ЕГЭ. Русский язык. Сочинение. Учебное пособие для старшеклассников

Е. П. Шедогубова, 2019

В учебном пособии рассматриваются принципы работы по написанию сочинения при сдаче экзамена (части С). В основу написания сочинения положен блочно-модульный тип анализа литературного произведения, его частей и фрагментов, что позволяет учащимся писать сочинение на любую заданную тему. В пособии приводятся фрагменты сочинений, которые можно использовать в качестве литературной канвы при написании сочинения. Пособие адресовано ученикам старших классов, готовящимся к сдаче ЕГЭ по образовательной программе среднего общего образования, а также учителям общеобразовательных организаций для использования в процессе обучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЕГЭ. Русский язык. Сочинение. Учебное пособие для старшеклассников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Работа с блочно-модульными типами сочинений

Каких литературных героев вы понимаете, но не воспринимаете?

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Мы берем в руки книгу, знакомимся с героями и делаем для себя выводы: этот герой или героиня мне близки и понятны, а личность этого понятна, но неприятна. Такое отношение к литературному персонажу говорит о мастерстве писателя, который сумел заставить читателя поверить в реальность существования своего героя. Многие русские писатели «убедили» читателей в подлинности своих вымышленных персонажей, заставили нас осуждать их или сочувствовать им.

Так, в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина главный герой совершает поступки, которые, на мой взгляд, трудно назвать нравственными. Его легкомысленные рассуждения о «дяде самых честных правил», снисходительные нравоучения Татьяне Лариной, легкое ухаживание за невестой друга, конфликт с Владимиром Ленским, дуэль по ничтожному поводу, убийство Ленского на дуэли характеризуют Онегина не лучшим образом. Автор добавляет к характеристике героя несколько неприятных черт: поверхностное образование, увлечение светской жизнью, затем разочарованность, негативное отношение к окружающим. Несмотря на демонстративное нежелание общаться с уездными дворянами, Онегин придает слишком большое значение мнению тех людей, которых в душе презирает.

Пружина чести наш кумир,

И вот на чем вертится мир…

Образ Евгения Онегина открывает для читателей литературный тип «лишнего человека», не нашедшего своего места в жизни, не определившего для себя цели.

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал собирательный портрет своего современника со всеми присущими ему недостатками и достоинствами — «портрет, составленный из пороков всего… поколения». Центральной задачей писателя в изображении Печорина становится стремление раскрыть противоречивый характер героя, стремящегося к счастью, жаждущего деятельности, но приносящего окружающим страдания и несчастья. В первой главе мы узнаем о Печорине из рассказа его сослуживца Максима Максимовича, затем автор и герой случайно встречаются, а дальше знакомство читателя с героем происходит непосредственно из дневника Печорина. Это беспристрастная история жизни, написанная им самим.

Мы постепенно узнаем о Печорине все больше и больше. Печорин получил прекрасное образование, он умен, обладает сильной волей и решительным характером. По его же словам, он чувствует в себе «силы необъятные». Но в жизни оказывается, что приложить эти силы и волю не к чему. Он растрачивает их в себялюбивых забавах и развлечениях: похищает черкешенку Бэлу, разрушает жизнь «честных контрабандистов», убивает на дуэли Грушницкого, обманывает и покидает княжну Мэри. Вторгаясь в жизнь других людей, он делает их несчастными или губит их.

Зеркалом души Печорина является его дневник, в котором он анализирует свои поступки, отношения с другими людьми и даже собственные мысли. Он сам задает себе вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и… было мне назначение высокое». В предисловии к роману Лермонтов писал, что он хотел исследовать «историю души человеческой, которая едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Исследование оказалось полным и интересным даже для нас, читателей, отделенных от автора и героя двумя столетиями.

На мой взгляд, трудно сочувствовать и сопереживать литературным героям, которых нельзя назвать отрицательными, но и считать положительными персонажами трудно. Эти герои в русской литературе положили начало определенным типам и явлениям: «лишние люди» (Онегин, Печорин), «обломовщина» (Обломов), «маленький человек» в понимании А.П. Чехова (Беликов, Чимша-Гималайский).

Каких литературных героев вы понимаете, но не воспринимаете? (2) (И.А. Гончаров «Обломов», А.П. Чехов «Крыжовник»)

Мы берем в руки книгу, знакомимся с героями и делаем для себя выводы: этот герой или героиня мне близки и понятны, а личность этого — понятна, но неприятна. Такое отношение к литературному персонажу говорит о мастерстве писателя, который сумел заставить читателя поверить в реальность существования своего героя. Многие русские писатели «убедили» читателей в подлинности своих вымышленных персонажей, заставили нас осуждать их или сочувствовать им.

Так, И.А. Гончаров в своем романе «Обломов» поднимает важную проблему общественно-нравственного содержания. В образе главного героя Ильи Ильича Обломова соединились лучшие человеческие качества («золотое сердце») и при этом пассивность, апатия, ведущая к духовной и физической гибели. Писатель неоднократно подчеркивает красоту души своего героя, его прекрасные духовные качества: доброту, ум, честность, верность, преданность. «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук…». Но пробудивший столько добрых и теплых чувств в положительных героях романа сам Илья Ильич, погребенный под гнетом апатии и лени, все глубже погружался в пучину «обломовщины». Эта трясина — нежелание трудиться, стремиться к чему-либо — засасывала его все основательнее, пока не поглотила тело и душу. В ходе неспешного повествования мы осознаем причины свершающейся трагедии гибели личности с прекрасными духовными задатками и сожалеем об этом.

В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов рисует нам образ «маленького человека» с мелкими запросами Николая Ивановича, всю жизнь мечтавшего всего заиметь свою усадьбу, в которой он будет выращивать собственный крыжовник. На склоне лет его мечта сбылась, но мы не можем радоваться за него, так как она была слишком мелочной, бескрылой и низменной. Душевным омертвением веет от образа «счастливого» обладателя усадьбы и крыжовника. Если до Чехова образ «маленького человека» в русской литературе вызывал сочувствие и жалость, то чеховские «маленькие люди» отталкивают читателя, который видит их серость, мелочность, бедность интересов, ограниченность мышления. А.П. Чехов ненавидел мещанство, а его «герои» являются носителями этого низменного явления.

На мой взгляд, трудно сочувствовать и сопереживать литературным героям, которых нельзя назвать отрицательными, но и считать положительными персонажами трудно. Эти герои в русской литературе положили начало определенным типам и явлениям: «лишние люди» (Онегин, Печорин), «обломовщина» (Обломов), «маленький человек» в понимании А.П. Чехова (Беликов, Чимша-Гималайский).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЕГЭ. Русский язык. Сочинение. Учебное пособие для старшеклассников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я