Краткий курс анатомии Существования. Часть 1. Физика Существования

Евгений Александрович Рекин, 2017

Хотите узнать, как всё устроено? Хотите узнать, какие закономерности определяют течение процессов в жизни отдельного человека и цивилизации в целом? Хотите узнать, что определяет рисунок судьбы человека и всего человечества? «Краткий курс…» – это результаты многолетних исследований, собранные в единый труд, состоящий из пяти частей, последовательно открывающий перед читателем все «тайны» Мироздания. Совершенно новый взгляд позволяет избавиться от «белых» пятен и догм, имеющихся в господствующих мировоззренческих позициях, и тем самым даёт возможность соединить их в Единое Понимание Существования, с точки зрения логики и здравого смысла.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс анатомии Существования. Часть 1. Физика Существования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Параграф 2. Принципы эволюционной механики

Любой человек и цивилизация в целом с самой первой осознанной мысли начинает копить опыт. Самый простой, а вернее сказать, единственный способ это делать — наблюдение за происходящим. Если смотреть предельно широко да с определённого ракурса, то можно заметить, что все события, процессы и явления совершаются в соответствии с несколькими неизменными закономерностями. Масштаб, важность, скорость происходящего могут варьироваться, но сам алгоритм процесса остаётся неизменным. Эти Принципы есть не что иное, как квинтэссенция опыта Разума. Конечно, можно было бы сказать — опыта человечества, но мы говорим о Существовании вообще, а наша цивилизация всего лишь его часть. И тем не менее при рассмотрении Принципов далее по тексту будут использоваться примеры их проявления в рамках человеческой жизни. Причин этому несколько. Во-первых, ничто так не интересно, как своя собственная жизнь. Во-вторых, при всей масштабности процессов, происходящих в Существовании, вопрос Эволюции Разума является самым важным. И, в-третьих, помимо чистых доказательств наличия этих Принципов, примеры из жизни ясней ясного показывают, что человек является частью и участником несопоставимых ни с чем процессов. Это понимание, по идее, должно повысить уровень внимания к своим мыслям и чувствам, расширить мировоззренческие рамки, что неизбежно приведёт к большей ответственности по отношению к тому, как протекает сама жизнь. Можно сказать более сильно, примеры из жизни должны привести к пониманию, хоть и не сразу, что Свободная Воля человека находится внутри рамок Принципиальной Механики. За термином «Понимание» скрывается не просто согласие с этой точкой зрения, а настоящее осознание, которое неизбежно оставляет отпечаток в манере мышления и поведения. Ведь когда человек действительно начинает понимать что к чему, он больше не может поступать наперекор своему собственному житейскому опыту, конечно, если он не законченный идиот.

Важно понимать, что Принципы не были «даны» кем-то за какие-то заслуги или в кредит. Именно та непреклонная логика, объединяющая все Принципы, и создаёт обманчивое впечатление, что Существованием кто-то управляет. Принципы нельзя придумать, их можно только начать замечать и в конце концов сформулировать. Этих Принципов несколько, и они являются, ни больше ни меньше, ключом к пониманию Существования. Ведь если есть стабильная точка опоры, то можно совершить невообразимое, хоть планету поднять, хоть постичь самые невероятные вещи. Стоит даже добавить пафоса и сказать, что только говоря о Принципах, можно употреблять слова «всегда» и «везде» в их абсолютном значении.

Принцип непреложности Развития

Это первый и, наверное, самый важный и всеопределяющий Принцип. Его суть и смысл известен настолько давно и всем, что едва ли отыщется на планете народ, в поговорках которого не найдётся фраз об изменчивости окружающего мира. Эти выражения, от радушных типа «Всё что ни делается — делается к лучшему» и до уныло обречённых «Ничто не вечно под Луной», говорят об одном, что всё, так или иначе, меняется. И перемена окружающих обстоятельств имеет безвозвратный характер. Ничему в человеческой жизни не суждено задержаться в неизменном виде хоть какое-то, пусть даже неприлично короткое время. Шансы упускаются, тела взрослеют и стареют, деревья уменьшаются, хотя в детстве казались исполинских размеров. Но не всё так грустно. На самом деле, на месте утраченных возможностей обязательно появляются другие, а о прошедшем детстве принято вспоминать разве что с тёплой грустью, но обратно в детство, будь такая возможность, никто в здравом уме возвращаться не хочет. При всей привлекательности детства мерилом жизненной успешности является не отсутствие серьёзных забот, а наличие возможностей. Никто же не будет спорить с тем, что у взрослого человека возможностей во сто крат больше, чем у ребёнка. Правда, и ответственности соответственно с возрастом прибавляется, но это уже несколько другая тема.

Единственное, что сюда необходимо добавить и что напрямую относится к человеку, это то, что, несмотря на обстоятельства, человек продолжает мыслить. Думать запретить нельзя, это не под силу ни самым трагичным обстоятельствам и ситуациям, ни самым изощрённым тиранам, ни даже состоянию полнейшего удовлетворения. И то, и другое, и третье всего лишь на какой-то краткий период могут полностью поглотить внимание человека. Как говорится, время лечит, то есть даже самым сильным эмоциональным потрясениям суждено померкнуть. Конечно, бывают случаи, когда человек либо не успевает оправиться от удара судьбы, либо он уже не находит в себе мотивов для возвращения к полноценной жизни, утратив нечто предельно для себя важное. И даже этим отказом человек не опровергает Принцип Непреклонности Развития, а лишь подтверждает его, ведь у других жизнь продолжается с ним или без него, что не так уж и важно. С окончательным крушением всех планов и надежд рушится мир только одной, отдельно взятой личности.

Изменчивостью обстоятельств человеческой жизни этот Принцип не ограничивается. Тут можно было бы привести ещё массу примеров от скоротечности срока годности продуктов питания и до пустившегося вразнос климата на планете. Эти примеры и другие им подобные каждый может лично наблюдать, хоть бы из окна своего дома. Другое дело, когда вопрос Развития касается того, что выходит за рамки человеческого восприятия. Сложности с наблюдением за подобными процессами могут быть совершенно объективными. Очень многие процессы протекают крайне медленно или, наоборот, столь стремительно, что человек либо не успевает увидеть эти процессы по причине краткости срока годности своего тела, либо просто не успевает, потому что привык к более продолжительным единицам отсчёта времени. Думается, что приводить примеры таких процессов, это просто оскорбить интеллектуальные способности читателя. Также к объективным факторам следует отнести и ограниченное восприятие человеком даже физически существующих явлений. Достаточно снова упомянуть о том, что наука способна изучать лишь 4-5% от всего, что существует. Кроме того, на жизнь цивилизации оказывают огромное влияние и процессы нематериального характера такие, например, как игры тех, кого принято называть богами. В этом вопросе следует чётко понимать, что к богам можно причислить тех сущностей, которые имеют прямое отношение к процессам, происходящим с человечеством, но которые ни в коей мере не являются Творцами в смысле непознаваемыми сущностями с соответствующими сверхъестественными качествами, не говоря уж о высочайших моральных. Всё, чем оказывается воздействие на цивилизацию, является специфическими технологиями. Магия и прочее волшебство с чудесами — это проявление этих недоступных пониманию простых смертных манипуляций с вибрациями. Современная наука сама уже достигла таких высот, что за обыденные, с точки зрения современного человека, вещи буквально небольшое время назад можно было бы угодить прямиком на костёр, в каземат али в зиндан.

Так вот, боги, по сути дела, если исключить факторы телесной оболочки и спектра возможностей, не будут отличаться от обычных людей. Из этого совершенно логично вытекает, что их мотивы и поступки так же будут мало чем отличаться от мотивов и поступков землян. Для примера достаточно вспомнить Олимпийских богов или другую шайку под управлением Одина. И если в цивилизации конкуренция наций никем не оспаривается, то, опять же, совершенно логично будет предположить, что и у небожителей происходят подобные процессы с разделом сфер влияния и войнами за контроль над нами грешными. Если после свершения такого обычного явления, как революция, жизнь в отдельно взятом государстве может измениться до неузнаваемости, то можете себе представить, каковы были перемены после того, как языческие боги уступили в конкурентной борьбе христианству. Не стоит думать, что земная политика сыграла в этой истории какую-нибудь значимую роль, она была всего лишь средством и методом. Летописные источники буквально изобилуют фактами странных событий и откровенной мистики, происходившими с правителями стран, куда пыталось проникнуть христианство. Также в летописях полно абсурдных с точки зрения логики решений упомянутых глав государств. Писцы и толкователи, наверное, трижды поседели, тщетно пытаясь разъяснить мотивы таких поступков, но, кроме откровенного манипулирования сознанием правителя высшими силами, других объяснений быть не может. Только представьте, что может подтолкнуть государя, находящегося в здравом уме и твёрдой памяти, решиться на слом не чего-нибудь, а веры, значение которой для человека тех времён трудно переоценить. Это же полнейшая авантюра с минимальнейшими шансами на успех. В глазах современников такой правитель виделся бы сумасшедшим, и такая точка зрения вполне допустима и логична. Успеху подобных преобразований способствовало воздействие не только на царя или князя, но и на его окружение. Процент от общего количества населения вовсе не большой, а посему осуществить подобную экспансию собственных идей в человеческие умы — вопрос чисто технический. Оценивая наше время, ошибочно будет полагать, что религиям остались только сферы морали. С самими религиями в какой-то мере дело так и обстоит, но вот источники религий — боги никуда не исчезли, просто изменились их методы воздействия. Современного человека не купишь дешёвыми фокусами с чудесными излечениями и т.д. и т.п. Человечество с тех времён сильно продвинулось в вопросах естествознания.

Продолжать приводить примеры изменчивости Существования или Развития (Эволюции) Существования далее, думается, будет излишним. Это могло бы занять слишком много времени и страниц, но никак не повлияет на очевидный вывод. Всё в Существовании подлежит Развитию и само Существование не исключение. Так что будем считать справедливость этого Принципа доказанной и перейдём к вопросу Развития как явления.

Развитие как процесс

Развитие — явление, включающее в себя совокупность всех происходящих в Существовании процессов. Само Развитие бесконечно, составляющие его части конечны и уникальны.

Любой отдельно взятый процесс конечен, потому что имеет условные точки начала и завершения, и уникален, потому что ничто в Существовании не повторяется вследствие Принципа непреложности Развития. Любой локальный процесс можно разделить как минимум на три качественные стадии, где первая и третья — это уже упомянутые условные точки начала и окончания, а вторая стадия — это течение или развитие самого процесса. При более глубоком изучении отдельных стадий можно обозначить сколь угодно много. Самый простой пример дробления на стадии — это пример жизненного цикла растения: семя — побег — взрослое растение — цветение — плод — семя — гибель — гниение. Жизненный цикл отдельно взятого растения, если рассматривать его как процесс, является уникальным вследствие неповторимой комбинации множества факторов (освещённость, влажность, температура, состав почвы и многое другое). Под воздействием этих изменчивых аспектов характеристики растения будут отличаться от характеристик, полученных им от растений-прародителей, равно как и последующие поколения будут иметь некоторые расхождения от исходного материала в семени. Полностью пройдя свой жизненный цикл, растение гибнет, но собранная и переданная им информация сохраняется в последующих поколениях растений этого вида. То есть Развитие указанного вида растений не прерывается, а жизнь каждого отдельно взятого растения будет являться по отношению к нему уникальным и конечным процессом.

Приведённый пример подводит к одному очень важному выводу. За свою жизнь растение «впитывает» в себя любую информацию, в том числе и негативного плана. Именно преобладание какой-либо информации, позитивной или негативной, и будет определять продолжительность существования данного вида растений. И если уж уникальный процесс имеет две ярко выраженные стадии — развитие и умирание, то и эволюция вида вполне может их повторить в полной мере.

В этой связи необходимо отметить, что с самим понятием «Развитие», особенно в контексте Эволюции Существования, просто беда. Для такого всеохватывающего понятия практически невозможно найти подходящего синонима. Мы решили эту проблему просто и в некотором смысле изящно, Эволюцию (Развитие) Существования писать с заглавной буквы. Но на этом сложности с этим словом не заканчиваются. Так уж сложилось из-за неискоренимой привычки человека мыслить обязательно позитивно, само определение «развитие» вызывает прочную ассоциацию с движением «вперёд и ввысь», но это ошибочное мнение. Рассуждая предельно масштабно, следует чётко понимать, что Развитие подразумевает под собой именно изменения, а последовательные перемены, как в примере с растением, могут иметь и негативный, деградационный характер. Само понятие «деградация» — чисто оценочное, а Природная механика оценок не выставляет, и её Принципы — это сухая констатация порядка происходящего. Кроме того, противопоставлять деградацию развитию — значит начинать изучать по отдельности и позитивные и негативные перемены. Такой подход неизбежно приведёт к замешательству. Пример, во время матча одна команда побеждает, а другая соответственно проигрывает. Если рассматривать игру как единый и общий для всех процесс, то его оценка будет предельно разной, для каждой из соперников своя. Для одних — Развитие, для других — Деградация.

Эволюция как процесс известна весьма широко, но и на неё следует посмотреть ещё раз. По сути дела, Развитие — это способ остаться на арене истории. Иными словами, это нескончаемый процесс приобретения новых знаний о мире и освоения новых навыков, дающих те или иные преимущества. И как классический процесс обучения, Эволюция продвигается по обкатанной схеме: от простого — к сложному. Любой процесс приобретения знаний, особенно если он осуществляется самостоятельно, не может протекать исключительно гладко и обязательно будет сопряжён с ошибками. Иной раз ошибка бывает очевидной, и у человека есть шанс это понять и быстро исправить положение дел, а иной раз ошибочность выбранного пути становится очевидной очень и очень нескоро. Для примера можно привести две гипотетические версии карьеры жулика и вора. В одном случае пройдоха живёт в небольшой деревушке, где все друг друга знают в лицо. Нетрудно предположить, что тонкости этой одной из древнейших профессий наш жулик будет изучать недолго, односельчане быстро его вычислят и направят на путь истинный со всей своей простецкой доходчивостью. В другом случае наш лихой молодец — житель большого города или вообще предпочитает не задерживаться подолгу на одном месте. Совершенно логично будет предположить, что такой сценарий криминальной карьеры может разыгрываться значительно дольше, хотя и он, как правило, ничем хорошим не заканчивается. Мир, как говорится, тесен, и каким бы ни был большим город, вероятность поимки будет возрастать с каждым эпизодом. А если мошенник предпочитает путешествовать, то есть большая вероятность, что безнаказанность породит безответственность и может случиться так, что бедолага перейдёт дорогу более лихим парням, со всеми вытекающими последствиями. Конечно, бывают и исключения, но мы не рассматриваем тонкости мира криминала, наша задача несколько иная.

Конечно, можно было бы привести пример из жизни положительного во всех отношениях персонажа, но выбор негативной иллюстрации далеко не случаен. Популярность детективного жанра в огромной степени базируется на простоте и доходчивости сюжетных ходов, а нам как раз и нужно донести смысл самым коротким способом, без лишних славословий. Примеры с воришкой подводят к ещё одному выводу, подтверждающему ограниченность локальных процессов. Любой уникальный процесс может развиваться только в рамках возможного. Для вора процесс обучения воровству закончится в тот момент, когда воровать станет невозможно. Даже сам факт воровства невозможен без наличия того, что и у кого будет украдено. У любого процесса есть предпосылки или причины для его начала, а также набор окружающих обстоятельств для развития и завершения. В качестве доказательства можно привести пару ярчайших примеров. Первый — это развал Советского Союза, а второй — экономический кризис нашего времени.

Крах СССР был обусловлен самой идеологией коммунизма. Во-первых, борьба за победу социализма во всём мире за счёт благосостояния собственных граждан противоречит основным задачам государства как структуры общественной жизни. Во-вторых, главный лозунг социализма «Человек человеку — друг, товарищ и брат», к сожалению, никоим образом не согласуется с человеческой природой и выглядит весьма утопичным. Оба довода можно расписать более подробно, привести кучу фактов и цифр, но пусть этим занимаются специально обученные люди. Наша задача — привести Принципиальное обоснование нежизнеспособности политической и экономической доктрин Советского Союза.

В другом идеологическом лагере так же не безоблачно. Лозунг буржуинов-капиталистов «Человек человеку — волк» точнее согласуется с малопривлекательной человеческой сутью. Не будем касаться такого вопроса, как социальная справедливость, тут никаких слов не нужно, любому здравомыслящему человеку ясно, что её просто нет. Конечность капиталистического пути ярче всего проявляется в самом фундаменте этого общественного строя — в экономической сфере. Чтобы сохранять уровень жизни, капиталу нужно всё время развиваться, расширяя свою сферу влияния, то есть захватывая новые рынки сбыта продукции или услуг, но планета не безграничное пространство, а посему места под Солнцем хватит не всем. Правило «у кого больше денег, тот и прав» неизбежно приводит к монополиям крупнейших транснациональных корпораций, со всеми вытекающими последствиями для малого и среднего бизнеса во всех мыслимых сферах экономической деятельности. Далее, помимо пресловутой глобализации, как способу манипулирования огромными массами народонаселения, начинает подрываться ещё одна основа государства как такового — законодательство. Суть дела состоит в том, что законы (административные и уголовные) нужны для так называемого среднего класса, который стремительно сокращается под давлением упомянутых корпораций. Остальные социальные группы сморят на них несколько иначе. Богатые решают юридические проблемы собственными средствами, зачастую откровенно преступными, если называть вещи своими именами. Бедные закону не доверяют, вполне справедливо считая, что без профессиональной помощи в судах делать нечего, а адвокаты денег стоят и немалых. Вопрос — что же это за справедливость такая, что её требуется покупать?

Ну, да ладно, вернёмся к экономике. Ограниченность рынков сбыта, это ещё не самое страшное. Замени устаревший продукт новым и стриги купоны с того же места. Системная проблема кроется в том, что ограничены не только рынки, но и само разделение труда. Ну невозможно, чтобы один гвоздь забивали десять человек, и места за конвейером не хватит всем, сколь ни сложна была бы технология. И мы снова приходим к целому вороху дестабилизирующих последствий, которые, как слои снежного кома, липнут друг к другу: безработица — снижение покупательского спроса и возможностей — падение цен — снижение стоимости труда — опять падение покупательской активности и т.д. и т.п. Гении капитализма решили обойти эти проблемы сбоку и придумали механизм кредитования, но и он не может работать бесконечно, ничем не обеспеченная денежная масса — это просто гора ярких бесполезных бумажек. Этот финт, такой эффективный в краткосрочной перспективе, на деле основан на подмене понятий. Деньги — явление вторичное, придуманное для упрощения и упорядочивания товарообменных операций. Они вторичны по отношению и к товарам, и к услугам, а посему не могут являться первостепенной ценностью. Присвоение деньгам статуса первостепенного ресурса привело к тому, что доля прибылей посредников-финансистов в совсем недавнем прошлом составляла 75% от общего объёма прибылей мировой экономики. Согласитесь, в системе, где деньги главное мерило всего, конкурировать с теми, кто эти деньги печатает, попросту невозможно. Один из отцов-основателей этой системы говорил: «Дайте мне возможность печатать деньги, и мне будет наплевать на тех, кто принимает законы». Нелепая с точки зрения здравого смысла система кредитования привела к абсурдному положению, когда должник не переживает, как ему возвращать взятое, а сам шантажирует кредиторов. Речь, конечно же, идёт о США и о других участниках общемировой экономической деятельности. Самое забавное то, что все всё прекрасно понимают; эта история с его величеством долларом затянулась и уже дурно пахнет, но тут же находят кучу причин, по которым, по их мнению, лучше ничего не менять. Возможно, кто-то надеется, что более чем вероятная катастрофа его не заденет, а если и заденет, то несильно. Увы, степень взаимной интегрированности экономик настоль велика, что мало не покажется никому. Многие надеются на новый технологический скачок. Это уже не единожды подстёгивало развитие цивилизации в прошлом, но, увы, видимо, не в этот раз. Хотя и не исключено, что где-то что-то удастся внедрить, но суть дела в том, что и с этими ноу-хау человечество поступит точно так же и неизбежно придёт в тупик. Как говаривал Эйнштейн, определяя идиотизм, очень странно делать одно и то же и при этом надеяться на иной результат. Думается, на этом об экономике хватит. Эта тема сама по себе интересна и касается буквально каждого. Продолжать её далее без отклонений в геополитику, моральные устои, вопросы образования и т.д. — значит давать узкий взгляд, а мы условились смотреть предельно широко, тем более в этой части книги.

Само Развитие, которое хоть и имеет все признаки процесса, к этому термину в полной мере отнести нельзя. В первую очередь это связано с масштабом этого явления. Любой иной процесс можно наблюдать со стороны, что с Развитием по факту невозможно, слишком уж это явление многогранно. Кроме того, по-настоящему объективные данные можно получить, только находясь вне самого процесса. Говоря иначе, отыскать смотровую площадку для созерцания процесса Развития Существования можно только гипотетически, отвязав логику от каких-либо оценочных предрасположенностей. Но если уж само Развитие в целом не подлежит исследованию, то составляющие его уникальные процессы вполне себе изучаемы. На многие из них можно взирать со стороны, будучи совершенно незаинтересованным в итогах этого опыта. Понимание сути наблюдаемого процесса позволяет проследить дальнейший ход его развития, а использование такого приёма, как обратная логика, позволяет докопаться до изначальных причин возникновения этого процесса. Вопрос обратной логики прост «за счёт чего может образоваться то или иное явление». Таким образом, собирая библиотеку всех возможных процессов и их характеристик, можно сделать вывод и о характере самого Развития.

Конкуренция или Баланс противоположностей

Этот Принцип так же не нов, хотя более привычное определение «единство и борьба противоположностей» будет скорее описывать взаимодействие двух полярных направлений между собой. Заявленное нами условие сухой констатации подводит к следующей формулировке Принципа: «Гармоничное и непрерывное развитие может быть обеспечено последовательной сменой двух противоположных по своему характеру процессов». Существование не приемлет всего двух вещей — статики и пустого места. Это означает, что развитие любого процесса или явления будет сопряжено с каким-либо движением по отношению к чему-либо. Иными словами, основная пара противоположных по своему характеру определений — это действие и бездействие. При этом, что очень важно, как первое, так и второе могут являться факторами, способствующими развитию. Конечно, отождествлять развитие сугубо с движением или действием и звучит красиво и вдохновляющее, но постоянное, непрерывное движение куда-либо может означать движение по инерции или, вообще, по кругу. С другой стороны, статическое положение может способствовать развитию как таковому самым дешёвым способом — простым сбором данных или энергии без лишних трудозатрат.

Приверженцы классической философии не преминут отметить, что всё относительно, и будут в чём-то правы. Проклятие философии заключается в том, что в погоне за истиной философы зачастую уходят в такие абстрактные дали, что все их рассуждения перерастают в схоластическую риторику, напрочь оторванную от самого предмета исследования. Иными словами, подобные измышления иной раз принимают абсурдную форму, начисто лишённую всякого смысла, подобно действию ради самого действия, и в конечном итоге становятся эдакой «вещью в себе», пусть и красивой, но совершенно бесполезной.

Бесспорно, относительность как способ оценки имеет место быть. Смысл этой характеристики кроется в её практическом значении. Пар противоположностей можно привести множество, помимо уже заявленной «действие и бездействие». Так, просто навскидку: свет и тьма, созидание и разрушение, знание и отсутствие оного. Основной характеристикой этих пар явлений и процессов будет являться то, что одно не может существовать без другого. Свет виден только на фоне темноты, а движение возможно определить только при наличии неподвижного объекта. Это означает, что развитие как таковое может быть осуществлено лишь при наличии сравнительного фактора.

Для того чтобы убрать из этого уравнения такую неопределённую переменную, как относительность, её нужно зафиксировать. Это можно сделать очень просто. Не зря говорят, что в правильно заданном вопросе есть немалый процент ответа, а хорошо сформулированная задача сама подсказывает возможное решение. В нашем случае таких подсказок есть сразу две. Подсказка первая заключена в определении развития как некоего движущегося в сторону набора количества-качества процесса. Это значит, что если движение имеет место быть, то оно обязательно должно иметь некоторый вектор или условную прямую, причём с отрицательной и положительной шкалой. Подсказка вторая заключается в самом определении «относительность», и звучит она как вопрос, а относительно чего? Полную и объективную характеристику любого движения можно определить, имея какой-либо абсолютно неподвижный объект. Неподвижный — значит не подверженный собственному развитию. Измерение любых данных, берущих свои величины от этого объекта, будут универсальны и могут быть применены для сравнительного анализа другого сходного процесса. С принятием этой условной, неподвижной точки начала мы получаем универсальную прямую с двумя полярными по своим значениям величинами «нет ничего» (начало) и «есть всё» (полное завершение). Универсальность этой прямой будет заключаться в том, что к ней можно пририсовать любые другие прямые для регистрации каких угодно параметров. Количество и шкала измерений этих дополнительных прямых будут зависеть как от сложности исследуемого процесса, так и от того, что наблюдатель посчитает важным, а что — нет.

Являясь убеждёнными сторонниками мнения, что любые знания обязаны иметь практическое применение, мы вынуждены констатировать, что мотивом для наблюдения за развитием чего-либо может быть только стремление сравнить этот процесс с другим аналогичным ему. Тем более что опыт, исключающий все сторонние факторы и тем самым помещающий исследуемый объект в условный стерильный вакуум, возможен лишь чисто гипотетически и приведёт к абсолютно абстрактному выводу. Конечно, ежедневное измерение своего роста у дверного косяка подростком может дать ему некоторый ответ, но настоящий результат он получит лишь при встрече с одноклассниками после каникул. Точно так же, спортсмен может тренироваться совершенно в одиночку и отмечать прогресс своих результатов, но объективную оценку эффективности тренировок могут дать только соревнования.

Эти примеры показывают, что отслеживание процесса развития тем, кто непосредственно занят этим процессом, имеет сугубо практическое значение. Потому как истинная противоположность — это другой субъект, претендующий на первую ступень условного пьедестала. В Существовании ничего не стоит на месте, и импульсом к развитию являются именно внешние факторы, самым же главным стимулом для развития будет являться конкурент-соперник. Искать абстрактное противоборство противоположностей внутри одного целого — значит всего-навсего проконстатировать наличие возможностей и вероятностей и не более того. Для подобной констатации достаточно будет рассказать анекдот про работягу, который может копать, а может и не копать. Сами по себе вероятности и возможности без вопроса, а для чего они могут быть использованы, ничего не значат. И тут с помощью совсем небольшой логической цепочки мы вновь подходим к конкуренции, являющейся мощнейшим катализатором для развития чего-либо.

Важность конкуренции, по большому счёту, очевидна для всех, начиная от домохозяйки, пристально следящей за соседями и требующей от мужа хотя бы такого же уровня достатка, и заканчивая теми, кто вершит судьбу цивилизации. В качестве иллюстрации важности конкуренции как философского понятия можно привести пример с теорией эволюции Ч. Дарвина. Беря во внимание неоднозначность самой фигуры Дарвина, имевшего не ахти какое образование и презентующего свою теорию непременно с книгой в руках по причине плохой памяти, а также то, что он сам определял свой труд исключительно как гипотезу, крайне сложно было предположить, что эта теория будет иметь такое огромное значение для цивилизации. Ключом к ошеломляющему успеху этого издания была идея естественного отбора или, говоря иначе, конкуренции. По сути дела, это был подарок приверженцам сугубо материалистических идей, а может быть, что вполне вероятно, эта акция и была ими срежиссирована, профинансирована и воплощена в жизнь. Далее, когда теория Дарвина стала главенствующей, финансовые воротилы, политики и военные получили оправдание своим неуёмным амбициям и пренебрежению к тем, кто не обладает такими же возможностями. Думается, будет излишним упоминать, к чему всё это привело.

Перспектива

Продолжительность и масштабность процесса зависит всего от одного понятия — от перспективы. Любое начинание или уже осуществляемое действие будет иметь смысл только при наличии гипотетического приобретения новых возможностей. Всё, что не имеет дальнейших перспектив, подлежит уничтожению.

В качестве примеров можно вернуться к уже описанным краху СССР, экономическим проблемам современности или даже к цитате Эйнштейна. Хотя справедливости ради стоит отметить, что каждый человек каждый день следует этому Принципу. Это происходит всякий раз, когда приходится делать очередной выбор. Почему очередной? Потому что именно последовательность решений и выливается в конечном итоге в тот или иной результат, что тут именуется судьбой. Следует чётко понимать, что любой самый ничтожный на первый взгляд вопрос может иметь, по сути дела, два ответа — «да» или «нет». Все другие варианты будут относиться уже к частностям. Важность и масштаб предстоящего выбора значения, с точки зрения Принципиальной Механики, иметь не будут. Для кого-то, например, важнейшим выбором будет являться, с какой ноги встать с кровати. Это может зависеть от голого предрассудка, а может являться частным опытом человека, который заметил, что вставание с левой ноги сулит удачный день или наоборот. Право слово, никто же не враг самому себе, чтобы лишний раз испытывать судьбу на удачу, а своё здоровье на прочность. Кроме того, даже уже осуществляемое действие будет обязательно прекращено, если очевидность бесперспективности оного станет совершенно явственной.

Даже сам по себе житейский опыт — суть следование этому Принципу. На ранних стадиях своего развития человек на практике познаёт, какие действия к каким результатам приводят. А что позволяет человеку обходиться без испытаний на своей шкуре всего на свете? Правильно, опыт, причём вовсе не обязательно свой. Разумная сущность в полном праве определять, каким опытом пользоваться. Умная сущность никогда не будет пренебрегать знаниями, добытыми кем-то ещё. Существование — это своего рода пространственно-временной полигон для применения знаний. Обучение, само по себе, — это сбор данных о том, что полезно для чего бы то ни было (перспективно) или бесполезно (бесперспективно). Масштаб обучающей программы, опять-таки, абсолютно не важен, будь это быстрый и надёжный способ завязывать шнурки или изучение сложнейшей технологии, позволяющей проводить фундаментальные научные эксперименты.

Не будет преувеличением сказать, что Перспектива — вещь, которую трудно переоценить. Выражение «Игра стоит свеч» как раз про это. Однако утверждать, что Перспектива — самая дорогая в мире вещь, будет ошибкой. Ибо дороговизна есть величина обратно пропорциональная необходимости, потому как самая дорогая вещь — вещь бесполезная. Из этого следует, что цена знаний или шансов может определяться двумя полярными величинами, от неимоверно дорогих, и до цены не имеющих, то есть бесценных. Бесполезность знаний (опыта, позволяющего реализовывать шансы) определяется тем, будут ли они использоваться в дальнейшем или нет, а дороговизна выражается в утраченных возможностях, в трате времени и сил. Кроме того, это чревато разочарованиями, депрессиями, а то и того хуже. С другой стороны, чёткое осознание Перспективы делает человека только сильнее. Наличие перспективных возможностей иной раз вынуждает человека идти на жертвы и лишения. Именно Перспектива, а не лень, является двигателем прогресса. Лень — это особое состояние, которое позволяет найти способ достичь чего-либо с наименьшими затратами, потому как кратчайшее расстояние от точки до точки — есть прямая. Конечно же, это шутка, но, как в любой качественной шутке, тут есть доля истины, и доля немалая. Суть дела в том, что лень — это отсутствие мотивации к чему бы то ни было. Иными словами, отсутствие мотивации — следствие невидения перспектив, для чего так уж необходимо вставать с дивана.

Достаточность

Достаточность — необходимая мера, идеальное сочетание всех факторов, участвующих или описывающих тот или иной процесс.

За простой формулировкой, поясняющей элементарное, на самом деле, скрывается несколько больше, чем констатация очевидного. На примере её разъяснения можно найти обоснование тому прискорбному факту, что люди очень часто забывают о подобных прописных истинах в погоне за неуловимой синей птицей или просто не утруждают себя анализом собственных мотивов и поступков. Таким образом, мы убьём сразу двух зайцев.

Достаточность — важнейшее понятие, затрагивающее не только количество составляющих, но и меру затраченных сил и времени. Определение достаточности факторов сопровождает любой процесс от его зарождения и до полного завершения. Самый простой и универсальный пример — кулинария, а самый сложный для понимания будет для каждого индивидуальным, согласно достаточности его образования и мировоззрения. Отсутствие или недостаточное количество необходимых ингредиентов сделают невозможным как приготовление определённого блюда, так и остановит проведение сложного научного эксперимента, где под ингредиентами следует понимать соблюдение особых условий при проведении данного опыта. С другой стороны, перебор чего бы то ни было, даже в карточных играх, скажем мягко, это не очень-то здорово. Для качественного результата любого процесса лишнее будет означать ненужное, а ненужное — это воплощённое проявление пустых усилий и потерь. Конечно же, оставшееся можно оставить про запас, на будущее, ведь жизнь не заканчивается, но, к великому сожалению, очень и очень многое сохранить в должном качестве не получится, да и на всю жизнь не напасёшься. Будь это как-то по-другому, человеку не нужен был бы, к примеру, акваланг, надышался на 1,5-2 часа вперёд и айда покорять пучину морскую.

Если с самим действием мера достаточности воспринимается всеми, то применительно к явлениям или процессам часто возникают сложности. Одно дело, когда бывает трудно остановиться, испытывая творческий подъём, и совершенно другое, когда не выставлены определённые рамки необходимой достаточности. Творчество хотя бы приносит мало с чем сравнимое удовлетворение, а вот излишние усилия порождают усталость, вплоть до отвращения. Иными словами, совершенство недостижимо, любому творцу всегда есть что добавить или исправить, а ремонт квартиры можно только остановить, но не закончить. В любом случае пристальное внимание к достаточности сэкономит не только силы и время, но и здоровье, в том числе и психическое.

Идём дальше. Непонимание меры достаточности является одним из самых распространённых факторов, делающих людей несчастными или, вообще, подводящих их к катастрофам. Для примера годиться что угодно, от несоблюдения скоростного режима и неумения вовремя остановиться в казино и до непомерных амбиций самых отпетых тиранов из истории. Если тема излишеств присутствует даже в сказках для детей, то, казалось бы, эту науку осваивают чуть ли не с молоком матери, но увы. При этом важно понимать, что излишними бывают не только вещи или действия. Не меньшие проблемы вызывают и необоснованные ничем желания и мечты. С другой стороны, если смотреть на жизнь человека как на процесс, то невозможно не отметить, что недостаточность чего-либо так же пагубно влияет на её качество и полноту. В общем, всего должно быть в меру, и желания должны как можно ближе соотноситься с возможностями. В Существовании всё соразмерно и достаточно, в противном случае оно бы не сумело достичь такого уровня своего развития. Взять хотя бы видимое космическое пространство, сколько там всего крутится-вертится. Безусловно, катаклизмы случаются, но и для них есть свои причины. Поэтому что бы ни происходило в космосе, в целом всё находится на своих местах, в том числе и каждый отдельный человек, что бы он там себе ни думал о справедливости и несправедливости. Принцип Достаточности применим к любым процессам, на то он и Принцип, чтобы описывать, а не оценивать. У каждого есть своё место, и определено оно не кем-то там свыше, а качествами самой личности. Именно у личности есть прерогатива выставлять оценки тем или иным положениям, в которых она оказывается. Принципиальная Механика тем и хороша, что начисто лишена каких бы то ни было личностных характеристик, чего не скажешь не только о людях, но и о богах. На Принципы можно полагаться смело, они не передумают, не подведут и торговаться не будут. К этому вопросу мы ещё вернёмся.

Взаимодействие

В Существовании очень тесно. Вернее сказать, оно не имеет в себе пустых мест, где бы абсолютно ничего не происходило. Каждое явление, процесс или человек так или иначе находится во взаимодействии если не с себе подобными, то с окружающей средой точно и неотвратимо. Полновесного одиночества или хотя бы уединения нет, как бы это ни прозвучало. Между людьми случаются недопонимания, но это, согласитесь, не совсем по заявленной теме.

Одновременно с этим непреложным фактором вполне существует и другой — каждый процесс, явление или человеческая сущность — самодостаточный и автономный объект Существования. Так или иначе, а вернее, и так и так, у каждого объекта Существования есть своё уникальное во всех отношениях место, именуемое Эволюционное пространство. Границы этого пространства одновременно условны и безусловны. Точная очерченность границ процесса определяется его многочисленными характеристиками. Применительно к человеческой жизни, это можно выразить фразой «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Иными словами, человек как явление и его жизнь как процесс являются автономной единицей и пользуются рамками своего пространства, ограниченного точно такими же рамками людей, с кем ему приходится контактировать. Причём степень знакомства абсолютно не важна, неопрятный гражданин в общественном транспорте, хочет он того или нет, способен испортить настроение очень многим. В качестве доказательства плотной взаимосвязи между людьми можно привести любопытную теорию «пяти рукопожатий», согласно которой через пять рукопожатий каждый может передать привет кому угодно, хоть Папе Римскому.

Безусловно, существуют процессы, хоть и проходящие в непосредственной близости друг от друга, но невзаимодействующие напрямую между собой. Если же посмотреть шире, то оба эти процесса в конечном итоге будут включены в один глобальный процесс. Возьмём для примера круговорот воды. В общей схеме это выглядит так (хотя усложнения или упрощения тоже не редкость): капля дождя — грунтовые воды — ключ — ручей — река — море — океан — пар — капля дождя. Если рассматривать эту последовательность плоско, как приключение отдельной капельки, то всё просто, но сколько эта капля увидит за своё путешествие и где только не побывает! Способность воды сохранять информацию известна с очень давних времён. Современные научные доказательства этого факта — лишнее подтверждение выражения, что всё новое — это хорошо забытое старое. Дело в том, что писание по воде вилами — это не бессмысленное занятие, как думает большинство, а часть шаманского ритуала. Кому, зачем, и что именно передавал таким образом колдун, не суть, главное, что передача информации имела место быть. Или вот ещё бескомпромиссно красивое действо — писание стихов водой на асфальте. С материалистической точки зрения в этом действии плюсов немного, привлечение туристов да мытьё дорожного покрытия. А меж тем вода испаряется, и стихи (информационный посыл) уходят в небо. Таким образом, вода (вся, что имеется на планете) в некотором роде является хранителем информации и средством её передачи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс анатомии Существования. Часть 1. Физика Существования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я