Как воспитать чемпиона (в спорте, учебе, жизни)

Евгений Васильевич Головихин

Вырастить физически и психически здорового ребенка в современных условиях возможно в понятной педагогической среде, которую совместно создают родители и тренер.

Оглавление

Совет четвертый: поговорите с людьми

Систематизировав свои первые визуальные впечатления, продолжайте исследование с помощью «опроса общественного мнения». Поговорите с родителями детей, которые занимаются у этого тренера раньше, чем вы. Не ограничивайте свой круг общения только мамами или только отцами — первые обычно весьма образно описывают человеческие качества воспитателя и обильно снабжают свои рассказы конкретными ситуациями из жизни. Зато папы обстоятельно оценят профессионализм наставника в плане методики тренировок и его дальновидность в ходе соревновательного процесса.

Попытайтесь собрать на потенциального учителя спорта для вашего ребенка своеобразное досье. Уточняйте, особенность мышления, нацеленность на результат, видение системы, пунктуален ли он, часто ли шутит, умеет ли разумно сочетать политику «кнута и пряника», быстро ли запоминает имена новых воспитанников — все это идет в плюс претенденту. Если тренер способен пожалеть и поддержать воспитанника — даже в ситуации, когда на фоне коллектива проблема одного занимающегося не столь заметна, — это добрый знак. Бывает, увы, и обратное: для «сенсея» все юные спортсмены — лишь рабочий материал, источник дохода, а на такие мелочи, возрастные особенности, ранимые детские души, он обращать внимание просто не привык. Уйдут одни, кто понял что происходит, придут другие. А пока разберутся, время пройдет.

Обязательно попробуйте разговорить и самих детей — что они думают о своем тренере? Детские мнения необычайно лаконичны и точны в формулировках. Приходилось слышать от ребят характеристики воспитателя в широчайшем диапазоне — от «злой, как бандит» до «он нас сам боится». Что ж? Подшейте и эти реплики к вашему досье — пригодятся.

Поинтересуйтесь также послужным списком тренера, то есть результатами выступления его воспитанников в соревнованиях. Однако помните, что результаты турниров — отнюдь не главный критерий оценки уровня специалиста по детскому спорту. В крупных школах, где ведется жесткий отбор наиболее одаренных детей, тренер способен давать результат подчас исключительно на первичных способностях своих учеников. Более того, там, где результат детских соревнований ставится во главу угла, и сам отбор ведется главным образом по физическим параметрам. Научно доказано, что в ранних возрастах физически сильные и рослые дети обязательно обыграют талантливых и обученных, но более слабых на данный момент сверстников. Поэтому все тренерские победы и регалии с самыми юными спортсменами — условность. Но все равно — относитесь к этой статистике с осторожностью, чтобы не стать жертвой заблуждения.

Один из оптимальных вариантов, существование спортивных педагогических систем, где работает команда единомышленников, заинтересованная в общем результате.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я