Как жить, как учиться, как работать?

Евгений Евгеньевич Дергунов

Перед вами не просто интересная и полезная книга об учебной и трудовой деятельности. Это настоящий учебник жизни для современного человека двадцать первого века. В ней даются ответы на множество вопросов, начиная от выбора профессии и заканчивая определением перспективных жизненных стратегий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить, как учиться, как работать? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Высшее земное создание

Наверное, каждый из нас иногда задумывался о себе, что он такое, откуда появился и зачем на белый свет уродился? Понятно, многим на серьезные философские размышления времени не хватает. Живем мы срочными текущими делами и проблемами. То с одной проблемой надо разобраться, то с другой. Однако, и с сущностью человека разобраться неплохо.

.В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля сказано, что человек — это высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. (Список литературы и источники №11—1).

А откуда это «высшее из земных созданий» появилось? Согласно данным официальной науки антропологии это создание произошло от другого двуногого и волосатого животного — обезьяны. Давайте проведем научный эксперимент, сходим в зоопарк и посмотрим на обезьяну — ноги похожи, руки похожи, вот только лишний хвост где-то болтается. Ученые объясняют, что хвост отпал или отсох естественным путем, за миллион лет эволюционного процесса превращения обезьяны в человека.

Какое назначение человека?

Допустим, с происхождение человека мы разобрались. А как ответить на вопрос, зачем люди появились, какие цели и задачи они выполняют? Для ответа на эти вопросы обратимся к историческим фактам. По сведениям исторической науки наши предки появились в Африке, а затем расселились по всем земным континентам. Десять тысяч лет назад общее население земли составляло несколько миллионов. К началу нашей эры это количество возросло до 200 миллионов. А в настоящее время население земли составляет около 8 миллиардов человек.

Никто из живых существ земли подобными громадными темпами не плодился и не размножался. А за счет чего происходил такой бурный рост народонаселения? Может, за счет повышенной плодовитости людей? Ничего подобного, среди известных нам зверей есть гораздо более плодовитые, например, волки. Только количество волков увеличивается, если появляется дополнительная еда, на научном языке — дополнительные пищевые ресурсы. Уменьшается пищевая база в виде зайцев — и количество волков сокращается.

По какой причине волки или даже тигры с громадными клыками не стали доминирующим видом и «царями на земле»? Главная причина, по которой люди стали «высшими из земных созданий», заключается в человеческом интеллекте, в его способности осуществлять полезную целесообразную деятельность. Именно люди научились не только находить еду в окружающей среде, но самостоятельно создавать и производить продукты питания, в частности, хлеб, овощи, фрукты.

В процессе исторического развития людьми были созданы эффективные технологии производства продуктов питания. Они стали составной частью материальной экономической деятельности, материальной культуры общества. Понятно, что никакая экономика не может существовать без активной трудовой деятельности людей. Отсюда можно сделать закономерный вывод, что в число главных жизненных задач человека входит активная интеллектуальная и трудовая деятельность. Именно в труде заключается одно из главных назначений человека. Без труда человечество просто вымрет.

В процессе хода истории людьми создавалась не только материальная, но и духовная культура. Эта культура формировалась в результате познания окружающего мира, в результате формирования знаний о природе, обществе, человеке. Главный источник таких знаний стала наука, которая включает естествознание, обществознание, гуманитарные дисциплины.

Долгое время лидирующее место в изучении человека принадлежало философии, И только ближе к двадцатому веку из философии выделилась в качестве самостоятельной науки психология, как наука о душе. Только здесь душа понимается не как данная Богом мистическая религиозная сущность, а как сущность естественного природного происхождения.

Духовный мир человека, богатство и качество его знаний определяется процессом познания. В современном сложном быстро меняющемся информационном и компьютерном обществе познание имеет громадное значение. Современному обществу требуется не просто здоровый работоспособный человек, а человек хорошо образованный, обладающий и хорошими общими научными знаниями, и глубокими профессиональными знаниями.

А разве хорошие знания не нужны самому человеку? Конечно, нужны. И обязательно нужны знания об устройстве человека, о его главных частях, о физических, биологических и психических системах. Чтобы знать, как эти системы работают, как обеспечивать их здоровое состояние и работоспособность.

Устройство человека и его главные части и системы

Начнем с самого простого и понятного. Это обычное физическое тело, которое назовем физическо — механической системой. Состоит она из костей и мышц, которые способны на сложные и даже удивительные взаимодействия и проявления. Например, во многих цирках мира часто демонстрируются зрелищные номера — «люди без костей».

Следующая более сложная система — химическо — биологическая. В ней происходят химические и биологические процессы дыхательные, пищеварительные, очистительные. Выполняют эти процессы главные органы — желудок, легкие печень. Оказывать помощь в работе этих органов не так просто, а вот навредить — очень легко. Например, — неумеренным употреблением лекарств.

Следующая — нервная система, которая состоит из головного мозга и сети «особых проводов», по которым передаются необходимые для жизнедеятельности человека сигналы. Зрение, слух, осязание воспринимают информацию из внешнего мира и передают ее по «проводам» в головной мозг. Эта информация помогает нам выживать в природе, избегать нежелательных опасностей. Например, в лесу мы видим вкусные ягоды, которыми можно полакомиться. Но вдруг мы замечаем приближение лесного пожара — значит надо спасаться.

Далее идет психическая система, которая базируется на чувственных, эмоциональных и мыслительных процессах в головном мозге. Под воздействием чувств формируются положительные (радость) или отрицательные (горесть) эмоциональные состояния. В результате мышления мы познаем мир, приобретаем знания, учимся жить и работать. Однако, нельзя строить жизнь только на одном разуме без опоры на нравственные ценности и религиозную веру. Иначе мы рискуем превратиться в циничного безнравственного рационалиста, которому «все дозволено».

Наконец, надо сказать о недоступной для обычного разума и познания иррациональной части нашей психики — о высшей духовной системе человека. Эта система базируется на невидимой божественной душе и связана с религиозной верой. Душа дается человеку при рождении от высшего Повелителя жизни людей — Бога. «Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.»

Я сам отношусь к людям верующим. Считаю, что без веры и без связи с Богом человек не живет полноценной жизнью. Он не обладает всей полнотой духовного богатства. Он сам лишает себя помощи и поддержки высшего Повелителя жизни и смерти людей. Он лишает себя великой надежды на продолжение духовной жизни после земной смерти.

Известный эколог и академик Российской академии наук Моисеев напоминает нам, что «человек есть единство рационального и иррационального, с иррациональным невозможно бороться, оно необходимая часть целого… Стремление к полной рационализации человека и общества служит не улучшению, а обеднению человека и утрате важных общественных идеалов.» (Список литературы и источников №11—3).

Нужно только желание и сила воли

Все мы хотим быть здоровыми и успешными людьми. Но хотеть это одно, а быть — это другое. И первое, что нам создает проблемы — это малоподвижный «малоходячий» образ жизни, отсутствие необходимых для организма физических нагрузок. Причем, современная компьтеризация и «смартфононизация» наши проблемы только ухудшает.

Следует вспомнить, что в течение многих тысяч лет в жизни наших предков преобладал физический труд. Только в восемнадцатом веке в результате промышленной революции многие физические работы были переложены на механизмы и машины. А в настоящее время мы все более привыкаем к сидячей работе с нажиманием на компьютерные кнопки.

Есть ли выход? Конечно, есть. И заключается он в переходе на более активную физическую жизнь, наполнение внерабочего времени движениями, ходьбой, физкультурой, спортом. Вовсе не обязательно всем россиянам посещать не очень дешевые «фитнес — центры». Есть другой путь — создать подобие «фитнес — центра» у себя дома.

Что можно сделать дома, в комнате или в квартире? Например, установить перекладину для подтягивания, повесить тяжелый «мешок для битья». А еще — приобрести гирю для поднимания, эспандер с пружинами для растяжки. Для практических занятий вовсе не требуется много места. От нас не требуется особых денежных затрат. От нас требуется только желание и сила воли.

Какая нужна физкультура?

Для меня в жизни одним из героев, перед которым я преклоняюсь и восхищаюсь — врач и ученый Николай Михайлович Амосов, который своей жизнью и смертью доказал значение физических тренировок. Родился Николай Михайлович в России в 1913 году, а умер на Украине в 2002 году, не дотянув года до 90 лет.

Судьба посылала ему испытания и болезни, а он отвечал концентрацией воли и усилением физических тренировок и продолжительности бега. Свой опыт оздоровления и долголетия он изложил в книге «Раздумья о здоровье. Режим ограничений и нагрузок», в которой пишет: «Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни.»

Какие стоит выбрать тренировки, а какие отложить для использования в светлом будущем? Самой простой тренировкой можно считать прогулку по улице в течение 30—60 минут. При плохой погоде никто не мешает заменить уличную прогулку на поднимание и спуск по лестнице в своем многоэтажном доме.

Помимо самой простой тренировки, понятно, необходим более полноценный физический комплекс, рассчитанный на развитие всех основных частей тела. Здесь нужны и вращения, и растяжения, и отжимания, и приседания, и прыжки. Лучше всего, если каждый подберет для себя наиболее подходящие упражнения, обратив внимания на индивидуальные особенности своего физического состояния

Очевидно, вы обращали внимание на различия во внешнем физическом облике спортсменов. Обычно, профессиональные гимнасты выделяются мощными руками и слабыми ногами, а у бегунов отлично тренированы мышцы ног, но слабые мышцы рук. Для всех непрофессионалов лучше равномерно нагружать и руки и ноги.

Для всех физических упражнений действует общее правило постепенного усиления нагрузок и не доведения себя до очень сильного утомления. После тренировки состояние не должно вызывать крайнего изнеможения, когда хочется упасть и долго не вставать.

Наоборот, результатом физических тренировок должно быть достижение состояния здорового сильного и оптимистического человека. Это прекрасное состояние, когда ощущается прилив физических сил и тебе хочется двигать горы и вместе с ними отрываться от земли и устремляться в небо. Но здесь важно во время остановиться и использовать силы и избыток энергии для созидательных дел и обычной работы.

Китайская даосская система оздоровления и развития

Наверное, многие из вас видели приключенческие фильмы с участием известного китайского актера Джеки Чана. Даже в своих последних фильмах, где ему далеко за 60, актер продолжает восхищать легкостью движений и прекрасной физической формой. Секрет Джеки Чана — использование традиционной даосской системы оздоровления, развития и долголетия.

Более тысячи лет назад в Китае сложились системы оздоровления, развития и боевых приемов без оружия для победы над вооруженным противником. Здесь широко используется подражание разным формам движения и поведения животных и птиц. (Список литературы и источников №11—3).

Использование подражания животным исходит из важнейшего принципа даосизма — быть в гармонии с природой. От каждого человека требуется следование традициям простой природной жизни, любые излишества в желаниях или активных действиях обращаются против жизни и здоровья человека. В даосской оздоровительной системе важное место уделяется физическим, дыхательным и энергетическим упражнениям и занятиям.

Освоение сложной и многоплановой китайской системы дело не такое простое. Однако, можно начинать с самых простых вещей. Например, можно освоить простой даосский комплекс из легких упражнений, который не займет больше 15 — 30 минут.

Начинается комплекс с упражнения для ушей. Большим и указательным пальцами обеих рук промассируйте ушные раковины плавными движениями вверх-вниз.

Упражнения для носа. Наружной стороной нижней фаланги большого пальца растирайте нос от кончика до переносицы и обратно, пока он не разогреется.

Упражнение для шеи. Сцепленными сзади головы пальцами нажимайте на затылок, стараясь согнуть шею. При этом шею напрягайте, чтобы она сопротивлялась давлению.

Упражнение для плечевых суставов. Сидя на стуле, левой ладонью растирайте круговыми движениями по часовой стрелке правый плечевой сустав. Затем правой ладонью — левый.

Упражнения для туловища. Сядьте на стул, положите ногу на ногу и обхватите ладонями верхнее колено (сначала левое). Поворачивайте туловище и одновременно голову вправо-влево. Потом смените положение ног и повторите движения.

Упражнение для коленей. Сидя, массируйте ладонями по часовой стрелке одновременно оба колена. Потом охватите пальцами коленные чашечки и мягко вращайте их в одну, потом — в другую сторону.

Упражнение для ступней. В положении стоя попеременно переносите вес тела с носков на пятки. А потом переносите вес тела на боковые части ступней.

Описанные выше упражнения очень просты, не требуют напряжений и могут использоваться для успокоения после работы, снятия нервных напряжений и перехода к дальнейшему отдыху. Смелее проявляйте творческий подход к упражнениям и добавляйте свои собственные движения и упражнения, но при условии получения положительных эмоций и общего улучшения физического и психического состояния.

Что взять из учения «йоги»?

Для целей массового использования «йогу» часто пропагандируют, как систему физических упражнений, развития пластики тела, для дыхательных и психических тренировок. В России действуют множество бесплатных и платных групп и центров, которые успешно используют йогу для оздоровления тела, для оздоровления дыхательной системы человека, для развития психических свойств и способностей. (Список литературы и источников №11—3).

В свое время я довольно долго пытался освоить статические позы, начиная с классического «лотоса». Однако, особых успехов не достиг, вероятно, из-за отсутствия необходимых физических свойств. Не желали мои ноги сгибаться до упора, а тело не желало в «лотосе» находиться в строго вертикальном положении.

Зато дыхательные тренировки из комплекса «пранаямы» мне понравились гораздо больше. И могу их всем рекомендовать. Тем более, что в простых оздоровительных целях достаточно использовать три вида дыхания. Это простое глубокое дыхание, когда вдох начинается с движения нижних частей живота вверх. Это осуществление дыхания то через левую, то через правую ноздрю. Вдох через одну ноздрю, а выдох — через другую. Наконец, это длительное учащенное дыхание, которое усиливает энергетический потенциал организма.

Однако надо понимать, что, учение «йоги» направлено не на оздоровление, не на подготовку человека к активной трудовой жизни. Здесь главная задача — мистическая религиозная. От человека требуется научиться управлять телом и дыханием, научиться нейтрализовать движение чувств и мыслей для достижения освобождения от материального тела и единения с божественным миром, с Богом.

В частности, в «пранаяме» человек должен овладеть, в конечном счете, методикой длительного затягивания вдоха и выдоха. А такое затягивание и задерживание крайне важно для высшей духовной медитационной формы — «самадхи», которая в идеале должна сопровождаться бесконечной задержкой дыхания, избавлением от всех первичных чувств и прекращением всех жизненных биологических процессов. В результате человек переживает высший духовный экстаз и сливается с духовным мистическим божественным миром.

Что есть и что пить?

«В мире есть царь. Этот царь беспощаден. Голод названье ему». Эти строки принадлежат великому русскому писателю Некрасову. А написаны они были в 1864 году.

С тех пор прошло более 150 лет. Голод перестал быть страшным бедствием для населения развитых стран мира, включая Россию. Однако, победа над голодом и обеспечение людей всеми продуктами питания обернулась другой бедой. Люди стали много кушать, толстеть и страдать от избыточного веса.

По данным Министерства здравоохранения России на специальном учете в 2018 году находились около двух миллионов человек, страдающих от ожирения. А всего по стране у каждого третьего из пяти россиян отмечается избыточный вес. (Список литературы и источников №11—3).

Для борьбы с избыточным весом придумано множество диет, предлагается регулярно проводить «разгрузочные дни», рекомендуется избегать всяких сладостей и тому подобных «гадостей». Однако, радикальное решение проблемы — это главная диета под названием «КНМ» — «кушать надо меньше».

Допустим, с едой достаточная ясность имеется. А как быть с питьем, с водой, минералкой, соками, напитками, алкоголем? Хорошо, известно, что без еды человек способен прожить месяц или даже два, а без воды — неделю. Потребность в обычной простой воде никакими соками или напитками не заменишь. Все врачи едины в том, что в день желательно выпивать примерно два литра простой воды. В крупных российских городах водопроводная вода вполне пригодна для использования. При загрязнениях нужна дополнительная очистка или использование бутилированной воды.

А что сказать о минеральной воде? В принципе, качественная минералка типа «Есентуки», «Нарзана», «Боржоми» вполне пригодна для питья. Качественная и не слишком загазованная минералка достаточно полезна для улучшения деятельности кишечника и почек. А вот, магазинные соки полезными никак не назовешь. Слишком много в них сахара и вредных добавок. То же самое следует сказать о популярных у молодежи газированных напитках типа «Coca cola».

А теперь хочу особо остановиться на вреде и пользе алкоголя. Главный вред исходит от крепких напитков и неумеренного употребления. Еще в девятнадцатом веке наш поэт Некрасов писал, что «нет меры хмелю русскому». По данным «Российского статистического ежегодника» более семи тысяч россиян умирает каждый год от отравления алкоголем.

Так почему не ввести полный запрет? Почему нет такой активной борьбы, какая ведется против табака и курения? Да потому что нельзя лишать миллионы россиян традиционного средства смягчения горестей жизни, традиционных форм отмечания праздников, возможностей обретения состояния радости и веселья. Так что, пейте дорогие россияне, только меру соблюдайте.

Что делать с чувствами и эмоциями?

Человеческая жизнь неразрывно связана с богатым миром многообразных чувств. Среди таких чувств: любознательность, вдохновение, доброта, сострадание, любовь. Такие чувства побуждают человека к познанию, к творческой деятельности, к нравственному поведению.

Часто все чувства делят на две полярных группы. К первой относят позитивные и полезные для человека чувства. Например, радость, спокойствие, бесстрашие, А во вторую заносят негативные и вредные чувства. Например, страх, печаль, злость, гнев. Определенные основания для такого деления имеются. В частности, страх и печаль способны привести к длительной депрессии. А злость и гнев — привести к оскорблениям других людей или совершению безнравственных поступков.

Есть ли различие между чувствами и эмоциями? Да такое различие есть. Обычно появление чувств связано с каким — то объектом. Например, человек смеется при виде смешного клоуна. Чувства гораздо шире эмоций по своим проявлениям. А эмоции обычно проявляются в форме двух противоположных состояний. Это позитивное состояние (радость) или — негативное (печаль).

Сила проявления чувств, а особенно — негативных чувств, плохо поддается контролю со стороны разума. К сожалению, результатом проявления таких чувств могут быть не только безнравственные поступки, но и уголовно наказуемые деяния. В частности, в судебной практике хорошо известны преступления, совершенные в состоянии аффекта — особо сильного взрывного психического волнения.

Что делать, чтобы избежать ошибок, а тем более — преступлений? Прежде всего, осознавать и помнить о возможности совершения нежелательных и опасных действий под влиянием сильных волнений. Хорошо бы взять за жизненное правило сохранять спокойствие даже в самых трудных ситуациях на работе или в быту. Будем помнить, что говорил умный добрый Карлсон из известного многим россиянам мультфильма «Малыш и Карлсон»: «Спокойствие, только спокойствие»

Что советуют психологи в случае возникновения раздражения, злости, агрессивности? Например, оскорбил вас начальник на работе или отругала дома жена? Понаблюдаем, как ведут себя не желающие сдерживать свои чувства собаки? Они рычат, лают, кусают своих собачьих врагов. Правда, при этом сами оказываются облаянными и искусанными.

Из этого следует вывод о желательности использования «метода рычания и избиения». Понятно, что избивать надо не жену и не детей. А выплеснуть свою злость и агрессию на избиении бетонной стены или металлической двери. Рычи на них, сколько хочешь и бей, сколько хочешь. Сдачи они точно не дадут. Кстати, метод избиения чучела начальника давно изобрели японские психологи для улучшения психического здоровья и повышения производительности труда.

А что делать, если отрицательные чувства, например от неразделенной любви, привели вас к психическим страданиям и мучениям? Обратим внимание на поведение детей, когда им очень плохо? Что они делают? Они громко плачут. А потом, выплакавшись, успокаиваются. И возвращаются в более спокойное состояние.

Из этого следует вывод, что никто не мешает взрослому человеку использовать «метод плача». Не обязательно доводить себя до истеричного громкого рыдания. Можно использовать более умеренные формы, включая завывания и причитания. Главное — это выплеснуть из нервной системы и психики свои отрицательные эмоции, мучения, страдания

Улучшить состояние психической системы и научиться управлять чувствами способны регулярные тренировки под названием «Актерская гимнастика». Я хочу рекомендовать для развития чувств комплекс, который носит название — «актерская гимнастика». Человеку требуется внешними средствами изобразить, а потом внутренними средствами образно представить и пережить последовательность десяти контрастных чувственно — эмоциональных состояний. Речь идет о состояниях радости — печали, любви — ненависти, удовольствия — боли, гордости — смирения, бесстрашия — страха. Сперва желательно изобразить внешнюю сторону радости — улыбку, а потом представить и пережить внутреннее состояние радости. Затем необходимо заглушить улыбку, закрыть глаза, изобразить мрачность на лице, а потом представить и пережить состояние печали.

Аналогично проводится работа с другими состояниями. Использовать можно и мимику лица, и движения тела, и голосовое сопровождение. Заканчивать «актерскую гимнастику» желательно процедурой по вхождению в позитивное чувственно-эмоциональное состояние. Надо высоко поднять голову, ощутить бесстрашие и трансформировать себя в образ сильного уверенного оптимистического человека.

Следует сказать, что в распоряжении людей не так много средств и путей для достижения устойчивых положительных эмоций и состояний. Для начала назовем три таких самых простых средства — это вкусная еда, секс и алкоголь. Понятно, что неразумное и неограниченное использование этих путей способно привести к печальным последствиям. Например, ежедневное переедание приводит к избыточному весу. Злоупотребление сексом способно превратить человека в сексуального маньяка. Злоупотребление алкоголем создает алкогольную зависимость и дальнейшую деградацию личности.

Гораздо лучше и безопасней использовать для получения положительных эмоций и состояний активный отдых, спорт и искусство. Например, хороший результат способно дать интересное путешествие по стране или просто поездка на море. Еще большую пользу даст приобщение к регулярным занятиям игровыми видам любительского спорта, типа волейбола или баскетбола. Наконец, прекрасные положительные эмоции может дать самостоятельная художественная деятельность — написание стихов, игра на гитаре, создание рисунков.

Однако, есть самый лучший и желательный путь получения положительных эмоций и состояний. Связан он с работой и профессиональным трудом, который приносит человеку радость и удовлетворенность. Именно такой человек с полным основанием может сказать, что живет настоящей счастливой жизнью.

Как стать умнее?

А теперь перейдем к рассмотрению высшего свойства психики — интеллекта. Как можно узнать из «Википедии», интеллект — это свойство психики и способность человека к познанию, созданию знаний для взаимодействия с окружающей средой и осуществления целесообразной деятельности. (Список литературы и источников №11—3).

Интеллект — свойство врожденное. Но его можно развивать в течение жизни. Часто в психологии используют специальные тесты и определяют коэффициент умственного развития. Это так называемый коэффициент «Ай Кью». Кстати, любой желающий может пройти такой тест в Интернете. Обычно средние умственные способности большей части населения России составляют 90—125 баллов. Отдельные передовые граждане имеют показатели в пределах 125—150 баллов. (Список литературы и источников №11 — 3).

Однако, не стоит преувеличивать значение коэффициента интеллекта, который отражает, в основном, способность к теоретической деятельности. Даже самое высокое значение «Ай Кью» не гарантирует успехов в практической работе в сфере бизнеса, политики, культуры. Успешность человеческой жизни зависит от многих факторов, включая, не только ум, но и трудолюбие, волевые качества, нравственные качества.

Главная форма работы интеллекта — мышление. Мышление — это процесс работы с информацией, в ходе которого информация анализируется, классифицируется, оценивается. А потом принимаются выводы и решения для жизни и деятельности человека. Мыслительные процессы опираются на операции с понятиями. Результаты мышления могут выражаться в идеях и знаниях, в научных теориях и философских учениях.

В ходе познания мира мышление создает понятия, которые отражают предметы и явления окружающего человека мира. Обычно понятия фиксируют важные свойства предметов, указывают на их вхождение в более широкий класс предметов или явлений. Например, береза — лиственное растение с красивой белой корой.

Множеству предметов и явлений нашего мира соответствует множество понятий. Эти понятия можно найти в словарях русского языка, научных словарях и энциклопедиях. В частности, в современном толковом словаре русского языка содержится более 100000 слов. В 35 томах «Большой российской энциклопедии» содержится более 80000 терминов.

Допустим, вы поставили задачу стать умнее и улучшить интеллект. В тих целях вы ценой больших усилий и больших затрат времени изучили все 35 томов «Большой российской энциклопедии». Станете ли в результате умнее? Понятно, какая-то польза будет. Только не очень большая. Это примерно похоже на попытку приготовить полезное вкусное блюдо путем складывания в одну большую кастрюлю мяса, рыбы, каши, сыра, хлеба, овощей, фруктов. Понятно, что получится просто какая-то жуткая невкусная мешанина.

А какие есть более эффективные пути и способы стать умнее? Их надо искать на пути улучшения качества интеллектуальной деятельности, на пути осуществления специальных интеллектуальных тренировок. Прежде всего, надо осуществлять активную познавательную деятельность, анализировать и оценивать поступающую из разных источников информацию. При этом, формулировать в устном, а лучше письменном виде собственные выводы. Очень хорошо постоянно вести личный дневник.

Улучшению умственных способностей помогают специальные развивающие тренировки. Это, прежде всего, интеллектуальные игры, головоломки, ребусы, устные арифметические вычисления, решение математических задач. Однако, лучше ставить и решать практические жизненные задачи и проблемы. Имеет смысл проводить периодический анализ своей жизни и делать выводу по возможным изменениям. Очень важно разрабатывать долгосрочные планы, программы, стратегии для своей будущей жизни и деятельности.

Какой идеал человека?

В жизни мы стремимся к лучшему. Нас привлекают и восхищают люди сильные, умные, получившие признание в обществе. Которым посвящают книги, награждают почетными званиями, ставят бронзовые памятники. Такие люди служат примером для нашей жизни, становятся идеалом, к которому можно стремиться.

В процессе исторического развития представления об идеале человека менялись. Что было характерно для античных времен? Прежде всего, стоит упомянуть культ физической силы и здоровья. Помните, известные со школы, скульптурные изображения древнеримских богов и героев? Но не только физическое здоровье было частью представлений об идеале. Одновременно в этот идеал входили представления об умном и преданно исполнявшем долг служения государству человеке.

Реальным примером приближения к такому идеалу можно считать Гая Юлия Цезаря. О его прекрасных умственных способностях ходят легенды. Он мог одновременно читать, разговаривать, подписывать документы, принимать государственные решения. Он проявил себя не только, как великий военный полководец, но и как выдающийся государственный деятель. Именно на него равнялись все последующие императоры могущественного Рима.

На смену античной культуре пришла эпоха средневековья. В этот период доминирующую роль стала играть духовная религиозная культура. Искренняя вера в Бога и соблюдение церковных установлений стало главной нормой жизни людей. Общественными лидерами и образцами для подражания стали служители церкви, которые воплощали идеал духовного верующего религиозного человека.

В условиях татарского ига и раздробленности русских земель особый авторитет и народное почитание завоевал Сергий Радонежский — основатель и руководитель (игумен) Троицкого монастыря (ныне это Троице-Сергиева лавра). Своей неустанной религиозной деятельностью он способствовал укреплению веры. Поднимал упавший дух своих соотечественников. Выступал за собирание русских княжеств вокруг Москвы. Вдохновлял соотечественников на борьбу с Ордой. Сергий Радонежский причислен к лику святых Русской православной церкви.

А какие изменения произошли в восемнадцатом веке с наступлением эпохи Просвещения? Просветители выступали за улучшение жизни людей и решение общественных проблем на основе разума и научных знаний. Отдельные представители Просвещения критиковали христианскую церковь и отставали идеи пантеизма и «естественной религии». Согласно этим представлениям религия и вера возникают естественным путем за счет обожествления сил природы. Бог как духовная сущность творит мир и проявляется во всех природных явлениях. Познание природы приближает людей к познанию Бога.

Образованный разумный духовный человек — такой идеал просветителей. В России такому идеалу вполне соответствует Михаил Васильевич Ломоносов. Он проявил себя и как ученый — естествоиспытатель, и как астроном, и как историк, и как художник и поэт. Известен своими поэтическими одами, в которых славил российское государство, превозносил силу научного знания, но и не оставлял без внимания церковь и религию. В частности, можно назвать его оду «Утреннее размышление о Божьем величии». Всю свою жизнь Ломоносов оставался человеком верующим. Он считал, что наука столь же нужна людям, как и религия.

А теперь перейдем от прошлого к настоящему. Что можно сказать об идеальном человеке двадцать первого века? Я думаю, есть все основания для такой обшей формулы: «Здоровый образованный интеллектуальный духовный человек».

Такая формула вбирает опыт и традиции прошлого. Но одновременно учитывает новые требования и потребности двадцать первого века. Так в античном мире главное внимание уделялось физическому здоровью. Сейчас необходимо говорить о единстве физического, биологического и психического здоровья.

А что следует сказать об идеале «образованности»? Можно ли считать достаточным получение диплома об окончании гуманитарного или технического университета? Нет, в идеальном случае желательно соединение гуманитарного и технического образования. Желательно не прекращать обучение и приобретение новых знаний в течение всей жизни. Такая позиция вполне соответствует стремительному развитию мира знаний в двадцать первом веке.

А что входит в термин «интеллектуальный человек»? Понятно, что врожденная высокая интеллектуальность определенное значение имеет. Однако, главное не в потенциальных возможностях, а в реальных достижениях человека в труде, в творческой деятельности в науке, технике, искусстве. О высоком интеллекте можно судить по результатам трудовой деятельности в бизнесе, экономике, политике, на государственной службе.

Наконец, составной частью идеала является «духовность» в высшем мистическом религиозном смысле. Верующий религиозный человек живет в земном мире не один. Он получает духовную поддержку и помощь со стороны высшего существа — Бога. Он обладает бессмертной душой и после телесной физической смерти надеется получить новую жизнь, форма и содержание которой определяется на Небесах.

В современной России достаточно много известных людей, которые близки к идеалу, с которых можно брать пример другим людям. Вероятно, я выскажу личное субъективное мнение, но для меня достаточно близок к идеалу наш российский президент Владимир Владимирович Путин.

Начну со слов о здоровье. Здесь у нашего президента одни плюсы. Его можно считать образцом выполнения правил здорового образа жизни. Не курит, не пьет, не любит острые блюда и разные фастфуды, регулярно плавает в бассейне. Удивительно, но всякие вредные болезни обходят руководителя нашего государства стороной. Все это позволяет Путину поддерживать высокую, а я бы сказал — сверхвысокую, работоспособность.

А что по поводу образования и знания? После окончания школы Путин поступил, а в 1975 году окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. Направлен по распределению работать в органы госбезопасности. В 1985 году окончил Краснознаменный институт КГБ со специализацией «внешняя разведка». А дальше работал, а в свободное от работы время пополнял экономические знания. В 1997 году защитил диссертацию и стал кандидатом экономических наук.

Есть все основания считать, что интеллектуальные способности Путина находятся на самом высоком уровне. Подтверждение тому — быстрое и успешное продвижение по ступеням государственной службы до самого высшего государственного поста. Причем, этот высший пост он занял в 2000 году в очень молодом возрасте для таких высоких государственных должностей. Тогда ему было всего 48 лет. И было это двадцать лет тому назад.

Есть у Владимира Владимировича Путина свои недостатки. В частности, он очень закрытый интровертный человек. Особо эта закрытость касается сферы личных духовных религиозных представлений и веры. Говорят, что у российского президента есть посвященный в эти тайны духовный отец архимандрит Тихон. Сам президент информацию о духовном отце никогда не подтверждал, хотя и не отвергал. Однако, в своих официальных выступлениях Путин неоднократно подчеркивал большое значение религии и веры для российского государства. Более того, именно по инициативе президента в 2020 году в нашу Конституцию была внесена поправка, в которой указана историческая связь российского народа с религией и верой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить, как учиться, как работать? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я