Кулига. Описание деревни Кулига и ее окрестностей

Евгений Валерьевич Пономарев, 2020

Описание одной из уральских деревень, история ее образования, описание окрестностей.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кулига. Описание деревни Кулига и ее окрестностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Е.В. Пономарев

Кулига.

Описание

деревни Кулига

и её окрестностей

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Деревня Кулига в системе административно-территориального устройства

Русская колонизация

Верхотурский уезд

Арамашевская слобода

Образование деревни Кулига

Непонятное название

Планировка территории

Окрестности деревни. Eщё несколько странных наименований.

«Чёртова» или «священная» река?

Околица

«Подводный» мост

«Верхний» пруд

«Камень»

«Средняя редка» и «Постная редка»

«Казённый» лес

Забока и Мироновский хутор

Кулигинская школа

Кулига в период гражданской войны, нэпа и коллективизации

Кулигинский Герой Великой Отечественной войны

Воспоминания

Послесловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея изложить на бумаге сведения о моей малой Родине вынашивалась мною давно. Ещё подростком, наблюдал как в тяжелый для всей страны период 90-х годов XX века, начало гибнуть русское село, когда безвозвратно рушились старинные дома, хищнически разграблялось имущество колхозов и совхозов, сельских кооперативов, люди довоенного поколения со своими нравственными устоями уходили из жизни, а многие представители нового поколения отвергали всё, чем дорожили наши деды, не считаясь ни с чем, стремились изыскать для себя максимальную материальную выгоду.

Упадок сельского хозяйства, привел к значительному оттоку населения из сельской местности в крупные развитые центры. В связи с этим особо резко выявилась проблема запустения сельских населенных пунктов. С распадом советского государства такая картина была по всей стране. И в первую очередь, менялся облик российского села, началось вымирание многих населенных пунктов и их исчезновение.

Официально существуют только статистические данные, ведутся списки населенных пунктов, которые, по сути, фиксируют лишь собственные наименования населенных пунктов и их местонахождение. А события прошедших лет, произошедшие в «малых родинах» бесследно исчезают.

Как таковой официальной летописи каждого населенного пункта не ведется. Существуют лишь отдельные попытки некоторых исследователей по восстановлению истории конкретных территорий или конкретных населенных пунктов.

Изучение истории населенного пункта является очень сложной и многогранной работой исследователя. Сложность изучения состоит в поисках источников информации о конкретном населенном пункте и воссоздания хронологии событий, тесно связанных с определенной территорией. Кроме того, стоит отметить, что объем исторических сведений о населенных пунктах различается в зависимости от вида и категории того или иного населенного пункта. Безусловно, сведений о городском населенном пункте гораздо больше, чем о сельском. Между сельскими населенными пунктами также есть определенные отличия. Или речь идет о центре сельского общества, или о населенном пункте, который был лишь частью сельского общества. Среди сельских населенных пунктов конечно больше информации можно найти о селах, особенно тех, которые в свое время выполняли функции слободского или волостного центра.

Результатом своей работы вижу фиксацию и сведение воедино информации об одной из уральских деревень, которая никогда не имела статуса центра сельского общества, являлась лишь её частью, периферией. По этой причине исторические сведения о ней скупы и разрозненны, а в официальных источниках практически не отражены. Относительно первой половины XVII века, то есть периода начала массовой колонизации территории, сохранилось мало документов. Кроме того, не стоит забывать и тот факт, что архивные документы могли подвергаться уничтожению, намеренно или по воле слепого случая, например, по причине пожаров. Так, в 1643 году сгорел тобольский архив, в котором хранилось достаточно документов того времени, касающихся, в том числе, и исследуемой нами территории. Горели и архивы других городов.

В данной работе буду использовать сведения из исторических документов, рассказы старожил, а также собственные воспоминания.

Убежден, что данная работа не может претендовать на какое-либо литературное или научно-историческое произведение. Да и произведением в широком смысле этого слова считаться не может. Моей целью является лишь запечатление описания одной из многих тысяч русских деревень, зафиксировать кое-какие факты, которые ещё сохранились в различных документах, не совсем стерлись из памяти людей.

При разговоре с местным, относительно ещё молодым населением, порой наталкиваешься на непонимание и незнание с его стороны каки-либо фактов из прошлого деревни, имен земляков или названий окрестных территорий. Человеческая память коротка. Надеюсь, что данная работа позволить хоть как-то продлить эту память, а также подвигнуть других исследователей к изучению истории своих «малых родин» уральского региона.

Итак, объектом исследования была выбрана деревня, в которой прошло все мое детство. Этот населенный пункт входил в сельское общество, членами которой были, в том числе, и мои предки по линии отца почти с самого его образования.

Данная территория не является фактическим местом моего рождения. Однако сознательная часть своего детства и юношества прошла на просторах деревни Кулига Алапаевского района Свердловской области.

С этой территорией и хотел бы познакомить своего читателя, показать некоторые, как мне кажется, интересные факты, связанные с её историей.

В своей работе буду ссылаться на различные источники и исторические документы, а также воспоминания жителей. По ходу повествования буду прикладывать копии исторических документов, графических изображении и иных источников, которые мне удалось найти и изучить, в том числе фотографий из своего личного архива.

ДЕРЕВНЯ КУЛИГА В СИСТЕМЕ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Населённым пунктом принято считать место постоянного, компактного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредотачивающее жилые, административные и хозяйственные постройки.

Любой населенный пункт не может существовать сам по себе. Он обязательно входит в ту или иную систему управления территорией, на которой он расположен. Вся управляемая территория может быть единым пространством, а может делиться на отдельные части или, как принято их называть, единицы, то есть административно-территорильные единицы.

С момента прихода на уральские земли русской государственности возникла необходимость организации управления новыми территориями. С этого момента и начали образовываться такие единицы.

В настоящее время описываемая деревня непосредственно входит в состав административно-территориальной единицы Свердловской области «Алапаевский район».

До проведения последней реформы административно-территориального устройства Свердловской области, упразднившей Законом Свердловской области от 13 апреля 2017 года № 35-ОЗ «О мерах по реализации Закона Свердловской области «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» такие административно-территориальные единицы Свердловской области как «сельсоветы» и «поссоветы», деревня Кулига непосредственно входила в «Арамашевский сельсовет», а последний, в свою очередь, — в «Алапаевский район».

В настоящее время после упразднения промежуточных звеньев («сельсоветов» и «поссоветов») в структуре административно-территориальной системы Свердловской области все населенные пункты Свердловской области входят в составы административно-территориальных единиц Свердловской области (районов, городов либо районов городов) напрямую. Существование сельсоветов на протяжении последних более 25 лет являлось формальным, в них не было присутствия в указанный период каких-либо федеральных государственных органов, государственных органов Свердловской области.

После упразднения советской системы сельсоветы перестали выполнять свою функцию как низшего звена системы управления. Поэтому закономерным было принятия решения ликвидировать сельсоветы как вид административно-территориальной единицы Свердловской области и ушедший в прошлое элемент системы Советов народных депутатов, закрепленной ещё с момента принятия Конституции РСФСР 1918 года, утвержденной V Всероссийским съездом Советов.

Однако такой административно-территориальная система была только в XX веке. В целях подробного изучения истории населенного пункта необходим анализ становления и изменения всей структуры административно-территориального деления, в которую он входит. Это позволяет выявить некоторые общие закономерности социально-экономического развития территории, в том числе конкретного населенного пункта, расположенного в ее пределах.

Изменения административно-территориального деления в части подчиненности территории описываемого населенного пункта, в первую очередь, связаны с политическими процессами и проводимыми реформами.

Итак, описываемая деревня расположена на Среднем Урале. Деревня находится на левом берегу реки Шайтанка, впадающей в реку Реж, в 28 километрах на юг от города Алапаевск. Она, в настоящее время, входит в территорию Свердловской области.

Первой административно-территоиальной единицей, в состав которой входила деревня Кулига был Верхотурский уезд, о котором речь пойдет ниже.

В отношении административно-территориального устройства здесь мы не будем рассматривать принадлежность деревни к арамашевской слободе, арамашевской волости, или арамашевскому сельскому обществу, на протяжении всей истории своего существования они имели один вектор развития, за исключением определенных этапов. Эти исключения в первую очередь были связаны с периодом становления советской системы управления на местах.

В данной главе будем акцентироваться на административно-территориальном делении и его трансформации в историческом процессе.

Наиболее значительные изменения произошли во время правления Петра I и в 1920-е годы — время становления социалистического типа государственности.

Первые административно-территориальные единицы сформировались уже в ходе начала русской колонизации Урала к XV-XVI векам.

Основной единицей административного деления в этот период являлся уезд, который был в подчинении различных центральных учреждений. Четких границ уезды не имели. Уезды могли объединяться в большие военно-административные единицы — разряды. Разряды и подчинялись непосредственно центральной власти.

Устройство уральских уездов было сложным. Уезды, в свою очередь, делились на станы и волости. В некоторых уездах внутри станов выделялись еще и погосты с их округой. В восточно-уральских и зауральских уездах существовали ясачные (в них проживали преимущественно коренное население) и русские волости (слобода или острог с прилегающими селениями).

Согласно переписи 1624 года, русское население Верхотурского уезда проживало в трех волостях (не считая монастырских вотчин) — Подгородной, Тагильской и Невьянской. Самостоятельный административный статус сохраняли вотчины Строгановых1.

После присоединения в конце XVI века Сибири к России с 1590 года управление Сибирью осуществлялось Посольским приказом. А с 1599 по 1637 года сибирскими делами ведал приказ Казанского дворца, управлявший восточными окраинами государства. Позднее с 1637 года зауральские и сибирские города подчинялись Сибирскому приказу, выделившемуся из приказа Казанского дворца.

С конца XVI века правительство стремилось к созданию в Сибири административного центра, который бы возглавил все уральские и сибирские уезды. Таким центром стал Тобольск.

В созданный к началу XVII века Тобольский разряд вошли все уезды Сибири, в том числе Верхотурский.

В самостоятельную административную единицу Верхотурский разряд (с центром в Верхотурье) выделился из Тобольского разряда в 1687 году. Он состоял из трех уездов — Верхотурского, Пелымского и Туринского.

Верхотурский разряд просуществовал до 1693 года. После этого его уезды были снова возвращены в Тобольский разряд.

Тобольский разряд был ликвидирован в 1708 году при правлении Петра I в связи с созданием Сибирской губернии, в которую вошел Верхотурский уезд.

В 1764 году Сибирская губерния разделена на Тобольскую и Иркутскую. Верхотурский уезд вошел в состав Тобольской губернии. С 1781 года Верхотурский уезд стал одной из административных единиц Пермской губернии.

Наряду с постоянным перераспределением территорий еще одной особенностью административно-территориального деления Урала к началу XVIII века являлось то, что вся его территория была не только разделена между различными административными единицами, но и подчинялась разным ведомствам.

К XVIII веку сложность и путанность в системе управления территориями (не только на Урале и Сибири) привела к необходимости проведения Петром I губернской реформы 1708-1711 годов.

Введение нового принципа административно-территориального деления продиктовано, в первую очередь, необходимостью оптимизации государственного управления территориями в период Северной войны 1700-1721 годов.

Высочайшим указом от 18 (29) декабря 1707 года учреждались губернии, вся территория Российского государства была разделена на 8 губерний:

— Московская с 39 уездами;

— Ингерманландская с 29 уездами;

— Киевская с 56 уездами;

— Смоленская с 17 уездами;

— Архангелогородская с 20 уездами;

— Казанская с 71 уездами;

— Азовская с 77 уездами;

— Сибирская с 30 городами.

В 1713-1714 годах добавились еще три губернии (Рижская, Астраханская и Нижегородская). Смоленская губерния была упразднена и её территория поделена между Московской и Рижской губерниями.

В 1708 году почти весь Урал вошел в Сибирскую губернию с центром в Тобольске. В состав Сибирской губернии были включены 30 городов с прилегающими к ним территориями (уездами) Урала, Сибири и Дальнего Востока. Это был первый этап петровской реформы.

На втором этапе губернской реформы вводилось понятие провинции и дистрикта, укреплялась вертикаль власти. И делалось это, в первую очередь, с целью осуществления контроля над территориями, увеличивая эффективность налогообложения.

29 мая 1719 года указом Петра I «Об устройстве губерний и об определении в оныя правителей» уезды в губерниях переименованы в провинции.

В огромных губерниях появились более мелкие единицы — провинции и дистрикты. Первые должны были в определенной степени заменить губернии, вторые — уезды.

Дистрикты вводились вместо уездов и, как правило, не совпадали с ними в границах. В свою очередь, дистрикты делились на волости.

Сибирская губерния была разделена на три провинции: Вятскую, Соликамскую и Тобольскую. В состав последней губернии входила территория современной Свердловской области.

После смерти Петра I система территориального управления продолжила меняться.

Центром административно-территориальной структуры стала губерния. В 1727 году дистрикты были упразднены путем восстановления уездов.

30 января 1736 года Сибирская губерния снова подверглась изменениям — поделена на самостоятельные Тобольскую и Иркутскую провинции.

В Тобольскую провинцию входили города с уездами — Тобольск, Верхотурье, Туринск, Пелым, Тюмень, Тара, Березов, Сургут, Нарым, Томск, Кузнецк, крепости Камышевская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская, Омская и Железинская.

В 1775 году, накануне реформы, в Тобольскую провинцию вошел Ирбитский уезд. Территория Арамашевской слободы вместе с деревней Кулига оставалась в Верхотурском уезде.

С 19 октября 1764 года по 19 января 1782 года Сибирская губерния называлась Царством Сибирским. Оно было подразделено на Тобольское (на основе Тобольской провинции) и Иркутское (на основе Иркутской и Енисейской провинций) генерал-губернаторства.

В Тобольское генерал-губернаторство входили Верхотурский и Ирбитский уезды Тобольской провинции.

Итак, в ходе преобразований 1727–1760-х годов территории, в настоящий момент относящиеся к Свердловской области, частично поменяли свою подчиненность. Они оказались включенными в Пермскую провинцию Казанской губернии и Тобольскую провинцию сначала Сибирской губернии, а потом Тобольской губернии Царства Сибирского (Сибирской губернии).

7 ноября 1775 года был издан указ Екатерины II «Учреждения для управления Всероссийской империи», в соответствии с которым в 1775–1785 годах была введена трехуровневая система административно-территориального устройства: генерал-губернаторство — губерния (или наместничество) — уезд (или округ). Большинство новых административно-территориальных единиц получили официальное название «наместничества».

Далее, на низовом уровне, деление происходило по цепочке: участок земского начальника — стан — волость — сельское общество — селение — крестьянский двор.

Областная реформа Екатерины II распределила территорию Урала между тремя наместничествами: Вятским (образовано в 1780 году), Пермским и Уфимским (оба образованы в 1781 году).

Пермское и Тобольское наместничества возглавлял Пермский и Тобольский генерал-губернатор. Пермское наместничество было образовано на основе бывшей Пермской провинции Казанской губернии, ряда зауральских городов прежней Тобольской провинции и частично земель Исетской и Уфимской провинций бывшей Оренбургской губернии.

Таким образом, именно в этот период произошло расширение Пермской территории и присоединение Верхотурского уезда, ранее входившего в Тобольскую провинцию, к Пермскому наместничеству.

В результате почти вся современная территория Свердловской области оказалась объединенной под руководством одного губернского центра. Центром нового наместничества стал город Пермь, учрежденный осенью 1781 года на месте Егошихинского завода.

Первоначально в состав Пермского наместничества вошло 16 уездов. В своем составе наместничество имело две области — Пермскую и Екатеринбургскую.

Пермская состояла из Пермского, Кунгурского, Соликамского, Чердынского, Обвинского, Оханского, Осинского и Красноуфимского уездов, Екатеринбургская — из Екатеринбургского, Челябинского, Шадринского, Далматовского, Камышловского, Ирбитского, Верхотурского и Алапаевского уездов. В Указе Екатерины II от 27 января 1781 года сказано: «В Екатеринбургской области образовать Екатеринбургский, Челябинский, Шадринский, Долматовский, Камышловский, Ирбитский, Верхотурский и Алапаевский уезды, вследствие чего в тех местах, по коим названы уезды, учредить города».

Таким образом, Алапаевск получил статус города. В Алапаевский уезд входило 16 сёл, 133 деревни, 14 частных железоделательных предприятий. В уезде проживало 23262 человека. Арамашевская слобода вместе со своими деревнями вошла во вновь образованный Алапаевский уезд. Население уездного города Алапаевск составляло 886 человек.

Екатеринбургская область просуществовала до 1797 года, когда наместничества были упразднены, а вместо них на территории Урала были созданы Вятская, Пермская и Оренбургская губернии. Екатеринбургская область вошла в состав Пермской губернии.

По Указу от 19 января 1782 года на территории Сибирского царства были учреждены три наместничества: Тобольское, Иркутское и Колыванское. Тобольское наместничество, созданное на базе Тобольской провинции, в течение 1780-1782 годов вошло в состав Пермского и Тобольского генерал-губернаторств и делилось на две области — Тобольскую и Томскую.

Из Пермского наместничества в состав нынешней области вошли полностью Ирбитский и Алапаевский уезды, а также часть территорий Верхотурского, Камышловского, Екатеринбургского, Красноуфимского, Кунгурского и Осинского уездов.

В 1797 году наместничества в России были ликвидированы. Введено деление «губерния — уезд». На Урале в этот период были учреждены Пермская, Вятская, Оренбургская и Тобольская губернии.

Горнозаводское хозяйство, которое являлось основой экономического развития нашего региона, в основном преобладало на территории Пермской губернии, и поэтому губернским центром стал город Пермь. Неофициально он стал считаться столицей всего края.

В 1797 года три уездных города Пермской губернии (Обвинск, Алапаевск и Далматов) лишились статуса уездных городов и были переведены в разряд заштатных. Таким образом, в ней осталось всего 12 уездов. Алапаевск включён в состав сначала Ирбитского, затем Верхотурского уезда.

Арамашевская слобода со своими селениями, в том числе и с деревней Кулига, снова вошла в состав Верхотурского уезда.

В западной (европейской) части Пермской губернии было расположено 7 уездов: Пермский, Красноуфимский, Кунгурский, Осинский, Оханский, Соликамский и Чердынский. В восточной, или как в то время называли зауральской части Пермской губернии, находились 5 уездов: Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Шадринский.

Таким образом, в начале XIX века территория Урала входила в Пермскую, Вятскую, Оренбургскую, Тобольскую губернии. Территория современной Свердловской области располагалась на территории Пермской и Тобольской губерний и включала Верхотурский и Ирбитский уезды полностью и части Камышловского, Екатеринбургского, Красноуфимского, Кунгурского, Туринского, Березовского уездов.

При Александре I в 1802 году Тобольская губерния вошла в состав Сибирского генерал-губернаторства, а в 1822 году стала частью нового Западно-Сибирского генерал-губернаторства, просуществовавшего до 1882 года.

Значительные изменения в административно-территориальном делении страны, которые заключались главным образом в разукрупнении губерний, уездов и волостей произошли в 1917-1920 годах. При этом образование новых уездов, волостей и изменение границ губерний происходило стихийно и, в основном, по решению местных органов государственной власти. Этому процессу способствовал декрет Совета Народных Комиссаров от 27 января 1918 года «О порядке изменения границ губернских уездных и проч»2, который закреплял положение, согласно которому вопросы об изменении границ губерний, уездов и волостей разрешаются всецело местными советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Статья 1 этого декрета относила вопросы изменения границ губерний, уездов и волостей к компетенции местных советов рабочих, крестьянских, батрацких и солдатских депутатов. Статья 4 декрета разрешала областям, губерниям, уездам и волостям «разделяться на части, образуя новые административные, экономические единицы».

В соответствии с январским декретом Совета Народных Комиссаров, на объединенном Пермском губернском съезде крестьянских, рабочих и солдатских депутатов в апреле 1918 года было принято решение о разделении Пермской губернии на два округа: Пермский и Екатеринбургский. В Екатеринбургский округ (прообраз Екатеринбургской губернии) вошли Екатеринбургский, Шадринский, Камышловский, Верхотурский, Ирбитский, Красноуфимский уезды и Серебрянский район Кунгурского уезда3.

Причинами разделения Пермской губернии указывались неудобство географического расположения Пермской губернии с ее большой территорией и необходимость повышение статуса города Екатеринбурга как «столицы Урала».

Параллельно проводилась работа по созданию областных объединений Советов. В январе 1918 году на III Уральском областном съезде Советов было принято решение об образовании Уральской области с центром в Екатеринбурге путем объединения Вятской, Оренбургской, Пермской и Уфимской губерний в Уральскую область. Высшим органом, при этом, стал областной съезд Советов. Для руководства текущей работой был избран исполнительный комитет — облисполком, в составе которого создавались комиссариаты.

Постановлением ВЦИК4 от 23 декабря 1918 года «Об областных объединениях» утверждены областные объединения на Урале, на Западе и на Севере. Состав этих объединений представлены следующими территориями: Уральско-областное объединение (в него вошли Пермская, Вятская, Уфимская и Оренбургская губернии), Западно-областное объединение (в него вошли Смоленская, Могилевская, Витебская, Минская и Гродненская губернии), Северного областное объединение (в него вошли Петроградская, Олонецкая, Псковская, Новгородская, Архангельская, Вологодская, Северо-Двинская и Череповецкая губернии).

При этом губернским съездам Советов рабочих и крестьянских депутатов в рамках провозглашенного принципа самоопределения предоставлено право постановлять о своем выходе из областного объединения и представлять свои постановления на утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Основная задача областных объединений заключается в быстром, эффективном и неуклонном проведении в жизнь всех директив центральной Советской власти. Областные объединения были своего рода подсобными к центру органами на местах.

Официально о выделении из Пермской губернии новой административно-территориальной единицы — Екатеринбургской губернии — центральной властью было объявлено в августе 1919 года на основании постановления Наркомата внутренних дел 15 июля 1919 года. Вновь созданная Екатеринбургская губерния включала в себя 6 уездов, около 400 волостей и 1660 населенных пунктов.

1) Верхотурский — 62 волости,

2) Екатеринбургский — 33 волости,

3) Ирбитский — 30 волостей,

4) Камышловский — 32 волости,

5) Красноуфимский — 36 волостей,

6) Шадринский — 33 волости.

Верхотурский уезд включал заводы — Алапаевский, Нижнетагильский, Надеждинский, 62 волости. Арамашевская волость с деревней Кулигой вошла в Верхотурский уезд.

Объединение Советов Урала являлось на тот момент своеобразной политической «надстройкой» системы административно-территориального управления, базировавшейся на губерниях и уездах.

Постановлением Екатеринбургского губернского военно-революционного комитета от 20 августа 1919 года права безуездного города были присвоены Нижнетагильскому заводу. Город Нижний Тагил был образован из 3-х волостей: Нижнетагильской, Выйско-Никольской, Троицко-Александровской.

5 сентября 1919 года права города получили Алапаевский и Надеждинский заводы.

Постановлением Екатеринбургского губисполкома от 8 апреля 1920 года Верхотурский уезд был разделен на 4 уезда: Алапаевский, Верхотурский, Надеждинский, Тагильский, а число волостей, в результате укрупнения, сократилось с 400 до 312.

В период с 1920 по 1922 годы повсеместно внедрялась практика создания Советов на местах. Почти в каждом населенном пункте создавались свои советы. Так, в указанный период в деревне Кулига существовал свой Кулигинский сельсовет.

В 1922 году состав Екатеринбургской губернии вновь был сокращен до 7 уездов: Надеждинский уезд был присоединен к Верхотурскому, Алапаевский (с Арамашевской волостью включая деревню Кулига) к Нижнетагильскому, Каменский — к Камышловскому.

Изменения в административно-территориальном делении в эти годы происходили часто.

В справочнике «Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов», изданной статистическим отделом НКВД РСФСР в 1929 году, по этому поводу указывается: «Образование новых административно-территориальных единиц происходило стихийно, вопросы обычно решались на местах: в уездах, волостях. О происшедших изменениях вышестоящие органы власти получали сведения как о совершившихся фактах. При таком положении дела не только не могло существовать какого-либо заранее составленного плана изменений административно-территориальных делений, но не было даже сведений, которые с достаточной полнотой и точностью отображали бы происходящие изменения».

Все это в конечном итоге привело к излишней дробности административно-территориальных единиц и, как следствие, — к резкому увеличению численности государственного аппарата на местах и расхода на его содержание.

В связи с новой экономической политикой5, объявленной советским правительством, и необходимостью максимальной экономии во всех областях государственной жизни, начался обратный процесс — укрупнение административных территорий.

15 июля 1919 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О порядке разрешения вопросов об изменении границ губерний, уездов и волостей», которым были установлена компетенция Народного комиссариата внутренних дел республики по представлению губернских исполкомов и введен критерий численности населения волости в 10 тысяч человек.6

В связи с этим начинается укрупнение волостей, которые постепенно становятся переходной ступенью к новой административно-территориальной единице — району.

В декабре 1919 года седьмой Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИКу разработать вопрос об административно-территориальном делении с учетом экономического районирования. В начале 1920 года — при Президиуме ВЦИК была образована Административная комиссия, на которую возложена разработка основных принципов нового районирования и подготовка вопросов об образовании новых, укрупнении существующих, изменении или упразднении административно-хозяйственных единиц. Административная комиссия при Президиуме ВЦИК просуществовала до конца 1938 года. Главной ее задачей была разработка общих принципов районирования и решение конкретных задач по созданию новых губерний7.

В марте 1921 года на второй сессии ВЦИК восьмого созыва были утверждены разработанные Административной комиссией «Основы положения образования и установления границ административно-хозяйственных районов».

Установление нового административно-хозяйственного районирования, должно основываться на сосредоточении промышленности, технических культур, тяготения населения к промышленно-распределительным пунктам, направления и характера путей сообщений, численности населения и его национального состава. Основным ядром новых районов должны стать пролетарские центры, а окружающая их территория должна обеспечивать нормальное развитие главных отраслей промышленности данного района. Районирование должно проходить по всей территории РСФСР с тем, чтобы и на окраинах были установлены губернии (округа), обеспечивающие нормальное развитие хозяйственной жизни. При установлении границ национальных образований должен приниматься в учет и принцип экономического тяготения.

Административно-территориальное деление и экономическое районирование осуществлялось на научной основе, с учетом изученной специфики территории, их экономических, национальных, природных, исторических и других условий. Оно было направлено на обеспечение быстрого развития народного хозяйства как страны в целом, так и отдельных экономических районов, союзных республик, краев и областей.

В поручении VII Съезда Советов ВЦИК «разработать практически вопрос о новом административно-хозяйственном делении РСФСР» уже содержалось требование перейти от прежнего собственно административного деления к делению административно-хозяйственному.

Этот принципиально новый подход был подтвержден VIII съездом Советов, на котором обсуждался важнейший для развития всей нашей страны план ГОЭЛРО8. В дальнейшем этот подход формулировался как принцип единства экономического районирования и административно-территориального деления, согласно которому экономический базис (экономические районы, являющиеся одновременно результатом и стороной общественного развития) должен определять свою административно-территориальную надстройку.

Госпланом9 и специально созданной при Президиуме ВЦИК комиссией по вопросу об экономическом районировании (комиссия Михаила Ивановича Калинина) был разработан проект административно-хозяйственного деления РСФСР.

На территории РСФСР и всего СССР в 1923 году стала реализовываться разработанная Госпланом идея нового районирования страны. Но из-за гражданской войны преобразования по внедрению принципов районирования задержались более чем на 4 года и были окончательно завершены лишь к 1930 году.

Суть реформы состояла в полной замене старых небольших губерний на огромные советские области, которые соответствовали выделенным Госпланом экономическим районам. При этом упразднялись как губернии, так и уезды с волостями. Новые области вместо уездов разделялись на более крупные ячейки — округа, а последние, вместо волостей, делились на районы. Низшим звеном этой системы стали сельсоветы.

Наряду с критериями экономической и культурной общности региона применялись и статистические критерии территориального деления.

Так, на места были разосланы общие рекомендации, касающиеся характеристик района в административно-хозяйственном отношении. Они сводились к тому, что население района не должно превышать 25 тыс. человек, расстояние от дальних населенных пунктов до райцентра должно быть не более 35 верст. В составе района должно быть 10–12 сельсоветов, в каждом из которых до 5 населенных пунктов.

Таким образом, в результате первой советской реформы административно-территориального деления, были полностью ликвидированы губернии, уезды, волости.

В июле 1923 года решением Президиума ВЦИК было признано необходимым для окончательной проверки новой системы экономического районирования, направленной на создание единого народнохозяйственного комплекса, осуществить ее опытное применение по районированию в двух районах: одном промышленном (Уральская область) и одном сельскохозяйственном (Северо-Кавказский край).

Так наша область стала передовой в вопросе изменения принципов территориального устройства в условиях советского управления и социалистического хозяйствования.

Создание Уральской области окончательно было закреплено декретом ВЦИК «О границах и административном делении Уральской области» (12 ноября 1923) и Положением об Уральской области (3 ноября 1924).

Центром области стал Екатеринбург, который с 1924 года в переименован Свердловск в честь профессионального революционера-большевика Якова Михайловича Свердлова.

Алапаевский район был образован в декабре 1923 года в составе Верхотурского округа Уральской области. В его состав вошла часть территории бывшего Алапаевского уезда Екатеринбургской губернии. Район был разделён на город Алапаевск и два посёлка Верхняя Синячиха и Нейво-Шайтанский, а также 27 сельсоветов, в том числе и Арамашевский сельсовет, в состав которого вошла деревня Кулига.

Как было указано выше в период с 1920 — 1923 годы в Кулиге был самостоятельный сельсовет. Таким образом, центром низового звена в административно-территориальном устройстве того времени была сама деревня Кулига. Позднее Кулигинский сельсовет был объединен с Арамашевским сельсоветом. С этого момента деревня Кулига постоянно входила в Арамашевский сельсовет на протяжении 94 лет, то есть, до момента упразднения в 2017 году всех сельсоветов и постсоветов как административно-территориальных единиц Свердловской области.

Алапаевкий район входил в образованный в 1923 Верхотурский округ, который через год, в 1924 году, переименован в Тагильский округ. В связи с этим сведения о рассматриваемой деревне хранятся и в Нижнетагильском городском историческом архиве.

Округа в составе административно-хозяйственного деления РСФСР сыграли положительную роль, так как они способствовали укрупнению среднего звена административно-территориальных образований. В сравнении с уездом средняя территория административного округа увеличилась почти в семь-восемь раз, а число жителей более чем в два раза. Таким образом, округа стали более мощными в хозяйственном и административном отношении и способствовали сокращению расходов на содержание государственного аппарата.

В резолюции XVII съезда ВКП(б) указывалось, что важнейшей задачей, применительно к новым задачам реконструктивного перехода является дальнейший разворот районирования — с ликвидацией округов, созданием новых районов, разукрупнение некоторых областей и краев.

В принятом постановлении ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1934 года «О ликвидации округов» это мотивировалось необходимостью перехода от схемы (республика (край) — округ — район — сельсовет) к более простой схеме (республика (край) — район — сельсовет) в целях приближения органов государственной власти к населению. Ликвидация округов обосновывалась необходимостью «укрепления районного звена управления», «приближения аппарата государственного управления к массам».

Ликвидация округов на Урале должна была завершиться до 15 августа 1930 года10. Необходимо отметить, что она была не повсеместной, часть округов все же сохранялась. Это в первую очередь касалось вновь созданных национальных округов, вошедших в состав областей и краев национальных округов. Кроме Коми-Пермяцкого, в декабре 1930 года ВЦИК утвердил организацию на уральском Севере Остяко-Вогульского и Ямало-Ненецкого национальных округов. Это было продиктовано необходимостью реализации на деле провозглашенного принципа равноправия и самоопределения наций, народов и народностей.

Кроме того, процесс ликвидации округов не относился к тем округам, осуществлявшим управление удаленными от областных и краевых центров периферийными территориями. В частности, в составе Уральской области такую роль вплоть до расформирования в начале 1932 года выполнял Тобольский округ.

Первоначально президиумом Уралоблисполкома было решено при ликвидации округов существующие районы оставить без изменений. Но после отказа от окружной системы для одного административного центра оказалось слишком большое количество районов, что не могло негативно повлиять на эффективность управления. Поэтому вскоре появились проекты укрупнения районов. Планировалось уменьшить их число до 91. Средний радиус района приближался к 100 км.

В 1930 году округа были упразднены и Алапаевский район перешёл в прямое подчинение Уральской области. В том же году к Алапаевскому району был присоединён Костинский район.

По постановлению президиума ВЦИК от 1 января 1932 года в Уралобласти были расформированы 35 районов, а к июлю 1932 года организованы 4 новых.

После преобразования административно-территориального деления в Уральской области насчитывалось 3 национальных округа с 17 районами в них, 15 городских и один поселковый совет, 116 районов, 3 129 сельсоветов, 100 рабочих поселков, 41 город и 29 769 населенных пунктов.

На начало марта 1933 года Уралоблисполкому подчинялись 11 городов, 3 рабочих поселка, 115 районов и 3 национальных округа (Коми-Пермяцкий, Остяко-Вогульский, Ямальский)11.

В период 1934-1937 годов начался процесс разукрупнения областей и краев, который затронул и Уральскую область

Постановлением Президиума ВЦИК от 17 января 1934 года Уральская область была разделена на Челябинскую (60 районов), Свердловскую (63 района) и Обь-Иртышскую (9 районов) области12.

Свердловская область в тот период территориально охватывала современные Свердловскую область, Пермский край и часть Кировской области.

С другой стороны, часть территорий, входящих сегодня в Свердловскую область, в 1934 году числились за Челябинской и Тюменской областями.

17 января 1934 года Алапаевский район был отнесён к Свердловской области. 10 мая того же года к Алапаевскому району был присоединён Махнёвский район. Однако уже 25 января 1935 года Махнёвский район снова был восстановлен.

В результате Алапаевский район стал включать 1 город (Алапаевск), 2 посёлка (Верхняя Синячиха и Нейво-Шайтанский) и 27 сельсоветов (Алапаихинский, Арамашевский, Бобровский, Бутаковский, Вогульский, Голубковский, Грязнухинский, Деевский, Катышкинский, Клевакинский, Коптеловский, Костинский, Мелкозеровский, Михайловский, Монастырский, Невьянский, Нижнесинячихинский, Останинский, Первуновский, Раскатихинский, Толмачевский, Чечулинский, Яланский, Ялунинский, Ярославский, Ясашинский и Ячменевский).

3 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Свердловская область была разделена на Свердловскую и Пермскую области.

В период 1940-1946 годов произошли следующие изменения.

Во-первых, были созданы Серовский, Синячихинский, Зайковский, Билимбаевский, Богдановичский, Коптеловский, Сажинский, Бисертский, Ленский районы. Во-вторых, города Алапаевск, Кировград, Карпинск, Ирбит, Верхняя Салда, Краснотурьинск, Североуральск, Верхняя Пышма (рабочие поселки Турьинский, Петропавловский, Пышма), Берёзовский, Камышлов, Ивдель, Красноуфимск, Полевской, Нижняя Тура преобразованы в города областного подчинения. Преобразование шло двумя путями: либо город выводился из района, либо район передавался в состав горсовета.

11 марта 1944 года город Алапаевск был отнесён к категории городов областного подчинения и выведен из состава Алапаевского района. В подчинение к Алапаевску также были отнесены посёлки Верхняя Синячиха, Нейво-Шайтанский и Зыряновский.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 ноября 1944 года был создан Коптеловский район с центром в селе Коптелово, за счет разукрупнения Алапаевского, Егоршинского и Зайковского районов.

2 ноября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в состав Коптеловского района путем выделения из Алапаевского района включены: Арамашевский (в том числе с деревней Кулигой), Бутаковский, Вогульский, Грязнухинский, Деевский, Катышкинский, Клевакинский, Коптеловский, Костинский, Ялунинский, Ярославский и Ячменевский сельсоветы.

С середины 1950-х годов намечается тенденция сокращения числа районов в связи с их укрупнением и включением в состав горсоветов районных центров.

15 января 1945 года Алапаевский район был упразднён, а его территория разделена между Коптеловским и Синячихинским районами. Впоследствии, 9 марта 1959 года, Синячихинский район был переименован в Алапаевский.

Согласно справочнику Административно-территориального деления Свердловской области по состоянию на 1 июля 1956 года в состав Коптеловского района входит Арамашевский сельсовет, объединяющий 10 населенных пунктов:

Арамашево — село;

Ивановка — выселок;

Ивановка (Катышенская) — выселок;

Катышка — деревня;

Косикова — деревня13;

Кулига — деревня;

Нагорное — деревня;

Подгорное — деревня;

Самоцвет ж. д. станция — поселок;

Самоцветский — выселок.

Следующий этап изменения административно-территориального деления Свердловской области начался в 1957 году и был связан с экономической реформой Никиты Сергеевича Хрущева и попытками осуществления некоторой децентрализации системы управления путем воссоздания уже позабытых к тому времени совнархозов14.

В этот период была сделана попытка провести укрупнение административно-территориальных единиц путем объединения нескольких областей в один совнархоз.

Суть реформы заключалась в делении территории СССР на «экономические административные районы» с созданием сети территориальных советов народного хозяйства, в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств.

Представлялось, что децентрализация системы руководства производством позволила бы увеличить его рост, повысить качество продукции, оптимизировать распределение ресурсов, снизить затраты на ремонт техники, улучшить организацию материально-технического снабжения, предлагался отказ от ведомственного подчинения предприятий с передачей их в ведение регионов.

Хрущёв Н. С. стремился создать «общенародное государство», в котором широкие массы трудящихся были бы вовлечены во все сферы управления, включая производство. Этот курс выразился в децентрализации и дебюрократизации экономики страны, в полномасштабной демократизации всех отраслей производства.

Начало реформы ознаменовалось упразднением 25 из 37 союзных и союзно-республиканских министерств по промышленности и строительству, и передачей находившихся в их ведении предприятий в непосредственное подчинение совнархозов. За оставшимися министерствами сохранялись «функции планирования соответствующих отраслей промышленности и обеспечение высокого технического уровня в развитии производства». Такая же реорганизация была проведена на уровне республик СССР.

Децентрализация управления промышленностью позволила приблизить органы управления к низовым объектам управления — промышленным предприятиям. Благодаря этому ускорились процессы планирования, согласования, снабжения, строительства. Расширились возможности межотраслевой кооперации между отраслями народного хозяйства, что вело к формированию комплексных территориально-производственных систем. Однако, с другой стороны, территориальный подход к управлению промышленностью привёл к нарушению устоявшихся экономических и производственных связей между предприятиями одной отрасли, поскольку они оказались в результате реформы в разных административных экономических районах и подчинены разным совнархозам. Проявилась неравномерность регионального экономического развития страны. Кроме того, научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации оставались в ведении отраслевых органов управления и таким образом были оторваны от промышленных предприятий, в результате чего снизилось качество проектирования и замедлилось внедрение новых технологий.

В ходе реформы 1 февраля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР на территории Свердловской области вместо существующих 7 образованы 13 сельских районов, 3 промышленных и 29 городов областного подчинения. Сельскими районами стали Алапаевский, Белоярский, Верхотурский, Гаринский, Ирбитский, Камышловский, Красноуфимский, Нижнетагильский, Свердловский, Таборинский, Талицкий, Туринский, Шалинский, промышленными районами — Новолялинский, Сысертский, Тугулымский.

Райсоветы сельских районов переданы в подчинение Свердловского областного (сельского) Совета депутатов трудящихся, райсоветы промышленных районов и горсоветы городов — в подчинение Свердловского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся.

После отставки Н.С. Хрущева его реформа была свернута, большинство изменений, произведенных на Урале в 1963 году было отменено.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года на территории Свердловской области были дополнительно образованы следующие районы: Артемовский, Байкаловский, Богдановичский, Верхнесалдинский, Каменский, Невьянский, Нижнесергинский, Новолялинский, Режевской, Серовский, Слободо-Туринский, Сухоложский, Сысертский, Тугулымский. Упразднены Новолялинский, Сысертский, Тугулымский промышленные районы и Свердловский сельский район.

13 января 1965 года Алапаевский сельский район был преобразован в Алапаевский район. При этом часть его территории была передана восстановленным Артёмовскому и Режевскому районам, а также городу областного подчинения Алапаевску.

В 1968-1975 годах были образованы 8 новых сельсоветов, 1 сельсовет упразднён, а Махнёвский сельсовет преобразован в поселковый совет.

Так, по решению Исполнительного комитета Свердловского Областного Совета Депутатов Трудящихся от 25 января 1968 года № 67 в целях улучшения культурно-бытового обслуживания населения поселков курорта «Самоцвет» и ж.д. станции Самоцвет образован в Алапаевском районе Самоцветный сельсовет с центром в поселке курорта «Самоцвет». Самоцветному сельсовету из состава Арамашевского сельсовета были переданы: поселок курорт «Самоцвет», поселок ж.д. станции Самоцвет, поселок ж.д. будки 147 км, деревни Нагорная и Подгорная.

Следующий крупный этап преобразований административно-территориального деления вызван распадом СССР и преобразованием РСФСР в Российскую Федерацию в начале 1990-х годов.

Введение системы местного самоуправления, то есть организацию деятельности населения, обеспечивающая решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, не стоит путать с административно-территориальным устройством. Местное самоуправление распространяется на территории муниципальных образований и связано оно с решением вопросов местного значения, непосредственно в рамках полномочий органов местного самоуправления. С проведением муниципальной реформы на территории административно-территориальной единицы «Алапаевский район» образовано 2 муниципальных образования: Махневское мунципальное образование и Муницпальное образование Алапаевское. Что касается Муниципального образования город Алапаевск, то она находится в границах самостоятельной административно-территориальной единицы «город Алапаевск».

Муниципальное образование Алапаевский район (в границах 1963 года) было создано принятым на местном референдуме 6 августа 1995 года решением муниципальных образований. Указом губернатора Свердловской области № 409 от 10 ноября 1996 года муниципальное образование Алапаевский район было включено под № 1 в «Областной реестр муниципальных образований». Муниципальное образование Алапаевский район состояло из двух городских населенных пунктов и 111 сельских населенных пунктов.

Закон Свердловской области от 09.06.2008 № 28-ОЗ «О разделении Алапаевского муниципального образования и наделении муниципальных образований, образованных в результате этого разделения, статусом городского округа» Алапаевское муницпальное образование разделено на 2 муниципалитета: муниципальное образование Алапаевское и Махневское мунципальное образование.

Так деревня Кулига вошла территорию образованного муниципального образования Алапаевское (муниципальный уровень) и осталась в составе адмнистративно-территориальной единицы Свердловской области «Алапаевский район», на территории которого распространяются функции управления федеральных и региональных органов государственной власти.

Муниципальная реформа 2003–2006 годов на территории Свердловской области была проведена в свое время без учета сложившейся системы административно-территориального устройства области. В связи этим, возникали многочисленные проблемы в части определения подведомственности различных федеральных органов, которая отличалась от прохождения границы между соответствующими административно-территориальными единицами Свердловской области. Несовпадение территорий муниципальных образований с территориями административно-территориальных единиц на протяжении ряда лет приводило к сложностям почтово-адресной системы, неудобствам для местного населения и государственных органов.

Долгие годы одной из основных проблем было несовпадение границ отдельных административно-территориальных единиц Свердловской области и границ соответствующих муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (а именно, города Нижнего Тагила и Пригородного района (муниципального образования города Нижнего Тагила и Горноуральского городского округа), города Серова и Серовского района (Серовского городского округа и Сосьвинского городского округа), между Нижнесергинским районом и городом Первоуральск (между Каменским районом и городом Каменск-Уральским).

Так, например, поселок Дидино и поселок Ильмовка, административно подчиненные административно-территориальной единице Свердловской области «Нижнесергинский район», расположены на территории муниципального образования — городской округ Первоуральск. Граждане, проживающие в этих населенных пунктах за разрешением вопросов местного значени обращались в администрацию городского округа Первоуральск, а за решением вопросов по компетентности федеральных органов (суд, служба судебных приставов и пр.) были вынуждены обращаться в город Нижние Серги — административный центр «Нижнесергинского района». Этот факт вносил путаницу в решении различного рода вопросов.

Многие населенные пункты, отнесенные ранее к административно-территориальной единице «Пригородный район» после создания муниципального образования город Нижний Тагил были отнесены к муниципалитету города Нижнего Тагила, а с точки зрения административно-территориального деления оставались в «Пригородном районе». Сейчас ситуация приведена в соответствие с действительностью. Все населенные пункты, входящие в состав муниципального образования город Нижний Тагил, отнесены к административно-территориальной единице — «город Нижний Тагил». Аналогичная ситуация и с населенными пунктами города Серова и Серовского района (Серовского городского округа и Сосьвинского городского округа), города Каменска-Уральского и Каменского района (МО город Каменск-Уральский и Каменского городского округа).

Однако, в 2017 году были приняты четыре взаимосвязанных областных закона, направленных на совершенствование административно-территориального устройства области (Закон Свердловской области от 13 апреля 2017 года № 34-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области», Закон Свердловской области от 13 апреля 2017 года № 35-ОЗ «О мерах по реализации Закона Свердловской области «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области», Закон Свердловской области от 13 апреля 2017 года № 36-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области и признании утратившими силу отдельных областных законов в связи с принятием Закона Свердловской области «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области», Закон Свердловской области от 13 апреля 2017 года № 37-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»).

В подготовке указанных законопроектов непосредственное участие в силу служебных обязанностей пришлось принять и мне.

Помню, как мы с депутатом Законодательного Собрания Свердловской области Артемьевой Галиной Николаевной в 2015 году объездили всю область, провели ряд встреч и обсуждений с представителями исполнительно-распорядительных и представительных органов местного самоуправления всех 94 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Обсуждали предстоящие изменения административно-территориального деления Свердловской области, убеждали в правильности и необходимости запланированной реформы в сфере административно-территориального деления Свердловской области.

В результате новой концепции административно-территориального устройства Свердловской области была актуализирована и приведена в соответствие с реалиями сложившейся системы управления территориями, за счет «притягивания» территорий административно-территориального деления Свердловской области к муниципально-территориальному делению.

Таким образом, состав некоторых административно-территориальных единиц Свердловской области был пересмотрен.

В рамках указанной работы приведены в соответствие и наименования всех населенных пунктов Свердловской области с установленной федеральным законодательством практикой применения таких наименований. Это была вынужденная и необходимая мера, так как на протяжении последних тридцати лет (с 1987 года) наименования некоторых населенных пунктов применялись в противоречии с нормами употребления, в том числе и в официальных документах.

По причине отказа от социалистической идеи применения принципа народной демократии в сфере государственного управления, сельсоветы, как низшее звено в иерархии системы государственного аппарата, оказались невостребованными, и оставались лишь как некая фикция. По этой причине сельсоветы как один из видов административно-территориальной единицы Свердловской области были упразднены проведенной в 2017 году реформой административно-территориального деления Свердловской области.

Однако стоит отметить тот факт, что в связи с упразднением сельсоветов (поссоветов), как одного из звена в административно-территориальной системе Свердловской области, возникла правовая неопределенность со статусом отдельных населенных пунктов.

Так, в ряде районов Свердловской области имелись одноименные населенные пункты одного вида, которые в настоящее время расположены в разных сельсоветах. Таким образом, ликвидация сельсоветов как административно-территориальных единиц могла повлечь за собой нарушение федерального законодательства, в частности абз. 3 ч. 2 ст. 7 Федеральный закон от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов», запрещающего присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах административно-территориального образования (административно-территориальной единицы).

По этой причине понадобилось принятие отдельного Закона Свердловской области от 13.04.2017 № 35-ОЗ «О мерах по реализации Закона Свердловской области «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области», изменив вид некоторых одноименных населенных пунктов Свердловской области.

Так, в Байкаловском районе одна из двух деревень с наименованием Ларина и двух деревень с наименованием Лукина отнесены к виду «село». В Ирбитском районе одной из двух деревень с наименованием Буланова и одной из двух деревень с наименованием Еремина присвоен вид населенного пункта «село».

В Богдановичском районе один из одноименных поселков с наименованием Дубровный отнесен к виду «хутор».

Изменение вида отдельных населенных пунктов Свердловской области позволило провести реформу административно-территориального деления Свердловской области. Имя собственное при этом не изменено, по причине того, что населенные пункты и административно-территориальные единицы законодательством приравнены к географическим объектам, наравне с материками, океанами, морями, заливами, проливами, островами, горами, реками, озерами, ледниками, пустынями и иными природными объектами. А присвоение наименования населенных пунктов и их переименование — это полномочия Российской Федерации, а не её субъекта. Это, в свою очередь, создало и определенную несогласованность между собственным наименованием населенного пункта и его видом, например, село Ларина, село Буланова, село Еремина.

РУССКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ

История Урала очень древняя. На его территории встречается и по сей день множество наскальных рисунков древнего человека. Еще историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, неизвестного. И на границе этих двух миров произошло смешение мировых цивилизаций. Это наложило неизгладимый отпечаток на историю и культуру нашего родного края.

И кем же является исконный уралец? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Исследователи подтвердили, что до прихода этих народностей уральская земля была заселена.

В древние времена через Рифейские горы проходил торговый путь из Греции в Центральную Азию. Считается, что первое письменное свидетельство об Уральских горах прозвучало в «Истории», написанной в V веке до н. э. древнегреческий историк Герадот (484 — 425 гг. до н.э.), упоминает об исседонах, торговавших золотом и мехами. Название этого народа, вероятно сохранилось в названии реки Исеть. Сведения о жителях Рифейских гор имеются и у более поздних античных авторов.

Одним из коренных народов были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Так, соседнее с Кулигой село Деево согласно Списку населенных пунктов Тагильского округа Уральской области, изданного по постановлению Президиума Уральского Областного Исполнительного Комитета от 1 июля 1927 года, имело двойное название «Деева (Вогульская)». А вблизи села Коптелово Алапаевского района расположена ещё одна деревня, которая носит название Вогулка.

Вогулы (манси) относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где именовал вогулов «югрой».

Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила и христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе — в 1732, более позднее — в 1751.

После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать — ясак (дань) — подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользоваться пахотными и сенокосными угодьями, а также лесами. С 1835 года вогулы начали платить подушную подать. До 1874 года они были освобождены рекрутской повинности.

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были конические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.

Ученые различают 5 изолированных друг от друга групп манси: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. Их классифицируют в зависимости от места обитания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кулига. Описание деревни Кулига и ее окрестностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Стро́гановы (Строгоновы) — род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI—XX веков.

2

Собрание узаконений РСФСР 1918, № 21, ст. 318

3

ГАРФ, ф. Р-393, оп. 11, д. 322, л. 3

4

Всероссийский Центрыльный Исполнительный Комитет (ВЦИК), высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917-1937 годы. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами.

5

Новая экономическая политика (сокр. НЭП или нэп) — экономическая политика, проводившаяся в 1920-е годы в Советской России и СССР, сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений, с восстановлением народного хозяйства.

6

Известия ВЦИК, № 155, 17.07.1919

7

ГАРФ. Ф. 5677-р. Оп. 1.Л. 1

8

ГОЭЛРО́ (сокр. от Госуда́рственная комиссия по электрифика́ции Росси́и) — государственный план электрификации РСФСР после Октябрьской революции 1917 года. Разработан Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В. И. Ленина. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созваным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане электрификации России».

9

Государственная Комиссия СССР по Планированию (Государственная плановая комиссия) при Совете Труда и Обороны СССР (СТО СССР) при Совете Народных Комиссаров СССР была создана 21 августа 1923. Прообразом его создания явилась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), работавшая с 1920 по 1921 год.

10

ГАСО ф. 241р, оп. 1, д. 317, л. 2

11

ГАСО, ф. 88р, оп. 1, д. 4058, л. 45

12

ГАСО, ф. 88р, оп. 1, д. 4058, л. 31

13

Деревня Косикова согласно Решению Свердловского областного Совета народных депутатов от 02.02.1978г. № 75 переименована в деревню Косяково.

14

Сове́ты наро́дного хозя́йства (сокр. совнархо́зы; снх) — государственные органы территориального управления народным хозяйством СССР. Деятельность совнархозов охватывает два разделённых во времени периода истории советского государства — с 1917 по 1932 год и период проведения экономической реформы в 1957—1965 годы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я