Размышления о бизнесе. Избранное

Евгений Николаевич Емельянов

Перед вами сборник статей Евгения Николаевича Емельянова – основателя компании «ШАГ» и целого направления управленческого консалтинга. В издание вошли основные материалы последних 30 лет, не включенные в написанные Евгением книги.

Оглавление

Дегенерация как путь к успеху, или Развитие бизнеса по академику Северцову

Законы развития бизнеса и законы естественной природы действуют удивительно сходным образом, как нам уже не раз приходилось отмечать.

Вот и сейчас, по мере продолжения кризиса, все более и более глубокого погружения экономики на «дно», которое все ищут и не могут нащупать политики и журналисты, бизнес ведет себя так же, как живая природа.

С началом кризиса и по мере его углубления часть компаний попросту изменила среду обитания, превратившись в нерезидентов. Оставшиеся в большинстве своем стали отсекать от себя лишнее. Вот одна из дистрибьюторских компаний — подумала, подумала и осуществила то, на что раньше не решалась, — убрала из своей структуры транспортную службу и перевела все доставки на аутсорсинг. Благо, транспортные логистические компании тоже в кризис поумерили ценовой аппетит и стали предельно внимательны к клиенту.

Отметились в этом тренде и строители. Эта вот компания избавляется от дорогостоящих и требующих постоянных объемов монолитных работ и переключается на более привычную и гораздо менее затратную программу сноса зданий. А вот та фирма вообще узко специализируется на мостовых конструкциях и оставляет побоку едва не десяток начатых в «тучные годы» проектов.

Да что там говорить, даже на мировом рынке такие могучие монстры, как, например, концерн Philips, тоже в своей стратегии заявляет, что он прекращает деятельность во многих ранее успешных направлениях — вплоть, например, до выпуска телевизоров, и сосредотачивается только на медицинской электронной технике. Население Земли стареет. Интернет развивается. Медицина развивается. Новые молодые поколения все больше заменяют телевизоры соцсетями и ютьюбом. А возрастающим в числе представителям возрастных поколений все больше нужна медицинская поддержка. Вот отсюда вам и стратегия…

Самое интересное, что ко всем описанным выше вариантам поведения на рынке можно приложить один общий термин — дегенерация. И вовсе не в привычном нам ругательном смысле. А совсем в другом, гораздо более глубоком и позитивном — в том, в каком его использовали в эволюционной биологии.

Вспомним в этой связи ключевые идеи нашего замечательного соотечественника, глубочайшего исследователя эволюционной морфологии, академика Северцова.

Алексей Николаевич Северцов, светлая ему память, академик трех академий — Российской дореволюционной, до 1920 года, затем советских Российской и Украинской — до своей смерти в 1936 году, — конечно же, ничего не говорил о развитии бизнеса. Поскольку бизнеса в советской стране не было. А если и был, то только в свете статей уголовного кодекса.

Но зато Алексей Николаевич очень сильно продвинул исследования в области эволюции организмов.

И то, что он открыл про морфологическую эволюцию живых систем, очень даже интересно ложится на наши представления о развитии бизнеса.

Напомним в этой связи основополагающие представления Северцова. В самом популярном виде они отражены в интернете в виде следующей картинки.

В соответствии с его утверждениями, эволюционное развитие организмов может следовать тремя путями.

Первый — это путь качественных рывков, системных преобразований, выхода на новые уровни и в новые ниши существования. Так выходит на сушу та самая кистеперая рыба и превращается вскоре в земноводное, а еще позже земноводные развивают у себя органы дыхания и превращаются в сухопутных животных.

Второй путь, самый, можно сказать, основной — это идиоадаптация, постоянное и беспрерывное приспособление действующих органов и систем к окружающей среде, бесконечная оптимизация процессов в духе кайдзен.

Третий путь, обозначаемый несколько ругательным сегодня словом «дегенерация», на самом деле тоже весьма эффективный способ эволюции, когда она отсекает в организме все лишнее и оставляет только минимально необходимое, предельно приспосабливая это к окружающей среде.

Вот как резюмируют эти взгляды сегодняшние биологи.

И действительно, мы неоднократно наблюдали варианты «ароморфоза» бизнеса, когда, к примеру, дистрибьюторская компания на глазах перерождается в розничную сеть или в логистическую компанию. Или когда известный банк становится мощной сетевой структурой, имея один-единственный офис и переводя все формы своей активности в интернет. Или когда огромный таксопарк конвертирует все свои активы — машины, ремзоны, тысячи штатных сотрудников — в диспетчерскую службу с парой десятков служащих и становится интернет-агрегатором, ведущим бизнес на стыке клиентских запросов и ожиданий независимых водителей автомобилей такси.

В бизнесе, несомненно, также повседневно присутствует «идиоадаптация». Компании неустанно пытаются совершенствовать свои бизнес-процессы, приспосабливать свою работу к меняющимся условиям, повышать эффективность труда своих сотрудников, сокращать издержки и так далее. Вот только жизнь доставила немало интереснейших примеров, позволяющих сравнить, как отрываются компании, сделавшие один-два рывка по принципу ароморфоза, от тех, кто решался только на повседневную идиоадаптацию. Не будем приводить имена двух компаний, которые начинали свою деятельность в одно и то же время в одной и той же продуктовой нише. Обозначим только цифры. Что в оборотах розницы, что в стоимости компаний сегодня, спустя двадцать лет, разница порядковая. Миллиарды в валюте у той компании, которая прошла путь ароморфоза, и десятки миллионов, как и было десять лет назад, — у той, что шла путем идиоадаптации. Конечно, это может вполне устраивать владельцев бизнеса. Но речь в статье не об этом. Идиоадаптация, несомненно, позволяет продлить время существования бизнеса и каким-то образом повысить его отдачу. Но в эволюционной борьбе это только вспомогательный механизм, который в долгосрочной перспективе может привести и к поражению. Динозавры прекрасно приспособились к жизни в своей среде, но не выдержали ее сколь-нибудь серьезного изменения.

Но третьим путем эволюции, как видим, является именно дегенерация. Рыбы погружаются в мрачные глубины океана — и за ненадобностью теряют зрение. Птицы на продуваемых всеми ветрами Галапагосах перестают летать и теряют крылья. Кто-то питается соками донора и утрачивает собственную систему пищеварения. Примеров — бесконечное количество. Смысл — один. Перемещение в нишу, очень узкая и конкретная специализация создает для живой системы неоспоримые преимущества в выживании. Ничего лишнего — и потрясающая эффективность на выбранном пути. Никакому залетевшему извне «варягу» не справиться с этой эффективностью, и потому они — не угроза. Пока существует ниша, успешно существует в ней и выбравший ее вид. Будь это хоть Марианская впадина, хоть дно глубочайшей пещеры, хоть кипящий гейзер.

Но разве не таков и бизнес, который стремится залезть в любую щелочку, где есть потенциальный устойчивый доход, и обосноваться там?

Вот сельская глубинка в Нижегородской области. Два брата — механизаторы широкого профиля, работавшие раньше и на комбайнах, и на тракторах, и на машинах, и токарями, и слесарями в совхозном МТС. А теперь, уже почти десятилетие, они водят посменно небольшой автобусик по всеми забытым деревням, по давно заброшенным автобусным маршрутам. Начальство районных автобусных сетей их в упор не замечает, а рубликов благодарных немногочисленных жителей как раз хватает на хлеб да кашу семьям. Благо, другой работы все равно в окрестностях нет и не предвидится.

Вот популярный производственный бизнес — производство пластиковой продукции. Четыре фирмы из пяти нам известных стремились по путям ароморфоза и идиоадаптации. Начинали с выпуска пластиковых пакетов. Потом из-за нарастающей конкуренции перемещались к покупке более сложных автоматов и к выпуску более сложной продукции. Автоматы высокого давления. Экструзия. Расширение портфеля продукции. Попытка угадать, что будет пользоваться спросом в следующем сезоне, и обогнать в этом конкурентов.

И рядом с ними — успешно «дегенерировавшая» фирма. В какой-то момент она свернула с пути, общего для всех. И специализировалась только на выпуске пластиковых пробочек для аптечных и парфюмерных пузырьков. Объемы здесь оказались на удивление немалыми и очень постоянными. А специализация рабочих процессов и оборудования на монопродукции позволила достичь таких показателей рентабельности, при озвучивании которых конкуренты только и могли, что зеленеть от зависти.

Другой пример — наши любимые строители. И здесь есть свои деградировавшие. Вот эта, например, компания, которая от своих полутора тысяч человек и полутора десятков направлений деятельности оставила сорок пять сотрудников и одно направление — генподряд, да еще и в очень узкой нише — строительства энергетических сооружений определенного типа. Вся труднополучаемая документация, сертификаты и допуски собраны. Все, кроме руководителей проектов — на аутсорсинге. РП — ребята очень высокой квалификации, привязанные к компании привлекательными мотивационными схемами и пониманием того, что так, как здесь, больше никто не умеет. Производительность в смысле выработки на человека — фантастическая. Но ведь с точки зрения эволюционной бизнесологии — это тоже движение по пути дегенерации, приспособления к узкой нишевой специализации.

Поэтому при выборе стратегии развития бизнеса нелишним будет еще раз вспомнить труды замечательного академика Северцова. В соответствии с идеями которого у каждого бизнеса, как и у каждого эволюционирующего организма, есть, как в сказке, как минимум три возможных пути.

Можно попытаться пойти по пути ароморфоза и совершить эволюционный качественный прыжок. И это, кстати, то, о чем, как о норме развития бизнеса, говорят почти все бизнес-учебники, начиная от историй «Гугла», «Эппла» и «Майкрософта» до теоретических концепций «голубого океана».

Можно просто пытаться неуклонно и последовательно приспосабливаться к жизни, оставаясь в раз и навсегда выбранной нише, базируясь на когда-то успешно созданных технологиях. Если делать очередные приспособления быстро и точно, на пару десятилетий, а то и больше, запаса прочности вполне может хватить. Пока уж совсем не обгонят эти — те, кто успешно «ароморфизировал».

Но — можно и вполне успешно «дегенерировать», резко повысив свою эффективность за счет предельной специализации. Отгородившись этой эффективностью, а если повезет — и другими способами, от попыток конкурентов проникнуть в эту нишу и получив за счет такой специализации повышенную отдачу от бизнеса. Который, кстати, когда-нибудь впоследствии позволит сделать инвестиции в новые ниши и новые направления при желании предпринимателей.

Таким образом, стратегически «дегенерация» оказывается вовсе не хуже других вариантов развития. Просто надо найти удачную нишу. И хорошенечко заточиться под нее. Ну и, возможно, немножко морально подготовиться. Потому что к «крутым» ребятам, которые делают сразу все, принято относиться более уважительно, чем к тем, кто блестяще делает только одно свое узкоспециализированное дело.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я