Гармония сфер

Евгений Михайлович Кирьянов

Эти тексты есть плод экспансии уязвлённого искушениями метафизики воображения. Они не подчинены в своей композиции никаким принципам систематической организации. Но в этом и нет необходимости, поскольку в написавшем тексты присутствовало действие единства внутреннего мировоззренческого принципа в отношении всего того, о чём писалось.

Оглавление

Огонь в хаосе — свет в сверхсущем

Итак, сведём воедино главное, чтобы приступить к посильному решению проблемы уяснения того, как нам представить преодоление бездны между миром проявления сущих и их трансцендентной альтернативой как альтернативой всякому бытию именно в сущих. Этот мир мы включаем в то, что временами называем Универсумом, но иногда и Хаосом. Разумеется, мы не имеем никаких перспектив решить вопрос о преодолении этой бездны в окончательной и полной форме. Мы можем только попытаться найти фрагменты более или менее правдоподобно выраженных в нашей интуиции предчувствий возможности парадоксальным образом преодолеть бесконечный разрыв между тварным миром и трансцендентным Сверхсущим. Даже Хаос не имеет в нашем предвидении потенциала для этого. Хаос трансцендентен, но его трансцендентность весьма условна и ограниченна. Он не имеет никаких положительных характеристик, но даёт вполне удовлетворительный ответ на запрос о мере этой трансцендентности. Он, скорее, иррационален. Он инспирирует пластически осуществляемые в манифестациях в мир закономерности этого мира и осознаётся только в фактуре отрицательного умопостигания, как инстанция, не подверженная никакой частной закономерности. Но об этом мы писали в опусе о хаосе. Нас не должно смущать то обстоятельство, что мы отождествляем Сверхсущее с Универсумом. Это так только в том смысле, что даёт всю возможную полноту видения Сверхсущего в связи с Универсумом. Но при этом не происходит никакого трансцендентного скачка с преодолением бездны между Хаосом и Сверхсущим. Мы абсолютно умалчиваем, за невозможностью в принципе что-либо сказать или помыслить, не поглощается ли Универсум Сверхсущим после осуществления трансцендентного скачка. Что касается Сверхсущего, то косвенное представление о нём улавливается нами только в Сверхсознании. И именно в том, что характеризует понятие о нём отказом увидеть предпосылки его отсутствия — как фантастического и, даже, химерического положения. Ничто осознающее не имеет оснований для рефлексии на отсутствие сознания. Оно первичней бытия и небытия в сущем. И это утверждение значимо потому, что подкрепляется не каким-либо пафосом, а устойчивым осознанием, что как Бытие, так и Небытие получают хоть какой-то смысл только в осознании. И в метафизическом опыте сознающего принципиально не присутствует иное. Предположение отсутствия Сознания — факт дихотомии в сознающем рассудке и есть химера вторичной рассудочной рефлексии. Это есть попытка увидеть сам модус бытийности как следствие его объективной при-сущности.

Но бытие первичней сущего и априори пред-положено в сознании. Сознание и есть место укоренения в нём бытия как Чистого Присутствия.

Но кто сознаёт? В отсутствие всякой атрибутики сознаёт бескачественное и лишённое следов сущего Сверхсознание. Но кто или что является его носителем? Ведь частное проявление сознания (след Сверхсознания) прилагается к частному сущему. Сверхсознание же есть достояние Сверхсущего. Сверхсознание есть прообраз Света в освещении Сверхсущим Хаоса (Универсума). Универсум же в свете Сверхсознания Сверхсущего в множественности его сущих проявляется как Огонь. Что есть кристаллизация Огня? Это само созерцание сущим в свете Сверхсущего. Это противопоставление разъятию сущего в огне и его пламени. И сам Универсум есть огонь и трансформация в огне. Универсум-Хаос — это огненный вихрь, где всё рядом друг с другом и одновременно оторвано и далеко друг от друга. И только сознание сообщает сущим соотнесение в близости и отдалённости в причастности сущих Чистому Бытию. Как в бурном потоке, когда возникают близкие и неподвижные друг относительно друга фрагменты этого потока. Хаос же, в неизречённости качеств Сверхсущего, наследует от него в частном сознании проявленных сущих видение Сверхсущего (в модусе тотальной явленности его) в лишённости различения в качествах. Отсутствуют все априорные характеристики частных уровней проявленности и оформленности его. Он не подлежит определению, в частности, в свойствах: один он или их много, есть ли он (не путать с невозможностью его отсутствия), однороден ли он, определены ли в соотнесении между собою сущие,.. В этом смысле представление об Универсуме как о модели Сверхсущего даёт дополнительную перспективу остроты осознания отрицательного умопостигания Сверхсущего.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я