Все о детских болезнях. Книга умных родителей

Е. А. Федорова, 2010

Нет ничего дороже здоровья вашего ребенка. Нет ничего страшнее беспомощности и растерянности в тот момент, когда самому дорогому в вашей жизни человеку нужна помощь. В этой книге молодые и опытные родители найдут советы о том, как сохранить здоровье своего ребенка, как самостоятельно оказать ему неотложную помощь, как по симптомам самостоятельно поставить диагноз или проверить диагноз, поставленный врачом, а также выбрать оптимальную схему лечения, безопасную для ребенка.

Оглавление

Периоды детства

Среди этапов развития самыми важными являются два: период внутриутробного развития и постнатальное развитие, или собственно детство.

Внутриутробный период характеризуется в первую очередь морфогенезом, сутью которого является органогенез (образование и развитие) различных органов и систем организма, что проявляется очень резкими изменениями формы и строения органов при чрезвычайно интенсивном и дифференцированном росте.

Внеутробный период характеризуется продолжающимся ростом и совершенствованием функций отдельных органов и систем организма в целом, их интеграцией и взаимообусловленностью функционального состояния.

Анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют важное значение в организации медицинского, социального и других видов сопровождения ребенка. В связи с этим периодизация детства необходима для конкретной врачебной деятельности, для рекомендации родителям адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактических мероприятий и т. д.

В настоящее время широко используется классификация периодов детства Н.П. Гундобина.

А. Внутриутробный период:

а) фаза эмбрионального развития (II–III месяцы);

б) фаза плацентарного развития (с III месяца до рождения).

Б. Внеутробный период:

1) период новорожденности (до 3–4 недель);

2) период грудного возраста (с 3–4 недель до 12 месяцев);

3) преддошкольный (старший ясельный) период (от 1 года до 3 лет);

4) дошкольный период (с 3 до 6 лет);

5) младший школьный период (с 7 до 11 лет);

6) старший школьный период (с 12 до 17–18 лет).

Внутриутробный период

Внутриутробный период продолжается от момента зачатия до рождения и составляет в среднем 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины. Срочными считаются роды, происходящие на 37–41 неделе беременности, преждевременными — ранее 37 недели беременности и запоздалыми — при сроке 42 недели и более.

Различают несколько периодов внутриутробного развития:

1. Собственно зародышевый период (герминальный), начинающийся от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивающийся имплантацией (прикрепление зародыша к стенке матки) образовавшегося бластоцита (стадия развития зародыша, возникающая в результате дробления оплодотворенного яйца) в слизистую оболочку матки. Его продолжительность — 1 неделя.

2. Период имплантации продолжается около 40 часов и характеризуется дальнейшим внедрением бластоцита в слизистую матки.

3. Эмбриональный период длится 5–6 недель. Питание зародыша происходит из желточного мешка. Важнейшей его особенностью является закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Воздействие различных тератогенных (повреждающих зародыш) факторов как внешних, так и внутренних в этот момент может вызвать эмбриопатии (патологию развития эмбриона), которые представляют собой грубые анатомические пороки развития.

Срок беременности или возраст плода от 3 до 7 недель принято считать критическим периодом развития.

4. Неофетальный, или эмбриофетальный период продолжается

2 недели, когда формируется плацента и совпадает с окончанием формирования большинства органов и систем ребенка (кроме эндокринной и нервной системы). Это крайне важный период, так как правильное формирование плаценты в дальнейшем обеспечивает плацентарное кровообращение, которое в свою очередь необходимо для поступления в организм плода достаточного уровня кислорода и питательных веществ.

5. Фетальный период продолжается от 9 недель до рождения и характеризуется тем, что развитие плода обеспечивается плацентарным питанием. В этом периоде выделяют два подпериода: ранний и поздний.

Ранний фетальный подпериод (от 9-й недели беременности до 28-й недели беременности) характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов плода. Воздействие неблагоприятных факторов на этом этапе уже не приводит к формированию пороков строения, но может вызывать задержку роста и дифференцировки органов и тканей.

Поздний фетальный подпериод начинается после 28-й недели беременности и длится до начала родов (до отхождения околоплодных вод). Влияние патогенных факторов в этом периоде уже не могут влиять на процессы формирования органов и дифференцировки тканей, но опасны тем, что могут привести к преждевременным родам и рождению недоношенного и функционально незрелого ребенка. В случае, когда беременность не прерывается, может иметь место недостаточное питание плода (внутриутробная гипотрофия) или общее недоразвитие (маленькая масса и недостаточная длина плода). При воздействии инфекционных агентов в этом периоде характерно развитие настоящего инфекционного процесса с признаками заболевания, характерного для данного возбудителя. Этот период крайне ответственен за процесс накопления в организме ребенка компонентов питания, которые не могут быть введены в организм ребенка с материнским молоком (соли кальция, железа, медь, витамин В12). Отложенные в депо организма, они могут в течение нескольких месяцев поддерживать баланс, необходимый для его нормального развития. В последние 10–12 недель беременности достигается высокая степень зрелости и защиты жизненно важных функций плода от нарушений оксигенации (снабжения кислородом) и травматизма в родах. Идет интенсивное накопление иммуноглобулинов матери в крови плода, что способствует формированию адекватного иммунного ответа при столкновении с инфекционными агентами во время родов и после рождения ребенка. Последние недели беременности важны для ребенка и в плане созревания у него в легких «сурфактанта» — это вещества, находящегося в легких и отвечающего за нормальную дыхательную функцию ребенка (своевременное начало функции внешнего дыхания — «расправление легких», препятствие возникновению ателектазов — участков спадения легочной ткани, сопровождающиеся безвоздушностью легочной ткани).

Интранатальный период длится от момента появления регулярных родовых схваток до момента перевязки пуповины (в норме от 2–4 часов до 15–18 часов). Этот период опасен возникновением травм периферической и центральной нервной системы, которые могут создать непосредственную угрозу жизни ребенка. В этот период также могут возникнуть нарушения пуповинного кровообращения и функции внешнего дыхания. Родовые травмы часто возникают вследствие несоответствия размеров головки плода и родовых путей матери, неправильного положения плода. Для того чтобы избежать этих проблем в родах, женщина должна регулярно наблюдаться в женской консультации.

Внеутробный период (собственно детство)

Ранний неонатальный период — от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни (168 часов). Это самый значимый в жизни ребенка период адаптации к внеутробному существованию. Главными физиологическими изменениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной являются начало самостоятельного легочного дыхания и функционирование малого круга кровообращения с перекрытием путей внутриутробного кровоснабжения (закрытие артериального протока и овального отверстия) и возрастание кровотока в сосудах легких и головного мозга, а также изменение энергетического обмена организма и терморегуляции.

В этом периоде начинается энтеральное питание ребенка. Следует помнить о том, что в этом периоде все функции организма находятся в состоянии крайне неустойчивого равновесия. Механизмы адаптации недостаточно развиты и легко нарушаются, что требует постоянного контроля за состоянием ребенка (например, постоянное измерение температуры тела, контроль частоты дыхательных движений и т. д.). У новорожденных отмечается ряд физиологических состояний, которые не влияют на его состояние здоровья: физиологическая гиперемия (покраснение) кожных покровов, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз (связан с нарушением взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка).

Физиологическая эритема (гиперемия кожных покровов) — покраснение кожи в течение 2–3 дней, за которым следует мелкое или крупное шелушение. При обильном шелушении кожу ребенка смазывают растительным маслом.

Токсическая эритема сопровождается сыпью величиной от зерна фасоли до больших пятен с папулкой и уплотнением в центре. Редко имеют место пузырьки с прозрачной серозной жидкостью. Лечение такое же, как и при физиологической желтухе, в тяжелых случаях рекомендовано назначение десенсибилизирующих средств (супрастин, тавегил и др.).

Физиологическая убыль массы тела объясняется приемом небольшого количества пищи в первые дни жизни ребенка, что ведет к усиленному сгоранию жиров. Кроме этого, на снижение массы тела могут влиять перегревание, охлаждение, недостаточное увлажнение окружающей среды. Имеет значение и несоответствие между количеством потребляемой и теряемой жидкости.

Раннее прикладывание новорожденного к груди, введение жидкости в количестве не менее 5-10 % от массы тела в течение суток, поддержание температуры окружающей среды не менее 20 °C позволят снизить физиологическую потерю массы тела.

Транзиторная лихорадка новорожденного сопровождается повышением температуры тела при относительно хорошем состоянии ребенка, совпадая с максимальной убылью массы на 2–3 день после рождения. Ребенок становиться беспокойным. Это связано с поступлением богатой белками пищей, какой является молозиво, при введении ограниченного количества жидкостей. Лечение состоит в введении большого количества жидкостей от 50 до 200 мл в сутки.

Гормональный, или «половой», криз проявляется набуханием молочных желез (как у девочек, так и мальчиков), иногда сопровождаясь выделением из них подобного молоку секрета, у девочек иногда наблюдаются выделения из влагалища по типу менструальных, что связано с действием эстрогенов матери на плод. Наиболее выражен гормональный, или «половой» криз на 10-й день жизни. Лечение не требуется.

Мочекислый инфаркт почек характеризуется красноватым цветом мочи, оставляющей на пеленках пятна красно-бурого цвета (ураты). В появлении инфаркта имеет огромное значение недостаточное введение жидкости в организм ребенка, малое количество мочи, много солей, сгущение крови. Лечение состоит в обильном выпаивании детей с целью увеличения диуреза (мочеиспускания).

Физиологическая желтуха новорожденного развивается в связи с более высоким уровнем образующегося билирубина и ограниченным его выведением из организма. Общее состояние ребенка не нарушено. Обычно желтуха появляется на 2–3 сутки после рождения и проходит к 7-10 суткам. При умеренно выраженной желтухе могут окрашиваться склеры, слезы, наблюдается изменение цвета стула. Печень и селезенка не увеличены. Лечение состоит в обильном выпаивании ребенка и добавлении в питье 5 % глюкозы. Стоит проявить повышенное внимание при появлении желтухи у детей, рожденных матерями с отрицательным резус-фактором (Rh—), что может насторожить в отношении проявления резус-конфликта. Во избежание этого во время родов берется пуповинная кровь для определения антител.

В этом периоде развития заболевания могут быть обусловлены расстройствами, возникшими в более ранние периоды развития (внутриутробно или в период родов). К ним относятся различные аномалии развития, наследственные заболевания, заболевания обусловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолитическая болезнь новорожденных по Rh — или АВО — несовместимости и др.). Для этого периода характерно проявление родовой травмы, асфиксии, перенесенной в родах, внутриутробного инфицирования или инфицирования в период родов.

В раннем неонатальном периоде должно уделяться большое внимание соблюдению гигиенического режима, так как в этом возрасте часто возникают тяжелые гнойно-септические заболевания, пиодермии, бактериальные и вирусные поражения дыхательных путей и кишечника. Дыхательные расстройства возникают на фоне незрелости легочной ткани. Кишечные поражения связаны с тем, что ребенок рождается со стерильным кишечником и заселение кишечника происходит постепенно, по мере роста ребенка.

Первые дни жизни крайне важны для ребенка. У него формируются навыки сосания груди. Он адаптируется к новым, непривычным для него условиям существования. Для женщины в этом периоде наиболее важным является развитие лактации.

Поздний неонатальный период

Этот период охватывает с 8-го по 28-ой дни жизни. В этот период различные неблагоприятные условия легко могут вызвать отклонения в развитии ребенка. Родителям следует тщательно следить за нарастанием массы тела ребенка. Адаптация к внеутробной жизни еще не закончилась. Ребенок чутко реагирует на условия внешней среды, к которым прежде всего относятся температура и формирование режима питания. Так как у него еще не наладились собственные механизмы терморегуляции, следует стремиться к созданию стабильных климатических условий пребывания ребенка и поддерживать в квартире стабильный температурный режим (температура воздуха не должна опускаться ниже 20–22 °C, но и перегревание ребенка не должно допускаться).

Важнейшей характеристикой этого периода является интенсивное развитие анализаторов, прежде всего зрительного, начало развития координации движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта (реакция на прикосновение матери) с матерью и окружающими его близкими людьми.

Ребенок начинает фиксировать взгляд, реагировать на интонацию при обращении к нему. К трем неделям у многих детей появляется улыбка и мимика радости при обращении к ним близких людей.

Особое внимание в этот период следует уделять состоянию лактации у матери, активности сосания и прибавке в весе у ребенка.

В этом периоде развития заболевания могут быть обусловлены патологией внутриутробного, интранатального (родового) и раннего неонатального (послеродового) периодов. Прежде всего это инфекции, в том числе внутриутробные и приобретенные (например, цитомегаловирусная инфекция, герпетическая инфекция, пупочный сепсис).

Критериями благополучия ребенка служит оценка динамики массы тела, нервно-психического развития, сна.

Грудной возраст

Этот период длится с 29-го дня жизни до 1 года. В грудном возрасте у человека происходит самый бурный период роста и развития. В связи с этим особое внимание должно уделяться питанию и физическому развитию ребенка. В этот период происходит интенсивное нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

В этот период наиболее тесен контакт матери и ребенка. Основные адаптационные механизмы к внеутробной жизни завершены.

Максимальный темп физического развития в грудном периоде приходится на 2–3 месяцы жизни.

За период грудного возраста длина тела ребенка увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается. Все это сопровождается высоким обменом веществ, что должно обеспечиваться значительным количеством потребляемой пищи, рассчитываемой на 1 кг массы тела. Происходит совершенствование моторных функций: от полной двигательной беспомощности при рождении до самостоятельной ходьбы и игры с игрушками к концу первого года жизни.

В связи с активным ростом и развитием ребенка в этот период жизни возникают и определенные проблемы по обеспечению оптимального развития и предупреждению заболеваний и травматизма ребенка.

В этом периоде развития ребенок постепенно теряет пассивный иммунитет, который он получил от матери, а созревание собственной иммунной системы происходит крайне медленно, в результате чего увеличивается риск различного рода заболеваний, прежде всего инфекционной природы. Несмотря на это, ограничение контакта с другими детьми объясняет низкую заболеваемость детскими инфекциями. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

На фоне анатомо-физиологических особенностей органов дыхания у грудных детей часто отмечаются бронхиолиты и пневмонии, которые имеют тенденцию к тяжелому течению.

Высокая проницаемость слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта приводит к тому, что в кровоток легко проникают пищевые аллергены, что приводит к развитию различного рода аллергических проявлений, чаще всего аллергодерматозам.

Для предупреждения заболеваний у детей этого возраста большое значение имеет домашние воспитание и использование таких методов закаливания, как гимнастика, массаж, водные процедуры.

Преддошкольный (старший ясельный) возраст

Данный период характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем организма. В этот период интенсивно увеличивается мышечная масса. Со стороны костной системы заканчивается прорезывание молочных зубов. Резко возрастает двигательная активность на фоне низкого контроля за адекватностью движений и поступков, что часто приводит к возникновению травм у ребенка. В условиях адаптации к условиям внешней среды развиваются органы чувств.

Среди заболеваний доминируют острые респираторные инфекции, что связано с расширением контакта с другими людьми на фоне незавершенного созревания иммунных сил организма. В связи с расширением диеты и сферы пребывания нередко присоединяются аллергические заболевания.

Развитие эмоций достигает наивысшей степени проявлений. У ребенка ярко проявляются как отрицательные, так и положительные эмоции. Проявляются чувства застенчивости, страха, удивления.

В этом периоде стоит уделить большое внимание воспитанию ребенка, учитывая уже проявившиеся черты характера и поведения. Ребенок хорошо обучаем, быстро впитывает прививаемые навыки.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

В этом периоде происходит первое физиологическое вытяжение. На фоне замедления нарастания массы явно увеличивается длина конечностей. Начинается смена молочных зубов на постоянные. Иммунная система достигает достаточной зрелости. Активно развивается интеллект ребенка, совершенствуются навыки, улучшается память. К 5 годам дети уже хорошо разговаривают. Движения становятся четко координированными. Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек.

Среди заболеваний доминируют инфекционные заболевания, что объясняется расширением контактов, и заболевания органов дыхания.

Младший школьный возраст (7-11лет)

Происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Начинают проявляться половые признаки. Повышается память, расширяется кругозор, повышается интеллект. Идет интенсивное развитие сложных координационных движений мелких мышц. Формируется воля.

Среди заболеваний отмечаются нарушения зрения и осанки. Сохраняется высокая инфекционная заболеваемость. Растет количество обращений к врачу с жалобами на заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и аллергические заболевания.

Старший школьный возраст (с 12 до 17 лет)

Этот возраст характеризуется значительной перестройкой эндокринной системы, для девочек это период полового созревания, для мальчиков — его начало. Препубертатный период — самый сложный в отношении психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности. Отмечается повышенная конфликтность и юношеский максимализм.

В этом возрасте могут наблюдаться нарушения физического и полового развития, изменения со стороны вегетативной нервной системы. Часто встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я