Книга состоит из двух частей. Первая (Разное) представляет собой сборник эссе, в которых в соответствии с жанром всё можно. Автор делится своим пониманием ряда фундаментальных, философских категорий (истина, счастье, смысл жизни и др.) как учёный-естественник. Это позволяет ему изложить сущность связанных с ними проблем без часто используемых в философской литературе специальных терминов, что требует сопутствующих пояснений, и предложить возможно спорные, но чётко сформулированные определения. Здесь же приводятся эпизоды из личной жизни, сопровождаемые размышлениями, которые вскрывают социальное значение тех или иных событий, пережитых обществом за целый век жизни, свидетелем которых явился автор книги. Вторая часть (Откровения в дрёме) самостоятельное сочинение – и сон, и не сон, поскольку отражает не придуманные, а реальные события жизни, однако странные его собеседники могут появиться только при особых обстоятельствах. В этой части – отношения с Богом и Дьяволом, ложь и истина, человек и природа, в общем, многие беспокоящие живую душу проблемы человеческого бытия. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всемогущая троица. Разум – Бог – Дьявол предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1
Разное
(Всё о том же с разных сторон)
Честный плагиат
Ответственный секретарь МОИП Сергей Багоцкий предложил мне как старейшему члену общества выступить с докладом, открывающим конференцию «Гегель. Энгельс, Маркс и будущее человечества», планируемую на конец года. Ответственно, почётно, но…! Возраст, усталость и вообще хватит. Он настаивал, и даже предложил тему: связать великие философские учения с глобализацией. Я отказывался.
Договорились как выйдет по обстоятельствам; я всегда могу отказаться, а он подберёт кого-нибудь на всякий случай.
Время шло, разбушевался корона-вирус, конференция откладывалась. Наконец всё решилось, и она состоялась on-line, Багоцкий нашел мне замену (имярек), но меня из списка докладчиков не убрал; я оказался (по алфавиту) последним, по счёту тринадцатым. Отлично, меня это устроило, можно будет спокойно прослушать интересные доклады, выборочно, а с моим докладом — по самочувствию.
Всё слушать даже дома, сидя в кресле перед экраном компьютера с утра до вечера, было невозможно. Кое-что интересно, но многое — сплошная штамп-занудь. Десятый, одиннадцатый доклад, моя очередь подходит.
Промолчу, никакого доклада я не готовил, и вдруг осенило: я вспомнил о блестящем выступлении А. Н. Фрумкина на закрытии Менделеевского съезда, я на съезде не был, рассказывали, и как только предоставили мне слово, решился — выступаю, нажал кнопку включения Зума и произнёс: «Спасибо. Все устали, я тоже. К тому же плохо вижу и не буду утомлять вас чтением доклада. Просто скажу несколько слов по поводу того, в чем мы с Вами здесь участвовали и что услышали.
Где-то лет пятьдесят назад академик Фрумкин, выступая на Менделеевском съезде, первые слова посвятил роли стариков в человеческих сообществах, повторю их.
В самом начале, когда наши предки Homo ещё не были sapiens, они с трудом добывали пропитание и стариков как бесполезных членов племени съедали. Позднее они научились охотиться и возделывать землю, пищи стало больше, стариков как бесполезный хлам уже не ели, а просто сбрасывали со скалы. Наконец, когда Homo стали sapiens, стариков сохраняли как носителей опыта жизни. Они познали себя и окружающую природу, олицетворяют мудрость социума, учат молодых как жить в быстро изменяющемся мире. Собственно говоря, человечество как высшая форма жизни, достигло современного цивилизационного уровня благодаря потенциалу молодости и старикам, которые аккумулировали и передавали накопленные знания нарождающимся поколениям. Именно такую передачу знаний являет собой настоящая конференция, в которой мы все участвуем; в этом её социальная сущность и эволюционное значение.
Так что поздравляю её инициаторов и организаторов, всех докладчиков и заинтересованных участников-слушателей с успешным её проведением, Думаю, что идея проведения таких конференций будет жить, охватывая всё более и более широкие проблемы нашего существования.
Истина
Вечный вопрос — что есть истина? Люди шли из-за него на эшафот, на костёр. Не хочу, поэтому заявляю.
Истина — это всё, что существует во вселенной, в окружающем нас мире, включая человека со всеми его мыслями, представлениями, делами и чувствами.
В одной из частей этого мира, в человеческом мире она распадается и проявляется в двух противоположных смыслах: правды и неправды. Это означает, что (предельно кратко) многие утверждения, понятия, выступают одновременно как истинные и ложные. Например:
В тропиках очень холодно, в Арктике и в Антарктике всегда теплынь. В мире всей окружающей нас природы этот микроскопический, в её масштабах, абсурд — истина. Он придуман, произнесен, записан и таком виде существует. Одновременно в мире человека он ложный — на полюсах нет теплыни, на экваторе снега.
Таким образом, вопрос об истине снимается и переводится в вечную несуществующую неопределённость, в тайну. которой нет. Если мы не знаем о чём говорим, то сколько бы не называли это что-то разными словами, это что-то не станет существующим.
Пардон, сдаюсь. Я произношу это замечательное слово — истина, — воспроизвожу его на бумаге, и вот оно уже существует, оставаясь замечательным, так как способно отображать всё что угодно, в том числе ложь. Поэтому теперь самое-самое.
Ложь одна из важнейших истин природы в живом мире, особенно у человека. Карьеристы, маленькие и большие, циники всех мастей, обыкновенные негодяи, карабкаясь на вершину человеческой пирамиды, используют и считают эту ложь подаренной природой человеку великой истиной бытия!
А вы думали, что я борец за правду.
Улыбка
Улыбки в радости и в печали, в благородстве и негодяйстве.
И вообще — кто или что, когда и где улыбается?
Итак, улыбка:
— мудрости, добрая, поддерживающая;
— пустоты, ничего не означающая;
— подлости, хитрая, наглая, ухмыляющаяся;
— самодовольства, ничего не желающая знать, кроме поглаживания себя по пузу;
— и множество других.
Выбирайте какую хотите, я выбираю первую. Вы, конечно, с ней встречались, но, может быть, в суете жизни забыли. Вот она, моя дорогая:
Рассветает, выглянуло солнце. Ему навстречу отраженные от быстро бегущей речки прыгают солнечные зайчики. Встретились, играют, улыбаются.
Тучи хмурятся, а облачка улыбаются: «Дождик — это же хорошо, это для жизни».
Сошел снег, тепло, появились и зашелестели на ветру первые листики, запели, затрепетали птахи — весна, заулыбалась жизнь.
Цыплёнок только проклюнулся и выбрался из скорлупы, пискнул и побежал. Щенята, почувствовав, что у них есть лапы, запрыгали, завиляли хвостиками, которые никак не удаётся ухватить. Освободившись от кокона, всеми цветами радуги засверкали в воздухе бабочки.
Живая природа умеет жить, радуется и улыбается. Когда теряется радость и увядает улыбка, она перестаёт жить.
Любой человек не забывает первую улыбку своего малыша, прощальную улыбку старца — начало и конец жизни. Каждый человек, проходя по её ухабам, становится носителем её мудрости и получает право прощально улыбнуться, а мы спросить его: «Чему?»
И я спросил одного, другого…, много их было, и они сказали:.
Улыбка — это радость жизни, а жизнь — это улыбка природы во всём её разнообразии страданий и счастья. Да, именно так, повторили они, отвечая на вопрос — чему они улыбались? — и продолжили:
Всё живое что-то или кого-то ест. При этом тех, кто ест, в свою очередь, съедает другое живое, а этих других последующие другие, и так без конца. Возникает так называемый порочный круг.
Человек, как участник живого мира, ест и тех, и других, включая природу и себя. Поэтому так много негодяйства в его мире.
Он верх живой природы, ест и улыбается в радостях и мерзостях пожирания. Скоро съест всё, и что будет тогда?
Где выход из этого круга съедания друг друга? Выход один — его разрыв. А это конец жизни. Отсюда следует, что жизнь в порочном круге как счастье, как улыбка природы, возможна лишь в его сбалансированности, когда каждому хватает еды при условии, что его едят тоже. Такая сбалансированность должна изменяться вслед за природой. Высшее достижение природы — Разум — может и должен действовать в эту сторону, в этом направлении; тогда и улыбок будет достаточно, чтобы общая улыбка жизни преобладала в этом балансе над разрушающим его негодяйством. Торжество радости и улыбки сольётся с торжеством жизни.
Такие вот дела, милые люди, в вашем мире.
А ты. уважаемый автор, приводя разные типы улыбок и предлагая выбрать из них самую достойную, забыл о главных — улыбках радости и счастья. Ты когда-то писал о великом чувстве — счастье победы над собой, самой трудной и важной в жизни человека. Вспомнил? Ты ищешь путь к счастью в этом порочном круге живой природы. Но прежде тебе необходимо решить, в чём смысл твоего существования (жизни), и осознать, что ты, как и каждый человек, всего-навсего, элемент многомиллиардного сообщества людей, без него ты пфу, тебя нет. Ты поймешь, что единственным смыслом твоей жизни в этом мире являются твои усилия, обеспечивающие его (и тем самым твое) существование. Ты писал: «Смысл жизни состоит в предельной реализации себя, но так, чтобы это было на пользу другим людям».
Этим определяется путь к счастью, радостям и улыбкам. Трудный путь, каждый шаг — преодоление, опыт, знание, дело. Дойдя до конца, приобретёшь право на прощальную улыбку: «Всё что я мог, я сделал для вас, люди!»
Так они сказали, улыбнулись и скрылись в безбрежных пространствах вечности.
Релаксация
(переход от напряжения к покою)
Давно-давно, когда наши предки были еще Homo, встретились двое клыкастых и когтистых. У одного в руках орех. У другого ящерица. Посмотрели друг на друга и возбудились. Homo с орехом захотел ещё и ящерицу, а Homo с ящерицей захотелось ореха. Схватились. В результате обоим пришлось релаксировать. Один отрелаксировал основательно, навсегда, другой очухался, но без ящерицы и ореха. Зато понял, что одному плохо.
В следующий раз встретились несколько Homo и тоже захотели того, чего у них не было, а у других было. Лупили друг друга. И опять кто-то отрелаксировал основательно. Но очухались уже многие, и в руках у них оказались клочья и обломки того, что они имели и того, что хотели.
Много лет прошло. И теперь друг против друга стояли не стаи, а племена. Homo превратились в Homo sapience и уже не когтями и зубами, а камнями, стрелами, и огнями лупили друг друга.
Прошло еще некоторое время. Друг против друга выступали воины в кольчугах со щитами и мечами, дружины, пешие и конные армии с колесницами и огнями. За желанной и потому законной добычей их вели расплодившиеся на земле князья и цари, султаны, ханы и богдыханы, короли, негусы, императоры. Всех — только со времён древнего Египта (Рамзес, Ганнибал, Александры Македонский и Невский, Тимур, Чингиз-хан, Наполеон) — не счесть, но честь им, от мала до велика, до сих пор отдаётся.
Наступили просвещённые времена, добавились председатели, премьеры, генсекретари, президенты.
Президенты! Это другое дело. Их тоже тьма — тьмущая разных появилась. Они тоже призваны защищать и приумножать народное благо — своё не отдавать, не своё присоединять — уже в планетарном масштабе. Президенты разного рода фирм, компаний, корпораций не размахивают мечами, они придумывают новые способы отбирать и прибирать к рукам что приглянулось у коллеги-соседа. Делать это им вполне удаётся, например, с помощью зелёных, красных, разрисованных бумажек. А если не получается, достаточно большие президенты пускают в ход генералов и маршалов. Армии не стоят друг против друга, как раньше. Вспомним пояснения командующего одной из армий королю в чудесном французском фильме «Фанфан-Тюльпан»: «Правый фланг мы переставим на левый, а левый…». Его перебил король: «На правый» — «Нет! Левый переставим в центр».
Теперь и правый, и левый фланг, и центр располагают с севера и юга, а если надо, то и с запада и востока у границ вожделенного объекта, а то и в самой его середине. И всё — проблема решена.
Этот метод неоднократно и успешно апробирован после первой и второй мировых войн. Были умные люди, сообразившие — хватит. Тут же нашлись другие ужасно умные люди, решившие — продолжим. Вот и получилось то что получилось — каша из всего, что сотворил и чем окружил себя Homo sapience sapience и без чего он не может существовать. И, что делать, все эти структуры и институты так же, как и волосатый Homo 40–50 тысяч лет назад, продолжают совершенствовать способы отъёма благ друг у друга. Соревновались (благородно звучало), конкурировали (звучало расширительно), наконец объединились во всеохватывающем покрывале — Интернете. В результате можно всё — подёргал, потянул за нужную ниточку и готово: полетело — одни ближе к вершине, а другие, которых всегда больше, снова, как и раньше, релаксировали, опускаясь в никуда.
И что? Рано или поздно все там будем?
И тут умникам, обосновавшимся на вершинах социальных пирамид, пришло осознание того, что человечество не может противостоять некой высшей силе, которую часто отождествляют с Богом. И они могут играть роль представителей этой силы на земле и обладать всем, что пожелают из благ, ранее принадлежавших поверженным субъектам. а возникший хлам и самих субъектов… в никуда, в преисподнюю. Смысл всего этого когда-то провозгласил один француз: «После меня хоть потоп!».
Но, в соответствии с известной поговоркой, оказалось, что на всяких умников находятся свои умники. Нашлись.
Изречение одного из народных естествоиспытателей «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача» отразило их понимание жизни, стало лозунгом.
Добрались, противопоставили себя природе. Мало того, умники же, вознамеривались её покорить и убеждены — уже подчиняют и преображают. Природа определила сухопутным существам ходить по твёрдой земле, а мы летаем и плаваем, не одарила нас теплой шкурой и толстым слоем жира, а мы способны жить на ледяном панцире Антарктиды. Рычим громче всех, видим дальше всех: говорим и пляшем в Москве, а слышно и видно в в Нью-Йорке. Да что говорить, мы можем всё, на Марс собираемся, на спутник Юпитера «Европу» планируем высадиться. Неплохая перспектива.
Бог с ними, мистерами Твистерами, владельцами заводов газет, пароходов, и пусть тешат себя дворцами и яхтами.
Природа не тот Слон, на которого даже крупные моськи могут безнаказанно лаять, не противник, с которым человечество может тягаться.
Она улыбнулась жизнью, но вечно улыбаться не будет. Шевельнёт пальчиками — загорится огонёк Этны или Кракатау, хлопнет ладошками по воде и всемирный потоп начнётся, утреннюю зарядку сделает, метеорами пожонглирует, и нет цивилизации, наконец, нахмурит брови, перестанет улыбаться — и нет жизни; а если моргнёт маленькой звёздочкой, не будет ни Земли, ни спутников Юпитера, ни Солнца.
Заглядывать в такие дали… это несерьёзно. Конечно. Но, между прочим, Йеллоустонский вулкан взрывается с периодом 600 миллионов лет, и они уже прошли, так что следующий взрыв недалеко.
Но все эти наступившие и будущие напасти, вместе с короновирусами и им подобными забавами, для уничтожения нас с вами природе не нужны; человечество ведь тоже природа, само найдёт вариант себя урелаксировать, основательно, надёжно, окончательно. Оно придумало много способов самоуничтожения, и теперь, когда все дела переходят к искусственному интеллекту, о чём говорить, — рано или поздно он это сделает. Так что ждать осталось, в масштабе Homo — Homo sapience sapience, не так уж долго.
Аминь!
Автор, ты что, спятил?
Голос читателя, а может, мой внутренний прозвучал очень громко. Я даже вычеркнул эту реплику из текста.
Однако, поразмыслив, понял — нельзя завершать своё познание мира предсказанием о его неизбежном и, возможно, скором конце. Интуитивно я понимал это, что отразилось в этой укоряющей автора реплике. Я восстановил её — читатель прав.
Да, всё может произойти! Но нельзя жить и думать, что скоро всё кончится, тем более убеждать других в этом. Жить надо для и во имя жизни, а не за-упокой. Поэтому слава интеллекту, который может, всегда ищет и находит путь к сохранению и продолжению жизни в любых условиях.
Завершу это эссе не заупокойной релаксацией, а утверждением радости жизни, дарящей нам ни с чем не сравнимое счастье бытия. Но об этом в качестве обязательного продолжения я напишу другое эссе: «Радость жизни».
О жизнь! О радость!
Речь не о том, что каждый человек иногда радуется, иногда горюет, счастье и несчастье сменяют друг друга, и так — всю жизнь. Я — о радости жизни, в целом, со всем. что в ней было и будет, без изъятий, с раннего детства до глубокой старости.
Жизнь — такая, какой случилась, какой сделалась, какая есть — Радость и Счастье, — с большой буквы.
Она исключительное, может быть, единственное во вселенной явление природы и прекрасна в своём бесконечном противоречивом разнообразии, непрерывном изменении, потрясающей гармонии и красоте.
Человечество выделено из остального живого мира на земле и, благодаря интеллекту, стало вершиной творчества Её Величества Природы.
Каждый человек — элемент многомиллиардного социума, его мельчайшая частица. Однако он не потерялся в этом безбрежном океане людей, народов с их проблемами, историей, судьбой. Он участник и творец жизни во всей её полноте, каждой своей мыслью, делом, словом.
Вот она, какая есть, перед Вами — сотворённая людьми действительность, ужасная, уродливая и прекрасная. Может ли быть и где в этом бурлящем вареве прекрасного и ужасного счастье и радость для каждого отдельного человека?
Мой друг художник, уже 15 лет слепой, но не уступивший судьбе Юлий Берковский сказал:
«Чем больше жизни, тем больше счастья».
Это звучит на библейском уровне. Здесь всё: и материальное и духовное, победы и поражения, благополучие и несчастья, идеи, надежды и разочарования, твои дела и свершения, обретения и потери, благодарности и упрёки современников, то есть всё — сама жизнь, которая и Счастье, и Радость! В самом чистом виде мы наблюдаем это, когда видим и радуемся первым улыбкам младенца. Его жизнь ещё ничем не омрачена Для него жизнь ещё только грудь матери, и он ей улыбается и радуется; животик заболел, потом прошел, снова улыбается и радуется.
А мы, взрослые? Наши восторги и боли нераздельны, мы их различаем, а они всегда в обнимку, вместе. Жизнь одна, наша, другой нет. У каждого своя, а живём вместе, поэтому она ещё и общая.
Я понял это не сразу.
Разум человечества, аккумулированный мудрецами с древних времён, рождал смыслы, объединял людей в их сложной совместной жизни. Они подарили человечеству «золотое правило». Короче всего оно сформулировано в иудаизме:
«Не желай и не делай другому того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Всё остальное лишь комментарий к этому».
Но оно отражает действительность не полностью.
Люди его знают и делают вид, что ему следуют. Однако, желание обладать тем, что есть у соседа, а у меня нет, не исчезло.
Когда-то два Homo схватились насмерть из-за ящерицы и ореха. В современные времена дерутся, на всё готовы, и любого загрызут за первенство, за должность, за землю, воду, воздух, за власть; находятся и те, кто впрямь готов подраться за луну.
Великое постижение жизни в словах гётевского Эгмонта
«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой!»
низводится до меркантильности обывателя-маргинала, воспринимающего их в качестве принципа, которому надо следовать в борьбе за приумножение своих благ.
По-хозяйски расположившиеся на вершинах социума воротилы жизни следуют другому, тоже «золотому», правилу:
«Что захочу, то и захвачу».
Я понял это не сразу, только уже в очень зрелом возрасте. И однажды, задумавшись — перед Новым годом или майскими праздниками — не помню, предложил собравшимся за праздничным столом тост. Он тогда отражал и сейчас отражает моё отношение к жизни; думаю многие со мной согласятся.
За жизнь! Хотел её познать,
В ней раствориться без остатка,
В ней умереть и в ней восстать
Вновь умереть и вновь восстать.
Всё вновь и вновь, и вновь, и вновь.
Вот суть моя предельно кратко!
Не я первый славлю жизнь каждого человека, разную, удивительную, непостижимую как Радость, как Счастье.
Сильнее и ярче всего слава жизни прозвучала в финале 9-й симфонии Людвига ван Бетховена как Ода к радости (написанная Францем Шиллером в конце XVIII-го века). Эти великие слова и музыка стали гимном Европейского Союза.
Не только древние времена, сотворившие Библейские тексты, но и современность оказалась способной на такое: гимн радости «Девятой» — это вершина мудрости человечества в понимании себя.
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.
Пр.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Через битвы и лишенья,
Мир союз наш вековой!
Познание мира
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всемогущая троица. Разум – Бог – Дьявол предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других