Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы

Евгений Александрович Татарников, 2009

Это издание ориентированно на студентов гуманитарных специальностей ВУЗов и ССУЗов, изучающих дисциплину «Экономика». Темы, раскрываемые в книге, содержат ответы на предполагаемые экзаменационные вопросы. Данное пособие станет незаменимым помощником при подготовке к экзаменам или зачетам в сжатые сроки. Может быть использовано в качестве дополнительного материала при написании курсовых работ и рефератов.

Оглавление

2. Экономическая свобода — основное условие развития бизнеса

Экономическая свобода — важный фактор развития бизнеса. Она представляет собой свободу хозяйственной деятельности, торговли, землепользования, добровольного сотрудничества друг с другом и т. д. Экономическая свобода одинаково важна как для предпринимателя, бизнесмена, так и для потребителя, ибо она создает среду для творческой деятельности личности.

Экономическая свобода на практике означает право каждого: начинать или прекращать свой бизнес; приобретать любые ресурсы, за которые способен заплатить; использовать любые технологии; производить любую продукцию и предлагать ее в продажу по любой цене; вкладывать свои деньги по собственному усмотрению. Следует подчеркнуть, что эта свобода-право не гарантирует успеха для каждого бизнесмена. Он может производить любую продукцию, устанавливать на нее любую цену. Однако нет гарантии, что кто-то ее купит, поскольку потребители также пользуются экономической свободой, т. е. свободой личного выбора, которая так же важна, как и свобода предпринимательства. Каждый потребитель имеет право: свободно покупать любой товар или услугу, за которую он способен заплатить; предлагать свои услуги для выполнения любой работы; отказаться от любой работы; использовать свои ресурсы, как он того желает, но если не нарушает прав других людей. Эта свобода-право также не дает никаких гарантий, т. е. каждый имеет право предложить свои услуги, но никого нельзя заставить принять их. Бизнес — дело добровольное.

Экономическая свобода предпринимателей и экономическая свобода потребителей тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Когда предприятие находится в частном владении, то посягательство на свободу бизнеса — это фактически посягательство на свободу личности владельца собственности. Без экономической свободы не может быть свободы личности.

Практика деловых отношений (бизнеса), используя экономическую свободу как предпосылку развития, выработала такую систему взаимоотношений, которая является обязательным условием участия в бизнесе. Она включает соблюдение социально-экономического суверенитета деловых отношений и консенсус интересов. Суверенитет деловых отношений — элемент экономической свободы, его нельзя отождествлять со свободой. Свобода представляет собой полную независимость от интересов, решений и действий других субъектов. Однако деловые отношения субъектов не могут развиваться, если их субъекты не считаются со своими контрагентами. Свободный выбор в условиях современной рыночной экономики возможен лишь на основе как можно более полного усвоения информации об интересах, намерениях, действиях контрагентов. Предприниматели не могут планировать выпуск продукции, не опираясь на информацию о динамике потребительских ожиданий. Наемные работники не могут предлагать свою рабочую силу фирмам, если квалификационный ее уровень ниже допустимого предела.

Суверенитет деловых отношений означает, что законная деятельность данных субъектов находится под защитой органов власти и управления государства и никто не вправе вмешиваться в нее и принудительно навязывать свои условия осуществления сделок.

Однако суверенные субъекты деловых отношений не обладают полной независимостью от своих контрагентов, и если они обладают полной свободой в принятии решений и в поведении, то нельзя забывать, что эта свобода имеет определенные рамки реализации, обусловленные стремлением каждого субъекта деловых отношений сохранить и воспроизвести свой собственный суверенитет.

Потребности каждого из участников деловых отношений в постоянном воспроизведении своего собственного социально-экономического суверенитета реализуются посредством принятия всеми этими субъектами взаимоприемлемых решений, иначе говоря посредством установления консенсуса социально-экономических интересов.

Консенсус интересов означает взаимные обязательства всех участников деловых отношений не нарушать суверенитета своих контрагентов. Такие обязательства не принимаются непосредственно участниками сделок при их заключении, они формируются в процессе развития и постоянного воспроизведения деловых отношений на началах взаимной выгоды сторон и составляют обязательное условие системы бизнеса.

Система бизнеса — плод длительной эволюции экономики. В прошлом, в эпоху т. н. свободной конкуренции неразлучными спутниками бизнеса были кризисы, классовые конфликты, социально-политические потрясения, войны. Ситуация кардинально изменилась в середине ХХ в. Именно в этот исторический период бизнес приобрел системный характер. Каждый занимается своим делом (делает свой бизнес), но в обществе появились такие социальные механизмы, благодаря которым этот бизнес не наносит ущерба другим людям, также занятым своим делом.

Суверенитеты субъектов деловых отношений и консенсус интересов этих субъектов обусловливают друг друга. Противоречия между «деловыми людьми» не должны выводить их за рамки существующего общественного консенсуса интересов, становиться общегосударственной проблемой и приобретать безысходный характер.

Конечно, абсолютная экономическая свобода недостижима. Использование своих прав-свобод одними ограничивается тем, что другие также пользуются своими правами-свободами. Ограничивают экономическую свободу конкуренция и государство. Хотя вмешательство государства имеет ограниченный характер, но через законодательные акты регулирует условия функционирования бизнеса.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я