Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Весна. III квартал

Е. Ю. Протасова, 2022

Данное пособие адресовано педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях разных видов. В данной книге подробно раскрывается содержание работы с детьми 6–7 лет, представленного в пособии «Комплексное планирование образовательный деятельности с детьми 6–7 лет». Здесь вы найдете конспекты занятий, досугов, наблюдений, разных мероприятий и деятельностей в течение дня, объединенных общей познавательной темой. Ее основу составляют постепенно усложняющиеся задачи развития ребенка, которые решаются в рамках деятельностного подхода с учетом принципов интеграции. Содержание базисного образования представлено по основным направлениям развития дошкольников, при этом все компоненты взаимосвязаны и позволяют реализовать системный подход к воспитанию, обучению и развитию детей, формированию основных физиологических и психических функций, обеспечивающих успешный переход детей к школьному обучению.

Оглавление

  • От авторов
  • содержание образовательной деятельности на III квартал
Из серии: Истоки знаний

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Весна. III квартал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

содержание образовательной деятельности на III квартал

Март

24-я неделя. «Красота и доброта»

Направленность педагогической работы. На этой неделе педагог от обсуждения таких черт характера, как смелость, храбрость, мужество, плавно переходит к разговору о доброте, заботе, внимании и помощи другим людям. Дети узнают о великом русском полководце А.В. Суворове, его уме, отваге, доблести, заботливом отношении к солдатам. Воспитатель обсуждает с детьми лучшие женские качества, моду, праздничную и повседневную одежду, то, что делает человека красивым. Дети рассуждают о смысле пословицы «Встречают по одежке, а провожают по уму». Рассматривают наиболее распространенные декоративные камни, украшения из них. Эту тему поддерживает чтение и проведение досуга по сказке «Золушка».

В речевых играх и упражнениях педагог активизирует соответствующие прилагательные и глаголы. Дети учатся высказываться на темы заданные и из личного опыта.

Вся продуктивная деятельность этой недели посвящена изготовлению подарков для мам, бабушек и других женщин: дети изготавливают бусы, лепят брошь-медальон, рисуют свой портрет с мамой, делают поздравительную открытку в технике прорезного декора и подписывают ее. В процессе этой работы педагог поддерживает стремление детей поздравлять, заботиться, проявлять внимание к другим людям.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи и начал грамоты «Меч и роза»

Задачи:

— обогащать внеситуативное общение;

— побуждать высказываться на темы из личного опыта, рассуждать, передавать содержание короткого текста в игре-драматизации;

— развивать дикцию, артикуляционный аппарат;

— воспитывать интерес к письменной речи.

Материалы: атрибуты к игре-драматизации (шляпа или берет, накидка, цветок, картонный меч и т. п.), наборное полотно, карточки со словами: МАМА, НЯНЯ, БАБУШКА, ЛЮБИМАЯ, ДОБРАЯ, МИЛАЯ, И, ДРУЗЬЯ, ДЕВОЧКИ, КРАСИВАЯ, МАЛЬЧИКИ, карточка с изображением точки, восклицательный знак.

Содержание

Воспитатель пишет мелом на доске предложение: «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МАМА!» Предлагает детям хором и индивидуально прочитать написанное. Обращает внимание, что в конце предложения стоит не точка, а восклицательный знак. Спрашивает, зачем он нужен. Обобщает высказывания детей, что восклицательный знак ставится, чтобы передать больше чувств, радости.

Педагог предлагает детям выложить на панно свои предложения о женщинах: мамах, бабушках. На столе разложены карточки: МАМА, НЯНЯ, БАБУШКА, ЛЮБИМАЯ, ДОБРАЯ, КРАСИВАЯ, И, ДРУЗЬЯ, МИЛАЯ. Предложения выкладывают два-три ребенка, читают их хором и индивидуально.

Далее воспитатель спрашивает, что делает девочек и женщин красивыми, выслушивает высказывания детей, обобщает и углубляет их. Вместе с детьми делает вывод о том, что девочек и женщин делают красивыми и прическа, и нарядная одежда и обувь, и украшения; красивым делают человека веселое настроение, улыбающиеся глаза, и еще — что очень важно — доброта.

Воспитатель говорит, что есть такая пословица «Не суди об арбузе по корке, а о человеке — по платью» [37]. Спрашивает, почему так говорят? Выслушивает рассуждения детей. Обобщает, что главное в арбузе сладкая мякоть, а не корка; главное в человеке — его ум, душа, а не одежда. Сообщает им, что еще говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму» [1]. Просит их подумать и сказать, что это значит.

Затем педагог выкладывает на наборном полотне предложение: «ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ДРУЗЬЯ». После чтения предложения воспитатель приглашает детей порассуждать, какие качества мальчиков и девочек проявляются в их дружбе, выслушивает их рассуждения.

Затем предлагает послушать стихотворение В. Берестова «За игрой». Спрашивает: «А вы, мальчики и девочки, дружите между собой?» Просит их рассказать о своей дружбе, что они делают вместе, как играют. Выслушивает высказывания из личного опыта.

Далее воспитатель предлагает немножко посмеяться — разучить смешную скороговорку:

Вобла влюблена в верблюда,

Шлет ему в подарок блюдо.

Затем рассказывает детям сказку, которая называется «Меч и роза» [23] (в обр. И. Ермакова). Примерный вариант пересказа: «Однажды Меч и Роза поспорили, кто из них сильнее. Говорит Меч Розе:

— Я сильнее! Меня не согнут самые сильные ветры. А ты слабая, хрупкая. Сразу пропадешь!

— Почему ты меня обижаешь? — грустно спросила Роза. — Ведь я такая красивая!

— Какой прок от твоей красоты? — ехидно ответил Меч.

В это время по дороге мимо них проходил старый человек.

— Давай спросим у старца! — предложила Роза Мечу.

Он согласился и спросил у мудреца:

— Рассуди, кто из нас прав, кто полезнее человеку — меч или роза?

Мудрец подумал немного и ответил так:

— Человеку нужны на земле и роза и меч вместе. Меч оберегает его от опасностей, а роза приносит человеческому сердцу радость.

Меч с розой обрадовались тому, что сказал мудрец, и перестали спорить».

После чтения сказки воспитатель задает детям вопросы: «О чем спорили Роза и Меч?», «Что говорил Меч и что ему отвечала Роза?», «Как разрешил их спор мудрец?»

Педагог предлагает детям поиграть в эту сказку. Дети по желанию разбиваются на команды по 4 чел. Договариваются, кто будет Сказочником, Розой, Мечом, Мудрецом. Наряжаются в костюмы. (Это могут быть шляпа, платок, накидка и другие предметы.) Выступают 2 команды, остальные дети по желанию разыгрывают сказку в свободное время после занятия.

Художественная литература «Рассказы о Суворове»

Задачи:

— знакомить с эпизодами из истории родной страны, талантом русского полководца А.В. Суворова в процессе чтения и обсуждения рассказов С. Алексеева;

— поддерживать интерес к героической тематике.

Содержание

Педагог говорит детям о том, что в нашей стране, России, родилось много талантливых, умных людей, которые смогли прославить свою Родину, послужить ей на славу. Среди них есть один военный, полководец Александр Васильевич Суворов. О нем дети узнают, прочитав главы из книги писателя С. Алексеева.

Но сначала воспитатель спрашивает: слышали ли они такое слово — «полководец», знают ли, что оно обозначает. Выслушав детей, обобщает ответы, говорит, что полководец — это военачальник, человек, который ведет за собой полки солдат, целые армии; руководит большими сражениями.

Затем воспитатель рассказывает детям о том, что нашей стране приходилось много воевать, чтобы отстоять свою независимость, защитить себя от врагов. И во многом успех зависел от полководца, от того, как он мог подготовить своих солдат, управлять боем, добиваться победы.

«Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят четыре из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом.

Тридцать пять больших боев и сражений провел Суворов. Во всех он был победителем.

Из рассказов, вошедших в первую главу этой книги, ты и узнаешь о том, как Суворов громил неприятеля, как и почему пришла к нему вечная слава».

Педагог предлагает послушать, каким был в детстве Суворов и как он готовил себя к военной службе. (Читает предисловие.)

«Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. “Ну где же тебе быть военным! — смеялся над ним отец. — Ты и ружья не подымешь!” Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.

Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, еще никто и не думает купаться, а Суворов — бух в студеную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов окреп. Шестнадцати лет он поступил на военную службу».

«Из следующего рассказа, — говорит педагог, — мы узнаем о том, как Александр Васильевич Суворов готовил своих солдат к штурму неприступной крепости Измаил». Читает текст рассказа «Измаил»: «Неприступной считалась турецкая крепость Измаил. Стояла крепость на берегу широкой реки Дунай, и было в ней сорок тысяч солдат и двести пушек. А кроме того, шел вокруг Измаила глубокий ров и поднимался высокий вал. И крепостная стена вокруг Измаила тянулась на шесть верст.

Не могли русские генералы взять турецкую крепость. И вот прошел слух: под Измаил едет Суворов. И правда, вскоре Суворов прибыл. Прибыл, собрал совет.

— Как поступать будем? — спрашивает. А дело глубокой осенью было.

— Отступать надобно, — заговорили генералы. — Домой, на зимние квартиры.

— “На зимние квартиры”! — передразнил Суворов. — “Домой”! Нет, — сказал. — Для русского солдата дорога домой через Измаил идет. Нет российскому солдату дороги отсель иначе!

И началась под Измаилом необычная жизнь. Приказал Суворов насыпать такой же вал, какой шел вокруг крепости, и стал обучать солдат. Днем солдаты учатся ходить в штыковую атаку, а ночью, чтобы турки не видели, заставляет их Суворов на вал лазить. Подбегут солдаты к валу — Суворов кричит:

— Отставить! Негоже, как стадо баранов, бегать. Давай снова.

Так и бегают солдаты то к валу, то назад. А потом, когда научились подходить врассыпную, Суворов стал показывать, как на вал взбираться.

— Тут, — говорит, — лезьте все разом, берите числом, взлетайте на вал в один момент.

Несколько дней Суворов занимался с солдатами, а потом послал к турецкому генералу послов — предложил, чтобы турки сдались. Но генерал гордо ответил:

— Раньше небо упадет в Дунай, чем русские возьмут Измаил.

Тогда Суворов отдал приказ начать штурм крепости.

Повторили солдаты все, чему учил их Суворов: перешли ров, поднялись на крепостной вал, по штурмовым лестницам поползли на стены.

Лихо бились турки, только не удержали они русских солдат. Ворвались суворовские войска в Измаил, захватили в плен всю турецкую армию.

Лишь один турок невредимым ушел из крепости. Дрожащий от страха, он прибежал в турецкую столицу и рассказал о новом подвиге русских солдат и новой победе генерала Суворова».

Далее педагог рассказывает детям, что у Суворова было много любимых пословиц. Одна из них такая «Тяжело в ученье — легко в бою». Эти слова часто повторял Суворов своим солдатам. Воспитатель обсуждает с детьми, как они их понимают.

Суворов очень уважительно относился к простым людям, своим солдатам, и они любили за это своего полководца, готовы были идти за ним в огонь и в воду. У Александра Васильевича была еще одна любимая поговорка «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Обсуждает, как дети понимают ее смысл, выслушивает их предположения.

Затем читает детям еще один рассказ, который называется «Дерзость»: «В бою под Фокшанами турки расположили свою артиллерию так, что с тыла, за спиной, у них оказалось болото.

Позиция для пушек — лучше не сыщешь; сзади неприятель не подойдет, с флангов не обойдет. Спокойны турки.

Однако Суворов не побоялся болота. Прошли суворовские богатыри через топи и как гром среди ясного неба — на турецкую артиллерию сзади. Захватил Суворов турецкие пушки.

И турки, и австрийцы, и сами русские сочли маневр Суворова за рискованный, дерзкий. Хорошо, что прошли через топи солдаты, а вдруг не прошли б?!

— Дерзкий так дерзкий, — усмехался Суворов. — Дерзость войскам не помеха.

Однако мало кто знал, что, прежде чем пустить войска через болота, Суворов отрядил бывалых солдат, а те вдоль и поперек излазили топи и выбрали надежный путь для своих товарищей. Суворов берег солдат и действовал наверняка».

Воспитатель обращается к опыту детей: «Помните, как мы говорили про непроходимые болота, топи, через которые можно пройти, найдя твердую тропинку и идя только по ней. Так сделал и Суворов с солдатами и победил. А теперь давайте послушаем, как в такой же ситуации неумно поступил полковник, служивший в армии Суворова: “Месяц спустя в новом бою с турками полковник Илловайский решил повторить дерзкий маневр Суворова.

Обстановка была схожей: тоже турецкие пушки и тоже болото.

— Суворову повезло, — говорил Илловайский. — А я что, хуже? И мне повезет.

Только Илловайскому не повезло. Повел полковник солдат, не зная дороги. Завязли солдаты в болоте. Стали тонуть. Поднялся шум, крики.

Поняли турки, в чем дело. Развернули свои пушки и расстреляли русских солдат. Много солдат погибло. Илловайский, однако, спасся.

Суворов разгневался страшно. Кричал и ругался до хрипоты.

— Так я же хотел, как вы, чтобы дерзость была, — оправдывался Илловайский.

— Дерзость! — кричал Суворов. — Дерзость есть, а где же умение?!

За напрасную гибель солдат Суворов разжаловал полковника в рядовые и отправил в обозную команду.

— Ему людей доверять нельзя, — говорил Суворов. — При лошадях он безопаснее”».

Завершая занятие, педагог спрашивает детей, понравились ли им рассказы о Суворове, каким они увидели полководца; какая из услышанных историй их удивила, что особенно понравилось, какие пословицы запомнились. Рассказывает, что в память об этом великом полководце в России был введен орден Суворова, которым награждают самых смелых, отважных военных людей за одержанные победы.

Занятие физической культурой № 24.1

Задачи:

— разучивать технику лазанья по наклонной скамейке на четвереньках;

— закреплять умение выполнять бросок в баскетбольную корзину;

— развивать силу.

Содержание

Лазанье по наклонной скамейке на четвереньках; бросок в баскетбольную корзину (стоя перед кольцом, с отскоком от щита); комплекс общеразвивающих упражнений с гантелями.

Познание окружающего мира «Мода и украшения»

Задачи:

— знакомить с украшениями, с тем, что такое мода;

— подчеркнуть разницу между повседневной и праздничной одеждой, одеждой для торжественных случаев (показать, какие вещи сочетаются и не сочетаются друг с другом);

— обсудить, что такое красота, что делает человека красивым.

Предварительная работа: чтение сказки Л. Чарской «Подарок феи».

Материалы: несколько недорогих украшений, картинки с изображениями старинных украшений, которые носили женщины и девушки на Руси (например, из иллюстраций к сказкам), изображения или реальные предметы из ростовской финифти.

Содержание

Воспитатель показывает детям и обсуждает с ними, какие украшения сейчас носят люди, как они называются (кольцо, браслет, бусы, колье, серьги, перстень и др.). Обсуждает с детьми, какие бывают украшения для пальцев, запястий, рук, ног, шеи, ушей, головы. Выясняет, кто носит больше украшений — мужчины или женщины. Дети рассматривают украшения, выясняют, из чего они сделаны (из драгоценных металлов — серебра или золота, камней, жемчуга, янтаря и др.).

Педагог обсуждает с детьми, какую одежду можно назвать праздничной, когда мы ее надеваем, как нужно обращаться с такой одеждой. Объясняет, какие вещи в одежде подходят друг другу, а какие нет (можно ли надеть одновременно кроссовки и костюм с галстуком; мятые джинсы и нарядную блузку).

Воспитатель рассказывает о моде, приводит конкретные примеры того, что было модно носить раньше и сейчас. Обсуждает с детьми, нужно ли всегда следовать за модой или нет. Подчеркивает, что одежда человека должна быть удобной и украшать его.

Затем рассказывает о том, какие украшения носили в старину на Руси, и показывает на иллюстрациях древнерусские подвески на лоб, виски. Знакомит с ростовской финифтью.

Рассуждает с детьми о том, что делает человека красивым. Обсуждает сказку Л. Чарской «Подарок феи», которую читали накануне. Спрашивает, какими король увидел знатных девушек вначале, какими они стали, когда начали злиться и ругаться друг с другом. Какой показалась Мария королю при первой встрече? Что заставило короля изменить свое мнение? Каким было лицо Марии, когда она успокаивала ссорящихся красавиц? Педагог вместе с детьми делает вывод о том, что злой, невоспитанный, завистливый человек не может считаться красивым, он неприятен другим.

Затем воспитатель читает стихотворение А. Усачева «Женский день», начиная со слов:

Я свою постель заправлю,

Пусть мне делать это лень,

Но я сам себя заставлю,

Ведь сегодня женский день…

После чтения педагог обсуждает с детьми, какие подарки они хотели бы сделать своим мамам: подводит их к выводу, почему на 8 Марта женщинам чаще всего дарят цветы и украшения.

Последующая работа: в течение нескольких дней воспитатель читает детям сказку Ш. Перро «Золушка», дети конструируют в подарок мамам бумажные бусы, лепят «цветок-брошь» и делают поздравительные открытки.

Конструирование из бумаги «Подарок маме»

Задачи:

— создавать ситуацию, в которой дети могли бы самостоятельно, экспериментальным путем (путем практических проб) открыть способ изготовления бусин округлой и удлиненной формы из бумажных треугольников;

— развивать мелкую моторику, чувство ритма, формы;

— воспитывать чувство любви к маме, желание позаботиться о ней, доставить ей радость.

Материалы: сутаж или толстая нитка (около 60–70 см на каждого ребенка), треугольники трех разных размеров с разной высотой и шириной основания, вырезанные из разноцветной глянцевой бумаги, клей.

Содержание

Педагог предлагает детям сделать маме в подарок бусы, браслет, подвеску или другие украшения, изготовив бусины из яркой бумаги (от старых глянцевых журналов, настенных календарей и т. д.). Показывает готовые варианты украшений, дает детям их рассмотреть и просит определить, как были сделаны такие бусины. Возможно, кто-то догадается. Если этого не произойдет, воспитатель объясняет, что бусины сделаны из бумаги треугольной формы, скатанной плотно в ролик. Просит детей подумать, как правильно сворачивать треугольник в ролик, чтобы в центре бусина была более толстой, чем по краям. (Скатывать ее, начиная с широкого основания.)

Далее педагог обращает внимание, что бусины в украшениях разной формы: одни более округлые, другие подлиннее, третьи — совсем длинные и тонкие. Показывает детям три разные треугольные заготовки и предлагает догадаться, из какой заготовки какая бусина получится. Дети практическим путем скатывают разные заготовки в бусины и определяются с ответом на вопрос. (Более круглые бусины получаются из треугольника с коротким основанием и высокой вершиной.) После практической работы педагог может познакомить детей и с другим способом изготовления округлых бусин — отрезая края удлиненной бусины.

Воспитатель предлагает свернуть несколько бусин разной формы, подбирая бумагу по расцветке, придумать из них украшение: если свернуть много бусин — могут получиться бусы, если только несколько — выйдет подвеска на шнуре или браслет. Чтобы украшение получилось красивым, надо нанизывать бусины разной формы на нитку в определенном порядке, который дети могут придумать.

Далее дети самостоятельно выполняют работу (рис. 1). Педагог помогает по их просьбе.

Рис. 1

Последующая работа: дети завершают, исправляют, если это необходимо, свои работы. Обсуждают с педагогом, как они будут поздравлять своих мам и бабушек, что им скажут.

Музыка № 24.1

Задачи:

— повторять знакомые песни и танцы;

— работать над выразительностью исполнения.

Содержание

Подготовка к праздничному утреннику «8 Марта — женский день».

Развитие математических представлений № 24

Задачи:

— учить пересчитываться в различных направлениях, пользуясь порядковыми числительными мужского и женского рода, употреблять в соответствии с ситуацией порядковые и количественные числительные, знакомить с названиями чисел третьего десятка;

— знакомить с составом числа 10 из двух меньших чисел и упражнять в его составлении;

— учить преобразовывать фигуры;

— помочь усвоить структуру задачи (наличие двух известных величин и вопроса);

— развивать внимание и произвольное запоминание.

Демонстрационный материал: цифры, кружки двух цветов (по 10 шт.), карточка с союзом «и»; различные предметы одежды для ряжения.

Раздаточный материал: листы бумаги в клетку с заранее нарисованными на них фигурами: квадрат (сторона 2 см), прямоугольник (стороны 2 и 4 см), еще такие же квадрат и прямоугольник, шаблоны (круг и овал), фломастеры, мелкие геометрические фигуры, математические знаки.

Содержание

В верхней части доски перед детьми выложен ряд из чисел от 0 до 20.

* * *

Дети встают полукругом. Воспитатель предлагает им пересчитаться. Повторяется процедура пересчета, представленная в занятии 15, с. 60, II квартал. Затем проводится работа по освоению детьми состава числа 10.

Воспитатель предлагает детям, сидящим спиной к доске, поставить стульчик и сесть так, чтобы все было видно. У воспитателя на доске расположено десять кружков одного цвета (например, красного). Сбоку от кружков, повыше, число 10, обозначенное цифрами 1 и 0. Воспитатель просит детей пересчитать, сколько кружков. Дети пересчитывают.

Воспитатель. Тут стоит правильное число?

Дети. Да.

Воспитатель (переворачивает один кружок — крайний справа). Сколько тут? (Проводит рукой под красными кружками.) И сколько тут? (Показывает на синий.)

Дети. Девять и один.

Воспитатель (обводит круговым жестом всю группу). А вместе?

Дети. Десять.

Воспитатель под числом 10 выставляет первый вариант состава числа 10: 9 и 1 (союз «и» можно писать мелом на доске или заранее заготовить девять карточек с буквой «и»).

Затем переворачивает второй кружок справа, просит детей сказать, сколько тут, проводя рукой под красными кружками.

Восемь.

Воспитатель (ставит цифру 8 под цифрой 9). А сколько тут? (Показывает на синие.)

Дети. Два.

Воспитатель (ставит цифру 2 и обводит круговым жестом). Восемь и два, а вместе?

Дети (хором). Десять.

Аналогично демонстрируются остальные семь вариантов состава числа десять: 7 и 3; 6 и 4; 5 и 5; 4 и 6; 3 и 7; 2 и 8; 1 и 9. Каждый раз при определении состава числа воспитатель использует круговой жест, которым вначале обводит части, а затем все количество, как бы соединяя обе части «числа», а дети называют результат — «десять».

* * *

У детей на столах лежат различные предметы двух видов — по десять штук каждого (мелкие игрушки, фигурки и т. п.). Воспитатель предлагает детям выложить любой из вариантов состава числа 10, при этом обращает их внимание на подсказку — выложенные на доске цифрами варианты состава этого числа. Замечает, что каждая «компания» может придумать не один вариант состава числа 10.

Затем воспитатель называет один из вариантов состава числа 10 и просит детей, имеющих такой же вариант, встать, а их соседей посмотреть, правильно ли. Подобным образом он проверяет 3–4 варианта состава числа 10.

* * *

Воспитатель заранее рисует на доске в ряд с интервалами: квадрат (со стороной не менее 15 см), прямоугольник (со сторонами 15 и 25 см), еще такие же квадрат и прямоугольник. Дети называют нарисованные на доске фигуры. Воспитатель приглашает к доске одного ребенка, дает ему мел другого цвета, берет его правую руку (если левша, то левую) и вместе с ним преобразует фигуры: в первый квадрат вписывает окружность.

Воспитатель и ребенок. Что у нас получилось?

Дети. Круг.

Воспитатель. Вы видели, как мы это делали?

Дети. Да.

Дети точно так же вписывают в прямоугольник овал, выясняют, что получилось. В следующем квадрате ребенок и воспитатель проводят диагональ: поставив руку ребенка с мелом в левый нижний угол, воспитатель ведет ее в правый верхний, сопровождая действия речью.

Воспитатель. Мы проводим линию из левого нижнего угла квадрата в правый верхний. Давайте выясним, что получилось.

Дети. Два треугольника.

Аналогичным образом в последнем ряду на доске в прямоугольнике проводится линия из верхнего левого в правый нижний угол.

* * *

Перед каждым ребенком лежит листок бумаги в клетку с заранее нарисованными на нем фигурами: квадрат (со стороной 2 см), прямоугольник (со сторонами 2 и 4 см), еще такой же квадрат и такой же прямоугольник; шаблоны (круг и овал), по размеру совпадающие с размерами квадрата и прямоугольника.

Воспитатель. Положите круг в квадрат.

Дети выполняют.

Обведите круг фломастером.

Обводят. Воспитатель следит за одновременностью действий детей.

Положите овал в прямоугольник. Положили? (Следит за готовностью всей группы к выполнению следующего действия.) Обведите овал. Покажите левый нижний угол вашего второго квадрата.

Дети ставят в вершину угла фломастер.

Посмотрите друг у друга. Проведите линию из левого нижнего угла квадрата в правый верхний. Что у вас получилось?

Дети. Два треугольника.

Воспитатель. У всех два треугольника?

Дети (заглядывают в работы друг друга). Да, два треугольника.

Воспитатель. Покажите левый верхний угол прямоугольника. Проведите линию из левого верхнего в правый нижний угол прямоугольника. Что получилось?

Дети. Два треугольника.

Воспитатель. В квадрате и прямоугольнике треугольников поровну?

Дети. Да, поровну.

Воспитатель. А по сколько?

Дети. По два.

Воспитатель. Сколько всего треугольников?

Дети. Четыре.

* * *

Воспитатель. Без рук, без топоренка построена избенка. Что это? Во дворе горой, а в избе водой. Что это?

После ответов детей уточняет, что это было — задачи или загадки и чем они отличаются друг от друга. Среди рассуждений детей могут быть такие: в загадке нет слов «сколько было, сколько стало», нечего складывать или отнимать, нет чисел и пр.

А вот теперь я загадаю вам загадку с числами: «Четыре братца под одной крышей стоят». Здесь есть числа, но может ли это быть задачей и почему нет?

Дети. Нет вопросов «сколько было?», «сколько стало?».

Воспитатель. А если я вам скажу по-другому. «Четыре братца под одной крышей стояли, а к ним пришел еще один братец. Сколько всего стало братцев?»

Дети определяют, что получилась задача. Ее решение выкладывается на доске. Аналогичным образом воспитатель вместе с детьми переформулирует одну-две загадки типа: «Стоит Антошка на одной ножке, а за деревом — еще один Антошка на одной ножке. Сколько всего Антошек и сколько всего ножек?»

Игра «Что исчезло?»

Воспитатель выходит в другое помещение (спальню), надевает шляпу, перчатки, шарфик, курточку или кофту, в руки берет сумочку. Выходит, встает перед детьми и просит их разглядеть ее и запомнить, стоит в течение 1 мин. (В этой игре многое зависит от артистичности воспитателя.) Снова уходит в другое помещение, снимает шляпу или любой другой предмет. Вернувшись, просит детей определить: что исчезло? Дети называют. Воспитатель снова уходит в другую комнату, надевает шляпу и оставляет сумочку. Выходит, просит определить: что исчезло? Дети определяют, что исчезло и что появилось. В следующий раз воспитатель снимает кофту (куртку), но выходит в шляпе и с сумочкой. Дети определяют, что исчезло и что появилось.

Воспитатель радуется внимательности детей и просит их назвать все предметы одежды, которые они видят. Затем снова выходит в другую комнату, ничего не меняет в своей одежде, возвращается к детям. Дети разглядывают и видят, что ничего не исчезло. Воспитатель радуется вместе с детьми их наблюдательности, все хлопают в ладоши. В дальнейшем роль ведущего в этой игре выполняет кто-нибудь из детей.

Физкультурное занятие на воздухе

Задача: совершенствовать двигательные умения и навыки.

Содержание

Катание на самокатах, велосипедах, спортроллерах: игры-развлечения: «Восьмерка», «Сделай поворот», «Кто быстрее?».

Знакомство с природой «Камни для украшений»

Задача: знакомить с наиболее распространенными декоративными камнями, их особенностями, с использованием таких камней человеком.

Предварительная работа: рассматривание красивой шкатулки с декоративными камнями и изделиями из них; организация в группе вместе с родителями выставки декоративных камней и изделий из них; рассматривание выставки, сравнение камней, рассказ об экспонатах.

Материалы: книга сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», различные декоративные камни и изделия из них, створки речных раковин.

Содержание

Воспитатель вспоминает вместе с детьми сказки П. Бажова (показывает книгу с иллюстрациями к ним). Рассказывает: «Когда-то люди считали, что под землей спрятано много драгоценных камней, что на Урале подземные сокровища охраняла Хозяйка Медной горы». Рассказывает, что драгоценные камни часто называют самоцветами. Обсуждает с детьми, откуда могло произойти такое название, почему только некоторые камни считаются драгоценными. (К ним относят самые редкие, красивые, как правило, блестящие, сверкающие, прочные камни.) Дети рассматривают камушки из шкатулки — яшму, родонит, малахит, змеевик, горный хрусталь, оникс и др. Какого они цвета, есть ли на них узоры? Какие камушки нравятся им больше всего? Если есть возможность, сравнивают необработанный и обработанный камень, например яшму. Дети трогают камни, выясняют, какие они (гладкие или шершавые, теплые или холодные). Педагог может обсудить с детьми, почему камень «змеевик» так называется.

Воспитатель предлагает рассмотреть украшения, фигурки из камня и рассказывает, из чего они сделаны, обращает внимание на цвет и форму камней.

Предлагает познакомиться с некоторыми декоративными камушками поближе.

(Ниже приводятся примеры ознакомления детей с декоративными камнями.)

Декоративный жемчуг. Воспитатель кладет жемчужину или изделие из жемчуга в «ящик ощущений» и просит одного из детей описать, что находится внутри ящика, попробовать определить предмет на ощупь. Если есть возможность, жемчужины получает каждый ребенок. Дети берут в ладони жемчужины и рассказывают, что они при этом ощущают. Воспитатель подчеркивает, что в руках у ребят необычные драгоценные камни. Чем они отличаются от других? Они округлые, небольшие, гладкие, блестящие. Есть розовые, голубые, золотисто-желтые, черные жемчужины.

Воспитатель показывает створки наших речных «устриц» — перловиц или беззубок, обратив внимание на то, как блестят, переливаются цветами радуги их стенки изнутри. Иногда их так и называют — «перламутровыми».

Жемчужинки образуются из такого же перламутра внутри других, но похожих моллюсков, которые называются жемчужницами. Во многих странах есть специальные пловцы, которые умеют нырять на большую глубину и добывать устриц с жемчугом. На Севере нашей страны (в европейской части) раньше добывали не очень крупный речной жемчуг. Однако из-за того, что моллюсков вылавливали слишком много, они стали редкими. Жемчужницы исчезают и из-за загрязнения водоемов, так как живут только в чистой воде.

Жемчуг издавна ценился людьми, о нем слагали легенды.

Янтарь. Воспитатель предлагает рассмотреть кусочки янтаря разного цвета и формы. Рассказывает, что жители стран, где янтаря много, называют его кусочком солнечных лучей, солнечным камнем. Как дети думают почему? Еще древние люди ценили янтарь и делали из него бусы, фигурки людей, игрушки — топорики, шарики, куколки. В старину считали, что подарить янтарь — значит пожелать силы, здоровья, долголетия, красоты и счастья.

Воспитатель предлагает детям сравнить янтарь с кусочками сосновой смолы (по запаху, твердости). Рассказывает о том, что янтарь — тоже необычный камень, который очень давно был сосновой смолой. В янтаре можно обнаружить остатки древних насекомых (жуков, бабочек, муравьев, кузнечиков, стрекоз, мух), паучков, дождевых червей, семена, листья, цветки растений. Если в детском саду есть такой камушек, дети рассматривают его через лупу, высказывают предположения о том, как бабочка или жучок оказались в смоле. (Например, смола блестела на солнце, и это привлекло насекомых, которые прилетели на этот блеск, а затем увязли в смоле да так и остались в ней.) Иногда внутри янтаря «прячется» пузырек воздуха. Такой камушек обычно бывает непрозрачным и плавает в воде.

Воспитатель натирает кусочек янтаря шерстяной тканью и кладет рядом с ним кусочки бумаги. Что происходит? Янтарь их притягивает. Воспитатель трет кусочек необработанного янтаря зубным порошком (этот камушек хорошо полируется). Показывает детям кусочек канифоли, предлагает ее рассмотреть, понюхать, потрогать и сравнить с янтарем. Объясняет, что канифоль делают из янтаря, рассказывает, что ее используют музыканты-скрипачи.

Воспитатель предлагает провести опыт, опустив в воду янтарь, чтобы выяснить, может ли он плавать. В одной легенде о янтаре, например, говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Воспитатель опускает в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря. (Камушек тонет.) Спрашивает, какая вода течет из крана — пресная или соленая? Затем предлагает детям «превратить» воду в стакане в морскую. Чем отличается пресная вода от соленой? Дети насыпают в стакан соль и наблюдают, что при этом происходит с янтарем. (Он постепенно всплывает.) Воспитатель делает вывод: кусочки янтаря отличаются по цвету, форме, прозрачности, плавучести, блеску. Янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.

Кораллы. Дети рассматривают кораллы и высказывают свои предположения о том, на что они похожи. Какого цвета кораллы? Как дети думают, откуда могут взяться такие необычные «веточки»? Кораллы — животные, обитающие в теплых океанах и морях. То, что дети держат в руках, это как бы их скелет. Кораллы растут вместе и образуют огромные поля. (Воспитатель показывает иллюстрации современных коралловых рифов.) Из кораллов делают бусы, броши и другие украшения.

В заключение педагог говорит: в древности люди верили, что некоторые камушки обладают почти волшебными свойствами, и делали из таких камней фигурки и другие предметы, которые должны были защитить их от разных бед.

Последующая работа: воспитатель создает условия для рассматривания декоративных камушков, игры с ними, например в ювелирный магазин. Отдельные украшения можно примерять.

Лепка рельефная декоративная «Чудо-цветок» (миниатюры — брошь, медальон)

Задачи:

— учить создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства;

— продолжать освоение техники рельефной лепки;

— показать варианты изображения разных венчиков и отдельных лепестков;

— развивать чувство ритма и композиции;

— воспитывать художественный вкус, вызывать интерес к оформлению украшений (бижутерии);

— поддерживать желание сделать подарок для мамы, бабушки, поздравить их с праздником.

Предварительная работа: знакомство с бижутерией (медальонами, брошами) как видами декоративно-прикладного искусства; рассматривание других произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором.

Материалы: картонные формы (круги и овалы размером не более 5–7 см), пластилин, стеки, пуговицы и бусины, 2–3 произведения декоративно-прикладного искусства с цветочными элементами декора.

Содержание

Воспитатель показывает детям несколько произведений декоративно-прикладного искусства с растительным декором. Особое внимание обращает на цветочные элементы. Рассказывает о том, что с давних времен люди изображают цветы на своей одежде, посуде и даже мебели: рисуют, вырезают, вышивают, ткут, плетут и т. д.

Воспитатель говорит, что, оказывается, есть еще один вид народного искусства, в котором цветы радуют своей красотой в любое время года. Это украшения (бижутерия) — медальоны, броши, серьги, бусы. Показывает несколько «предметов красоты» и сообщает, что сегодня дети смогут сделать подарки своим мамам и бабушкам. Это будут не настоящие броши и медальоны, а скорее миниатюрные лепные картины, сделанные по мотивам декоративно-прикладного искусства. «И украсим мы их цветочными узорами, потому что наступила весна, и будем поздравлять своих мам и бабушек с праздником весны. А цветок — это символ весны и красоты».

Педагог рассказывает, что, приступая к украшению предмета, мастер изучает его форму и придумывает такой узор, который подчеркнет ее красоту, пропорции и выразительность деталей. Лепнина всегда связана с формой изделия. На брошах и медальонах, которые обычно имеют форму овала, цветы, букеты, ветки, гирлянды, вазоны чаще всего располагаются в центре. Одинарный цветок в центре обычно довольно крупный. Если цветок не очень большой, можно украсить и «берег» (край) изделия — веточкой или ягодками.

Воспитатель говорит, что цветы такие разные, и предлагает слепить для медальонов и брошей такие же цветы, как в природе, или придумать свои — необычные, сказочные. Объясняет последовательность изготовления броши: «Возьмем основу — овал или круг, наметим палочкой (карандашом) точку в центре. Представим чудо-цветок во всей своей красе. И начнем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим как будто с конца (в сюжетных картинах — с заднего плана). Берем кусочек глины (пластилина), раскатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку (сжимаем в ладошках) и прижимаем к фону в центре пластины. Это первый слой (венчик) лепестков. Берем еще один кусочек глины — чуть меньше по размеру (если лепим из глины, лучше взять другой цвет). Снова раскатываем шарик и выкладываем поверх первой лепешки, слегка прижимая. Это второй венчик лепестков, он будет рельефнее выступать над поверхностью. Украсим его красивой маленькой ягодкой. Вернемся к первому слою, украсим и его — выложим по кругу жгутик или прилепим много маленьких шариков. А вокруг нашего слоеного цветка прилепим красивые лепестки: одинаковые или разные по размеру и форме, одно — или многоцветные. Если захотим, прилепим в придачу ко всему прочему тычинки, листочки, бабочку или пчелку.

Дети самостоятельно лепят миниатюры «Чудо-цветы» и оформляют изделия: на броши прикрепляют булавки (с помощью воспитателя), а на медальоны — красивые шнуры, тесьму или ленточки.

Последующая работа: поздравление мам и бабушек с весенним праздником, вручение подарков.

Развитие речи и начал грамоты «Мамино сердце»

Задачи:

— обогащать диалогическое общение;

— побуждать высказываться на темы о прочитанном, из личного опыта, рассуждать;

— активизировать глаголы и прилагательные, характеризующие действия и качества людей;

— вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;

— вызывать интерес к письменной речи.

Материалы: наборное полотно, картинки с изображениями женщин разных профессий, карточки со словами: МАМА, ЛЮБИМАЯ, РОДНАЯ, ДОБРАЯ, ВЕСЕЛАЯ, МИЛАЯ, КРАСИВАЯ, карточка и изображением точки.

Содержание

Воспитатель выкладывает на наборном полотне предложение: «МАМА ЛЮБИМАЯ». Дети читают его хором и индивидуально. Затем педагог убирает с панно слова и предлагает детям составить свои предложения о маме. На столе карточки со словами: РОДНАЯ, ДОБРАЯ, ВЕСЕЛАЯ, МИЛАЯ, КРАСИВАЯ. Педагог вызывает к доске детей. Они читают написанное хором и индивидуально.

Далее педагог предлагает назвать как можно больше ласковых слов о маме, какая она. (Заботливая, нежная, ласковая, умная, сердечная, доброжелательная.)

Воспитатель говорит, что народ сложил много пословиц о маме. Просит послушать, какая из пословиц им больше понравится, и объяснить почему: «Сердце матери лучше солнца греет» [29]; «Нет лучшего дружка, чем родная матушка» [9]; «Мамино слово и со дна моря спасет» [18].

Далее организуется беседа на темы из личного опыта. Воспитатель обращается к детям: «В пословице говорится, что “нет лучшего дружка, чем родная матушка”». А вы дружите со своими мамами? Какие дела вы делаете вместе? Как помогаете маме?» Педагог выслушивает высказывания желающих детей из личного опыта.

Воспитатель говорит, что мамы всегда заботятся о детях, семье, а также владеют разными специальностями. Напоминает строки из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»:

Мамы всякие нужны,

Мамы всякие важны.

Педагог выставляет на наборное полотно картинки, на которых изображены женщины разных профессий, и просит детей рассказать, что они знают о профессиях мам, бабушек, старших сестер. Выслушивает желающих.

После этого организуется игра «Отгадай загадку». Дети разбиваются на команды по 3–4 чел. по желанию. Каждая команда придумывает и показывает через движения и позы разные профессии. Первая загадывает загадку-движение и выслушивает отгадку. Затем передает слово отгадавшей команде, называя детей по имени. Вторая команда загадывает загадку и таким же образом передает слово следующей отгадавшей команде, вновь называя всех детей по имени. Выслушиваются все команды.

После этого воспитатель пересказывает детям содержание рассказа «Мамино сердце» (по А. Ярушникову) [18]. Примерный вариант пересказа: «Дети побежали купаться на реку.

За ними увязался Ваня. Ваня был самый маленький среди купальщиков. Он не умел плавать, но ему очень хотелось походить на старших. Он бегал по отмели, громко кричал, бил по воде руками и ногами и неожиданно попал на глубокое место, где не смог достать дна.

Ваня исчез под водой.

Дети купались, ныряли. Они не заметили, что Вани не стало.

В это время Ванина мама окучивала в огороде картошку. У мамы было хорошее настроение.

И вдруг она споткнулась на ровном месте. Маме показалось, что в ее грудь ударилась большая белая птица. Мама едва устояла на ногах. Но птицы не было, а была боль в сердце. Мама от боли окаменела.

— Мой мальчик! — еле выговорила мама.

И тут ноги сами помчали маму к реке. Мама вбежала в воду возле бултыхающихся детей и побрела вдоль берега, пока не увидела Ваню на песчаном дне.

Она выхватила сына из воды.

Мама успела вовремя.

Ваня отлежался и пришел в себя.

— Мама! — спросил он. — Кто тебе сказал, что я купался и утонул?

Мама поцеловала Ваню:

— Сердце, сынок.

— Мама! — удивился Ваня. — А разве сердце умеет говорить?

Мама прижала мальчика к себе и улыбнулась:

— Умеет, сынок. Еще как умеет» [41].

Воспитатель задает детям вопросы о прочитанном и выслушивает их рассуждения и ответы: «Почему рассказ называется “Мамино сердце”? Мама почувствовала беду и от боли окаменела. Как вы понимаете, что значит “окаменела”? (Она не могла пошевелить ни рукой, ни ногой.) Откуда мама узнала, что Ваня попал в беду? Что значит — “сердце подсказало”? Вы узнали новые пословицы, какая из них подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете?»

Рисование по представлению «Мы с мамой улыбаемся» (парный портрет анфас)

Задачи:

— продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и мамы);

— вызывать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально;

— продолжать знакомить с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Предварительная работа: продолжение знакомства с портретом как жанром живописи; рассматривание репродукций картин известных художников (В. Серова, И. Репина, И. Крамского и др.); экспериментирование с гуашью для получения телесного цвета; беседа «Как мы провели с мамой выходной день»; рассматривание семейных фотографий, своего отражения в зеркале и составление словесных автопортретов и портретов мам.

Материалы: белая и тонированная бумага разного формата, гуашь, палитры, кисточки, баночки с водой, семейные фотографии, репродукции картин известных художников-портретистов, опорные рисунки для показа этапов работы, цветовая модель, демонстрирующая получение телесного цвета разных оттенков (и насыщенности).

Содержание

Воспитатель предлагает детям рассмотреть детские и женские портреты (репродукции, художественные открытки, изображения в художественных альбомах), например: «Стрекоза» И. Репина, «Девочка с персиками» В. Серова, «Портрет крестьянской девочки» А. Венецианова, «Портрет О. Суриковой в детстве» В. Сурикова, «Неизвестная» И. Крамского, «Итальянский полдень» и «Всадница» К. Брюллова (из имеющихся в детском саду). Проводит краткую беседу и вспоминает с детьми, как называются такие картины. (Портреты.) Кто на них изображен. (Дети и взрослые.) На портретах обычно представлен один человек, но могут быть изображены два человека и даже целая группа. Напоминает, что на портрете люди изображаются узнаваемо — такими, какие они есть на самом деле. Художник передает овал лица (круглое, овальное или заостренное, худое или полное); форму прически и цвет волос; форму и цвет глаз, очертания губ и носа. Художник-портретист обязательно старается «разгадать» характер своей модели, т. е. человека, которого он рисует, его настроение и передает его в картине (грустное, веселое, задумчивое и др.).

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать гуашью большие красивые портреты «Мы с мамой улыбаемся», чтобы к женскому весеннему празднику оформить в детском саду выставку. Напоминает, что портреты, на которых изображены два человека, называются парными (от слова «пара», что значит два).

Воспитатель выставляет на доске или мольберте опорные рисунки, напоминающие последовательность работы над портретом:

— карандашный эскиз;

— общие очертания головы;

— прическа;

— разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом);

— глаза;

— нос;

— улыбающийся рот;

— детали одежды и аксессуары.

Предлагает вместе подумать и обсудить, в каком порядке рисовать (последовательно показывает и комментирует этапы, прикрывая полоской бумаги последующие).

Особое внимание педагог обращает на то, что мы рисуем парный портрет — ребенка и взрослого, поэтому нужно положить лист бумаги горизонтально, наметить середину и затем с одной стороны нарисовать большой овал — голову мамы, а с другой — нарисовать овал поменьше — голову ребенка.

Напоминает, какого цвета кожа человека и как можно получить такой цвет (оттенок) на палитре. На отдельной схеме воспитатель еще раз показывает детям пропорции лица и размещение глаз, носа, рта, ушей. Объясняет варианты изображения женской прически. Показывает варианты изображения улыбок (улыбающихся губ). Советует вспомнить, какого цвета у мамы глаза и волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок.

Воспитатель сообщает, что дети могут по желанию нарисовать парный портрет любого размера на белом или цветном фоне. Дети выбирают лист желаемого формата и цветового тона и начинают рисовать.

Последующая работа: дети оформляют парные портреты «Мы с мамой улыбаемся», составляют устные поздравления (воспитатель может записать высказывания детей на поздравительных открытках). В самостоятельной художественной деятельности дети под руководством воспитателя оформят портреты красивыми самодельными рамочками и подготовят выставку к 8 Марта.

Музыка № 24.2

Задача: создавать радостное праздничное настроение.

Содержание

Проведение праздничного утренника «8 Марта — женский день».

Музыкальный досуг по сказке «Золушка»

С прослушиванием фрагмента «Отъезд Золушки на бал. Вальс» из балета С. Прокофьева «Золушка».

Аппликация с элементами конструирования и прорезного декора «Открытка для мамочки»

Задачи:

— вызывать интерес к изготовлению поздравительных открыток;

— продолжать знакомить с прорезным декором («бумажным фольклором») и основами этикета поздравлений;

— учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам;

— развивать чувство композиции и цвета (подбирать для накладной ажурной аппликации красиво сочетающиеся цвета);

— воспитывать умение выражать свое отношение к мамам и бабушкам.

Предварительная работа: знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства (ткачеством, аппликацией из бумаги); изготовление ажурных закладок, кудрявых деревьев и цветочных снежинок.

Материалы: поздравительные открытки с прорезными элементами, бумажные квадраты разного цвета (2–3 разных размеров) для изготовления узорчатых «салфеток».

Содержание

Воспитатель показывает детям красивые открытки с прорезными элементами (открытки разные — для поздравления с Новым годом, Днем 8 Марта, днем рождения). Предлагает рассмотреть открытки, полюбоваться и отобрать те, которые созданы для поздравления с 8 Марта. Особое внимание обращает на тематику открыток и варианты прорезных элементов. Затем показывает 2–3 самодельные открытки с «сюрпризами», например, с прорезным (ажурным) тюльпаном, сердечком, солнышком, бабочкой, и предлагает детям смастерить необычные поздравительные открытки.

Педагог объясняет, как они будут делать их: «Возьмем бумажный прямоугольник, сложим пополам — это основа для открытки. Вот обложка, а вот внутренняя часть. На обложке (верхней страничке) вырезаем что-нибудь красивое и праздничное — цветок, сердечко, бабочку, бантик, солнышко, конфетку. Рисунок можно сначала нарисовать и затем вырезать, проткнув в одном месте дырочку или сложив пополам, если изображение симметричное (показывает соответствующие открытки). Чтобы открытка была яркой и цветной, на внутреннюю часть нужно приклеить цветную картинку — точно такую же, но большего размера, или совершенно другую. Например, на верхней страничке видим сердечко, а когда раскрываем открытку, — видим цветок».

Воспитатель напоминает, что дети уже вырезали ажурные закладки для книжек, кудрявые деревья и цветочные снежинки, поэтому могут вспомнить те или иные ажурные элементы: круг, полукруг, волна, зигзаг, ромб, дуга, завиток и т. д. Показывает варианты растительных и абстрактных элементов прорезного декора.

Дети выбирают материалы — цветную бумагу, заготовки для открыток разного цвета, фломастеры для дорисовки, ножницы и приступают к изготовлению открыток.

В конце занятия воспитатель предлагает детям написать поздравления мамам на открытках. Дети копируют простой текст, который педагог написала на доске, например: «МИЛАЯ МАМА! ПОЗДРАВЛЯЮ!» Говорит, что в конце нужно подписать, от кого эта открытка — написать свое имя.

Последующая работа: преподнесение мамам и бабушкам подарков и открыток с добрыми поздравлениями и пожеланиями.

Занятие физической культурой № 24.2

Задачи:

— разучивать технику прыжков в длину с места;

— закреплять умение выполнять повороты на углах во время ходьбы гимнастическим шагом;

— развивать ловкость.

Содержание

Прыжки в длину с места (отталкивание, работа рук, фаза полета, приземление); повороты на углах во время ходьбы гимнастическим шагом; специальные упражнения и элементы игры в настольный теннис.

Образовательная деятельность в режиме дня

Организация наблюдений

Наблюдения на прогулках. Дети продолжают сезонные наблюдения за погодой, ветром, высотой стояния солнца, снегопадом, растениями и птицами участка.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Дети продолжают посадку растений (в том числе на мини-огородах) и наблюдения за ними, делают зарисовки растущих растений, наблюдают, ухаживают за животными.

Дети наблюдают за цветущими комнатными растениями, рассматривают цветки, нюхают их, исследуют серединку через лупы, осторожно трогают пальцем, чтобы обнаружить пыльцу. Воспитатель показывает на географической карте родину этих растений. По возможности организует короткие экскурсии: «В гости к фикусу», «В гости к кактусам», во время которых подробно рассказывает об отдельных комнатных растениях и предлагает детям исследовать их листья, цветки, стебли.

Дети самостоятельно (по желанию) работают с коллекциями природного материала.

Педагогическая поддержка сюжетных игр. Предметом внимания детей на этой неделе были определенные качества личности (доброта, забота, нежность); отношения между людьми. На эти же качества педагог обращает внимание не только на занятиях, но и в игре. Важно, чтобы в ролях реализовалась не только их функциональная сторона (игровые действия), но и отношения, характер человека, который заключен в роли, особенности его взаимодействия с другими персонажами. Воспитатель, подключаясь с согласия детей в их игру, в роли партнера и через роль раскрывает типы отношений, субординацию между ролями. Подчеркивает определенные «женские» качества (нежность, внимание, доброта, заботливое отношение к другим). Особенно это важно в играх с семейной тематикой.

Если игры девочек воплощаются преимущественно через речь, то персонажи мальчиков насыщены действиями. А в действиях героев характер отношений может и не раскрыться. Понятия «Что такое хорошо» и «что такое плохо» дети лучше усваивают в игре, чем через морализирование взрослых. В игре ребенок не учится жить, а уже живет своей жизнью, на собственном опыте постигая «что такое хорошо» и «что такое плохо» (А.П. Усова). Опыт показывает, как мало влияют на детей замечания, наставления, внушения. Лучше по-дружески обсуждать факты из самой игры детей. Тогда им будет понятно, почему игра была интересной или почему она не состоялась.

Познавательное развитие. Организация совместно с родителями в группе коллекции декоративных камней и изделий из них. Рассматривание экспонатов выставки детьми. Любование их красотой и необычностью.

Речевое развитие. Составление текстов устных поздравлений мамы с праздником. Знакомство с этикетом поздравлений; воспитание желания порадовать других людей. Индивидуальная работа по развитию речи.

Описание детьми своих работ по рисованию, лепке, общение между собой в процессе игр, труда; составление текстов поздравлений мамам и бабушкам. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Индивидуальная работа: беседа «Как мы с мамой провели выходной день».

Совместная художественно-творческая деятельность. Оформление подарков для мам.

Рассматривание портретной живописи В. Серова, И. Репина, И. Крамского.

Оформление портретов, нарисованных детьми, рамками. Организация выставки.

Чтение художественной литературы. Чтение сказок Л. Чарской «Подарок феи», Ш. Перро «Золушка», рассказа В. Драгунского «Куриный бульон».

Социально-коммуникативное развитие. Трудовые поручения по наведению порядка в группе, коллективный хозяйственно-бытовой труд. Обучение использованию инвентаря для поддержания чистоты и порядка в группе; воспитание стремления доводить начатое дело до конца, уважительно относиться к результатам труда человека; договариваться и планировать коллективную работу. Напоминание детям правил безопасного поведения во время уборки помещений (на мокром полу можно поскользнуться, детям нельзя трогать моющие и чистящие средства и т. п.).

Двигательная активность. Организация катания на санках, лыжах, ледяных дорожках, с горки, подвижные игры и соревнования. Укрепление здоровья через приобщение к элементам зимних видов спорта, зимним играм и забавам на воздухе.

Ежедневное проведение закаливающих процедур. Формирование положительного отношения к закаливанию организма контрастным обливанием рук и ног, влажным обтиранием.

25-я неделя. «Живая и неживая природа»

Направленность педагогической работы. Содержание разных видов непосредственно образовательной деятельности на этой неделе способствует обогащению представлений детей о весенних изменениях в природе (таяние снега, сосулек, появление кучевых весенних облаков, «пробуждение деревьев», ледоход). Детские впечатления, полученные в ходе наблюдений, находят отражение в изображении «живых» сосулек на крыше дома — педагог формирует умение видеть и изображать эстетический объект с разных точек зрения. А также в создании аппликативного образа «башмака в луже» — дети знакомятся с зеркальным отражением, закрепляют умение вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое. Рисуя весеннее небо, дети учатся работать с пастелью (штриховка и тушевка), передавать нежные цветовые нюансы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • От авторов
  • содержание образовательной деятельности на III квартал
Из серии: Истоки знаний

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающие занятия с детьми 6—7 лет. Весна. III квартал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я