Триатлон: теория и практика тренировки

Е. Н. Данилова, 2015

Обобщен многолетний опыт работы авторов в сфере спортивной подготовки, представлены результаты исследований особенностей тренировки в триатлоне в условиях Красноярского края. Даны рекомендации по проведению тренировок, совершенствованию спортивной техники, обслуживанию спортивного инвентаря, подготовке к соревнованиям и участию в них, а также по организации гигиенических мероприятий. В приложении приведены программы обучения для специализированных учебных заведений. Предназначена для тренеров по триатлону. Может быть полезна студентам институтов и техникумов физической культуры, спортсменам, специализирующимся в триатлоне и других циклических видах спорта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Триатлон: теория и практика тренировки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Начальный этап занятий триатлоном

Влияние на состояние организма триатлона и видов спорта, входящих в его состав, базируется на физиологических закономерностях. Плавание, передвижение на лыжах, бегом и на велосипеде заставляет мышцы включаться в высокоактивную работу, которая даже при самой короткой тренировке длится не менее часа. При этом происходит активизация аэробных энергетических процессов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается уровень аэробных возможностей организма, который является ключевым показателем здоровья, определяющим жизнеспособность организма человека.

Еще одно достоинством комплексных тренировок — это сбалансированная мышечная деятельность, которая формирует у занимающегося гармоничное телосложение. При сочетании различной деятельности отсутствует монотонность, как при занятиях каким-либо одним циклическим видом спорта. При продолжительной двигательной деятельности главным источником энергообеспечения организма становятся жиры, что позволяет применять занятия для контроля и корректировки массы тела. При этом весоростовые данные не могут ограничивать пригодность к занятиям, как, например, в гимнастике или в баскетболе. Начинать занятия возможно в любом возрасте — и в пожилом, и в дошкольном. Для овладения на любительском уровне навыками плавания, бега, езды на велосипеде и бега на лыжах достаточно систематических наблюдений за тренировками квалифицированных спортсменов и общения с опытными физкультурниками в сочетании с регулярной практикой.

Оздоровительный эффект кроссового бега, езды на велосипеде и бега на лыжах возрастает, когда они проводятся в экологически чистой загородной зоне. Соревнования и значительная часть тренировочных занятий проходят на открытом воздухе, в естественных природных условиях, для которых характерно комплексное закаливающее воздействие, особенно в холодное время года. Зимний воздух содержит наибольшее количество отрицательно заряженных ионов, тонизирующих нервную систему. Кроме того, красота окружающей природы дает возможность снизить стрессовую нагрузку на психику, характерную для городских жителей.

Еще одно достоинство оздоровительных занятий триатлоном — отсутствие затрат на использование дорогостоящих спортивных сооружений. Трасса для кроссового бега, езды на велосипеде и бега на лыжах может быть выбрана или проложена самостоятельно в местности с различным рельефом. Плавание в открытой воде предполагает только наличие подходящего водоема. Дорогостоящей профессиональной экипировки для оздоровительных тренировок также не требуется.

2.1. Что нужно знать для самостоятельных занятий

Для того чтобы начать самостоятельные занятия триатлоном, следует изучить структуру тренировочного занятия, технику двигательных действий, возможные ошибки и способы их исправления. Структура каждого тренировочного занятия [69] определяется изменениями в спортивной работоспособности спортсменов: в начале занятия — ее рост, затем — колебания около некоторого повышенного уровня, в конце — снижение. В соответствии с этими изменениями выделяют три части занятия: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части занятия — «разминке» — происходит врабатывание, то есть повышение работоспособности спортсмена до уровня, необходимого для решения задач основной части. Выполняют в основном упражнения в ходьбе и беге, упражнения для развития активной гибкости (махи) и общеразвивающие упражнения (ОРУ). Основная часть тренировки предусматривает непосредственное выполнение запланированных задач (развитие силы, выносливости, изучение и совершенствование техники упражнений и др.). В заключительной части — «заминке» — происходит постепенное снижение интенсивности нагрузки. Выполняют задания для восстановления дыхания, расслабления и растягивания.

Для эффективного формирования навыков техники двигательных действий в триатлоне следует придерживаться последовательности обучения [34; 64; 69]. Первоначально при обучении упражнению создается общее представление о нем путем показа и начального разучивания. Используются подводящие упражнения. В качестве элементов нового упражнения могут использоваться части уже знакомого. Например, при обучении посадке на велосипед с хода используются движения отталкивания, как при езде на самокате. Выделяются ключевые моменты изучаемого действия, целостное действие воспроизводится в упрощенной форме, затем внимание уделяется деталям техники движения.

Далее упражнение изучают углубленно, основные элементы его закрепляют и доводят до автоматизма. Цель занятий на данном этапе — сформировать полноценное двигательное умение, способность к самостоятельному выполнению двигательного действия. Одновременно устраняются мелкие ошибки в технике. Внимание спортсмена должно быть сосредоточено на пространственных (например, в посадке на велосипеде — согнуть руки в локтях и наклониться вперед, в движениях рук — траектория, амплитуда, направление), временных (педалировать чаще, увеличить темп, чаще шаг) и динамических характеристиках движения (мощность толчка, преодоление силы трения, аэродинамика), на осмыслении выполняемого упражнения и предотвращении возможных ошибок. Например, первоначально учащийся езде на велосипеде старается удерживать равновесие, формирует навыки езды, а затем их совершенствует — осваивает рациональную технику педалирования, добивается плавности и равномерности приложения усилий. При этом применяются упражнения для развития мышечной системы и организма в целом с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

Цель завершающего этапа обучения — закрепление и совершенствование двигательного навыка. Формируется способность к рациональному применению освоенного действия в процессе тренировок и соревнований. Доводятся до необходимой степени развития индивидуальные черты техники. При этом происходит дальнейшее совершенствование деталей, достигается необходимая прочность и вариативность. Например, прочно сформированный навык езды на велосипеде позволяет эффективно управлять им при передвижении и по шоссе, и по пересеченной местности.

2.2. Основы техники. Ошибки и их устранение

Основы методики обучения двигательным действиям в триатлоне сформированы в результате многолетней практической деятельности авторов (А. Н. Христофоров, Т. В. Лучискенс, Н. Н. Архипкина, 1997–2012), которыми выделены основные отличия техники в триатлоне от техники в смежных видах спорта (плавание, бег кроссовый, лыжные гонки, велогонки).

Езда на велосипеде: посадка и передвижение. Существует два способа посадки на велосипед — с места и с хода. Для посадки на велосипед с места следует, опираясь на толчковую ногу, перекинуть маховую через седло и поставить на педаль с нажатием и началом движения. Садясь с хода, спортсмен опирается толчковой ногой о педаль, выполняет подряд 2–3 отталкивания маховой от дороги для разгона велосипеда, перекидывает маховую ногу через седло, поставить на педаль с нажатием и началом педалирования.

Основа обучения езде на велосипеде — передвижение по прямой. Взгляд велосипедиста должен быть направлен на 10–15 м вперед, плечи опущены и расслаблены, руки расположены параллельно телу, ширина хвата руля соответствует ширине плеч. Ноги выполняют равномерное педалирование.

Основным средством регулирования скорости при езде является частота педалирования. Для обучения контролю частоты педалирования по команде тренера (помощника) начинают счет оборотов педали одной ногой и ведут его в течение 10 (15) с. Полученный результат умножают на 6 (4) — полученное значение является частотой педалирования в одну минуту.

Для того чтобы снизить потери скорости при переменах направления движения, важно овладеть техникой поворотов и разворотов. При выполнении поворота до входа в него снижают скорость и выбирают точку начала поворота, а также траекторию, по которой следует передвигаться. Шатуны располагают вертикально — внутренняя педаль вверху, наружная внизу и нагружена весом тела спортсмена. Взгляд велосипедиста должен быть направлен на 10–15 м вперед на выход из поворота. Завершают поворот, выпрямив велосипед и начав педалирование.

В отличие от поворота, угол разворота составляет 360°, т. е. направление движения меняется на противоположное. Скорость движения перед началом разворота должна быть ниже, чем при выполнении поворота. Для выполнения разворота велосипедист, предварительно снизив скорость, выбрав точку начала разворота и его траекторию, направляет взгляд на 10–15 м вперед. Шатуны располагаются вертикально — внутренняя педаль вверху, наружная внизу и нагружена весом тела. Взгляд должен быть направлен на выход из разворота. Завершают разворот, выпрямив велосипед и начав интенсивное педалирование для набора рабочей скорости.

Велосипедные этапы соревнований по триатлону проводятся на трассах с различным рельефом. Езда в гору является показателем развития специальной выносливости велогонщика. Езда с горы предъявляет высокие требования к уровню его технической подготовленности.

Для преодоления подъема спортсмен направляет взгляд на 10–15 м вперед и переносит вес тела в большей степени на переднее колесо. Руки при езде в гору слегка сгибают в локтях. Начинающим велосипедистам целесообразно на подъемах сидеть в седле. Педали нагружают весом тела, педалируют с усилием, сохраняя равномерность движения. Оптимальную частоту педалирования поддерживают за счет выбора передач.

При езде с горы взгляд спортсмена должен быть направлен на 15–20 м вперед. На трассе с гладкой поверхностью следует сидеть в седле, на неровной — спускаться стоя, оторвав таз от седла. Шатуны должны быть расположены на гладкой дороге вертикально, вес тела перемещен на одну педаль; на неровной — параллельно поверхности, вес тела распределен равномерно. На протяжении спуска центр тяжести должен располагаться с учетом равномерной загрузки обоих колес.

Ниже представляем основные ошибки, допускаемые новичками при обучении управлению велосипедом (по данным многолетних наблюдений автора — А. Н. Христофоров, 1996–2009).

К основным ошибкам в посадке относятся излишняя напряженность, выпрямленность спины. Для исправления нужно расслабить мышцы в области поясницы, подать плечи к рулю, слегка согнуть руки в локтях. В положении рук допускается такая ошибка, как излишне выпрямленные руки, напряженные кисти. Следует слегка согнуть руки в локтях, сделать мягче хват. При чрезмерном смещении центра тяжести вперед или назад нужно согнуть или разогнуть руки и туловище в области поясницы. Полный перенос веса тела на седло также является ошибкой. Для правильной посадки нужно приподнять таз и загрузить педали.

Наиболее распространены в технике педалирования такие ошибки, как неравномерное приложение усилий — для исправления ездить на легких передачах с контролем частоты педалирования (90–100 об/мин); при расположении стопы на педали ошибочным является разворот носков внутрь или наружу (продольная ось стопы должна совпадать с направлением движения); при излишнем выдвижении стопы вперед нужно следить, чтобы основание большого пальца стопы проецировалось на ось педали (в велотуфлях) или на 1–3 см впереди него (в кроссовках).

Бег кроссовый. Эффективная техника кроссового бега важна для спортсмена любой специализации, поскольку является основным средством развития общей выносливости. Помимо собственно беговых тренировок рекомендуется выполнение специальных упражнений, таких как бег вверх и вниз по ступенькам, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, на месте (с высоким подниманием бедра, в упоре), семенящий бег, бег прыжками, многоскоки и другие задания.

К основным ошибкам при беге относятся такие, как сутулость — для устранения бегуну нужно расправить плечи; неправильное положение центра тяжести, «завал» тела вперед или назад — следует выпрямиться или подать тело вперед в зависимости от ошибки. При излишней длине шага (бег переходит в передвижение прыжками) нужно уменьшить шаг и увеличить частоту; при мелких шагах и недостаточной работе бедра нужно делать длиннее шаг и выше поднимать бедро. В случае излишней закрепощенности плечевого пояса и малой амплитуда движений рук спортсмену следует расслабить и опустить плечи, делать руками шире движения. При чрезмерной расслабленности, «болтании» кистей рук — слегка напрячь кисти, согнуть пальцы. Если руки совершают движения поперек тела, то следить за тем, чтобы они работали в направлении бега. При излишнем сгибании или разгибании в локтях — разогнуть руки или согнуть их под углом до 90°.

Ошибки в постановке стопы при беге устраняются следующим образом: при чрезмерном повороте стоп носками внутрь («косолапость») или при развороте наружу следует контролировать прямое положение стопы (следы должны располагаться на одной линии).

Передвижение на лыжах. Бег на лыжах является важным средством спортивной подготовки и активного досуга. В зимнем триатлоне он входит в состав программы соревнований. Для освоения наиболее эффективной техники передвижения необходимо изучить фазы лыжного хода, к которым относятся отталкивание лыжами, свободное скольжение, перекат тела над стопой, подседание и отталкивание палками.

Цель отталкивания лыжами — придание спортсмену необходимой скорости передвижения и ее увеличение. Выполнение отталкивания лыжами происходит за счет распрямления ноги в суставах. Движение тела вперед совмещается по времени с началом выпада маховой ноги. Одновременно с отталкиванием выполняется маховое движение другой ноги и руки с палкой, одноименной толчковой ноге.

Свободное скольжение обеспечивает сохранение скорости перемещения лыжника за счет уменьшения влияния тормозящих сил (к ним относятся излишние замахи, излишнее давление на лыжу). При выполнении данного элемента передвижения нужно следить за плавностью загрузки каждой лыжи при постановке на снег и избегать излишних вертикальных перемещений тела спортсмена.

Перекат тела над стопой придает лыжнику дополнительную скорость. Следует выполнять его быстрым движением с перемещением таза вперед и несколько вниз.

Подседание обеспечивает силу и скорость отталкивания ногой. Начинать этот элемент рекомендуется со сгибания опорной ноги в коленном и голеностопном суставах одновременно, наклоняя голень вперед и удерживая как можно ниже пятку стопы. Подседание желательно выполнять с малой глубиной и большой скоростью.

Отталкивание палками выполняется с целью увеличения скорости скольжения лыж и перемещения лыжника вперед над скользящей или останавливающейся лыжей (перекат). Для передачи усилия на лыжу необходимо создать жесткую систему «рука — туловище — нога». На время отталкивания нужно зафиксировать суставы за счет напряжения мышц от кисти до стопы. Отталкивание рекомендуется начинать с легкого выдвижения стопы вперед при постановке палки и заканчивать энергичным движением кисти с опорой на петлю. Движение должно выполняться параллельно лыжне, без поперечных отклонений руки с палкой.

При подготовке спортсменов в зимнем триатлоне используются как классические ходы, так и передвижения свободным (вольным) стилем — коньковые ходы. К классическим ходам относятся попеременный двухшажный, одновременный одношажный, одновременный двухшажный, одновременный бесшажный. Коньковые ходы включают в себя одновременный двухшажный, одновременный одношажный, попеременный двухшажный.

Важнейшим компонентом подготовки начинающего лыжника является освоение техники преодоления неровностей рельефа — подъемов и спусков.

Для обучения спортсменов рекомендуются такие виды подъемов, как «елочка» и «лесенка». При движении в гору «елочкой» следует разводить носки и ставить лыжи на внутренние ребра. Такая техника применяется при высокой крутизне склона и на неглубоком снегу. Для выполнения подъема «лесенкой» ставить лыжи нужно параллельно друг другу и перпендикулярно направлению движения. Этот способ целесообразно использовать на крутых подъемах и при движении по глубокому снегу.

При участии в спортивных тренировках и соревнованиях для преодоления пологих склонов с высокой скоростью рекомендуется пользоваться попеременным двухшажным ходом. Коньковые ходы наиболее эффективны: одновременный двухшажный — для длинных и крутых подъемов, одновременный одношажный — для пологих подъемов, попеременный — со старта (применяется на тренировках). Также для преодоления неровностей рельефа местности применяется скользящий шаг, для которого характерны равное время скольжения и стояния лыжи, увеличенный наклон туловища с активной работой плечевого пояса при уменьшении амплитуды в работе рук и ног, беговой шаг при сокращенном времени скольжения и отталкивания (с временным переходом на бег с фазой полета).

Выбирая технику спуска, лыжнику следует учитывать состояние трассы и уровень собственной квалификации. При прохождении неровностей рельефа основные действия заключаются в рациональном регулировании высоты общего центра масс тела путем изменения высоты стойки.

Высокая стойка спуска характеризуется минимальным сгибанием в коленях, палки удерживаются в опущенных руках; взгляд лыжника направлен вперед. Эта стойка предназначена для временного уменьшения скорости, а также осмотра незнакомого склона в начале спуска.

Средняя (основная) стойка спуска — ширина между лыжами 10–15 см, одна нога выдвигается на 10–20 см вперед, ноги слегка согнуты, туловище слегка наклонено вперед, руки опущены и выведены вперед, палки не касаются склона. Придает наибольшую устойчивость при спуске.

При низкой стойке спуска колени сильно согнуты, туловище наклонено вперед, локти опущены и прижаты. Придает телу спортсмена наиболее обтекаемое положение (для достижения максимальной скорости).

В стойке отдыха ноги лыжника полувыпрямлены, тело наклонено вперед с опорой предплечьями о бедра, палки направлены вверх-назад и прижаты подмышками.

Спадом называется увеличение крутизны склона. При подходе к нему нужно принять более высокую стойку, а при переходе через край спада — опуститься в более низкую, увеличив наклон тела вперед. Выкат — уменьшение крутизны склона. По мере приближения к выкату следует принять более высокую стойку и, проходя кривизну выката, опуститься в более низкую, уменьшив действие инерции.

Для преодоления встречного склона рекомендуется учитывать длину подъема. Короткий склон преодолевать желательно с хода, на длинном — рационально распределять силы для эффективного прохождения подъема (сохранение скорости на короткой дистанции либо сбережение сил на длинной).

Подъезжая к бугру, нужно выпрямиться и принять более высокую стойку; при наезде присесть, проехать вершину бугра в глубокой группировке. При скатывании с бугра следует быстро выпрямиться. Для преодоления впадины (ямы) движения выполняются в обратной последовательности: подъезжая — присесть, проезжая яму — привстать, выезжая — вновь присесть.

Торможения предназначены для остановки лыжника, снижения скорости при движении по дистанции или перемене направления. Для начинающих спортсменов рекомендуется освоение следующих видов торможений: плугом, упором, соскальзыванием, падением. Выполняя торможение плугом, спортсмен обе лыжи ставит под углом носками внутрь с давлением на внутренние канты. При торможении упором одну лыжу ставят прямо, вторую — под углом носком внутрь на внутренний кант (положение «полуплуг»). Соскальзыванием тормозят боковым скольжением при параллельном удержании лыж на кантах, внутренних по отношению к центру поворота. Торможение падением используют для гашения скорости при неизбежном столкновении с препятствием (дерево, ограждение трассы); падать рекомендуется вбок-назад, выводя лыжи вперед, используя для торможения канты лыж.

Техника выполнения поворотов при движении на лыжах предназначена для эффективного преодоления изгибов трассы. Ниже приведены варианты поворотов: переступанием — массу тела переносят с лыжи на лыжу, одновременно переставляя разгруженную лыжу внутрь поворота в направлении движения, в это время другой ногой выполняют отталкивания в наружную сторону; на параллельных лыжах — ставят лыжи под углом к направлению движения, загрузив внутренние (по отношению к повороту) ребра; плугом — применяется на крутом спуске с поворотом, перед вхождением в поворот таким способом гасят скорость.

К основным фазам поворота относятся:

● разгон — прямолинейное движение с набором скорости;

● вход в поворот — выполнение действий для начала движений по дуге;

● движение по дуге — изменение направления движения;

● выход из поворота — переход к движению по прямой.

При выполнении поворотов рекомендуется уделить внимание скольжению, работе ног, а также отталкиванию, положению рук и осанке.

При исследовании передвижений лыжников были выявлены наиболее распространенные ошибки и проанализированы причины их появления. Ниже предлагаем описание этих ошибок и методы их исправления.

1. В маховых и толчковых движениях ногами

● Наблюдается чрезмерное разведение носков лыж в стороны (широкая «елочка»), приводящее к сокращению шага. Рекомендуется самоконтроль и просмотр видеозаписей.

● Неполное перемещение массы тела с одной ноги на другую при шаге. Необходимо развитие координации и самоконтроль.

● Неустойчивое равновесие при скольжении на одной ноге. Для устранения ошибки следует развивать координацию и самоконтроль.

● Выталкивания ногой вверх, увеличивающие вертикальные перемещения тела. Для устранения ошибки следует развивать координацию и самоконтроль.

● Преждевременная постановка лыжи на внутренний кант, ограниченное использование скользящей поверхности. Рекомендуем развитие координации, укрепление связок голеностопного сустава и мышц бедра.

● Неравномерное распределение нагрузки на различные группы мышц, неравноценная загрузка правой и левой ног. Необходимо развивать силовую выносливость и координацию, самоконтроль.

● Сбой ритма. Для устранения ошибки необходимо развивать самоконтроль.

● Незаконченный толчок ногой с сокращением длины шага, недостаточный прокат (скольжение) на каждой лыже. Рекомендуется развивать подвижность в суставах и укреплять связки голеностопного сустава, а также укреплять мышцы бедра.

● Преждевременная постановка маховой ноги на опору. Для устранения ошибки необходимо развивать самоконтроль.

2. В маховых и толчковых движениях руками

● Несогласованная работа рук и ног. Рекомендуется бег на лыжах в облегченных условиях (по равнине и на пологом спуске), а также просмотр видеоматериалов.

● Незавершенный толчок, недостаточное выпрямление руки во время толчка палками. Необходима тренировка мышц рук и плечевого пояса.

● Слишком широкая постановка палок впереди (опасно и нерационально) во время выполнения толчка. Следует развивать самоконтроль, также рекомендуется просмотр видеозаписей.

● Чрезмерное сгибание или выпрямление рук в локтевых суставах перед постановкой палок, излишнее поднимание рук вверх и резкие движения при махе вперед. Для исправления ошибки рекомендуем самоконтроль и просмотр видеозаписей.

3. В движениях туловища

● Излишние поперечные перемещения. Нужен самоконтроль и просмотр видеозаписей.

● Недостаточное изменение угла наклона, слабое участие в отталкивании руками. Рекомендуется самоконтроль, а также укрепление мышц туловища и плечевого пояса.

● Излишнее выпрямление после толчка руками. Необходим самоконтроль и просмотр видеозаписей.

● Неустойчивая поза при спуске. Нужен контроль расположения центра тяжести тела и оптимального угла сгибания в коленных суставах (варьируется в зависимости от рельефа трассы).

При выявлении ошибки в технике передвижения тренер должен указать на нее, показать правильное исполнение и предоставить дополнительное время для овладения правильным способом выполнения.

2.3. Повышение устойчивости навыков

Для повышения устойчивости навыков и автоматизации движений выполняют упражнения с дополнительным отягощением, увеличивают амплитуды и скорости движений, повторяют упражнения на скорость и качество в соревновательной форме, а также в игровой форме и др. Повышению помехоустойчивости способствует и выполнение контрольных тренировок в сбивающих условиях, например: при внешних помехах — скоплении народа, при более сложном (по сравнению с соревновательным) рельефе трассы, при езде на тяжелой передаче, в сложных погодные условиях (сильный ветер, волнение на воде, течения, осадки).

Спортсменам необходимо анализировать технику собственных движений не только на основе субъективных ощущений, но и по объективным показателям, оставляемым ими во время выполнения упражнений: по следам на грунте и снегу можно определить длину шага и силу отталкивания, особенности постановки стопы и другие параметры техники движений.

2.4. Оценка технической подготовленности спортсмена

Для того чтобы овладеть в триатлоне навыками начального уровня подготовленности, необходимо освоить следующие действия: технику плавания кролем, технику бега кроссового, посадку на велосипед с хода, технику надевания и снимания велошлема за минимальное время, технику поворотов «кувырком» в плавании, технику лыжных ходов, классических и коньковых, поворотов и торможений на лыжах различными способами. Необходимо овладеть разворотом на велосипеде и ездой «восьмеркой».

Спортсмен с базовым уровнем подготовленности обладает навыками плавания в открытой воде на длинной дистанции, езды на велосипеде по шоссе в аэродинамической посадке, езды на велосипеде по пересеченной местности, спрыгивания с велосипеда на скорости перед транзитной зоной, знает алгоритм действий в транзитной зоне, владеет навыками коньковых лыжных ходов, спусков на лыжах со склонов трасс различной сложности в аэродинамической посадке, подъемов коньковыми ходами.

Для высокого уровня подготовленности триатлета характерны свободное владение навыками плавания в открытой воде в сложных условиях, езды на велосипеде по шоссе в группе и по сложнопересеченной местности, техничного, без потерь скорости, преодоления препятствий различного типа и сложности, совершенной техникой управления велосипедом в экстремальных условиях, уверенное владение всеми изученными способами передвижений на лыжах.

2.5. Циклы подготовки спортсмена в триатлоне

Подготовка в спорте — многолетний процесс, состоящий из комплекса циклов, где циклы — регулярно повторяющиеся этапы. Специфической особенностью триатлона является широкое включение в состав циклов подготовки триатлетов элементов спортивных дисциплин, входящих в его состав — плавание, легкая атлетика (кроссовый бег, длинные дистанции), велоспорт, лыжные гонки.

Различают три вида циклов: 1) микроцикл — продолжается в среднем неделю; 2) мезоцикл — занимает месяцы; 3) макроцикл — год и более.

Микроцикл — околонедельный период — включает две фазы: стимуляционная (кумулятивная), то есть собственно воздействие нагрузкой на организм спортсмена, и восстановительная (разгрузка и отдых). По мере роста спортивной подготовленности доля стимуляционной фазы в микроцикле все более увеличивается. В число компонентов каждого микроцикла входит общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП) и технико-тактическая подготовка (ТТП).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Триатлон: теория и практика тренировки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я