Как воспитать чемпиона (в спорте, учебе, жизни)

Евгений Васильевич Головихин

Вырастить физически и психически здорового ребенка в современных условиях возможно в понятной педагогической среде, которую совместно создают родители и тренер.

Оглавление

Совет пятый: пообщайтесь с самим тренером

А теперь — к субъективным впечатлениям. Чтобы дополнить портрет возможного спортивного руководителя для вашего ребенка, необходим разговор с тренером. Это — один из важнейших тестов на профпригодность. Для начала оцените первую реакцию собеседника на ваши вопросы: если отвечает с раздражением, подчеркнуто холодно или невежливо — скорее всего, в процессе занятий будут проблемы и у ребенка.

Постарайтесь намеренно затянуть разговор — не слишком навязчиво, но обстоятельно расспросите наставника об условиях приема в секцию, режиме тренировок и критериях отбора. Поделитесь какой-нибудь проблемой, связанной с вашим ребенком — например, пожалуйтесь на то, что он не высыпается или плохо ест. Очень важно, как тренер поведет себя в данной ситуации — постарается дать какие-то рекомендации или ограничится формальной ответной репликой. Помните: если объекту вашего теста интересна его работа, он обязательно попытается вникнуть в суть ситуации, связанной с приходом в его группу нового спортсмена. Даже если наш герой (гипотетический «хороший тренер») торопится, он объяснит это вам максимально тактично. Вообще уважительное отношение к родителям воспитанников — верный признак того, что в поиске хорошего тренера вы на верном пути.

Итак, подведем итоги. Собирательный образ хорошего детского тренера выглядит примерно следующим образом. Подтянутый и пунктуальный, вежливый, любящий свою работу и пользуется ответной любовью детей. Его тренировочный режим интенсивен, но не утомителен, упражнения — разнообразны, он — настоящий хозяин в спортивном зале и всегда контролирует ситуацию, не забывая ни пожурить, ни похвалить своих воспитанников. Он умеет общаться с детьми так, чтобы его слышали и понимали, однако никогда не позволит себе хамства и грубости в адрес подопечных. Он умеет создать правильное настроение — как в ходе тренировки, так и на соревнованиях. Он вникает в деликатные моменты, связанные с индивидуальностью детей и содействует решению проблем. И еще — он никогда не пройдет мимо неопрятности воспитанников, явного нарушения правил экипировки или техники безопасности.

Скажете — идеал? Порадую вас: таких тренеров, к счастью, довольно много. Они живут в реальном спортивном мире. Просто не пренебрегайте возможностью их найти. Поиск такого тренера, поверьте, — задача гораздо более важная, чем попадание ребенка в непонятную среду с «солидной вывеской».

Понятно, без специальных спортивных или физкультурных занятий заниматься спортом невозможно. Кто-то может найти время и организовать занятия утренней гимнастикой или пробежкой, у кого-то получится в выходные дни всей семьей сходить в бассейн или на лыжах. И это очень здорово. Но мы ведем диалог о спорте и разговариваем, о специализированных занятиях в спортивной секции. Где тренировки проводит или должен проводить тренер. За много лет работы в спорте, в общениях с родителями и коллегами отработал самые важные вопросы перед началом спортивной карьеры. Эти вопросы должны рассмотреться на семейном совете и по ним сделать первые выводы. Я ставлю задачу в данном разделе разъяснить уровень возможностей и перспектив, которые можно определить сразу. В каждом пункте я буду давать разъяснения, а вы можете их дополнить

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ЗАДАТЬ РОДИТЕЛИ СЕБЕ И ТРЕНЕРУ, ПЕРЕД ТЕМ КАК ОТДАТЬ РЕБЕНКА В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ

Секция, вид спорта. Олимпийский или не олимпийский вид спорта. У каждого есть право на посещение занятий по состоянию здоровья там, где он пожелает. Но в жизни есть максимум и минимум. Мы должны нацеливать своих детей, а в особенности их мышление, и себя на максимум. Человек, когда захочет, может все. Что понимает 6-ти летний ребенок? А десятилетний или двенадцатилетний? Вспомните себя и сравните. Ответ, недостаточно много, чтобы сделать правильный выбор. В большинстве случаев олимпийские виды спорта могут дать максимум в конечном результате личностного роста, Олимпийская медаль и понятное перспективное будущее. Если вы не верите в своего спортсмена, то, как ему выдвигаться в спортивную жизнь. Приведу пример. Занималась и сейчас занимается талантливая девочка. Но так получилось, что родители не нашли общий язык и развелись. Временно девочка осталась с матерью. А отец направлял её в спорт, мать же делала всё наоборот, и всячески внушала ей, что она ничего в жизни не добьется и будет никем. Девочка ушла к отцу, серьезно занялась спортом, уже добилась значимых результатов и ей необходимо выезжать за границу. А она не совершеннолетняя. Нужно разрешение на выезд за границу и тут мать говорит, что никогда не разрешит своей дочери выезжать на спортивные мероприятия за рубеж, по причине, что желает дочери сидеть дома. Непонятное понятное отношение к дочери. И на самом деле на начальных этапах установки матери о её никчемности срабатывали. Но время и система тренировок делают свое дело. И я как тренер, отец как родитель, спортсменка верим в наш совместный труд и в спортивное будущее. Я считаю, что только олимпизм позволит спортсмену добиться максимального результата. Уйти в не олимпийские виды спорта никогда не поздно. В не олимпийских видах многие из моих воспитанников стали мастерами спорта, мастерами спорта международного класса, одерживали победы на Чемпионатах Мира и Европы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я