Молодёжная политика «с нуля»

Евгений Владимирович Игнатьев, 2019

Финалист Национальной молодёжной литературной премии 2021 года.Книга о том, как организовать работу с молодёжью в маленьком городе или посёлке.В книге представлены реальные истории создания органов молодёжного самоуправления, которые качественно меняли молодёжную жизнь на территории своих городов и поселков.В работе представлены истории молодых личностей, которые смогли создать уникальные проекты и сообщества и провести небывалые мероприятия для молодёжи. Книга показывает насколько большие возможности скрываются на территории городских и сельских поселений, которые могут качественно изменить жизнь молодёжи.В книге представлена пошаговая инструкция по реализации государственной молодёжной политики в городах и поселках.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Молодёжная политика «с нуля» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Зачем нужна молодежная политика?

Все более актуальной в России и в мире становится борьба за молодежь. Молодежь — это тот ресурс, который может изменить положение дел на любой территории как в лучшую, так и в худшую сторону. Примером тому могут служить революции и другие социальные потрясения, бурный экономический рост и воплощение в жизнь самых невероятных идей. Молодежи свойственны нестандартное творческое мышление, энергичность и неуемное желание сделать что-то значимое в жизни. Тому есть разумные объяснения: период активного физического и умственного развития, рост сексуальной энергии, отсутствие опыта (рамок поведения), необходимость общественного признания и далее по списку. С течением времени эти «молодежные особенности» угасают, и сформировавшиеся привычки и картина мира меняются все реже. Именно поэтому важно еще на стадии взросления заложить такие привычки и картину мира, которые позволят человеку:

1) сохранить на более долгое время заряд энергии;

2) сохранять и приумножать свое здоровье;

3) воспитать в себе любовь и бережное отношение к большой и малой Родине, природе и соотечественникам;

4) нацелиться на успех в жизни и двигаться к нему.

Если этого не сделает наше общество, а также государственные и муниципальные органы, то за нас это сделают другие люди и государства, но уже в собственных интересах.

В настоящее время работу с молодежью в России сложно назвать системной. Таковой ее можно назвать только если выстроена четкая система от федерального до муниципального уровня, от подведомственного учреждения до частного предприятия, и каждый полностью отрабатывает свой участок работы.

Именно о такой работе пойдет речь в данной книге. Образ такой системы был сформирован на основе личного опыта работы на уровне поселения, района и субъекта РФ. И этот опыт подсказывает, что нет такого субъекта хозяйственной деятельности (будь то предприятие, школа, администрация или министерство), который не занимается молодежной политикой. Не всегда это осознавая, все они занимаются молодежной политикой хотя бы потому, что транслируемые ими мысли, убеждения, наставления, приказы (любая информация) в конечном итоге влияют на мироощущение молодого человека, который эту информацию получает, и на тех молодых людей, с которыми он после этого будет общаться.

Кардинально система работы с молодежью поменяется лишь тогда, когда каждый руководитель любого уровня увидит в молодежи ресурс собственного развития и развития окружающей действительности.

Сама молодежная политика подталкивает молодого человека к формированию умений работать в команде, нестандартно мыслить, брать на себя ответственность за себя и других, творчески подходить к делу, не бояться проявлять инициативу.

1.1. Классический подход в работе с молодежью

Молодежная политика — это не проект. По той простой причине, что она не имеет своего окончания. Мы не можем сказать, когда мы реализуем полностью всю молодежную политику, после чего она будет жить своей жизнью. Как нельзя полностью реализовать, например, образование или медицину. Молодежной политикой необходимо заниматься всегда, оставаясь «на гребне волны» современности, внедрять новые методы и технологии, реагировать на появляющиеся вызовы, а еще лучше — быть на шаг впереди. Поэтому цель молодежной политики с учетом бесконечной ее реализации в неограниченном пространстве — это совершенствование человека через системную (постепенную) передачу человеческих ценностей от поколения к поколению. Исходя из этого, в понятие «молодежная политика» необходимо вкладывать не только работу с молодежью от 14 до 30 (35) лет, но и работу с детьми и с теми, кто сам работает с молодежью.

На уровне страны важно сформировать общество, которое в целом будет более эффективным (с точки зрения здоровья, ответственности, мотивации к созидательным действиям, слаженности во взаимоотношениях) и патриотически настроенным. Важно, чтобы каждое последующее поколение освобождалось от тех проблем, которые ему достались от предшественников. Безусловно, процесс этот бесконечен, ибо всех проблем не решить никогда, и каждое поколение будет создавать новые для себя и последующих поколений. Но если их не решать, то сами по себе они либо не исчезнут вовсе, либо исчезнут, но очень нескоро и едва ли безболезненно.

Программная цель молодежной политики на уровне страны — самореализация молодежи на территории РФ.

Особенностью молодежи является высокая потребность в самореализации (в физическом плане, в моральном, творческом, духовном и, естественно, в сексуальном). Накапливаемая в молодом человеке энергия требует выхода, задача государства — создать подходящие условия для выхода этой энергии: спорт, творчество, научно‑исследовательская работа, добровольчество, социальное проектирование. Необходимо создать возможность для молодых людей сравнивать свои результаты, создавая тем самым соревновательный эффект и стимул для обмена и внедрения лучших практик. С этой целью на уровне страны важно разработать и внедрить систему работы с молодежью от федерального до муниципального уровня и даже ниже: до учреждения, предприятия, организации, до специалиста, работающего с молодежью в данных структурах.

За последние годы сфера молодежной политики в России значительно расширилась, появилось много новых направлений работы, молодежных событий и мероприятий, позволяющих молодежи самореализоваться. Однако именно вертикаль системы молодежной политики до сих пор остается слабой. Работая с молодежью на муниципальном уровне, понимаешь очевидность этого вывода.

К сожалению, на сегодняшний день в большинстве молодежных событий принимает участие одна и та же молодежь из одних и тех же молодежных объединений, в то время как молодежь, проживающая в малых городах и поселках, даже не знает о своих возможностях. Как показывает практика, информация обычно «зависает» на районном уровне и даже не доходит до поселений. Или доходит с опозданием. Многие районные специалисты считают достаточным отработать с молодежью своей районной столицы, а остальные города и поселки, которые входят в состав района, остаются неохваченными.

Вот характерный ответ специалиста небольшого поселения на вопрос «Насколько системно до вас доводится информация из районной администрации?»:

«На самом деле не очень системно. На те мероприятия, на которых нужна посещаемость, они зовут. Остальная информация доходит крайне редко».

Такой подход приводит к неравенству и делит молодежь на тех, кто получает блага от молодежной политики, и тех, кто этой возможности лишен. В конечном итоге такой подход только усугубляет ряд наболевших проблем, таких как отток молодежи в крупные города и сложности внутригрупповой коммуникации (условно говоря, еще резче обозначает разделение молодежи на «городских» и «сельских»). Молодежь в поселениях, будучи незанятой, начинает самостоятельно планировать свой досуг — не всегда правильный с точки зрения здоровья и самореализации.

Эта ситуация будет продолжаться до тех пор, пока все районные специалисты не поймут, что на них лежит ответственность за всю молодежь района, а не только за райцентр.

А вот если спуститься на уровень городских и сельских поселений, то там говорить о системной работе с молодежью не приходится. Конечно, есть отдельно взятые поселения, которым удалось создать систему работы с молодежью на уровне своего города, поселка или деревни, но таких примеров не так много. Скорее это исключение из правил. Органы местного самоуправления на уровне поселения приравнивают свои обязанности по работе с детьми и молодежью к обязанностям по развитию культуры и спорта. Можно сказать, что таким образом они приравнивают Масленицу и турнир по футболу к мероприятиям молодежной политики. Аналогично приравниваются кружки и секции к творческим и спортивным объединениям органов молодежного самоуправления. Или выступление членов творческого коллектива к добровольческой (волонтерской) деятельности. Безусловно, между кружком и молодежным творческим объединением очень тонкая грань, но ее важно понимать и не путать одно с другим.

Важно понимать, что Молодежное творческое объединение (МТО) — это добровольное молодежное сообщество, созданное для занятий творчеством. Оно входит в структуру молодежной политики поселения, но его деятельность не оплачивается из бюджета, и все члены этого объединения (включая руководителя) занимаются своей деятельностью на общественных началах. Аналогично обстоит дело с Молодежным спортивным объединением (МСО).

Почувствуйте разницу: в кружке или секции есть специально обученный ответственный руководитель, нанятый на работу для руководства этим кружком/секцией. Всем необходимым его обеспечивает руководство учреждения, где он работает. Руководитель кружка/секции подчиняется в своей работе руководству учреждения.

В молодежном творческом объединении есть лидер, но он не получает зарплату от учреждения, а следовательно не подчиняется ему в своей работе. Учреждение и МТО при необходимости вынуждены договариваться между собой. Подробнее о создании МТО будет рассказано в главе «Они это сделали», где речь пойдет об открытии рок-клуба.

Как вы правильно, дорогой читатель, понимаете, уровень городского (сельского) поселения не является последним. В состав поселения в большинстве случаев входит несколько населенных пунктов. Что же необходимо делать там? Создавать такие же органы молодежного самоуправления, как и в административном центре поселения! Опыт подсказывает, что работу с молодежью можно и нужно проводить, если в населенном пункте постоянно проживает хотя бы 50 человек молодежи от 14 до 30 лет. Каким образом это можно сделать, будет подробно рассказано в данной книге.

Последним уровнем работы с молодежью уже является уровень учреждений, предприятий, организаций вне зависимости от формы собственности, направления деятельности и штатной численности сотрудников. Систему информирования (как минимум) и молодежное объединение (как максимум) необходимо создавать, развивать и постоянно настраивать на решение задач, которые стоят перед предприятием. Необходимо привлекать молодежь к решению проблем предприятия, это позволит творчески посмотреть на ситуацию, а порой и отыскать нестандартное решение.

Федеральным, региональным и районным «надстройкам» необходимо понимать, что настоящая повседневная и системная работа с молодежью может вестись только на уровне поселения. Из Москвы вы не можете работать с молодежью, живущей в деревне Дымово Ленинградской области. Поэтому все остальные надстройки (район, регион, федеральный уровень) нужны лишь для того, чтобы направлять и помогать (финансово, организационно, информационно, методически) местным специалистам по молодежной политике в их повседневной работе. И, конечно, контролировать охват и качество этой работы.

На мой взгляд, в ближайшие годы федеральная и региональная молодежная политика должны сосредоточиться именно на экспансии во все города и поселки страны.

Но каким образом строится работа с молодежью в среднестатистическом поселении? Давайте посмотрим. Итак, по прибытии в город N мы начинаем свое исследование. Из открытых источников мы узнаем, что в поселении есть Совет молодежи. Как правило, он был создан в 2009 году (в Год молодежи), когда «сверху» пришло соответствующее распоряжение. Как его создавали? Глава администрации дал задание своему специалисту создать такой орган (как правило, даже не объяснив зачем). Исполнительный специалист связался с местными школами и «обрадовал» и без того замученных замов по воспитательной работе своей новостью. Он попросил делегировать в создаваемый Совет молодежи двух-трех человек (кого именно, он, естественно, не уточнил, в лучшем случае сказал, что их возраст должен быть от 14 до 30 лет). И вот собрались делегаты от школ на первое заседание Совета молодежи. Пришел даже тот самый глава. Они выбрали председателя Совета (причем, скорее всего, заранее, и такого, кто не будет слишком «выносить мозг»), заместителей и даже сформировали комиссии (например, по спорту, культуре и патриотическому воспитанию). Правда, получилось так, что в комиссию по культуре запиасалось примерно 60% членов Совета, а все остальные в комиссию по спорту, поэтому после небольших прений в комиссию по патриотике записался (и возглавил на первых порах) сам председатель и еще пара человек. После формирования структуры получилась неловкая ситуация, ведь теперь нужно было что-то делать, а что именно — непонятно. У молодежи на тот момент никаких инициатив не было, они вообще не до конца понимали, зачем они пришли и куда их избрали. Поэтому «рулить собранием» начал тот самый специалист, которому это было поручено: тут же высказал несколько предложений (которые сочинил на ходу) — что-то вроде проведения субботника или помощи в организации общегородского мероприятия. Для порядка глава администрации сказал, что всегда готов помочь молодежи: «…приходите, мои двери открыты». Ничего другого он и не мог сказать, так как весь его опыт кричал о том, что никакой практической пользы от Совета не будет и вообще все это лишняя трата времени. В конце собрания все сфотографировались, разместили красивую статью на местном сайте и, в общем-то, задачу по проведению Года молодежи посчитали выполненной.

Впоследствии они собрались еще несколько раз (конечно, уже без участия главы администрации), пара человек высказали свои инициативы, но, по мнению специалиста, эти инициативы были настолько «оторваны от реальности», что их даже не восприняли всерьез. Ребята, конечно, вышли на субботник и даже помогли в проведении общегородского мероприятия, но с каждой встречей их становилось все меньше и меньше. Затем наступила промежуточная аттестация в школе, и ребят было не собрать, следом каникулы, потом самому специалисту было не до Совета, и в конце концов он решил, что собирать Совет молодежи нужно не постоянно (не еженедельно, не ежемесячно), а по мере необходимости. Мера эта так и не наступила.

Примерно по такой схеме умерло большинство Советов молодежи. Думаю, многие, кому знакома молодежная политика, согласятся с этим.

В чем была ошибка? Хорошо всем известный подход к работе — то, что называется «спустя рукава». А теперь давайте разберемся, кто виноват (а потом и — что делать).

Глава администрации:

1. Не поставил четкую цель относительно создания Совета молодежи (органа молодежного самоуправления).

2. Не создал для себя, а затем и для специалиста, идеальную картину работы Совета.

3. Не занялся этим делом самостоятельно.

4. Не проконтролировал своего специалиста (не сменил его при необходимости) по этому вопросу, не задавал вопросов и не проверял результаты работы, а пустил дело на самотек.

Специалист:

1. Не осознал важность работы, не уделил достаточно времени изучению вопроса и лучших примеров.

2. Не убедил главу администрации в том, что это важный и нужный вопрос. Не донес до руководителя все преимущества активной работы Совета молодежи.

3. Обратился только к школам. Не обратился на предприятия, к молодым предпринимателям, не выявил лидеров в разных сферах (творчество, спорт и пр.).

4. Не провел предварительную подготовку и отбор. Не уделил внимания кандидатам в создаваемый Совет молодежи. В Совете (в особенности на первых порах) нужны лидеры молодежной среды (пусть даже неформальные лидеры и те, кто зарекомендовал себя не слишком хорошо с точки зрения дисциплины). Руководство школ, как правило, просто отправляет лучших учеников (отличников или тех, кто и так состоит во всех кружках и секциях).

5. Не объяснил понятным для молодежи языком, что именно создается, какова их роль и цели работы, какие возможности дает Совет, не сумел увлечь молодежь идеей.

6. Сдался раньше времени. Не был настойчив, когда окружающие убеждали его, что ничего не получится, когда настаивали, что лучше сделать как можно быстрее и проще, не углубляясь в вопрос.

7. Отмахнулся от первых инициатив молодежи! Это самое главное. С самого начала специалист дал понять молодежи, что их инициативы не нужны, что их роль прежде всего исполнительская. Это и стало, что называется, последним вбитым гвоздем.

Нужно понимать, что на начальном этапе молодежная политика нужна больше специалисту, чем самой молодежи. Просто потому, что молодежь еще не понимает, зачем ей нужна эта молодежная политика, какие преимущества она дает. А специалист знает!

Избранный председатель:

1. Не являлся лидером хотя бы небольшой молодежной группы.

2. Не увидел тех возможностей, которые ему представились.

3. Не принял участие ни в одном из форумов (ни в окружном, ни в федеральном), да и в региональных семинарах тоже.

Как показывает практика, если бы хоть один из них добросовестно выполнял поставленные перед ним задачи, то, скорее всего, молодежная политика заработала бы. Но ‒ увы…

1.2. Упорная статистика

Если посмотреть на молодежную политику как на работу, связанную с формированием будущего страны, то все ее направления становятся очевидными. Понятна их стратегическая цель. Те привычки, взгляды на жизнь и картину мира, которые мы как специалисты по делам молодежи заложим в молодого человека, найдут свое отражение в ближайшие 5‒15 лет. Ведь основные осознанные привычки человека формируются именно с 14 до 30 лет.

НО! Сколько молодых людей на сегодняшний день состоят в молодежных структурах? Статистика говорит, что лишь 2% молодежи. Мои цифры говорят о 0,5‒1% в самых успешных (по молодежной политике) районах Ленинградской области. А если углубиться в вопрос, какие из молодежных структур ведут качественную работу и строят ее на принципах самоуправления, развивая у молодежи лидерское мышление (инициативу и ответственность) и прививая полезные привычки, то, боюсь, что процент будет еще ниже.

Но даже если так сильно не углубляться, на сегодняшний день нельзя сказать, что мы работаем с молодежью системно. Пока наш результат варьируется на уровне математической погрешности. Мы можем проводить какие угодно полезные мероприятия, разрабатывать любые хорошие государственные и муниципальные программы, но пока мы кратно не увеличим охват молодежи, повлиять на будущее мы не сумеем.

Молодежная политика должна прийти в каждое поселение, в каждую школу, предприятие, учреждение, включить в себя максимум неформальных молодежных объединений. Только тогда можно будет говорить, что мы формируем будущее. Поэтому термин «специалист по делам будущего» — очень правильный по своей сути, но до него нам еще предстоит дорасти.

Давайте посмотрим на имеющиеся цифры по Ленинградской области.

Ленинградская область состоит из 17 районов и 1 городского округа. Внутри 17 районов находится 199 городских и сельских поселений. Из 199 поселений только в 48 поселениях созданы и ведут хоть какую-то работу молодежные структуры (Советы молодежи, молодежные организации, молодежные активы и пр.). Из этих 48 поселений 18 — это райцентры и городской округ.

Давайте посмотрим на информационный охват молодежи. В Ленинградской области проживает 400 000 молодежи от 14 до 30 лет. Возьмем группы Советов молодежи городских и сельских поселений в социальных сетях и сложим количество участников.

Понятно, что не все, кто состоит в группах молодежных структур, являются молодежью (кто-то вышел из категории молодежи по возрасту, но остался в группе). К тому же кто-то из пользователей заводит не по одной странице и состоит в нескольких группах одновременно (то есть некоторые пользователи посчитаны два, а то и большее количество раз).

Но даже без учета данных погрешностей получается, что из 400 000 молодежи мы систематически транслируем свою информацию по линии молодежной политики лишь для 44 208 пользователей. Это составляет 10% от общего числа. Но здесь нужно отдать должное тому факту, что за два года нашей работы численность групп увеличилась в два раза (обратите внимание на цифры 2017 года).

Качественно иная ситуация в Выборгском районе Ленинградской области. В таблице выше этот район занимает верхнюю строчку и по численности, и по темпу роста. Дело в том, что книга, которую вы читаете, основана именно на опыте работы в Выборгском районе. Здесь созданы Советы молодежи во всех поселениях. Где-то они работают более активно, где-то менее. Но они постоянно показывают уверенный рост.

Вот аналитика групп по Выборгскому району без райцентра (без города Выборга):

Если глубже погрузиться в вопрос, то окажется, что в Выборгском районе проживает 44 000 молодежи. Информационный охват молодежи Выборгского района составляет (с городом Выборгом) 11 989 пользователей (или 27%). Это уже более внушительная цифра, чем в среднем по Ленинградской области. Но давайте посмотрим, какое количество молодежи состоит в молодежных структурах в населенных пунктах Выборгского района. Их всего 288 человек. Или 0,65% от общей численности молодежи. И это самый успешный по молодежной политике район Ленобласти. А что говорить про менее успешные районы? А про менее успешные регионы страны?

Если не сосредоточиться на организации работы с молодежью на уровне поселений, то вся наша работа будет напоминать «мартышкин труд».

Ну а теперь опустимся на уровень поселения и посмотрим на местную молодежь. Однажды мы у себя в Светогорске решили провести анкетирование молодежи по основным вопросам, которые всегда волнуют муниципальное образование. И вот реальные результаты этого опроса:

● если в поселении ведут работу молодежные структуры, то 55% молодежи этого поселения знают об этом;

● 45% молодежи хотели бы принимать участие в работе молодежных структур;

● 76% молодежи любят свой родной город/поселок;

● 50% молодежи не связывают с ним свое будущее;

● 70% молодежи считают, что в выборах нужно принимать участие;

● 37% молодежи (от 18 лет) приходят на избирательный участок.

Понятно, что с 2012 года, когда проводился этот опрос, прошло уже много времени, да и в каждом поселении своя ситуация. Тем не менее такие тенденции важно отслеживать и проводить опросы системно, хотя бы 1 раз в 3 года. Это позволит более трезво оценивать собственную работу и предпринимать осознанные усилия по ее улучшению.

1.3. Взгляд молодежи (чего молодежь ждет от государства?)

Работать с молодежью не так уж сложно, если хорошо ее понимаешь или сам относишься к молодежи. Вот, кстати, один из аргументов, почему молодежной политикой должны заниматься молодые люди. Им проще понять мотивы и найти общий язык с людьми своего возраста. Чем дальше человек отходит от молодежи по возрасту, тем труднее ему работать. Хотя надо отдать должное тем людям, которые умудряются найти общий язык с молодежью в достаточно солидном возрасте. Но это скорее исключение, чем правило. К тому же необходимо чувствовать разницу между настоящим пониманием и попытками это понимание изобразить. Молодежь сразу чувствует подлог, да и со стороны это выглядит смешно. В этом плане молодежь не обманешь. Но тот, кто умеет по-настоящему оставаться молодым даже в самом почтенном возрасте, тот излучает особую энергию, которую получает именно от молодежи, с которой работает. Важно быть искренним, уметь слушать и слышать, не строя из себя «великого учителя» (старшего аксакала, местного мудреца, великого гуру). Придержите свои советы (и тем более свое решающее слово) до лучших времен, пускай молодежь решает. В крайнем случае, подталкивайте в нужном направлении с помощью наводящих вопросов. Только эти вопросы должны звучать мягко (почти незаметно).

Итак, чего же хочет молодежь?

Для того чтобы это понять, нужно вспомнить, что молодость — это период бурного гормонального созревания, сопровождаемый всплеском сексуальной энергии. Большинство действий молодежи ведомы этими импульсами. Это огромной силы энергия, которую вы никогда не сможете погасить ни убеждениями, ни наказаниями. Она в любом случае найдет выход. Вспомните себя в молодости. Помните, как вам родители запрещали с кем-то общаться? Помните, что вас это не останавливало? Помните, как вы обманывали родителей и учителей? С тех пор ничего не изменилось. Поэтому не допускайте тех же ошибок, которые допускали ваши воспитатели. Но если эту энергию нельзя погасить, то что же с ней делать? Направлять ее! Эта энергия может подтолкнуть молодого человека как в плохую, так и в хорошую сторону. Можно реализовать эту энергию в творчестве, спорте, науке, общественных делах, а можно в криминале, сектантстве, в употреблении наркотических веществ и многом другом, столь же отталкивающем.

Молодежи нужно:

● Во-первых, общение. Молодежи интересно общаться. Общаться с разными людьми, завязывать новые знакомства, менять обстановку. В развитой молодежной политике всегда есть несколько разных тусовок, которые можно предложить молодому человеку.

● Во-вторых, познание нового. Молодежи (как и детям) интересно изучать все новое. Удивительно, как удается некоторым школам на корню загубить это желание у собственных учеников, так что в результате они идут за познанием нового, как на каторгу. Ведь это противоестественно для молодого организма! Молодежная политика должна давать молодежи возможность легко познавать новое. В этом плане миссия специалиста по работе с молодежью ‒ просто и ненавязчиво предоставлять такую возможность и направлять интерес молодежи к новым познаниям. Для этого, конечно, он сам должен многое знать и иметь пытливый ум.

● В-третьих, самореализации. Молодежь хочет испытать свои силы. Вот почему специалисту важно не развлекать молодежь, а давать возможность думать самостоятельно и осуществлять задуманное. Самим решать возникающие проблемы. Если дать этой тяге верное направление, то вы будете поражены, сколько рядом с вами интересных и талантливых людей. Нет ничего приятнее, чем наблюдать за ребятами, которые еще недавно не знали, чем себя занять, а сейчас делают какое-то важное дело, и у них оно получается лучше всех. И в этом есть и ваша заслуга! От всей души желаю вам испытать это чувство.

● В-четвертых, повышения собственной значимости. Большинство молодежи (особенно в подростковом возрасте) испытывает серьезный дискомфорт из-за своей низкой значимости в обществе. Особенно если молодой человек не слишком преуспевает в учебе, спорте, творчестве или общественной деятельности. Вспомните, случалась ли с вами ситуация, когда за какое-то коллективное школьное дело похвалили всех, кроме вас? Помните это чувство обиды? Как вам хотелось встать и сказать: «А я? А как же я?». Помните, насколько обжигающе сильным было это чувство? Конечно, сейчас, во взрослом возрасте, вы уже гораздо менее чувствительны к подобным ситуациям. Но ведь вы до сих пор его помните — то чувство горечи и обиды.

Вспоминается случай из личного опыта, когда на молодежном собрании я назвал часть ребят, руководителей направлений и организаторов мероприятия, по имени-отчеству. Некоторые из них были не старше 15 лет. Видели бы вы, как это повлияло и на тех, к кому обращались, и на тех, кто при этом присутствовал. Многим захотелось добиться к себе подобного отношения. Попробуйте, вы непременно оцените результат.

● В-пятых, независимости и справедливости. Причем справедливости в чистом виде. Отсюда и революционные настроения. Молодежь проще привлечь в радикальные движения, потому что юношеский максимализм не может мириться с той несправедливостью, которая (как кажется молодому человеку) всех нас окружает. Выход — логика и анализ ситуации. А для этого молодого человека нужно почаще посвящать в круг общих проблем. Чтобы он вместе со всеми пробовал их решать. Ведь все невероятные идеи и выводы, которые делает молодой человек, происходят от отсутствия жизненного опыта. Так вот, задача молодежной политики — предоставить ему возможность получить такой опыт. Пускай молодой человек попробует добиться справедливости и проявить свою независимость внутри молодежных структур.

Если вы будете держать в уме эти основные потребности молодых людей, вам будет гораздо легче заинтересовать и организовать молодежь.

__________

Выводы

Молодежная политика — это процесс совершенствования человека через системную и постепенную передачу человеческих ценностей от поколения к поколению.

Молодежная политика должна действовать так, чтобы:

1) сохранить на более долгое время заряд энергии у молодежи;

2) привить привычки, которые сохранят и приумножат здоровье;

3) привить любовь и бережное отношение к своей большой и малой Родине, природе и соотечественникам;

4) помочь нацелиться на успех в жизни и двигаться к нему.

Настоящая повседневная системная работа с молодежью происходит на первом уровне (в городах и поселках, на предприятиях и в учреждениях), все остальные надстройки (район, регион, федеральный уровень) нужны лишь для того, чтобы направлять и помогать местным специалистам по молодежной политике в их повседневной работе.

Чтобы молодежная политика в конкретном городе/поселке запустилась, нужен хотя бы один по-настоящему заинтересованный в этом человек.

Для того чтобы молодежная политика была интересна молодежи, она должна давать возможность:

● общения и появления новых знакомств и связей;

● познания нового;

● самореализации;

● повышения собственной значимости и статуса;

● реализации собственных убеждений, касающихся независимости и справедливости.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Молодёжная политика «с нуля» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я