Пенчак-силат. Теория и практика

Евгений Мышкин

Книга «Пенчак-силат: теория и практика» на данный момент является наиболее полным описанием теоретических аспектов и практических основ индонезийского единоборства пенчак-силат. Рассмотрены различные уровни практики пенчак-силата из разных регионов Индонезии. Отработка и применение боевых поз показаны из суматрийского стиля Силек Туо. Джуру и лангка продемонстрированы на основе яванского стиля Серак. Уникальные болевые приемы взяты из малaйского стиля Силат Калам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пенчак-силат. Теория и практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Теоретические основы

Пенчак-силат

Пенчак-силат это агрессивное и сугубо прикладное индонезийское боевое искусство. Это общее название для более чем 800 стилей распространенных на более чем 17000 островах Индонезийского Архипелага, наибольшими из которых являются острова Ява, Суматра, Бали. Около 260 стилей силата насчитывается в Малайзии.

Слово «пенчак» наиболее часто используется для обозначения стилей на острове Ява, тогда как слово «силат» или силек используется в основном на острове Суматра. Таким образом, Пенчак-силат это общее название индонезийских боевых искусств, которое возникло в 1948 году на конгрессе Ассоциации Пенчак-силата Индонезии в результате попытки государства Индонезии создать единый национальный стиль. Встречаются и другие наименования силата такие как манчак (Бали), мэнпо, улин (Западная Ява). Для краткости здесь будет использоваться лишь обозначение «силат». Согласно другому толкованию, «пенчак» — это движение, танец (кембанган), своего рода бой с тенью, демонстрируемый публике, а «силат» — это боевое применение этих движений, скрытое от публики. Или иначе, это бой (силат), использующий искусство (пенчак). В связи с чем, бытует выражение «нет силата без пенчака, пенчак без силата бесполезен».

В силате выделяют четыре аспекта: самозащита (беладири), спорт (олахрага), танец (сени) и духовный аспект (ильму). Каждый стиль силата (алиран) обычно концентрируется на каком-то одном из этих аспектов. В зависимости от географической локализации, можно выделить общие технические характеристики, преобладающие в различных стилях [6]:

Стилизованная борьба, заломы и приемы ногами — стили Суматры

Ударная техника, приемы руками — стили Западной Явы, Борнео

Их синтез — стили Центральной и Восточной Явы, Бали

Находясь на стыке Индии и Китая, индонезийцы обладали великолепной способностью к синкретизму культур, что также нашло отражение и в силате. Помимо собственно индонезийских элементов в силате можно выделить индийские, южно-китайские, арабские и даже европейские (голландские) мотивы. В стилях Суматры, которая географически ближе к Индии, наиболее заметно индийское влияние — преобладание борьбы и заломов, низкие стойки. Особую манеру передвижений по геометрическим фигурам (лангка), характерную для силата можно найти уже в Калари-Пайатту, которое считается древнейшим единоборством и практикуется в индийском штате Керала. Передвижения в стилях Суматры сопровождаются характерными хлопками ладоней по бедрам, что выражает готовность к бою (а также выводит из состояния ступора и активирует энергию), и, вместе с тем, показывает неуважение к противнику и имеет целью устрашающее воздействие. Эти хлопки встречаются и в индийских видах борьбы. Другая особенность стилей Суматры это тренировка позиций (куда-куда), напоминающих позиции йоги. Каждая из этих куда, а также переходы между ними имеют многочисленные боевые применения.

В этой связи интересно отметить, что многие стили Явы включают в себя элементы из стилей Суматры, но никак не наоборот. Вообще, стилевые движения силата, которые позволяют отличать его от других единоборств, напоминают движения стилей Суматры, из чего можно заключить о происхождении силата из Суматры, откуда он впоследствии перекинулся на Западную Яву. Стили Явы отличаются от Суматры, они более ударные, можно проследить китайское и голландское влияние. Многие стили (Чимандэ, Серак) в свое название включают слово пукулан (удары) — это исковерканное слово пугилизм, старое название английского доперчаточного бокса. Стили, происходящие из Китая, в Индонезии называются кунтао, искаженное слово «кунг-фу». Однако, китайское влияние на стили cилата сильно преувеличено в силу секретности самих китайских школ, где преподавание велось исключительно китайцам. В результате японской оккупации многие стили, особенно те, что появились сравнительно недавно, сильно напоминают каратэ, айкидо и прочие японские виды единоборств с их характерными прямолинейными движениями. В настоящее время, в связи с развитием спортивного варианта силата, поддерживаемого государством, утрачивается его традиционный и прикладной аспект, теряется оригинальность силата и он все больше напоминает прочие стандартные азиатские боевые искусства.

Основными элементами силата являются пассанг (исходное положение и приветствие), лангка (работа ног), джуру (работа рук). Их многочисленные сочетания называют бунго (цветок) или кембанган, а боевое применение называют буах (плод). Наличие внешне привлекательных и даже танцевальных традиционных движений (бунго), за которыми скрываются грозные боевые приемы (буах), является характерной чертой силата, отличающей его от других воcточных боевых искусств. Характерной особенностью силата является также добивание противника для завершения атаки.

Другой отличительной чертой является особая работа глаз, взгляд во время боя направлен как бы в землю, избегая контакта с глазами противника, что приводит противника в недоумение. Это делается также с целью дегуманизации противника, чтобы не видеть глаза жертвы. В силате исходят из того, что в основе боя должна лежать осязательная чувствительность, благодаря которой реакция на действия противника происходит быстрее, чем при использовании зрения. Такой отстранённый взгляд также возникает при вхождении в транс.

Рисунок 1. Основные острова Индонезии с наиболее известными стилями пенчак силата.

Возникновение силата

Диалектику происхождения боевых искусств как таковых, в целом, можно свести к основному философскому вопросу о первичности духа или материи. Является ли первичным телесный аспект боевых искусств, а потом возникала духовная составляющая, или наоборот. Происхождение боевых искусств в Азии безусловно связано с шаманизмом, особенно учитывая факт совпадения географической локализации. Общеизвестные синтоизм в Японии и ритуальный даосизм в Китае (практикуемый в деревнях Китая, а не в умах западных философов) напрямую связаны с общением с духами, в чем и заключается шаманизм. Несмотря на исламизацию, учителя силата почти всегда являлись еще и мистиками, практикующими доисламскую магию (кебатинан). Вообще же, поскольку любой бой есть пограничное состояние между жизнью и смертью, то считается что победа требует концентрации всех сил, включая невидимых, искусство управления которыми в силате называют ильму.

Сами создатели новых направлений силата заявляли, что стиль приходил к ним во время медитации. Так гуру силата Вак Сарин, мастер пяти стилей силата, затворившись на несколько месяцев в удаленной пещере создал новый стиль Силат Силуман Харимау (силат злого тигра). По его словам после поста, молитв и вызывания духа злого тигра, движения силата «сами снизошли на него». Меор Дату Рахман получил знания Силата Гайонг от духа Ханг Туах в видении. А основатель Чикалонг, Хаджи Ибрагим, провел в пещере три года прежде чем создать стиль. Такое мистико-аскетическое уединение (бертапа), сопровождаемое постом, молитвой и медитацией, способствует отделению внутреннего (батин, корень слова кебатинан) от внешнего (захир). А дыхательная практика тенага далам пробуждает энергию дракона (нага). Основная цель кебатинан — сделаться неуязвимым для врага.

Интересно отметить, что в странах Азии фактически каждая деревня имела свой собственный стиль боевых искусств. В связи с этим, трудно представить, чтобы в каждой деревне был свой гений, способный создать боевую систему, однако в каждой деревне был свой шаман [7]. Часто в различных стилях встречаются легенды, когда мастер, наблюдая за поведением животных, пришел к созданию боевого стиля на основе этого животного. Можно предположить, что именно шаман, входя в транс (менурун), вступал в общение с духом животного и начинал в трансе двигаться соответствующим образом. Впоследствии, его движения анализировались и оттачивались, превращаясь в систему. Такое использование транса можно было наблюдать в позапрошлом веке во время Боксерского восстания в Китае, когда китайцы соединялись с духами животных и мифических персонажей, полагая, что будут неуязвимы для пуль. Подобное до сих пор практикуется и в Индонезии, в стране, наименее подвергшейся западному влиянию и до сих пор близкой к своим истокам. Так, в стиле Памачан на Западной Яве до сих пор практикуется соединение с духом тигра.

В связи с шаманизмом, стоит также отметить связь боевых искусств с традиционными танцами, связь, которую прослеживается на всей территории юго-восточной Азии. В случае силата речь идет о кембанган, танце, который часто исполняется в состоянии транса под аккомпанемент барабанов и флейт, фактически аналогичный танцу шамана. Подобные ритуальные танцы часто выполняют перед началом боя и в тайском Муай Тай и в японском Сумо.

Также известно, что мастера боевых искусств должны владеть не только искусством самозащиты, но и искусством исцеления ведь в процессе тренировок неизбежно происходят травмы от ушибов до переломов. А как известно, врачевание являлось и основной функцией шамана. Во многих стилях силата и филлипинских боевых искусств до сих пор изучают магию и используют амулеты для приобретения силы и защиты от злых духов. В Малайзии гуру силата часто называли бомох-силат. Бомох это целитель, впадающий при необходимости в транс для достижения своих целей. Подобно шаману, несмотря на запреты ислама, гуру силата осуществляют исцеления с помощью сеансов, заговоров, молитв, трав, массажа и кровопускания, но также вызывают духов животных и умерших. Гуру силата также должен был уметь изгонять духов из ученика при неудачной практике ильму.

Все это показывает прямую связь боевых искусств с шаманизмом, однако, судя по всему, впоследствии по мере развития цивилизации между ними произошел разрыв, и боевые искусства все больше рационализировались и превращались в системы с характерными стилевыми движениями и методиками наработок. И как японское кендо является выражением дзен, а тайцзицюань выражением даосизма, также силат является выражением исламского суфизма, а его движения представляют телесную каллиграфию и воспоминание Бога (дхикр) в движении. В более позднее время силат был осмыслен через ислам. Более исламские стили силата, например как малайский Сени Силат Хакк, запрещают соединение с духом животного подчеркивая превосходство человеческого начала. Следует также отметить, что практика физического аспекта боевых искусств с целью развития тела и характера не противоречит и христианству. Например, в Центральной Яве практикуется стиль Присаи Шакти (священный щит), философия которого связана с христианством. С технической стороны он представляет собой сочетание силата с японскими боевыми искусствами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пенчак-силат. Теория и практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я