Виртуальный мир будущего: адаптация

Евгений Всяких, 2021

В предыдущей книге «Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина» мы не рассматривали важный вопрос о том, как человечество сможет адаптироваться к происходящим технологическим изменениям и люди встроются в процессы глобальной автоматизации, сохранив свою востребованность в изменяющемся мире. Каким образом, проводя всё больше времени дома или в другом физически изолированном от общества месте, люди одинокие и семейные, пожилые и молодые смогут продолжать полноценно жить? Как изменится представление об успешности с дальнейшим развитием технологий, и что позволит человеку хотя бы иногда ощущать себя счастливым?

Оглавление

2. Отказ от ручного труда

Пожалуй, самым значительным драйвером всех уже произошедших и грядущих изменений является постепенное и неотвратимое движение в сторону полного отказа от какого бы то ни было ручного труда. И хотя даже в наши дни огромное количество людей (в первую очередь в развивающихся странах) по-прежнему активно используют ручной труд в сельском хозяйстве и промышленности, тенденцию по стремительному сокращению его доли сложно не заметить.

Еще двести лет назад во всем мире серьезной проблемой считалось вовлечение детей в тяжелый физический труд. Во всех странах без исключения дети очень часто были вынуждены работать практически наравне со взрослыми, подрывая свое здоровье, а иногда попросту погибая в невыносимых условиях. В наши дни, к сожалению, мы по-прежнему можем наблюдать эксплуатацию детей в ряде стран, что кажется невероятным с учетом того, как далеко зашел прогресс во всех отраслях. Безусловно, всем людям без исключения полезна физическая активность, и особенно детям. Тем не менее ручной труд, как правило, является достаточно однообразным и не дает организму полноценно развиваться. К тому же дети, очевидно, не могут сами позаботиться о себе и поэтому вынуждены приспосабливаться к тем условиям, которые их окружают.

Тот факт, что в наши дни до сих пор огромное число детей подвергается принудительной эксплуатации, наверняка вызывает у многих огромное возмущение ненасытностью правящих элит таких государств. Даже если отбросить эмоциональное восприятие безусловной чудовищности самого явления эксплуатации, совершенно очевидна экономическая недальновидность такого подхода. В условиях, когда технологический прогресс позволяет многократно облегчать человеческий труд, именно дети должны формировать тот новый мощнейший потенциал, который позволит развиваться государству в дальнейшем. Отказ от автоматизации приведет только к еще большему отставанию от развитых государств и последующему вынужденному полному технологическому поглощению.

В то же время развитые страны не только давно решили вопрос детской эксплуатации, но и начинают уже вовсю задумываться о постепенном сокращении продолжительности рабочей недели у взрослой части населения и способах использования тех возможностей, которые неизбежно появятся по мере высвобождения временного ресурса у людей. О ручном труде говорить уже не приходится, так как именно всеобъемлющая автоматизация и привела к необходимости меньше работать.

Еще несколько десятилетий назад технологический прогресс предполагал активное вовлечение человека в процессы управления той или иной техникой. Выражаясь совсем просто, производству требовались человеческие глаза, уши, ноги, руки и интеллект, чтобы дополнять недостающие функции автоматизированных систем. Однако в наше время системам зачастую не хватает только интеллекта. При этом уже через несколько лет и этот вопрос будет полностью закрыт в подавляющем большинстве случаев, после чего человек станет простым наблюдателем во всех производственных процессах.

Несложно предположить, что окончательное осознание человечеством перехода на полную автоматизацию труда наступит после массового запуска в эксплуатацию беспилотной техники всех видов. Именно в этот момент начнется высвобождение огромного количества различного рода персонала. И к этому времени государствам необходимо иметь четкий план и понимание, как и чем занять людей.

К сожалению, очень немногие люди задумываются сами о своем будущем, пытаясь спланировать, как они будут жить хотя бы через 10 лет, не говоря уже о нескольких десятилетиях. Если раньше отсутствие стратегического видения своего будущего было не так важно по причине достаточно медленного изменения окружающего информационного пространства и моделей поведения общества, то теперь ситуация совсем иная. Сами государства, сдерживая информационный поток и снижая уровень образования, создают ситуацию, при которой отказ от ручного труда может стать непреодолимой преградой на пути подавляющего числа людей.

Совершенно понятно, что у человека, который потерял рабочее место, предполагающее ручной труд, останутся только две принципиальные возможности: не работать больше никогда либо же пытаться найти себе применение в области труда умственного. Но для этого необходимо получать соответствующее образование, читать книги, анализировать различную информацию, учиться работать со всё более сложными информационными системами. Говоря проще, кандидату на вакансию в сфере умственного труда требуется постоянно развивать и тренировать свой мозг. В этом случае человек сможет максимально отдалить тот день, когда его заменят более совершенной автоматизированной системой.

Можем ли мы себе представить, как вчерашний грузчик, водитель или курьер вдруг по собственной воле сядет за гору книг и начнет усиленно работать над развитием своих умственных способностей, памяти и т.п.? Мы ни в коей мере не хотим никого задеть или обидеть и даже готовы добавить, что такие случаи бывали и непременно будут происходить в дальнейшем. Но совершенно понятно, что они скорее станут исключением, если государства не начнут сами работать в области развития системы образования, предлагать различные инструменты, повышающие общий уровень интеллекта, или хотя бы помогать в освоении тех принципов автоматизации, которые повсеместно ими же и внедряются.

Но смогут ли на практике уже достаточно взрослые люди, управляющие государствами, различными министерствами и ведомствами, реализовать план по развитию интеллекта так называемого «рабочего класса»? Ведь и сами они зачастую совершенно не уделяют времени саморазвитию, а потому могут не знать и его путей. Смогут ли школьные учителя, много лет работающие по утвержденным методикам преподавания, вдруг выработать новые подходы, которые позволят детям адаптироваться к происходящему ускорению информационных потоков? Желая оставаться оптимистами, по крайней мере на страницах этой книги, мы сделаем предположение, что смогут. Но на это уйдет как минимум

20 лет.

За эти годы очень многие успеют потерять работу и веру в себя в попытках найти новую сферу деятельности и хоть как-то обеспечить свои семьи. И именно поэтому в первую очередь развитые государства пойдут по пути формирования базового безусловного дохода для таких людей, что позволит им выжить. Но станут ли люди, получающие пособия, пытаться развиваться интеллектуально и помогать своим детям выйти на новый уровень, чтобы обеспечить себя работой, предполагающей умственный труд? Ответ на этот вопрос неоднозначен, так как за 20 лет бездействия, подкрепляемого пособием, у общества постепенно может выработаться весьма опасная привычка к бездействию.

И именно поэтому нельзя надеяться на государства в условиях настолько стремительного изменения окружающего информационного пространства. Вероятно, вместо этого, пока еще не слишком поздно, нужно максимально освежить полученное образование, задействовать интеллектуальные способности, эрудицию, а также настойчивость и самодисциплину — и вкладывать силы и средства в развитие своего умственного и творческого потенциала. Дети же скопируют наши привычки и продолжат начатый путь.

Разумеется, можно поступить и по-другому, довольствуясь тем, что предложит или не предложит государство, и просто жить, наслаждаясь даже тем малым, что имеешь, и объясняя своим детям, что слишком большой ум опасен и несет непредсказуемые последствия его обладателю. И это тоже будет своего рода выходом из сложившейся ситуации — хотя, может быть, и не ведущим к лучшему результату с точки зрения дальнейшей эволюции поколений.

Так или иначе, отказ от ручного труда многократно усугубит и без того сильное расслоение в обществе. Упрощенно все люди могут разделиться на две принципиальные категории — живущие на дотации и обеспечивающие себя самостоятельно. Уровень жизни у представителей этих категорий будет различаться фундаментально. И если в наши дни во многих развитых и развивающихся государствах мы всё еще имеем различного рода социальные лифты, способные доставить нас практически на любой этаж при нашем желании, а иногда даже и без него, то после отказа от ручного труда эти лифты станут доступны только людям весьма выдающимся с точки зрения врожденных данных либо обладающим невероятной самодисциплиной и энергией.

Впервые сесть на шпагат гораздо проще в детстве, хотя некоторые умудряются сделать это и в преклонном возрасте. Точно так же и интеллектуальные способности можно развивать когда угодно, но скорость прогресса с возрастом будет неуклонно падать. Разумеется, развивающиеся технологии со временем смогут помогать всем желающим совершенствоваться в интеллектуальном отношении, однако фактор возраста в любом случае будет играть определенную роль. Кроме того, большое влияние имеет среда, в которой человек родился и вырос. Ребенок, рожденный в районе, отведенном для живущих на дотации, может даже и не узнать, какие возможности он мог бы реализовать в своей жизни, — при этом имея для их реализации все необходимые природные данные. С другой стороны, самый скромно одаренный природой человек, находящийся в агрессивной научной или бизнес-среде, вполне ожидаемо сможет достичь определенного уровня в условиях отсутствия какой-либо другой реальности вокруг него.

Отказ от ручного труда происходит вокруг нас повсеместно и уже очень давно, ускоряясь с каждым годом вслед за ускорением информационных потоков. Но подобно лягушке, которую положили в холодную воду, постепенно подогреваемую и доведенную в конечном итоге до кипения, мы не заметим этого, пока однажды не окажемся на улице с жалким пособием в качестве компенсации. В этот момент будет уже невозможно что-либо изменить — останется только принять новые правила игры. Если мы готовы их принять, продолжая двигаться по течению и дальше, то обрадовать нас может лишь тот факт, что ждать осталось совсем недолго. Если же мы не хотим жить на пособие, а стремимся к чему-то большему, то именно сейчас остался последний шанс, когда еще можно какое-то время, пока технологии завершают текущий этап своей эволюции, посвятить вопросам образования, саморазвития, пожертвовав на это часть того времени, которое мы тратим на развлечения. Каждая минута, затраченная на выработку новых навыков, в конечном итоге может дать гораздо больше положительных эмоций и удовлетворения в будущем, чем праздное времяпрепровождение в настоящем.

В контексте данной главы адаптация к происходящим технологическим изменениям означает включение в свою жизнь постоянной составляющей в виде различного рода инструментов, направленных на саморазвитие, повышение квалификации, развитие профессиональных навыков — причем именно на постоянной основе, а не от случая к случаю.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я