Хождения к Южному Ледовитому океану

Евгений Норинов, 2019

Что является причиной, возбуждающей в человеке страсть к путешествиям? Наверное, у каждого есть своя версия ответа. У берегов Антарктиды у меня и моих коллег был научный интерес – у океанологов академический, у рыбаков прикладной. Но все одинаково любовались созвездием Южного креста, завораживающим полярным сиянием и грациозными айсбергами. Южный Ледовитый океан хоть и не является официальным географическим названием, но таковым определил его Фаддей Беллинсгаузен.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хождения к Южному Ледовитому океану предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Посвящается двухсотлетию экспедиции русских мореплавателей Фаддей Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» к Южному Ледовитому океану, в результате которой была открыта Антарктида.

Предисловие

Тяга к путешествиям. Что является причиной, возбуждающей в человеке эту страсть? Та же это причина, влекущая нашего современника в экзотические страны, на далёкие острова среди океанов и даже к берегам Антарктиды и на Северный полюс?

Возникающее ещё в раннем детстве любопытство, тяга к познанию окружающего мира, сначала непосредственно близкого, а потом и за пределы простой поездки на природу, пешего похода. С возрастом страсть к странствиям обостряется и даже для некоторых превращается в профессию: геологи отправляются на поиски полезных ископаемых, археологи ищут объяснений исторических событий, моряки осваивают торговые пути, не редко путешествия связаны с профессией журналиста, а рыбаки устремлялись в дальние моря за большими уловами. Христофор Колумб пошёл искать ближний путь в Индию, а открыл Америку — заразил своих современников страстью новых открытий.

Большинство великих путешествий и географических открытий приходится на XIX век. В следующем столетии посещение Марианской впадины и полёт на Луну вряд ли можно назвать путешествиями, хотя и связаны они были с огромным риском и являются величайшими достижениями. А кругосветные плавания в одиночку? Ведь эти смельчаки называют себя путешественниками. Обидно, что нас, идущих на юг более чем на 100 градусов по широте и становящихся вверх ногами, никто путешественниками не назовёт и не признает наших достижений. Всё стало просто и обыденно. Но мы-то помним, что это было не так.

Многое с годами стёрлось в памяти, но сохранились документы в форме дневников и фотографий. К сожалению, многочисленные слайды потускнели и запылились, и лишь благодаря современным технологиям смогли быть хоть частично восстановленными. Более сорока лет назад, когда начинались наши первые экспедиции, мы ещё не владели цифрой, и только сейчас пользуемся этим чудом как кистью реставратора.

Все фотографии, восстановленные с цветных диапозитивов, за исключением немногих, взятых из Интернета, авторские. Дневниковые записи, собственно говоря, составляющие основу повествования, приводятся в оригинале.

И о тех, кому посвящается книга — Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Считается, что только три географических открытия удостаиваются чести называться мировыми. Это открытие трёх континентов — Америки, Австралии и Антарктиды. Поэтому среди имён великих мореплавателей четыре достойны быть названы первыми, и среди них наши герои-соотечественники.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился 9 сентября 1778 года. Настоящее имя великого мореплавателя — Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен. Отец принадлежал к аристократическому роду балтийских немцев Беллинсгаузенов и воспитывал мальчика без жены — мать Фабиана умерла во время родов. Детство, проведенное в месте, со всех сторон окруженном морем, наложило свой отпечаток — о службе на флоте Беллинсгаузен грезил, еще будучи ребенком.

После смерти отца в 1789 году мальчика отправили учиться в Морской кадетский корпус Кронштадта, где его «русифицировали» до Фаддея Фаддеевича. В 1795 году Беллинсгаузен стал гардемарином. Через год после этого юноша вышел в первое в биографии плавание — в Англию. Когда учеба подошла к концу, Фаддей был произведен в мичманы, а в 1799 году Беллинсгаузена отправили служить в Ревельскую эскадру, под парусами судов которой моряк ходил в плавания до 1803 года.

В 1803 году Беллинсгаузен был рекомендован И.Ф. Крузенштерну в команду первого в истории России кругосветного плавания, за участие в котором молодой моряк был удостоен весьма хвалебных отзывов начальника экспедиции. В 1806 году Фаддей Фаддеевич в ранге капитан-лейтенанта командовал фрегатом Балтийского флота, участвовал в русско-шведской войне. В 1811 году молодому офицеру поручили командовать гребной флотилией в Риге, а еще через год перевели управлять фрегатом «Минерва» в Черное море, во время службы на котором он стал капитаном II ранга. Походы по Черному морю Беллинсгаузен сопровождал тщательной картографической работой и исправил множество ошибок своих предшественников.

В 1819 году в России было принято решение о снаряжении экспедиции с целью обнаружения Южного материка. Для экспедиции подготовили два шлюпа — «Восток» и «Мирный». Ф.Ф. Беллинсгаузен был утверждён командиром «Востока» за месяц до отплытия. Всей работой по подготовке путешествия занимался Михаил Петрович Лазарев, командир «Мирного». Шлюпы вышли в море из порта в Кронштадте в середине лета 1819 года. К ноябрю суда достигли острова Южная Георгия, где Беллинсгаузен открыл архипелаг Траверсе.

Почти через полгода с начала плавания, 28 января 1820 г., на следующий день после пересечения Южного полярного круга, экспедиция достигла материка в координатах 69° 21' 28"южной широты и 2° 14' 50"западной долготы — берегов гипотетического Шестого континента, существование которого к этому моменту не было доказано. Это была Антарктида!

2 февраля участники экспедиции снова увидели берег, а 16 и 17 февраля смогли даже вплотную подойти к нему и нанести на карты береговую линию.

Однако наступала антарктическая зима. Условия для плавания в этих водах стали практически невыносимыми. Помимо холода и бурь, шлюпы рисковали оказаться в ледяном плену или быть раздавлены льдами.

Поэтому 5 марта 1820 года Беллинсгаузен дал приказ отплыть от открытой земли в сторону Австралии.

В ходе исследований, проведённых в 1820—1821 годах, экспедиция Беллинсгаузена полностью обошла южный материк.

Благодаря экспедиции были обнаружены 29 ранее не известных островов. Участники плавания собрали обширные этнографические коллекции и сделали подробные зарисовки Антарктиды и ее животного мира. Сам Фаддей Фаддеевич рассматривал экспедицию как служебный долг, дополнительно оказавшийся полезным и для науки.

После завершения плавания к Антарктиде Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен был произведен в чин капитана I ранга, затем стал капитан-командором. В 1826 году мореплаватель дослужился до чина контр-адмирала и в этом звании участвовал в Турецкой кампании 1828-1829 годов, отличившись при взятии Мессеврии и Инады. В 1843 году Беллинсгаузен стал адмиралом.

Михаил Петрович Лазарев родился в губернском городе Владимире в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, происходившего из дворян Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Незадолго до смерти, в 1800 году отец определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус. В 1803 году Михаил в числе 30 лучших выпускников корпуса был отправлен в Великобританию, где служил военным на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море. 21 мая 1808 года произведён в мичманы и направлен на службу на Балтийский флот. Участвовал в Русско-шведской 1808—1809 гг. и Отечественной войне 1812 г. В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать фрегатом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание, главным образом, для охраны Русской Америки.

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать фрегатом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведён в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Поэтому было решено направить к её берегам 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Михаила Лазарева, а командование «Ладогой» — на его старшего брата Андрея. За образцовое выполнение задания Лазарев был произведён в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

27 февраля 1826 года М. П. Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, 5 августа — 19 сентября 1826 года, М. П. Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.

10 июня — 6 октября 1827 года, командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведён в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест ордена Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 годах руководил блокадой Дарданелл; в 1830 году вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833 года, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя. В том же году он был произведён в вице-адмиралы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хождения к Южному Ледовитому океану предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я