло в судьбы нашей семьи теперь уже трех поколений!..

Иваново. Областной дом работников просвещения (Дом учителя), предположительно 1950-е гг. twitter.com/sergey_monyakov

Мы купались, повеселились, порассказывали всякие байки, закусили на свежем воздухе. Стало уже совсем темно, пора расходиться. Ребята проводили нас до железной дороги — и вот тут произошел памятный диалог между мной и Севой, который запомнился всем надолго (совсем недавно мне напомнил о нем Вася Бусов). Я, склонный к эмоциональному, восторженному восприятию природы, произнес какую-то фразу, представляющую собой своего рода романтический гимн, полный восхищения и преклонения перед природой. После короткой молчаливой паузы Сева столь же откровенно сказал: «Да-да! Жаль только, что нет здесь пивного ларька!» Ну, как забыть этот классический диалог!

Выйдя на полотно железной дороги, мы расстались с друзьями и пошли в Иваново с Севой вдвоем! Это было в середине августа, шел десятый час вечера, было совсем темно. Еле-еле была видна тропинка. Изредка перебрасываясь какими-то шутками, мы быстро шагали вдоль полотна железной дороги. Вот и Богородское. Где идти дальше? Тем временем стал накрапывать дождь. И мы решили пойти напрямик — через лес (сразу после моста через реку, налево). Тут уж стало совсем темно, не видно было и дорожки под ногами. Выбирали направление больше интуитивно, по памяти — через этот лес приходилось идти не раз. Когда вышли из него (с дороги все-таки не сбились), почувствовали уже довольно сильный дождь. Ускорили шаг, обходя лужи или перепрыгивая через них. Раза два приходилось останавливаться, чтобы отдохнуть, а главное, — чтобы немного подождать под навесом какого-нибудь дома: дождь — авось поутихнет! Но поутих он уже тогда, когда мы добрались до перекидного моста у старого вокзала, а затем до трамвайной остановки (ныне площадь Генкиной). Закончили свое путешествие, сев на разные номера трамвая: Сева на 1-й (или 3-й), я — на 4-й.

А вот еще одно наше путешествие. Это было тоже летом, но позже — 1947 или 1948 года. Я уговорил ребят вместе сходить по грибы в район станции Красносельская13. Выбор этого места был вызван моим желанием побывать после многолетнего перерыва (лет четырнадцать или пятнадцать) в дорогих моему сердцу местах, заглянуть и в Красное14… А для ребят, проходивших службу в лагере около Строкино15, прогулка туда не являлась проблемой: они утром (в свой свободный день) выходили из Строкино и шли лесом, собирая грибы, к Красносельской (3,5 км). А я выезжал на поезде из Иваново, выходил на Красносельской, где мы и встречались. Так было задумано, но получилось не совсем так. Я сел в поезд, который следовал до Ленинграда, не зная, что на Красносельской он не останавливается. Узнал я об этом только тогда, когда поезд уже приближался к Красносельской. Тогда я вышел в тамбур и открыл дверь вагона. И надо же — так повезло! — в этот момент я увидел около станции Юру Логинова и еще кого-то из наших ребят. Мы помахали друг другу руками, и ребята поняли, что я «прокачусь» до следующей станции — Ермолино. И, гуляя в лесу около Красносельской, стали меня ждать. Сойдя с поезда в Ермолино, я отправился собственным ходом обратно, стараясь взять максимально быстрый темп, чтобы поскорее добраться до друзей. Они меня дождались и великодушно простили оплошность с выбором поезда. Мы вошли в лес, и я старался им объяснить, почему так дороги для меня эти места.

Мы хорошо погуляли, набрали грибов и, конечно, заметно устали. Собрались к станции примерно за час до прихода поезда — что-нибудь около четырех. Сели отдохнуть — кто на скамейку, кто на землю, в густую траву. Я посмотрел на часы. И тут возникла мысль, возникло желание, которое перебороть я был не в силах: я решил за оставшееся время побывать в Красном. Сказал ребятам и пошел самым быстрым шагом, чередуя его с бегом. Волнение меня охватывало все больше и больше. Вот дорожка, по которой все мы, вся наша семья, ходили от станции в деревню и обратно, вот леса, их опушки, вот поля — такие же, как и много лет назад. Приближаюсь к деревне. Она неожиданно открывается вся (потому что место там пониже), и увидел два старых колодца, стоящих, как и прежде, в середине деревни… Вот тогда, кажется, «ёкнуло» сердце — всё так знакомо, всё сохранилось, как будто и не прошли эти долгие годы. Впрочем, сохранилось не все. И что было особенно горько и обидно, — не сохранился как раз тот дом, в котором мы жили. Он сгорел несколько лет назад. Я подошел ко второму колодцу, напротив которого стоял тот дом, и с грустью смотрел на «пепелище». Тут и спросил у кого-то из подошедших жителей о судьбе хозяев того дома. И мне сказали, что они живы, что они здесь, что они живут в маленькой пристройке к тому дому, чудом уцелевшей после пожара. Я сразу же бросился к этому жилищу, постучал и открыл дверь. Боже! Вот они — дорогие, милые люди, наши бывшие хозяева Иван Васильевич и Марфа Петровна. Сидят за столом в своей крохотной комнатушке. Я представился. Сколько радости было на их лицах, в их глазах!.. «Милый, ну как же, как же, конечно помним, как не помнить…» С за этими словами последовала привычная для доброй Марфы Петровны фраза: «Милый, выпей-ка молочка!» Я поблагодарил и сказал, что не могу задерживаться, так как через несколько минут уйдет мой поезд. Мы поговорили немножко, вспомнили давно ушедшие годы, нашу жизнь в их доме и — мне пришлось еще более быстрым шагом возвращаться на станцию. Как дорога была мне эта встреча с детством, с дорогими прекрасными людьми!..

Подходя к станции, я уже услыхал гудок паровоза. Поезд приближался к Красносельской. Успел!.. Я рассказал ребятам о встрече в Красном. Радостным и взволнованным я вернулся домой, рассказав все увиденное и пережитое своим родным.

Через год в свои летние студенческие каникулы я снова навестил Красное. Увы! В этой маленькой избушке уже никого не было. Марфа Петровна умерла, а Иван Васильевич переехал жить к кому-то из своих родственников (возможно, — детей) в другую деревню, соседнюю с Красным. Когда я в следующий раз приехал в Красное, через год или два, мне сообщили, что скончался и Иван Васильевич…

Но с этими местами, с дорогой деревушкой я не порывал. Каждое лето, хотя бы на один денек я заглядывал туда. В соседнем селе — Юрьевском16 — жила наша семья с 1955 по 1958 год, сначала — мы с Беллой, а затем три года и с Валюшей. Не знаю, как будет дальше, но пока мой последний «визит» в Красное состоялся в августе 1986 года.

Теперь продолжу рассказ о друзьях-музыкантах. Самым близким мне оказался Слава Авдюнин. Очень добрый, приветливый, любящий шутку человек. Кажется, он никогда и ни с кем не мог поссориться, кого-нибудь обидеть. Он считался и среди друзей, и среди коллег (когда стал завучем Ивановского музыкального училища) большим и совершенно искренним человеком. Его отец был тоже музыкантом — трубачом, окончившим в свое время Ивановское музыкальное училище. Мать — тетя Дуся, как мы ее звали, простая женщина, любившая вечерами со своими подругами (уже в почтенном возрасте) играть в карты. Был у Славы и родной брат, но говорят, многовато выпивал, и ушел из жизни очень рано. Да и Слава умер всего лишь лет сорока пяти в результате тяжелого сердечного заболевания. Слава окончил Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, после чего стал работать в нашем училище, где отлично проявил себя в амплуа заведующего учебной частью. Все сложные проблемы, большие и малые, решал оперативно, спокойно, по-деловому. У Славы мы нередко бывали дома, где всегда царила непринужденная атмосфера, где всегда оправдывалась поговорка — «чем богаты, тем и рады». У меня остался на память дорогой его подарок — бюст Чайковского, который Слава подарил как-то мне на день рождения.

Юра (Юрий Иванович) Логинов. За свою степенность, медлительность в движениях (но только не за ударными инструментами) и, вероятно, за хрипловатый голос друзья дали ему прозвище «Старик». Он — единственный из всех ребят, был уже женат. У него тоже были очень хорошие родители — простые люди, отец — дядя Ваня и мать — всегда спокойная, отличавшаяся добротой и приветливостью. Отец и мать очень любили своего сына. Мы всегда это чувствовали, когда приходили в их дом. По окончании консерватории Юра преподавал в училище ударные и играл на них в симфоническом оркестре училища.

Слева направо: Вячеслав Авдюнин, Евгений Иванов и Всеволод Мамушин, 1950-е гг.

Почти все эти ребята, служившие в военном оркестре, смогли одновременно учиться в музыкальном училище и окончить его. Юра его окончил по классу трубы (в эстрадном ансамбле он великолепно играл на ударных), и я решил его представить профессору Московской консерватории С. Н. Еремину17, с которым у меня сложились очень хорошие отношения на почве общественной работы. В те годы, когда я был секретарем комитета комсомола, С. Н. Еремин возглавлял профком. Кабинеты наши были рядом, а в общей стене, как раз на уровне головы сидевшего за столом руководителя была… дверка. И вот вечером, когда посетителей ни в том, ни в другом кабинете уже не было, вдруг открывалась эта дверка и в окошке показывалось приветливое, доброе лицо этого выдающегося музыканта-трубача и педагога, простого и на редкость обаятельного русского человека Сергея Николаевича Еремина. И обращаясь ко мне, слегка улыбаясь, он спрашивал: «Ну как, Женя, что нового?» Просто ему хотелось поговорить, поговорить доверительно, спокойно, по душам. И мы беседовали порой довольно долго, и, кажется, никто из нас не хотел это окошечко закрывать… Вот вспомнил С. Н. Еремина и подумал вновь и вновь: как много прекрасных людей довелось мне встретить в жизни! И каких людей! Так вот однажды я рассказал Сергею Николаевичу о Юре Логинове. Договорились, что Юра приедет показаться. Показался он, видимо, неплохо: осенью Юра был зачислен в Московскую консерваторию. Туда же был принят и Иван Андросов в класс флейты — уже трое из нашего ансамбля в столичной консерватории, да Слава — в Гнесинском!.. Совсем неплохо! Это являлось свидетельством того, что в нашем кругу ивановских ребят, друзей-музыкантов, были действительно весьма способные молодые люди.

…Иван Андросов. Симпатичный парень, крепкий, рослый блондин с голубыми глазами, жизнерадостный, веселый. Поначалу производит впечатление человека простоватого, открытого, но это только «одна сторона медали». Он обладал острым умом, истинно народным юмором, лукавством, хитрецой… В нашем эстрадном ансамбле Иван играл на саксофоне, в консерватории учился в классе флейты. Несколько лет мы общались с Иваном, когда вместе учились в Москве. Мне всегда было приятно и дорого, что рядом есть верный друг — мой земляк. На последнем году пребывания в консерватории, уже весной мы с ним не раз вдвоем подолгу гуляли по Дмитровскому переулку, где находится общежитие. Говорили много, откровенно, вспоминая прошлое, «заглядывая» в будущее. Это были действительно дружеские беседы, оставшиеся в памяти.

После окончания консерватории Иван исчез бесследно. Никто не мог сказать, куда он получил назначение. И никому не пришло от него ни единой весточки. До сих пор! И очень жаль, когда теряешь верного друга!..

Валерий Бусов, кларнетист-саксофонист, «барон» — по прозвищу друзей, которое ему было дано, думаю, за его характер — степенный, очень спокойный, да и вид его был — хорошо упитанного человека. Но выпить любил как следует, уже не «по-баронски», хотя даже в степени «приятного опьянения» выдержка и уравновешенность никогда его не покидали. Валерий окончил Ивановское музыкальное училище, играл и в военном оркестре, и в симфоническом, и в оркестре кинотеатра «Центральный», а в последние годы стал работать по другой специальности — занимался проводкой сигнализации от райотдела милиции. Вася всю жизнь живет с женой, которая своей «строгостью» содержит его в порядке. Она всю жизнь работала официанткой ресторана «Москва», была награждена орденом. Хорошая хозяйка, предприимчивый человек. Семья всегда была обеспечена, но выпить «барону» удавалось не часто… Валера — единственный из той компании, с кем мы общаемся изредка до сих пор, случайно встречаясь в городе.

Среди друзей-музыкантов был один, кто очень рано и нелегко ушел из жизни. Это Геннадий Катышев, трубач. Еще в годы военной службы, он как-то ехал на велосипеде по дороге около Валдайского озера во время грозы. И был убит ударом молнии…

Николай Зеленов. В этом кругу фигура менее яркая. Но не выпадал из дружного «ансамбля». Эмоциональный, заразительно-улыбчивый парень. И в то же время его отмечала серьезность — он не мог совершить необдуманного, рискованного поступка. Николай стал врачом. Последние годы перед уходом на пенсию работал в ортопедической поликлинике. Я ему очень благодарен за то, что он помог маме с заказом на туфли: на ее ноги невозможно было найти подходящие из готовых. И когда его уже не стало в этой поликлинике, мы заказали для мамы еще две пары обуви — я уже знал о существовании такого необходимого учреждения для людей с больными ногами.

Да, с этими ребятами мы играли в Доме учителя. На танцы туда собиралось много молодежи. Всегда там царила очень хорошая, спокойная, дружеская атмосфера. Там никогда не было людей «под хмельком» или таких, чье поведение вызывало бы нарекание как непорядочное. Вспоминаю об этом и не верю: неужели так было, неужели были такие времена, когда на молодежном вечере не было пьяных хамов, грубиянов?!.

Е. П. Иванов, 1950-е гг.

Там, в Доме учителя, мы познакомились с группой девушек — студенток медицинского института. Вспоминаю их с удовольствием! Славные девчонки! Обычно после танцев мы всей гурьбой провожали их до общежития на Садовой. Очень обаятельной, скромной, умной, рассудительной и жизнерадостной была Таня Покровская, которая оставалась моим другом до окончания ею института в 1947 году. После этого Таня уехала работать по назначению, а я вскоре отправился учиться в Москву. И надо же было такому случиться: через год мы случайно встретились под Москвой, на берегу пруда у старинной усадьбы в Кусково, куда я любил приезжать в период подготовки по «гуманитарным» наукам к летней экзаменационной сессии. Я выбирал там тихое место где-нибудь в тени, углублялся в «науку», но через каждые сорок пять минут обязательно шел купаться. Я убедился, что на природе, на свежем воздухе, да еще освежаясь в воде, «гуманитарный» материал прекрасно укладывается в голове.

Конечно, это была очень радостная, но очень короткая встреча. Таня работала где-то под Москвой. И встреча эта оказалась для нас последней…

Другая девушка из этой компании, которая запомнилась, Люся Ражева. Она из Иванова. Интересный это был человек: рыжие волосы, веснушки на лице, голубые глаза, складная, спортивная фигура, какой-то особый — глубокий взгляд, что-то потаенное всегда чувствовалось в нем. Она в компании была как-то в тени, не выделялась, не обращала на себя внимания, хотя никому, собственно, ни в чем не уступала.

После отъезда в Москву я ничего не знал о дальнейшей судьбе девчат — подруг Тани, в том числе и Люси. Прошло три года. И вот однажды произошло необъяснимое: без всякого предварительного уведомления открылась дверь в комнату №41 общежития Консерватории в Дмитровском переулке и… вошла Люся Ражева. Я не поверил глазам своим — уж не привидение ли? Как она нашла меня? Видимо, через наших ребят, общих друзей. Как она оказалась в Москве? Встреча была очень радостной, как всегда, когда встречаешься с давним, верным другом. Посидели, повспоминали… Люся ничуть не изменилась — все такая же внешне, все та же выдержка, добрый ласковый взгляд, в котором угадывается какая-то тайна. А потом попрощались — очень тепло, по-дружески, с надеждой увидеться вновь. Но увидеться больше не пришлось: через некоторое время кто-то из ребят сообщил мне, что Люся Ражева скончалась. После тяжелой болезни. Так, может быть, она приходила ко мне попрощаться? Эта страшная, тяжелая мысль не оставляет меня в покое до сих пор. Как горько, когда уходит из жизни близкий тебе человек, особенно когда он в расцвете молодых сил, когда он еще только начинает свою жизнь, когда он еще только ждет свое счастье!

В этом же году мы особенно сблизились с Севой Мамушиным. Он был в то время студентом филфака пединститута. Прошел тяжелое горнило войны, защищал Севастополь. Умный, одаренный, эрудированный человек, наделенный чувством юмора, поэтическим талантом. Меня особенно привлекало богатство душевного мира Севы, не сразу и не всегда раскрывающегося перед незнакомыми людьми. Сева был и в компании ребят-музыкантов, хотя встречался с ними, конечно, реже, чем я. Но, благодаря Севе, я сблизился и с кругом других интересных людей: с его товарищем Димой Васильевым18 (нашим ивановским «дядей Степой», который позже многие годы возглавлял Ивановское радио), Борисом Великосельским19 и некоторыми другими. В этом обществе мы не раз проводили очень приятные вечера в доме Ольги Лириной (улица Маяковского, первый дом справа, после поворота с улицы Станко налево, на продолжение улицы Маяковского к Московской улице). Эта очень интеллигентная семья известных в городе врачей, с дочерью которых Сева и Дима были хорошо знакомы. Вечера эти привлекали тем, что их главной и определяющей частью было чтение стихов, чаще всего ранее неизвестных, в том числе сочиненных Севой и Димой. Звучала и музыка. Застолье отнюдь не было основой наших собраний. Помню, как Дима читал стихи одного поэта-фронтовика «Письмо с фронта», которое производило сильное впечатление. Сева читал свои, запавшие в память стихи: «Фонари закутаны туманом, холодна асфальтовая гладь…»

Аттестат Е. П. Иванова об окончании Ивановского музыкального училища

Еще один круг людей, с которыми мне довелось познакомиться в том же году, это, естественно, группа студентов 4-го курса музыкального училища, с которыми я занимался в том учебном году. Группа была очень пестрой по составу: в нее входили и уже взрослые мужчины, прошедшие войну: баянисты Пряхин, Волков, виолончелист Я. Цыганов (1911-го года рождения), еще один виолончелист Шахов, гобоист Лопатин, флейтист Харитонов, кто-то еще из баянистов, очень способные ученицы — обе слепые — Курицына и Разоренова, и более молодые — хормейстер К. Фирсова, и совсем молодые — пианистка Ант. Буланова и певица Н. Горюнова. Возможно, кого-то и пропустил. Со всеми я был в хороших товарищеских отношениях, но друзей там так и не обрел. С некоторыми из них мне пришлось сотрудничать уже в годы работы в Филармонии.

В связи с тем, что занятия по общеобразовательным дисциплинам я не посещал, так как уже имел аттестат об окончании средней школы, мне довелось заниматься по предметам исторического и теоретического цикла, которые в основном вели преподаватели С. И. Ямпольский20 и Н. Н. Тихонов. Занятия для меня, даже после пятилетнего перерыва в учебе, не представляли труда. Пожалуй, больше времени пришлось уделять занятиям на фортепьяно. Весной 1947 г. я легко сдал выпускные экзамены — все с отличными оценками — и завершил тем самым ивановский период своего музыкального образования.

2. Поступление в Московскую консерваторию

Выбор между Москвой и Ленинградом

Поездка в Ленинград и посещение Ленинградской консерватории

Две встречи с композитором А. В. Белым в Ивановском Доме творчества композиторов

Вступительные экзамены в Московскую консерваторию в августе 1947 г.

Квартира на Якиманке

Первый экзамен: трехголосный диктант у доцента Виктора Осиповича Беркова

Второй экзамен: гармония, из 17 иногородних поступающих допущено лишь четверо

Третий экзамен: история музыки, остался один абитуриент

История СССР, немецкий язык и сочинение

Зачисление

Короткая передышка в Иванове перед началом учебы в Московской консерватории

В этот период времени для меня важнее было проверить свои шансы на поступление в один из столичных музыкальных вузов и пополнить «портфель» собственных сочинений новыми, и, главное, более высокого уровня.

Нужно было решить, в какую консерваторию подать заявление. Разумеется, я выбирал только между Москвой и Ленинградом.

И вот в один из весенних месяцев мы с мамой поехали в Ленинград. Очень волнуясь, я вошел в здание консерватории. Меня направили к одному из профессоров теоретико-композиторского факультета, солидному, седовласому человеку. К сожалению, я не запомнил его фамилию. Сначала состоялся разговор ознакомительного характера, затем небольшой экзамен на слух, знание теории. А потом я сыграл несколько своих пьес. Профессор отнесся ко мне и внимательно, и доброжелательно, дал несколько советов по подготовке к экзаменам и заключил разговор короткой фразой: «Приезжайте к нам учиться, я Вам советую!» Из консерватории я вышел с очень хорошим настроением, обо всем подробно рассказал маме. Это был мой первый приезд в Ленинград, но пребывание там было коротким. Останавливались мы у маминых знакомых, и, не задерживаясь, выехали домой.

Теперь я чувствовал себя увереннее. И мог считать, что мое стремление поступить в одну из столичных консерваторий имеет определенные основания. Но аппетит, как говорится, приходит во время еды. «А почему в Ленинград? — думал я, — а если в Москву?»

Кто-то мне рекомендовал обратиться к известному музыкальному деятелю и композитору, профессору Московской консерватории Виктору Аркадьевичу Белому (автору песни «Орленок» и других произведений). Он находился в Ивановском Доме творчества композиторов (это было, кажется, в июне). И я решил отправиться к нему. Не скрою, волновался еще больше, чем в Ленинграде: уж очень крупная фигура — В. А. Белый21. Помимо всего, он был и одним из руководителей Союза композиторов СССР.

Наша встреча состоялась в одном из домиков, где жил и занимался творческой работой В. А. Белый. На сей раз особенно внимательной и строгой «экспертизе» подверглись мои композиторские опусы. Виктор Аркадьевич сказал, что в наше время композитору нужно стремиться разговаривать современным языком. Он предложил мне сочинить несколько новых пьес с учетом высказанных им пожеланий и показать ему, когда они будут готовы. И все же, в тоне Виктора Аркадьевича улавливалось что-то обнадеживающее для меня. Я хорошо понял задачу: надо повнимательнее «прислушаться» к произведениям Шостаковича, Прокофьева, Мясковского22 и других наших корифеев. И сел за инструмент. Не без удивления заметил, что без особого насилия над собой начинаю разговаривать действительно каким-то другим языком. Так я написал четыре фантастических танца (на один больше, чем в знаменитом цикле Д. Шостаковича, который конечно же был для меня примером). Написал еще что-то. И примерно через месяц я вновь приехал в Дом композиторов. Сыграл свои фантастические танцы. Реакция Дмитрия Аркадьевича была вполне определенной — благожелательной. Он сказал, чтобы я подавал заявление в Московскую консерваторию и добавил, что согласен заниматься со мной в классе композиции и даже сообщит об этом директору консерватории В. Я. Шебалину. Складывалось впечатление, что он был уверен в том, что я стану студентом консерватории.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музыки верный солдат. Воспоминания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

Николай Никанорович Тихонов (1878—1968) — советский музыкант, музыкальный педагог. Работал в Иванове с 1944 по 1963 годы в качестве педагога-теоретика в музыкальном училище и преподавателя класса скрипки в ДМШ. Вел теоретические дисциплины и музыкальную литературу.

11

Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875—1956) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

12

Всеволод Евгеньевич Мамушин (1922—2000) — доктор филологических наук, поэт, участник Великой Отечественной войны. Работал учителем русского языка и литературы в школах г. Тейково и г. Иваново, затем преподавал во Владимирском пединституте и позднее — в Ивановском государственном университете.

13

Красносельская — остановочный пункт / пассажирская платформа Ярославского региона Северной железной дороги, находящаяся в деревне железнодорожной станции Красносельская Куликовского сельского поселения Ивановского района Ивановской области.

14

Красное — деревня в Ивановском районе Ивановской области России.

15

Строкино — железнодорожная станция Ярославского региона Северной железной дороги, находящаяся в деревне железнодорожной станции Строкино Богородского сельского поселения Ивановского района Ивановской области.

16

Юрьевское — деревня в Ивановском районе Ивановской области России, входит в состав Куликовского сельского поселения. Деревня расположена на берегу реки Молохта в 12 км на север от центра поселения деревни Куликово и в 23 км на северо-восток от Иванова.

17

Сергей Николаевич Ерёмин (1903—1975) — советский музыкант (трубач) и педагог; заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), профессор Московской консерватории (1939).

18

Дмитрий Алексеевич Васильев (1922—2001) — член Союза журналистов, руководитель Ивановского радиокомитета в течение долгого периода во второй половине ХХ века.

19

Борис Николаевич Великосельский (1922—1998) — инженер, выпускник ивановского текстильного института, главный инженер сначала Новгородского, потом Ивановского облместпрома, областных Совнархоза, Госснаба РСФСР. Участник и инвалид Великой Отечественной войны.

20

Соломон Исаакович Ямпольский (1904—1968) — советский скрипач, дирижер и педагог. Создатель и руководитель симфонического оркестра Ивановского музыкального училища с 1945 по 1967 гг.

21

Виктор Аркадьевич Белый (1904—1983) — советский композитор, педагог. Автор знаменитой песни «Орлёнок». В 1935—1948 годах — преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (профессор с 1941 года). В 1939—1948 годах — член Союза Композиторов СССР.

22

Николай Яковлевич Мясковский (1881—1950) — русский и советский композитор, музыкальный педагог и критик, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший в 1908—1949 годах 27 симфоний.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я