Остаться лишь строкою на песке

Евгений Изотович Жмуриков, 2023

Небольшой сборник авторской публицистики, в основном, начала 2000-х годов. Публиковалось ранее на сайтах Civitas, Мемориал, и других открытых форумах. Обсуждается общественные проблемы и знаковые события в жизни страны.

Оглавление

ПРОКЛЯТЫЕ

В знаменитом фильме Лукино Висконти «Гибель богов» (другое название «Проклятые») показано, как происходит становление тоталитаризма в Германии начала 30-х годов на примере глубокого нравственного разложения и распада династии сталелитейных королей фон Эссенбек. Великий режиссёр соединил в своём фильме 1969 года воедино миф и историю, при этом аллюзии Висконти на сексуальные девиации членов семейства вполне прозрачны, поскольку режиссёр абсолютно намеренно и красочно показывает весь спектр сексуальных извращений нацистов: гомосексуализм, педофилия, инцест, травести, и ещё бог весть что.

Однако все эти чрезмерно натуралистические сцены привели многих критиков того времени в ярость: а что, по другому никак нельзя было показать всю извращённую и преступную сущность фашистской идеи? И действительно, как сказал один из комментаторов, неужели у фашизма нет преступлений посерьёзнее инцеста, педофилии и гомосексуализма? Видимо нет, поскольку идею охотно подхватили Бернардо Бертолуччи в фильме"Конформист"(1970), затем Лилиан Кавани в фильме «Ночной портье» (1973), и многие другие режиссёры, имена которых можно легко найти самостоятельным поиском в сети.

Однако есть роман, и снятый по его сюжету фильм, который не декларируется как антифашистский, но этот контекст легко прочитывается среди многих других мотивов этого поистине выдающегося произведения. И при этом автор не прибегает к аллюзиям на сексуальные перверсии своих героев. В данном случае я говорю о романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» (1985), и одноимённом фильме Тома Тыквера (2006г). Говоря словами Марии Лисютиной, написанное в эстетике постмодернизма, произведение Патрика Зюскинда очевидно совмещает в себе различные литературные жанры, и допускает прочтение романа как криминальной истории одного убийцы, исторического очерка или романа о гении художнике, давая простор для различных интерпретаций. А интертекстуальные связи в своей совокупности создают удивительное постмодернистское произведение-полотно, пронизанное мифологическими и библейскими аллюзиями, литературными аллюзиями к творчеству различных писателей.

Главный герой романа Жан Батист Гренуй представлен как безумный гений и аморальный человек, не ведающий, что такое любовь, сострадание и милосердие. Убийства для него не несут в себе никакой дилеммы, они естественны и «природны». Он не отвергает мораль, он существует вне ее. Роман, и фильм соответственно, показывают вызывающую, абсолютную асексуальность главного героя, и все его усилия направлены только на то, чтобы приобрести чудовищную, гипнотическую власть над людьми. Кровь его жертв придаёт тот неповторимый аромат его уникальным духам, запах которых заставляет огромную толпу сначала боготворить его, а затем в финале растерзать в приступе слепой ярости.

Эта финальная сцена фильма «Парфюмер» отчётливо показывает, почему этот роман при всей его многоплановости и неоднозначности можно считать как одну из самых серьёзных заявок на исследование природы фашизма и тоталитаризма в XX веке. И главный урок, возможно, заключается в том, что фашизм, как и всякая ложная идея, абсолютно бесплоден — и в творческом смысле, в самом простом, человеческом. И тогда становятся понятны и оправданы неочевидные для своего времени искания и идеи шедевра Лукино Висконти, или гениального романа Патрика Зюскинда.

2022г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я