Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров

Е. П. Ермолаева, 1996

Научно-популярная брошюра, в доступной форме излагающая причины формирования психологических барьеров, препятствующих широкому приобщению людей к предпринимательству, как новой сфере профессиональной деятельности. Приводятся: типология психологических барьеров в соотнесении с видами массовых предпринимательских профессий, большое внимание уделяется тестам самодиагностики психологических барьеров и основным приемам самостоятельного их преодоления у себя. Предназначается для широкого круга читателей, психологов-практиков, студентов бизнес-школ, а также для организаций, занимающихся трудоустройством и профориентацией. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. Психологические барьеры-тормоз на пути массового предпринимательства

Любые, даже не слишком кардинальные перемены в общественном и экономическом устройстве страны неизбежно сказываются на психологии каждого человека, заставляя его по-новому взглянуть на себя, оценить правильность выбранной профессии и образа жизни с точки зрения пригодности в новых условиях. Иногда такие размышления могут изменить мировоззрение человека и даже весь уклад его жизни.

Эти процессы тем заметнее, чем более серьезны перемены в обществе. Сейчас мы переживаем эпоху, уникальную по набору таких политических и экономических факторов, которые независимо от нашей воли, желаний и усилий изменяют индивидуальную жизнь человека. С каждым днем мы обнаруживаем, что многие наши навыки и взгляды, полезные и необходимые еще вчера, сегодня уже устарели и даже мешают; а тех качеств, которые были бы так необходимы сегодня, у нас катастрофически не хватает. В растерянности мы пытаемся понять, почему так происходит; вглядываясь назад, находим много ошибок в выборе своего жизненного пути. Некоторые, кого сложившаяся ситуация не удовлетворяет, пытаются изменить ее, но при этом используют часто случайно подвернувшиеся возможности, что сулит новые ошибки в будущем. Другие, наоборот, уже четко видят себя в разнообразии новых ситуаций, их привлекают условия, в которых они максимально могут проявить себя. Но многие, поддаваясь инерции, привычному расчету на «везение», на то, что все уладится само собой, фактически не предпринимают ничего, теряя время, и что хуже всего, — постепенно свыкаясь с мыслью о неизбежности происходящего и своей неспособности что-либо изменить.

Активная или пассивная позиция каждого в эпоху перемен зависит не только от его личных качеств, способностей, образа жизни, привычек и т. д., но и от отношения к нему других людей: друзей, членов семьи, сотрудников и руководителей на работе. Как верно заметили английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис, «бурные времена более воздействуют на тех людей, уровень жизни или привычки которых оказываются под угрозой, потенциальными возможностями которых пренебрегают, или у которых вообще нет стоящей работы… Способность выбирать свое будущее или влиять на него является, видимо, наибольшей ценностью для человека, однако лишь немногие реализуют свои возможности полностью. А жизнь остальных предопределена теми ограничениями, которые, как им кажется, случай, прошлое или обязанности налагают на них» [4]. В этой цитате нам хотелось бы особо подчеркнуть именно слова «как им кажется», поскольку основной причиной неспособности взять на себя ответственность за свою судьбу, является в большинстве случаев не действительное, а лишь мнимое, кажущееся отсутствие необходимых для такого шага личных качеств. На самом же деле, по словам И. Канта, «леность и трусость — вот причины того, что люди, которых природа давно освободила от чужого руководства, все же охотно остаются всю жизнь несовершеннолетними, и по этим же причинам другие так легко присваивают себе право быть их опекунами» [2].

Но откуда же берется та «леность и трусость», о которой говорил Кант? Понятно, что это только метафора. За ней кроется гораздо более сложное психологическое явление, которое называется психологическими барьерами, и в котором, как в кривом зеркале, преломляется фактически весь жизненный опыт человека. И прежде всего, истоки такого положения коренятся в традиционном образовании, воспитании, социальных условиях.

Европейская цивилизация сравнительно недавно отказалась от сословного приоритета среди факторов выбора жизненного пути. Наше доперестроечное общество до самого последнего времени тоже мало чем отличалось от типичной сословной иерархии. В таком упорядоченном мире не было нужды в людях, способных принимать решения и нести ответственность за устройство собственной жизни. Слова, сказанные М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом об английском обществе полувековой давности, вполне годятся и для оценки нашего недавнего прошлого: «Слишком ограниченными были ресурсы и слишком распространенными социальные ожидания, чтобы в жизни большинства людей оставался какой-либо реальный выбор. Традиционное образование воспитывало как важные добродетели прилежание и послушание в отношении принятого порядка. Но стоит попробовать вести себя подобным образом ныне — и это быстро окажется неуместным и даже опасным. Для теперешнего человека важно распознавать свои возможности, развивать их, использовать шансы и отвечать за собственное будущее, Активная и ответственная жизненная позиция каждого члена общества — важная часть общей эффективности», Далее Вудкок и Фрэнсис приводят меткую фразу С. Германа: «Куда лучше, чтобы Вы сами выявляли и использовали свои сильные стороны и возможности, радовались им и двигались с их помощью вперед, нежели чувствовать себя как в инвалидном кресле, которое возят за Вас другие.» [4].

Возможно кто-то и предпочел бы, чтобы его возили в «инвалидном кресле» всю жизнь. Но такие возможности исчерпаны, а «поводыри» ушли. Человек остался наедине с быстро меняющимся миром и с самим собой, неподготовленным ни к переменам, ни к тому, чтобы самому отвечать за свою судьбу.

А между тем, реальная ситуация с каждым днем все настойчивее подталкивает людей включиться в пусть еще недостаточно цивилизованную, но уже завладевшую обществом систему отношений, которые принято называть рыночными.

Субъективным фактором, подсказывающим необходимость этого, является изменение самосознания рядового человека, для которого снятие многих из бывших социальных гарантий (на труд, бесплатное жилье, образование, здравоохранение и т. д.) сразу же привело к резкому падению жизненного уровня и уровня психологического комфорта: из человека, о котором кто-то обязан постоянно заботиться, он превратился в человека, которому на каждом шагу необходимо заботиться о себе самому, причем прежних трудовых усилий уже недостаточно для того, чтобы сохранить привычный уровень благосостояния. И все же для большинства людей этот субъективный фактор включения в бизнес до тех пор может осознаваться лишь как вынужденный обстоятельствами и не перейдет из «пассива» в «актив», пока условия существования будут оставаться достаточно сносными. Но, по всей вероятности, нельзя рассчитывать на то, что ситуация относительного благополучия сохранится надолго.

Второй, объективный фактор, — развал государственного сектора промышленности, разрыв межотраслевых и региональных экономических связей, переориентация целевых приоритетов в экономике, — не позволит существовать обществу в прежних профессиональных пропорциях. Это ускорит процесс осознания необходимости перехода многих работников государственных предприятий в сферу частного бизнеса. Но вопрос остается открытым в отношении того, в каком качестве люди будут приобщаться к бизнесу? Если бы на место разваливающихся крупных госпредприятий приходили аналогичные по размерам и выпускаемым товарам частные фирмы, то проблема для бывших работников госпредприятий решалась бы просто: они оставались бы наемными работниками, могли бы по-прежнему использовать свои профессиональные знания, но уже не на государственном, а на частном предприятии. Однако мы далеки от такой благополучной перспективы. В действительности вновь возникающие частные предприятия не в состоянии обеспечить работой всех бывших служащих госсектора: перемены в экономике привели к упадку основных отраслей промышленности, особенно производства товаров для народа. Нет даже необходимости приводить здесь всем уже известные статистические данные о катастрофическом падении уровня производства за 1992-94 годы.

Однако потребность у людей в различных товарах не падает, а растет, следовательно, если не госсектор, то кто-то другой эти товары производить и продавать все равно будет. В сложившейся ситуации этот «кто-то» — мелкий частный производитель и торговец. Исторический опыт нашей страны (НЭП) и исторические параллели с другими странами, пережившими крупные экономические кризисы и социально-политические катаклизмы (США в 30-е годы, Германия 40-50-х годов, послевоенные Италия и Япония), говорят о типичности для переходного периода и периода нестабильности феномена возрастания роли индивидуального фактора, личной инициативы во всех сферах. В такие переломные моменты личная инициатива становится не только фактором выживания, но и фактором преуспевания, если личная инициатива отдельного человека отвечает объективным потребностям общества и особенностям текущего момента; важно уметь уловить эти потребности в нужное время, а еще лучше — предвидеть их появление.

Из всего сказанного отчетливо проступает характерная черта сложившейся в стране ситуации: объективные потребности (экономические и политические) и общественные возможности (увеличивающийся рынок квалифицированной рабочей силы) сошлись на массовом предпринимательстве, как средстве выхода из кризиса. Но главным тормозом для широкого развития массового предпринимательства является психология людей, не готовых к преодолению психологических барьеров не только в практической реализации личной инициативы (необходимой движущей силы любого бизнеса), но даже просто в ее выявлении и проявлении на индивидуальном уровне: в поступках, решениях и оценках человека.

Психологические барьеры в предпринимательстве выглядят в большинстве случаев как реакция человека (в той или иной поведенческой форме) на объективные трудности (финансовые, правовые, информационные) и внешние препятствия. Психологический барьер — это, по-существу, субъективизированное отражение проблемной ситуации с точки зрения ее потенциальной угрозы в виде синдрома страха перед непредвиденным исходом своих действий в этой ситуации. Однако для возникновения любого психологического барьера необходимы два условия: наличие соответствующей (неблагоприятной) внешней среды и внутренней готовности субъекта к формированию барьера. При этом важно отметить, что действие ранее сформировавшихся барьеров уже не требует обязательного наличия неблагоприятной среды: они могут в равной степени проявляться как в неблагоприятной, так и во вполне благоприятной среде. С этим связано большинство трудностей их практического преодоления: очень часто создание даже самых комфортных условий для деятельности не позволяет преодолеть ту внутреннюю установку на неуспех, которая сложилась ранее. Психологические барьеры в предпринимательстве весьма разнообразны и связаны с множеством внешних и внутренних факторов, носящих массовый характер.

Перефразируя известное изречение, лейтмотивом дайной главы могло бы стать высказывание: «Понять — это наполовину преодолеть». Чтобы понять истоки и особую роль психологических барьеров в процессах приобщения людей к предпринимательству, следует уточнить, что же, собственно, подразумевается под термином «массовое предпринимательство» и почему мы именно сейчас говорим о нем.

Массовое предпринимательство вовсе не означает действий в массе, в группе, сообща. Наоборот, имеется в виду именно предпринимательство на основе индивидуальной инициативы, связанное с личными качествами каждого человека. Термин «массовое» удобен нам в двух планах. Во-первых, как свидетельство того, что психологические условия, факторы и барьеры, наблюдаемые в индивидуальных формах бизнеса, носят массовый характер, т. е. несмотря на индивидуальные различия, встречаются у всех предпринимателей в той или иной степени. Во-вторых, как показатель принадлежности массового предпринимательства к массовидным явлениям, со всеми вытекающими отсюда психологическими особенностями: связанностью с психологией толпы, феноменами массового сознания, в том числе мифологизацией реальных явлений, зависимостью от массовой пропаганды и т. д.

Принято считать, что предприниматель должен обладать в некотором роде уникальными способностями, позволяющими осваивать новые и новые сферы бизнеса для получения прибыли путем удовлетворения явных и потенциальных потребностей общества. Он воспринимается как одаренная «предприимчивостью» личность, всегда знающая свои цели и путь к успеху, идущая по нему смело, неуклонно, не боясь конкуренции и временных неудач. Непременным качеством предпринимателя считается творческая инициативность и самостоятельность в принятии решений. Для «большого» бизнеса в системе развитой, стабильно функционирующей экономики такие высокие требования к предпринимателям, возможно, и справедливы. Например, по некоторым данным, только каждый пятый в США признан способным заниматься бизнесом.

Однако могут существовать особые исторические, экономические и социальные условия, которые перечеркивают все общие правила: всплеск массовой инициативы большинства населения и благоприятные условия для мелкого предпринимательства помогли той же Америке преодолеть кризис 30-х годов, осуществить кардинальные экономические перемены в послевоенной Германии, Японии, других странах; сейчас этим процессом охвачена Юго-Восточная Азия. Наша страна стоит на пороге аналогичного процесса.

К массовому предпринимательству мы относим все формы предпринимательской деятельности, которыми, в принципе, может заниматься любой человек со средними способностями и необходимым минимумом специальных знаний в области бизнеса. Идея «всеобщего вовлечения» населения в сферу предпринимательства безусловно абсурдна. Однако привлечение миллионов инициативных, трудолюбивых, упорных и честных людей к производственной деятельности на основе личной инициативы, приносящей прибыль, с персональной ответственностью за результат труда, вряд ли покажется абсурдным. В наших условиях это важный фактор перестройки общественного и индивидуального сознания, без которого невозможен вход в мировое сообщество цивилизованных стран.

Можно выделить два вида массового предпринимательства, включающие несколько разновидностей. Первый вид-занятие частным бизнесом на основе самозанятости. Он включает: 1. Все формы производственного малого бизнеса (по определению Лиги кооператоров и предпринимателей России к малому бизнесу отнесены индивидуальные частные предприятия, кооперативы и иные объединения граждан для совместной хозяйственной деятельности, в уставном капитале которых полностью отсутствует доля государственной собственности, а по числу работающих их размер не превышает 50-200 человек, в зависимости от вида деятельности). Следует отметить, что на Западе к малым предприятиям относятся и предприятия с числом работающих до 500 человек. 2. Малый непроизводственный бизнес: торговля, посреднические услуги, консалтинг. В этой сфере в ближайшее время может возникнуть большой спрос именно на услуги специалистов и ИТР: консультационные фирмы по приватизации, ценным бумагам, юридические и нотариальные конторы, фирмы по созданию и адаптации программ для ЭВМ, информационные фирмы по разным вопросам. 3. Фирмы, разрабатывающие и внедряющие ноу-хау во всех областях: в сфере науки, технологии, строительства, дизайна, рекламы, финансов и т. д.

Второй вид массового предпринимательства относится к сфере укрепления собственнического статуса трудящихся, как внутри своего предприятия, так и вне его. Здесь можно выделить следующие разновидности: а) участие во владении своим предприятием путем его акционирования и получения доли в прибыли в виде дивидендов; б) различные формы участия трудящихся в управлении своим предприятием, включая участие в принятии решений; в) программы «народной приватизации», всеобщей «ваучеризации» и т. д.

Среди причин, усиливающих психологические барьеры в массовом предпринимательстве, не последнее место занимает нерешенность ряда политических и экономических вопросов на государственном уровне. И несмотря на часто звучащие высказывания политиков и экономистов о том, что стране нужны миллионы мелких собственников и частных предпринимателей, чтобы образовался средний класс, как основа и гарантия стабильности общества, — эти призывы, к сожалению, пока не подкреплены делом: необходимыми для развития среднего класса законами и социальными гарантиями.

Несмотря на неоднократно принимавшиеся постановления о малом бизнесе, подготовку различных программ его поддержки и развития, сложившуюся ситуацию с обеспечением гарантий массовому предпринимательству благополучной назвать нельзя. Совершенно не учитывается успешный опыт других стран по поддержке малого бизнеса, где начинающему предпринимателю, желающему открыть свое маленькое дело, предоставляются не только государственные кредиты, но и дается рекомендация, чем выгоднее заняться.

В результате этих и других «огрехов» государственного отношения к массовому предпринимательству мы имеем возможность наблюдать даже в тех сферах, где есть некоторое количественное продвижение, — приватизация, акционирование, — несколько парадоксальную ситуацию: массовость достигается совсем не в тех сферах приватизации, которые можно использовать как капитал; наиболее активно народ включился в приватизацию своих квартир, садовых домиков, и то скорее из боязни их потерять, чем по осознанному выбору.

В отношении развития производственного малого бизнеса реальная картина также далека от желаемого. Чтобы экономика стала подвижной, заработала конкуренция, в России, по разным оценкам, нужно от 10 до 20 миллионов малых предприятий-производителей товаров. Но пока их лишь несколько сот тысяч, и то, в основном, торгово-посреднические, т. е. товар не производящие. А большинство производственных — на грани разорения. Эффективность же существующих малых производственных структур невелика. Особенно это заметно в сельском хозяйстве. Например, по данным 1992 года в России насчитывалось почти 140 тыс. фермерских хозяйств, размером примерно 41 га каждое. При этом в среднем на одну ферму приходилось всего по три коровы и свиньи и шесть овец и коз, — т. е., по-существу, это просто личные подсобные хозяйства, а не товарное производство. Не случайно, разорение фермеров приняло поистине массовый характер, Ситуация складывается, казалось бы, парадоксальная: несмотря на все возрастающий товарный голод и уже существующие (хотя и не идеальные) возможности для частного предпринимательства, оно у нас не становится массовым и эффективным. Дело в том, что кроме финансовых и процедурных факторов (отсутствие для рядовых граждан государственных правовых гарантий, денежного субсидирования и страхования, выравнивающих стартовые условия для лиц с разными доходами) в нашей стране сильны внеэкономические факторы, затрудняющие реализацию идеи массового предпринимательства. Одним из важных объективных факторов, косвенно приводящих к образованию психологических барьеров, является недостаточная информационная база для развития малого бизнеса и приватизации: отсутствие достоверной и доступной информации о товарном и фондовом рынке, котировках акций приватизированных предприятий и т. д.

К субъективным факторам сдерживания предпринимательской активности, непосредственно выходящим на проблему психологических барьеров, следует отнести: дефицит элементарной практичности, порядочности в делах, здорового стремления к достатку за счет своего труда; отсутствие навыков работы с информацией, неумение самостоятельно получать и оценивать информацию; дефицит обязательности в отношениях с партнерами, несоблюдение или незнание законов и правил делового общения и др.

С этим резко контрастирует положение массового бизнеса в развитых странах, где объективные условия и социально-психологические установки более благоприятны. Об этом свидетельствует, в частности, появление нового аспекта массового предпринимательства в Европе: предпринимательство становится популярным способом самореализации личности, которым, в основном, охвачены молодые люди, испытывающие потребность в успехе и желающие доказать свои способности в конкурентной борьбе. Для них бизнес — это особый вид спорта, а деньги-награда, как свидетельство успеха.

Понимая, что человек — это наиболее ценный ресурс, к «предприимчивости большинства» все чаще обращаются руководители крупных фирм и корпораций для повышения роли личной инициативы каждого сотрудника на его рабочем месте. Это качество, которое они называют «духом предпринимательства», стимулируется разными способами: участием в доли прибыли с каждого выполненного задания, перераспределением основной и премиальной составляющих зарплаты в пользу последней, разовыми поощрениями инициативных предложений по улучшению работы, созданием «кружков качества» и т. д.

Малые предприятия обладают большей подвижностью в условиях постоянно меняющихся потребностей современного рынка. Именно поэтому даже в весьма преуспевающих странах с развитым крупным бизнесом все большую долю стали составлять мелкие и средние предприятия; в некоторых странах число предприятий с персоналом до 500 человек достигает 99,5 % и только 0,5 % составляют крупные фирмы. Правда, там есть специфика — особая функциональная роль наиболее преуспевающих мелких фирм: это разработка и внедрение инноваций. По данным 1976 года половина инноваций в США была создана на мелких предприятиях, и из аналогичного количества мелкие предприятия реализуют в 4-17 раз больше инноваций, чем крупные. По другим, более поздним данным, количество создаваемых малыми фирмами новшеств на 1 доллар затрат в 24 раза превышает такой же показатель для крупных компаний, а на долю малых фирм приходится от одной трети до половины всех нововведений.

Предпринимателей не пугает даже тот факт, что в условиях конкуренции труднее выживают именно мелкие предприятия. И хотя, по некоторым оценкам, 95 %) возникающих на Западе малых предприятий разоряются, эта статистика не является приговором для малого бизнеса: разорившиеся предприниматели не уходят из бизнеса, а начинают новое дело; поэтому действительный процент неуспеха гораздо ниже.

Секрет успеха в бизнесе состоит не только в умении находить новые способы удовлетворения уже существующих потребностей рынка, но и точно определять время и место появления новых потребностей и заранее прорабатывать соответствующие предложения для рынка. Все чаще и в таких сферах рынка, где, казалось бы, все «ниши» давно забиты товарами, возникают все новые и новые предложения от малого бизнеса. Например, пожилая домохозяйка в одной из скандинавских стран попробовала в свободное от домашних дел время производить сувениры из высушенных цветов, и бизнес пошел так хорошо, что через некоторое время и ее муж (менеджер крупной фирмы), и другие члены семьи полностью переключились на производство сувениров. Это яркий пример того, как важно совпадение потребности, места и времени, как можно не только угадать потребность там, где она есть, но в условиях жесткой конкуренции создать потребность в новом товаре там, где ее раньше не было, но были условия для ее появления: перенасыщенность рынка различными сувенирными товарами развила более требовательный, экзотический вкус у покупателей. Именно поэтому новый оригинальный сувенир быстро нашел сбыт.

И еще один факт примечателен в этом примере: респектабельный менеджер крупной фирмы, имевший солидную должность и неплохой доход, предпочел роль простого исполнителя в бизнесе своей жены, поскольку это давало еще больший доход. Нам такой выбор может показаться чудачеством, а в рамках рыночной психологии — это всем понятный, естественный поступок.

В этом примере, как в капле воды, отразился, возможно, основной источник психологических барьеров в предпринимательстве, связанный с понятием «российского менталитета», т. е. особенностями мировоззрения, сознания, образа мыслей, стереотипами поведения, имеющими массовый характер.

Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности, — лишь один из многих субъектов рыночных отношений, элемент в структуре разнообразных субъектов рынка. Мировоззренческие и психологические установки каждого из субъектов рынка определяются не только той функциональной ролью, которую он играет в этой структуре, но и рядом других факторов: предысторией развития, спецификой интересов, социальной средой и т. д. В некотором смысле предпринимательскую деятельность можно трактовать как разновидность поведения во враждебной социальной среде, в силу имеющего место несовпадения интересов личного бизнеса и общества. Причем это несовпадение лежит не только на уровне субъективных оценок, а коренится в самой сути предпринимательства: в изначальном принципе предпринимательства-новаторстве и стремлении к личному успеху — уже заложена угроза стабильности сложившегося порядка вещей. В нашей стране, в силу специфики условий, кроме того наблюдается диспропорция основных составляющих предпринимательской структуры: краткосрочные цели преобладают над долгосрочными, торговля — над производством, паразитирование на несовершенстве рыночного механизма — над поиском новых, более эффективных способов производства для удовлетворения потребностей рынка.

Психологические барьеры к предпринимательству имеют черты общие и специфические. Общие — это вообще сопротивление занятию бизнесом как всякой новой деятельности и профессии, особенно если она непривычна, нетрадиционна и психологически чужда.

Специфические психологические барьеры — те, которые свойственны отношению людей именно к предпринимательству, как особому роду занятий. Эти барьеры можно подразделить на барьеры реальные (порожденные действительно существующими причинами) и барьеры мнимые, мифические, связанные с предрассудками, предубеждениями. Это барьеры-фантомы, в порождении которых не последнюю роль играют массовидное сознание, психология толпы, социальные установки. Такого рода связь в некотором смысле типична для российского менталитета (достаточно вспомнить массовую коллективизацию, стахановское движение т. п.). Ее истоки — в недостатке культуры массовых и социальных проявлений в обществе, и даже где-то в отсутствии потребности в такой культуре. Исторический экскурс и социокультурные сравнения японцев, европейцев и русских, их верования, традиции и даже сравнительный анализ любимых игр (детей и взрослых) позволяет проследить некоторые связи между национально-психологическими типами и экономическим успехом.

Обобщая вышеизложенное, мы предлагаем следующую типологию психологических барьеров, отражающую существенные для предпринимательства характеристики человеческого поведения, которые послужат ориентиром для дальнейшего изложения.

L Барьеры «личной инициативы». Охватывают проблемы, связанные с трудностями проявления индивидуализма и реализации «духа предпринимательства», сопротивлением изменениям, оспариванием приоритета «личного блага», способностью к саморазвитию.

2. Барьеры «ложной установки». Содержат все аспекты социального и личного «мифотворчества» по поводу предпринимательства, ценности труда, материального блага и т. д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям.

3. Барьеры автономности. Их взаимосвязанные стороны: незащищенность личности (правовая и социальная); синдром «зависимости» (в том числе в принятии решений).

4. Барьеры достижения. Содержат аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремлением к успеху, трудностями в реализации принятых решений, в том числе: проблемы неадекватного прогнозирования, недостаточной скорости принятия решений и реагирования на ситуацию, неумения своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием вариативности в решениях и поведении.

5. Барьеры риска. Содержат рациональный (взвешенный риск) и эмоциональный (ответственный риск) аспекты»

6. Барьеры коммуникации. Отражают препятствия на пути информационной доступности и проблемы доверия в деловом общении.

7. Барьеры восприимчивости к новому, Отражают профессиональный догматизм, «узость» образования, неприятие новых идей и способов поведения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я