Русская история. 6-й класс. Homeschooling

Евгений Беляков

Этот учебник не заменяет школьного учебника истории. Он является дополнительным пособием для усвоения и понимания основной, стержневой истории отечества. Истории русского народа, объединяющего в систему весь венок национальностей, входящих в современную Российскую Федерацию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская история. 6-й класс. Homeschooling предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5. Восточные славяне в древности

Ученые в наше время восстановили (реконструировали) национальный костюм восточных славян. Длинные платья у женщин. Плащи у мужчин. Заколка — фибула. Ожерелья на шее. Элементы одежды носят охранительный характер от злых сил. Головной убор — кика, повторяющая рога быка или коровы — символ замужней женщины в древнем славянском мире. Кольца височные.

Височные кольца восточных славян: 1 — вятичей; 2 — радимичей; 3 — северян; 4 — дреговичей; 5 — кривичей; 6 — словен ильменских. 11—12 вв.

Наиболее распространенное жилище славян — полуземлянка. Домик или хатка из бревен наполовину утапливалась в землю. Снаружи такие дома были почти незаметны. При нападении врагов жители таких домиков могли легко перебраться в другое место. Ценности: монеты, драгоценные камни зарывали в землю. Эти клады раскапывают сейчас археологи.

Воинственные степняки могли разграбить жилища, но много ли там они могли взять? Несколько глиняных кувшинов? Разве что скудные запасы зерна… Даже грабли, лопаты и вилы степнякам были ни к чему. Главным богатством были люди, которых степняки брали в плен и продавали как рабов.

Полуземлянка древних славян

Общества, где существенную роль в экономике играли рабы, называют рабовладельческими. Степные народы и их государства можно отнести к этой категории. В истории рабовладельческие государства сменили первобытно-общинные племена или существовали с параллельно с ними. Славян историки относят именно к этому типу, к первобытно-общинным племенам.

Длительное время жизнь славян проходила в условиях общины, коллектива родственников, затем — соседей, что сформировало коллективистское мировоззрение (сначала думать о других — потом о себе). Община в России сохранилась до ХХ века, да и потом ее влияние чувствовалось в коллективных хозяйствах — колхозах.

Не желая становиться рабами, люди учились прятаться от врагов. А поскольку селились славяне по берегам рек (ведь река — это и пища, рыба, и вода, и транспорт), то умели прятаться и под водой. Дышали через трубки, сделанные из стеблей растений.

Напишите короткий рассказ по этой картинке.

Так славяне прятались в воде от захватчиков

Реки имели важнейшее значение прежде всего как наиболее удобные пути передвижения в те времена, когда трудно и опасно было пробираться с товарами через сплошные чащобы лесов. На карте — реки европейской части нашей страны. Перерисуйте эту карту в тетрадь.

Реки Восточной Европы

Реки в славянских землях приобрели не только высокое хозяйственное значение, но и культурное: в сказках, мифах, преданиях.

Религия славян.

Славяне верили не в одного, в нескольких богов (как и древние греки, например). Это называется в науке многобожие. В числе богов, которым поклонялись славяне, были Род — мистический предок, Даж-бог — повелитель грома и молнии, Велес — бог торговли и скота, Макошь — богиня-мать и т. д. В водоемах жили русалки, в домах — домовые. Всех их надо было ублажать, чтобы они не причинили вред.

Древние языческие боги славян

Прокопий Кесарийский (VI век) о славянах

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.

Маврикий (VI век)

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

Феофилакт Симокатт

VI, 2, 10. На другой день трое людей из племени славян, не имеющие никакого железного оружия или каких-либо военных приспособлений, были взяты в плен телохранителями императора; единственным их багажом были гусли, и ничего другого они не несли с собою. 11. Император стал их расспрашивать, какого они племени, где назначено судьбой им жить и по какой причине они вращаются в римских пределах. 12. Они отвечали, что по племени они — — с л а в я н е, что живут на краю западного Океана, что каган разослал послов вплоть до этих племен, с тем чтобы собрать военную силу, и прислал почетные дары их племенным владыкам; 13. что они дары приняли, но в союзной помощи ему отказали, настойчиво указывая ему на то, что их затрудняет длина пути… 15. Гусли они носят потому, что не привыкли облекать свои тела в железное оружие: их страна не знает железа, н потому мирно и без мятежей проходит жизнь у них; что они играют на лирах потому, что не обучены трубить в трубы. Для тех, кому война является вещью неведомой, естественно, говорили они, более усиленно предаваться музыкальным упражнениям. 16. Выслушав их рассказы, император пришел в восхищение от их племени и самих этих варваров, попавших в его руки, он удостоил милостивого приема и угощения. Удивляясь величине их тел и красоте…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская история. 6-й класс. Homeschooling предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я