Анализ судьбы. Психотека

Евгений Мироненко

Чужая душа потемки? А вот и нет.Разуму не ведомы резоны сердца? Ничего подобного.Почему люди ведут себя так, а не иначе? И часто не понимаем сами себя и свои поступки?Эта книга легко и доступно объясняет истинные мотивы человеческого поведения.Прочитав внимательно эту книгу, Вы сможете понять себя и окружающих Вас людей.Легко прогнозировать их поведение в различных ситуациях, знать ихмотивацию, предрасположенность к тому или иному виду деятельности и находить подход к любому человеку..

Оглавление

Тревожный + истероид

Шаг вперёд, два шага назад.

или

И хочется, и колется.

народная мудрость

Если кто-то смотрел и помнит Смешариков, то представьте себя такое сочетание, как смесь Нюши и Ёжика. И именно не что-то среднее, а в полной мере все качества характера в одном человеке. Представили? Правильно, получится Ольга Бузова или Сергей Зверев.

Сразу хочу привести примеры тревожного истероида, чтобы у читателя было представление, какой тип характера я буду описывать. Это Георгий Вицин, Андрей Миронов, Кристина Орбакайте. И Вы, наверное, удивитесь, но и Жан-Клод Ван Дамм, и Вера Брежнева, и Тарзан, и Андрей Данилко, который Верка Сердючка, — все они тревожные истероиды.

И ещё большое количество актеров, которые никогда или очень редко попадают в скандалы. Если вспомните таких, то это, скорее всего, тревожный истероид. Разве что это были скандалы, в которых женщин с данным психотипом избили их гипертимно, эпилептоидно, паранойяльные мужья. (А также соблазнили, заставили, а вернее — тревожные истероиды не смогли отказать настойчивому требованию в сексуальной связи. А потом подставили. Это я про Тарзана (Сергея Глушко — мужа Наташи Королевой).

Увы — это биология. Страх в глазах (а также в позе, в жестах, в голосе) у партнера с тревожным радикалом в отношении своего партнера со стеническим типом характера (эпилептоид, паранойяльный, гипертимный) вызывает в ответ агрессию. И если у стенического партнера нет желания (или возможности) сдерживать свою животную часть, то избиение тут неизбежно. Вы можете найти в интернете массу примеров избиения своих жен актрис и певиц либо известными актерами (Павел Прилучный, Марат Башаров), либо их влиятельными мужьями. И Кристина Орбакайте, и Валерия, и многие другие обладательницы тревожного радикала прошли через это.

Хочу здесь особо заострить внимание на том, что психотипы передаются по наследству. Например, отец Орбакайте Миколас, имеет точно такой же психотип, как и его дочь. Если Вы посмотрите его фото, особенно в молодости, то там это очень хорошо видно. И я в своей практике, работая в том числе с детьми и подростками, всегда вижу наследование психотипа. А вернее сказать, наследование определенных радикалов в психотипе. Причем, это точно полученное не в результате воспитания, а именно генетическое наследование. Например, ребенок никогда не видел отца, но тоже имеет неустойчиво-гипертимный психотип и становится игроманом, как и его отец, у очень ответственной и серьезной матери.

В пользу того, что это наследование, говорит и тот факт, что в одной семье, при абсолютно одинаковом воспитании погодки часто имеют абсолютно разные характеры. Уточню, часто наследуется не полный психотип, а один из его радикалов. Бывает так, что, к примеру, ребенок, имеющий мать тревожного истероида, а отца эпилептоидного шизоида, наследует у отца шизоидность, а у матери истероидность и получается истероидный шизоид.

Я понимаю, что с точки зрения генетики или психологии это может выглядеть нелепо. Допустим, может наследоваться полностью характер, но чтобы части характера, да ещё и в такой достаточно произвольной модели, тут возникают сильные сомнения. Но если Вы посмотрите на своих родных и близких, которых Вы хорошо знаете, то Вы тоже обнаружите эту закономерность. Я бы здесь привел такое подобие: например, разные дети от одних и тех же родителей наследуют разные части тела. Например, у одного ребенка черты лица от мамы, а фигура и комплекция от папы, а у другого ребенка наоборот. Думаю, что и с характерами может происходить то же самое.

Так в чём суть психотипа тревожный истероид?

Его главная суть во внутреннем конфликте, который будет преследовать людей с этим психотипом всю жизнь. Напомню, истероид — это актер, который в зависимости от ситуации или в зависимости от моды и сложившейся конъюнктуры, в хорошем смысле этого слова, становится тем, кем ему выгодно быть.

Помните попугая Кешу? В деревне он городской мажор, а вернувшись в город — брутальный деревенский работяга. Но актер не играет для себя, ему обязательно нужны зрители его игры. Поэтому истероидная стратегия толкает, требует быть, находиться в центре внимания, привлекать к себе взгляды, вызывать интерес у окружающих, производить на них впечатление, возможно даже эпатируя их.

А стратегия тревожного имеет противоположное направление. Это стать незаметным, не выделяться, уменьшить количество контактов, спрятаться от всех. В общем, не высовываться. Всегда в тени. Так безопаснее.

Как две такие разные стратегии могут уживаться в одном психотипе, разве такое может быть?

Может, и в первую очередь это хорошо известно тем, кто обладает этим психотипом. С самого детства они пытаются либо как-то примирить эти две противоположные тенденции, либо найти какой-нибудь баланс или грань между ними. Чтобы точно знать, когда и где можно «звездить», а когда лучше «не отсвечивать». В общем, учатся тонко чувствовать контекст.

Все истероиды хорошие актеры, в том числе и тревожные, и поэтому с детства они выбирают себе роли, поощряемые окружением. Если для них значимы родители, то это роли, которые одобряют родители, если больше значимо другое окружение (двор, улица, школа, социальные сети), то выбирают то, что модно в этом окружении, что на данный момент в тренде.

Причем, тревожные истероиды — самые гибкие актеры из всех других истероидов и могут моментально менять свои роли. Часто бывает так, что дома они играют одну роль — прилежной и старательной ученицы, среди подружек другую — оторвы, а в общении с парнями — роль скромницы или очаровашки. И это взаимное сосуществование ролей зачастую может продолжаться всю жизнь. Надо заметить, что эти роли порой даже не осознаются и тем более не включаются произвольно. А обусловлены контекстом ситуации, который является триггером, включающим ту или иную роль, автоматически без желания или воли самого человека.

Поясню на примере. К психологу обратилась девушка двадцати семи лет. У неё была проблема. И она поняла, что источником проблемы является она сама, так как просто совпадением это быть точно не может. Все её парни, с которыми она встречалась, принадлежали одному типу людей и вели себя с ней абсолютно одинаково. Причем так, как ей совсем не нравилось. Но заканчивая одни отношения и вступая в новые, девушка получала то же самое. Все её парни жестко придерживались традиционных восточных традиций в отношениях между парнем и девушкой. То есть они буквально после двух-трех встреч, требовали от неё соблюдений этих традиций: не общаться с другими мужчинами, только по работе, да и то с большими ограничениями, носить свободную скрывающую все тело одежду, никаких коротких или облегающих платьев, никаких джинсов или брюк и украшений. Никаких посиделок с подругами. Заключение брака в мечети, без регистрации в загсе. Можно сказать, все они были приверженцами радикальных религиозных взглядов, по крайней мере, в отношениях с ней.

Причем последний парень этой девушки был на восемь лет моложе её, однако уже через неделю после знакомства стал требовать от неё то же самое, что и все её другие парни. Думаю, последний случай и убедил её в том, что это не просто совпадения.

С психологом она быстро поняла, как она сама создает такие ситуации. Её, если можно так сказать, брачная стратегия не только привлекала такой тип парней, но и заставляла их в отношении неё проявлять именно такое поведение. И делала она это совершенно бессознательно.

Парни с тревожно-истероидным психотипом для адаптации на улице обычно выбирают сценарий гипертимного хулигана-тусовщика.

А если окружение ценит больше интеллектуальное развитие, то истероид становится ботаном-шизоидом. Хотя там, где может быть модно протестное настроение, он ходит на демонстрации, приезжая за сотни километров в Москву, к примеру.

Ну а девушки тревожно-истероидного психотипа чаще всего предпочитают сценарий эмотива (я рассчитываю на то, что читатель все-таки немного знаком с этими понятиями, а если пока ещё нет, то в этой книге сможет с ними познакомиться), так как тревожному он ближе всего по устройству нервной системы. Либо сценарий паранойяльного психотипа, что тоже близко тревожному, так как тревожного с паранойяльным может объединять фиксация на цели. Только паранойяльным при движении к этой цели руководит агрессия, а тревожным — страх.

А как же отличить тогда тревожного истероида от других психотипов, которые он играет?

Ведь разумно сделать вывод, что если человек использует стратегию гипертима или эмотива, то он и есть гипертим или эмотив. Почему мы должны отнести его к тревожному истероиду? Здесь, думаю, надо остановится подробнее, простого ответа не будет.

Первое. Если у нас есть возможность длительного многолетнего наблюдения за человеком, то мы можем увидеть эти изменения стратегий. Например, «гипертим», женившись, становится образцовым семьянином. С настоящим гипертимом это не сработает. Или «ботан», поступив в ВУЗ, пускается в разгульный образ жизни, забрасывая учебу. А, к примеру, «эмотив» время от времени «кидает» своих друзей или партнеров, когда ему не выгодно играть взятую на себя роль эмотива.

А если необходимо сразу определить психотип, и у нас ещё нет длительного опыта общения с этим человеком, то здесь, конечно, сложнее. На что можно сразу обратить внимание? На то, что истероиду, играя роль того или иного психотипа, важно знать или чувствовать, что эту роль видят зрители, в отличие от настоящего гипертима или эмотива, которым это не важно, так как они живут своими сценариями не для зрителей. И поэтому поведение истероида будет выглядеть несколько наигранно. Жесты и позы будут как бы более акцентированные, картинные, манерные, более показные. И в глазах можно будет увидеть тревогу и ожидание реакции от зрителя. Что почти никогда не увидишь ни у гипертима, ни у паранойяльного.

Вот написал и подумал. А как этот страх виден? Что происходит с глазами?

А они, как говорят, бегают. Опять же, что это значит — «бегают»? Ведь у гипертима при общении тоже глаза не стоят на месте, кстати, в отличие от эмотива, эпилептоида или паранойяльного, у них взгляд обычно прямой. А значит это то, что и паранойяльный, и гипертим, и эпилептоид, и эмотив (у шизоида отдельная песня, о ней потом) могут спокойно при общении смотреть в глаза другому человеку, когда тот смотрит на них.

А вот для тревожного это сложно, он всегда старается уйти от такого зрительного контакта.

Истероиду важно знать, какое впечатление он в данный момент производит на своего собеседника. Поэтому ему нужно смотреть на человека, в том числе и в глаза, или в этом случае лучше сказать на глаза. Хоть это и звучит коряво, но это хорошо описывает данный процесс. Тревожный истероид смотрит на собеседника, но при встрече взглядов непроизвольно уводит свой взгляд в сторону. А если все-таки истероид, зная этот свой, не совсем недостаток, но такой особый паттерн, и видя, что другие так не делают, постарается смотреть в глаза, то это будет взгляд как бы сквозь собеседника или внутрь себя.

И ещё по различиям с другими психотипами. Гипертим свободно нарушает дистанцию общения, вторгаясь вплоть до интимной зоны посторонних для него людей, причем оставаясь абсолютно расслабленным. Тем самым он часто создает дискомфорт при общении (подробнее об этом в главах про гипертимов).

А вот тревожный истероид никогда не сможет приблизиться на такое близкое расстояние, не напрягаясь. Именно напряжение его и выдаст.

Как-то на одном из тренингов, где я рассказывал про психотипы людей, чтобы продемонстрировать этот эффект, я подсел к одному парню, который на первый взгляд создавал впечатление гипертима, и все тут же заметили его непроизвольное резкое отстранение, так как я создал ему этим сближением дискомфорт, и он, соответственно, постарался уйти на ту дистанцию, где бы чувствовал себя спокойно.

Паранойяльный и эмотив тоже довольно комфортно себя чувствуют на близких расстояниях при общении, а вот тревожный никогда.

И ещё истероид, особенно тревожный, всегда немного следит за собой со стороны, как бы контролируя своё поведение. Некоторые другие психотипы это тоже делают. Но у описываемого психотипа это выражено сильнее других.

В семейных или партнерских отношениях тревожные истероиды часто попадают в крепкие «лапы», как сейчас принято называть, абъюзеров.

Их зачастую тянет к друг другу как магнитом. И они, если можно так сказать, танцуют это танго вместе. Это никак, на мой взгляд, не оправдывает насилие со стороны абъюзера. Но люди с психопатическими наклонностями (что это такое — можно узнать из интернета, там сейчас просто масса информации о том, кто такие психопаты и абъюзеры) сразу определяют, кто жертва, а кто нет. И имея определенную харизму, тем более в глазах тревожного истероида, легко завладевают их сердцем, потом телом, а потом и всеми остальными сферами жизни своей жертвы.

Мы часто можем видеть это взаимодействие на примере известных пар. Найдите в интернете известные пары, где муж бил жену. Вот так выглядят женщины с тревожно-истероидным психотипом, и так выглядят мужчины с психопатическими наклонностями.

Умеренные психопатические наклонности позволяют человеку добиваться хороших успехов в конкурентной борьбе, в бизнесе. Но беда в том, что, придя домой, люди с психопатическими наклонностями не оставляют свои черты характера на работе, и их стратегия продолжается уже в отношении партнера. Думаю, практически у всех женщин с тревожно-истероидным радикалом есть опыт таких отношений, особенно в юности и молодости.

Но, конечно, везде есть исключения. Вот, например, пара Иосиф Пригожин и Валерия как раз и являются таким союзом. Однако везде говорят и пишут, что Пригожин прекрасный муж и свою жену не обижает. Хотя её предыдущий муж продюсер Александр Шульгин обижал.

Ненамного лучше варианты развития отношений у парней с этим психотипом. Ведь и среди женщин тоже встречаются довольно агрессивные типажи. И они так же видят своих жертв и пытаются заполучить их в своё безраздельное владение. Но если до рукоприкладства там редко доходит (хотя иногда доходит), то психологическое давление идет в полной мере.

Проблема этих парней ещё усиливается тем, что они часто выбирают таких жен, так как те напоминают по характеру их матерей. И тогда такого молодого человека начинают просто разрывать на две стороны соперничающие между собой женщины.

Какие бы рекомендации родителям, у которых ребенок имеет этот психотип, я бы хотел здесь дать?

Одним из проявлений таких детей является артистическое поведение в близком безопасном кругу и сильная зажатость, а то и желание спрятаться среди малознакомых людей. Тогда надо понимать, что для того чтобы раскрыть потенциал такого ребенка, нужна поддержка и похвала, а критику необходимо свести к минимум.

Часто бывает так, что эпилептоидный родитель, считая своего сына слабаком и хвастуном (хотя по сути дела он прав, ведь тревожность — это слабость, а истероидность — хвастовство) пытается сделать из него настоящего мужчину, такого же как он сам. И на самом взлете подрезает крылья своему ребенку критикой и отсутствием поддержки. Сын вырастает, научившись играть роль эпилептоида, но с сильнейшим внутренним конфликтом между тем, каким он должен быть и какой он есть на самом деле. Девочкам здесь повезло намного больше, ведь такие качества как скромность и небольшая доля артистизма все-таки приветствуются в нашей культуре.

Главное, чему родители должны учить такого ребенка, — не быть жертвой в семейных и партнерских отношениях. Потому что это наиболее вероятный сценарий в отношениях с противоположным полом.

Существует не так уж много профессий или видов деятельности, в которых бы тревожный истероид мог бы в полной мере раскрыть свой потенциал. В первую очередь это, конечно, артистическая деятельность (актер, певец, танцор, балерун, художник), но при очень сильной поддержке близкого окружения, начиная с детского возраста. Минимум критики, максимум благожелательной поддержки, и всегда отмечать любые, даже незначительные достижения. Именно таким образом создается наиболее благоприятный нейрологический фон, на котором и идет развитие.

Сам тревожный истероид пробиваться не может, конкуренция — не его поле битвы, там он аутсайдер. Ему нужен обязательно тот, кто возьмет на себя его продвижение.

Но понятно, что всем артистами не стать. И тогда тревожный истероид может неплохо справляться с дизайнерской работой, причем ему под силу быть дизайнером чего угодно. Если это парень, то он сможет заниматься даже тюнингом авто. Также этот психотип может развить свой потенциал, работая стилистом, парикмахером, поваром.

Обладатель тревожно-истероидного психотипа может стать неплохим инженером или архитектором. В принципе, он может даже проявить себя в рабочих специальностях, где важна аккуратность и красота. Тревожность позволит тщательно подойти к делу, а истероидность дает возможность придавать вещам лоск и законченность. Например, столяр, собирающий мебель по заказу или каменщик-облицовщик. Читателю надо понимать, что я указываю профессии, которые больше других подходят данному психотипу.

Кроме того, данный психотип может работать бухгалтером, и он будет неплохим бухгалтером. Да даже охранником, причем в элитном салоне, так как истероид зачастую презентабелен, вежлив и обходителен. Все будет зависеть на начальном этапе от родителей. Вероятно, родителям, которые планируют судьбу своего ребенка, полезно это знать. Мега популярный певец Димаш Кудайберген ведь тоже относится к этому психотипу, возможно, с добавлением эмотивной стратегии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анализ судьбы. Психотека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я