Тест СМИЛ и психотипы. Как увидеть человека за графиком

Евгений Мироненко

Я немного похвастаюсь, но мы с коллегой и моим соавтором первые (а может, даже единственные), кто смог по тесту СМИЛ определять психотип человека в модели семи радикалов, тем самым углубив и расширив эту модель.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тест СМИЛ и психотипы. Как увидеть человека за графиком предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Для начала — краткая информация о том, как появился тест СМИЛ. Тест СМИЛ — это адаптированная версия теста MMPI, созданного в конце 30-х и в начале 40-х годов в США. Этот тест активно использовался Министерством обороны США во время Второй мировой войны для проверки военных летчиков. Он помогал выявить психологические отклонения, которые не были заметны при первоначальном, а часто и при дальнейшем продолжительном контакте с тестируемым. В общем, человек мог быть абсолютно нормален, и никаких отклонений в общении с ним или при наблюдении за ним не наблюдалось. Но в каких-то ситуациях он мог явно начать проявлять нерациональное, деструктивное, разрушительное поведение. А управление самолетом — штука сложная, требующая высочайшего контроля над ситуацией, неуправляемые эмоции здесь ведут к крайне негативным последствиям как для самолета, так и для самого пилота. Да и самолет сам по себе — вещь не дешевая. Вот и появилась у американских военных летчиков такая потребность заранее, «на берегу» отсеять людей с проблемами в контроле за своим поведением.

То есть в обычном общении, при коротких встречах, таких «отклонений» (поставлю слово отклонение в кавычки, так как считать это отклонением или нет — зависит от системы отсчета и контекста ситуации) у человека не наблюдается. Они становятся заметны только в стрессовой ситуации или при длительном наблюдении или длительном и близком общении с этим человеком. Интересно здесь, на мой взгляд, то, что эти отклонения могли иметь разную направленность, но выходящую за определенные рамки.

Например: слишком оптимистичный (высокие показатели по шкале 9) или наоборот слишком тревожный (высокие показатели по шкале 2), чересчур импульсивный (высокие показатели по шкале 4) или чрезмерно упрямый, негибкий и агрессивный (высокие показатели по шкале 6), сверхконтроль и чрезмерная мнительность (высокие показатели по шкале 1), слишком добрый и осторожный (высокие показатели по шкале 7), сложности с социальными навыками и в коммуникации и понимании других людей (высокие показатели по шкале 8).

Кроме того, отмечу, что во времена создания теста гомосексуальность была под запретом, хотя сейчас это не актуально, поэтому считалась психическим отклонением, и для нее тоже была сделана своя шкала под номером 5. Эта шкала показывала мужественность и женственность, по крайней мере так, как в те времена понимали эти определения, и должна была указывать на гомосексуальные наклонности. Также на всякий случай еще добавили шкалу 0 — шкалу интроверсии, чтобы выявлять высокую замкнутость тестируемого. Подробнее обо всех шкалах мы поговорим в следующих главах.

Заметьте, все эти качества, если присутствовали в характере человека, но не превышали определенный показатель, вполне удовлетворяли требованиям отбора. То есть человек мог быть оптимистом, но не чересчур; осторожным, но в меру; эмоциональным и общительным, но не чрезмерно импульсивным; целеустремленным, но не упрямым и конфликтным. Как я понимаю, в те времена при прохождении теста не рассматривали характер человека, вряд ли это интересовало тех, кто проводил тест. Выявляли именно отклонения, которые определяли повышение показателей по той или иной шкале.

Как же построен тест? Вот здесь я попрошу читателя быть очень внимательным. Тестируемый отвечает на простые короткие вопросы по поводу его поведения или мыслей (оценок ситуаций, чувств, убеждений) ответами «да» или «нет». Все эти вопросы описывают обычные, часто встречаемые (в подавляющем большинстве случае) действия и мысли человека. Никаких отклонений. Но как эти отклонения появляются на шкалах?

Каждая шкала определяет один из типов реагирования на различные жизненные ситуации и задачи, встречаемые всеми нами в жизни. И эти реакции у одного человека, конечно, могут быть разными, а лучше сказать — должны быть разными, в зависимости от ситуации и контекста. В идеале — соответствующие им, позволяющие оптимально решать задачи. Например, если это возможная опасность, то соответствующая реакция — осторожность, умеренная тревога, умеренный страх. Если это препятствие, то определенная степень настойчивости в его преодолении, а в случае невозможности преодоления этого препятствия либо изменение направления поиска решения, либо принятие. Если сложная нестандартная задача, требующая использования интеллектуального потенциала, то перед принятием решения — вдумчивое осмысление.

Но если человек все эти задачи решает только одним способом, например, на большинство ситуаций реагирует страхом или начинает долго рассуждать по поводу простых повседневных задач, или проявляет (чувствует) агрессию гораздо чаще, чем другие люди, то тест это и выявляет. Иначе говоря, тест показывает повышение по шкалам, когда человек различные задачи, требующие разного подхода, решает одним и тем же способом. Это и есть те отклонения, которые определяет тест. Их можно назвать акцентуациями характера.

Итак, резюме: если человек чаще чем обычно или чаще, чем это должно быть при норме (норма, конечно, условна, и определяется людьми, создавшими этот тест) реагирует одним и тем же способом на различные ситуации, требующие разных подходов, то это и есть психологическое отклонение. Если же эти реакции в пределах нормы, то здесь просто видны черты характера человека или, как называет их профессор Собчик, создатель теста СМИЛ, ведущие тенденции характера.

Ну а мне нравится такое название: адаптационные стратегии взаимодействия. Взаимодействия как с обществом, так и, если так можно сказать, с окружающей средой. Вот здесь я немного отвлекусь для примера. На мой взгляд, Юрий Гагарин, первый человек, побывавший в открытом космосе, не прошел бы этот тест. Его бы отсеяли после прохождения теста, так как его результаты по шкале 9 — шкале оптимистичности и гипомании — вышли бы за пределы нормы. Да, для первого полета в космос на один час, где нужно было, самое главное, не запаниковать, Гагарин был идеальной кандидатурой. А вот для управления самолетом излишний оптимизм увеличивает вероятность катастрофы. Что и случилось в первом же полете Гагарина — самолет он разбил.

То есть тест, изначально построенный для определения психических отклонений, оказался способным определять просто характер любого человека, проходящего этот тест. И это очень важное уточнение, так как психотипы, о которых пойдет речь дальше, были смоделированы точно таким же способом.

В начале были определены явные психические расстройства. То есть то, что было ярко видно. А потом уже, исходя из понимания этих расстройств, были определены и черты характера или ведущие тенденции, которые и определяют психотип человека.

Что такое психотип? По сути, это поведение человека, его чувства, мысли и реакции на предъявляемые жизнью ситуации. Все точно так же, как и в тесте СМИЛ: если эти реакции разнообразны, соответствуют контексту, помогают успешно решать жизненные задачи, то можно говорить о чертах характера человека, менее выраженных или более выраженных. Но если человек в различных ситуациях реагирует одним и тем же способом, и тогда, когда этот способ полезен, и тогда, когда он уже вреден, то это будет психическим расстройством.

Например, человек всего боится, постоянно находится в тревоге. Это можно будет назвать генерализированным тревожным расстройством. Ну а если тревога возникает периодически, хоть и довольно часто, тогда можно говорить о тревожном радикале в психотипе человека. Или, к примеру, у человека сверхактивность и оптимистичность, и он совершает глупые необдуманные действия с большим риском для жизни или своего материального благополучия. Так бывает при биполярном расстройстве в стадии мании. Ну а если эта оптимистичность и активность адаптивны и учитывают контекст, то в модели психотипов можно говорить о гипертимном радикале. Так же и с аутизмом: до определенного предела это шизоидность или шизоидный радикал, но если он усиливается, то это уже будет аутизм.

Опять же, все это подробно будет разбираться в следующих главах. А сейчас я хотел бы на этих примерах показать, насколько схожи в своей структуре СМИЛ и психотипы. И так же, как и в тесте СМИЛ, сейчас мы с коллегой и соавтором данной книги, обсуждая психотип человека, тоже часто переходим на количественную оценку того или иного радикала в психотипе. Например, говорим: «У него истероидность выражена на восьмерку (по десятибалльной системе), а паранойяльность и эпилептоидность — баллов по шесть. Вот и выходит паранойяльно-эпилептоидный истероид.

Так же, обсуждая психотип, часто мы с коллегой, когда нам не хватает определений из психотипов и хочется большей точности, переходим на определения характера по тесту СМИЛ, как если бы человек прошел этот тест, и что бы мы увидели в его результатах.

Например, говорим: «У него двойка где-то в районе восьмидесяти», или «У нее пятерка повышена и четверка», что будет говорить о высокой активности, инициативности, предприимчивости в сочетании с высокой импульсивностью. Такой результат будет вести часто к антисоциальному поведению и конфликтности.

И довольно часто у нас появляется возможность проверить свои догадки по тесту СМИЛ, что помогает нам еще более точно прогнозировать график, который получится у человека при прохождении теста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тест СМИЛ и психотипы. Как увидеть человека за графиком предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я