Виртуальный мир будущего: адаптация

Евгений Всяких, 2021

В предыдущей книге «Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина» мы не рассматривали важный вопрос о том, как человечество сможет адаптироваться к происходящим технологическим изменениям и люди встроются в процессы глобальной автоматизации, сохранив свою востребованность в изменяющемся мире. Каким образом, проводя всё больше времени дома или в другом физически изолированном от общества месте, люди одинокие и семейные, пожилые и молодые смогут продолжать полноценно жить? Как изменится представление об успешности с дальнейшим развитием технологий, и что позволит человеку хотя бы иногда ощущать себя счастливым?

Оглавление

9. Воспитание детей

Давайте рассмотрим воспитание нового поколения с точки зрения дальнейшего развития технологий, смещения фокуса с физических игр на игры виртуальные и постепенного уменьшения количества того живого общения, которое современные дети получают в своих семьях.

Еще каких-то десять лет назад перелет в самолете семей с детьми становился достаточно тяжелым испытанием для пассажиров, сидящих по соседству с ними. Теперь же сложности возникают только при взлете и посадке, когда настойчивые бортпроводники всё еще принуждают по привычке всех пассажиров выключить различного рода портативные устройства.

Двадцать лет назад в обычной семье не было никакой мобильной техники и в одной квартире или доме редко было больше одного телевизора. И поскольку телевизор этот после работы смотрели в основном родители, детские игры проходили на улице до самого вечера, невзирая даже на плохую погоду и чувство голода. Оказавшись же дома, дети наконец получали возможность хотя бы немного пообщаться со своими уставшими родителями. Разумеется, в выходные дни этого общения было немного больше, хотя телевизор зачастую и использовался в дневное время для того, чтобы дать возможность родителям заняться своими делами или отдохнуть. Телевизионная программа, тем не менее, редко состояла из большого количества подряд идущих блоков, предназначенных исключительно для детей, поэтому сильно расслабиться у родителей не получалось.

Если задаться вопросом, кто же в первую очередь и в каких пропорциях воспитывал детей прошлых поколений, то ответ распределится между школой (детским садом) и улицей примерно в равных пропорциях, оставляя на долю семьи какие-нибудь жалкие пять процентов или даже меньше. Когда не было школы, бо́льшую часть ответственности брала на себя улица.

Если мы спросим себя, кто в наши дни и в каких пропорциях воспитывает новое поколение детей, то обнаружим, что помимо школы и улицы у нас появился еще один внешний учитель, вытесняющий постепенно своих конкурентов. Виртуальный мир коммуникаций со всем его многообразием различных мобильных приложений уже практически полностью заменил сначала родителей (и сделать это оказалось совсем не сложно), а затем и улицу. Школа стала последним оплотом, но с переходом на онлайн-образование каких-то действенных инструментов контроля за масштабом проникновения информационных развлечений в личную жизнь школьника уже не остается и у нее.

Разумеется, мы обсуждаем ситуацию в целом, понимая, что в некоторых семьях подход к воспитанию и общению с детьми может быть совсем другим. Однако для того, чтобы уделять больше внимания своим детям, нужна совокупность нескольких довольно редко встречающихся в одной семье параметров. Во-первых, уделять больше времени могут те родители, которые его имеют, — следовательно, такое возможно, как правило, в более состоятельных семьях. Во-вторых, помимо времени, необходимо само желание уделять это время. Ну а в-третьих, даже при наличии времени и желания не так-то просто порой добиться лучшего результата, чем дают в среднем школа и улица, вместе взятые. Образованные, успешные, талантливые и заботливые родители, не имеющие соответствующего педагогического образования, порой могут нанести существенный вред, самостоятельно воспитывая и обучая своих детей у себя дома.

Несложно предположить, что наилучшим сценарием воспитания мог бы стать вариант обеспечения определенного баланса, когда каждый участник процесса четко выполняет свою функцию, а родители осуществляют общий регулярный контроль, корректируя то или иное воздействие. Сегодня уже очень сложно утверждать, что мобильные устройства являются абсолютным злом, которое нужно полностью исключить из жизни детей, — ведь в этом случае может полностью нарушиться контакт со сверстниками, а мы все-таки исходим из предположения, что ребенок будет жить в обычной среде. К тому же мобильные приложения в любом случае могут быть весьма полезными.

Давайте оставим дальнейшие общие рассуждения на тему баланса школы, улицы и семьи профессионалам в этой области и сконцентрируемся на мобильных устройствах, поглощающих все больше и больше времени нового поколения детей. Оглядевшись по сторонам, несложно заметить, что подавляющее большинство детей играет примерно в одни и те же игры. Именно эти игры сперва дополняют, а затем полностью замещают традиционные уличные развлечения прошлых поколений и значительную часть живого общения внутри семьи. Именно эти игры обсуждаются детьми в своем кругу общения, когда молодые игроки делятся опытом и дальнейшими планами по прохождению всё более сложных уровней.

Если оставить ребенка один на один с мобильными играми, позволив бесконтрольно играть столько, сколько он пожелает, то в результате придется спасать его от голодного обморока и нервного истощения. Неспособность детей самостоятельно ограничивать себя по причине отсутствия необходимого для этого жизненного опыта и самодисциплины — вот та причина, по которой именно родители берут на себя роль арбитров, назначая допустимое время игры. И ровно по этой же причине некоторые родители идут дальше, внося собственные коррективы даже и в правила игры, добиваясь максимально возможного позитивного эффекта и снижая возможный предполагаемый вред.

Практически бесполезно ожидать, что производители самых популярных игр будут всерьез заботиться о здоровье и умственном развитии детей. Вместо этого для родителей, как правило, создается красивая маркетинговая видимость пользы от различного конструирования, интерактивного взаимодействия, необходимости стратегического мышления и прочих подобных вещей. Безусловно, определенная польза от таких вещей присутствует, но не стоит ее слишком преувеличивать. Создатели сегодняшних игр в своем детстве в них не играли, и пока что совершенно не очевидно, смогут ли создать что-то большее сегодняшние молодые игроки в зрелом возрасте.

Вместо того, чтобы идти на поводу у современной игровой моды, вполне можно отыскать на бескрайних информационных просторах

и другие способы занять своих детей. Понимая, что основной целью игры является развитие мышления, памяти и воображения, можно подобрать такие приложения, где все эти качества развиваются более эффективно и к тому же дают некоторое приближение к реальной полезной деятельности, которая безусловно предстоит маленьким игрокам во взрослой жизни. Детям не так важно, во что играть. В качестве иллюстрации мы можем привести пример жизни детей в бедных странах, где мечтой месяца может быть жареная курица, например. Дети в таких странах играют совсем с другими игрушками. Простые пластиковые бутылки и старые покрышки от автомобилей заменяют им конструкторы «Лего», тогда как воображение восполняет все недостающие краски и формы.

Резюмируя данный раздел, мы еще раз вернемся к вопросу контроля. Понимая, что так или иначе необходимо сдерживать невероятный энтузиазм, с которым дети набрасываются на различные мобильные устройства, вероятно, нужно расширить границы этого контроля, предлагая действительно полезные инструменты и ограничивая бесцельную игру в популярные приложения. Безусловно, родителям с их загрузкой и заботами будет очень сложно отказаться от нескольких минут в день, которые они наверняка хотели бы потратить на собственные развлечения, и уделить время поиску подходящих игр для своих детей. Однако именно это и может являться своего рода мостиком, который позволит сохранить хотя бы немного живого общения со своими детьми. Если мы сможем находить время, чтобы поиграть с ними, пока они маленькие, тогда в будущем, может быть, они тоже позовут нас во что-нибудь поиграть, когда станут взрослыми и самостоятельными.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я