Александровка Азовского района Ростовской области. История села в архивных документах и трудах краеведов

Евгений Валерьевич Курочкин

Данный сборник включает в себя ряд архивных документов, воспоминаний жителей села, статей по истории с. Александровка Азовского района Ростовской области от местных краеведов. Предназначен для краеведов и всех интересующихся историей юга Ростовской области и её жителей

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Александровка Азовского района Ростовской области. История села в архивных документах и трудах краеведов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Статьи

Вот как тут не поверить в судьбу?

Когда мы выбирали место для житья в сельской местности — руководствовались мы больше сиюминутными чувствами (нам понравилось само место!). Через несколько лет после этого я начал активно интересоваться своей семейной историей, а вслед за этим — и историей мест, в которых поселился. Среди прочего, мной были оцифрованы две книги местных краеведов — «Село Александровка: Страницы истории» и «Село у Чумбурки».

Параллельно я изучал свои корни, и самый большой успех ждал меня в исследовании предков моей бабушки со стороны мамы, родившейся в 1926 г. в д. Ивановка Сусловского района Запсибкрая (сейчас — Мариинский район Кемеровской обл.) — по этой линии я нашёл наибольшее количество родственников (в том числе некоторые из них также активно изучают семейную историю). Сидя на карантине, я даже издал (в электронном виде) книгу, в которую собрал материалы, собранные с августа 2018 года — «Места моей истории. Ивановка-Сусловская: История одной Сибирской деревни».

Периодически в сообщества потомков жителей Ивановки приходят новые люди (и мы им очень рады!), дополняя пазл ивановской семейной истории своими кусочками.:-) 14 июля 2020 г., в сообществе появился новый участник — жена внука Якова Герасимовича Святенко, чьё дело лишенца я добыл в ГАКО в 2019 году. Статью о нём я опубликовал на дзен-канале «Места моей истории» — История генеалогического поиска: Сельский письмоводитель.

Жена Якова Герасимовича, Анна Дементьевна Святенко (в девичестве Косенко) была сестрой моей прапрабабушки Евдокии Дементьевны Накоренко (в девичестве Косенко). До недавнего времени я знал (из воспоминаний родственников и метрик Михаило-Архангельской церкви с. Константиновка Мариинского уезда Томской губернии (в которой по бОльшей части крестили детей, венчались и отпевались жители Ивановки) о шести детях Якова Герасимовича — Иване, Евдокии, Павле, Лидии, Любови, Иулитте. Судя по нововыявленным данным — был ещё и Пётр 1914 г.р. (скорее всего, не все дети из выявленных раннее выжили до 1930 г. — в деле о восстановлении в избирательных правах указаны ШЕСТЬ детей — к сожалению, без уточнения их имён).

Этот документ — УПК, часть данных которого появилась на портале"Память народа"

Святенко Петр Яковлевич

Дата рождения: 21.04.1914

Место рождения: Кемеровская обл., Мариинский р-н, д. Ивановка Воинское звание: капитан мед. сл.

Источник информации: ЦАМО

Номер шкафа: 184 Номер ящика: 13

Родственники Петра Яковлевича сообщили очень немного информации, но среди этих крупиц было место, где он работал после войны. И это было с. АЛЕКСАНДРОВКА (сначала районный центр, затем — село в составе АЗОВСКОГО района).

Подтверждение этого факта нашлось в книге «Село у Чумбурки», которую я цифровал:"К этому времени (60-е годы) вступает в строй амбулатория. Это дало возможность обслуживания большего контингента жителей. Прием осуществлялся в отдельных кабинетах зубником (стоматологом), хирургом, терапевтом, детским врачом, был кабинет ухо-горло-нос (отоларинголога), где работал Пётр Яковлевич Святенко и его жена.»

НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:

1. Вся информация будет мной (надеюсь, совместно с потомками Петра Яковлевича) проверяться

2. На момент переезда в Александровку я не знал ничего ни по истории Александровки-Азовской, ни по истории Ивановки-Сусловской и их жителей

ВОТ ТАКИЕ ИСТОРИИ БЫВАЮТ…

Партизан Ордынский

18 февраля 2021

Сегодня помог с поиском информации по запросу родственников Ордынского Ивана Алексеевича (вот он на «Дороге памяти»), воевавшего в Александровском партизанском отряде и расстрелянного немцами в августе-сентябре 1942 года. Судя по имеющейся информации, Иван Алексеевич был перезахоронен в братской могиле, расположенном в парке с. Александровка Азовского р-на Ростовской области.

Среди документов, которые я скопировал в местном школьном музее, оказались схемы братского захоронения в парке до и после реконструкции мемориала в 1972 году и списки захороненных Дорога памяти (примерно эта информация была и в письме внучки Ивана Алексеевича): «Ордынский Иван Алексеевич, 1912 г. р., родился в х. Варламовка Ростовской области. На войну был призван в 1941 г. из г. Таганрога, где учился в высшей партийной школе. Пропал без вести предположительно в 1942 г. на территории Ростовской области»

Схема захоронения после реконструкции 1972 г.

Схема захоронения до реконструкции 1972 г.

Списки захороненных в братской могиле в парке с. Александровка Азовского р-на Ростовской области

ТО, ЧТО Я НАШЁЛ В СВОИХ АРХИВАХ:

1) Из списков партизанского отряда (ЦДНИ РО, Ф.3, Оп.1, Д. (? нужно уточнить №№ дела и листа): «12. Ордынский Иван Алексеевич, м., 1912 г.р., чл. ВКП (б), нач. п/отд. совхоза №13, расстрелян»

2) Из материалов школьного музея + книги Христич/Казиковой: «Постиг провал и отрадовскую группу: были арестованы Николенко Анастасия Павловна и её сестра Матрёна, прокурор района Шайкин, редактор газеты Новиков, Ордынский, Варвара Сергеевна Дубатова»

3) Г. Якушенко. В плавнях реки Еи//Донские партизаны: очерки, воспоминания, материалы». — С.48 (оцифрована ДГПБ): «… Были в истории отряда особо тяжёлые периоды. Почти одновременно погибли при выполнении боевого задания любимцы партизан: никогда не унывавший, шутивший даже под миномётным обстрелом прокурор Шайкин, деловитый и серьёзный работник совхоза Ордынский, чуткий и отзывчивый редактор районной газеты Новиков»

4) 4 февраля 1943 года. была обнаружена яма, в которую оккупанты скидывали тела замученных партизан, все они были в-дальнейшем перезахоронены в центре села рядом с братской могилой красных партизан, убитых в годы гражданской войны. При этом у нашей исследовательской группы нет сведений о том, что происходило перезахоронение евреев, убитых в период оккупацией (хотя факт их расстрела отмечен в документе). «При изъятии из земли для похорон в братскую могилу трупы были неузнаваемы… Кроме партизан немецкие бандиты расстреляли ни в чём не повинных женщин, детей, стариков еврейского населения, фамилии которых не установлены, в количестве 20 человек, и ещё кроме этого были расстреляны колхозники колхоза им. Курышко: Пака Иван, Коваленко Иван Кузьмич.» (ЦДНИ РО, ф.1886, о.1, д.1, Л.9)

5) «Александровский РК ВКП (б) Ростовской обл., 6 января 1945 года №7, Пом. Секретаря Ростовского Обкома партии тов. Масленниковой Сообщаю выдержки из сообщения районной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.… 9 сентября 1942 года гестапо, вызванное начальником района Бургартом для борьбы с партизанским отрядом, расстреляло захваченных партизан: Николенко Анастасию Павловну, раннее работавшую пропагандистом РК ВКП (б), Запорожец Федосея Фёдоровича — начальника штаба истребительного батальона, Заваду Матрёну Павловну — колхозника колхоза им.2-й пятилетки, Шайкина Михаила Алексеевича — райпрокурора, Новикова Василия Григорьевича — ответ. редактора райгазеты, Дубатову Варвару Сергеевну — санврача, Ордынского Ивана Алексеевича — нач. политотдела совхоза №13, Зайцева Ивана — лесника лесхоза. До расстрела указанные товарищи подверглись нечеловеческим пыткам. Произведённым в феврале 1943 г. вскрытием могил установлено, что трупы изуродованы до неузнаваемости. Кроме того, расстреляны колхозники колхоза им. Курышко — Пака Иван и Коваленко Иван Кузьмич.» (документ полностью)

Пожарное депо, построенное за счёт средств Госстраха

16 сентября 2019

Гуляя по селу Александровка Азовского района Ростовской области, увидел на развалинах старого пожарного депо надпись «Пожарное депо построено в 1954 году за счёт средств Госстраха».

НАДПИСЬ НА СТЕНЕ

Пожарное депо 1956 года было построено на месте старого, существовавшего ещё до революции (об этом упоминается в книге «Село у Чумбурки»):"В селе была почта с телеграфом (здание музыкальной школы) и пожарная с одним ручным насосом (на месте нынешней пожарной). В разное время пожарниками работали А. Кравцов, И. Луговой, М. Зубченко, В. Бурлачко, В. Таран. А. Папка, А. Токарь, В. Савченко и другие».

СТАРОЕ И НОВОЕ ДЕПО

Сейчас осень — время пля пожарных горячее. Горит трава в степи, горит рогоз вдоль Мокрой Чумбурки и других степных речек. Удачи и здоровья отважным пожарным (а всем остальным — просьба не поджигать сухую траву и вообще быть осторожнее с огнём).

Прошлое и настоящее александровской чайной-читальни

18 сентября 2019

Весьма интересная традиция обнаружилась в истории приазовского села Александровка — до революции в ней была чайная, по совместительству являвшаяся и библиотекой, и театром, и местом встречи образованной части местных жителей. Такое себе дореволюционное культурное пространства типа нынешних «Циферблатов».

Руины мастерских комунхоза рядом с местом, где располагалась чайная

В книге Н.А.Мельник «Село Александровка: Страницы истории» (1976 г.) жизнь чайной описывается так:"Некоторую культурно-просветительскую работу среди крестьянской молодёжи так называемый «театр любительского кружка», который изредка ставил украинские постановки и пьесы. В постановках принимали участие местные артисты-любители Котляров Иван Иосифович, Черевко Михаил Григорьевич, Калмыкова Сара Дмитриевна. Свои выступления самодеятельные артисты проводили вечерами на небольшой сцене в чайной-читальне села, построенной по типу таганрогской. В чайной-читальне часто проводились народные чтения. Там же проводились беседы на разные темы местными учителями. Нередко в чайной-читальне читали запрещенную литературу. Там же можно было почитать газету «Приазовский край» или журнал «Вестник трезвости». Заведовала чайной в то время Калмыкова Мария Михайловна. Изредко местный умелец Самбур Павел Александрович демонстрировал через проектор «туманные картинки» — неподвижное кино. Читальным залом и библиотекой с 1908 года и до самой революции заведовал муж Марии Михайловны, учитель Калмыков Дмитрий Васильевич. Н.А.Мельник в своей книге пишет, что находилась чайная там, где в 1976 г. находился 8-квартирный дом."В то же время Тамара Борисовна Мухина, много лет работавшая в библиотеке с. Александровка и хорошо знавшая Калмыковых, говорит, что чайная — ближе к углу Мира и Советской, и именно там потом были мастерские комунхоза (руины этого здания вы можете видеть на фотографиях).

Упоминается она и в другой местной краеведческой книге Э. К. Христич, С. Н. Казикова. Село у Чумбурки: ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ОЧЕРК В ЛИЦАХ (2007 год) — "В 1908 году приехал в Александровку молодой учитель Дмитрий Васильевич Калмыков с женой. Времена были тяжёлые, тогда он, наверное, и не думал, что останется здесь на полвека. Но стал директором школы, а заодно занялся организацией библиотеки. Была на месте нынешнего коммунхоза «чайная», там основал он читальню. Перенёс свои книги, старые газеты, журналы. И потянулся народ на огонек этой избы-читальни. Идти было больше некуда, поэтому и богатые захаживали, и бедные. Одни шли почитать газеты «Вестник трезвости», «Приазовский край», другие обменивались последними новостями. И были эти новости противоречивые, смутные. Иногда появлялись заезжие артисты, и тогда сюда спешили на концерт. Состоятельные александровцы приносили сюда в дар книги, а специальных поставок литературы долго еще не было. Так родилась библиотека. Государственной она стала после революции, при советской власти, а до 1918 года была единственным очагом культуры.»

При советской власти в селе появилась другая чайная, но это уже скорее заведение общепита. Впрочем, и она в конце концов была закрыта.

Старая школа

27 ноября 2019

История образования в Александровке насчитывает уже больше полтора столетия — самая первая школа в селе появилась примерно в 1860 году. На сегодняшний день в школе 3 учебных корпуса — ученики с 5-го класса учатся в 2-этажной школе, построенной в 1930-х годах из кирпичей от разрушенных сельских храмов, а вот начальная школа располагается в 2-х зданиях, сохранившихся с дореволюционных времён.

Первый из корпусов, где учатся первоклашки, выходит фасадом на ул. Советскую (сейчас — главную улицу села). По воспоминаниям местных жителей, это здание было купеческим домом до революции, а в советское время в нём располагался райвоенкомат.

В книге Э. К. Христич, С. Н. Казиковой «Село у Чумбурки» сказано: «В 60—70 годах XIX века Ростовский училищный совет совместно с земскими управами приступили к переустройству образования — от сельских обществ требовалось помещение для училища, а жалование учителям и учебные пособия оплачивало земство. Согласно"Отчетам Ростовской-на-Дону Уездной Земской Управы по распорядительной части за 1883 год», в 1883 г. было две частных школы в с. Александровка (в одной преподавал отставной унтер Фёдор Боянский и учились в ней 16 мальчиков и 5 девочек, в другой учителем был унтер-офицер Петр Петровецкий и учились 14 мальчиков и 4 девочки) и в х. Христичево (учителем был крестьянин Василий Шведов, учились 21 мальчик и 4 девочки). Плата за учение составляла 75 копеек в год. Кроме этого, работало Александровское народное училище, финансируемое земством. За 1883 г. на отопление и освещение училища было потрачено 49 р. 30к., на ремонт зданий и мебели 55р., на наём сторожа 50р. (всего 154р. 30к.). Народное училище существовало в Александровке с 1863 г., в 1883 г., законоучителем был священник Стефан Лотоцкий (жалованье 100р. в год), учителем была Шеболдаева Февронья, окончившая курс на Ладожских педагогических курсах и состоящая на службе земства с 1 сентября 1880 г. (получала жалованье по 1 октября 1883 г. 250 р., а с 1 ноября 1883 г. 300 р. в год, помощника нет), Попечителем был крестьянин Иван Шеболдаев, учеников — 50 мальчиков и 12 девочек (крестьян и мещан Православного вероисповедания), при том, что в селении жили 216 мальчиков и 175 девочек в учебном возрасте. Также в 1883 г. в Александровке было построено кузнечное ремесленное училище, на что было израсходовано Земством 1257р. 79к. (действовать оно начало с 1 ноября 1883 г.). Училище представляло собой мастерскую, принимающую заказы за определённую плату, с учителем-мастером во главе, подмастерьями и учениками. Последние оставались в училище весь рабочий день и занимались круглый год, причём им выдавали в 1й год плату в 15 руб., во 2й 30 руб., в 3й 60 руб. После этого ученики держали экзамен в Ростовской цеховой управе и могли поступить подмастерьями в то же училище.

Самая первая школа (фото 1975 г., находилась на территории нынешней школы)

До революции в селе имелось четыре начальных школы — из них три земских и одна церковно-приходская. Начальная земская школа №1 была саманная, крытая камышом (позже перекрытая железом в 1929г.), она находилась на территории нынешней двухэтажной школы (позже этом здании были мастерские, спортзал).»

У другого краеведа, Н.А.Мельника, хорошо написано про церковно-приходскую школу (ниже — здание, где она располагалась, находится на территории школы и фасадом выходит на ул. Красную): «В 1900 г. в с. Александровка была открыта церковно-приходская четырёхгодичная школа (здание и сейчас является школой).

С другой стороны, в справочнике по Екатеринославской епархии за 1913 год написано, что в Александровке «ц.-прих. попечение с 1893 г.».

В-общем, дату основания Александровской церковно-приходской школы ещё предстоит выяснить по архивным документам.

Разница между народным земским училищем и церковно-приходской школой заключалась в том, что народное училище «даёт мало отрасли в преподаваемом учении нашим детям, а в особенности самый главный предмет — по закону божию почти ничего не преподаётся, равно в храм божий учителями дети не водятся» — так описывали в 1908 году семибалковцы в вышестоящую организацию. В церковно-приходской школе преподавался русский язык, математика, церковно-славянский язык, закон божий и естествознание. Первым директором этой школы был поп Сидоренко, затем Земляченко, Дети бедняков в эту школу не допускались.»

Всего до революции на территории нынешнего Александровского сельского поселения было пять начальных школ (После 1900 г. были открыты 3-годичные казённые школы с южной стороны села (3 бр. к. Ленина) и с западной (называлась келевская школа, здание её стоит и сейчас). Также была открыта казённая школа в х. Христичево).

Фото — Сергей Фомин. «Келевская школа» (после Великой отечественной войны в этом здании разместился молельный дом)

На данный момент в старых корпусах школы сделаны тёплые туалеты (несколько лет назад, до этого ученики бегали в холодные уличные туалеты), зимой здания отапливаются большими печками (углём и дровами).

Неожиданная поездка в Атаманское лесничество

4 декабря 2019

В последнее воскресенье октября приехал к нам друг семьи Олег — приехал, чтобы помочь прочистить печь, перед наступлением холодов. С Олегом нас объединяет любовь к музыке и истории. Вот и предложил он мне съездить в Александровский лес, о котором и я, и он много слышали, но до того не доезжали. Статья из книги Христич, Казиковой «Село у Чумбурки» (с дополнением различных статей о лесе) и документ из ВООПиИК 2007 о памятниках природы, истории и культуры Атаманского леса есть у меня на канале «Места моей истории».

«Когда я учился в школе — добираться от Ленинского лесхоза до Александровки помогало местное начальство. Нас, детей, нагружали на телегу и везли». — Рассказал нам Иван Степанович Губа, старожил и собиратель истории Атаманского лесничества, более известного в Ростовской области как Ленинский лесхоз или Александровский лес. «Однажды зимой мы решили с ребятами добраться до Александровки на коньках — тогда еще река Мокрая Чубурка не была так обезвожена и по ней можно было кататься на коньках. Нам это удалось — только в некоторых местах нам пришлось пробираться сквозь заросли камыша» — Добавил он.

Иван Степанович Губа

1 марта 2020 года исполняется 135 лет крупнейшему в области лесному массиву искусственного происхождения, расположенному в юго-восточном Приазовье на землях нашего района. До недавнего времени он был известен и как Ленинский лесхоз, и как Ленинское лесничество, и как Александровский лес… Но, наконец-то, ему вернули его родное имя, данное при рождении — Атаманское степное лесничество. (Материал взят из: Губа, И. Атаманское степное лесничество: вчера, сегодня, завтра [Ленинский лесхоз, Александровский лес] /И. Губа //Приазовье. — 2010. — 24 февраля (№8). — С. 14—15.)

Доехали мы до посёлка Ленинский лесхоз достаточно быстро — от Александровки через Христичево. Перед самым посёлком встретился автобус из Азова — они ходят несколько раз в день.

Усадьба Домашевского. Из: Дик Н. Ф. Страницы истории донского края: статьи и очерки /Н. Ф. Дик. — Ростов н /Д: Феникс, 2012. — С. 218—221.

В первую очередь мы обошли местные достопримечательности — клуб (бывшая конюшня усадьбы Домашевского), саму усадьбу (от забора, сама усадьба в частной собственности и на неё просто так не попадёшь, реку Мокрая Чумбурка (здесь в ней есть вода, в отличии от мест выше и ниже по течению. Очень надеюсь, что в будущем удастся осмотреть усадьбу и панские погреба, а также дойти до дубов, которым уже более ста лет.

Кирпич, найденный на отвале рядом с усадьбой пана Домашевского

Между забором усадьбы и берегом Мокрой Чумбурки мы нашли мусорный отвал, где мусор был перемешан с обломками старых кирпичей. Пото уже Иван Степанович нам рассказал: «Среди кирпичей использовавшихся для строительства первых зданий в Атаманском лесничестве преобладают кирпичи с маркировкой „КС“. Предполагаю, что это продукция кирпичного завода предпринимателя Карнаухова Сергея, о котором упоминает в своей работе Николай Антонович Мельник. Кроме того, есть и с иной маркировкой, в частности — зеркальное отражение буквосочетания „ЯГ“. В первой половине Х1Х в. кирпичные заводы были в Алесандровке, Христичево, и вначале прошлого века — в лесничестве. на месте базирования усадьбы охотхозяйства. Об этом есть упоминание самого Д. Домашевского.»

р. Мокрая Чумбурка. Фото Александр Мирошниченко

Как рассказал потом Иван Степанович, обмелению Мокрой Чумбурки способствовали несколько факторов:

1. Ещё в советское время начали строить русловые пруды — для разведения рыбы и полива сельхозугодий;

2. Перестали строить мосты через реку — просто перегородили реку в нескольких местах, поставив внизу по паре железобетонных труб большого диаметра;

3. По всей азиатской части России, Казахстана наблюдается потепление климата, осадков выпадать стало меньше, зимы стали теплее. Это некий такой период, который периодически происходит на Земле и его нужно пережить.

Надо сказать, что в конце 19 века одним из главных доводов в пользу создания степных лесов было зарождение в передовых кругах общества понимания того, что лес является существенным климатообразующим фактором и способен смягчить губительное влияние засух на сельскохозяйственное производство.

Лесная сторожка — музей Атаманского лесничества, построенный и обустроенный Иваном Степановичем Губой

Но не всякая земля рождает лес. Юг Ростовской области беден лесами, так как не имеет благоприятных лесорастительных условий. Здесь господствуют степи. Однако Азовскому району повезло. Он обладает уникальным экстразональным лесным массивом, раскинувшимся на площади в 5525 гектаров. Это Атаманское степное лесничество. И здесь мы обязаны вспомнить о замечательных донских лесоводах: Тиханове Фёдоре Филипповиче и Домашевском Дмитрии Капитоновиче. Причастность основателя Донского опытно-показательного лесничества Тиханова Ф. Ф. к Атаманскому лесу состоит в том, что именно по его инициативе был выбран земельный участок для создания нового лесничества. В тот период город Азов с прилегающими землями ещё входил в состав Екатеринославской губернии, но земли, расположенные вдоль речки Мокрая Чумбурка, уже были закреплены за Областью войска Донского. Первым же лесничим вновь создаваемого лесничества и его заведующим был назначен Д. К. Домашевский. Будучи человеком увлеченным и горячо преданным делу степного лесоразведения, он 35 лет своей жизни посвятил своему детищу. К 1920 году под его неизменным руководством без тракторов, машин и лесопосадочной техники, вручную было посажено более 1700 гектаров леса. В его же бытность в 1907 — 1910 годы была построена центральная усадьба в составе офицерского дома, конторы, конюшни и капитальных подвалов, которые (кроме конторы) сохранились до настоящего времени. (О чём шумит лес Атаманского степного лесничества)

Лесная сторожка — музей Атаманского лесничества, в котором Иван Степанович собирает материалы, связанные с историей этого уникального памятника, созданного при сотрудничестве человека и природы. В дальнем углу комнаты стоит стол Пана Домашевского, много лет стоявший в конторе лесничество и потом найденный Иваном Степановичем у одной из местных жительниц. На столе стоит фотография, на которой изображены Д.К.Домашевский и его учитель, Ф.Ф.Тиханов. В углах — стенды, один из которых посвящён партизанам Александровского партизанского отряда, а на другом — статьи о лесе, опубликованные приазовскими газетами. Оформление"Лесной сторожки"ещё далеко не закончено — настоящим музеем Лесничества является сам Иван Степанович, в чём мы убедились, поговорив с ним за чаем.

Старый немецкий кислородный баллон (стоит перед домом Ивана Степановича как преграда слишком близко к забору паркующимся автолюбителям)

Он нам рассказал о том, что он сам знает об Атаманском лесничестве, людях, которые его создавали и которые о нём заботились в царское и уже в советское время, о проблемах, которые настигли лесничество уже в наше время. Я надеюсь еще вернуться в лес и, надеюсь, мне еще доведётся поучаствовать в сохранении истории Леса и его людей. Также надеюсь, что лес и река переживут трудные времена, и когда-то найдутся люди, которые, подобно пану Домашевскому и его последователям, помогут им возродиться.

Преклоняюсь перед такими людьми, как Иван Степанович!

Иван Степанович Губа, фото из соцсетей

На склоне лет обрёл я свой приют

Средь гибнущих дубов заброшенного леса.

Без смены молодой здесь старики живут

В бесхозности и без плодов прогресса.

Разрушен плодотворный симбиоз

Степного леса и трудяги-человека

Указом ликвидирован лесхоз,

И лес-красавец превращается в калеку.

В нём редок стал работный человек.

Подлесок и подрост затравлен зверем.

Похоже наступил тревожный век,

Когда никто и не во что уже не верит.

На тысячах гектар идёт отпад,

И нет деревьям гибнущим замены.

Среди лишайников и мхов царит распад,

И к лучшему не видно перемены.

Новые находки в Александровке

5 декабря 2019

Был сейчас ещё на одних развалинах в центре — вот трофеи. Если сложить осколки кирпичей — получается что-то вроде «Т-во». Специалисты, что скажите, кому мог принадлежать кирпичный завод, где были произведены эти кирпичи, и где он находился?

Руины располагаются почти на пересечении Мира и Советской, в самом центре (за зданием бывшего дома пионеров).

Комментатор Сергей Фомин (спасибо ему, он уже много всего интересного написал про историю Александровки) ваписал: «Развалины на Мира это дореволюционная аптека 1913 г. постройки. Последнее что было в этом доме — газовый участок. В целом здании по ул. Советской до революции был дом священника Лотоцкого (если фамилию не путаю), затем районный банк, потом библиотека, после дом пионеров.»

Старая аптека Макаровских в Александровке

5 марта 2020

Культура людей непосредственно связана с тем, что их окружает. Если администрация смотрит сквозь пальцы на разрушение памятников истории и культуры (периодически зачищая те из них, которые, разрушаясь, становятся особо опасными для окружающих, как это случилось со зданием волостного правления (в советское время до 1962 г. в нём располагался райисполком Александровского района Ростовской области).

Александровка имеет славную историю, в том числе и деловую, и эта история уходит гораздо дальше времён Октябрьской революции. Одним из семейств, прославивших Александровку, была семья Макаровских — самым, наверное, известным представителем этой семьи был Михаил Аронович Макаровский (о нём подробно в конце статьи).

Аптека Макаровских 1900 года постройки, позже Сбербанк. Располагается в центре села рядом с церковью. Фото прислано Сергеем Фоминым

Основным «бизнесом» Макаровских в Александровке были хлебные скупки, но были и дополнительные сферы их деловых интересов. В государственном архиве Ростовской области была выявлена карточка из банковской картотеки, свидетельствующая о кредитоспособности Макаровского Якова Григорьевича (ГАРО, Ф.22, Оп.2, Д.3527):

«Фамилия, имя, отчество и звание: Макаровский Яков Григорьевич

Адрес: Александровка, Об. В.Д.

Род торговли: Собственная аптека

Сведения:

Отзыв Шарфа по телефону 18 июля 1913 года. Кредитовался раньше у нас на 700 руб., но теперь кредитуется на 300 руб., т.к. в кредите большем не нуждается. Занимается в ст-це покупкой и продажей зерна, угля и других товаров. Человек порядочный, заслуживающий кредита до 500 руб. свободно.»

Ниже — статья Галины Николаевны Борановой, опубликованной в «Донском временнике»:

МИХАИЛ АРОНОВИЧ МАКАРОВСКИЙ (1893-1918), ОРГАНИЗАТОР И РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕСТВА"НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ"В АЗОВЕ

Михаил Аронович МАКАРОВСКИЙ родился 6 мая 1893 г. в с. Александровка (ныне — Азовский район) Ростовского округа Донской области. Сын мещанина.

Михаил Аронович Макаровский, фото из Википедии

Отец — Арон Иосифович — занимался торговлей зерном: у него в компании с двумя братьями была хлебная ссыпка в с. Александровке, позднее — в г. Азове.

Мать — Берта Израилевна — была женщиной доброй и деятельной, но ее активность уходила в заботу о детях и домашнем хозяйстве. Семья была большая — четыре сына и четыре дочери. Жили довольно скромно, старались экономить. Мать сама пекла хлеб раз в десять дней. Надежд и расчетов на наследство в семье не было. Родители старались дать детям образование, чтобы они могли, став взрослыми, сами зарабатывать себе на жизнь. Личные деньги подраставшие дети зарабатывали своим трудом — репетиторством. Особенно это относится к Михаилу — с 7-го класса гимназии он постоянно имел учеников.

В Азове семья жила с 1906 г. Осенью 1907 г. Михаил был принят в пятый класс Азовской мужской гимназии.

С детства у Миши проявилась любовь к книге. Постепенно интерес к книге делался серьезным, осмысленным и целенаправленным.

Когда Михаил заканчивал гимназию, у него завязалась переписка с Николаем Александровичем Рубакиным — известным русским библиографом, «просветителем-демократом, неутомимым пропагандистом книги» [3. — С. 55]. В февральском за 1911 год номере «Журнала для всех» М. МАКАРОВСКИЙ прочитал его «Первое письмо к читателям о самообразовании». Оно, как писал МАКАРОВСКИЙ в своем дневнике, «перевернуло все в моей душе и внесло в нее много света, радости и надежды. Здесь так просто и ясно доказывалось то самое, что давным давно глубоко пряталось в моей душе… Прочитав его призыв писать ему о всем, что волнует душу читателей, что так или иначе относится к работе над своим образованием, я тот час же взялся за перо и вылил ему всю свою душу» [4].

Семнадцатилетний юноша задумывается над вечными вопросами: в чем цель жизни, в каких взаимоотношениях состоят человек и общество, в чем сущность и смысл жизни?

1911 год. Гимназия окончена с золотой медалью. Надо учиться дальше. Таково же мнение родителей. Михаил послал заявление в Петербургский императорский университет на физико-математический факультет. И получил отказ. Мотивы отказа не сообщались, но они и так были ясны — национальность. Не приняли, потому что еврей. После неудачи в Петербурге Михаил подал заявление в Варшавский университет, но и оттуда получил отрицательный ответ. Упадок духа, вызванный этими неудачами, был недолгим. Мысль о высшем образовании не была оставлена. Вопрос о нем был лишь на год отложен. В автобиографии Михаил пишет, что в это время он «решил изучить историю человечества основательно и подробно. Уселся за «Антропологию» Тэйлора и день за днем штудировал ее, повторяя прочитанное по составленному конспекту. Занятия меня увлекли и я с большим удовольствием сидел за этой хорошей книгой [4].

Стремление к книге особенно сильно укрепляли и развивали письма Н. Рубакина: «За год я получил от него 4 письма. Дни получения их были для меня настоящими праздниками…» [4].

В этот год, проведенный дома, Михаил занимается репетиторством. Преподавал латынь и французский язык, было много учеников. Репетиторской работой он хочет накопить немного денег для будущей самостоятельной жизни. Тогда же, в. 1912 г., он начинает работать на общественных началах в Азовской библиотеке.

Его приход внес свежую струю в жизнь Азовской библиотеки. Она была по сути реорганизована: проведена инвентаризация книг, создана картотека книг по отделам (тематический каталог), увеличилось приобретение книг, улучшилась работа читальни (пополнилась серьезными журналами), расширен и улучшен по содержанию отдел детской литературы; напечатан в типографии каталог библиотеки, была введена система карточек-абонементов читателей. Макаровскому в библиотеке помогало несколько привлеченных молодых азовчан, в том числе и Елена Сергеевна Куткова, ставшая в последствии заведующей библиотекой. Было проведено анкетирование азовчан по вопросу: «Что читают в Азове?»

И, как результат всех усилий по наведению порядка в работе библиотеки, Михаилом был составлен и отпечатан в типографии отчет Азовской общественной библиотеки за 1913 год. Вся эта работа проводилась на общественных началах, ей посвящались летние каникулы и другие приезды в Азов.

В апреле 1912 г. Михаил был принят в Харьковский университет. В Харькове он поселился в комнате с Павлом Убийвовком (тоже азовцем, как тогда говорили), принятым в тот же университет. Александр, младший брат Макаровского, вспоминал, как выглядела комната Михаила: «на стене Михаил повесил портреты А. И. Герцена, Н. А. Морозова, С. М. Степняка-Кравчинского (последние два — известные народовольцы) и периодическую таблицу Менделеева.

Учился Михаил хорошо. В Харьковском университете пробыл три года и в 1915 году с третьей попытки перевелся в Петербургский университет на физико-математический факультет.

О начале своей жизни в Петрограде и планах на будущее он сам подробно пишет в письме к отцу от 28 октября 1915 г.: «Я решил растянуть ученье на два года… Пока что я хожу в университет и слушаю лекции разных знаменитостей по разным факультетам. Снова поступаю к Берлицу (так назывались популярные в те времена курсы иностранных языков по методу А. М. Берлица. — Г. Б.) на английский язык. Отсюда я теперь ни в коем случае в Харьков не переведусь, т.к. после Питера мне Харьков физически противен. Обедаю я в хорошей вегетарианской столовке (40 коп. обед), где кормят великолепно…

Читаете вы и должно быть думаете: откуда это у меня столько денег, что хватает и на хорошие обеды, и на Берлица, и на правоучение и т.п.? У меня ведь уроков на сто рублей. Времени они отнимают не очень много: два-три часа в день. Занимаюсь я не с отдельными курсистками, а с группами по три человека в каждой. Каждая группа приходит ко мне три раза в неделю. Вот и считай: шесть групп по три человека — всего восемнадцать человек, по шесть рублей в месяц — сто восемь рублей… Дело однако в том, что зимнее пальто я спустил в Харькове татарину за семь с половиной рублей. Эти деньги ушли на переезд в Питер… К чему я это веду? К тому, что собираюсь на собственные деньги купить рублей за пятьдесят хорошее зимнее пальто с меховым воротником. Но этим дело не ограничивается. Я собираюсь приобрести себе еще часы, шапку, ботинки (так как в туфлях зимой холодно), гамаши или гетры, галоши, ибо оных не имею, комнатные туфли, куртку (студенческая тужурка после четырехлетней службы никуда не годна), сапожную щетку и (О! Далекие мечты!..) лыжи плюс валенки к ним, но это в туманном сумраке грядущего» [3. — С. 69-70].

Кроме занятий в университете и репетиторства, Михаил Аронович в Петрограде занимается общественной деятельностью: участвует в работе Вольно-экономического общества, становится членом «Общества любителей мироведения», образованного Н. А. Морозовым (революционером-народовольцем, ученым). Михаил лично знакомится с Николаем Александровичем, бывает у него дома. В Эрмитаже посещает лекции по истории западноевропейского искусства и одновременно проводит экскурсии по музеям для раненых одного из госпиталей.

В это же время Михаил вступает в «Общество библиотековедения». Интерес его к библиотечному делу не был случаен. Он окончательно определил свой путь. Делом своей жизни он избрал просвещение народа. «Не для себя и про себя, а для блага всех» — это принцип его мировоззрения и правило жизни.

Вольно-экономическое общество — общественная организация буржуазно-либерального направления. Работа М. А. Макаровского в обществе заключалась в том, что он вместе со специалистами-библиотекарями из пожертвованных частными лицами книг формировал библиотеки для лазаретов и действующей армии [3. — С. 71].

Наиболее вероятной сферой деятельности после окончания университета М. МАКАРОВСКИЙ считал внешкольное образование. Библиотеки, различные курсы и школы для взрослых, разнообразные образовательные мероприятия — все это внешкольное образование. Михаил познакомился с известным в то время библиотечным деятелем — Л. Б. Хавкиной. Он собрал множество специальной литературы, всевозможные отчеты о деятельности земств: работа по созданию школ, больниц, библиотек и пр. [5. — С. 4.].

В апреле 1916 года Михаил из Петрограда едет в Москву, чтобы в университете имени Шанявского [1] позаниматься на библиотечных курсах.

Обучаясь в университете, живя в Харькове и Питере, Михаил не забывал об Азовской библиотеке, где он начал работать на общественных началах после окончания гимназии. Во время приездов домой он продолжал помогать библиотеке.

В конце 1916 года М. А. МАКАРОВСКИЙ завершил свои учебные занятия в Петроградском университете и вернулся в Азов. Но отношения с университетом не были завершены. Для получения диплома надо было сдать государственные экзамены. В конце марта или начале апреля МАКАРОВСКИЙ уехал в Петроград и пробыл там месяц. 25 апреля он получил свидетельство, выданное деканом физико-математического факультета Петроградского университета в том, что он прослушал установленные планом для группы математики курсы, выполнил требуемые работы и сдал соответствующие испытания.

Что же помешало сдать ему государственные экзамены и получить диплом? Вероятнее всего, причиной была начавшаяся революция. Весть о свержении царя была воспринята им с радостью… Он даже написал по этому поводу шуточное стихотворение в форме народного сказа. Революция воодушевила его, дала заряд энергии для работы, большой общественно-политической и просветительской деятельности, которую он проводил.

Годы учения в жизни Михаила Макаровского были годами подготовки к работе. Теперь начиналось время работы.

Оказавшись в это время в Азове, Михаил со всей своей молодой и кипучей энергией, со свойственной ему жаждой общественной деятельности окунулся в работу, стремясь отдать все, что он знал и умел. Первым делом, за которое он взялся, было создание просветительской организации.

12 марта 1917 г. состоялось учредительное собрание общества «Народное просвещение». На нем присутствовало более ста человек. Был принят разработанный М. Макаровским устав общества и избрано правление. Первый параграф устава гласил: «Общество «Народное просвещение» имеет целью умственное, нравственное, физическое, эстетическое и политическое развитие как своих членов, так и других лиц».

Михаил МАКАРОВСКИЙ был избран председателем этого общества и был им все время работы общества. На счету «Народного просвещения» в 1917 г.оказалось много дел. 7 мая в помещении женской гимназии начала работать воскресная школа для взрослых. В нее записалось 82 человека, в большинстве — девушки от шестнадцати лет и старше.

В условиях революции и продолжающейся войны в Азове возобновляется строительство Народного дома, начатое и остановившееся несколькими годами ранее. К концу 1917 г. Народный дом в основном был достроен и начал работать. Осуществить строительство удалось благодаря энергии членов общества, пожертвованиями и участию азовчан, деятельности М. Макаровского, который даже лично одалживал деньги для продолжения строительства. Сохранилась расписка М. А. Макаровского в том, что он занял 500 рублей у П. М. Бондаренко для постройки Народного дома. Так же на пожертвования и с участием азовчан была построена детская площадка.

В ведение общества городские власти передали городской сад, ставший центром общественно-политической и культурной жизни, городскую общественную библиотеку. Вскоре выдача книг в библиотеке стала бесплатной, а книжный фонд был значительно пополнен. Был открыт книжный магазин.

В августе на заборах и стенах домов Азова появились объявления с призывом записываться в вечернюю школу для взрослых. Всего записалось 186 человек, в основном молодежь. Учащиеся по подготовке были разделены на три отделения. Преподавателями вечерней школы стали учителя азовских школ и гимназии, студенты. Всего было двенадцать преподавателей. Труд их не оплачивался. Михаил преподавал математику, физическую географию и обществоведение. В основу деятельности школы лег доклад Михаила Ароновича, сделанный им на заседании педагогического совета школы. Преподавались предметы: русский язык, арифметика, физическая география, мироведение, естествознание, история, обществоведение, французский язык.

Членам общества «Народное просвещение» было организовано несколько литературно-драматических кружков — устраивали любительские спектакли, приглашали и профессиональных актеров.

Члены общества «Народное просвещение» выступали с лекциями. История первого музея в Азове также связана с этим обществом и именем М. Макаровского. Без преувеличения можно сказать, что общественная и культурная жизнь Азова 1917 г. была весьма насыщенной и богатой событиями. И в этом величайшая заслуга председателя общества «Народное просвещение» М. А. Макаровского.

Менее удачной была деятельность на посту председателя исполнительного комитета Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов (избран в мае 1917 г.), гласного азовской Думы и члена Управы. По политическим убеждениям Михаил МАКАРОВСКИЙ был социал-демократом. Он, как и возглавляемый им Совет, поддерживал политику Временного правительства, считая, что только так можно сохранить завоевания революции, те демократические завоевания, которые получила Россия после февраля 1917 г.

Но общий хозяйственный развал в стране усиливался, экономическое положение в Азове, как и в других городах, ухудшалось.

Начались перебои с продажей муки, появились очереди, а вместе с ними и слухи о том, что муку прячут и вывозят. В сентябре 1917 г. в городе произошли волнения женщин-солдаток — «на почве недостатка продовольствия» (как тогда говорили). Острие критики было направлено на городскую Управу. В городе велась злобная антисемитская агитация.

17 сентября член азовской Управы М. А. МАКАРОВСКИЙ заявил городской Управе: «ввиду того, что голодные люди рассуждать не умеют, я, не желая создавать излишних осложнений для своих товарищей, слагаю с себя звание члена Городской Управы и гласного Думы» [6].

Городская Дума постановила освободить М. А. Макаровского от обязанностей члена Городской Управы и просить его от звания гласного Городской Думы не отказываться: «Городская Дума рассматривает уход М. А. Макаровского как тяжелый урон для себя, как удар по ее достоинству и выражает ему свою глубокую признательность за все его труды на пользу города, за всю его работу по народному образованию. Городская Дума желает бодрости духа гласному Макаровскому — бодрости духа на пути им избранном: просвещения масс, находясь в рядах масс, — тернистом и трудном, но единственно плодотворном» [6].

С этого времени МАКАРОВСКИЙ отходит от политической деятельности, посвящая время и силы работе в обществе «Народное просвещение».

В конце 1917 г. Михаил решает уехать из Азова. Он послал запросы и заявления в ряд городов — подыскивает себе работу по внешкольному образованию. В его бумагах сохранились вырезки из газет с объявлениями земских управ, приглашавших специалистов по народному образованию. Хранятся и положительные ответы Ярославской, Пермской, Никольской (уезд Вологодской губернии), Бугурусланской земских управ. Что помешало Макаровскому осуществить свое намерение? Вероятно время. Это конец декабря 1917 г. — январь 1918 г. Разгоралась гражданская война.

Не только неудовлетворенность своей деятельностью в Азове побуждала Михаила уехать куда-нибудь. О работе нужно было думать еще и потому, что вся та разнообразная деятельность, которой он занимался в азовском Совете, обществе «Народное просвещение», в библиотеке, редакции газеты, вечерней школе и т.д. — не оплачивались. Это была бесплатная общественная работа. Положение изменилось только с избранием М. Макаровского членом городской управы (членам управы полагался оклад). Но оклад он получал всего два месяца — до своего добровольного ухода с этого поста. И вновь встал вопрос о работе.

По этому поводу брат Михаила Александр писал: «Зная отца и мать и отношения в семье, я с уверенностью могу сказать, что брат от родителей не слышал и намека на то, что нужно самому зарабатывать на жизнь. Но Михаила, конечно, тревожила и раздражала его, если можно так выразиться, житейская неустроенность» [3. — С. 130].

В «Отчете общества «Народное просвещение» за 1917 год» в разделе о вечерней школе для взрослых перечислены фамилии всех преподавателей и их профессии. М. А. МАКАРОВСКИЙ, сам составлявший этот отчет, о себе написал: «…без определенных занятий». В этой оценке сквозь призму иронии относительно своего положения проглядывает горечь.

Заслуги Макаровского в области просвещения были бесспорны. И пришедшие к власти в Азове в 1918 г. большевики приглашали Михаила Ароновича занять пост заведующего народным образованием, но он отказался.

С мая 1918 г. Азов становится прифронтовым городом. В Азове на валу были установлены пушки. В ст. Елизаветинской стояли белоказаки, в Ростове и Батайске — немцы. В Азове красные формируют Азовский революционный полк. Члены ревкома не ночуют дома, потому что опасно. Город посещают вооруженные отряды, между которыми часто нет ни согласия, ни взаимодействия.

В это время, когда нужно сидеть дома, когда вся общественная мирная жизнь замерла, Михаил подводит итоги своей деятельности, осмысливает их.

«… Мне уже 25 лет… Быстро промелькнула молодость, ласково и загадочно улыбнувшись. Словно не бывало ни юношеской свежести мысли и чувства, ни веры в себя и свои силы, ни непосредственности переживаний. И не знаю, зачем и за перо взялся. Ведь миросозерцания своего не изложу потому что… его нет. Так-таки нет. Т.е. того цельного, стройного, продуманного и созданного жизнью комплекса убеждений, а есть, несомненно есть определенное отношение к отдельным вопросам человеческой жизни, отдельным сторонам бытия, отдельным задачам современности. Но это ведь не миросозерцание! А потом весь я какой-то не свой, чужой.

…Можно ли обосновывать равноценность людей на том, что каждый человек — творец жизни? Нет… далеко не каждый… Темная масса в творчестве не участвует; и будет ли когда участвовать?

… И теперешний ужас свидетельствует ли о том, как многие утверждают, что человеку «дана» была слишком большая свобода, что он перепился ею, опьянел и теперь дебоширит? Не раб ли теперь человек своей темноты, невежества, животных инстинктов еще в большей степени, может быть чем раньше? Не нуждается ли он в освобождении, раскрепощении духа?»…

Последние строки записи от 27 июня 1918 г.: «Как страшно чувствовать, что над тобой уже захлопнулась (да…да…навсегда!) крышка гроба!… не жить бы…» [4].

Одна из знакомых Михаила, Елена Пеленкина, позже рассказывала его сестре Анне о встрече с ним незадолго до его гибели: «Он сказал, что чувствует близость смерти» [3. — С. 133].

Люди, знавшие Михаила, впоследствии удивились, почему он все—таки не уехал из Азова? Считал, что ему нечего бояться? Жаль было прерывать работу только начатую? Не хотел оставить людей, которые пошли за ним, которых он любил, которые любили его?.. И он откладывал, откладывал. Тем более, что уже ни с кем ни списаться, ни связаться — шла гражданская война.

Н. Г. Козарезов, занимавшийся в кружке М. Макаровского, вспоминал, что МАКАРОВСКИЙ «обладал глубокими знаниями в области естественных наук, был прекрасным антирелигиозником. Достаточно было прослушать два-три его доклада на антирелигиозные темы, как от твоих религиозных убеждений не оставалось и следа…». Священнослужители его не жаловали, конечно. Потом близкие предполагали, что был донос священника…

Кто выдал М. Макаровского карателям, за что Михаил МАКАРОВСКИЙ, отказавшись от сотрудничества с большевиками, был казнен? На эти вопросы и сегодня нет точного ответа.

Известно, что 26 сентября 1918 г. (в июле того года красные покинули город, а белоказаки заняли), в Азов прибыл карательный отряд белоказачьего офицера осетина Икаева. Иосиф Аронович, которому в то время было 17 лет, впоследствии вспоминал: «26 сентября 1918 года. Стояла сухая жаркая погода. Вечером по Атаманскому переулку, где мы жили, прошел вооруженный отряд осетин в пешем строю. Их было человек 50. На них были высокие меховые шапки. Только позже мы узнали, что это был карательный отряд вешателей есаула Икаева. Он творил скорую расправу в городах и деревнях Донской области.

27 сентября. Часов в 10-11 дня трое вооруженных осетин появились в нашем доме по Атаманскому переулку. На ломанном русском языке они спросили, здесь ли живет студент МАКАРОВСКИЙ. Перед ними появился Миша. Он был очень бледен. Он сказал: «Это я». «Пойдем!» — ответил осетин. Они ушли. Никто из нашей семьи не мог и подумать, что мы видели его в последний раз. Я немедленно побежал сообщить Георгию Евдокимовичу Котелевцу [2] о том, что Миша арестован. Запыхавшись, я прибежал к нему. Он жил у берега Дона в расстоянии примерно получаса ходьбы. Когда я ему сказал об аресте, он побледнел. Сказал, что сейчас пойдет узнать, кем он арестован и где он. Я побежал обратно домой через центральную площадь, мимо городской управы. И здесь я увидел его… висящим на столбе. Я не видел его лица, я знал, что это он. Я не посмел взглянуть ему в лицо, вероятно, ужасное… На телеграфных столбах висели еще люди. Я бросился бежать от этого кошмара. Я пересекал площадь. В тишине, которая царила на площади, раздался гортанный крик. Он был обращен явно ко мне. Я остановился. Ко мне подошел осетин из группы карателей. «Ты кто?» и ударил меня в лицо. К нам подошел, вероятно, офицер. Он спросил: «Он был большевик?». Я покачал головой. Тот, который меня ударил, сказал: «Повесим его рядом!» Офицер ответил: «Иди и не беги». И я поплелся домой. Я умирал от тоски и горя. Я пришел домой и бросился на кровать. Плакать я не мог. Вошла мать: «Что с Мишей?» Я ответил: «Не знаю». Я не мог ей сказать правду. Так продолжалось час или два. Старшая сестра Анна вбежала в комнату с криком: «Они его убили. Мне сказал это Немченко» (наш сосед). Горе, огромное горе на нас свалилось. За что его убили? Это был самый бескорыстный человек во всем этом городе, возможно, и самый одаренный. Он ничего не хотел для себя. И вот итог…» [5. — С. 11-13].

На следующий день после гибели М. Макаровского члены правления общества «Народное просвещение» (Народный дом») обратились к родителям Михаила Ароновича: «Правление общества «Азовский Народный Дом» вместе с Вами оплакивает смерть М. А. Макаровского, культурного работника и общественного деятеля, глубоко чтит его память, надеясь на торжество конечных идеалов внешкольного образования и возрождения Великой истерзанной матери-родины — России, чему Михаил Аронович посвятил всю свою жизнь» [4].

В начале 1920-х гг. почти все члены правления общества «Народное просвещение» (с завершением строительства Народного дома оно было переименовано в «Народный Дом») покинули Азов. Разъехались кто куда. Многие из них оказались в Москве и Ленинграде. Все они, кто знал М. Макаровского, хранили память о нем.

В 1923 г. в Нью-Йорке вышло третье издание книги Н. А. Рубакина «Письма к читателям о самообразовании» — книги, издание которой когда-то попало в руки гимназиста Михаила Макаровского и оказало сильное влияние на становление его личности и в конечном итоге на его судьбу.

Это третье издание автор посвятил памяти «друзей-читателей, погибших преждевременной и трагической смертью в эпоху кровопролитнейшей из всех войн и глубочайшей из всех революций» [7]. Среди трех названных имен посвящения — имя Михаила Ароновича Макаровского.

Николай Александрович Рубакин в то время (1923 г.) был заведующим секцией Библиотечной психологии, основанной Международным библиографическим институтом (Брюссель) и институтом Ж.-Ж. Руссо (Женева) и жил в Лозанне (Швейцария). Николай Александрович прислал в Азовскую библиотеку Е. Кутковой свою книгу с дарственной надписью: «В библиотеку, основанную моим дорогим другом-читателем М. А. Макаровским, душевный привет от автора этой книги. Н. Рубакин».

В своем посвящении М. Макаровскому Н. А. Рубакин писал: «М. А. МАКАРОВСКИЙ один из тех, кто врезавшись в российскую обыденщину, в ней то и стал воплощать великие идеалы просвещения и гуманности, необходимые при всяком политическом и социальном строе. Погиб один из тех, кто воплощал свои идеалы не посевом ненависти, злобы и вражды, а культурною работою, осмысленною глубочайшим отрицанием самих принципов старого, уже отжившего строя. МАКАРОВСКИЙ погиб в разгаре своей плодотворной работы. Этим был нанесен жестокий удар и самой работе…» [7].

В Москве в начале 20-х гг. государственное издательство выпустило «Памятник борцам пролетарской революции, погибшим в 1917-1921 гг.». В томе втором этого издания была опубликована статья Г. М. Крамарова о М. А. Макаровском.

В начале 20-х гг., когда очень многие в Азове помнили Михаила Макаровского, повешенного белыми, азовский Совет рабочих и крестьянских депутатов вынес решение об увековечении памяти Михаила Ароновича Макаровского. Его именем в городе были названы одна из улиц на окраине города и городская библиотека. Позже библиотеку переименовали — сейчас это центральная городская библиотека им. Н. К. Крупской, а название улицы сохранилось до сих пор. Правда, эта улица — Макаровского перестала быть окраинной, оказалась в центре города — так разросся наш Азов.

Семья Макаровских, после гибели Михаила покинувшая Азов, свято хранила память о сыне и брате.

В настоящее время в Азовском краеведческом музее выделен мемориальный фонд М. А. Макаровского содержащий личные записи, фото — и письменные документы, личные книги, воспоминания о М. А. Макаровском и др.

Михаил Аронович МАКАРОВСКИЙ — личность неординарная, человек яркий, талантливый, благородный, проживший очень короткую жизнь, заслуживает памяти и благодарности потомков.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Университет им. Шанявского — лучший в дореволюционной России народный университет. Он был создан на средства либерального золотопромышленника и генерала в отставке А. Л. Шанявского и помещался в доме, в котором Шанявский жил до своей смерти. (В советское время в этом здании размещалась Высшая партийная школа при ЦК КПСС). Университет работал с 1908 по 1918 г. Принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов (Советский энциклопедический словарь. — М., 1982. — С. 1516).

[2] Г. Е. Котелевец — азовчанин, социал-демократ, принимал участие в событиях первой русской революции — проходит по арестам 1906 года; в результате выборов в азовскую городскую Думу 30 июля 1917 г. стал председателем городской Думы. 26 июля 1918 г. подал заявление об отказе от должности председателя городской Думы. — Г. Б.

[3] МАКАРОВСКИЙ А. И. Биография Михаила Макаровского // Фонды Азовского краеведческого музея (далее АКМ). ОПИ-1. Ф. 36.

[4] АКМ. ОПИ-1. Ф. 36

[5] МАКАРОВСКИЙ И. А. Воспоминание о М. А. Макаровском // АКМ. ОПИ-1. Ф. 36. С. 4.

[6] Журнал Азовской городской Думы от 14 октября 1917 года.

[7] АКМ. ОПИ-1. 7581.

Выписки об Александровских (Ростовского округа) священниках, 1917—1930 гг.

13 июня 2020

В эту пубикацию включены различные выписки, касающиеся Александровских церквей и священников, а также церковно-приходской школы. Рассмотрены Екатеринославские епархиальные ведомости за 1917 г., а также пришедшие недавно из ГАРО архивные справки.

«ВАКАНТНЫЕ ДИАКОНСКИЕ МЕСТА

В Ростовском округе: В Преображенской церкви с. Александровка с 9 февраля с.г.; по штату положены 3 священника, диакон и 3 псаломщика, прих. мужск. пола 4820 душ, жалованья диакону положено 50 руб. в год от казны, земли 36 дес. 385 кв. саж., квартира есть». (Екатеринославские епархиальные ведомости, №7, 1 марта 1917 г.)

— — — — — — — — — — — — — — — — — —

По свидетельству местных жителей, окна мастерских, находящихся сейчас на территории водоканала на углу улиц Мира и Советской, были взяты с разрушенного храма

— — — — — — — — — — — — — — — — —

В ГКУ РО «ГАРО» хранится дело избирательной комиссии Александровского районного исполнительного комитета о восстановлении в избирательных правах жителя с. Александровка Александровского района — ИВАНОВА ЯКОВА ДМИТРИЕВИЧА. Дело начато 20 июня 1930 года, окончено 26 июня 1930 года. Иванов Я. Д., из мещан, лишён избирательных прав в 1920 году по ст.15 п.М Инструкции ВЦИК, как служитель религиозного культа. Год рождения Иванова Я. Д. не указан, в графе «возраст» записано — 55 лет. В графе «семейное положение» — «иждивенцев нет». В графе «имущественное состояние» — до революции, «в данное время» — «нет». Служение культу прекратил в 1928 году, с 1928 г. занимается общественно-полезным трудом — «выбыл на Украину», где учительствует» В другом документе карандашом приписано — «выбыл не известно куда». Сведений, документов о конфискации либо об изъятии имущества Иванова Я. Д. в деле нет. [Основание: Архивная справка №23—35.9/45 от 27.5.2020 на запрос от 23.03.2020. Копия дела по запросу не была предоставлена]

— — — — — — — — — — — — — — — — — — —

«УТВЕРЖДЕНЫ ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ: 18 февраля к Преображенской церкви с. Александровка Ростовского округа, Григорий Кобизев на 1-е трёхлетие

[(Екатеринославские епархиальные ведомости, №11—12, 11—21 апреля 1917 г.)

— — — — — — — — — — — — — — — — —

«ПСАЛОМЩИЦКИЕ МЕСТА

При Преображенской церкви с. Александровки 2 м. с 5 июня с.г., по штату положены 3 священника и 3 псаломщика, прих. муж. пола 4820 душ, жалования 2-му и 1-му псаломщику по 35 руб. 28 коп. в год, земли 36 дес. 385 кв. саженей, квартира есть»

«5 июня диакон-псаломщик Преображенской церкви с. Александровки Ростовского н/Дону округа Иов Феодоровский на Псаломщицкое место к Успенской церкви посада Азов, Ростовского округа»

[(Екатеринославские епархиальные ведомости, №18, 21 июня 1917 г.) — — — — — — — — — — — — — — — — —

В ГКУ РО «ГАРО» хранятся два дела избирательной комиссии Александровского районного исполнительного комитета о восстановлении в избирательных правах граждан, жителей с. Александровка Александровского района — Игуменцева Ивана Ивановича и Игуменцевой Ксении Григорьевны. Оба дела начаты 21 июня 1930 года, окончены 26 июня 1930 года. Игуменцев И. И. лишен избирательных прав в 1920 г. как служитель религиозного культа — дьякон, из мещан. Год рождения Игуменцева И. И. не указан, в графе «возраст» записано — 41 год, в графе «семейное положение» перечислены — жена, 33 лет, дети — дочери 17 и 12 лет, сыновья — 14 и 9 лет. Имен членов семьи в документах дела Игуменцева И. И. нет. В графе «имущественное состояние» — до революции — «нет», «в данное время» — «посев арендовал». Сумма налога за посл. год — «105—48». В деле изберательной комиссии Александровского районного исполнительного комитета о восстановлении в избирательных правах Игуменцевой Ксении Григорьевны в графе «социальное положение» записано — «жена служителя религиозного культа», находится в материальной зависимости от мужа, Игуменцева Ивана Ивановича. Игуменцева К. Г., «из мещан», лишена прав в 1920 году «как иждивенец служителя религиозного культа». В графе «возраст» записано «33», перечислены члены семьи — «муж 41», дети — дочери 17 и 12 лет, сыновья — 14 и 9 лет. Имен детей в документах дела Игуменцевой К. Г. нет. Сведений, документов о конфискации либо об изъятии имущества Игуменцевых в делах нет

[Основание: ГАРО. Ф.Р-3568.Оп.1.Дд161,162; Архивная справка №23—35.9/44 от 27.5.2020 на запрос от 23.03.2020. Копия дела по запросу не была предоставлена]

Игуменцев Иван Иванович (1886—1938), священник с. Александровка, убит органами НКВД 15 января 1938 г. в Краснодаре

Дата рождения: 1886 г.

Место рождения: Харьковская губ., Старобельский у., с. Кочино

Пол: мужчина

Национальность: русский

Образование: среднее

Профессия / место работы: священник

Место проживания: с. Екатериновка. Партийность: беспартийный

Дата расстрела: 15 января 1938 г.

Аресты

Где и кем арестован: Ростовская о., Азовский р., с. Александровка; осенью 1929г. как «кулак и классовый враг». Семью с четырьмя малолетними детьми при этом выселили из дома, отняв скот и все имущество. После этого импришлось долго скитаться, переходя из дома в дом

Мера пресечения: арестован

Дата ареста: 1929 г. Обвинение: «проводил контрреволюционную агитацию». Осуждение: 31 декабря 1937 г. Осудивший орган: тройка при УНКВД по Краснодарскому краю

Приговор: ВМН

Дата реабилитации: 10 октября 1957 г. Основания реабилитации: за отсутствием состава преступления. Где и кем арестован: Краснодарский край, Лиманский р., с. Екатериновка; ночью, отслужив перед этим свою последнюю Литургию в праздник Преображения Господня

Дата ареста: 19 августа 1937 г. Обвинение: «контрреволюционная деятельность»

Осуждение: 31 декабря 1937 г. Осудивший орган: тройка при УНКВД СССР по Краснодарскому краю

Статья: 58—10 УК РСФСР

Приговор: высшая мера наказания — расстрел

Архивное дело: 20163

Источники данных: БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»

Открытый список

СЛУЖЕНИЕ

Владикавказ, кафедральный собор

Должность певчий

Повзрослев был призван в армию и служил

на Кавказе. Одновременно с военной службой пел в хоре Владикавказского собора, куда его отпускал командир, учитывая его прекрасный голос. При этом успевал еще

и учиться, и сдавать экзамены в Семинарии. Там же во Владикавказе женился

и вскоре стал диаконом и был направлен в с. Александровку, ныне Ростовской о. Ростовская о., Азовский р., с. Александровка

диакон, священник

Дата окончания: 1929 г. В свободное от служб время занимался земледелием и даже освоил соседский

трактор. Был очень добрым, любящим своих прихожан человеком. Обходя своих прихожан всегда старался помочь бедным, отдавая им

то, что жертвовали ему те, кто побогаче. Как мог пытался защитить людей

от произвола властей. Будучи очень грамотным и одаренным исключительным

умом человеком, писал за притесняемых кассации, и многим это помогало

Ростовская о., Азовский р., с. Александровка (до закрытия церкви)

диакон, священник

1932—1934 гг. Вернувшись из ссылки вновь стал служить в храме. Был конец 1932г. и в селах

разгорался страшный голод 1932—33гг. Во время голода как мог удерживал

селян от озлобления и бесчеловечности. В 1934г. церковь в селе закрыли и устроили в ней колхозный склад. Через некоторое время, однако, для о. Иоанна нашелся другой сельский храм в

25 км от прежнего

Краснодарский край, Лиманский р., с. Екатериновка

1935—19.08.1937 гг.

https://alexlibre.ucoz.ru/index/igumencev_ivan_ivanovich_1886_1938_svjashhennik_s_aleksandrovka/0-58

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Александровка Азовского района Ростовской области. История села в архивных документах и трудах краеведов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я