Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ)

Е. Л. Пчелкина, 2018

В книге предлагается алгоритмическая методика решения «детских» изобретательских задач, способствующая активному творческому развитию ребенка. Методика построена на базе АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера, адаптирована для детей дошкольного и младшего школьного возраста и широко оснащена вспомогательными материалами, облегчающими восприятие алгоритма. Приводятся примеры решения задач по методике. Методика апробирована в разных возрастных группах, используется во многих городах нашей страны, эффективна не только для «детских» задач и будет полезна не только для детей, так как помогает решать задачи не методом «отгадывания ответа», а с использованием инструментов мышления, которые способствуют получению новых, интересных и разнообразных идей. Работа предназначена для родителей, желающих вырастить детей с сильным творческим мышлением, развить у них находчивость и уверенность в своих силах, а как следствие – помочь детской социализации и адаптации к школе, а также для педагогов дополнительного образования, учителей начальной и средней школы, воспитателей детских садов, заинтересованных в повышении мотивации детей к обучению, к познанию нового. Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ДАРИЗ-1

Знакомить ребёнка с шагами алгоритма можно в целенаправленных беседах (на отдельных занятиях), которые легко организовать в домашней обстановке, в свободное время. Такие беседы-занятия должны проводиться регулярно несколько раз в неделю. Закрепление алгоритмических понятий можно объединять с деятельностью ребёнка на прогулке, его домашними делами, общением со сверстниками и взрослыми, свободным творчеством и любимыми играми.

Каждый шаг алгоритма имеет словесное и образное (схема и картинки) отражения, и они одинаково важны для ребёнка. Ниже приводится схема алгоритма, которую желательно показывать ребёнку не всю сразу, а по мере освоения шагов одновременно с образом-картинкой.

Рис. 1. Структура алгоритма ДАРИЗ-1 для дошкольников и учащихся 1–2 классов

Идеальное конечное решение (ИКР)

Начинать знакомство ребёнка с шагами алгоритма лучше всего с понятия ИКР — идеального конечного решения, т. к. это очень хорошо сочетается с мировидением дошкольника, его верой в чудеса, сказки, волшебные превращения. Знакомство с ИКР условно можно разделить на два шага: первый шаг — «сказочный», второй — «реальный».

Первый шаг — «сказочный»

В сказках часто происходят чудеса. Стоит сказать волшебные слова или взмахнуть волшебной палочкой, и всё, что нам нужно, происходит САМО. Главной задачей на этот момент является запоминание ребёнком ключевого слова САМ (САМО, САМА). Для этого можно почитать ребёнку сказки и/или предложить найти примеры из известных сказок, где что-то происходит САМО.

Например:

• скатерть самобранка — САМА заставляет стол угощениями и САМА же все убирает;

• сани (в сказке про Емелю) — САМИ едут по дороге без лошади;

• ведра (в той же сказке) — САМИ несут воду в дом;

• топор (в той же сказке) — САМ рубит дрова, которые САМИ укладываются в сани;

• клубочек (в сказке «Василиса премудрая») САМ катится перед Иваном и указывает дорогу;

• кусты роз (в сказке «Золушка») — вырастают САМИ,

• избушка на курьих ножках САМА поворачивается и т. д.

Таких примеров ребёнок может подобрать достаточно много. Можно предложить ему нарисовать сказочные вещи, которые САМИ выполняют нужные нам действия.

Второй шаг — «реальный»

В жизни не всегда всё получается как в сказке, но если внимательно присмотреться к окружающему нас миру, то можно заметить много интересных вещей, которые тоже на первый взгляд происходят САМИ, без волшебных палочек и заветных слов.

Например:

• облака САМИ бегут по небу;

• речка САМА течет;

• мячик САМ отскакивает от пола и подпрыгивает;

• волны САМИ набегают на берег;

• листики на деревьях САМИ осенью желтеют и т. д.

Совершенно очевидно, что любой взрослый сможет объяснить с помощью физико-химических и биологических законов перечисленные выше явления. Однако дети этих законов ПОКА не знают, и для них это «САМО» — из реальной жизни, которую они наблюдают. Возможно, некоторые малыши уже смогут объяснить какие-то явления, например, почему облака САМИ бегут по небу (их гонит ветер). Важно акцентировать внимание ребёнка на том, что в жизни «САМО» происходит только на первый взгляд, а на самом деле что-то этому «САМО» помогает (облакам помогает ветер). Обучая ребёнка замечать такие «САМО», вы развиваете у него наблюдательность, внимание и любознательность.

Предложите ребёнку сделать выставку рисунков для бабушки, для папы, для друзей: «Чудеса в нашей жизни», посоревнуйтесь с ним, кто самый наблюдательный, предложите вести тетрадочку (блокнотик), в которой он будет зарисовывать (или записывать) свои наблюдения.

Когда ребёнок научится видеть в окружающем мире то, что как бы происходит САМО, познакомьте его с персонажем-помощником по имени Мастер САМ, показав зрительный образ-подсказку и прочитав следующий рассказ.

«Жил на свете мальчик. Он очень любил наблюдать за всем, что его окружало. Больше всего его интересовало то, что, на первый взгляд, происходило САМО: сахар САМ исчезал в горячем чае, вода САМА впитывалась в землю, тонкая бумага САМА промокала от воды. Взрослые устали давать мальчику разъяснения и поэтому на его вопросы «А как ветер САМ…», «Почему часы САМИ…» — отвечали ему: «Подрастешь — узнаешь». И действительно, мальчик вырос, окончил школу и институт и смог научиться находить ответы на многие свои вопросы. А благодаря своей любознательности и наблюдательности он стал придумывать многие интересные и полезные вещи. К нему за советом стали приходить люди, и он всегда мог посоветовать им, как найти самое лучшее — идеальное! — конечное решение (ИКР) для их проблем, потому, что помнил про любимое с детства слово «САМ». Так в народе его и прозвали — Мастер САМ».

Примечание:

При знакомстве с героем Мастером САМом рекомендуется сначала прочитать ребёнку рассказ, а затем показывать изображение. При рассмотрении картинки следует обратить его внимание на следующие детали и моменты:

• Что означает слово «Мастер»? (человек, который умеет что-то мастерить, хорошо делать своё дело);

• О чем думает Мастер САМ? (о самоваре);

• Что такое «самовар»?

• Какое слово спряталось в слове «самовар»? («Сам» — любимое слово Мастера);

• На что похож Мастер САМ во время своих раздумий? (на то, о чем думает — на самовар);

• Чем он похож? (положением рук и ног, карманами на рубашке, и даже голова — как маленький чайник);

• А почему он похож на самовар? (чтобы лучше понять, как работает самовар, он представляет себя самоваром).

Беседы-занятия для ознакомления ребёнка с понятием ИКР

В зависимости от уровня развития вашего ребёнка беседу можно разбивать на смысловые части или объединять несколько бесед вместе.

Беседа-занятие 1

Тема: «Понятие ИКР». «Знакомьтесь, Мастер САМ»

Главная цель этой беседы — познакомить ребёнка с понятием ИКР через персонажа — «Мастер САМ».

Сопутствующие задачи: развивать внимание, наблюдательность ребёнка, его умение рассуждать и делать выводы, расширять представления об окружающем мире.

Что необходимо для беседы (подготовьте заранее): лист бумаги (альбом), цветные карандаши, изображение Мастера САМа, текст рассказа о Мастере, картинки с изображением сказочных сюжетов, где что-то происходит само; изображение феи с волшебной палочкой и природных объектов (волны, облака, пожелтевшего листа), стакан тёплой воды и сахарный песок.

План-конспект беседы

1. Организационный момент.

Усадите ребёнка для беседы поудобнее рядом с собой или напротив себя.

— Любишь ли ты сказки? Почему? Чем сказки тебе нравятся?

Возможные варианты ответа ребёнка:

— Сказки интересные.

— В сказках происходят разные чудеса, которых нет в жизни.

— Сказку приятно слушать перед сном.

— А чем сказки могут быть плохи?

— Можно напугаться Бабы Яги из сказки, и потом её бояться.

— Можно заслушаться сказку и опоздать куда-то или что-то не сделать.

— Плохо то, что нужно долго просить, чтобы тебе почитали сказку.

2. Игра «Сказочное САМО».

Покажите ребёнку картинку с изображением волшебницы или феи, у которой в руке волшебная палочка.

— Кто изображен на этой картинке?

— Фея или волшебница.

— Почему ты так решил?

— У неё в руках волшебная палочка.

— Что это за предмет такой «волшебная палочка»? Что она делает?

— Она выполняет желания, творит чудеса.

— Покажи, как.

Ребёнок может взять карандаш, взмахнуть рукой и произнести какое-нибудь желание с волшебными словами.

— Правильно ли я поняла, что если взмахнуть волшебной палочкой, то все происходит САМО? Давай вспомним сказки, в которых некоторые события происходят сами.

Покажите ребёнку иллюстрации к сказке «Емеля» (можно заранее найти картинки в интернете или, если есть книжка, показать их в книжке).

— Что в этой сказке происходит САМО?

— Ведра сами идут в горку, печка сама едет к царю. Дрова сами собой укладываются в сани, а сани сами бегут без лошади.

Пусть малыш полистает книжку, вспомнит сказку и посчитает, сколько раз в этой сказки встречается «САМО».

Покажите ребёнку другие, заранее подготовленные, картинки из волшебных сказок, с которыми ваш ребёнок знаком. Например:

Избушка на курьих ножках.

— Она сама поворачивается к лесу задом, а к Бабе Яге передом.

Волшебный клубочек.

— Сам катится перед Иваном куда нужно и указывает дорогу.

3. Самостоятельная работа.

Предложите ребёнку изобразить движениями какой-нибудь сказочный предмет. Например, ребёнок — избушка на курьих ножках. Вы ему говорите: «Избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!». Ребёнок поворачивается. Аналогично он может изобразить клубочек, который бежит впереди и указывает дорогу, вёдра, которые сами несут в горку воду и др.

Попросите нарисовать ребёнка, что еще в сказках происходит САМО. Если он затрудняется, назовите ему знакомые сказки. Пусть он самостоятельно подумает, что в них происходит САМО. Такими сказками могут быть: «Золушка», «Василиса премудрая», «Царевна-лягушка» и др.

После выполнения задания попросите ребёнка объяснить, что он нарисовал и почему.

4. Игра «САМО в жизни».

— А как ты думаешь, бывает ли в жизни настоящая волшебная палочка?

— Нет.

— Но, несмотря на это, в жизни тоже бывает, когда что-то (на первый взгляд) происходит само. Давай посмотрим на картинки.

Покажите ребёнку картинки с разными явлениями природы (жёлтые листья, волны на берегу моря, облака в небе).

— Как ты думаешь, что на этих картинках происходит САМО?

— Листочки сами осенью желтеют и опадают.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я