Бык, Дракон и Обезьяна: 28 лет российского бизнеса

Евгений Николаевич Емельянов

Перед вами сборник новогодних статей «ШАГ Консалтинг» с 2002 по 2022 годы.Начавшись более двух десятилетий назад как легкая шутка, череда представленных в книге статей незаметно превратилась в чудесную историю российского бизнеса 21-го века. Автор идеи и ее же реализатор – Евгений Емельянов, посвятивший вторую половину своей профессиональной жизни развитию и анализу отечественного предпринимательства.

Оглавление

2006

Что год собачий нам готовит?

Закончился год Петуха. Наступает год Собаки.

Каким был ушедший год для бизнеса и не только?

Все чаще встречались на улицах молодые женщины с колясками. Что совершенно замечательно. Люди иногда стали улыбаться. Это тоже неудивительно. Ведь недавнее исследование ИС РАН показало, что в стране живет уже 2,5 млн вполне довольных своей жизнью людей — это чиновники разных уровней. Теперь они делают счастливыми остальных. Улыбнемся вместе с ними и мы. Нас миновало прокатившееся по планете нашествие стихий. Петух не клюнул, но недвусмысленно намекнул: все под Богом ходим…

Бизнесу петух как минимум дал возможность продолжать начатое дело. Что тоже следует оценить по достоинству. Были, правда, и отдельные огорчения.

Например, в этом году у многих (главным образом в сферах торговли и услуг) вдруг случилось заметное отставание от планов продаж. Тут есть над чем поразмыслить. Попетушились во время верстания планов и слегка их завысили? Или неконтролируемое развитие бизнеса уже идет по инерции, «не чуя под собой ног» и опережая где-то исчерпанный рост рынков? Или для массового покупателя пришло время «собирать камни» и расплачиваться по безоглядно нахватанным в свое время потребительским кредитам?

Другое огорчение в том, что гораздо быстрее, чем ожидалось, падают все удельные показатели бизнеса: на вложенный рубль, на квадратный метр, на одного сотрудника. Помогают в этом и конкуренция, и растущие аппетиты счастливых представителей «вертикали». Но главное — сошлись вместе собственная потребность бизнеса в любой момент быть готовым к продаже (так, на всякий случай) и внешнее давление в сторону «обеления». Но это занятие, как и ожидалось, стоит немалых денег.

В этом году владельцы как никогда разочарованы своими наемными управляющими. Историй изгнания управляющих и возвращения владельцев за баранку прямого управления бизнесом более чем достаточно. Когда мы спросили одного из таких опальных специалистов, чем именно оказался недоволен его хозяин, он ответил просто: «Да ничем таким особенно. Вы просто посмотрите, на какой машине он ездит. 100 километров за 4,6 секунды. А у меня тачка обычная, сотня за 10,2. Так же и в делах. Чем не причина для того, чтобы выйти из себя?»

Ответ в точку. Ведь если бы менеджеров с их талантами да еще лишить и нормальной человеческой осторожности, и нежелания рисковать сверх меры, быть бы им классными предпринимателями. Может, все-таки не стоит ждать от окружающих, что они с таким же кайфом, как вы сами, будут засовывать голову в пасть ко льву?

В связи с «изгнанием отличников», за головами которых охотились еще так недавно, встал вопрос о том, какие же кадры теперь искать. Попытка призвать на поле боя старых лояльных сотрудников, пусть и не умеющих «делать правильно», но готовых «бежать, куда скажут, и быстро», дала лишь ограниченный эффект. Лояльность в нынешних условиях становится особо важным качеством, но и без нового профессионального уровня тоже далеко не продвинешься… Многие пришли к выводу, что, если на рынке нет подходящего материала, нужно искать и выращивать его у себя. И это — новая задача для бизнеса. Так жизнь в очередной раз показала, что человеческая энергетика компании, ее наполненность жизнью куда важнее сложных систем управления, с трудом перестраиваемых под меняющуюся ситуацию.

Но вот наступает год Собаки. Надеемся, что он будет все же не про собачью жизнь. И не про отношение к бизнесу как к шелудивому псу. Главное, что собака — друг человека. Больше того, говорят, что собака — самое человечное из всех существ, включая и самого человека. И это созвучно с нашим ощущением о том, что человеческие отношения в бизнесе были и остаются одним из ключевых факторов успеха.

Что уже понятно про новый год? Очень много позитивного. Бизнес пока никто не запретил. Это раз. Как и прежде, в его развитии у нас есть столько возможностей, о которых в других странах могут только мечтать. Это — два. Ну и, наконец, пока еще никто, насколько нам известно, не сделал из своего бизнеса того, что хотел. То есть самая главная работа еще впереди. Это — три.

Есть кое-какие сложности. Это уж как всегда. Прежде всего уже сильно чувствуется тема приближающихся выборов. Обычно бизнес в эти периоды времени напоминает Каштанку, исполняющую команду «умри». Но это тоже привычно. Важнее то, на что прошедший год дал пока только намек, но намек серьезный. Намек на то, что период безудержного роста, время, когда темп движения определял все, потихоньку подходит к концу. Уже в этом году задачи развития отчетливо конкурировали с поднимающими голову задачами борьбы с издержками, необходимостью реструктуризации, борьбы за качество работы сотрудников и т. п. То есть эпоха бури и натиска как-то незаметно начинает сменяться пошлой классической стагнирующей стадией, когда поиск лишней затраченной копейки станет таким же привычным и необходимым занятием, как ловля блох у скучающего пса. Все бы ничего, но это потребует других ориентаций у сотрудников, других специалистов и, главное, другого настроя у руководителей бизнеса, которым может стать попросту скучна такая жизнь. Но тот, кто вовремя не настроится на такую работу, может сильно проскочить.

Не будем много фантазировать в своих новогодних пожеланиях к читателям «Жизни Бизнеса». Пожелаем того, что лежит на расстоянии вытянутой руки. В год Собаки — поменьше собачьей жизни на бегу и с высунутым языком! А уж что освободившееся время само заполнится простым человеческим счастьем, — в этом не сомневаемся. С Новым годом!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я