Виртуальный мир будущего: адаптация

Евгений Всяких, 2021

В предыдущей книге «Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина» мы не рассматривали важный вопрос о том, как человечество сможет адаптироваться к происходящим технологическим изменениям и люди встроются в процессы глобальной автоматизации, сохранив свою востребованность в изменяющемся мире. Каким образом, проводя всё больше времени дома или в другом физически изолированном от общества месте, люди одинокие и семейные, пожилые и молодые смогут продолжать полноценно жить? Как изменится представление об успешности с дальнейшим развитием технологий, и что позволит человеку хотя бы иногда ощущать себя счастливым?

Оглавление

10. Обучение и образование

Не прошло еще и года с апреля 2020-го, когда в предыдущей книге мы только начали анализировать возможные изменения, вызванные вынужденной изоляцией людей, — но даже за такой небольшой отрезок времени огромное количество учебных заведений во всем мире успело перестроиться. И это совершенно нормально, учитывая, какую важную роль играет в современном обществе образовательный процесс. За прошедшее время мы уже смогли убедиться, что онлайн-обучение становится новой реальностью следующих десятилетий. А это означает, что новые поколения школьников и студентов получат совершенно иные возможности, хотя и будут посещать большинство своих занятий виртуально.

Важнейшим изменением в образовательном процессе станет необходимость постоянного присутствия в виртуальной среде. Это повлечет за собой постепенное смещение фокуса от необходимости что-либо системно запоминать в сторону умения быстро искать релевантную информацию, анализировать ее и обобщать для дальнейшего принятия необходимого решения. Количество хорошо эрудированных людей продолжит постепенно уменьшаться, так как потребность в запоминании будет исчезать в силу создания всё большего количества различных виртуальных помощников и устройств, разгружающих человеческую память.

Безусловно, еще очень долгое время будут существовать отдельные учебные заведения, которые, наряду с новыми технологическими подходами в образовании, будут использовать классические методики, развивающие мышление и память и направленные на формирование способностей к самостоятельной генерации идей, а не только к обработке уже существующей информации. Таких учебных заведений будет немного, а стоимость обучения в них, вероятно, окажется заметно выше — в силу большего задействования личного общения с преподавателями и прямой передачи знаний.

Хорошо это или плохо, но подавляющее количество студентов и школьников будут учиться под присмотром автоматизированных систем, выполняя поставленные ими задачи и получая теоретический материал. Безусловно, такой подход позволит сделать образование доступным каждому, кто имеет простейший смартфон и подключение к Интернету. Однако такие автоматизированные системы не всегда смогут стимулировать своих учеников к освоению всё новых и новых горизонтов, поиску дополнительной информации, изучению каких-либо специфических вопросов.

В конечном итоге обучающие автоматизированные системы станут создавать практически все крупные работодатели, подстраивая их специфику под свои нужды. И если главной целью студента станет соответствие какой-либо конкретной позиции в той или иной компании, то это приведет в дальнейшем к большим сложностям при попытке смены области деятельности. Конечно, можно утешать себя той мыслью, что специальные тесты на начальном этапе смогут с высокой точностью определить по совокупности ряда параметров так называемое «истинное предназначение человека», однако далеко не всегда стоит доверять системе окончательный выбор своего жизненного пути.

Любая автоматизированная система, конечно же, в первую очередь предназначена для облегчения нашей жизнедеятельности. Все современные разработчики программного обеспечения тратят значительное количество ресурсов на повышение удобства взаимодействия с той или иной программной платформой, стараются построить максимально удобный интерфейс. И здесь невольно напрашивается аналогия с ребенком, которого обучают ходить.

В современном мире никому не придет в голову дать ему удобное кресло-каталку или же экзоскелет, вместо того чтобы предоставить прекрасную, хотя и полную опасностей возможность научиться на его собственном опыте. Однако в мире обучения всё может произойти совсем по-другому. Человек очень быстро станет придатком автоматизированной системы, даже не отдавая себе в этом отчета.

И именно к этому будут стремиться работодатели, ожидая постепенного перехода к использованию полноценного искусственного интеллекта, который, в свою очередь, позволит избавиться от всех людей, обучавшихся до этого у автоматизированной системы, функционирующей под его присмотром.

Таким образом, совершенно нельзя исключать из рассмотрения вопрос самообучения автоматизированных систем, предназначенных первично для обучения человека. Получая постоянную обратную связь от пользователей, правильно спроектированная программная платформа должна и будет непрерывно развиваться, стараясь всё с большей и большей точностью предсказывать поведение своих подопечных. Вполне вероятно, что массовый переход на современные системы онлайн-образования позволит дополнить критическую массу, необходимую для разработки полноценного искусственного интеллекта.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я