В книге предлагается алгоритмическая методика решения «детских» изобретательских задач, способствующая активному творческому развитию ребенка. Методика построена на базе АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера, адаптирована для детей дошкольного и младшего школьного возраста и широко оснащена вспомогательными материалами, облегчающими восприятие алгоритма. Приводятся примеры решения задач по методике. Методика апробирована в разных возрастных группах, используется во многих городах нашей страны, эффективна не только для «детских» задач и будет полезна не только для детей, так как помогает решать задачи не методом «отгадывания ответа», а с использованием инструментов мышления, которые способствуют получению новых, интересных и разнообразных идей. Работа предназначена для родителей, желающих вырастить детей с сильным творческим мышлением, развить у них находчивость и уверенность в своих силах, а как следствие – помочь детской социализации и адаптации к школе, а также для педагогов дополнительного образования, учителей начальной и средней школы, воспитателей детских садов, заинтересованных в повышении мотивации детей к обучению, к познанию нового. Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ДАРИЗ-1
Знакомить ребёнка с шагами алгоритма можно в целенаправленных беседах (на отдельных занятиях), которые легко организовать в домашней обстановке, в свободное время. Такие беседы-занятия должны проводиться регулярно несколько раз в неделю. Закрепление алгоритмических понятий можно объединять с деятельностью ребёнка на прогулке, его домашними делами, общением со сверстниками и взрослыми, свободным творчеством и любимыми играми.
Каждый шаг алгоритма имеет словесное и образное (схема и картинки) отражения, и они одинаково важны для ребёнка. Ниже приводится схема алгоритма, которую желательно показывать ребёнку не всю сразу, а по мере освоения шагов одновременно с образом-картинкой.
Рис. 1. Структура алгоритма ДАРИЗ-1 для дошкольников и учащихся 1–2 классов
Идеальное конечное решение (ИКР)
Начинать знакомство ребёнка с шагами алгоритма лучше всего с понятия ИКР — идеального конечного решения, т. к. это очень хорошо сочетается с мировидением дошкольника, его верой в чудеса, сказки, волшебные превращения. Знакомство с ИКР условно можно разделить на два шага: первый шаг — «сказочный», второй — «реальный».
Первый шаг — «сказочный»
В сказках часто происходят чудеса. Стоит сказать волшебные слова или взмахнуть волшебной палочкой, и всё, что нам нужно, происходит САМО. Главной задачей на этот момент является запоминание ребёнком ключевого слова САМ (САМО, САМА). Для этого можно почитать ребёнку сказки и/или предложить найти примеры из известных сказок, где что-то происходит САМО.
Например:
• скатерть самобранка — САМА заставляет стол угощениями и САМА же все убирает;
• сани (в сказке про Емелю) — САМИ едут по дороге без лошади;
• ведра (в той же сказке) — САМИ несут воду в дом;
• топор (в той же сказке) — САМ рубит дрова, которые САМИ укладываются в сани;
• клубочек (в сказке «Василиса премудрая») САМ катится перед Иваном и указывает дорогу;
• кусты роз (в сказке «Золушка») — вырастают САМИ,
• избушка на курьих ножках САМА поворачивается и т. д.
Таких примеров ребёнок может подобрать достаточно много. Можно предложить ему нарисовать сказочные вещи, которые САМИ выполняют нужные нам действия.
Второй шаг — «реальный»
В жизни не всегда всё получается как в сказке, но если внимательно присмотреться к окружающему нас миру, то можно заметить много интересных вещей, которые тоже на первый взгляд происходят САМИ, без волшебных палочек и заветных слов.
Например:
• облака САМИ бегут по небу;
• речка САМА течет;
• мячик САМ отскакивает от пола и подпрыгивает;
• волны САМИ набегают на берег;
• листики на деревьях САМИ осенью желтеют и т. д.
Совершенно очевидно, что любой взрослый сможет объяснить с помощью физико-химических и биологических законов перечисленные выше явления. Однако дети этих законов ПОКА не знают, и для них это «САМО» — из реальной жизни, которую они наблюдают. Возможно, некоторые малыши уже смогут объяснить какие-то явления, например, почему облака САМИ бегут по небу (их гонит ветер). Важно акцентировать внимание ребёнка на том, что в жизни «САМО» происходит только на первый взгляд, а на самом деле что-то этому «САМО» помогает (облакам помогает ветер). Обучая ребёнка замечать такие «САМО», вы развиваете у него наблюдательность, внимание и любознательность.
Предложите ребёнку сделать выставку рисунков для бабушки, для папы, для друзей: «Чудеса в нашей жизни», посоревнуйтесь с ним, кто самый наблюдательный, предложите вести тетрадочку (блокнотик), в которой он будет зарисовывать (или записывать) свои наблюдения.
Когда ребёнок научится видеть в окружающем мире то, что как бы происходит САМО, познакомьте его с персонажем-помощником по имени Мастер САМ, показав зрительный образ-подсказку и прочитав следующий рассказ.
«Жил на свете мальчик. Он очень любил наблюдать за всем, что его окружало. Больше всего его интересовало то, что, на первый взгляд, происходило САМО: сахар САМ исчезал в горячем чае, вода САМА впитывалась в землю, тонкая бумага САМА промокала от воды. Взрослые устали давать мальчику разъяснения и поэтому на его вопросы «А как ветер САМ…», «Почему часы САМИ…» — отвечали ему: «Подрастешь — узнаешь». И действительно, мальчик вырос, окончил школу и институт и смог научиться находить ответы на многие свои вопросы. А благодаря своей любознательности и наблюдательности он стал придумывать многие интересные и полезные вещи. К нему за советом стали приходить люди, и он всегда мог посоветовать им, как найти самое лучшее — идеальное! — конечное решение (ИКР) для их проблем, потому, что помнил про любимое с детства слово «САМ». Так в народе его и прозвали — Мастер САМ».
Примечание:
При знакомстве с героем Мастером САМом рекомендуется сначала прочитать ребёнку рассказ, а затем показывать изображение. При рассмотрении картинки следует обратить его внимание на следующие детали и моменты:
• Что означает слово «Мастер»? (человек, который умеет что-то мастерить, хорошо делать своё дело);
• О чем думает Мастер САМ? (о самоваре);
• Что такое «самовар»?
• Какое слово спряталось в слове «самовар»? («Сам» — любимое слово Мастера);
• На что похож Мастер САМ во время своих раздумий? (на то, о чем думает — на самовар);
• Чем он похож? (положением рук и ног, карманами на рубашке, и даже голова — как маленький чайник);
• А почему он похож на самовар? (чтобы лучше понять, как работает самовар, он представляет себя самоваром).
Беседы-занятия для ознакомления ребёнка с понятием ИКР
В зависимости от уровня развития вашего ребёнка беседу можно разбивать на смысловые части или объединять несколько бесед вместе.
Беседа-занятие 1
Тема: «Понятие ИКР». «Знакомьтесь, Мастер САМ»
Главная цель этой беседы — познакомить ребёнка с понятием ИКР через персонажа — «Мастер САМ».
Сопутствующие задачи: развивать внимание, наблюдательность ребёнка, его умение рассуждать и делать выводы, расширять представления об окружающем мире.
Что необходимо для беседы (подготовьте заранее): лист бумаги (альбом), цветные карандаши, изображение Мастера САМа, текст рассказа о Мастере, картинки с изображением сказочных сюжетов, где что-то происходит само; изображение феи с волшебной палочкой и природных объектов (волны, облака, пожелтевшего листа), стакан тёплой воды и сахарный песок.
План-конспект беседы
Усадите ребёнка для беседы поудобнее рядом с собой или напротив себя.
— Любишь ли ты сказки? Почему? Чем сказки тебе нравятся?
Возможные варианты ответа ребёнка:
— Сказки интересные.
— В сказках происходят разные чудеса, которых нет в жизни.
— Сказку приятно слушать перед сном.
— А чем сказки могут быть плохи?
— Можно напугаться Бабы Яги из сказки, и потом её бояться.
— Можно заслушаться сказку и опоздать куда-то или что-то не сделать.
— Плохо то, что нужно долго просить, чтобы тебе почитали сказку.
Покажите ребёнку картинку с изображением волшебницы или феи, у которой в руке волшебная палочка.
— Кто изображен на этой картинке?
— Фея или волшебница.
— Почему ты так решил?
— У неё в руках волшебная палочка.
— Что это за предмет такой «волшебная палочка»? Что она делает?
— Она выполняет желания, творит чудеса.
— Покажи, как.
Ребёнок может взять карандаш, взмахнуть рукой и произнести какое-нибудь желание с волшебными словами.
— Правильно ли я поняла, что если взмахнуть волшебной палочкой, то все происходит САМО? Давай вспомним сказки, в которых некоторые события происходят сами.
Покажите ребёнку иллюстрации к сказке «Емеля» (можно заранее найти картинки в интернете или, если есть книжка, показать их в книжке).
— Что в этой сказке происходит САМО?
— Ведра сами идут в горку, печка сама едет к царю. Дрова сами собой укладываются в сани, а сани сами бегут без лошади.
Пусть малыш полистает книжку, вспомнит сказку и посчитает, сколько раз в этой сказки встречается «САМО».
Покажите ребёнку другие, заранее подготовленные, картинки из волшебных сказок, с которыми ваш ребёнок знаком. Например:
Избушка на курьих ножках.
— Она сама поворачивается к лесу задом, а к Бабе Яге передом.
Волшебный клубочек.
— Сам катится перед Иваном куда нужно и указывает дорогу.
Предложите ребёнку изобразить движениями какой-нибудь сказочный предмет. Например, ребёнок — избушка на курьих ножках. Вы ему говорите: «Избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!». Ребёнок поворачивается. Аналогично он может изобразить клубочек, который бежит впереди и указывает дорогу, вёдра, которые сами несут в горку воду и др.
Попросите нарисовать ребёнка, что еще в сказках происходит САМО. Если он затрудняется, назовите ему знакомые сказки. Пусть он самостоятельно подумает, что в них происходит САМО. Такими сказками могут быть: «Золушка», «Василиса премудрая», «Царевна-лягушка» и др.
После выполнения задания попросите ребёнка объяснить, что он нарисовал и почему.
— А как ты думаешь, бывает ли в жизни настоящая волшебная палочка?
— Нет.
— Но, несмотря на это, в жизни тоже бывает, когда что-то (на первый взгляд) происходит само. Давай посмотрим на картинки.
Покажите ребёнку картинки с разными явлениями природы (жёлтые листья, волны на берегу моря, облака в небе).
— Как ты думаешь, что на этих картинках происходит САМО?
— Листочки сами осенью желтеют и опадают.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других