Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве

Е. Ю. Мазур, 2020

В настоящем учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с финансово-экономическими аспектами безопасности личности в современных реалиях, инструменты и методы защиты, противодействующие данным угрозам. Учебное пособие включает теоретический материал, вопросы для самопроверки, тестовые задания, практические задания и задачи, словарь основных терминов и определений. Пособие рекомендовано обучающимся по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) всех форм обучения и призвано оказать помощь в освоении учебных дисциплин «Психология потребителя», «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Социальная психология», «Экономическая психология», а также преподавателям высшей школы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сущность и содержание понятия «финансовая безопасность»

В настоящее время наиболее актуальными становятся финансово-экономические аспекты безопасности личности, которые отражают социально-экономическое состояние человека, при котором гарантированы материальные условия защиты его основных жизненных интересов, обеспечение социального развития и социальной защищённости1.

Для поддержания необходимого уровня финансовой безопасности личности необходимо формирование нравственных и правовых норм, общественных институтов и организаций, которые позволяют личности развивать и реализовывать финансово значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества. Уровень финансовой безопасности зависит от политики финансовой безопасности государства, которая включает в себя способы предотвращения угроз и ликвидации последствий отдельных отрицательных составляющих внешней и внутренней среды.

На рубеже XX–ХХI вв. широкое распространение во всем мире, в том числе и в России, получило понятие «безопасность» в самых разнообразных его проявлениях и интерпретациях. Наряду с терминами глобальной, экологической и другими видами безопасности в средствах массовой информации стало активно использоваться понятие экономической и финансовой безопасности.

Финансовая безопасность является одной из важнейших составляющих экономической безопасности, которая обеспечивает решение практических задач, стоящих перед государством. В данном аспекте достаточно убедительным аргументом являются слова М.М. Ермошенко2. Автор отмечает, что финансовая безопасность является составляющей экономической безопасности государства, поскольку в финансах базируется любая экономика, финансы — это кровь экономической системы государства. В своих работах он обосновывает необходимость обеспечения и поддержания финансовой безопасности государства, как фундамента государственной деятельности в целом и отдельно отраслей национального хозяйства. Недостаточное внимание к состоянию финансовой безопасности может стать причиной катастрофических последствий: банкротства предприятий, упадка отраслей, и в целом подрыва системы жизнеобеспечения государства с последующей потерей ее суверенитета.

Механизм обеспечения финансовой безопасности предусматривает выяснение сути данного понятия, определение факторов, влияющих на состояние финансовой безопасности, выяснение взаимосвязанности отдельных составляющих этой структуры.

Понятие финансовой безопасности широкое, как, собственно, и толкование финансов как экономической категории. Финансовая безопасность рассматривается под разными углами:

— в рамках ресурсно-функционального подхода финансовая безопасность характеризует защищенность финансовых интересов субъектов хозяйствования (домашних хозяйств, ведомств, организаций, секторов экономики государства) финансовыми ресурсами, достаточными для удовлетворения их потребностей и выполнения соответствующих обязательств;

— с точки зрения статики, финансовая безопасность — это состояние денежно-кредитной, финансовой, валютной, бюджетной, банковской, инвестиционной, налоговой, таможенной и фондовой систем, которые характеризуются устойчивостью и сбалансированностью к внутренним и внешним негативным воздействиям и способностью обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и ее экономический рост;

— в контексте нормативно-правовой регламентации финансовая безопасность предполагает отсутствие возможности направлять финансовые потоки в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и снижение возможности злоупотребления финансовыми ресурсами.

Обобщая обозначенные подходы, финансовая безопасность — это защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений, выражающаяся в стабильности и устойчивости финансовой системы государства под воздействием внешних и внутренних дестабилизирующих факторов и способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и устойчивого экономического роста.

Факторы, обеспечивающие финансовую безопасность государства: уровень финансовой независимости, характер финансово-кредитной политики, политический климат в стране, законодательное обеспечение функционирования финансовой сферы3,4.

Безопасность внутренней финансовой сферы России определяется совершенством организационной, правовой, институциональной базы, политической стабильностью, существующими рисками рыночной конъюнктуры, масштабами теневой экономики и уровнем коррупции в государстве.

Таким образом, финансовая безопасность государства является отражением финансового суверенитета страны и независимости ее национальной финансовой системы от международных финансово-кредитных организаций и транснационального капитала. Тем не менее, эксперты считают, что говорить об абсолютной финансовой независимости в условиях глобализации некорректно в связи с ростом интеграционных процессов финансовых рынков, мобильности капитала, сформированностью обширных потоков «мировых денег». Поэтому при разработке стратегии экономической безопасности государства важно учитывать и прогнозировать ситуацию на мировых валютных рынках.

Финансовая безопасность государства включает налоговую, бюджетную, долговую, валютную, инвестиционную, страховую, денежно-кредитную, фондовую безопасность, финансовую безопасность банковской системы5 и определяется финансовой безопасностью регионов, их тесной взаимозависимостью и обеспечением устойчивого их развития.

Финансовая безопасность является не только национальной проблемой, но и определяющей детерминантной современной глобальной экономики, которая формируется путем углубления транснационализации и международной региональной экономической интеграции.

Учитывая многофакторность понятия финансовой безопасности, сложность взаимосвязей между ее элементами, а также взаимозависимость финансовых интересов предприятий, регионов, государства и граждан страны в направлении обеспечения устойчивого экономического развития, исследователи включают в понятие финансовой безопасности такие структурные компоненты, как финансовую безопасность гражданина (домохозяйства), предприятия и региона (см. рис. 1).

В стратегическом плане уровень финансовой безопасности индивидуума, предприятия и государства образуют единый конструкт и неделимы, поскольку финансовой основой существования государства как института являются, прежде всего, поступления в государственный бюджет от предприятий и населения как основных налогоплательщиков.

Рис. 1. Структура финансовой системы страны6

В связи с этим, рассмотрение вопроса финансовой безопасности отдельной личности тесным образом связано с финансовой безопасностью государства.

В этом контексте возрастает актуальность проблемы обеспечения финансовой безопасности как одной из важнейших составляющих национальной экономической безопасности государства и его граждан.

В психологии потребность людей в безопасности (в том числе финансовой) занимает второе место после простых физиологических потребностей (А. Маслоу). Таким образом, финансовая безопасность человека характеризуется обеспечением достойным и качественным уровнем жизни, правовой и экономической защиты его жизненных интересов, конституционных прав, а также социальными гарантиями, обеспечивающими минимальный уровень заработной платы и пенсии, необходимыми для жизнеобеспечения. Напротив, угрозами экономической безопасности граждан являются: нарушение прав потребителя, безработица, падение реальных доходов населения и обнищание, невыплата пенсий и заработной платы, обесценивание сбережений, усиление дифференциации доходов и т.д. Финансовая безопасность отдельного человека во многом зависит от общего состояния экономики и финансовой политики, проводимой государством.

Стоит отметить, что финансовая безопасность является ключевым звеном системы экономической безопасности страны и непосредственно влияет на другие ее составляющие, — промышленную, энергетическую, продовольственную и тому подобное. Поэтому предотвращение негативного влияния финансовых факторов на экономическое развитие собственно и является предметом политики в сфере финансовой безопасности.

Идет речь о проведении политики в таких аспектах, как налоговой бюджетной, монетарной и политики регуляции финансовых рынков, которые бы способствовали наращиванию финансовых ресурсов страны и не нарушали финансовую стабильность.

В сущность понятия «финансовая безопасность» заложена ее взаимосвязь с национальной безопасностью страны в целом, поскольку дефицит финансовых ресурсов может приводить к недофинансированию базовых потребностей в разных сферах жизнедеятельности общества и замедления экономического развития. Декомпозиция понятия «финансовая безопасность» в системе национальной и экономической безопасности представлена на рис. 2.

Следует отметить, что финансовая система государства, в первую очередь, в сфере накопления, распределения и использования финансов государства и частных организаций и лиц, представляет собой значительный интерес для организованной преступности, что сказывается в негативную сторону на развитии экономики российского государства, способствует снижению развития производства, росту инфляции, оттоку бюджетных средств, росту и распространению коррупции, легализации доходов, отмываемых преступным путем.

Рис. 2. Декомпозиция понятия «финансовая безопасность»7

Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость формирования системы государственного управления финансовой безопасностью государства, включающей как систему органов государственной власти, ориентированных на решение соответствующих задач, так и методы непосредственного воздействия на органы государственной власти, хозяйствующих субъектов (как отечественных, так и иностранных), а также физических лиц с целью стабилизации финансовой системы и защиты ее от внешних и внутренних угроз.

Потребность в выработке и реализации государственной политики обеспечения финансовой безопасности обусловлена тем фактом, что от надежности финансов и общественного доверия во многом зависит благосостояние современного общества. Таким образом, обеспечение финансовой безопасности государства позволяет последнему также обеспечить развитие собственной рыночной системы, а, с другой стороны, также и оптимизировать свою бюджетную политику.

Национальная безопасность, представляя собой более широкую категорию по отношению к понятию и содержанию финансовой безопасности, непосредственно связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, т.е. с финансовой деятельностью государственных институтов. Эффективность обеспечения национальной безопасности в целом базируется на том, насколько эффективно осуществлены мероприятия в рамках обеспечения финансовой безопасности государства, т.е., создана финансовая база для функционирования государства и социально-экономического развития общества.

Финансовая безопасность российского государства актуализируется в зависимости от степени финансовых рисков для современной России. Соответственно, повышается значимость разработки нормативно-правовых основ формирования государственной финансовой политики, обеспечения финансовой безопасности, противодействия коррупции и теневым доходам. Параллельно растет потребность и в нормализации функционирования правоохранительной системы, в первую очередь, в данном контексте органов, ответственных за обеспечение финансовой безопасности государства.

Финансовая система государства складывается под влиянием финансовой политики, как результат практической реализации разработанных и официально утвержденных концептуальных идей механизма финансово-правового государственного регулирования и целенаправленного воздействия финансово-экономических инструментов на соответствующие общественные отношения.

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о том, что именно финансовая безопасность, заключающаяся в способности государства самостоятельно обеспечивать внутреннюю и внешнюю финансово-экономическую политику и обеспечивать стабильность национальной финансовой системы в условиях негативных факторов развития мировой финансовой системы и преднамеренных действий других государств, субгосударственных группировок, транснациональных корпораций в отношении государства, становится ключевым элементом экономической безопасности Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1. Какова взаимосвязь между финансовой и экономической безопасностью?

2. Назовите основные факторы, обеспечивающие финансовую безопасность государства.

3. Назовите основные элементы структуры финансовой системы страны.

4. Проанализируйте роль и место финансовой безопасности в системе национальной безопасности страны.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Астахова Е.А., Калюгина С.Н., Ларионова Н.А., Симанкина М.В. Финансовые аспекты безопасности личности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2018. — № 2 (65). — С. 63–71.

2

Ермошенко М.М. Финансовая безопасность государства: национальные интересы, реальные угрозы, стратегия обеспечения. — К.: Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2005. — 309 с.

3

Черникова Е.В., Высоцкая А.С. Финансовая безопасность как элемент системы национальной безопасности государства // Закон. — 2010. — № 7. — URL: http://10aas.arbitr.ru/article/189/1017/Finansovaya-bezopasnost-kak-element-sistemy-nacionalnoy-bezopasnosti-gosudarstva (Дата обращения: 29 июля 2019 г.).

4

Каранина Е.В Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности): Монография. — Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. — 239 с.

5

Гурьянова Л.С., Непомнящий В.В. Концептуальные подходы к моделированию финансовой безопасности государства // Проблемы экономики. — 2012. — № 4. — С. 232–236.

6

Асалиева С.А. Финансовая безопасность России в условиях трансформируемой экономики. Автореф. дис.… канд. экон. наук: шифр специальности: 08.00.01. — М., 2005. — 28 с.

7

Вавакина Т.В. Финансовая безопасность как основа обеспечения безопасности национальной экономики // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Саратовский социально-экономический институт (филиал), 2017. — С. 210–215.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я