Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Зима. II квартал

Е. Ю. Протасова, 2022

Данное пособие адресовано педагогам, работающим в дошкольных образовательных организациях разных видов. В данной книге подробно раскрывается содержание работы с детьми 6–7 лет, представленного в пособии «Комплексное планирование образовательный деятельности с детьми 6–7 лет». Здесь вы найдете конспекты занятий, досугов, наблюдений, разных мероприятий и деятельностей в течение дня, объединенных общей познавательной темой. Ее основу составляют постепенно усложняющиеся задачи развития ребенка, их реализация, базирующаяся на деятельностном подходе и интегративных принципах. Содержание базисного образования представлено по основным направлениям развития дошкольников, при этом все компоненты взаимосвязаны между собой и позволяют реализовать системный подход к воспитанию, обучению и развитию детей, формированию основных физиологических и психических функций, обеспечивающих успешный переход детей к школьному обучению.

Оглавление

  • От авторов
  • Содержание образовательной деятельности на II квартал
Из серии: Истоки знаний

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Зима. II квартал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Содержание образовательной деятельности на II квартал

Декабрь

13-я неделя. «Измерение времени — календарь»

Направленность педагогической работы. Основное содержание педагогической работы на этой неделе — расширение и обобщение представлений детей о временных характеристиках реальных явлений, их длительности, порядке следования друг за другом. Ежедневное обращение к календарю и изготовление самодельного календаря помогает детям понять и запомнить последовательность дней недели. Они устанавливают соответствие между вчерашним и завтрашним днем, закрепляют последовательность дней недели, их названия.

Дети узнают о цикличности природных явлений, причинах смены дня и ночи, а также о Луне, звездах и некоторых созвездиях. Знакомятся с явлением контраста в искусстве, создавая аппликации в технике бумажной пластики «позитив — негатив».

Тема ночи, сна привлекает детей своей таинственностью, неизвестностью. Читая сказку Г.-Х. Андерсена «Оле Лукойе», педагог приобщает их к толкованию сказочных событий, сочинительству, учит высказывать и обосновывать свое мнение. Эта тема находит отражение и в продуктивной детской деятельности. В процессе рисования сказочных снов и создания оригинальных лепных миниатюр дети учатся обдумывать замысел и планировать работу, выбирать адекватные средства художественной выразительности и подходящие материалы, композиционно выстраивать изображение.

Воспитатель вовлекает детей в диалог, побуждает их рассуждать, передавать содержание текста своими словами, учит анализировать смысл многозначных слов, подбирать синонимы. Дети знакомятся с новыми словами день, ночь, светит, солнце, луна, спит, спят.

Непосредственно образовательная деятельность

Познание окружающего мира «Время»

Задачи:

— продолжать знакомить с устройством календаря, названиями месяцев года и их последовательностью, названиями дней недели;

— развивать умение оперировать условными знаками (символами);

— обогащать представления о профессиях взрослых.

Материал: самодельный календарь.

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать сказку В.И. Даля «Старик-годовик» (читает отрывок): «Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были непростые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно».

Воспитатель спрашивает у детей, поняли ли они, что это были за птицы. Вместе с ними вспоминает, что происходило, когда полетели первые три птицы, делает вывод, что стало холодно, наступила зима. Уточняет, почему птиц было именно три, сколько зимних месяцев дети знают, как они называются. Повторяет их названия. Обсуждает, почему автор назвал старика «годовиком».

Обращает внимание на календарь, с которым дети знакомились ранее, уточняет, какой цвет у листов календаря с зимними месяцами. Читает их названия. Аналогично дети вспоминают, что происходило, когда полетели другие птицы.

Педагог предлагает пересчитать и определить, сколько всего месяцев в году. Затем вспоминает с детьми наиболее яркие события каждого времени года (что делали летом, осенью, что будет происходить зимой, весной), отмечает их в календаре с помощью картинок-символов (например: морская раковина, гриб, земляника — лето; желтый лист, зонтик — осень; снежинка, елка с подарками, снеговик — зима; подснежник, цветущая ветка с небольшими листочками — весна и т. д.).

Далее воспитатель обсуждает с детьми, почему у каждой птицы-месяца было четыре крыла, рассказывает, что в каждом месяце бывает обычно четыре недели и еще несколько дней. Спрашивает, из каких дней состоит неделя. Пишет на доске названия дней недели друг под другом, в столбик. Читает их вместе с детьми хором. Вспоминает, на что похожи названия «вторник», «среда», «четверг», «пятница», похожи ли они на слова «второй», «средний», «четвертый», «пятый».

Воспитатель пересчитывает вместе с детьми, сколько дней в неделе. Спрашивает, поняли ли они, почему в каждом крыле — неделе — у птицы было семь перьев. Почему одна сторона пера была белой, а другая — черной?

Затем воспитатель читает сказку еще раз. Просит детей ответить на вопросы, заданные автором в конце сказки: «Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?»

Воспитатель обсуждает с детьми, чем отличается день от ночи; что мы делаем утром, днем, вечером, ночью. Рассказывает, когда у взрослых начинается и заканчивается работа. Спрашивает, все ли люди ночью спят, должен ли кто-то бодрствовать. Предлагает послушать стихотворение С. Махотина «Пока мы спали».

После чтения воспитатель вспоминает с детьми, люди каких профессий работают в ночное время, обсуждает с ними, почему. Рассказывает, какие еще профессии требуют работы в ночное время, в несколько смен (на заводах, фабриках, на транспорте и т. д.).

Последующая работа: на следующем занятии по конструированию дети делают календарь с днями недели.

Конструирование из бумаги «Календарь недели»

Задачи:

— формировать представления детей о преобразовании плоской фигуры в объемное тело с использованием выкройки;

— учить делать выкройку куба с помощью мерки;

— развивать умение удерживать последовательность операций, добиваться конечного результата.

Материалы: разноцветные квадратные листы бумаги со стороной 21 см с нанесенными очертаниями отверстий, мерка из плотного картона длиной 7 см, прямоугольный лист со сторонами 12–14 см с напечатанными наименованиями дней недели, ножницы, линейка, карандаш, клей, кисточка (на каждого ребенка), образец поделки.

Содержание

Воспитатель спрашивает у детей, что помогает людям узнавать, какой сегодня день недели. У кого дома есть календарь, как он выглядит?

Предлагает детям смастерить свой календарь, например, вот такой (показывает заранее изготовленную поделку). Предлагает детям его рассмотреть, определить, как он устроен, как помогает узнать день недели. Обсуждается, что основа календаря имеет форму куба, в передней стенке которого прорезано окошко, а через него видна надпись; по бокам — круглые отверстия, в которые вставлен цилиндр с написанными на нем наименованиями дней недели. Педагог просит догадаться, как работает этот календарь. (По утрам надо поворачивать цилиндр на следующую надпись и читать, какой сегодня день недели. Важно не ошибиться и повернуть цилиндр только до следующей надписи.)

Воспитатель спрашивает, знают ли дети, как смастерить цилиндр. Получив утвердительный ответ, говорит, что приготовила листы бумаги с написанными (напечатанными на машинке или компьютере) днями недели. (Раздает каждому.) А знают ли дети, как смастерить куб? Возможно, некоторые будут предлагать свои варианты изготовления куба. Воспитатель их выслушивает, затем говорит, что сегодня научит детей делать куб из листа бумаги с помощью выкройки.

Далее показывает детям более крупную, чем у них, квадратную заготовку с нанесенными на нее очертаниями отверстий и объясняет, что сначала нужно сделать выкройку. Говорит, что у каждого из детей есть картонная мерка, с помощью которой надо разделить каждую сторону квадрата на 3 равные части. Напоминает, что дети уже умеют это делать. Может напомнить, что мерку надо прикладывать строго к краю листа или к краю уже нанесенной мерки.

«Затем верхние и нижние мерки квадрата надо соединить между собой с помощью линейки. (Показывает действия, еще раз делая акцент, что линейку надо положить так, чтобы обе точки оказались на краю линейки, затем прижать ее посередине левой рукой, а правой рукой провести карандашом линию.) Наша выкройка поделилась на 9 равных квадратов. Нанесенные на нее 2 круга и прямоугольник оказались во втором ряду квадратиков.

Теперь надо сложить лист бумаги точно по этим линиям, хорошенько прогладить рукой каждый сгиб и вновь его развернуть. Затем надо надрезать лист бумаги по верхним и нижним линиям сгиба на длину одного квадратика. (Демонстрирует.) Наша выкройка готова.

Чтобы собрать куб, надо приподнять боковые части, наложить верхние боковые квадратики друг на друга, и сверху накрыть их средним квадратиком. Таким же образом складываем и нижние квадратики. Получился объемный куб. Такую выкройку называют еще разверткой куба, потому что это куб в развернутом виде».

Воспитатель просит детей проделать эти операции, сложить куб, но пока не склеивать боковые стороны. После того как дети выполнили эту часть работы, воспитатель просит их вновь развернуть выкройку, чтобы вырезать в нужном месте круглые отверстия для цилиндра и прямоугольное окошко спереди. (Если у большинства детей слабые навыки работы с ножницами, педагог может дать выкройки с уже вырезанными отверстиями, что значительно облегчает работу, отверстие выступает как ориентир для складывания выкройки.) «Теперь еще раз сворачиваем куб и окончательно склеиваем боковые стороны».

Цилиндр с наименованиями дней недели дети склеивают самостоятельно, после чего собирают всю конструкцию. В процессе самостоятельной работы педагог помогает советом и практически.

Занятие физической культурой № 13.1

Задачи:

— обучать технике лазанья по веревочной лестнице в различном темпе;

— закреплять навык бросания мяча вверх одной рукой и ловли его несколько раз подряд;

— развивать силу.

Содержание

Общеразвивающие упражнения с набивными мячами, лазанье по веревочной лестнице в различном темпе; броски мяча вверх одной рукой и ловля его 5–6 раз подряд.

Развитие речи и начал грамоты

«Языком не спеши, а делами не смеши»

Задачи:

— вовлекать в диалог, побуждать к рассуждениям;

— учить передавать содержание текста своими словами;

— анализировать смысл многозначных слов;

— подбирать синонимы;

— обращать внимание на грамматическую форму слова;

— развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат;

— воспитывать интерес к письменной речи.

Материалы: карточки со словами: НоЧь, ДЕНЬ, СОЛНЦЕ, СВЕТИТ, ЛУНА, 4 карточки с изображением точки, наборное полотно.

Содержание

Воспитатель читает детям пословицу «Поспешишь — людей насмешишь» [12]. Спрашивает их, как они понимают эту пословицу, почему так думают. Выслушивает желающих. Затем приводит еще несколько пословиц, просит детей определить, какая из них подходит к пословице «Поспешишь — людей насмешишь» и почему.

Языком не спеши,

а делами не смеши. [2]

Скучен день до вечера,

Коли делать нечего. [2]

Затем педагог предлагает детям послушать сказку о девочке, которая не умела занять себя делом. Читает сказку С. Прокофьевой «Когда можно плакать?»: «Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит:

— Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь.

Заплакала Маша днем. Вылез из травы кузнечик и говорит:

— Не плачь, Маша! Весь день я в траве стрекочу, а ты плачешь — и никто меня не слышит.

Заплакала Маша вечером. Прискакали из пруда лягушки.

— Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.

Заплакала Маша ночью. Прилетел из сада соловей и сел на окно.

— Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.

— А когда же мне плакать? — спросила Маша.

— А ты никогда не плачь, — сказала мама. — Ведь ты уже большая девочка» [30].

После чтения педагог задает вопросы: «Понравилась сказка? Кому мешала Маша своим плачем? Что сказали ей петушок, кузнечик, лягушки, соловей? Можно ли сказать о Маше словами поговорки «Скучен день до вечера, коли делать нечего»?

Воспитатель просит детей обосновать свое мнение, выслушивает рассуждения.

Спрашивает, хотят ли они послушать сказку еще раз, зачитывает ее. Дети разбиваются на команды по 7 чел., распределяют между собой роли Маши, мамы, петушка, кузнечика, лягушки, соловья и рассказчика и разыгрывают сказку.

После этого педагог разучивает с детьми скороговорку:

Все ходит, ходит, ходит,

Места, что ли, не находит. [2]

Скороговорку дети читают, двигаясь по кругу, меняя направление движения. Читают в умеренном темпе, с разной силой голоса и интонацией. Повторяют 3–4 раза. Затем воспитатель спрашивает, как они понимают выражение «места себе не находит»? Когда так говорят?

Воспитатель выставляет на наборное полотно новые слова: ДЕНЬ и НОЧЬ. Читает их вместе с детьми, ведя пальцем внизу слева направо. Затем составляет предложения: «СВЕТИТ СОЛНЦЕ», «СВЕТИТ ЛУНА».

Воспитатель просит детей ответить: когда светит солнце, что это — день или ночь. Вызывает двух детей и просит их подобрать соответствующую карточку, подставить их к нужному предложению: НОЧЬ. СВЕТИТ ЛУНА. ДЕНЬ. СВЕТИТ СОЛНЦЕ. Затем все вместе читают, что получилось. Воспитатель обращает внимание на то, что в конце предложения должна ставиться точка.

Лепка «Кроватки и колыбельки»

(миниатюры в спичечном коробке)

Задачи:

— учить создавать оригинальные композиции в спичечных коробках — лепить младенцев (пеленашек) в колыбельках;

— знакомить с видом народной куклы — пеленашкой, пояснить значение нового слова и подвести к обобщению смысла;

— развивать воображение, мелкую моторику;

— вызывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

Материалы: пластилин, пустые спичечные коробки или другие мелкие упаковки, стеки, пуговицы, ленточки.

Содержание

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Казачья колыбельная»:

Спи, младенец мой

Прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки.

Баюшки-баю.

Показывает детям иллюстрацию с изображением народной куклы пеленашки или балабешки и сообщает, что в давние времена народные умельцы делали таких кукол из дерева или соломы. Затем педагог показывает современную спеленутую куклу и спрашивает детей, почему эту куклу можно назвать пеленашкой.

Воспитатель показывает детям вылепленную заранее куколку-пеленашку в колыбельке из спичечного коробка. И предлагает слепить таких же малюток-пеленашек в кроватках, колыбельках или колясках. Показывает обобщенный способ лепки: «Берем комок пластилина, раскатываем сначала в шар круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр), концы округляем — у нас получилась пеленашка, только лица пока не видно. Отщипываем маленький комочек пластилина розового или белого цвета, раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик (или яйцо) — это лицо, которое выглядывает из пеленок. Оформим лицо — глаза сделаем из бусин, бисера или пластилиновых шариков, пустышку из пуговицы (приделаем кольцо из пластилинового жгутика); пеленашкой может быть не только куколка, но и любая другая игрушка — мишка, зайчик, котенок; в этом случае дополнительно лепим ушки и мордочку. Украсим пеленки узором в горошек и бантиком. Превратим спичечный коробок (по своему желанию) в колыбельку, кроватку или коляску: слепим матрас и подушку, для коляски сделаем колеса из пуговиц, купол и ручку».

Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить пеленашек. По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, подсказывает, что «лицо» надо прикреплять в верхней части пеленашки. Помогает соорудить из спичечных коробков колыбельки, кроватки, коляски.

В конце занятия воспитатель предлагает спеть своим лепным пеленашкам колыбельные песенки, обращает их внимание на то, почему эти песенки так называются.

Последующая работа: оформление мини-выставки «Дети спят».

Музыка № 13.1

Задачи:

— учить слышать «ритм суммирования» и воспроизводить его в хлопках, притопах, шагах; двигаться синхронно с партнером;

— продолжать работать над шагом вальса;

— в польке двигаться в образах различных сказочных героев;

— передавать в свободных движениях поэтический характер вальса.

Содержание

Музыкальное движение: танцевальные упражнения «От хлопков до шага польки» (белор. нар. мелодия «Лявониха»), «Дружные пары» («Латвийская народная полька»), «Шаг вальса» (Ф. Шуберт «Вальс»); танцы «Полька с сюрпризами» (Д. Шостакович «Полька-шарманка»), «Вальс» (П.И. Чайковский «Вальс цветов»).

Развитие речи и начал грамоты

«Сладкий сон»

Задачи:

— вовлекать в общий разговор, диалог;

— передавать содержание прочитанного в форме инсценировки по ролям;

— пересказывать текст;

— обогащать речь образными словами и выражениями;

— активизировать прилагательные;

— развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание;

— поддерживать интерес к письменной речи.

Материалы: картинки с изображением медведя, ежика, крота, бурундука, карточки со словами: МИШКА, ЕЖИК, КРОТ, БУРУНДУК, СПИТ, СПЯТ, И, 4 карточки с изображением точки, элементы костюмов для разыгрывания сказки.

Содержание

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, аргументируя свой ответ. Отгадавший ребенок находит карточки со словом-отгадкой и подставляет под соответствующую картинку. Слова-отгадки дети читают индивидуально и хором.

Под кустами, под елками

Катится клубок с иголками. [15]

(Еж.)

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны? [24]

(Медведь.)

Сколько тут в земле туннелей,

Целый город, подземелье!

Снова роет новый ход

Хлопотливый черный… (крот). [5]

Обитатель он лесной,

Ходит в шубке золотой,

На спине полоски три,

Всюду ищет корешки[1].

(Бурундук.)

Педагог спрашивает детей, что общего у всех этих животных. Подводит их к выводу, что все они засыпают на зиму. Узнает, кто еще из животных спит всю зиму, выслушивает ответы.

Далее воспитатель предлагает детям выложить на наборном полотне предложения: «МИШКА СПИТ». «ЕЖИК СПИТ». Предложения дети читают индивидуально, парами и хором. Затем педагог выкладывает на наборном полотне следующее предложение и просит детей его прочитать: «МИШКА И ЕЖИК СПЯТ». Обращает внимание на слово «спят» — уточняет, что если животных много, то они спят, если одно — то спит. Просит кого-либо из детей выложить и прочитать новое предложение: «МИШКА И БУРУНДУК СПЯТ».

После этого воспитатель предлагает детям послушать отрывок из «Мышиной колыбельной» Турбьерна Эгнера Эгнера, в пер. Ю. Вронского:

Сладкий сон сморил Осу,

Задремала Муха,

Даже Лис уснул в лесу,

Спрятав хвост под ухо. [18]

Воспитатель предлагает детям прочитать этот отрывок всем вместе, хором. Сначала читают негромко в медленном темпе, затем чуть громче — в умеренном. Спрашивает, как в колыбельной говорится про сон? Какой он? Просит детей сказать, как еще мы говорим про сон, какой он бывает. (Крепкий, глубокий, спокойный, долгий, безмятежный, чуткий, здоровый, богатырский, непробудный и т. д.)

Далее воспитатель предлагает детям послушать сказку о животных, которые спят зимой. Читает нивхскую сказку «Медведь и бурундук» (в обр. Т Меновщикова): «Натаскал медведь моху и листьев в берлогу, залег в темный угол да и заснул так крепко, что не видал, как снег выпал, не слыхал, как вьюги над лесом выли, как старые пихты и кедры от морозов трещали.

А когда встало над тайгой весеннее солнышко, когда растопило оно снег, и зажурчали первые ручейки, проснулся медведь.

Вылез из берлоги и сел на пенек. Глаза лапами протирает, потягивается и ворчит:

— Весна, весна, а есть нечего! Что тут станешь делать?

А есть медведю хочется. Всю зиму у него ничего во рту не было — немудрено, что проголодался.

Пошел медведь добычу поискать. Да какая еще в это время добыча — один снег кругом. Ни травинки зеленой нет. Не скоро медвежья пища — ягоды и орехи — поспеет.

Идет медведь по лесу, с боку на бок переваливается. Видит: пень стоит, а под ним кто-то живой копошится.

Медведь пень лапами обхватил — хотел с места своротить, да не смог… Пень крепкий, корявый, а сил у мишки мало.

Даже заревел с досады медведь:

— Есть тут живая душа? Вылезай!

И выскочил из-под пня желтый зверек — бурундук. Он тоже в своей норе под корнями всю зиму спал.

Смотрит маленький бурундук: стоит перед ним медведь — большой, страшный, и ревет.

Удивился бурундук:

— Дедушка медведь, ты чего такой сердитый?

— Это я с голоду! Целую зиму ничего не ел. Нет ли у тебя чего-нибудь?

— Сейчас принесу, — сказал бурундук и юркнул в свою кладовую, где у него запасы еще с осени хранились, и вынес сладкие корешки.

— Кушай, дедушка!

Поел медведь, подобрел.

— Спасибо, бурундучок. Маленький ты зверь, а хороший.

И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, а на желтой шкурке бурундука все-таки темные полоски от медвежьих когтей появились.

Появились да так и остались. С тех пор у всех бурундуков эти полоски на спинах есть.

И когда спрашивают их другие звери:

— Отчего у вас, бурундуков, шерсть полосатая?

Они отвечают:

— А это нас дедушка медведь погладил» [23].

После чтения задает вопросы: «Понравилась вам сказка? Какой сон был у медведя? Почему вы так думаете?» (Предлагает детям послушать еще раз, как об этом говорится в сказке, зачитывает отрывок.) Когда проснулся медведь? Какими словами об этом рассказывается в сказке? Почему медведь ворчал, чем он был недоволен? (Выслушивает ответы детей.) Какой зверь помог ему?»

Воспитатель просит детей вспомнить, как медведь искал добычу, затем предлагает послушать, как об этом сказано в сказке, зачитывает отрывок. Спрашивает, что было потом, выслушивает высказывания.

Просит рассказать, о чем разговаривали бурундук и медведь. После ответов еще раз зачитывает отрывок, в котором говорится о встрече медведя и бурундука. Затем спрашивает, кто хочет разыграть сценку встречи? Кто будет медведем? Бурундуком? Кто хочет рассказывать от автора? Дети используют элементы костюмов. Выслушиваются 2–3 группы желающих.

Затем педагог просит детей рассказать, почему у бурундуков шерсть на спинке полосатая, выслушивает их свободные высказывания, уточняет, что это сказочное объяснение.

В конце занятия воспитатель спрашивает, кто из детей хочет рассказать сказку от начала до конца, выслушивает одного ребенка.

Физкультурное занятие на воздухе

Задача: совершенствовать двигательные умения и навыки.

Содержание

Упражнения, игры, забавы с санками: обегание санок, перешагивание через них; перепрыгивание через санки с опорой на руки, перевозка вдвоем сверстника; продвижение на санках спиной вперед с отталкиванием ногами.

Знакомство с природой

«День и ночь — сутки прочь»

Задача: формировать представление о цикличности природных явлений, причинах смены дня и ночи, времен года, сутках, Луне, звездах и созвездиях.

Предварительная работа: организация наблюдений на прогулках за Солнцем в разное время суток, за Луной и звездами; наблюдения за растениями в уголке природы.

Материалы: изображения созвездий, Луны, ночного неба, Солнца, энциклопедии, атласы с изображением звездного неба.

Содержание

Дети вспоминают, как они наблюдали за звездами и отмечали, что звезды расположены группами — созвездиями (рис. 1). Воспитатель рассказывает, что давным-давно люди заметили, что расположение звезд напоминает им очертания некоторых животных. Показывает картинки с изображением созвездий и их названиями — Большая и Малая Медведицы, Жираф, Лебедь, Дракон, Лев. Дети рассматривают их, устанавливают сходство в названии созвездия и его изображении.

Воспитатель спрашивает, знает ли кто-нибудь из детей, что такое звезда, и поясняет: «Любая звезда — это огромное солнце, которое ярко светит. Просто все звезды, кроме нашего Солнца, находятся очень далеко от Земли, и до нас доходит только их слабый свет». Воспитатель рассказывает, что все звезды перемещаются по небу, кроме одной, которая называется Полярной. Эта звезда указывает, где находится север. Ориентируясь на нее, моряки и другие путешественники могут находить дорогу ночью.

Воспитатель загадывает загадку о Луне и показывает ее изображение, спрашивает, похожа ли чем-нибудь Луна на Солнце. (Как и Солнце, она круглая, желтая.) Воспитатель напоминает, что бывает солнечный и лунный свет. «Какой из них помогает нам лучше видеть днем, а какой — ночью? Что сильнее светит и лучше освещает все вокруг — Луна или Солнце? Когда мы лучше видим окружающие нас предметы — днем или ночью?»

Рис. 1

Воспитатель объясняет, что Солнце — это огромная, горячая, яркая звезда, которая дает нам свет и тепло. Луна — это спутник нашей планеты Земля. Что такое спутник? Это то, что всегда рядом. Вот и Луна всегда рядом с Землей, и не просто рядом, она постоянно вращается вокруг Земли.

Воспитатель спрашивает, куда исчезает Солнце ночью? И почему оно снова появляется каждое утро? На примере модели объясняет, почему на Земле день сменяет ночь. Устанавливает на столе и включает настольную лампу — Солнце. Землю символизирует глобус. На той стороне глобуса, где находится наша страна, закрепляет кусочек белой клейкой бумаги. Воспитатель говорит детям, что в том месте земного шара, где прикреплена наклейка, находится их детский сад.

Педагог объясняет, что наша планета постоянно вращается, и показывает, как она это делает. Затем размещает глобус возле включенной настольной лампы так, чтобы участок с белой наклейкой оказался на освещенной стороне, и спрашивает: что сейчас должно быть в том месте, которое мы обозначили на глобусе, — день или ночь? Почему? (Там сейчас день, так как это место хорошо освещается Солнцем.) Затем воспитатель поворачивает глобус вокруг оси так, чтобы под «лучами Солнца» оказалась другая сторона, без наклейки. Белая наклейка в это время будет находиться на противоположной, неосвещенной стороне. Дети определяют, какое время суток теперь на участке с белой наклейкой, а какое — на другой стороне, и объясняют свои ответы. В том месте, где нет наклейки, наступил день. На противоположной стороне Земли, где наклейка, наступила ночь, потому что солнечные лучи не доходят до нее, это место оказалось в тени. Воспитатель повторяет свои действия, дети определяют, где в данный момент на Земле ночь, а где — день. Воспитатель объясняет, что время, за которое Земля сделала полный поворот, называется сутками, они состоят из дня и ночи. Напоминает детям поговорку «День и ночь — сутки прочь». «День — это время между восходом и заходом солнца, ночь — это время между…» (Дети объясняют: закатом и восходом солнца, в случае затруднения это делает сам воспитатель.)

Воспитатель обращает внимание, что в разное время года дни и ночи бывают разной длины, и спрашивает детей, когда дни короче — зимой или весной? Рассказывает, что скоро наступит 22 декабря, когда день будет самым коротким. До этого времени день уменьшается, а ночь становится длиннее. После 22 декабря день постепенно увеличивается и становится длиннее ночи.

Воспитатель рассказывает, что на севере зимой наступает полярная ночь — там темно даже днем. Она длится всю зиму, а весной ее сменяет полярный день. Тогда в ночное время хорошо видно, даже читать можно без лампы. (Если детский сад находится на Крайнем Севере, педагог более подробно останавливается на этом вопросе, рассказывает о влиянии полярной ночи и полярного дня на жизнь северной природы и людей.)

Последующая работа: в течение месяца на прогулках воспитатель обращает внимание детей на соотношение продолжительности дня и ночи и на то, что к концу месяца светлый период становится немного длиннее темного. Воспитатель выкладывает в свободный доступ атласы, картинки с изображением звездного неба, созвездий, Луны, Земли.

Аппликация «День и ночь»

Задачи:

— учить создавать контрастные композиции (день и ночь) в технике бумажной пластики «позитив — негатив»;

— продолжать освоение способа вырезания силуэтов по нарисованному контуру или по воображаемой линии (на глаз);

— знакомить с явлением контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности;

— развивать способности к композиции, творческое воображение;

— воспитывать любознательность, художественный вкус.

Предварительная работа: беседа о частях суток на предыдущем занятии по ознакомлению с природой и развитию речи; знакомство с явлением контраста в искусстве; проведение дидактических упражнений с художественным содержанием для ознакомления детей с явлением контраста:

— для освоения контраста по светлоте «темный — светлый» педагог предлагает детям выбрать темные и светлые цвета в наборах цветной бумаги, в коробке карандашей, среди предметов одежды в раздевалке;

— контраста по величине «большой — маленький», «высокий — низкий» предлагает детям выбрать большие и маленькие предметы среди одноименных игрушек, бытовых вещей (например, кукольных и взрослых вещей, обуви, посуды);

— переноса представления о контрасте в изобразительную деятельность педагог проводит графический диктант — предлагает нарисовать на одном листе бумаги два контрастных изображения: например, большое и маленькое яблоко, высокое и низкое дерево, темного и светлого жука;

— практического освоения контраста по светлоте педагог создает условия для экспериментирования с гуашью: дети получают на палитре светлотные оттенки одного и того же цвета, добавляя сначала белую, затем черную краску (по 2–3 капли).

Материалы: листы темно-серой, синей, фиолетовой и черной бумаги для вырезания силуэтов и получения «рамок», листы белой, голубой, розовой, светло-серой бумаги для фона и «вкладышей», ножницы, клей, клеевые кисти или клеящие карандаши, бумажные и матерчатые салфетки, набор иллюстраций, фотографий, репродукций с явно выраженным контрастом, например: А. Куинджи «Ночь над Днепром», И. Грабарь «Март».

Содержание

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, говорит, что будет произносить слова, а им нужно будет подобрать противоположные по смыслу. Например: добрый — … (злой), широкий — … (узкий), длинный — … (короткий), высокий — … (низкий), черный — … (белый), день — … (ночь). Рассказывает, что такие противоположные по смыслу пары можно найти не только в мире слов, но и в мире искусства. Показывает несколько репродукций (художественных открыток, книжных иллюстраций или фотографий), построенных по принципу контраста, и поясняет, что на картинах художников можно найти такие пары: герой большой по размеру и маленький, дерево высокое и низкое, персонаж добрый и злой…

Затем воспитатель поясняет значение цвета и света в произведениях искусства, о роли солнца и вида пейзажа по времени суток — утренний, дневной, вечерний, ночной. Показывает не сколько иллюстраций, например А. Куинджи «Ночь над Днепром», И. Грабарь «Март». Обсуждает с детьми, чем эти пейзажи похожи и чем отличаются. Что особенного в цвете каждой картины? Как изменяется цвет неба? Какое по цвету небо днем? А каким оно становится ночью? С чем это связано? «Когда светит солнышко, мы видим цветной мир, различаем все его краски. А ночью, когда солнца нет, все погружается в темноту и становится темным, бесцветным, почти невидимым. Если же ночью на улице зажечь фонарик или включить фары, то можно видеть, как днем. Значит, цвет предметов никуда не исчезает, просто мы не видим его без хорошего освещения».

Читает стихотворение М. Лукашкиной «Солнце и Луна»:

У солнца лицо счастливое очень.

Смеется оно на рисунке, хохочет!

И в небе плывет голубом-голубом…

Внизу нарисую поляну и дом.

А рядом качели, деревья, цветы…

Как весело солнцу глядеть с высоты!

Луну нарисую. Смотрите — Луна.

Как будто расстроена чем-то она…

Серьезное очень лицо у Луны.

Луне ни трава, ни цветы не видны.

Темнеет под нею лесов полоса,

Горят огоньки. Это волчьи глаза!

Две черные птицы летят в вышине…

Как страшно, наверное, бедной Луне.

Педагог предлагает составить пары контрастных пейзажей «День и ночь» и знакомит с оригинальной аппликативной техникой, позволяющей получить «негатив» и «позитив»:

— берет лист бумаги черного, темно-синего или темно-серого цвета, складывает пополам и вырезает 2–3 дерева или кустика так, чтобы по краю листа оставалась рамка;

— вынимает силуэт (вырезанное изображение), прикладывает к светлому листу бумаги, показывает детям и спрашивает: «Это день или ночь?»; дети догадываются, что это дневной пейзаж, поскольку небо (фон) светлое;

— берет рамку с фигурным отверстием внутри, накладывает на светлый лист и спрашивает: «А это — день или ночь?» Дети догадываются о том, что это ночной пейзаж, так как небо (фон) темное.

Затем воспитатель уточняет, как дети поняли новый способ создания контрастного изображения, и ставит перед детьми задачу: создать свои пейзажи — ночной и дневной, вспоминая с детьми, что такое пейзаж, что на нем может быть изображено.

Последующая работа: оформление выставки «День и ночь».

Развитие математических представлений № 13

Задачи:

— учить ориентироваться на плоскости;

— упражнять в определении состава чисел, установлении соответствия между вчерашним и завтрашним днем и последовательностью дней недели;

— развивать умение определять на глаз размеры предметов (развитие глазомера).

Демонстрационный материал: картинка «аленький цветочек», бабочка из плотной бумаги, мяч, 3 полоски бумаги (длиной 72 см, шириной 5 см), 2 мерки из картона (длиной 24 и 12 см, шириной 5 см), ножницы, цифры.

Раздаточный материал: по 3 полоски бумаги (длиной 36 см), по 2 мерки из плотной бумаги или картона (6 и 12 см) (для каждого ребенка), ножницы, карандаш.

Содержание

В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на ней.

* * *

Воспитатель рисует на доске цветочек или прикрепляет картинку с изображением цветка, растущего из земли («аленький цветочек»). В качестве объекта, местоположение которого будет определяться, используется разноцветная бабочка (вырезанная из плотной бумаги). Далее повторяются все три ситуации, происходившие на занятии № 10, только не с мячом и автомобилем, а с «аленьким цветочком» и бабочкой.

Игра «Камушки»

На столе у воспитателя лежат карточки с цифрами 4, 5, 6, 7 и таблички с именами детей, «рубашкой» кверху.

Воспитатель показывает детям на развернутых ладонях «камушки».

Воспитатель. Будем играть с камушками в состав числа.

Воспитатель разыгрывает ситуацию выбора водящего, «гадая» над карточками с именами детей.

Вот тут имена детей. Кто же пойдет первым? Этот или этот? (Берет одну из карточек и показывает ее детям.)

Дети читают, и ребенок, чье имя на карточке, выходит к столу.

А тут лежат цифры. Выбирай любую карточку и переворачивай.

Предположим, что ребенок достал цифру 4.

Показывает ее детям.

Какое число будем составлять?

Дети (хором). Четыре.

Водящий, отсчитав четыре «камушка», отворачивается от детей и незаметно раскладывает их в две руки, снова поворачивается, показывая два кулака. Воспитатель договаривается с детьми, что вначале они называют то, что в левой руке у ребенка (указывает на нее), а затем — в правой. Водящий сам выбирает ребенка, которого он хочет спросить, например: «Вася!» Выбранный встает и называет, например, два и два. А у водящего, предположим, три и один.

Водящий. Нет, не правильно.

Воспитатель. Конечно, два и два это четыре. Но у него по-другому.

Водящий выбирает следующего, и так, пока кто-нибудь не отгадает его вариант.

Воспитатель предлагает отгадавшему выйти к столу и определить следующего водящего. При этом создает ситуацию игрового выбора, дотрагиваясь то до одной, то до другой таблички с именем.

Этого? Этого? Выбирай сам!

Ребенок поднимает табличку, показывает ее детям, и все вместе читают имя нового водящего. Тот переворачивает одну из оставшихся карточек с цифрами и показывает ее детям. Дети хором называют число. Далее воспроизводится прежняя игровая ситуация, но уже с новым количеством «камушков».

Игра повторяется 4 раза (определяется состав чисел 4, 5, 6, 7, выбранных в случайном порядке).

Игра с мячом «Вчера — завтра»

Воспитатель называет день недели и просит ребенка, поймавшего мяч, назвать день, который был вчерашним по отношению к названному ею.

Воспитатель. Вторник. А вчера? (Называет имя ребенка и бросает мяч, например Наташе.)

Наташа. Понедельник. (Возвращает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Понедельник. А вчера?

Ребенок (ловит мяч). Воскресенье.

Воспитатель таким образом называет еще два дня недели. Затем предлагает называть завтрашний день по отношению к названному им. Таким образом называются 2–3 дня. После чего ведущим в игре становится ребенок, последним поймавший мяч и правильно назвавший завтрашний день. Игра повторяется, ведущий сам решает: вчерашний или завтрашний день он будет про сить называть.

* * *

На столах у детей лежат по три полоски бумаги и по две мерки. Воспитатель просит наложить эти полоски одну на другую и определить, одинаковые они или нет. Дети накладывают полоску на полоску и убеждаются, что все они равны по длине и ширине. Затем воспитатель про сит сравнить между собой мерки.

Воспитатель. Они одинаковые?

Дети. Нет, одна длиннее, другая короче.

Затем воспитатель предлагает детям убедиться в том, что и у него полоски одинаковые: прикладывает свои полоски друг к другу, затем прикрепляет их к доске друг под другом. Про сит детей взять свои большие мерки и посмотреть, сколько раз они полностью уложатся в их полоске. Дети прикладывают мерку к краю полоски так, чтобы края полоски и мерки совпадали, проводят карандашом линию на полоске, затем прикладывают мерку к этой линии и т. д.

Воспитатель. Положите рядом с полоской цифру. Сколько раз в ней уложилась ваша мерка?

Дети кладут цифру 3 и хором называют число. Затем разрезают полоску по линиям и складывают полученные части в стопочку рядом с цифрой 3.

После этого воспитатель показывает на одну из полосок бумаги на доске, прикрепляет чуть ниже и в стороне от нее свою большую мерку.

Как вы думаете, сколько раз эта мерка уложится в этой полоске бумаги?

Дети высказывают свои предположения. Если кроме варианта 3 раза других не прозвучит, воспитатель уточняет, есть ли другие мнения? Они обязательно появятся.

Проверим. (Измеряет меркой — полоской бумаги.)

В процессе измерения воспитатель каждый раз, отмерив очередную часть полоски и проведя линию, спрашивает, так ли делали дети. Дети соглашаются. После измерения воспитатель разрезает полоску по линиям, прикрепляет части к доске или ставит на наборное полотно и предлагает сосчитать, сколько частей получилось, ставит цифру 3.

Воспитатель держит в руках мерку.

Так сколько же раз уложилась эта мерка в полоске? (Указывает на целую полоску, прикрепленную к доске.)

Дети (хором). Три раза.

Воспитатель прикрепляет свою меньшую мерку под оставшейся на доске полоской бумаги.

Воспитатель. Как вы думаете, а эта мерка сколько раз уложится в полоске?

Дети высказывают предположения, воспитатель выставляет на доску цифры, соответствующие названным вариантам.

Далее предлагает детям поработать со своими полосками: измерить их меньшей меркой. Дети измеряют, кладут цифру 6, разрезают полоску по линиям и кладут части стопочкой рядом с цифрой 6.

Воспитатель возвращается к полоске и первой мерке, прикрепленным к доске, напоминает детям свой вопрос: сколько раз уложится эта мерка в этой полоске, и повторяет названные детьми варианты, обращая внимание на выставленные цифры. Затем измеряет полоску. После измерения воспитатель разрезает полоску по линиям, прикрепляет части к доске или ставит в наборное полотно, предлагает сосчитать, сколько частей получилось. Дети считают. Воспитатель ставит цифру 6.

(Держит в руках мерку.) Сколько раз уложилась эта мерка в полоске?

Дети (хором). Шесть раз.

Воспитатель. Теперь те, кто с самого начала говорил «шесть» и сумел на глаз определить, сколько раз моя мерка уложилась в полоске, встаньте. Молодцы! Порадуемся, что у нас есть такие глазастые ребята, похлопаем в ладоши.

Далее воспитатель про сит детей показать одну из трех частей поло ски, или одну треть. Дети поднимают одну третью, помогая друг другу в случае затруднения. Воспитатель просит показать одну из шести частей поло ски, или одну шестую. Дети поднимают одну шестую, также помогая друг другу.

Какая же из частей больше — одна треть или одна шестая? А какая меньше?

Дети отвечают. После чего воспитатель просит взять одну треть и одну шестую, сравнить их, наложив друг на друга. Дети накладывают и убеждаются, что одна треть их полоски больше одной шестой, а одна шестая меньше одной трети той же полоски.

И вы и я измеряли полоски бумаги. И у вас, и у меня получились шесть и три части. Почему?

Дети высказывают различные мнения. Воспитатель просит кого-нибудь из детей дать ей свою большую мерку.

И я возьму свою большую мерку, сравним их. (Прикладывает одну под другой, изображает удивление.) Так мерки неодинаковые! Моя значительно больше вашей.

Желательно, чтобы кто-нибудь из детей заметил: «Так у нас и полоски неодинаковые! Ваша больше, наша меньше». Воспитатель просит любого ребенка выйти к доске со своей полоской и положить ее под полоской воспитателя, чтобы разница в размерах стала очевидной.

И полоски у нас были неодинаковые, и мерки разные, а получилось одинаково — три и шесть! Как интересно…

На этом как бы недоумении воспитатель заканчивает занятие.

Художественная литература «Оле Лукойе»

Задачи:

— знакомить со сказкой Г.-Х. Андерсена «Оле Лукойе»;

— учить представлять себе и описывать сказочных героев;

— создавать ситуации, способствующие различным толкованиям детьми сказочных событий;

— развивать способность высказывать свое мнение и обосновывать его;

— побуждать к сочинительству.

Содержание

Педагог читает детям начало сказки Г.-Х. Андерсена «Оле Лукойе» (пересказ с датского И. Токмаковой) до слов «…И они всю ночь спят, как чурбаны, и ровно ничего интересного не видят во сне».

Воспитатель достает два зонтика (один — пестрый, нарядный, другой — черный). Раскрывает черный зонтик и спрашивает: «Кто из них хотел бы заснуть под этим зонтиком? (Дети выражают свое нежелание.) Над кем раскрывает этот зонтик Оле Лукойе? (Над капризулями, плаксами, жадинами и др.)»

Воспитатель раскрывает пе стрый зонтик и спрашивает: «Кто хотел бы заснуть под этим зонтиком?» Несколько желающих становятся под зонтик, воспитатель дует каждому в затылок, вращает зонтик. Спрашивает: «Вы сейчас спите или не спите?»

Если дети говорят, что не спят, воспитатель спрашивает: «А как вы догадались, что вы сейчас не спите?» Педагог выражает «недоверие», побуждает всех детей привести как можно больше различных доказательств того, что они сейчас не спят.

Затем спрашивает детей, если они увидят Оле Лукойе, смогут ли узнать его, как он выглядит? («Ходит он бесшумно — в одних чулках, так что шагов его невозможно услышать. На нем надеты шапочка и балахончик… они отливают всеми цветами радуги — то желтым, то красным, то лиловым».)

Дети, описывая Оле Лукойе, могут добавить к описанию из книги свои представления об этом сказочном герое.

Далее воспитатель предлагает всем детям встать и подуть в ладони, чтобы прилетели сны.

Продолжает чтение со слов: «Жил на свете хороший мальчик Яльмар…» и следующую главу «Понедельник» (В процессе чтения поясняет, что небольшая грифельная доска раньше часто использовалась детьми вместо тетради или альбома, на ней писали и рисовали, затем стирали написанное и писали снова.)

«Понравилась ли вам эта сказка? Что больше всего понравилось? Расскажите, что произошло с цветами в комнате. Придумайте задачку, которую неправильно решил Яльмар, что он написал на грифельной доске и как это исправил Оле Лукойе? (Например, он написал: два и два равно пять. А Оле Лукойе исправил — два и два равно четыре.) Дети придумывают еще несколько неправильно решенных задач.

«Как вы думаете, какие слова были некрасиво написаны в тетрадке у Яльмара, а Оле Лукойе сделал их красивыми? (Педагог демонстрирует детям карточки с различными словами: кошка, заяц, ежик, мишка, слон, жираф и др. Дети их читают.) В какой день недели Оле Лукойе рассказал Яльмару эту сказку? Оле Лукойе приходил к мальчику целую неделю, в какие дни недели он рассказывал ему сказки? Сколько всего сказок рассказал Оле Лукойе? (Столько, сколько дней в неделе — семь.) Хотите, я вам прочту еще одну сказку? (Читает главу «Вторник».) В других сказках Яльмар плавал на корабле по морю, познакомился с аистом, летевшим в Африку, ездил в гости к мышкам и на кукольную свадьбу, слушал рассказы Оле Лукойе о том, как он чистит звезды. Хотелось бы вам побывать в этих сказках?»

Затем педагог предлагает детям придумать себе сны на сегодня (день недели). Желающие встают под цветной зонтик, зонтик кружится, а дети представляют себе сны, которые принесет им Оле Лукойе, рассказывают, что им приснится. Некоторые могут придумать себе сны на несколько дней недели (на завтра, послезавтра, субботу и т. п.).

Музыка № 13.2

Задачи:

— учить вслушиваться в удивительное, сказочное звучание музыки, рассказать о том, что такой ее характер создает волшебное звучание челесты;

— продолжать работу над песней, добиваясь выразительности исполнения;

— самостоятельно подобрать инструменты для оркестровки пьесы;

— добиваться ритмической и динамической слаженности.

Содержание

Слушание музыки: П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» (из балета «Щелкунчик»).

Пение: распевки «Елочка», «Если снег идет» (муз. В. Семенова, сл. Л. Дымовой); повторение новогодних песен предыдущего года.

Игра на детских музыкальных инструментах: П.И. Чайковский «Танец Феи Драже», Д. Шостакович «Полька-шарманка».

Музыкальный досуг по сказке-балету «Щелкунчик»[2] (часть 1)

«Увертюра», «Марш», «Щелкунчик»

Педагог говорит: «Ребята, сегодня я расскажу вам замечательную сказку. Она называется “Щелкунчик”. Сказка эта необычная, музыкальная. Сочинил ее немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, а музыку к ней написал Петр Ильич Чайковский. Это сказка-балет. Кто из вас знает, что такое балет? (Выслушивает ответы детей, а затем продолжает.) Слово “балет”, в переводе с итальянского, означает “танец”. Это танцевальный спектакль, который играют на сцене. Именно в танце рассказывается сюжет произведения. А теперь давайте слушать сказку».

Рассказывает начало сказки: «Было это давным-давно. Жила-была девочка, которую звали Мари, и был у нее маленький брат Фриц. Как и все дети, они очень любили праздники, а из праздников больше всего любили Новый год. Еще бы! Ведь под Новый год в их доме собиралось много гостей, и все поздравляли друг друга, дарили подарки, танцевали, веселились от души! Вот и сейчас важные дамы и кавалеры и, конечно же, шаловливые ребятишки — друзья Мари и Фрица спешили в их дом на новогодний праздник…

Сейчас мы услышим музыку, которая расскажет нам об этом и еще о многом другом. Музыка эта называется “Увертюра”, т. е. вступление. Послушайте внимательно, а потом скажете мне, что вы услышали в этой музыке, какая она по настроению». (Включает аудиозапись).

После прослушивания музыки педагог выслушивает ответы детей и говорит: «Молодцы, ребята. Каждый из вас услышал в музыке что-то свое, но замечательно, что все вы почувствовали, что эта музыка праздничная, светлая, веселая».

«…И вот наконец наступил самый торжественный момент праздника. Двери гостиной распахнулись, и…елка засияла таким блеском, что дети с громким криком: “Ах, ах!” — замерли на пороге. «Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было!» [8]. Это были подарки для детей.

Хозяин дома взмахнул рукой: “Играйте марш!” Грянула праздничная музыка, и вот уже Мари, Фриц и их гости маршируют вокруг елки, прижимая к груди драгоценные подарки. Сейчас мы услышим этот марш». (Прослушивание музыки.) Педагог спрашивает детей, какой этот марш по настроению, выслушивает их ответы.

Предлагает помаршировать под эту музыку. Дети передают в движениях ее характер.

После этого педагог говорит: «Веселый новогодний праздник в самом разгаре. Мари с братом и гостями резвятся, играют и танцуют. Но вдруг общее веселье смолкло: на празднике появился новый гость — страшный человечек в черной маске, черном плаще и каком-то странном колпаке. Он стремглав вбежал в гостиную, размахивая плащом, как крыльями, и неуклюже путаясь в нем. Но кто же это был? Мари первая узнала его.

— Да ведь это наш Дроссельмейер! — закричала она. И тут все узнали своего старого друга — великого искусника и выдумщика. «Он знал толк в часах и даже умел их делать. Поэтому, когда начинали капризничать и переставали петь какие-нибудь часы, всегда приходил Дроссельмейер и тыкал часы колючими инструментами, так что маленькой Мари было их очень жалко, но вреда часам он не причинял, наоборот — они снова оживали и принимались весело тикать, звонить и петь, и все этому очень радовались. И всякий раз у него в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят». Он всегда дарил детям подарки, сделанные его руками. Вот и сейчас он принес с собой огромную коробку, в которой находилось что-то необыкновенное. Это были заводные куклы Арлекин и Коломбина, которые умели вращать глазами, двигать руками и ногами и даже танцевать. Затем Дроссельмейер вытащил из коробки еще одну куклу: страшного Арапа. Мари и Фриц пришли в восторг и хотели поиграть с такими замечательными игрушками, но родители не разрешили. Дети очень огорчились, и добрый Дроссельмейер, чтобы их утешить, подарил им еще одну игрушку: маленького деревянного человечка. Это была замечательная игрушка! Правда, человечек «…был не очень-то складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что этот человек благовоспитанный и со вкусом… Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно».

— Как его зовут и что он умеет делать? — спросила Мари у Дроссельмейера.

— Его зовут Щелкунчик и он умеет разгрызать твердые орехи».

Педагог говорит детям, что сейчас они услышат музыку, которая рассказывает о Щелкунчике. Просит их постараться представить себе, какой это был человечек. (В аудиозаписи звучит фрагмент «Щелкунчик».) Педагог выслушивает высказывания детей, их впечатления о прозвучавшей музыке.

«Да, музыка рассказала о том, что Щелкунчик был очень добрый, славный и немного забавный. Мари сразу же с ним подружилась. Девочка положила ему в рот маленький орешек. Раздался треск: “щелк-щелк”, и белое вкусное ядрышко упало на ладошку Мари.

— И я, и я, и мне! — закричал Фриц и выхватил у Мари Щелкунчика. «Фриц совал ему самые большие и твердые орехи, но вдруг раздался треск — крак-крак! — три зуба выпали у Щелкунчика изо рта, и нижняя челюсть отвисла и зашаталась.

— Ах, бедный Щелкунчик! — закричала Мари и отобрала его у Фрица».

Она приласкала Щелкунчика и стала ласково напевать ему колыбельную песенку.

А о том, что произошло с нашими героями дальше, я расскажу вам в следующий раз».

Рисование «Сказочные сны»

Задачи:

— учить рисовать сказочные сюжеты по замыслу: самостоятельно выбирать сюжет, обдумывать его и характер взаимодействия героев;

— формировать умение планировать работу и определять путь реализации замысла: выбирать адекватные средства художественной выразительности и подходящие материалы;

— развивать способности к композиции;

— воспитывать самостоятельность, инициативность и оригинальность в худо-же ственном творче стве.

Предварительная работа: рассматривание сказочных иллюстраций в книжках со сказкой Г-Х. Андерсена «Оле Лукойе».

Материалы: акварельные краски, гуашь на выбор детям, простые карандаши, листы белой светло-голубой и светло-желтой бумаги формата А3, кисти разных размеров, баночки с водой.

Содержание

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Сонная сказка» и предлагает нарисовать сказочный сон.

Звездочка в небе колышется кротко.

В белом тумане качается лодка.

В лодке той теплой — закатные краски,

Шепчутся в ней небылицы и сказки.

Лодочку ветер легонько качает,

Тихие строчки, кружась, уплывают

К детям, что слушают сонные сказки

И закрывают уставшие глазки.

Педагог проводит с детьми краткую беседу о том, что может присниться в сказочном сне. Советует вспомнить или представить один эпизод сна (одну сценку), например: жар-птица летит по ночному небу между разноцветными звездами, аленький цветочек поет песенку в сказочном саду, колобок прячется от лисы, Иван-царевич оседлал Змея Горыныча, Русалочка танцует в морском лесу и т. д. Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребенка, какой сказочный сон он хочет нарисовать, тем самым помогает определиться с замыслами и выбрать сказочного героя или сказочный эпизод для своей фантазийной композиции.

Воспитатель советует детям взять листы бумаги большого формата — белого, светло-голубого или светло-желтого цвета; продумать сюжет и подготовить карандашный эскиз — беглую зарисовку на черновом листе или сразу на формате (наметить место для основных действующих лиц и крупных деталей интерьера, возле которых или на фоне которых будут происходить изображаемые события). Показывает варианты эскизов. Спрашивает, как показать, что это сказочный сон, а не что-то настоящее.

Дети выбирают материалы, рисуют по своему выбору красками (гуашью или акварелью), фломастерами, маркерами, цветными карандашами, гелиевыми ручками.

В конце занятия проводится экспресс-выставка детских картин.

Последующая работа: воспитатель может оформить из детских работ общий альбом «Сказочный сон».

Занятие физической культурой № 13.2

Задачи:

— обучать технике прыжков вверх из глубокого приседа (на месте);

— технике ходьбы на месте в колонне, с остановкой по команде;

— развивать ловкость.

Содержание

Ходьба на месте в колонне с остановкой по команде; прыжки вверх из глубокого приседа (на месте); совершенствование функции равновесия — ходьба по ограниченной опоре, по ориентирам, перешагивание через предметы и т. д.

Образовательная деятельность в режиме дня

Организация наблюдений

Наблюдения на прогулках. Дети продолжают наблюдать за зимними явлениями в природе (высотой стояния солнца, ветром, снегом, льдом, температурой воздуха, птицами, растениями). Они внимательно рассматривают почки деревьев, в том числе используя лупу. Воспитатель объясняет, что в почках спрятаны будущие листья. От холода их спасают твердые коричневые чешуйки. Они плотно закрыты, как будто смазаны клеем. Дети трогают почки, гладят их, нюхают. Если есть опавшие веточки, дети берут их в группу, где исследуют более детально: разламывают, находят будущие листочки и т. п. Затем дети таким же образом рассматривают кору. Воспитатель напоминает детям, что кора — это «одежда» дерева, которая защищает его от холода.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду. Дети наблюдают за тем, как ведут себя в первой и во второй половине дня животные, выясняют, есть ли разница в их поведении в разное время суток. Наблюдения ведутся и за растениями, которые закрывают к вечеру цветки. Продолжают ухаживать и наблюдать за обитателями уголка природы.

Наблюдения дома. Дети, у которых дома есть кошка, наблюдают за тем, как меняются ее глаза в темноте. (При ярком свете зрачки этого зверя похожи на узкие щелочки, а в темноте становятся широкими, почти во весь глаз.) О своих наблюдениях дети рассказывают в группе.

Педагогическая поддержка сюжетных игр. В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят взаимоотношения взрослых. Они наиболее сложны для самостоятельного понимания детьми и воплощения в игре.

Любая совместная деятельность предполагает понимание партнерами действий друг друга, умение устанавливать между собой содержательные связи.

Чаще всего затруднения вызывает организационный момент игры, когда один из детей предлагает сюжет: «Давайте играть в…». При выборе темы могут возникать разногласия. Один и тот же ребенок может всегда объявлять тему игры и не принимать предложения других детей. Тогда игра либо не состоится, либо «организатор» объединяет вокруг себя тех, кто признает его лидерство и готов выполнять второстепенные роли, аргументируя тем, что «он придумывает интересные игры».

Могут быть разногласия и по выбору ролей. В этих случаях «лидер» заявляет право на главную роль, поскольку он ее придумал, он же «раздает», назначает роли другим детям. Возникает угрожающая ситуация, когда игра может развалиться. Тогда дети, у которых в опыте есть способ выхода из ситуации, используют «нормативные средства» — считалки или жребий (или этот способ предлагает воспитатель). Кроме этого, дети стараются найти пути к урегулированию ситуации и предлагают варианты: «сначала я буду, а потом — ты», а в случае несогласия партнера: «хорошо, сначала — ты будешь, а потом — я» или предлагают парные роли: «я буду воспитательницей, которая в первую смену работает, а ты — воспитательницей, которая работает во вторую смену». Эти способы дети часто используют для поддержания взаимодействия в игре.

Познавательное развитие. Рассматривание коллекции календарей разного вида.

Дидактические игры на освоение явлений контраста (по величине, ширине, цвету, громкости, освещенности и пр.).

Рассматривание иллюстраций с изображением звездного неба.

Индивидуальная работа по формированию математических представлений. Обсуждение правил безопасного поведения зимой на льду (замерзших озере, реке).

Речевое развитие. Индивидуальная работа по развитию речи. Составление описательных и сюжетных рассказов о своих поделках, рисунках. Общение в процессе совместных игр, труда. Развитие связной речи, умения вести диалог (в том числе ролевой) со сверстниками.

Совместная художественно-творческая деятельность. Перед занятием по лепке — рассматривание народных кукол пеленашек. После занятия оформление мини-выставки «Дети спят» из лепных работ.

Самостоятельная художественная деятельность. Оформление общего альбома из детских рисунков «Сказочные сны».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • От авторов
  • Содержание образовательной деятельности на II квартал
Из серии: Истоки знаний

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Зима. II квартал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Автор — А. Аркадьева.

2

Занятия-досуги по знакомству с фрагментами балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» проводит музыкальный руководитель. Для прослушивания детям предлагается литературно-музыкальная композиция, в которую органично включены аудиозаписи наиболее ярких фрагментов балета. Курсивом в тексте выделены фрагменты сказки Э.Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Помимо прослушивания литературно-музыкальной композиции следующие музыкальные фрагменты могут быть воплощены и в творческом движении: «Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Трепак (русский танец)», «Вальс цветов» и др. Если в детском саду есть видеозапись этого балета, можно предложить детям для просмотра предложенные в занятиях фрагменты.

Праздничная, «новогодняя» (по выражению одного из детей) музыка «Щелкунчика» может быть использована как в процессе подготовки новогоднего утренника, так и на самом празднике. Это будет еще одной радостной встречей с прекрасной музыкой балета П.И. Чайковского.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я